Восприятие движения и времени — справочник студента

Человек сопряжен со временем, это одно из уникальных его свойств. Любая деятельность происходит во временном пространстве, имеет определенные показатели темпа, ритма, периодичности, требует оценки доступного временного ресурса.Уложиться во времени также важно, как и произвести действие правильно. «Дорога ложка к обеду», гласит русская пословица.

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Исследователи, изучающие законы протекания психологического времени сталкиваются с особенностью: в отличие от перцепции, «рецепторы времени» очень сложно обнаружить, элементарные «ощущения времени», на которых основывается его восприятие, также выделить трудно. Тем не менее, человек хорошо ориентируется во времени, даже без часов. Множество процессов физиологического характера: сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования имеют ритмическую природу, определяющуюся четкими временными характеристиками.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания.

Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами.

Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания.

Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Восприятие движения и времени - Справочник студента

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кодирование текстовой информации - справочник студента

Оценим за полчаса!

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Дело в том, что организм, находящийся в состоянии активизации, требует повышенных темповых характеристик деятельности. Другими словами, субъектом осознается команда «надо спешить». Создается ощущение нехватки времени, что дополнительно стимулирует скорость выполнения действий. В расслабленном состоянии требования к темпу деятельности снижены.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Восприятие времени зависит не только от уровня мобилизации организма. Важную роль играет фактор когнитивной нагрузки на психику. В.Джеймс отмечал, что время, наполненное разнообразными событиями и явлениями, проходит гораздо быстрее. А время, где отсутствуют события, длится бесконечно долго.

Протяженность времени оценивается человеком с точки зрения интенсивности переработки информации, ее сложности и объема. Если трудоемкость задачи и человеческий потенциал оптимальны, возникает феномен потока, когда человек не замечает времени, ему кажется, что оно просто пролетает или вообще исчезает.

Если наблюдается чрезмерная нагрузка на психику и требуется мобилизация всех имеющихся возможностей, прослеживается обратный эффект: ход времени замедляется.

Соотношение характеристик длительности и субъективного восприятия времени.

Восприятие движения и времени - Справочник студента

Рисунок 2. Характеристики деятельности и восприятия времени

Существует феномен «мчащегося времени», связанный с восприятием времени в масштабе всей человеческой жизни. Чем старше человек, тем короче становятся воспринимаемые им временные интервалы. Это явление объяснимо. С возрастом активизация организма снижается, скорость метаболизма замедляется.

Пожилому человеку кажется, что прошло 20-30 минут, а на самом деле минуло уже полтора часа. С другой стороны, ускоренный бег времени связывают с тем, что человек оценивает время не в абсолютных, а в относительных величинах. Длительность временного периода соотносится с опытом прошлого.

Для ребенка десяти лет год — это 10% прожитого им времени, а для 50-летнего — 2%.

Вывод

Может быть поэтому в детстве время идет медленно, и дети с трудом могут дождаться какого-то желаемого события, а пожилые люди, напротив, сожалеют о быстром беге времени.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vosprijatie-vremeni/

Виды восприятия | Студент-Сервис

Виды восприятия зависят от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, зрительное восприятие преобладает при осмотре выставки, слуховое – при прослушивании музыкального произведения.

Восприятие классифицируется также и по видам самих воспринимаемых объектов. В этом случае говорят о восприятии пространства, времени, движений, человека человеком – “социальная перцепция” (А.А. Бодалев).

Под восприятием пространства подразумевается восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений во всех трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и мускульно-двигательных органов.

При помощи зрения мы воспринимаем пространственное отношение, форму, объем и величину объектов; посредством осязания – положение и величину небольших предметов, с которыми можно непосредственно соприкасаться, например, монета; мускульно-двигательные органы, дополняющие осязательное и зрительное восприятие, дают возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины малых и больших объектов во всех трех измерениях (интерьер).

Восприятие времени отражает длительность и последовательность явления или события, зависящих от смены психических процессов, например, время, заполненное малоинтересными событиями, кажется нам более длительным, а смена разнообразных и приятных событий воспринимается скоротечно (“счастливые часов не наблюдают”).
Негативные эмоции связаны с замедлением времени. Михаил Чехов писал, например, что смерть человека надо изображать как замедление и исчезновение чувства времени: “Актер, играющий смерть,
должен в этом месте так построить ритмический и метрический рисунок своей роли, чтобы публика, следя за ним, чувствовала замедление времени и незаметно пришла к той точке, где замедленный темп как бы на минуту останавливается. И эта остановка дает впечатление смерти”.

