Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова, Э. Торренс, Дж. Гилфорд и др.
Далее рассмотрим понятие мышления и актуальные проблемы, связанные с этим вопросом.
Понятие мышления
Определение
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Типы понимания мышления. Выделяются два основных типа понимания мышления:
- Классический философский (здесь мышление связывается с идеальным миром и выступает как интуитивный процесс. Также считается, что такое мышление присуще только человеку).
- Психологический (в данном случае мышление выступает неким процессом решения определенных задач, которые обладают новизной по сравнению с опытом человека. Выделаются следующие основные виды мышления:
- наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
- наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
- абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.
В настоящее время в вопросе психологии мышления развивается несколько направлений. Например, одно из них стремится наиболее полно отразить аспекты творческого мышления.
Какие же задачи необходимо решить для продвижения в области психологии мышления?
Постараемся ответить на этот вопрос.
- Развитие детерминистского подхода к мышлению. Одним из основоположников являлся С. Л. Рубинштейн. Необходимо конкретизировать такое понятие как «внешние условия мыслительной деятельности», так как они играют значительную роль в процессе решения определенной задачи.
Также понятие «внутренние условия мыслительной деятельности» нуждается в конкретизации. С. Л. Рубинштейн относил к этим условиям только простые процессы:
- Анализ;
- Синтез;
- Обобщение;
- Абстрагирование и др.
Однако вряд ли внутренние условия ограничиваются лишь этим скорее всего, здесь также сильно задействована и эмоциональная сфера.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Цитата
«…мышление выступает по преимуществу как деятельность, когда оно рассматривается в своем отношении к субъекту и задачам, которые он разрешает… Мышление выступает как процесс, когда на переднем плане стоит вопрос закономерностях его протекания».
- Работа Я.А. Пономарева также требует доработки. В его исследованиях выделяются понятия «механизм» и «продуктивное развитие», которые опять же требуют конкретизации.
Однако данные понятия в настоящее время считаются различными. Процессы могут выступать как структурные элементы деятельности, но не как сама деятельность. То есть деятельность реализуется благодаря параллельным процессам.
Кроме того, неоднородность результатов предметного действия сейчас понимается более широко. Я. А. Пономарев трактовал его как наличие осознаваемого и неосознаваемого отражениях определенных особенностей предмета.
Сейчас же неоднородность трактуется как единство знаний и аффективных состояний человека, осуществившего предметное действие. Творческим Я. А. Пономарев часто называет решение, которое «не может быть получено путем логического вывода из ранее известных посылок».
Это положение явно требует некоторого уточнения: на уровне наглядно-действенного и образного мышления цель может достигаться шаблонными, стереотипными приемами, реализуемыми явно не как «логический вывод».
Следовательно, нельзя ставить знак равенства между творческими процессами и решением, которое не может быть получено путем логического вывода.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/myshlenie_i_ego_priroda/aktualnye_problemy_psihologii_myshleniya/
“Актуальные проблемы теории и практики современной психологии” магистрам АСОУ 2014-2015 уч. год
Курс “Актуальные проблемы…” в рамках подготовки магистров по психологии решает важную задачу: переосмысление на новом уровне полученных студентами ранее знаний по общей психологии и другим отраслям психологической науки. В процессе изучения курса студенты с разным научным бекграундом могут восполнить пробелы и догнать по знаниям бакалавров с базовым психологическим образованием.
Чтобы было удобнее готовиться, разработана программа учебного курса для магистров. По ссылке наиболее актуальная ее версия в электронном виде. (.pdf).
Вы всегда можете задать вопрос по программе или теме курса в х. Не упускайте эту возможность.
На занятиях и спользую иллюстрации и опорные конспекты. Здесь по мере продвижения по курсу будут появляться материалы к занятиям. Каждое занятие представлено архивом, со спрятанным в него файлом .pptx.
Для создания архивов я использую архиватор 7-zip, который распространяется бесплатно. И он точно сможет открыть скачанные с psyvert.ru файлы. Пароль можно узнать у меня или сокурсников.
Опорный конспект работает только в сочетании с вашим и собственными системами систематизации знаний и чтением литературы.
Тема 1. Научные и практические задачи психологии (Занятие 1-2)
Психология как наука и как сфера практической деятельности человека.Определение психологии как науки (предмет, объект, задачи).
Отличия научной психологии от «житейской» психологии.Проблема метода в психологии.Отрасли психологической науки и их классификации.Роль общей психологии в системе психологических наук.Место психологии среди других наук.
Методы получения психологического знания
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 9-23. (Лекция 1)
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: «Че-Ро», 2005, – с. 9-21.
3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ – М.: Флинта: Наука, 2010. (доступно на znanium.comhttp://znanium.com/bookread.php?book=241695) Глава 3.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 7-15 (Лекция 1).
5. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 9-32, 224-271 (Диалоги 1, 6)
Пример практического задания:
В газету журнала поступило письмо с обращением к психологу, ведущему регулярную авторскую колонку: «Консультации Н.Н.». В нем женщина рассказывает о сложной жизненной ситуации. Она длительное время влюблена в женатого мужчину, у которого вскоре должен появиться ребенок от законной жены. «А. не любит свою женю, и много раз говорил мне, что хочет жить со мной, – пишет она. – Недавно она увидела нас вместе и у неё начались преждевременные роды. Мне очень тяжело от всего этого. Уже месяц я не сплю и все время плачу по ночам, когда его нет рядом. Я чувствую себя виноватой, но и бросить его не могу. Он хочет уйти от жены ко мне и я не могу предать его доверие». Знания из каких отраслей психологии потребуются специалисту, чтобы ответить на это письмо? Какова должна быть профессиональная подготовка психолога, чтобы дать квалифицированный ответ?
