С течением времени наука, безусловно, претерпевает качественные изменения. Она увеличивает объем, разветвляется и усложняется. Фактическая ее история представлена достаточно хаотично и дробно. Однако во множестве открытий, гипотез, концепций присутствует определенная упорядоченность, закономерность становления и смены теорий, — логика развития познания.
Актуальность вопроса
Выявление логики в развитии науки выражается в уяснении закономерности прогресса познания, сил, движущих им, их исторической обусловленности. В настоящее время эта проблема рассматривается под иным углом, нежели это было в прошлом столетии. Ранее считалось, что в науке имеет место постоянное приращение знания, накопление новых открытий, выдвижение более точных теорий. Все это в итоге создавало кумулятивный эффект на различных направлениях изучения явлений. Сегодня логика становления науки представлена в ином свете. В настоящее время господствует идея, что она развивается не только посредством непрерывного накопления идей и фактов, но и с помощью фундаментальных теоретических сдвигов. Благодаря им в определенный момент ученые начинают перекраивать привычную картину мира и перестраивают свою деятельность на основании принципиально других мировоззренческих установок. На смену логике неспешной эволюции пришла тенденция катастрофы и научных революций.
Это явление предполагает разделение единой системы на отдельные ее части. В научной сфере в качестве нее выступает познание. При делении его на элементы происходит возникновение новых сфер, областей, объектов исследования и отрасли. Дифференциация способствовала превращению науки в сложную, разветвленную систему, включающую множество дисциплин.
Предпосылки
Сегодня в науке насчитывается не меньше 15 тысяч разных дисциплин. Усложнение структуры знания обуславливается несколькими причинами. В первую очередь в основу современной науки положен аналитический подход к реальным явлениям.
Другими словами, в качестве базового приема выступает расчленение события на простейшие элементы. Этот методологический подход направлял исследователей на детализацию действительности. Во-вторых, в течение последних трех веков резко увеличилось количество объектов, ставших доступными для изучения.
Существование гениев, способных охватить многообразие познания, в настоящее время стало физически невозможным – человек может изучить только небольшую долю того, что в целом известно людям.
Формирование отдельных дисциплин происходило путем отграничения предмета исследования каждой из них от прочих элементов остальных направлений. В качестве стержня при этом выступают объективные закономерности действительности.
Специализация отраслей неизбежна и полезна. Дифференциация позволяет более глубоко исследовать отдельные стороны реальности. Она существенно облегчает работу ученых, влияет непосредственно на структуру всего научного сообщества. Специализация идет и сегодня.
К примеру, генетика считается относительно молодой дисциплиной. Между тем, уже сегодня существует множество ее ответвлений – эволюционная, молекулярная, популяционная. Отмечается и «дробление» более старых наук.
Так, в химии возникло квантовое направление, радиационное и так далее.
Негативные стороны
Несмотря на явные преимущества, дифференциация несет в себе опасность разложения общей картины мира. Дробление единой системы на отдельные элементы – закономерное следствие интенсивного увеличения и усложнения знания. Этот процесс неизбежно приводит к специализации, разделению научной деятельности.
Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Изучая этот аспект проблемы, Эйнштейн указывал на то, что работа отдельных ученых неизбежно приходит к более ограниченному участку общего знания. Специализация может привести к тому, что единое понимание познания не сможет успевать за развитием системы.
В результате существует угроза сужения перспективы ученого, принижения его до уровня ремесленника.
Кризис
Взаимное разделение научных дисциплин, изоляционистская дифференциация считалась основной тенденцией до 19 столетия.
Результатом этого явления стало то, что несмотря на внушительные успехи, достигнутые в ходе прогрессирующей специализации, имело место усиление рассогласованности направлений. Это привело к кризису единства науки.
Однако уже классическое естествознание постепенно выдвигает на первый план идею принципиального единства явлений природы и, следовательно, дисциплин, отражающих их. В связи с этим стали появляться смежные направления (биохимия, физическая химия и так далее).
