Что такое психика, душа, внутренний мир человека — справочник студента

Что такое психика, душа, внутренний мир человека - Справочник студента Что такое психика, душа, внутренний мир человека - Справочник студента

М.: 2006 — 560 с. (Образовательный стандарт XXI. ) 

Учебник написан в соответствии с Программой по психологии для непсихологических специальностей вузов. Б его основу положен современный системный подход, в рамках которого даются трактовки таких базовых понятий психологии, как отражение, деятельность, психика, психическое явление и др.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Учебник построен по простой и логичной схеме: после общей части последовательно описываются все психические явления, от самых простых до самых сложных, — от эмоционально-вегетативных процессов до нравственно-психологических свойств личности. Б заключительных главах даются краткие сведения о практической психологии, преподавании психологии и психологическом просвещении.

Каждая глава завершается контрольными вопросами и дополнительными материалами для студентов и преподавателей.

  • Для студентов вузов и всех интересующихся теоретической и практической психологией.
  • Формат: pdf / zip
  • Размер:  6,9 Мб
  • Скачать:
  •    RGhost     
  • ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 11 Введение 12

Часть I ПРИРОДА ПСИХИКИ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ И УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. 231.1. Формирование научной психологии в конце X I X и начале XX вв. 24

1.2. Зигмунд Фрейд — Коперник психологии 30 1.3. Современная психология и перспективы ее развития 36 Резюме 1-й главы 48

Глава 2. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 50 2.1. Что такое психика, душа, внутренний мир 50

2.2. Система психологических наук 59 2.2.1 Общая психология 60 2.2.2. Частные психологические науки 63 2.2.3. Специальные психологические науки 65 2.3. Предмет общей психологии 67 Резюме 2-й главы 71

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Методика организации групповых дел по н. е. щурковой - справочник студента

Оценим за полчаса!

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА МЕТОДА 74 3.1. Философские, общенаучные и конкретно-научные принципы психологии 74

3.1.1. Что такое принцип? 74 3.1.2. Принципы психологии 76 3.2. Проблема метода в психологии и ее современное решение 81 3.3. Классификация методов психологии 86 3.4. Теоретический анализ эффективности психологических методик 95 Резюме 3-й главы 103

Глава 4. ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ, ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 105 4.1. Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы 105

4.2. Классификация психических явлений и план изучения общей психологии 116 4.2.1. Роль классификации психических явлений в становлении научной психологии 116 4.2.2. Современные подходы к решению проблемы классификации психических явлений 118 4.2.3. План изучения общей психологии и метод психологического портрета (МПП) 125 Резюме 4-й главы 128

Глава 5. УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 130 5.1. Проблема человека и личности в психологии 130

5.2. Психодинамические теории личности 135 5.2.1. 3. Фрейд и его учение 135 5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера 141 5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга 142 5.3. Культурно-исторические личности 144 5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и психологические теории деятельности 144 5.4. Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии 147 5.5. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности 149 5.5.1. Теория личности А. Маслоу '. 150 5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла 153 Резюме 5-й главы 159

Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ (первичные преобразовательно-ознавательные процессы) 1636.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание 163

6.1.1. Понятие о протопсихике 164 6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного и младенца .168 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект 172 6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики 175 6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики 177 6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок 178 6.2.3. Язык тела и психомоторика общения 180 6.3. Восприятие 181 6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов 183 6.3.2. Особенности восприятия 196 6.3.3. Зрительное и слуховое восприятия 199 Дополнительные материалы для преподавателей и студентов 214 Дополнение к 6.1. Закон Иеркса-Додсона 214 Дополнение 6.2. Расширение зрачка как индикатор эмоции. Опыты Хесса (1965) 215 Дополнение к 6.3. Любовь и истолкование улыбки 216 Резюме 6-й главы 216

Глава 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 219 7.1. Представление 220

7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира . 220 7.2. Действия в плане образа и их структура 224 7.3. Мышление и речь 230 7.3.1. Мышление 230 7.3.2. Речь, язык, языковое сознание 244 7.3.3. Как человек усваивает и использует язык 248 7.3.4. Формирование речи и мышления у детей (онтогенез) 250 7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество 251 7.3.6. Виды речи. Внутренняя речь. 252 7.3.7. Определяет ли специфика языка специфику мышления?…. 257 7.3.8. Знаковый (семиотический) аспект языка 259 7.4. Память 262 7.4.1. Запоминание 264 7.4.2. Сохранение 267 7.4.3. Воспроизведение 269 7.5. Готовность к школе 270 7.5.1. Психология дошкольника и младшего школьника 270 7.6. Психолого-педагогические рекомендации студентам по самоорганизации учебной деятельности 280

Глава 8. ЦЕНТРАЛЬНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ И ПРОСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 285 8.1. Саморегуляция психических процессов, состояний, личности в целом и проблема внимания 285

8.2. Определение, классификация и свойства состояний 287 8.3. Эмоционально-вегетативные, психомоторные и перцептивные состояния 294 8.3.1. Эмоционально-вегетативные состояния десятого уровня 295 8.3.2. Психомоторные состояния 297 8.3.3. Перцептивные состояния 300 8.4. Созерцательные, интеллектуальные и мнемические состояния 302 8.4.1. Созерцательные состояния 303 8.4.2. Интеллектуальные состояния 305 8.4.3. Мнемические состояния 306 8.5. Эмоциональные, волевые и нравственно-психологические состояния как механизмы саморегуляции личности 308 8.5.1. Эмоциональные состояния 308 8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния 312 8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности 314 Резюме 8-й главы 319