Попробуйте составить свой ответ. Какие проблемы у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?
Тема 2. Проблема определения предмета психологии: психика, психические явления, психические процессы, психические функции (Занятие 3-4)
Предмет психологии.
Рождения предмета психологического знания. Что такое психические явления, процессы, функции и методы их исследования? Проблема критерия психического и возникновения психики в эволюции.
Биологическое и социальное в психике
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 24-54. (Лекция 2-3)
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : «Питер», 2000. – с. 4-64 (Часть 1).
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 16-47 (Лекции 2-6).
4. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». – М.: Смысл, 1997. – с. 33-223 (Диалоги 2-5).
Пример практического задания:
Возьмите любое явление в окружающем вас мире и выделите его психическую составляющую. Определите интересующую вас в ней проблему, возможные цели и задачи исследования. Определите отраслевую принадлежность вашего возможного исследования этого психического явления. Каким психологом вы становитесь, анализируя его?
Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?
Тема 3.Проблемы детерминации поведения (Занятие 5-6)
Проблема детерминации поведения: Почему человек действует так, а не иначе? Мотив и мотивация. Специфика мотивации человека. Потребность. Первичные потребности и иерархия потребностей. Как человек узнает о своих потребностях? Что управляет поведением человека: внутренняя или внешняя детерминация поведения?
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
5. Левин К. Динамическая теория действия // К. Левин. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. Сс. 87-238
6. Маслоу А. «Мотивация и личность». – Питер, 2011. Сс. 46-60
Примеры практических заданий:
1) Вспомните самый необычный поступок, который вам приходилось наблюдать на личном опыте, в литературе или кино. Опишите мотивацию этого поступка на всех этапах. На каких этапах реконструкции процесса мотивации вам потребовалось понятие потребности, в каком виде потребность ощущалась и осознавалась субъектом? На каком этапе для объяснения поведения вам потребовалось понятие эмоции?
2) Вспомните из личного опыта, художественной литературы или кинематографа 3 примера ситуаций, когда деятельность останавливалась на разных этапах мотивации. Почему это происходило? Какие мотивы управляли деятельностью? Какие факторы не позволяли ей реализоваться? Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Каких знаний, умений и навыков вам было достаточно, а чего не хватило? Каким образом вы можете их развить или получить?
Тема 4. Проблемы психологии эмоций (Занятие 7-8)
Эмоциональная сфера человека. Проблема субъективности отражения.
Зачем нам эмоции: какую роль они играют в регуляции деятельности? Научная алекситимия: проблема классификации эмоций. Проблема выражения и понимания эмоций человека: культурное наследие или биологическая заданность.
Проблема аффекта и интеллекта. Проблемы в изучении мотивационнор-потребностной и эмоциональной сферы
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 169-231. (Лекция 12-15)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 409-478 (Лекции 43-49).
3. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // http://flogiston.ru/library/leontev
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – Т. 1 – М.:”Педагогика”, 1986 – С. 33-48 или http://flogiston.ru/library/hechauzen_2
5. Экман П. Психология эмоций. – «Питер», 2010. – с. 16-111 (Глава 1-4)
6. Ян Рейковский. Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций // http://flogiston.ru/library/reic3
7. Люсин Д.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН – сс. 29-35. или http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf
8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гип-пенрсйтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
9. Линден Д. Мозг и удовольствия. – М.: ЭКСМО, 2012.
10. Хансон Р., Мендиус Р. Мозг и счастье. – М.: ЭКСМО, 2012.
Примеры практических заданий:
1) Выбрав одну из классификаций эмоциональных явлений: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева или В.К. Вилюнаса, найдите примеры эмоциональных явлений в реальной жизни или произведениях искусства.
2) Найдите в реальной жизни или произведениях искусства примеры влияния эмоций на восприятие, память, внимание, мотивацию, деятельность. Обратите внимание на положительное и отрицательное влияниие approach и non-approach эмоций.
3) Выберите из личного опыта три эмоциональных состояния: злость, тревога, страх, горе, радость, счастье, эйфория, ревность, любовь, влюбленность, удивление. Найдите его психологическое определение.
Каким образом это состояние проявляется в теле? Как вам кажется, к каким действия располагает такое состояние? Каким образом вы определяете, что это именно это эмоциональное состояние? Какие мысли приводят вас к такому состоянию? И какие мысли оно навевает? Как вы узнаете, что другой человек находится в подобном состоянии?
Тема 5. Проблемы познавательных процессов: восприятие, память и внимание (Занятие 9-10)
Познавательные процессы: основные проблемы психологии познания. Ощущение и восприятие. Круг проблем в исследовании ощущений.
Предметность восприятия. Восприятие как деятельность. Проблема выделения внимания как феномена и как теоретического конструкта. Память как психическая деятельность. Естественное и социальное в памяти.
Проблема классификации видов памяти.
Литература:
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 245-271, 290-231. (Лекция 17,19,20)
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 107-326 (Лекции 15-34).
3. Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4.
4. Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003 или Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
5. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 1990.