Границы, которые существовали между оформившимися направлениями, стали все более условными. При этом фундаментальные дисциплины настолько проникли друг в друга, что возникла проблема формирования общей системы знаний о природе.
Процесс интеграции науки
Он протекает одновременно с разделением единой системы на элементы. Интеграция наук – это явление, обратное дроблению. Термин произошел от латинского слова, в переводе означающего «восполнение», «восстановление».
Понятие применяется, как правило, для обозначения объединения элементов в одно целое. При этом предполагается преодоление дезинтегрирующих обстоятельств, приводящих к разобщенности системы, чрезмерному росту самостоятельности ее компонентов.
Это должно способствовать повышению степени упорядоченности и организованности структуры. Интеграция наук – это взаимное проникновение, синтез, объединение дисциплин, их методов в одно целое, устранение границ между ними. Особенно активно это проявляется в настоящее время.
Интеграция современной науки выражается в возникновении таких областей, как синергетика, кибернетика и так далее. Вместе с этим идет формирование различных картин мира.
Ключевые принципы
Интеграция наук базируется на философской модели единства мира. Действительность является общей для всех. Соответственно, ее отражение должно выражать единство. Системно-целостный характер окружающей среды обуславливает общность естественнонаучного познания.
В природе отсутствуют абсолютные разграничительные линии. В ней существуют только формы перемещения материй относительно самостоятельного характера. Они переходят друг в друга, составляют звенья общей цепи развития и движения.
Соответственно, дисциплины, в рамках которых они изучаются, могут иметь относительную, а не абсолютную самостоятельность в различных сферах.
Основные направления
Самостоятельность дисциплин, возникновение которых обуславливает интеграция наук, проявляется:
- В организации исследования на границе направлений. В качестве результата выступают пограничные дисциплины. В этом случае имеет место интеграция наук, отличающихся сложной структурой.
- В разработке междисциплинарных методов. Они могут использоваться в самых разных сферах познания, в которых также происходит интеграция наук. Примеры: спектральный анализ, компьютерный эксперимент, хроматография. Более широкое объединение и взаимное проникновение дисциплин обеспечивает математический метод.
- В поиске объединяющих принципов и теорий. К ним можно сводить бесконечное многообразие природных явлений. Например, такими теориями считаются эволюционный глобальный синтез в биологии, химии, физике и пр.
- Разработке теорий, исполняющих общеметодологические задачи в естествознании. В качестве результата выступает интеграция наук, стоящих достаточно далеко друг от друга (синергетика, кибернетика).
- В изменении непосредственного принципа выделения дисциплин. Возник новый вид проблемных направлений. В них решаются преимущественно комплексные вопросы, требующие привлечения нескольких дисциплин.
Взаимосвязь явлений
Как выше было сказано, дифференциация и интеграция наук протекают в одно время. Однако на том или ином этапе прослеживается преобладание одного явления над другим. Сегодня дифференциация и интеграция наук обуславливается различными факторами.
При преобладании объединяющих условий отрасль выходит из кризиса специализации. Во многом этому способствует интеграция науки и образования. Между тем, в настоящее время стоит проблема достижения большей упорядоченности и организованности.
Раздробление дисциплин сегодня приводит не к разобщенности, а, наоборот, к взаимопроникновению направлений. Таким образом, можно сказать, что в качестве результата разделения выступает интеграция науки.
Производство сегодня во многом зависит от достижений и открытий ученых, их исследований и получаемых показателей. По этой причине немаловажно установить связь между практической и теоретической деятельностью.
Заключение
Интеграция наук – механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от «множества» к «единству». Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности.
Необходимо отметить, что не любое междисциплинарное изучение комплексных проблем можно считать интегративным взаимодействием направлений. Суть явления заключается в уплотнении информации, усилении системности, емкости и комплексности знаний. Проблема научной интеграции имеет множество граней.
Ее сложность обуславливает необходимость использования передовых средств методологического анализа.