Глава 9. СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 322 9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз 323

9.1.1. Гипноз 339 9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление 345 9.2.1. Утомление 346 9.2.2. Переутомление как функциональное состояние и как неврастенический синдром 348 9.3. Стрессовые состояния 351

Часть III ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) 367

Глава 11. ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ 379

11.1. Проблема характера в психологии 379 11.2. Типология и структура характеров 385 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров 386 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров 387 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров. 388 11.3. Чтение характера „ 390 11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер» 392 11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер» 393 11.3.3. Дайджест «Почерк и характер» 394

Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 397 12.1. Определение, классификация и теории способностей 397

12.1.1. Определение и классификация способностей 397 12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408 12.2. Общие способности и интеллект .415 12.3. Способности к обучению 433

Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 438 13.1. Социальный интеллект. 438

13.2. Личность и роли 459 13.2.1. Понятие социальной роли 459 13.2.2. Ролевое поведение 460 13.2.3. Ролевые конфликты 462 13.2.4. Роль и личность 463

Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 467 Резюме 14-йглавы 480

Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 486 Резюме 15-й главы 503 Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 507 16.1. Индустриальная и организационная психология 507 16.2. Клиническая психология 515 16.2.1. Психологические основы терапии 519 16.2.2. Психоматическое направление 521 16.2.3. Психология здоровья 523 16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении 524 16.3. Юридическая психология „ 525 16.3.1. Криминальная психология 526 Резюме 16-йглавы 531

Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ 534 17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе 534

17.2. Психология подростка 541 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 548

Алфавитный указатель 553

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

  1.   Что такое психика, душа, внутренний мир человека - Справочник студента
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Естествознание

.

Иностр. языки.

  • Информатика
  • Искусствоведение
  • История
  • Культурология
  • Литература
  • Математика
  • Менеджмент
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Психология:
  • Сайты
  • Книги
  • Рефераты
  • Религиоведение
  • Русский язык
  • Физика
  • Философия 
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция
  • Школа — и др.
  • Студентам — и др.
  • Экзамены школа
  • Абитуриентам
  • Библиотеки 
  • Справочники
  • Рефераты
  • Прочее
 Copyright  © 2006-2007   Alexander Vasiliev , St. Petersburg,   Russia,   info@alleng.ru

Источник: https://alleng1.org/d/psy/psy006.htm

Психика и душа — Психологос

Что такое психика, душа, внутренний мир человека - Справочник студента

  • Как соотносятся понятия «психика» и «душа»?
  • Если и то, и другое понимаются в расширительном, самом общем и нестрогом смысле, как все пространство внутреннего мира в человеке, то это конечно же синонимы, и до сих пор у многих авторов можно увидеть чередование: психические процессы называются как душевные процессы, психические заболевания – как заболевания душевные.

Однако сам язык подсказывает, что так обще и нестрого говорить не следует. «Душевный человек», «душевная речь», «душевное волнение», «душевная склонность» — эти словосочетания имеют ясное и важное для нас содержание, в то время как говорить «психический человек», «психическая речь», «психическое волнение» и «психическая склонность» — невозможно и странно.

Как вспоминал Б.И. Братусь, «На одном из общих семинаров моя коллега, профессор Г. А. Цукерман наглядно показала это в следующем опыте.

Она предложила собравшейся аудитории мысленно заменить слово «душа» на слово «психика» в привычных выражениях типа: «я в нем души не чаю», «мы живем душа в душу», «у нас царит теплая душевная атмосфера». Реакцией зала было оживление и смех.

Действительно, никто, даже в порядке оговорки, не спутает, не скажет — «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит теплая психическая атмосфера».

В более строгом и более узком понимании, психика – это внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением для адекватного реагирования на запросы и требования внешнего мира. Как мы уже говорили, психика – это прожектор, который направлен на внешний мир, то, что позволяет ориентироваться во внешнем мире, адаптироваться к внешнему миру и быть адекватным обстоятельствам и ожиданиями окружающих людей.

И тогда психическое здоровье, это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Противоположность психическому здоровью — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания. При нормальной сохранности психики, при полной психической адекватности человек может быть болен душевно.

Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

Что касается понятия «душа», то, верно, «душа» в широком смысле – это все пространство внутренней жизни человека, все внутреннее в нас. Но так можно говорить только до тех пор, пока мы не вспомнили, что у человек есть еще [/Ум ум] и [/Дух дух].

Подробно, интересно и глубоко об этом пишет Б.С. Братусь в статье «Психология — наука о психике или учение о душе».

Троица «ум, душа и дух» является одной из основ нашего культурного менталитета, и легко слышать, что этом перечислении ум и дух от души отличаются. Ум, душа, дух – все это наше внутренне, при этом к душе точнее относить все то, что в нас не просто внутреннее, но еще теплое и [/index.php?title=Живое&action=edit&redlink=1 живое].

К душе относят [/Желание желания] (глашатаи влечений тела и интересов ума), [/Эмоции эмоции] (движения души), [/Чувство чувства] (душевные позиции), [/Настроение настроения] (состояние души). Все это — построено на теле, и поэтому в этом есть теплота.

Ум к душе все-таки не относят: ум может быть живой, но он построен на программах, а не на теле, и теплоты в нем нет. Ум – это программа, в лучшем случае в уме, кроме жесткости, будет гибкость, в уме может быть есть свет, но в уме нет теплоты.

Возвращаясь к душе — делают душу живой и теплой ее органы: живое лицо и особенно глаза (зеркало души), живая речь с богатыми интонациями, теплые слова и отзывчивое дыхание.

