Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе образования); ко вторым -связи между компонентами процесса обучении (между целями, содержанием, методами, формами обучения).
- К внешним закономерностям обучения относятся:
- • социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
- • воспитывающий и развивающий характер обучения;
- • деятельностный и диалогичный характер обучении;
- • зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
- К внутренним закономерностям относятся:
- • зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия;
- • зависимость результатов обучении от взаимодействия учителя и ученика;
- • подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;
- • заданная структура, предполагающая переход ученика от решения одной учебной задачи к другой, что обеспечивает переход от незнания к знанию, от знания к умению и далее — к навыку.
- Выявленные закономерности составляют основу для определения дидактических принципов (принципов обучения).
Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно историческом виде .
Основополагающими, общепризнанными дидактическими принципам являются: сознательность и активность в обучении; наглядность; систематичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой. Они составляют систему дидактических принципов.
• Принцип сознательности и активности основывается на положении о ведущей роли самостоятельной и осмысленной деятельности учеников в приобретении новых знаний, умений и навыков. Он проявляете в широком использовании учителем заданий, побуждающих учеников рассуждать, делать выводы, проверять их в практике и пр.
• Принцип наглядности был раскрыт еще в работах Я. А. Коменского и предполагает использование в процессе обучения различных видов наглядности, действующих на различные органы чувств ученика. Результатом такой работы становится получение разнообразных и полных представлений об окружающих предметах и явлениях — чувственной основы будущих понятий и выводов.
• Принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Реализуется принцип в процессе планирования системы уроков по предмету, обеспечивающих движение ученика от простого к более сложному т. д.
• Принцип прочности характеризует необходимость организации специальной работы учащихся по усвоению и запоминанию материала. Он базируется на использовании учителем психологических закономерностей процессов запоминания, таких как зависимость результатов запоминания от интереса учащихся, от значимости материала, от его организации.
- • Принцип научности требует, чтобы в обучении использовались признанные наукой знания и методы, обеспечивающие формирование у обучающихся объективной картины окружающего мира.
- • Принцип доступности нацеливает на построение обучения в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с опорой на их личный опыт.
- • Принцип связи теории с практикой указывает на необходимость подкрепления теоретических положений практическими примерами, использования полученных знаний в практической деятельности.
- Реализация указанных принципов обучения отражается в правилах
- обучения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.
С развитием дидактики появляются новые принципы обучения. Так, в настоящее время выделились дидактические принципы развивающего обучения. К ним относятся: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп в изучении материала; принцип ведущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса обучения (Л. В. Занков).
Источник: https://students-library.com/library/read/56740-zakonomernosti-i-principy-obucenia
Закономерности обучения. Примеры общих и конкретных закономерностей
Как и всякая иная наука, педагогика имеет свои законы и закономерности. В частности, основными здесь являются закономерности обучения. Данный термин можно охарактеризовать следующим образом: закономерности обучения – это те явления, принципы и взаимосвязь между ними, соблюдение которых ведет к достижению целей и задач обучения.
Закономерности обучения сами по себе глубоко неоднородны: прежде всего, ученые-педагоги подразделяют их на общие и частные. К первым относятся те, что охватывают всю дидактическую систему, а ко вторым – те, которые распространяются на отдельный (частный) объект дидактической системы (например, закономерности формирования навыков и умения устной речи).
Общие закономерности обучения
К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:
- Закономерность цели, что проявляется в зависимости цели обучения от уровня развития той или иной науки и общества в целом, от социального заказа, от развития педагогики как науки.
- Закономерность содержания: содержание (суть) обучения в целом зависит от социального заказа, возрастных и психологических особенностей обучающихся и материально-технической базы учебного заведения. Например, нельзя овладение синхронным переводом планировать как элемент учебного процесса, если в учебном заведении отсутствует необходимое для этого оборудование. Равно как и нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена.
- Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества, в них нуждающегося. Поэтому данная закономерность зависит от продуктивности каждоо из предшествующих этапов обучения, характера форм и приемов работы в течение учебного процесса, времени, затраченного наизучение, уровень квалификационной подготовки педагога и мотивации к обучению самих учащихся.
- Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки.
- Закономерность стимулирования обучения – это зависимость результатов обучения от побуждающих к участию в нем стимулов. Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает, либо посредством работы по избранной специальности достичь экономической стабильности.
- Закономерность управления – это зависимость его качества от характера обратной связи, форм и приемов педагогического контроля и качества руководства учебным заведением. Например, вопреки распространенному стереотипу наличие у ректора того или иного вуза весомых достижений в какой-либо области науки само по себе еще не говорит о нем как о грамотном руководителе или менеджере учебного заведения. Равно как и наличие отличной оценки, полученной студентом на экзамене, не всегда свидетельствует о качественном владении им всем изученным учебным материалом, поскольку экзамен по своей структуре затрагивает только какую-то отдельную его часть, нередко выносимую на экзамен методом случайной выборки (например, посредством получения студентом экзаменационного билета, вопросы в котором ему заранее не известны).
Конкретные закономерности обучения
Как и было отмечено выше, закономерности педагогической науки распространяются и на ее частные аспекты.
К таковым следует отнести аспекты овладения тем или иным сегментом учебного материала, например, закономерности овладения способностью к аудированию на изучаемом иностранном языке.
В то же время такие закономерности по своему характеру также разнообразны. Наиболее известны среди них следующие:
- Дидактические закономерности,
- Гноссеологические закономерности,
- Кибернетические закономерности.
Дидактические закономерности обучения
Среди дидактических закономерностей, прежде всего, необходимо выделить следующие: результаты обучения в определенной мере прямо пропорциональны его продолжительности, а продуктивность овладения учебным материалом во многом обратно пропорциональна его сложности; результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от личной мотивации учащихся и понимания ими ценности данного материала и учебного процесса в целом.
Гноссеолоические закономерности обучения
Гноссеологические закономерности обучения (от греческого «гнозис» — «познание») предполагают зависимость результатов обучения уровню сформированности навыков учащихся к учебной деятельности и желания овладевать учебным материалом.
Еще одной подобной закономерностью является тот факт, что продуктивность обучения находится в прямой зависимости от объема практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также следует отметить, что и умственное развитие учащихся прямо пропорционально объему получаемых знаний.
И, наконец, еще одной гноссеологической закономерностью является наличие системы упражнений и заданий: изучаемый материал должен закрепляться в сознании и памяти учащихся, для чего существуют домашние задания, применяемые практически на всех этапах обучения.
Регулярность и качество их выполнения, а также характер неизменно влияют на уровень сформированности поставленных целью обучения навыков и умений.
Кибернетические закономерности обучения
Кибернетические закономерности обучения имеют непосредственное отношение не только к педагогической, но и к математической науке. В частности, одна из них гласит, что результативность обучения прямо пропорциональна частоте и объему педагогического контроля и обратной связи.
Другая кибернетическая закономерность обучения состоит в том, что частота педагогического контроля зависит от временной продолжительности обучения.
В немалой степени важна и третья кибернетическая закономерность обучения, которая предполагает прямую пропорциональную зависимость эффективности обучения от количества и качества учебного материала, а также психического и психологического состояния и возможностей учащихся как реципиентов учебного материала.
В данной статье нами были рассмотрены основные закономерности обучения, хотя очевидно, что в современной педагогической науке их намного больше, и их круг постоянно увеличивается, что во многом связано с динамическим развитием педагогики как науки.
Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/zakonomernosti-obucheniya/
Лекция 2. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ | Социальная сеть работников образования
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Я.А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.
Большое значение принципам обучения придавал К.Д. Ушинский.
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). Это объясняется тем, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Правила реализации требований принципа научности требуют использования:
- логики и языка изучаемой науки;
- основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
- методов конкретной науки;
- научных методов познания природных и общественных явлений.