Источник: https://FB.ru/article/283461/differentsiatsiya-i-integratsiya-nauk-integratsiya-sovremennoy-nauki-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi
Что такое дифференциация и интеграция наук
Развитие научного знания поначалу шло дробно, но после системного оформления четко выявились закономерности этого процесса. Логика научного развития ведет его по двум направлениям – интеграция и дифференциация.
В XIX и начале ХХ века господствовала такая точка зрения по поводу логики научного развития, что происходит постоянное приращение знания.
Считалось, что новые открытия делают науку более всеохватной, что последовательное развитие знания предполагает более точное и полное понимание проблем.
Такой подход называется кумулятивным. Сейчас он не воспринимается как однозначно верный, возникли новые подходы в понимании развития науки.
Согласно современной точке зрения, непрерывное накопление знания не является единственной кардинальной характеристикой научного развития.
Важны также фундаментальные сдвиги, которые существенно меняют научную картину мира – научные революции.
Иными словами: наука развивается частично плавно, эволюционно, но периодически претерпевает революционные изменения, которые сопряжены не только с прогрессивными прорывами, но и с катастрофическими последствиями в каких-то областях.
Дифференциация науки
Дифференциация означает разделение целостной системы на составляющие ее части, которые тоже делятся. Этот процесс, применительно к науке, проявляется в том, что возникает более узкая специализация, появляются новые отрасли исследования, более конкретные объекты изучения.
Таким образом, наука становится более сложной системой, количество составляющих ее элементов размножается, а связи между ними все более опосредуются.
Современная наука включает в себя более 15000 дисциплин различного направления. И это не предел, процесс дифференциации продолжается.
Можно выделить две основные причины этого:
- методологическую – она связана с тем, что в основе науки лежит анализ явлений, по своей сути означающий деление на простейшие элементы, на детализацию;
- объективную – которая связана с тем, что в процессе познания людям открываются новые объекты для изучения. Чтобы глубоко изучить проблему, сейчас ученый должен сосредоточиться на ней, но зато быть в данной области специалистом. Поэтому и сформировались отдельные научные дисциплины, вышедшие из некогда одной целостной области науки.
Положительная сторона
Эффективность и полезность дифференциации науки неоспорима. Благодаря ей становится возможным подробно и глубоко изучать разные стороны объекта.
Работа ученых становится более конкретной, узконаправленной, что позволяет им становиться очень знающими специалистами в определенных областях знания.
Это благотворно влияет и на структуру науки. Четкая разветвленная система дает возможность сразу видеть, как связаны между собой различные дисциплины, и к кому следует обратиться, когда надо получить полную консультацию в какой-то узкой области.
Негативная сторона
Невзирая на вышеназванные положительные характеристики, дифференциация науки имеет и отрицательную сторону. Узкая специализация может привести к ограниченности.
Из-за дробления научного знания ученый может потерять связь с пониманием общих целей научного поиска, и значит, не понимать место своих исследований в общей картине познания мира.
На этот недостаток указывал еще А. Эйнштейн, который предупреждал об опасности узкой специализации ученого.
Другое отрицательное последствие дифференциации связано с рассогласованностью научных направлений. Это угрожает единству науки и влечет за собой кризис.
Избежать этого позволяет противоположный процесс, который объединяет различные научные дисциплины вокруг изучения схожих проблем, размывает границы между науками, создает смежные дисциплины.
Интеграция науки
Речь идет об интеграции науки, процессу, противоположному дифференциации. Благодаря ему структура становится более упорядоченной и организованной.
Науки объединяются, взаимно проникают друг в друга, стирают между собой границы. Появление смежных дисциплин, таких, как кибернетика, синергетика, математическая лингвистика, экология и т.д. – яркий пример интеграции.
Основой такого объединения служит философский принцип единства мира. Поскольку мир – единая система, его научное изучение должно опираться на общие принципы независимо от того, какая наука занимается исследованием.
Каждая отрасль знания имеет относительную самостоятельность, но она не абсолютная. Сейчас актуально проводить исследования на границе направлений, возникают междисциплинарные методы.
Взаимосвязь между обоими процессами
Дифференциация и интеграция науки сейчас идут рука об руку. Однако на различных этапах научного развития тот или другой процесс становятся более активными.