Восприятие времени и пространства есть одновременно и восприятие движения, ибо предметы воспринимаются только перемещающимися в этих величинах. Различают относительное и безотносительное восприятие движения.

Относительным восприятием называется такое, при котором одновременно воспринимается и движущийся предмет и неподвижная точка, мимо которой он движется.

Восприятие называется безотносительным, когда движущийся предмет воспринимается изолированно от других.

Восприятие обладает избирательностью, целостностью и предметностью, так называемой константностью предмета.

Несмотря на изменение физических условий восприятия (например, при удалении человека к горизонту и уменьшении его изображения на сетчатке, восприятие о его действительном росте сохраняется. Иногда предметы воспринимаются в неправильном, искаженном виде.

Возникают иллюзии, часто имеющие место при восприятии геометрических предметов. Нормальными являются также иллюзии фигуры и фона, где объект воспринимается то как фон, то как фигура.

Кроме нормальных иллюзий бывают случайные иллюзии, когда, например, в состоянии жажды человек воспринимает освещенную местность как озеро, а трусливый принимает пенек за хищного зверя. Иллюзии надо отличать от галлюцинаций – патологических психических процессов.

Галлюцинациями называется болезненное ‘восприятия” объекта, который в данный момент на человека не действует, но при этом воспринимаются образы, хранящиеся в памяти или сконструированные воображением, которые человек воспринимает и переживает как реально существующие.

Галлюцинации чаще всего бывают при психических и инфекционных заболеваниях, иногда – у здоровых (например, у лиц, страдающих от жажды). Различают слуховые, вербальные (‘голоса”), зрительные, обонятельные и тактильные (осязательные) галлюцинации.

Псевдогаллюцинациями называются галлюциннации у больных, осознающих ложный характер явления.

Как показал А.Р. Лурия, иллюзия зависит от условий жизни и общественно-исторической практики, в которых живет население данной культуры.

Например, иллюзия, обычная для европейцев, живущих в условиях цивилизации в “прямоугольной” зрительной среде, почти отсутствует у африканцев, живущих в округлых хижинах.

Не от рассовых, а от социальных условий зависит иллюзия трапециевидного окна у зулусов, живущих в городе (64% случаев), встречающаяся очень редко (14%) у зулусов, живущих а деревне.

Гештальтпсихология (гештальт–образ) – как направление структурализма приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды, идеально реконструировать мир, реализовывать формотворческие новообразования.

Таким образом, восприятие отрывается от внешнего мира, идеалистически замыкается в субъекте, лишается предметной детерминированности и сводится к сенсорной активности. Введя положительные идеи психической активности и верно акцентируя внимание на синтезирующей творческой деятельности, структурная психология абсолютизировала эти категории.

С позиции теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, детерминированное особенностями воздействия предметов
внешнего мира.

Восприятия могут развиваться в процессе обучения и профессиональной творческой деятельности человека. Средства психорегуляции и психологическая тренировка развивают и укрепляют способность сосредотачиваться на воспринимаемых объектах или выработать более точное восприятие, например, времени, путем психогигиенизации режима труда и воспитания “рефлекса на время”.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/vidy-vospriyatiya/

Восприятие движения и времени

Любой процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, является условием возможности движения.

Еще в античной мифологии и древнегреческом эпосе можно встретить первые упоминания категории времени. Свое время соответствует каждому изменению в природе. В одном времени, на одном уровне мира может находиться тело человека, а душа может существовать и в других.

Деление мира на два уровня естественный и сверхъестественный, четко просматривается в древних мифах. В основе религии лежит этот же принцип, но с её появлением представление о времени несколько меняется.

Время воспринималось абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

Позже появились представления о двух разных временах – времени «совершенном» и цикличном времени несовершенного мира.

Эти еще не четкие идеи о наличии двух времен получили свое развитие в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени.

Аристотель высказывает замечательную мысль – прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее ускользает от нас. Он же определял время как универсальную меру движения.

  • Ньютон ввел время для описания физических законов в строгой форме и считал, что существует абсолютное – истинное математическое время, называемое длительностью и относительное время – кажущееся или обыденное время, как то час, день, месяц, год.
  • Дифференциация содержания категории «время» произошла в XX веке, и сформировались такие понятия, как время физическое, биологическое, социальное, психологическое.
  • Для человека как физического объекта применимы эталоны и единицы физического времени, в которых измеряется хронологический возраст.