6.
Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. Ответственный редактор В.В.Петухов Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – Темы 17, 19, 20.
7. Роуз С. Устройство памяти.
От молекул к сознанию. – М.: «Мир», – 1995.
8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ, Флинта, – 2001.
Примеры практических заданий:
1) Возьмите какую-то картину или фотографию или какое-либо другое изображение и попробуйте написать текст, ориентируясь только на ощущения. Затем попробуйте описать эту картину с точки зрения перцептивных образов. Проанализируйте, в чем специфика полученных описаний.
2) Вспомните какое-то событие из своего прошлого или эпизод воспоминания в художественной литературе или ином другом культурном источнике. К какой форме памяти относится это воспоминание? Постарайтесь реконструировать воспоминание в других формах памяти: автобиографической, семантической, автобиографической, процедурной, ассоциативной и др.
Тема 6. Проблемы мышления, интеллекта и творчества. Проблема определения мышления (Занятие 11-12)
Творческое мышление: продукция или репродукция. Проблема определения интеллекта. Понятие задатков и способностей. Проблема развития способностей. Представление о высших психических функциях.
Литература
1. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – «Питер», 2010. – с. 271-290 (Лекция 18).
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 327-355, 399-408 (Лекции 35-37, 42).
3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. Или http://scepsis.ru/library/id_1274.html
4. Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий» – М.: ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ, 1997; с. 76-91 (Глава 4).
5. Бодалев А.А., Столин В.В. «Общая психодиагностика» – СПб.: РЕЧЬ, 2000; с. 191-218 (Глава 5).
6. «Психология индивидуальных различий» под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.
– Москва: АСТ, Астрель, 2008; с. 31-150.
7. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20. Интернет публикация http://www.psychology.ru/library/p001.stm
8. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Изд-во Московского университета, 1984.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Любое издание
Примеры практических заданий.
1. Приведите пример реализации ВПФ в рамках основных психических процессов. Какими свойствами обладает описанная ВПФ? Раскройте их в рамках приведенного примера.
2. Приведите примеры ситуаций, в рамках которых достаточно безобразного мышления. Какие теории наиболее точно описывают такие процессы?
3. Придумайте программу развития творческого мышления. Какой путь развития вы выберете? Какие препятствия встретят на вашем пути?
Тема 7. Проблема сознания: сознательные и бессознательные процессы (Занятие)
Проблема определения сознания. Необходимость и критерии сознания. Свойства сознания. Виды неосознаваемых процессов. Психоанализ как практика осознавания неосознаваемого.
Литература
1. Иванников В.А. Основы психологии.Курс лекций. – «Питер», 2010. – с.
119-148 (Лекция 9-10).
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания – М.: «Смысл», 2002. – с. 394-419.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – с. 97-107 (Лекция 14).
Дополнительная литература:
4. Старовойтов В.В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. – М., 2004. – 118 с.
(доступно на znanium.com http://znanium.com/bookread.php?book=346451)
5. Фрейд P. «Введение в психоанализ» (любое издание)
6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания – М.: «Смысл», 2002. – с. 16-223 (Раздел I-II).
Примеры практических заданий:
1. Приведите примеры проявления каждого из видов неосознаваемых процессов
• Неосознаваемые автоматизмы
• Явления неосознаваемой установки
• Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
• Резерв органов чувств
2. Опишите любое, осознаваемое вами в данный момент явление, в терминах структуры сознания А.Н. Леонтьева. Какую функцию в отношении образа сознания играет каждая из его составляющих?
Тема 8. Психофизическая и психофизиологическая проблема
Соотношение психики и материи в психологии и философии. Варианты решения психофизиологической проблемы: интеракционизм, параллелизм, системность. Основные положения теории функциональных систем, в приложении к проблемам психологии. Теория системной динамической локализации психических функций. Методология психофизиологических исследований
Литература
1. Никандров В. В. Методологические основы психологии.
Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. Глава 3.
Дополнительная литература:
2. Психофизиология. Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. Любое издание. Глава 14.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Любое издание. Раздел 1. Глава 2.
4. Рамачандран В.С. Рождение разума.
– «Олимп-бизнес», 2003
Примеры практических заданий
1. Попробуйте в паре предложений описать то, каким образом взаимодействуют ваше тело и душа. Может быть, между ними установится какой-то диалог? Может быть, это монолог одной части? Может быть, они едины и поют в унисон? К какому из способов решения психофизической проблемы ближе этот подход? Объясните свой ответ.
Тема 8. Психофизическая и психофизиологическая проблема (Занятие)
Соотношение психики и материи в психологии и философии. Варианты решения психофизиологической проблемы: интеракционизм, параллелизм, системность.
Основные положения теории функциональных систем, в приложении к проблемам психологии. Теория системной динамической локализации психических функций. Методология психофизиологических исследований
Литература
1. Никандров В. В. Методологические основы психологии.
Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. Глава 3.
Дополнительная литература:
2. Психофизиология. Учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. Любое издание. Глава 14.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Любое издание. Раздел 1. Глава 2.
4. Рамачандран В.С. Рождение разума.
– «Олимп-бизнес», 2003
Примеры практических заданий
1. Попробуйте в паре предложений описать то, каким образом взаимодействуют ваше тело и душа. Может быть, между ними установится какой-то диалог? Может быть, это монолог одной части? Может быть, они едины и поют в унисон? К какому из способов решения психофизической проблемы ближе этот подход? Объясните свой ответ.