Принцип наглядности стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в данном дидактическом принципе.
Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я.А.
Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам».
Средствами наглядности служат:
- натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты;
- объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и пр.;
- изобразительные средства: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
- символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и пр.;
- аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
- самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Необходимо использовать наглядность:
- как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить;
- не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
- по мере взросления человека более в символическом виде, чем в предметном;
- в различных видах и в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
- для эстетического воспитания.
Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип доступности не означает, что обучение должно быть предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.
В связи с этим Л.В. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности.
Но при этом важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело к развитию личности.
Для этого содержание учебных заданий должно не просто соответствовать реальным возможностям обучаемых, а находиться в зоне их понимания, то есть требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего.
Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:
- в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
- объяснять простым, доступным языком;
- использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.
Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.
Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Для реализации на практике принципа сознательности и активности следует соблюдать правила:
- добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
- использовать активные и интенсивные методы обучения;
- логически увязывать неизвестное с известным;
- учить учащихся находить причинно-следственные связи.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
В основе этого принципа лежат определенные закономерности: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
- формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
- использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
- осуществления межпредметных связей;
- координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению; память действует избирательно, поэтому лучше закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
- обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
- используются разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;
- активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
В основе этого принципа лежат закономерности: практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Правила реализации данного принципа:
- опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
- показ области применения теоретических знаний;
- изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
- решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания.
Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитывающее воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, применяемые методы организации познавательной деятельности, своими личностными качествами, отношением к сообщаемым знаниям.
Это воздействие значительно усиливается, если обучающий ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:
- добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами обучаемые понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками – внутреннее состояние материального мира и его закономерностей;
- уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
• не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует на преодоление трудностей.
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося.
Существуют два основных пути учета личностных особенностей:
- индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);
- дифференцированный подход (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).
До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.
Перечисленные выше дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Некоторые авторы выделяют и другие принципы, выходящие за рамки дидактической традиции и соответствующие тенденциям развития современного образования.
Мы рассмотрели лишь те из них, которые носят общий характер и лежат в основе преподавания всех учебных дисциплин. Однако в ряде методик предлагаются и рассматриваются особые принципы, отражающие специфику и особенности преподавания той или иной учебной дисциплины.
Например, в методике преподавания географии выдвигается принцип краеведения и родиноведения, в методике биологии – принцип типичности биологических объектов, в методике русского языка – принцип развития чувства языка, в методике преподавания литературы – принцип историзма, и т.п.
Источник: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-2-zakony-zakonomerno
Статья "Связь принципов и закономерностей обучения"
Принципы обучения.
Принципов должно быть немного – в противном случае они не могут быть обобщением. В любой науке сформулированные принципы – это всегда высший этап ее развития, показатель зрелости теории.
В педагогике к настоящему времени сформулировано достаточно много принципов, причем их количество и номенклатура сильно различаются у разных авторов и в научных работах, и в учебниках по педагогике и дидактике.
Все это свидетельствует о недостаточной разработанности данного раздела в современной дидактике.
Понятие принцип (от лат. principium – основа,первоначало) – руководящая идея, основное правило, принципах основное требование к деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.
Хотя педагогическая наука давно занимается систематизацией и обобщением эмпирических данных о процессе обучения, до сих пор еще нет единого подхода к определению того, что считать дидактическими принципами. Часть дидактов полагает, что дидактическими принципами называют наиболее важные, главные закономерности и законы обучения (И.П.
Подласый), другие авторы при определении принципов исходят из того, что они должны являться обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогической теории (П.И. Пидкасистый). Сторонников этих двух подходов достаточно много с той и другой стороны.
- Связь принципов и закономерностей обучения
- По своей сущности процесс обучения – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие закономерности общественного развития, формирования личности, частных наук, а также самого педагогического процесса, к которым относятся:
- — соответствие воздействий педагога устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;
— соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых.
Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества.
Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;
— соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых.
Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать индивидуальные и социально-психологические особенности обучающихся, их познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время; обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;
— соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения.
Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал реальной жизни детей, особенностям развития современного общества.
Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могли бы применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой наиболее важные положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:
- — сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которые предполагают осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулируют познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствуют проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;
- — наглядность обучения – должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;
- — систематичность, последовательность и комплексность в обучении, что предполагает наличие стройной системы знаний учебной дисциплины; умения связывать новые знания с ранее полученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала;
- — обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; постепенное изучение учебного материала с переходом от простого к сложному, с опорой на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений без излишней детализации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;
- — прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала, и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного материала в практической деятельности обучаемых; стимулирования самостоятельной работы учащихся, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала; групповой и индивидуальный подход в обучении, предполагающий обучение детей согласованным, слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).
Принципы обучения – это исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.
Принципы являются обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогической теории. Они определяются целями воспитания и имеют исторический характер, отражают актуальные потребности общества в деле обучения.
Источник: https://infourok.ru/statya-svyaz-principov-i-zakonomernostey-obucheniya-3092909.html
Закономерности и принципы обучения
Закономерности и принципы обучения
Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия: «закономерность» — «принцип» — «содержание обучения» — «форма» — «метод» — «прием» — «средство». Под закономерностью понимаются необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями.
Так, в дидактике известна закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной деятельности учащихся (студентов). С этой закономерностью связан принцип активности и самостоятельности в обучении. Закономерность — это теоретическое положение. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено.
Принцип отвечает на вопрос, как закономерность может быть реализована на практике.Принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). Вслед за Я. А. Коменским принципы обучения обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики.
В основе принципа наглядности лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним разражителям, наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «поставляют» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха; информация, поступающая в мозг из органов зрения запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается целостная картина реальной действительности; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся (студентов); если систематически не упражнять навыки и не развивать умения, то процесс развития учащихся (студентов) замедляется.
В основе принципа прочности лежат следующие закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательной активности учащихся (студентов) — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; память учащихся (студентов) носит избирательный характер: интерес к материалу вызывает его продолжительную сохранность; на прочность усвоения знаний оказывает влияние организация обучения, использование различных видов и методов обучения.Принцип доступности вытекает из закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.
Принцип научности опирается на следующие важные закономерности: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому образование направлено на вооружение молодежи системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социально-духовного и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
Принцип связи теории с практикой связан с положением классической философии и современной гносеологии о том, что практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения. Правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.
Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.
Источник: https://multiurok.ru/files/zakonomiernosti-i-printsipy-obuchieniia.html
Закономерности и принципы обучения
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
- Под запись
- Говорю
В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
- Принципы обучения – основные положения, нормативные требования, основанные на закономерностях, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса, регулирующие взаимодействие учителя с учащимися.
- Из принципов обучения вытекают правила обучения (педагогические правила).
- Педагогическое правило – основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели.
- Другими словами, дидактические правила – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступать в типичной педагогической ситуации.
- Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.
- Разберем каждый из них по отдельности.
- Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития. Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. При построении учебного процесса он требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях.
Правила принципа научности:
1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности.
2. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с происходящими дискуссиями и только что возникшими гипотезами.
3. Необходимо не только правдивое толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство учащихся с различными точками зрения на них.
4. В процессе обучения необходимо разоблачение различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся.
В обучении важна связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых.
Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания.
Принцип систематичности и последовательности обучения требует логичности, последовательности и преемственности как в построении содержания образования, так и процесса обучения.
Последовательность и систематичность
обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Об этом образно писал Я. А. Коменский: «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно…
Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены.
Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе…».
Принцип рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.
Обе формы имеют как преимущества, так и недостатки. Полная индивидуализация лишает ученика разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе. Недостаток коллективных форм в том, что нередко в них господствует усредненный подход и теряется личность. Поэтому следует стремиться к их гармоничному сочетанию.