В нынешней ситуации дифференциация доходит до очень узких направлений, поэтому интеграция способствует избеганию разобщенности. Возникает взаимопроникновение разных специализаций.
Информационное общество требует более усугубленного изучения мира, в котором постоянно возникают новые явления. Не так давно в жизнь людей вошли компьютерные технологии, интернет. Это существенно меняет картину мира и требует от науки как специализированного изучения, так и интегрированного подхода.
Источник: https://fin-atlas.ru/chto-takoe-differentsiatsiya-i-integratsiya-nauk/
Дифференциация и интеграция 2020
Исчисление является одним из основных математических приложений, применяемых сегодня в мире для решения различных явлений.
Он широко используется в научных исследованиях, экономических исследованиях, финансах и технике среди других дисциплин, которые играют жизненно важную роль в жизни человека.
Интеграция и дифференциация — это основы, используемые в исчислении для изучения изменений. Однако многие люди, включая студентов и ученых, не смогли выделить различия между дифференциацией и интеграцией.
Что такое дифференциация?
Дифференциация — это термин, используемый в исчислении для ссылки на изменение в, свойства которого связаны с изменением единицы в другом связанном с ней свойстве.
В другом члене дифференциация образует алгебраическое выражение, которое помогает в вычислении градиента кривой в данной точке. Важно подчеркнуть, что кривые имеют свои наклоны, изменяющиеся в данной точке, в отличие от прямых, которые имеют одинаковый градиент.
Что такое интеграция?
Интеграция — это термин, используемый в исчислении для ссылки на формулу и процедуру вычисления площади под кривой.
Стоит отметить, что график должен быть под кривой, что приводит к формированию неотъемлемой части, которой трудно найти область, в отличие от других форм, таких как круги, квадраты и прямоугольники, которые легче рассчитать их области.
Различие между дифференцированием и интеграцией
1) Цель и функции дифференциации и интеграции
Интеграция и дифференциация могут быть в первую очередь дифференцированы в том, как применяются два понятия и их конечные результаты. Они используются для получения разных ответов, что является фундаментальным отличием. Дифференциация используется при вычислении градиента кривой.
Нелинейные кривые имеют разные наклоны в любой заданной точке, что затрудняет определение их градиентов. Алгебраическое выражение, используемое для определения изменения, происходящего от одной точки к другой с единицей, называется дифференцированием.
С другой стороны, интеграция является алгебраическим выражением, используемым при вычислении площади под кривой, потому что она не является идеальной формой, после которой площадь легко вычисляется.
2) Непосредственно
Алгебраические функции дифференцирования и интеграции прямо противоположны друг другу, особенно в их применении. Если кто-то выполняет интеграцию, он или она говорят, что он показывает противоположность дифференциации, а если выполнять дифференциацию, то он или она выступает против интеграции.
Например, интеграция и дифференциация образуют отношение, которое аналогично изображается при выполнении квадрата числа, а затем находит квадратный корень из результата. Поэтому, если кто-то хочет найти противоположность интегрированного числа, ему или ей потребуется выполнить дифференциацию того же числа.
Просто интеграция — это обратный процесс дифференциации и наоборот.
3) Приложение для реальной жизни для дифференциации и интеграции
В реальных сценариях жизнь, интеграция и дифференциация, как было установлено, применяются по-разному к каждой концепции, используемой при предоставлении разных результатов.
Тем не менее, замечательно отметить, что обе дифференциации — это основные концепции исчисления, которые делают жизнь легкой.
Одним из основных применений интеграции является вычисление площадей криволинейных поверхностей, вычисление объема объектов и вычисление центральной точки среди других функций.
С другой стороны, концепция дифференциации значительно используется при вычислении мгновенной скорости и используется для определения того, увеличивается или уменьшается функция соответственно. Это явная демонстрация того, как эти два понятия применяются в жизни людей.