© 2014 – 2015, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором
Похожее..
Источник: https://psyvert.ru/for-stud/general/aktual-ny-e-problemy-teorii-i-praktiki-sovremennoj-psihologii-magistram-asou-2013-2014-uch-god/
Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело»
- В статье приводятся результаты исследования характеристик мышления у студентов, обучающихся в медицинском вузе на специальностях клиническая психология и лечебное дело.
- Ключевые слова: мышление, характеристики мышления
- Актуальность исследования
Вследствие информации, получаемой человеком из окружающего мира, становится возможным представлять как внешнюю, так и внутреннюю сторону предметов, и предвидеть их изменение спустя время. Это возможно благодаря такому многогранному процессу, как мышление.
Мышление является фундаментальной и значимой психологической способностью человека. Её фундаментальность заключается в том, что разум интерпретируется отличительной чертой человека от других живых существ. Отражение этого факта детерминирует (обуславливает) личностную и социальную значимость мышления.
Для адекватного существования в современном мире человеку необходим оптимальный уровень развития мышления. Мышлением является процесс анализирования и синтезирования непосредственно того, что выделяется анализом [9].
С изменением условий существования социума возникает необходимость преобразования старых профессий и появления новых. Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.
На первом курсе обучения у студентов следует выявлять особенности мышления, что позволит определить у них отсутствующие качества, которые важны для успешной работы специалиста в выбранной сфере деятельности.
Вследствие этих знаний будет возможным изменение и введение новых образовательных программ для более эффективного формирования профессионального мышления.
- Развитие профессионального мышления является неотъемлемой частью вузовской подготовки студентов.
- Какие характеристики мышления у студента будут развиваться, зависит от выбранной им специальности: на гуманитарной специальности — развивают самостоятельность и критичность мышления; на естественно-научной — способность преобразовывать предметную реальность; на технической — системное и пространственное мышление.
- Творческое мышление развивают у всех студентов, так как способность творчески мыслить необходима специалисту в любой сфере деятельности.
- С целью определить различия/сходства характеристик мышления студентов, обучающихся на таких специальностях, как лечебное дело и клиническая психология, было проведено эмпирическое исследование.
- Результаты теоретического анализа проблемы
В современной психологии пристальное внимание уделяется изучению такого процесса, как мышление. Психологи, занимающиеся изучением этого многогранного процесса, дают определение мышления, делая акцент на разные стороны этого процесса.
По мнению А. С. Никифорова (1990), мышление является высшей формой познавательной деятельности, которая тесно связана с синтезом, анализом, обобщением накопленных и приобретённых знаний. Мышление позволяет определить внутренние связи между явлениями, предметами и людьми [6].
Как отмечает Н. Н. Данилова (1997), мышление является процессом познавательной деятельности и характеризуется оперированием понятиями, категориями и образами. Особенность и суть мышления заключается в выполнении операций с образами, которые в свою очередь составляют внутреннюю картину мира [4].
По мнению З. А. Зориной и И. И. Полетаевой (2002), мышление является обобщённым и опосредованным отражением окружающей действительности. В основе процесса мышления лежит оперирование образами, позволяющее выделить связи между объектами и их наиболее существенные свойства [5].
Согласно исследованию, проведённому Г. Г. Валиулиной, развитие мышления парней и девушек отличается. На первом-втором курсах парни превосходят девушек в практическом и математическом мышлении, а девушки их в теоретическом мышлении.
На третьем курсе юноши лучше, чем девушки, решают логические задачи и более осведомлены в области профессиональных понятий.
На четвёртом и пятом же курсах девушки превосходят парней по многим характеристикам: в решении логических задач, гибкости мышления, оригинальности мышления, по уровню развития практического мышления и профессионального категориального аппарата [2].
Согласно исследованию О. М. Разумниковой, существуют различия в развитии креативности между юношами и девушками. Исследование было проведено на студентах разных специальностей: биология, математика, социальная работа и инженерия.
Было установлено, что у юношей, больше чем у девушек, развита образная креативность. Различий по развитию вербальной креативности между девушками и юношами не установлено.
У юношей, учащихся на биологов и инженеров, более выражена оригинальность ассоциативного вербального мышления [7].
- Анри Валлон (1942) описал три принципа в изучении характеристик мышления:
- 1) Изучение мышления в отношениях и связях с объективной действительностью.
- 2) Выявление противоречий в развитии мышления, и выделение условий их преодоления.
- 3) Рассмотрение процесса формирования и развития мышления [10].
Наиболее известные методики исследования мышления: тест Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова (1927), предназначенный для исследования особенностей формирования понятий [1]; методика «Пиктограмм» А. Р. Лурия (1932), направлена на изучение творческой активности мышления [1]; тест на интеллект и мышление Д.
Векслера (1939); опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»Дж. Брунера (1976), который позволяет определить базовый тип мышления и уровень креативности [8]; методика на пространственное мышление И. С. Якиманской, В. Г. Зархиного и X. М. Кадаяса (1991); тест на креативность мышления Э.
Торренса (1966), адаптирован А. Н. Ворониным в 1994 году [3]; «Тест отдалённых ассоциаций» С. Медника (1962), предназначенный для измерения уровня вербальной креативности [3]; опросник «Порог активности» Т. Л.
Романовой (1991), направленный на диагностику скорости мышления и готовности к совершению действий.