Психика и душа – не одно и тоже. Душа – часть психики, а именно живая и теплая, не программная часть психики. Что такое психика, душа, внутренний мир человека - Справочник студента

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihika-i-dusha

Внутренний мир и душа человека

Переживания человека пронизывают все идеальные компоненты психической деятельности. Это относится и к образам восприятия, и к информации памяти, и к процессам разрешения жизненных ситуаций и деятельностных задач.

Другими словами, все идеальные компоненты психологической системы деятельности связаны с переживаниями. Следовательно, вся информация, составляющая содержание внутреннего мира, будет пронизана переживаниями.

В этом принципиальное отличие информации внутреннего мира человека от информации, циркулирующей в любой технической системе, в том числе в системах искусственного интеллекта.

Внутренний мир человека представляет собой потребностно- эмоциопальпо-информационную субстанцию, формирующуюся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающую все многообразие его бытия.

И если внутренний мир человека может существовать относительно самостоятельно от внешнего мира, то он не может быть отделен от человека. Внутренний мир, как мы уже отмечали, возникает через восприятие субъектом его собственных потребностей и переживаний, и в дальнейшем своем существовании он неотделим от потребностей и переживаний конкретного человека.

Проживание жизни (с внутренней стороны) и есть поток изменений внутреннего мира, в каждый момент жизни вплетенный в реальные действия и поступки, обеспечивающий эти действия и поступки.

На основе сказанного можно заключить, что внутренний мир человека — это живой мир и потребностпо-эмоционалыю-информационная субстанция, представляющая внутренний мир, — это живая субстанция.

С. Л. Рубинштейн (слева) с отцом и братом в гимназические годы

Можно сказать, что эта потребностно- эмоционально-информационная субстанция и есть душа человека. Эта душа живет в единстве с телом и относительно независима от внешнего мира. Подчеркнем еще раз, что душа живет и способна сама себя рефлексировать, в каждый момент времени проживать всю жизнь или отдельные события. С этой точки зрения душа живет вне времени.

Давая характеристику души через субстанцию, мы должны более подробно раскрыть это понятие. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, к понятию субстанции мы с необходимостью обращаемся, когда делаем попытку отразить сущность вещи. Субстанция понимается как устойчивое в явлении.

«Субстанция определяется как сущность, проявляющаяся в явлениях, выступающая в них в форме, осложненной несущественными, привходящими обстоятельствами, иногда маскирующими сущность, существенное в явлении»[1]. Именно такой субстанцией и является душа. Иными словами, душа составляет сущность человека и проявляется в его поведении.

Душа как сущность личности является той инстанцией, которая преломляет и преобразует внешние воздействия.

Душа-субстанция как сущность человека является устойчивым основанием личности в процессе ее взаимодействий с другими личностями и внешним миром в целом. Одновременно эта сущность человека выступает как основание всех его изменений.

Понятие души как субстанции позволяет понять такое сложное явление, как сохранение и тождество личности в процессах ее изменения и развития.

«Субстанция выступает как пребывающая сущность и ее проявления, как сущее, причина существования которого в нем самом, существующее как причина самого себя»[2].

Читайте также:  Различные подходы к исследованию характера - справочник студента

Внутренние отношения, субстанциональные отношения, отношения во внутреннем мире между его компонентами являются основой, сущностью внешних отношений человека.

Говоря о душе как о субстанции, не сводимой к ее проявлениям (отдельные ощущения, восприятия, мысли, чувства, стремления, желания, духовные состояния), мы фактически реализуем принципы системного подхода. Целое не сводится к частям, его составляющим, целое обладает новыми системными качествами.

Одновременно душа как субстанция не существует отдельно от своих проявлений — вне психических явлений. Как отмечает Г. И. Челпанов, «наш психический организм не представляет простого механического соединения отдельных частей, а тоже представляет нечто целое, единое, вроде организма.

Этому единству присущи постоянство и относительная неизменность, а это именно и суть те свойства, которые характеризуют субстанцию»[3].

Выступая как единое целое, душа-субстанция одновременно выступает как организованное целое, имеющее свою структуру. Именно структурные связи и образуют внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия[4].

Субстанция детерминирует поведение человека и как следствие этого поведения может изменяться сама. Отсюда вытекает следствие, что сама субстанция зависит от истории субъекта, жизненного пути личности. Анализируя детерминацию поведения человека со стороны сознательного существования, С. Л.

Рубинштейн отмечает, что «психические явления выступают и как обусловленные условием жизни людей, и как обусловливающие их поведение, их деятельность… Внешние условия выступают как условия общественной жизни (общественный строй, политическая организация и т.д.), которые действуют через внутренние моральные установки человека, личности.

Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека. Отсюда диалектика детерминации со стороны “влечения” и “долга” (внешней нормы). Отсюда также возможный подход к проблеме “ценностей”, их шкале и динамике в зависимости от уровня бытия, жизни личности.

Вопрос о “пользе” (“утилитаризм”), о “счастье” (удовольствие, наслаждение, радость) и т.д. решается не абстрактно, а в зависимости от того, о человеке какого уровня жизни идет речь»[5].

Интересны рассуждения и логические доводы существования души Абу Али Ибн Сипы (Авиценны). В предельно общем виде под душой он понимал силу, которая является основой совершения действий.

«Сон и бодрствование, здоровье и болезнь, — пишет Ибн Сина, — это состояния тела, и их начала исходят от него; они принадлежат сначала ему; однако они принадлежат ему потому, что у него есть душа.