Внутренний мир личности и его динамика, включающая в себя ценности и идеалы, жизненный опыт, чувства, мысли, побуждения подчиняется особым временным отношениям, которые определены как психологическое время. Впервые проблему психологического времени поставил А. Бергсон.

Психологическое время наделено такими чертами:

  • Психологическое время непрерывно;
  • Оно изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах;
  • Является символом изменения;
  • Имеет внутреннюю генетическую взаимосвязь мгновений.

Таким образом, можно сказать, что время существует объективно, изменяется лишь представление о нем, субъективно только его восприятие.

Восприятие времени

По сравнению с восприятием пространства, восприятие времени изучено меньше, потому что нет специализированного органа, который бы занимался этим вопросом. Помимо этого сложность изучения вопроса в том, что время не воспринимается как явление материального мира, а о его течении человек судит только по определенным признакам.

Физики и математики рассматривают время как четвертое измерение пространства.

Как и пространство, время является одной из основных форм существования материи, а восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. Восприятие времени дает возможность ориентироваться в окружающей среде и является важной частью приспособительной деятельности.

У человека ориентировка во времени происходит с помощью корковых отделов мозга, а клинические исследования показали, что в коре головного мозга нет специального центра отсчета времени.

При поражении различных отделов коры наблюдается расстройство восприятий времени. Таким образом, восприятие времени осуществляется с помощью ряда анализаторов, действующих как единое целое.

Ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга, лежит в основе восприятия времени.

У человека восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира и, прежде всего, это:

  • Восприятие перемещения объектов в пространстве;
  • Восприятие трансформации этих объектов;
  • Восприятие взаимодействия нескольких объектов;
  • Установление наглядных причинно-следственных связей.
Читайте также:  Подходы к изучению лидерства - справочник студента

Если говорить о восприятии времени в узком смысле, то это есть восприятие длительности и последовательности каких-либо событий. Восприятие времени может изменяться в зависимости от эмоционального состояния человека. Всем известно, что положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени и, наоборот, отрицательные эмоции время как бы растягивают.

Необратимость является характерной чертой времени. Человек имеет возможность вернуться в то место пространства, из которого ушел, но, вернуться в то время, которое прошло, уже невозможно.

Установление однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними, на основании которых опосредованно решается вопрос об объективной их последовательности.

У детей временные восприятия формируются довольно поздно.

Все точки пространства равноправны, но у времени должна быть одна привилегированная точка. Этой естественной отправной точкой во времени является настоящее. Оно разделяет время на прошлое и будущее и дано как нечто наличное.

Именно от него человек направляет свой взор в прошлое и будущее. Тем не менее, в череде опосредованных событий и настоящее имеет свое положение, т.е. имеет точку, от которой ведется исчисление времени.

Для конкретного человека этой точкой является дата его рождения, а для человечества – общепринятая точка рождения Иисуса Христа.

В восприятии времени выделяются два аспекта:

  1. Субъективный. Этот аспект связан с личной оценкой человека тех событий, которые происходят в течение временного периода, с их наполненностью и эмоциональной окрашенностью. Этот аспект отражает непосредственное ощущение времени человеком;
  2. Объективно-условный. Аспект связан с объективным течением событий и интервалов времени. С помощью опорных инструментов он помогает человеку ориентироваться во времени.

На сегодняшний день из всех единиц измерения самой популярной является час времени. Такие единицы времени, как час и минута употребляются значительно чаще, чем килограмм или градус, поэтому, совсем не случайно то, что провалились все попытки сделать время метрическим.

Существовать вне времени никто и ничто не может, поэтому оно касается всех и каждого.

Восприятие движения

Благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена, осуществляется восприятие движения.

Под восприятием движения понимается отражение изменения положения объектов, находящихся в пространстве.

В восприятии движения основную роль играют зрительный анализатор и кинестезический, а скорость, ускорение, направление, являются параметрами движения объекта.

Информацию о перемещении объекта в пространстве человек может получить непосредственно, сам воспринимая акт перемещения, а также на основе умозаключения о движении объекта, находящегося некоторое время в другом месте.