Проанализировав теоретические источники, можно сделать вывод, что понимания такого многогранного процесса, как мышление довольно разнообразны. Благодаря мышлению человек способен познать то, что недоступно представлению и восприятию, выделить существенные связи между людьми, предметами, и отделить их от случайных связей.
Особенностью мышления являются такие характеристики, как глубина, скорость, критичность, гибкость, тип и стиль мышления. Гибкость мышления заключается в умении трансформировать исходные данные и изменять намеченный путь решения проблемы.
Скорость мышления является способностью быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение. Глубина мышления позволяет видеть причины явлений, проникать в сущность сложных вопросов и предвидеть последствия решений и дел.
Критичность мышления заключается в способности доказывать истинность выдвигаемых суждений, осуществлять объективную оценку своих и чужих суждений и находить в них сильные и слабые стороны.
Материал иметоды. Объем выборки составил 188 студентов ТГМУ 1, 3 и 5 курсов в возрасте от 17 лет до 23 года, из них 94 — студенты, обучающиеся по специальности «клиническая психология», 94 — обучаются по специальности «лечебное дело».
В рамках эмпирического исследования использовали психодиагностический метод, включающий стандартизированные («Активность вербального и наглядно-образного мышления», методики «Выделение существенных признаков», опросника Дж.
Брунера на определение типа мышления, теста вербальной креативности С. Медника и прогрессивных матриц Дж. Равена) и проективный (методики «Пиктограмма») методы.
Статистический анализ полученных результатов проводился путем вычисления коэффициента U — критерия Манна — Уитни, корреляционного анализа и подсчёта распределения величин.
Результаты исследования
В ходе проведённого эмпирического исследования были выявлены особенности мышления студентов 1, 3 и 5 курсов, обучающихся на специальностях «клиническая психология» и «лечебное дело».
Для студентов 1 курса специальности «клиническая психология» характерны высокая продуктивность выполнения однотипных задач с определёнными словами и способность к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики.
В данной группе больше исследуемых, обладающих символическим и образным типами мышления, вследствие чего предпочитающих преобразовывать полученную ими информацию с помощью арифметических операций и действиями с образами.
Студенты обладают высокой готовностью к созданию новых идей, генерируют нестандартные идеи, мыслят, опираясь на известные модели поведения, абстрагируются от деталей и рассуждают широкими понятиями.
Мышление студентов «клинической психологии» 3 курса отличается способностью быстрого решения однотипных заданий с образами и высокой продуктивностью выполнения словесных и образных задач разного типа с быстрым переключением способа решения. Большинству студентов из группы присущ образный тип мышления, позволяющий преобразовывать информацию с помощью действий с образами. Для студентов характерна высокая способность к познанию и решению различных проблем.
Студентам 5 курса «клинической психологии» свойственна высокая продуктивность выполнения как однотипных заданий с образами в пределах одного способа решения, так и словесных задач разного типа с быстрым переключением способа решения.
В данной группе больше студентов с символическим типом мышления, что свидетельствует о предпочтении преобразовывать полученную информацию с помощью алгебраических правил или арифметических операций.
Исследуемые обладают выраженными способностями к оперированию суждениями, умозаключениями и понятиями на основе законов логики, к познанию и решению проблем и высоким уровнем вербальной креативности.
Мышление студентов 1 курса, обучающихся на специальности «лечебное дело», отличается способностью быстро решать однотипные задания с определёнными словами и образами, в пределах одного способа решения и продуктивностью при выполнении заданий разного типа, которые требуют быстрого переключения с одного способа решения на другой. В этой группе студентов преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование полученной информации осуществляется с помощью действий с образами. Исследуемым свойственны выраженные способности к оперированию умозаключениями, суждениями и понятиями на основе законов логики, к созданию принципиально новых идей. Рассуждения опираются на общепринятые и известные модели поведения, высокая способность к познанию и решению возникающих проблем.
Для студентов 3 курса «лечебного дела» характерны высокая продуктивность при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой и высокий уровень вербальной креативности.
В данной группе студентов больше исследуемых с предметным типом мышления, что означает предпочтение преобразования полученной информации с помощью предметных действий. Студенты обладают средним уровнем выраженности способности к оперированию понятиями, умозаключениями, суждениями на основе законов логики.
Выражены способности к абстрагированию от деталей и мышление широкими понятиями и генерированию оригинальных и нестандартных идей.
Студентам 5 курса «лечебного дела» свойственна высокая эффективность решения однотипных заданий с определёнными словами и высокая продуктивность выполнения задач с образами разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа решения на другой. В группе исследуемых преобладает число студентов с образным типом мышления, при котором преобразование информации происходит с помощью действий с образами. Исследуемые обладают высоким уровнем развития творческих способностей.
Применение данных результатов возможно в дальнейшем при работе со студентами в высшем учебном учреждении. Дальнейшие исследования мышления студентов позволят помочь студентам лучше и быстрее развивать профессиональное мышление и важные характеристики мышления, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. — М.: Феникс, 1996. — 256с.
- Валиуллина Г. Г. Возрастно-половые особенности развития профессионального мышления студентов: Дис. канд. психол. наук. — М.: Дом «Астраханский университет», 2007. — С. 56–63.
- Воронин А. Н., Галкина Т. В. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. Под ред. Воронина А. Н. — М.: ИП РАН, 1994. — 344с.
- Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 373с.
- Зорина 3.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.
- Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь. В 3 т. — М.: Медицина, 2010. — Т.2–464с.
- Разумникова О. М. Вопросы психологии. — М.: Ижица, 2002. — 137с.
- Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. — 124с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2000. — 153с.
- Шорохов Е. В. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: Наука, 1966. — 300с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, мышление, вербальная креативность, способ решения, способность, высокая продуктивность выполнения, профессиональное мышление, многогранный процесс, быстрое переключение, мышление студентов.
Источник: https://moluch.ru/archive/136/38055/
Анализ взаимосвязей между стилями мышления и параметрами решения психодиагностических задач у студентов-психологов и психологов-практиков
Анализ профессионально-важных качеств психолога позволил выявить ряд свойств мышления и личностных особенностей, позволяющих субъекту успешно выполнять психодиагностическую деятельность.
К их числу относятся: высокий интеллект; хорошее развитие аттенционных, мнемических, мыслительных, имажитивных свойств; целостность, критичность, гибкость, диалектичность мышления; а также развитые коммуникативно-речевые качества, готовность кконтактам, стрессоустойчивость в процессе общения, умение контролировать свое поведение, тактичность и деликатность, терпимость к чужому мнению и оценкам [2].
Важно отметить, что среди психологических факторов успешности психодиагностической деятельности так же выделяются: диагностическое мышление; свойства мышления (объективность, целостность, гибкость, типологичность, креативность, диалогичность); стилевые особенности личности, в том числе, стиль мышления [5, 6, 7]. Профессионально важные качества являются динамическим образованием и вносят разный вклад на разных стадиях профессионального развития. Поэтому их необходимо учитывать при подготовке специалистов в процессе высшего профессионального образования.
Ряд исследователей обращает внимание на недостаточный уровень подготовленности студентов-психологов к психодиагностической деятельности: пропуск этапов диагностирования, трудности в сопоставлении результатов обследования и интерпретации данных, слабая психометрическая подготовка, нарушение этических норм психодиагностики [2, 5, 7].
В условиях высшего профессионального обучения адекватной моделью изучения психодиагностической деятельности является решение психодиагностических задач, взятых из реальной психологической практики.
Для выявления возможных зон роста, направлений развития студентов-психологов, нами были исследованы процессуальные, содержательные и результативные характеристики решения психодиагностических задач практикующими психологами и студентами психологами с разными стилями мышления.
Методологическими основаниями для нашего исследования послужили: теория постановки психологического диагноза А.Ф.
Ануфриева [2]; структура диагностических задач по Ануфриеву [2]; критерии полноты решения психодиагностических задач по С.Н. Костроминой [7]; классификация и содержательные аспекты теории стилей мышления Р.
Бремсона и А. Харрисона [1], Р. Стернберга [8]; функциональный подход к стилям мышления А.К. Белоусовой [5].
В процессе исследования перед нами стоял вопрос о наличии взаимосвязи стилей мышления с успешностью решения психодиагностических задач, причем, как у практикующих психологов, так и у студентов, обучающихся психологии.
Для наиболее широкого охвата и определения специфики влияния каждого из стилей мышления на успешность решения психодиагностических задач, было решено использовать две методики: опросник «Стили мышления», разработанный А.К. Белоусовой, и опросник стилей мышления Р. Брэмсона и А. Харрисона, адаптированный А.А. Алексеевым, Л.А. Громовой. Опросник А.К.
Белоусовой дает возможность диагностировать четыре стиля мышления: инициативный, критический, управленческий, практический. Методика, адаптированная А.А. Алексеевым, Л.А. Громовой выявляет пять основных стилей, среди которых: синтетический стиль; идеалистический стиль; прагматический стиль; аналитический стиль; реалистический стиль.
По названию стилей их обладатели называются Синтезатор, Идеалист, Прагматик, Аналитик и Реалист. Как уже было нами отмечено ранее, психодиагностическая деятельность протекает в основном в умственном плане и трудно поддается рефлексии.
В качестве наиболее адекватного метода исследования психодиагностического процесса в последнее время все больше исследователей указывают задачный метод. В нашем исследовании мы также использовали данный метод для оценки уровня развития компонентов психодиагностической деятельности и специфики решения психодиагностических задач у представителей разных стилей мышления.
Для каждого компонента психодиагностической деятельности были выделены маркеры успешности, такие как: количество этапов диагностического процесса, последовательность этапов психодиагностического процесса, количество выдвигаемых гипотез, адекватность гипотез, адекватность выбранных методик, количество методик, направленность на поиск решений, наличие обратной связи.
Перейдем к рассмотрению наиболее значимых взаимосвязей, выявленных в нашем исследовании. Синтетический стиль мышления у студентов значимо положительно связан с количеством выдвигаемых гипотез и их адекватностью заявленной симптоматике, отрицательно – с адекватностью методик, умением давать обратную связь с успешностью решения задачи.
У психологов синтетический стиль мышления связан лишь с направленностью на поиск решений. Студенты-Синтетики в целом мало успешны в решении задач, несмотря на логическую последовательность этапов диагностического поиска.
Часто пропускают этап предварительных гипотез, предлагают избыточный методический инструментарий не всегда адекватный симптоматике, очень часто подменяют диагноз нейтральными описаниями и констатацией проблем клиента. Психологи-Синтетики, напротив, обладают высокой эффективностью в решении задач.