А что касается представления, вожделения, гнева и тому подобного, то они принадлежат душе постольку, поскольку она обладает телом, а телу — постольку, поскольку они, прежде всего, принадлежат душе тела… Печаль, беспокойство, скорбь и тому подобное… принадлежат телу со стороны души, поскольку они сначала принадлежат душе»[6].

Голод и вожделение, иными словами биологические потребности, принадлежат первично телу; страх, гнев, печаль — это претерпевания, проявляющиеся изначально в душе. К проявлениям души Ибн Сина относит восприятие, воображение, память, речь, мышление.

Можно с уверенностью утверждать, что к проявлениям души Ибн Сина относит все основные категории, изучаемые современной психологией. Он не использует понятие «психология», но по содержанию рассматриваемых категорий душа в его понимании в своих проявлениях охватывает то, что изучает психология.

И с этой точки зрения можно говорить, что психология — наука о душе.

Но при этом очень важно отметить, что, по утверждениям Ибн Сины, «душа действует самостоятельно…

Душа совершает два [вида] действий: один — по отношению к телу, которым она руководит и управляет; другой — по отношению к себе самой и к своим началам, а это как раз и есть действие разума»[7].

Здесь мы считаем важным подчеркнуть глубокую мысль Ибн Сипы о том, что душа является источником активности человека, действует самостоятельно, но живет и тесно связана с телом, а также то, что душа стремится познать себя с помощью разума.

При рассмотрении понятия души вспоминаются слова С. Л. Франка: «Будущий историк нашей современной духовной культуры, вероятно, с удивлением отметит как один из характернейших ее признаков отсутствие в ней какого-либо определенного и принципиального учения о сущности человеческой души и о месте человека и его духовной жизни в общей системе целого»[8].

«Прекрасное обозначение “психология” — учение о душе, — пишет далее Франк, — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области; оно похищено так основательно, что когда теперь размышляем о природе души, о мире внутренней реальности человеческой жизни как таковой, то занимаемся делом, которому суждено остаться безымянным или для которого надо придумывать какое-нибудь новое обозначение»[9].

Понятие души трактуется двояко: как внутренний, психический мир человека (его переживания, настроения, чувства и т.д.) и в теологическом плане — как бессмертное нематериальное начало, существующее независимо от тела, связывающее человека с Богом.

«В русском языке слово “душа” дает наивысшую частотность употребления в значении “внутренний психический (психологический) мир человека”. В своем религиозном значении “нематериальное начало” оно употребляется гораздо реже. Показательны в этом смысле данные “Словаря языка А. С. Пушкина”.

Слово “душа” — чемпион по частотности употребления у Пушкина. При этом абсолютное большинство употреблений этого слова — 510 раз — приходится на значение “внутренний психический мир человека”. В значении же “нематериальное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти” оно употреблено всего 44 раза.

Разница впечатляющая — 510 и 44. Причем в языке А. С. Пушкина, так что это нельзя отнести за счет советской антирелигиозной пропаганды»[10].

Понятие «душа» вполне достойно того, чтобы его восстановить в правах как научное понятие. И предметом психологии может стать душа человека в ее научном понимании.

Источник: https://studme.org/180692/psihologiya/vnutrenniy_dusha_cheloveka

Что такое внутренний мир человека

Определение «внутренний мир человека», наверняка, вы слышали не единожды.

Безусловно, вам знакомы фразы: «У нее богатый внутренний мир», «Внутренний мир человека о многом говорит», «Никто не понимает мой внутренний мир» и так далее.

О чем конкретно идет речь? Зависит ли внутренний мир человека от него самого, нужно ли прилагать усилия для его развития? Попробуем разобраться во всех этих нюансах.

Условно можно сказать, что внутренний мир человека делится на богатый и бедный. Как определить, с каким из них столкнулись именно вы?

Бедный и богатый внутренний мир

Можно сказать, что богатый и бедный внутренний мир– настолько же актуальная тема, как и разговоры о добре и зле. Как правило, рассуждая о внутреннем мире человека, любой собеседник подразумевает смесь неких компонентов характера, личности, приобретенного опыта.

К этим компонентам причисляют эрудированность, практические навыки, познания в различных сферах. Внутренний мир характеризует ширина и глубина восприятия жизни и различных ситуаций. Если человек поверхностно судит о том или ином событии, принято говорить, что у него бедный внутренний мир.

Когда же индивид делает сложные философские выводы о какой-либо ситуации, предполагается, что у него богатый внутренний мир.

Также к обладателям многогранного внутреннего мира обычно причисляют любителей чтения и просмотров философского кино. В целом, любой полученный опыт обогащает личность. На ее глубину также оказывает влияние воображение.

Считается, что человеку с богатым внутренним миром не бывает скучно – он настолько наполнен духовно, что для самореализации не нуждается в других людях. В целом, человек с обширным внутренним миром постоянно развивается, пытается узнать что-то новое, глубоко изучить ту или иную тему.

Обладатель бедного внутреннего мира обычно довольно поверхностен в суждениях, целях и увлечениях.

Богатый внутренний мир помогает человеку не спешить с ошибочными выводами и строить стабильные взаимоотношения с окружающими. Бедный внутренний мир лишает этого – индивид легко рвет отношения, не может определиться с тем, что ему интересно, не имеет серьезных стремлений, либо они довольно ограничены.

Духовный внутренний мир

Говоря о внутреннем мире, можно поделить людей на тех, кто главной целью жизни видит гонку за финансами, и на тех, кто проще относится к материальному, больше задумываясь о духовном познании души, о сотворении мира, получении ценных знаний, приобретении ценного опыта.

Людей, относящихся ко второй категории, следует считать самодостаточными. Их знания и выводы помогают не только достигать собственных целей, работая на довольно узком поле деятельности, но и помогать другим в обретении веры в себя, цели в жизни.