4) Скорость и функция дифференциации и интеграции
Другая разница между интеграцией и дифференциацией — это роль, которую они играют, когда дело касается какой-либо данной функции, находящейся под следствием. По мнению математиков, дифференциация значительно помогает определить скорость функции, помогая в вычислении мгновенной скорости.
С другой стороны, интеграция связана с определением расстояния, пройденного любой данной функцией. Площадь под кривой оценивается как эквивалентная расстоянию, пройденному функцией.
Интеграционное алгебраическое выражение помогает в вычислении площади под кривой, которая равна расстоянию, пройденному функцией.
Алгебраические выражения / формула дифференцирования и интеграции
Стоит также отметить, что дифференциация и интеграция имеют разные алгебраические выражения, которые используются при расчете. Это объясняет, почему две концепции исчисления всегда будут давать разные результаты. Производная функции f (x) относительно переменной x и согласно правилу произведения будет определяться следующим образом:
С другой стороны, формулу интегрирования или интегральную площадь под кривой можно вычислить по формуле:
∫f (x) dx, который является формулой, принятой в методе замещения.
5) Дополнение и разделение
Другим методом сравнения интеграции с дифференциацией является конкретное объяснение того, как каждая функция реализует свои результаты. Интеграция определяет результат конкретной функции путем добавления аспектов, связанных с вычислением.С другой стороны, дифференциация определяет мгновенную скорость и скорость функции через деление.
Различия между дифференциацией и интеграцией: Сравнительная таблица
Резюме дифференциации и интеграции
- Одним из основных различий между дифференциацией и интеграцией является то, что две функции исчисления прямо противоположны друг другу в их применении.
- Студенты и другие ученые должны сосредоточиться на понимании одной из концепций, после чего им потребуется выполнить противоположное, чтобы определить результаты другой функции.
- Понимание различий, существующих между интеграцией и дифференциацией, имеет важное значение, поскольку оно поможет отдельным лицам при необходимости использовать правильное алгебраическое выражение.
- Наконец, очень важно овладеть двумя концепциями исчисления в базовой математике, потому что они последовательно используются в различных дисциплинах, таких как экономика, бизнес и инженерия.
Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-differentiation-and-integration
Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович
- в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);
- в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.
Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов.
Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д.
Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет.
Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности. Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах.
Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия.
В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг.
в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.).
Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:
- по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);
- по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).
В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. Для характеристики той или иной отрасли педагогической деятельности используются понятия «педагогическая специализация» и «педагогическая квалификация».
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.
Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста.
Говоря «специалист высокой квалификации», мы имеем в виду уровень, а употребляя выражение «специалист соответствующей квалификации» – вид профессиональной подготовленности.
Уровень педагогической квалификации определяется на основе квалификационной характеристики – научно обоснованной совокупности знаний и опыта профессиональной деятельности, изложенной в форме нормативов.
- Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям.
- Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.
- Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.
Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.). Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью. В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми. Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития. Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.
Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д. Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции. Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога).
Робот пришёл к выводу, что со статьёй «Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии» тематически связаны:
Для ссылки:Сидоров С.В. Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-289 (дата обращения: 22.03.2020).
Автор(ы): Сидоров С.В. |
Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-289
Дифференциация и интеграция в науке
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.
Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв.
В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.
), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.
В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.
Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии.
Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д.
Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой — биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении.
«Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.
Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А.
Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания.
Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» [1].
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними.
Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др.
, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.
Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется» [2]. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.
Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей.
Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
Источник: http://studyspace.ru/spravochnik-po-istorii-i-filosofii-nauki/differentsiatsiya-i-integratsiya-v-3.html
Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
Приглашаем посетить сайт
Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. differentia — разность, различие, integratio — восстановление, восполнение) научного знания — два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания. Дифференциация (Д.
) — более глубокое и тщательное исследование отдельных явлений и процессов определенной области действительности на определенной стадии эволюции науки.
Именно в результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания.
Известно, что в антич. Греции не было строгого разграничения между конкретными областями исследования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Все известные знания и приемы изучения явлений входили в состав философии как нерасчлененной области знания.
Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание, которое начало изучение природы с установления законов простейшей, механической формы движения. Занявшись изучением движения свободно падающих тел, Г.