Схема диагностики сокращенная, часто пропущен этап диагностических методик, в большей степени опирается на беседу с клиентом. Специалист нацелен на поиск ресурсов, решений проблем и максимально отражает это в обратной связи с клиентом, однако может упускать необходимость оказывать клиенту поддержку.
Идеалистический стиль мышления у студентов-психологов имеет отрицательные взаимосвязи с половиной параметров решения задач: количеством и последовательностью этапов диагностики, количеством и адекватностью методик, направленностью на поиск проблем и умением задавать вопросы клиенту. Положительная взаимосвязь выявлена только с категорией «поиск ресурсов».
Студенты-Идеалисты, как и психологи-Идеалисты, среднеуспешно решают диагностические задачи, выдвигают множество предварительных гипотез, в том числе и неадекватных симптоматике, редко обращаются к диагностическим методикам, но если приводят их, то они всегда адекватны и эффективны.
Однако психологи-Идеалисты больше нацелены на поиск проблем и решений, чем студенты с идеалистическим стилем мышления, чаще пренебрегают общением с клиентом. Кроме того, студенты часто допускают нарушения этических правил и подменяют диагноз непрофессиональными суждениями и советами.
Прагматический стиль мышления у студентов положительно связан с категориями «поиск проблем» и «поддержка клиента», отрицательно – с категорией «поиска ресурсов».
Прагматический стиль мышления отрицательно связан с успешностью решения задач, количеством этапов, количеством и адекватностью гипотез, количеством и адекватностью методик, с умением давать обратную связь, задавать вопросы и оказывать поддержку клиенту.
Положительная взаимосвязь выявлена с показателем последовательности этапов и количеством нейтральных описаний. У испытуемых с прагматическим стилем мышления общей чертой является свернутая схема диагностического поиска (1–2 этапа), с частым пропуском этапа гипотез и методик.
Студенты-Прагматики сконцентрированы на поиске проблем и вариантов решений, не забывают о рекомендациях и поддержке клиента, но часто с нарушением профессиональной этики.
Психологи Прагматики, напротив, фокусируют внимание на поиске проблем в теоретической плоскости, рекомендации, обратная связь, поддержка клиента – отсутствуют.
Аналитический стиль мышления у студентов положительно связан с успешностью решения задач, адекватностью выдвигаемых гипотез, количеством и адекватностью методик и направленностью на поиск решений.
Отрицательные связи обнаружены с категориями «нейтральные описания», «непрофессиональные суждения», «вопросы клиенту» (r=-0,25, при р≤0,01), «поддержка клиента» и параметром обратной связи. У работающих психологов значимая взаимосвязь выявлена только с категорией поиска ресурсов.
И психологи, и студенты с выраженным аналитическим стилем мышления решают психодиагностические задачи максимально эффективно. В схеме диагностического процесса пропускают 1–2 этапа, выдвигаемые гипотезы и предлагаемые методики всегда адекватны и ведут к верному психологическому диагнозу.
Аналитики не допускают нарушений профессиональной этики, фокусируются на поиске ресурсов и решений проблемы, однако аналитики-студенты зачастую упускают этап рекомендаций и не оказывают поддержку клиенту.
Реалистический стиль мышления у студентов положительно связан с количеством этапов диагностического процесса, обратной связью, умением поддержать клиента, количеством вопросов и непрофессиональных суждений. Отрицательные связи выявлены с показателями количества и адекватности методик.
У работающих психологов с выраженным реалистическим стилем мышления, напротив, хорошо развит технический и логический компоненты – положительные связи выявлены с успешностью, направленностью на поиск проблем, количеством и адекватностью методик, количеством вопросов к клиенту.
Отрицательные связи выявлены с категориями поиска решений и поиска ресурсов. И студенты, и практикующие психологи с реалистическим стилем мышления также успешно решают диагностические задачи.
Представители этого стиля лучше всех остальных испытуемых владеют техническим компонентом диагностики (методический инструментарий), немногочисленные гипотезы практически всегда преобразуются в верный психологический диагноз.
Различия заключаются в деонтологической составляющей психодиагностической деятельности: студенты-Реалисты эффективно выстраивают общение с клиентом, задают вопросы, оказывают поддержку, ищут решения проблемы и ресурсы клиента, отражают их в обратной связи.
Психологи-Реалисты фокусируются на поиске проблем и решений, редко дают обратную связь и поддержку клиенту. Обладатели ярко выраженного инициативного стиля мышления оказались немногочисленными и неуспешными в решении диагностических задач (как студенты, так и работающие психологи).
Отрицательные связи выявлены с общим показателем успешности, количеством и последовательностью этапов диагностики, количеством, а также адекватностью методик, количеством и адекватностью гипотез.
Студенты с доминирующим инициативным стилем мышления испытывают большие затруднения в решении диагностических задач, большинство решений сведено к нейтральному описанию задачи на житейском, а не на профессиональном уровне.
Психологи с инициативным стилем концентрируются на поиске проблем и нарушений, выдвигают адекватные гипотезы, однако пропускают этапы диагностики, не дают обратной связи, поддержки и рекомендаций.
У представителей критического стиля мышления положительные связи обнаруживаются со всеми компонентами диагностической деятельности: успешностью, количеством и последовательностью этапов диагностического поиска, количеством и адекватностью гипотез, количеством методик, количеством вопросов клиенту, обратной связью, направленностью на поиск проблем и решений.