Человек с духовно бедным внутренним миром не способен всерьез помочь другому, и не всегда может позаботиться о себе самом.

К слову, Аюрведа, индийская ведическая медицина, утверждает, что все люди имеют память о совершенстве – она таится в каждой клетке человеческого тела. Эта память не может быть уничтожена, однако ее можно отравить поведением, мыслями. Изучая пагубные привычки человека, следует не только анализировать аддитивное поведение, но и думать над тем, как можно пробудить спящее в нем совершенство.

В великом произведении «Потерянный рай» поведано, что почти каждый человек имеет свой внутренний рай – его нельзя лишиться, но о нем можно забыть или потерять его. Мы можем не думать о его наличие в нашей душе, но он достижим в любой момент жизни.

Пример из жизни

Обычно такие люди, не занимающиеся развитием внутреннего мира, интересуются лишь теми аспектами, которые непосредственно сейчас присутствуют в его жизни.

Например, человек, живущий в благоустроенной квартире и почти весь день проводящий в офисе или за играми, вряд ли будет интересоваться детально флорой и фауной.

Если такому индивиду доведется оказаться наедине с природой (попасть на необитаемый остров на день), небогатый внутренний мир даст о себе знать – он впадет в панику, не зная, что ему делать и как защититься.

Во многих фильмах довольно утрировано, но наглядно показывают разницу между людьми с богатым внутренним миром, и теми, у кого он скуден.

Обычно представители первой категории не зациклены на деньгах, с любовью относятся к миру, радуются теплому дождю и первому снегу – в общем, позитивно настроены и способны увидеть радость даже в обычных вещах в противовес представителям второй категории, которые настроены лишь на материальное обогащение или вовсе ничем не интересуются.

Из чего он состоит

Внутренний и внешний мир – два понятия, разделяющие явления психической сферы индивида и того, что к ней не относится. В современном мире психологии этот термин является синонимом к определению «психика».

Внутренним миром называют состояние умиротворенности или внутреннего покоя. С точки зрения психологии, во внутреннем мире человека происходит формирование мыслительных образов. Словосочетание может быть и словесной метафорой, определяющей реальность, моделируемую взаимодействием нейронов.

Каждый человек обладает уникальным внутренним миром, имеющим несколько составляющих: наследственность, природные способности, увлечения, убеждения, ценности, глубинные установки, принципы и многое другое.

Психолог Владимир Шадриков заявил, что внутренний мир человека – информационная субстанция, образовавшаяся за период жизни человека, основываясь на его индивидуальных качествах и черт характера, отображая «многообразие его бытия».

Можно сказать, что это понятие включило в себя врожденные качества, вроде, темперамента, и полученные в течение жизни знания. Ниже мы расскажем о важнейших компонентах внутреннего мира человека по отдельности.

Как проявляется внутренний мир разных личностей

Качества, дающие представление о внутреннем мире.

Мировоззрение, убеждения, ценности

Это сформировавшиеся представления человека о себе, мире и социуме, а также жизненные ориентиры, определяющие вектор развития. Компоненты, входящие в суть мировоззрения: эмоции, знания, поступки, ценности и нормы. Обычно убеждения и ценности приходят извне, но все же основаны на характеристиках, полученных при рождении.

По сути, мировоззрением можно назвать внутренний мир человека. В обоих случаях речь идет о жизненных ориентирах индивида, его принципах и убеждениях. Мировоззрение дает старт мотивам, а другие – поведению, действиям, потребностям.

Основываясь на собственном мировоззрении, человек формирует отношение к общественным нормам, шаблонным ситуациям и неожиданностям. Пример: в семье тихих интеллигентов вырастает наглый и грубый сын, или в семье алкашей – приличный человек. Дело явно не в привитом воспитании – итог определило сформировавшееся мировоззрение.

Чувства и эмоции

Эмоциональность имеет прямую связь с врожденным темпераментом, но некоторые эмоции не даны от рождения – их формирование происходит в процессе воспитания, самовоспитания и развития личности. Какие эмоции можно назвать высшими? Имеются в виду чувства социального характера: интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические.

Они напрямую имеют зависимость от людей, находящихся с человеком в период взросления или во взрослом возрасте, но это не обязательно. Наверняка, вы слышали от кого-то слова: «Я будто не из этого времени». В нем говорит его внутренний мир – его убеждения и потребности отличаются от большинства находящихся рядом.

Опыт и восприятие

Рассматривая одну и ту же актрису, люди реагируют на нее по-разному. Кто-то может считать ее талантливой королевой красоты, другие – отталкивающей и неповоротливой. Один прочитает книгу и узрит в ней глубокий смысл, другой – отложит чтение уже на третьей странице, посчитав произведение скучным.

Почему у людей настолько разное восприятие? Причина в опыте и образах, накопленных психикой. Человек может не понимать, откуда у него взялись определенные убеждения, предпочтения. Они находятся в подсознании.

Пример: в детстве вас обижала воспитательница с пронзительно-голубыми глазами. Вы запомнили это на подсознательном уровне, теперь вас раздражают голубоглазые женщины.

Вы могли не запомнить случай с воспитательницей, но негативный образ закреплен в подсознании.

Характер

Важный элемент внутреннего мира и личности. Формирование происходит в результате взаимодействия с внешним миром. Характер – совокупность множества черт, субъективное представление социального опыта индивида. В его основе – привычки и врожденные особенности. Характер определяет то, как человек относится к окружающим людям, разным ситуациям, культуре, нормам поведения и прочему.