Движение предмета в пространстве человек воспринимает вследствие того, что движущийся предмет выходит из области наилучшего видения и заставляет передвигать глаза, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд. В результате происходит два явления:

  1. Смещение объекта относительно положения тела человека, указывает на его передвижение в пространстве;
  2. Движение глаз, следящих за предметом, фиксируется мозгом. Это положение очень важно, но, механизм обработки информации о движении глаз сложен и противоречив.

Если человеку зафиксировать глаза и голову, будет ли он в состоянии воспринимать движение предметов? Э. Мах провел специальный эксперимент, в котором глаза испытуемых фиксировались так, что не позволяли их поворачивать.

И, тем не менее, у испытуемых каждый раз возникало ощущение движения предметов, при попытке повернуть глаза. Таким образом, получается, что мозг фиксирует не движение глаз, а попытку двигать глазами, т.е.

для восприятия движения важен не сигнал о перемещении глаз, а копия команды на их перемещение.

Косвенные признаки в восприятии движения играют большую роль, они создают опосредованное впечатление движения. Механизм их использования заключается в том, что при их обнаружении осуществляется интеллектуальная обработка и выносится суждение о движении предмета. Даже тогда, когда движения на самом деле нет, может возникнуть впечатление движения.

По мнению К. Дункера, движущимся будет восприниматься тот объект, который будет локализоваться на другом объекте – двигается фигура, а не фон, на котором эта фигура воспринимается. Из двух предметов, как показал Э. Оппенгеймер, движущимся кажется меньший и тот, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

Движения различают действительные и кажущиеся. Как правило, кажущееся движение окружающих предметов ощущает утомленный человек.

Восприятие движения возможно также с помощью слухового анализатора. С приближением источника звука, слышимая его громкость усиливается и ослабевает при его удалении.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vospriyatie/vospriyatie_dvizheniya_i_vremeni/

Восприятие движения и времени

Восприятие
движения

осуществляется благодаря очень сложному
механизму, природа которого еще не
вполне выяснена.

Можно предположить,
что восприятие движения предметов
обусловлено перемещением изображения
по сетчатке глаза.

Но!!!
Изображения недвижущихся предметов
также перемещаются по сетчатке, если
человек движется, но он не воспринимаете
предметы как движущиеся. Это явление
называется константностью
положения
.

В
процессе восприятия движения предмета
в пространстве происходят два явления:

  • Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве.
  • Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом, — это особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движении глаз весьма сложен и противоречив. Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не позволяющей поворачивать глаза. У испытуемого возникало ощущение движения предметов (иллюзия перемещения предметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т.е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).
  1. Восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз, — мы воспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

Вундт
Вильгельм (1832-1920)

— немецкий психолог, физиолог, философ
и языковед. Выдвинул план разработки
физиологической психологии как особой
науки, использующей метод лабораторного
эксперимента для расчленения сознания
на элементы и выяснения закономерной
связи между ними. В 1879 г.

Вундт основал
в Лейпцигском университете первую в
мире лабораторию экспериментальной
психологии, которая стала международным
центром исследований в этой области. В
этой лаборатории изучались ощущения,
ассоциации, внимание, время реакции на
различные раздражители.

Вундт предпринял
попытку исследования высших психических
процессов, но оно, по его мнению, должно
осуществляться при помощи других методов
(анализ мифов, обрядов, религиозных
представпений, языка), что нашло отражение
в его десятитомном труде «Психология
народов» (1900-1920). Вундт внес существенный
вклад в становление мировой психологии.

У него учились многие впоследствии
известные психологи, в том числе Э.
Титченер, Ф. Крюгер, Г. Мюнстерберг, Ст.
Холл, а также В. М. Бехтерев и Н.Н.
Ланге.

  1. Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, например, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта — так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга опре­деленными промежутками времени.

    Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 секунд. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 сек.), изображения осознаются как раздельные; максимальная пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 с.

    На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе.

  2. В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения: впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей — «кинетические положения» — наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний предмета и множество других косвенных признаков.

Все
теории
восприятия движения

могут быть разбиты на две группы:

  • Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
  • Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит, например теория гештальтпсихологии,известным представителем которой является М. Вертгеймер.

Восприятие
движения является, по Вертгеймеру,
специфическим переживанием, отличным
от восприятия самих движущихся предметов.
Если имеются два последовательных
восприятия объекта в различных положениях
(а) и (б), то переживание движения не
складывается из этих двух ощущений, а
соединяет их, находясь между ними. Это
переживание движения Вертгеймер называет
фи-феноменом.