Галилей впервые начал систематически применять экспериментальный метод и математические приемы обработки его результатов. На этой основе он сформулировал относящиеся к ним законы и заложил основы механики, которую И. Ньютон превратил в научную дисциплину. Позднее постепенно формируются физика, биология и др.
фундаментальные науки о природе. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений.
Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина знаний о действительности, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни теорий, ни конечных результатов др.
отраслей. Возрастающая Д. и узко дисциплинарный подход грозят превратить единую науку в совокупность обособленных и изолированных областей исследования, вследствие чего ученые перестают видеть место результатов своей деятельности и своей научной дисциплины в познании единого, целостного мира.
В самой науке существуют средства и методы для ограничения негативных сторон чисто дисциплинарного подхода к изучению мира.
С прогрессом научного познания становится все более очевидным, что сосредоточение усилий только на установлении специфических законов конкретных классов явлений в отдельных дисциплинах не способствует открытию общих, а тем более фундаментальных законов, с помощью которых раскрывается единство мира, взаимосвязь и взаимодействие образующих его систем и процессов. С помощью эмпирических законов можно понять и объяснить лишь постоянные, регулярно повторяющиеся связи между наблюдаемыми явлениями. Теоретические законы, раскрывающие более существенные, глубокие связи между ними, дают возможность более точно объяснить не только конкретные факты, но и сами эмпирические законы. Еще большей объяснительной и предсказательной силой обладают фундаментальные законы и принципы науки.
Интеграция (И.) научного знания осуществляется в различных формах и затрагивает как эмпирические, так и фундаментальные теоретические законы. Нередко И. начинается с применения понятий и методов одной науки в другой и завершается созданием широких междисциплинарных теорий и направлений исследования.
- © 2000- NIV
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/articles/382/differenciaciya-i-integraciya.htm
Дифференциация и интеграция наук. — Шпаргалки по философии
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.
Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв.
В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.
), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.
В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.
Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии.
Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д.
Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой — биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении.
«Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.
Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А.
Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания.
Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними.
Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др.
, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.
Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется». Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.
Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей.
Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.
Источник: https://students-library.com/library/read/18882-differenciacia-i-integracia-nauk
Дифференциация и интеграция как факторы совершенствования методологической подготовки студентов и магистрантов к проведению педагогических исследований. — презентация
1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Проректор по учебной работе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент Турковский Веслав Иосифович
2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Эффективность методологической подготовки обусловлена реализацией системного подхода в определении целей, характера и механизмов взаимодействий между процессами дифференциации и интеграции. Применение этого подхода связано с изучением: отношения части и целого; закономерностей состава и структуры методологической подготовки как уровневого образования, включающего философско- методологический, педагогический (конкретно-научный) и технологический уровни. УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
3 дифференциация и интеграция выступают как внутренние системообразующие факторы построения системы методологической подготовки В качестве вышеуказанных положений выступили следующие: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Эффективность методологической подготовки обусловлена реализацией системного подхода в определении целей, характера и механизмов взаимодействий между процессами дифференциации и интеграции. дифференциация и интеграция порождаются объединяющимися в систему элементами сущность дифференциации и интеграции соответствует природе педагогической системы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
4 Системный подход обусловил рассмотрение методологической подготовки как системы в следующей динамике: Системный подход обусловил рассмотрение методологической подготовки как системы в следующей динамике: функционирование становление возникновение ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ развитие УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Для полноценной реализации ведущей роли противоречивого взаимодействия во взаимосвязи с непротиворечивым взаимодействием необходимо определить теоретико-философские основания, ориентированные на повышения качества и непрерывности взаимодействия между дифференциацией и интеграцией. УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
6 развитие рассматривают как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов как процесс возникновения, движения и разрешения противоречий. любой отдельный процесс развития имеет следующие стадии: подготовку предпосылок его образования; возникновение; формирование; зрелость; разрушение как переход процесса к новому состоянию.