Принцип природосообразности требует строить образование в соответствии с природой, задатками ребенка.
Идея природосообразности в понимании Я. А. Коменского — это естественный метод, или принцип соответствия природе. Природа едина, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем.
Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественном путем. Фактически это означает учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся.
Данный принцип требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам и способностям детей.
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=61719
Закономерности и принципы обучения
Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.
Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук.
На сегодняшний день, ввиду существующего уровня развития педагогической теории, можно сформулировать некоторые закономерности и принципы обучения.
Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.
Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.
Внешние закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода.
Если говорить более понятным языком, то к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.).
Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения.
Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись. Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения.
В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие.
Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.
Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические.
Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.
Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.
Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом также связано с разработкой новых концепций обучения и теорий.
Источник: https://FB.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya
Закономерности и принципы обучения
Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.
На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения.
Закономерности процесса обучения базируются на общих закономерностях развития личности, выявленных в педагогических и психологических исследованиях.
Напомним, что основная закономерность педагогического процесса связана с возможным изменением характера взаимодействия субъектов при протяженном, достаточно длительном их контакте.
Закономерность просматривается в последовательном развитии взаимодействия как переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию с ребенком, (учеником, воспитанником).
Эта закономерность описывает возможный, наиболее позитивный и продуктивный, вариант развертывания взаимодействий субъектов в педагогическом процессе и раскрывает сущность интерактивного характера взаимодействия учителя и ученика.?
Переориентация процесса обучения, от подхода, ориентированного на освоение предметных знаний, к подходу, ориентированному на развитие личности ученика средствами учебного предмета, выводит на первый план самоопределение ученика, его поведение в будущих ситуациях неопределенности, его умение решать задачи, умение осуществлять самооценку. Таким образом, в современной школе фиксируется следующая закономерность – становление целостности личности школьника зависит от степени развития в учении способов понимания, коммуникации, рефлексии, проектирования, что позволяет обеспечить реализацию процесса обучения как действенного фактора развития личности.
Важной закономерностью процесса обучения является взаимосвязь рационального и эмоционального в обучении. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным сделанный еще в 70-х годах прошлого века следующий вывод Л. И.
Интельсона: «Обсуждаются и содержание, и методы обучения, и предметная и умственная деятельность учащихся, и цели и результаты обучения. Только о чувствах и переживаниях ученика в ходе обучения почти ничего не говорят.
А между тем учится живой человек, а не ЭВМ и для него….
эмоциональные переживания являются не просто спутниками обучения, а одним из основных условий… подчеркивание эмоциональных предпосылок обучения сегодня особенно важно для нашей педагогической психологии, педагогики, методик. Эта важнейшая проблема как-то выпала из поля зрения[1]».
Процесс познания может вызывать положительные эмоции, содействующие, побуждающие, подкрепляющие познание при отсутствии утилитарных результатов. «Значение этой точки зрения для педагогики невозможно переоценить.
Она ставит в центр внимания педагога как обязательное условие подкрепление научения интересом, удовлетворением, радостью – вообще активными привлекательными для учащихся переживаниями»[2]. М.А.
Данилов считал, что тайна успешного обучения и умственного развития заключается в способности развивающейся личности видеть познавательную задачу и стремиться найти её решение; ключ к разгадке этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и творческого труда.[3] Г.И.
Щукина экспериментально доказала, что эмоциональность учителя, его умение создавать на уроке положительный эмоциональный тонус является мощным стимулом формирования познавательно интереса [4].
В дидактических исследованиях найдено немало закономерностей, раскрывающих характерные особенности современного процесса обучения, которые подтверждают общий закон обучения, сформулированный в 30-годы прошлого века в работах Л.С. Выготского, буквально звучавшего так: обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой.[5].