Восприятие
времени
,
несмотря на важность данной проблемы,
изучено гораздо меньше, чем вопрос о
восприятии пространства. Сложность
изучения данного вопроса заключается
в том, что время не воспринимается нами
как явление материального мира. О его
течении мы судим лишь по определенным
признакам.

Наиболее
элементарными формами являются:

  • восприятие длительности
  • восприятие последовательности

В
основе этих процессов лежат элементарные
ритмические явления, известные иод
названием «биологических
часов»:

  • ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований — чередования сна и отдыха;
  • восприятие времени при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Факторы,
влияющие на восприятие длительности:

  • Оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями он был заполнен: если событий много и они интересны — время идет быстро, и наоборот.
  • Если оцениваются прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер: время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным, и наоборот.
  • Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний: если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим, и наоборот. негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характеристики
восприятия времени.

Необратимость
времени —

не можем вернуть то время, которое
прошло, тем самым устанавливается
объективный порядок необратимой
последовательности событий. Этот порядок
устанавливается на основе причинных
зависимостей следования одних событий
за другими.

Временная
локализация

– нам известно, что такое-то событие
должно произойти в данное время.

Локализация времени возможна потому,
что используются определенные величины
временных интервалов — день, неделя,
месяц, год, столетие и т.п.

Интервалы
определяются чередованием событий —
заход и восход солнца, по количеству
восходов можно судить, сколько прошло
дней, недель, месяцев, лет.

Время
— направленная величина

или вектор — его определение предполагает
не только систему единиц измерений
(секунда, минута, час, месяц, столетие),
но и постоянную отправную точку, от
которойведется
счет — радикальное отличие от пространства
(в пространстве все точки равноправны).

Естественной
отиравной

(привилегированной) точкой
во
времени является настоящее, которое
разделяет время на предшествующее ему
прошлое и последующее будущее. Оно одно
как будто непосредственно дано как
нечто наличное; от него взор направляется
в прошлое и будущее.

Настоящее
время

имеет свое положение в череде опосредованных
событий, т.е. существуют точки, от которых
ведется исчисление времени: для
конкретного человека — время рождение,
для человечества — определенная
общепринятая точка (рождение Иисуса
Христа).

В
восприятии времени выделяются два
аспекта:

  • субъективный, который связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности; отражает наше ощущение времени.
  • объективно-условный, который связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени; помогает ориентироваться во времени.

Источник: https://studfile.net/preview/6318295/page:5/

Восприятие движения и времени

Движущийся предмет мы воспринимаем вследствие выхода его из области наилучшего видения, что заставляет нас поворачивать глаза или голову вслед за ним. При этом происходит два процесса. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движения глаз, следящих за предметом.

Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз. Мы можем воспринимать сразу несколько движущихся в разные стороны объектов.

Также у нас может возникать впечатление движения при отсутствии его в реальности (благодаря данной особенности восприятия стало возможным существование кинематографа).

Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени.

В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения.

Механизм их использования заключается в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о движении предмета.

Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет.

Существует две группы теорий восприятия движения. В первой группе восприятие движения выводится из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждается положение о том, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы говорят о восприятии движения вследствие существования специфического качества, несводимого к таким элементарным ощущениям. Из этого исходит, например, теория гештальтпсихологии, представителем которой является М. Вертгеймер.

Восприятие движения, по Вертгеймеру, является специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся объектов. Это переживание он называет фи-феноменом.

С позиции гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые локализуются на некотором другом объекте; двигается фигура, а не фон, на котором она воспринимается.

Восприятие времени, в отличие от восприятия пространства, изучено гораздо меньше. Это обусловлено тем, что время не воспринимается нами как явление материального мира.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, основанные на элементарных ритмических явлениях, «биологических часах».

С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие ее.

Таким образом, в данном вопросе необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он заполнен. Если событий было много и они были интересны, то время шло быстро. Если событий было мало или они были неинтересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать события прошлого, то данная закономерность меняется с точностью до наоборот.

Оценка длительности зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение, то время течет быстрее, и наоборот.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Благодаря этому мы воспринимаем время, устанавливая для этого объективный порядок необратимой последовательности событий.