Воля

Какой человек может получить определение «волевой»? Он уверенно делает выбор, принимает смелые решения, несет ответственность за ошибки. Человек занимается построением жизни, отдавая отчет в собственных поступках.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе. Волевая личность может побороть инстинкты и сильные желания, зная, что кратковременное удовлетворение впоследствии обернется проблемами.

Воля помогает вопреки фобиям, психологическим травмам или тяжелым воспоминаниям идти к поставленной цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, разлюбившим его. При сильной воле он будет придерживаться этого плана, при слабой – найдет причину внести в план корректировки.

Если волевой человек решил, что ему необходимо проделать большую работу, чтобы достичь желаемого, то, несмотря на трудности и усталость, он дойдет до цели. Воля помогает в концентрации внимания, придает уверенности в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего мира.

Как развить свой внутренний мир

Думаете, внутренний мир – врожденное качество? Нет, его можно развить, получая больше опыта и пересматривая собственные реакции на внешние явления. Для этого существуют медитации, помогающие погрузиться в глубины собственной личности. Основной принцип медитативной практики – постоянное знакомство с собственной личностью.

Вы можете не иметь представления о собственном внутреннем мире, но от этого он не перестает существовать. Имеете осознанное желание развить его? Познакомьтесь с собой, изучите себя, подарите себе знания в ранее не изученной области.

Чаще выбирайтесь на природу, наблюдайте за ней. Постоянный контакт с естественной частью мира, принесет гармонию внутреннему миру. Бывайте в новых местах, обогащая собственный опыт, делая кругозор шире.

Есть такое понятие: «выйти из зоны комфорта» — устраивайте периодически такие «вылазки».

Природа также оказывает терапевтический эффект на самочувствие, успокаивает нервную систему, способствует полноценному отдыху.

Помните о взаимосвязи тела и духовного наполнения. Развивайте тело, заботьтесь о нем. Не игнорируйте физическую активность, следите за питанием, чаще выходите на свежий воздух. Все эти аспекты положительно влияют на здоровье и восприятие мира.

Подумайте о том, в какую сторону желаете направить вектор личностного развития. Позаботьтесь о «правильном» наполнении каждого дня – отрывайте что-то новое, учитесь, развиваться. Решили освоить непривычное дело? Двигайтесь в этом направлении. Регулярность процесса станет основой прогресса.

Развивайте разные стороны личности – не углубляйтесь в какую-то одну сторону. Доброту тоже можно тренировать – делайте добрые дела тем, кто помогал вам, даже если не слишком хотите этого. Смотрите добрые фильмы, читайте добрые книги, чаще встречайтесь с людьми, симпатичными вам.

Читайте также:  Характеристика традиционной и развивающей систем обучения - справочник студента

Постепенно вы будете ощущать внутреннюю наполненность – это и есть ваша цель.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/86-chto-takoe-vnutrennij-mir-cheloveka.html

Читать

я. л. коломинский

  • человек : психология
  • I
  • ББК 88 К61

Рецензент доктор психологических наук А. А. Леонтьев

Коломинский Я. Л.

К61 Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с: ил.

Я- Л. Коломинский — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им. А. М.

Горького — является автором ряда научных и научно-популярных книг («Психология взаимоотношений в малых группах», «Психология детского коллектива», «Человек среди людей», «Беседы о тайнах психики», «Познай самого себя»-и др.). многие из которых переведены на иностранные языки и языки народов СССР.

В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я. Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и воображение). внимание,' общение личности, ее особенности — вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может служить пособием для проведения факультативных занятий по психологии.

  1. Первое издание книги «Человек: психология» удостоено Бронзовой медали ВДНХ СССР и Диплома II степени Всесоюзного конкурса научно-популярных книг общества «Знание».
  2. „, 4306020000—307 „„„ „ ББК 88
  3. © Издательство «Просвещение», 1980. © Издательство «Просвещение», 1986, с изменениями
  4. ОТ АВТОРА
  5. Эта книга призвана не только познакомить старшеклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.

Мне всегда казалось несправедливым, что у старшеклассников нет книги, которая рассказывала бы о внутреннем мире человека, а в школьных расписаниях отсутствует соответствующий учебный предмет. Нельзя сказать, что человека совсем не изучают в школе.

На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого мышления и общения, на уроках истории повествуется о героических и трагических периодах жизни людей, об их подвигах и заблуждениях… На обложке одного из учебников большими буквами напечатано «ЧЕЛОВЕК», а чуть пониже, маленькими, уточнение «анатомия, физиология и гигиена»… И все-таки чего-то не хватает. Не изу- • чается внутреннее «устройство» самого главного в человеке — его психики.

Мы надеемся, что книга, которую вы сегодня открыли, в какой-то мере заполнит этот пробел и поможет вам войти в увлекательный и прекрасный мир психологической науки.

Вы узнаете, как изучается психика человека, какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью.

Специальные разделы книги посвящены истории развития психики, потребностям и способностям, характеру и темпераменту человека.

Как работать с книгой? Признаюсь, мне хотелось бы ответить предельно кратко: с удовольствием… Если бы мне, когда я был в вашем возрасте, попала в руки подобная книга, я бы, прежде всего, прочитал ее всю сразу, залпом.

Может быть, и вам поступить так же? Ведь психология —• не совсем обычный предмет: тех знаний, которые почерпнуты, так сказать, из жизни, достаточно, чтобы прочесть эту книгу и получить целостное представление о психике. А дальше пойдет внимательное чтение каждой главы.