Важной закономерностью, характеризующей современный процесс обучения, является расширение связей классического дидактического отношения учитель Þ учебный материал Þ ученики с образовательной средой школы, общества, мира, что позволяет выявить предпосылки перехода процесса обучения в образовательный процесс, ориентированный на самореализацию школьника и «снятие обучения учением» (М.Н.Данилов).
Закономерность лежит в основе принципа, как руководства к действию. Напомним, что принцип – это некая руководящая идея, основное правило построения деятельности или механизма, а закономерность – это устойчивая взаимосвязь явлений, зависимость их друг от друга.
Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития.
Итак, принципы обучения возникли из обобщения практики обучения, в них отражены объективные закономерности, типичные в явлениях учебного процесса. Принципы и закономерности не являются один раз и навсегда установленными, они могут меняться под влиянием развития общества, различных социокультурных факторов.
Так, предложенные принципы природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (Ф.А.
Дистервег) оказались актуальными и сегодня, однако их содержание изменилось, стало более точным (принцип природосообразности – обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяется развитием; сегодня – природосообразность дополняется социосообразностью, что связано с развитием представлений о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурно-зависимом феномене; возрастосообразность реализуется через отбор содержания, соответствующих возрасту технологий освоения учебного материала, предлагаемые задания, доступное возрасту оформление учебной литературы. Культуросообразность сегодня – обусловливает необходимость соответствия содержания образования изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности ученика.
Открытие новых закономерностей приводило к формулировке новых принципов. «Развитие принципов обучения идет одновременно с развитием всего учебного процесса. В различные эпохи существования школы принципы обучения актуализируют либо одни, либо другие вопросы обучения[6]» – писала в учебнике «Педагогика школы» Г.И. Щукина в 70-е годы прошлого века.
- Соотношение трактовок некоторых классических и современных принципов дидактики, характеризующих особенности процесса обучения как педагогического процесса можно представить следующим образом.
- Изменение содержания принципов обучения
- Таблица
Классическое понимание принципа | Современное понимание принципа |
Принцип научности | |
Основу обучения составляют объективные научные (предметные) знания, ложных знаний быть не может, могут быть только неполные. | необходимости установления соответствия Содержание образования должно соответствовать целостной (естественнонаучной и гуманитарной) картине мира, современным проблемам бытия и способам получения новых знаний с целью развития способности понимать и решать задачи современного мира и становления нравственной позиции личности |
Принцип доступности | |
Обучение строится от известного к неизвестному, от простого к сложному, определяет усвоение готовых знаний и умений. | Доступность определяется умением учителя выступать квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и освоения нового и базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка. |
Принцип прочности | |
Основой эффективности обучения является повторение. | Прочность знаний определяется гибкостью и практической применимостью знаний. |
Принцип сознательности и активности | |
В обучении необходимо активное отношение к поставленным задачам. | Значимой становится постановка учащимися собственных задач в обучении, выход за рамки алгоритма. |
Принцип наглядности | |
При сохранении преимущества рациональных вербальных способов обучения для подкрепления восприятия используются невербальные формы. | В условиях «визуализации культуры» наглядность начинает играть не подчиненную, а самодостаточную и иногда агрессивную роль. Доминирование вербальной культуры в ее письменной форме, характерное для XX века, сменяется символикой образов виртуального пространства: при работе с компьютерными системами нет анализа понятия, для принятия решения требуется целостное восприятие образа |
[1] Л.И. Интельсон, Лекции по современным проблемам психологии обучения, Владимир, 1972, с.25
[2] Л.И. Интельсон, Лекции по современным проблемам психологии обучения, Владимир, 1972,с.24
[3] М.А.Данилов . Процесс обучения в советской школе. М., 1960
[4] Г.И.Щукина. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971, с. 169
[5] Подробнее см.: Выготский Л.С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
[6] Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. чл-кор. АПН СССР Г.И. Щукиной. – М., «Просвещение», 1977.
Источник: http://kursak.net/zakonomernosti-i-principy-obucheniya/