Помимо установления порядка и последовательности мы пользуемся также временной локализацией, т. е. знаем, что те или иные события должны произойти в определенное время. Это возможно Потому, что мы пользуемся определенными величинами временных интервалов.

  • Радикальное отличие времени от пространства заключается в том, что время — это величина направленная, вектор, которая предполагает не только систему единиц измерения, но и постоянную отправную точку, от которой ведется отсчет.
  • Таким образом, в восприятии времени выделяется два аспекта: субъективный (наше ощущение времени) и объективно- условный (выраженный в единицах измерения).
  • Данное положение чрезвычайно важно в рамках общей темы работы, поскольку переоценка последнего фактора в ущерб первому может привести к краху всей работы.
Читайте также:  Виды труда и методика их организации - справочник студента

Источник: https://psyera.ru/3229/vospriyatie-dvizheniya-i-vremeni

Восприятие времени и движения

7. Восприятие времени и движения

Восприятие времени. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Время – это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать, распределять свою человеческую деятельность.

Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах между 1/18 и 2 секундами.

Под нижней границей моменты не воспринимаются больше как таковые: например, 18 изображений в секунду сливаются в одно непрерывное движение, 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук (самый низкий), а 18 легких ударов по коже воспринимаются как одно надавливание.

Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаго­вой локализации восприятия времени в коре, специального центра отсчета времени.

Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему, действующую как единое целое.

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестези­ческие и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл кинестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений.

Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма.

Под ритмом с психологи­ческой точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии группы стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение.

Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени.

Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимае­мый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением.

Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанемен­том. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто “слышать ритм”.

Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его “сопроизводит”, “соделывает”.

“Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс активно действенный”.

Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени.

Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Например, повышение температуры тела может вызвать переоценку времени, а понижение температуры – наоборот, недооценку.

Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозгом, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.

Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабого искусственного света, ограничения  тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами.

Однако в последующем отчете  соотношение  может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно  несколько растягивают временные промежутки.

Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировкн отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью.

Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Восприятие движения имеет жизненно важное значение. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищи и вызывают быструю ответную реакцию.

Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению.

При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения, и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте.

Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется.

Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения.

На этом основании можно было бы заключить, что для восприятия движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой.

Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату как неподвижную, а себя как движущегося.

При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобной корректировки не производится и человеку при его движении кажется, что весь мир движется вокруг него.

Второй возможный способ восприятия движения — прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке.

Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения.

При пассивных движениях глаз, которые можно вызвать, закрыв один глаз рукой, а другой осторожно сдвигая пальцем, напротив, мир будет казаться движущимся в направлении, противоположном направлению пассивного движения глаза.

Значит, стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. В клинической практике при наличии каких-либо нарушений глазных мышц или их нервного аппарата у больных, когда они пытаются двигать глазами, появляется ощущение вращения видимого мира.

Перемещение сетчаточных образов становится сигналом движения лишь в том случае, когда человек не получает кинестезических раздражений от движений глаз и головы и ощущает неподвижность собственного тела.

Возможны случаи, когда субъект приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестезических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете.

Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной.

Иллюзорное, кажущееся  движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте, при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения получило название автокинетического эффекта.

Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении.

Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения.

Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зрительное ощущение возникает не сразу, с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время после окончания действия раздражителя.

Благодаря этой способности глаза сохранять в течение некоторого времени произведенное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение.

При этом впечатление движущегося предмета возникает в результате последовательного восприятия отдельных положений предмета, отделенных друг от друга как некоторым пространственным промежутком, так и некоторой временной паузой.

В лабораторных условиях кажущееся движение исследуют с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим.

При соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включениями можно видеть движение светового пятна от первого источника света ко второму. Это явление получило название “фи-феномен”, т. е. феноменальное, существующее только в восприятии, движение.

Фи-феномен — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга.

Восприятие движения возможно с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Источник: https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/995-uchebnik-po-obschey-psihologii-yunita/18395-vospriyatie-vremeni-i-dvizheniya.html

Восприятие движения и времени

Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд.

При этом происходят два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движении глаз весьма сложен и противоречив.

Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз, — мы воспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения.

Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется.

Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей.

Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.

Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу.

В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая, в свою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий.

Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства.

В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.

Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный.

Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности.

Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

Источник: https://studwood.ru/1242474/psihologiya/vospriyatie_dvizheniya_vremeni

Ссылка на основную публикацию