Отрицательные связи выявлены только с количеством нейтральных описаний и непрофессиональных суждений. Критический стиль мышления оказался в нашем исследовании одним из наиболее продуктивных для решения психодиагностических задач, как у студентов, так и у работающих психологов.
И студенты, и психологи с выраженным критическим стилем мышления очень эффективно решают диагностические задачи: все этапы диагностического поиска последовательны, выдвигаемые гипотезы и предлагаемый методический инструментарий всегда адекватен симптоматике и ведет к постановке верного диагноза.
Испытуемые с критическим стилем мышления нацелены на поиск решений и ресурсов, что отражается в обратной связи, рекомендациях и поддержке, оказываемой клиенту. Однако студенты нередко пренебрегают этапом обратной связи и не оказывают поддержку.
Управленческий стиль мышления у психологов положительно связан с успешностью решения задач и адекватностью гипотез, отрицательно – с категорией поддержки клиента.
У студентов положительные связи этого стиля мышления тоже немногочисленны – с количеством гипотез и непрофессиональных суждений, отрицательные связи выявлены с большинством остальных параметров решения диагностических задач, включая интегральный показатель успешности.
Таким образом, развитые черты управленческого стиля мышления у психологов способствуют эффективному решению диагностической задачи, а у студентов – препятствуют. Испытуемые с доминирующим управленческим стилем мышления имеют средний балл успешности решения задач.
И студенты, и психологи демонстрируют высокий уровень развития логического, семиотического и технического компонентов психодиагностической деятельности, фокусируются на поиске проблем и решений, однако полностью упускают деонтологическую составляющую (полное отсутствие обратной связи и вообще какого-либо общения с субъектом задачи).
Практический стиль мышления у студентов прямо пропорционален успешности решения задач, количеству и последовательности этапов диагностического процесса, количеством методик и направленностью на поиск проблем.
Отрицательная связь обнаружена с количеством непрофессиональных суждений.
У работающих психологов положительные связи обнаружены с количеством и адекватностью методик, количеством этапов, поддержкой клиента и количеством вопросов клиенту, отрицательная – с адекватностью гипотез.
Психологи с доминирующим практическим стилем мышления менее успешны в решении диагностических задач, часто пропускают этап гипотез и методик, основной акцент делают на этап рекомендаций и поиска выхода из проблемы, поддержку клиента и обратную связь. То есть у работающих психологов практический стиль мышления связан в большей мере с техническим и деонтологическим компонентами психодиагностической деятельности, что напрямую не обеспечивает успешного решения психодиагностических задач.
Студенты с преобладающим практическим стилем мышления обладают высокой эффективностью решения диагностических задач, они фокусируются на поиске проблем и решений, схему диагностического поиска проходят полностью и последовательно, лучше всех остальных владеют методическим инструментарием и, как правило, единственная предварительная гипотеза оказывается верна. Редко допускают нарушения этики, и единственным недостатком их решений является недостаточное внимание к ресурсам клиента.
Итак, результаты исследования успешности решения психодиагностических задач, проведенного на выборке студентов и практикующих психологов с разными стилями мышления, показали, что у студентов-психологов в процессе решения психодиагностических задач значимо реже фиксируются категории «поиск ресурсов», «поиск решений», «поддержка клиента», что отражает недостаточное развитие деонтологического компонента психодиагностической деятельности. На это же указывает большое количество «непрофессиональных ответов» в индивидуальных решениях студентов-психологов по сравнению со специалистами. Также отметим, что выявлены значимые различия в процессуальных, содержательных, результативных характеристиках решения задач у студентов-психологов и практикующих психологов с разными стилями мышления. У студентов-психологов с разным стилем мышления в разной степени развиты семиотический, логический, технический и деонтологический компоненты.
Таким образом, результаты данного исследования свидетельствуют о недостаточном развитии компонентов психодиагностической деятельности у студентов-психологов.
Различия в успешности решения психодиагностических задач студентами-психологами с разными стилями мышления позволяют сделать выводы о неравномерности развития и выраженности тех или иных компонентов психодиагностической деятельности, а также об успешности психологов представителей конкретных стилей мышления в различных компонентах психодиагностической деятельности.
Следовательно, намечая пути формирования и развития данных компонентов в процессе осуществления высшего профессионального образования, целесообразно учитывать особенности стилей мышления студентов-психологов.
Для дальнейшего развития и совершенствования психодиагностических навыков у студентов-психологов на базе психологической службы Южно-Российского гуманитарного института нами была разработана и внедрена опытно-экспериментальная программа. Результаты данной работы описаны и опубликованы [4].
Литература:
- Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб.: Экономическая школа, 1993. — 352 с.
- Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. – 1994. – No2.– С. 123–131.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось-89», 2006. – 192 с.
- Ачина А.В. Возможности формирования компонентов психодиагностической деятельности у студентов-психологов в процессе опытно-экспериментальной программы // Российский психологический журнал. – 2012. – Т. 9. – No2. – С. 70–77.
- Белоусова А.К. Разработка теста для диагностики стиля мышления // Сб. научных статей. Актуальные проблемы психологической диагностики. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. – С. 88–104.
- Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
- Костромина С.Н. Современная психодиагностика: система основных понятий: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 160 с.
- Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. – 1996. – No 6. – С.54–61.
Источник: https://psy.su/feed/4160/