развитие характеризуют качественные изменения объектов, появление новых инноваций и нововведений ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Работы философов В.Л. Абушенко, Д.И. Грядового, Е.Ф. Солопова, И.Т. Фролова позволили выявить эти основания.
К ним относятся: развитие
7 Понятие системы конкретизирует понятие целого и учитывает его расчлененность на относительно самостоятельные элементы Понятие «организация» раскрывает динамический характер системы, а также и упорядоченное взаимодействие отдельных элементов системы в целом и ее связи с системой большей общности. Понятие же целого отражает прежде всего целостность системы, взаимосвязанность элементов друг и другом и со всей системой. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Системную организацию характеризует неразрывная связь целостности и расчлененности. Система – это устойчивая совокупность множества элементов, такое единое целое, которое внутренне расчленено на относительно самостоятельные элементы – части. Системная организация
8 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Важна результативность взаимодействия дифференциации и интеграции и она должна достигаться на каждом из этапов личностного и профессионального становления студентов и магистрантов.
На этапе общего и высшего образования критериями результативности являются: сформированность у выпускников школы научного сознания, познавательной активности и умственной самостоятельности. для выпускников университета таким критерием выступает педагогическая компетентность; для выпускников магистратуры – владение основами исследовательской компетентности.
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
9 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методологическая подготовка к проведению педагогических исследований студентов отличается (по целям, содержанию и механизмам) от аналогичных оснований методологической подготовки магистрантов. Но в тоже время есть общие аспекты, что создает необходимую базу для непрерывности и преемственности процессов рассматриваемой методологической подготовки. На этапе обучения в университете подготовка к проведению педагогических исследований осуществляется во взаимодействии с формированием профессиональной компетентности учителя. Важная задача этого этапа – формирование у студентов модели активного профессионального поведения и деятельности (Л.М. Митина). УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
10 уровневость методологии методологический исследований уровневость понятийного отражения явлений обучения уровневость уровневость познавательной активности обучающихся, знаний, умений и навыков уровневость усвоения понятий уровневость продуктивности педагогической деятельности уровневость средств обучения Уровневость выступает существенным аспектом содержания теоретической и практической подготовки. УО «ВГУ им. П.М. Машерова» ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
11 Для овладения (во взаимодействии дифференциации и интеграции) вышеуказанными аспектами содержания теоретической и практической подготовки студентов создана необходимая теоретико-методическая база. Ее компонентами выступают результаты исследования: В.В.
Давыдова (теория учебной деятельности, опирающаяся на понятие содержательного обобщения); П.М. Эрдниева (система укрупнения дидактических единиц как технологического изучения взаимосвязанных понятий, что формирует умения и навыки целостного восприятия); Д.П. Горского (обобщение и познание); Л.Я.
Зориной (системность знаний старшеклассников). УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
12 Эффективное формирование субъекта научно- педагогической деятельности, предполагает определение ведущей содержательно-процессуальной основы, обеспечивающей преемственность в деятельности студентов, магистрантов, аспирантов и учителей.
Такой основой выступают непрерывное профессиональное развитие студентов, магистрантов и учителей. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.
М. Машерова»
13 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Для выявления сущности профессионального развития: o Н.В.
Кузьмина вычленяет пять уровней результативности труда учителя o И.Ф. Харламов выделяет следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. o И.П.
Подласый вычленяет четыре уровня продуктивности обучения УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
14 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ критерии результативности воспитательной деятельности И.А. Колесникова и В.А.
Сластенин выявили: ориентиры успешности данной деятельности динамика проявлений ценностно- значимых качеств, обогащение личного опыта учащихся социально успешное содержание и продуктивность их деятельности критерии и показатели личностного роста проявление качества результата воспитательной деятельности динамика характера УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
15 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В качестве базовых компонентов содержания рассматриваемой научной компетентности, на наш взгляд, выступают следующие шесть групп компетентностей: Общенаучные компетентности Конкретно-научные, педагогические компетентности Теоретико-методологические компетентности Компетентности в применении методов исследования Компетентности в проведении педагогических исследований Методико-технологические компетентности УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
16 Благодарим за внимание!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/636247/