При этом автор рассчитывает на тесное сотрудничество с вами, дорогие читатели. Ведь теперь, когда вы занялись психологией, уже нельзя (просто не получится!) по-старому читать книги и смотреть кино, анализировать свои переживания и поступки, а также поведение других людей.

Скоро вы заметите, что у вас появилась как бы новая точка зрения, новая, чуточку исследова-

з

тельская позиция. При изучении психологии самый верный наш союзник — художественная литература. Все великие, да и просто хорошие, настоящие писатели — психологи. Правда, говорят они о внутреннем мире человека по-своему, образным языком искусства.

В специальном разделе книги, который я назвал «Клуб «Три С», вас ждут вопросы, задания, конкурсы. Они помогут членам клуба, а в их число приглашаются все читатели, осуществить его программу, солопроверку, самопознание и самовоспитание. Ответы только для самопроверки! Таков девиз любознательных и настойчивых.

При чтении обращайте внимание на экран дисплея, сопровождающий некоторые участки текста.

Если на дисплее изображена книга, то это значит, что в тексте рассказывается о ней; если восклицательный знак, то вам предлагается повторить или поставить опыт; если вместе с восклицательным стоит вопросительный знак, то вам предлагается задание; если стоит только вопросительный знак, то желательно не торопясь обдумать проблему или тему для

дискуссии.

Если, познавая психологию, вы научитесь лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и внутреннем мире других, если эта книга поможет вам в учении, труде и жизни среди людей, наша общая цель — тех, кто работал над. ее созданием, и тех, кто ее читал,— достигнута.

  • Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
  • Глава 1 ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА
  • Для человека нет ничего более интересного, чем люди.
  • В. Гумбольдт

Что изучает психология? Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие, как математика, физика, химия; в другой — гуманитарные: языкознание, история, литературоведение и т. д. Это науки о человеке. Кстати, само название произошло от латинского обозначения человека современного типа: Ното 5ар1епз.

Конечно, это деление в какой:то мере условно: точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга и помогают друг другу, но разница все же есть. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: «Познай самого себя». И человек познает.

Познает собственную историю, происхождение, язык, нравы и обычаи, биологическую природу. В трудах многих поколений философов и историков, биологов и лингвистов, антропологов и этнографов человечество как бы создает коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается.

Этот автопортрет был бы неполным и даже искаженным без тех штрихов, которые вносит в него одна из самых гуманитарных наук — психология.

Знаете ли вы психологию? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным: такого предмета до сих пор не было в школьных расписаниях. Но не торопитесь с ответом. Лучший учитель психологии — сама жизнь, и ее уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу с рассказом об этой науке. Это знакомая незнакомка.

Дело в том, что слово «психология» используют в нескольких разных значениях. Начнем с наиболее распространенного: оно обозначает сложный и в то же время необыкновенно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни.

Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я не хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассужда-

5

ем о достоинствах и недостатках своей памяти и воли, способностей и характера, темперамента и ума.

Еще не использовано ни одного незнакомого слова, а уже перечислены многие разделы нашей науки. Характерная особенность психологии как. науки как раз та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают немало психологических законов.

В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек психолог. Именно каждый. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей.

Так, каждый из нас уже с детства умеет, например, «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица — эмоциональное состояние другого человека, и не только читать, но и учитывать его нюансы в своих целях.

Ребенок очень рано начинает понимать, когда следует обратиться с просьбой, а когда удобнее отложить до лучших времен… Каждый из вас умеет различать настроение других людей, особенности их характера.

Эту житейскую психологию, в которой отражаются психологические знания, накопленные задолго до появления специальной науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы, притчи и даже частушки.

В них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Вот, например, пословица из области психологии обучения: «Повторение — мать учения»; из области характерологии: «В тихом омуте черти водятся» (это предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). Интересно, что подобные психологические «аксиомы» интернациональны. Почти у всех народов можно найти аналогичные утверждения. Например, последнюю пословицу с французского можно было бы буквально перевести так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=252965&p=2

Психология внутреннего мира

Научная психология, равняющаяся на естествознание и его объективные методы, видит в человеке объект исследования, психодиагностики, целенаправленного формирования. Сообразно такому подходу, ребенок, ученик — объект воспитательных воздействий, формирования определенных психологических механизмов, заданного образца личности.

Научные исследования в психологии и педагогике проводятся на большом, статистически значимом материале: они выявляют закономерность психики человека вообще. Неповторимая индивидуальность выпадает из такой психологии.

За рамками объективной психологии остается внутренний мир личности: это — мир субъекта, он не может быть исследован так, как исследуют внешние объекты, его нельзя измерить, вычислить, воспроизвести.

Психология — наука о душе человека — не может равняться на принципы и методы физики, химии, биологии. Она — гуманитарная наука, и методы у нее особые: они обращены к внутреннему опыту человека. Такая психология восходит своими корнями к глубокой древности.

С именем Сократа связано диалогическое направление в гуманитарной науке. В современной западной философии это направление связывается с именем М. Бубера. В нашей стране оно разработано такими выдающимися учеными, как М.М. Бахтин и С.С. Аверинцев. Обратимся к их мыслям о диалогическом пути познания человека.

В научных исследованиях есть два предела: вещь и личность. Чем ближе человек к личностному пределу, тем неприложимее к его познанию методы научного обобщения: это стирает грани между гением и бездарностью. Точность в науке нужна для овладения предметом, но личностью нельзя овладеть: она свободна.

Суть личности невместима в рамки интеллекта. «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения». Объективное исследование не может открыть истины о человеке. Оно напоминает судебное следствие и суд над личностью. Таков суд над Дмитрием Карамазовым в романе Ф.М. Достоевского. Как пишет об этом М.М. Бахтин, «они (судьи. — Т.Ф.

) ищут и видят в нем только фактическую, вещную определенность переживаний и поступков и подводят их под определенные уже понятия и схемы. Подлинный Дмитрий остается вне их суда (он сам себя будет судить)».

Это очень точно выражает ситуацию в экспериментальной психологии и психодиагностике, которые подводят человека «под определенные уже понятия и схемы», проходя мимо его существа.

Ф.М. Достоевский испытывал глубокое неприятие «научной» психологии и решительно отказывался называться психологом: «Меня зовут психологом: неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой». Из этих слов великого знатока человеческой души вытекает, что в современной ему научной психологии он не видел пути познания ее глубин. Каков же этот путь?

М.М. Бахтин в своем анализе романов Ф. Достоевского определяет этот путь как диалог:

«Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть — точнее, заставить его самого раскрыться — лишь путем общения с ним, диалогически».

Диалог — это не просто разговор двух людей: такой разговор может быть по своей сути монологом каждого из них. Также и монологичное по внешней форме высказывание может оказаться выражением внутреннего диалога или быть обращенным диалогически к невидимому собеседнику. Иными словами, научное понятие диалога не совпадает с житейским представлением.

Бахтин видит в диалоге суть бытия человека. «Два голоса — минимум жизни, минимум бытия».

Как это понять? Один человек сам по себе не может существовать: все в нем — язык, сознание, чувства — возникло и живет вследствие и в процессе общения: там, где нет внешнего общения, происходит внутренний диалог-беседа с кем-то, спор, размышление, обсуждающее контраргументы, и т.д. Развивая эту мысль, можно сказать, что помимо таких внешних собеседников в душе человека происходит и более глубокий диалог со своей совестью, в которой проявляется духовное «Я».

Духовное «Я» неизмеримо превосходит возможности понимания и осознания человека. Это голос вечности в его душе. Живя во времени, человек ограничен рамками своего опыта, среды, воспитания, наследственности и т.д. Назовем то, что представляет собой человек в его теперешнем состоянии, наличным «Я»: то, что налицо, явно.

Источник: https://psyera.ru/3278/psihologiya-vnutrennego-mira

Психология души человека — как услышать внутренний голос

Есть ли душа у человека. Как понимать выражение, когда человек чувствует своей внутренней душой.  Какие поступки и действия мы совершаем на основании своего внутреннего подсознания. Все эти действия, которые неподвластные нашему Разуму, и есть – психология Души.

Душа и Разум всегда действуют и творят поступки взаимосвязано. Именно этой взаимосвязи недостает в современной психологии.

Душа – это наше сердце, Разум – это мышление и право совершать благоразумные поступки.

Если мы опираемся исключительно на мозговое мышление, забываем и не доверяем своему внутреннему голосу – нашему сердцу, нашей душе, то и творим все свои реальные действия по «кругу».

Единственная главная особенность нашего мышления в том, что нас с детства учат осознавать – почему нужно поступать так или иначе. И даже, если сердце вам «кричит» об ином, мы игнорируем его внутренние посылы, а поступаем так – как велят Законы общества.

Психология души человека

Наша душа – это метафора нашего внутреннего мира, психология личности и сущность разумных поступков. Именно душа и наше внутреннее Эго является самым главным понятием, что всегда лежит в основе психологии.

Человеческая душа – это некая сущность, благодаря которой рождается свободная воля каждого человека.

Есть ли душа у человека

В результате становления человеческой психики, каждый человек начинает свое существование в культурной среде общества. Это порождает проявление его внешних и внутренних характеристик. Но любые поступки выражаются внутренними стимулами, позывами вашего сердца, мотивирующими выполнение каких-то определенных действий.

В итоге, это говорит только об одном – о наличии у человека права выбора, свободной воли, главным источником которой и является психология души человека.

Психология как мужской, так и женской души представляет собой реальность жизни каждой личности. Именно душа человека обеспечивает взаимодействие его с окружающим миром.

Для укрепления психологического состояния души очень важно:

  • эмоциональное состояние,
  • позитивное настроение,
  • спокойствие и уравновешенность внутри самого себя.

Человеку необходимо иметь позитивные взаимоотношения между членами семьи и родственниками. Однако не менее важными для каждого из нас являются отношения и вне семьи, в нашем внешнем окружении. Такие отношения очень важны, благодаря которым, мы можем надеяться на поддержку в трудную минуту.

Психологическое состояние вашей Души должно находиться в постоянном консенсусе с вашим Разумом.

Поэтому так важно поддерживать отношения с друзьями, близкими людьми, коллегами по работе. Создавать такие отношения нужно исключительно на честности и доверии, умении прощать чужие ошибки.

Даже в самых сложных ситуациях оставайтесь самим собой:

  • не забывайте о человеческих качествах,
  • благоразумии,
  • старайтесь сочетать зависимость и автономность,
  • всегда считайтесь с интересами других людей.
  • Сохранить устойчивым к жизненным трудностям свое психологическое здоровье человек в состоянии только тогда, когда сумеет пройти все испытания  до победного конца и станет не только победителем, но и в случае чего с достоинством признает свое поражение.
  • Человек должен уметь справляться с трудностями, возникающими на его жизненном пути.
  • Данный раздел сайта – психология души человека призван помочь разобраться с внутренними помыслами, направит вас поступать адекватно даже в самой нелепой ситуации, но даже если не в состоянии изменить право выбора, необходимо смириться, а для этого просто научитесь прощать.

Источник: https://www.expert-psychology.ru/category/psixologiya-dushi

Ссылка на основную публикацию