Восприятие человеком окружения — справочник студента

Человек – социальное существо. Он окружает себя приятными людьми, изысканными вещами и создает комфортные условия для своей жизни и жизни близких. Каждый при этом видит мир абсолютно по-своему. Кто-то рад переменам, а кто-то с трудом соглашается на малейшие изменения в жизни.

Мы все смотри на мир под разным углом, и воспринимаем окружающий нас мир совершенно по-разному, основываясь на своем жизненном опыте. Вся наша жизнь строиться на том, что мы узнаем. Узнаем своих друзей на фотографии, читаем, потому что узнаем графические символы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Только там мы взаимодействуем с окружающим миром.

Изучение вопросов восприятия элементов окружающей среды является социальным познанием. Социальное познание основывается на том, что думают люди о себе и других.

Как правило, человек проходит через четыре стадии социального восприятия (рис.1).

Первая стадия – избирательная. Здесь человек выявляет определенные стимулы внешней среды к восприятию и запоминанию окружения. Стимулы помогают запоминать события и факты, так как способность охвата информации у человека ограничена.

Наше восприятие зависит от группы трех факторов:

  1. Характеристики объекта восприятия.
  2. Здесь речь идет о стимулах, которые помогают выделять объект из окружения. Учитывается уникальность стимула, например, в классе 20 человек и из них 19 девочки и один мальчик. Вы запомните имя и внешний вид мальчика, но вряд ли вспомните имена и пяти девочек. Все потому, что в данной ситуации пол является уникальным стимулом к восприятию. Также это может быть раса, цвет волос и возраст.

    Также здесь играет немалую роль необычное поведение индивида. Например, человек пришел в ластах и в маске на деловую встречу в офисе.

    Также важна яркость индивида как внешне, так и внутренне. Например, человек всегда улыбается и не теряет присутствия духа, носит яркие или непривычные вещи.

    И, наконец, важно положение объекта относительно субъекта. Если объект доминирует в поле зрения, например, директор сидит во главе стола, то мы лучше его запомним.

    Восприятие человеком окружения - Справочник студента

    Рисунок 1 – Стадии процесса восприятия

  3. Индивидуальные особенности воспринимающего.
  4. Сюда можно отнести опыт, интересы, увлечения, ожидания, потребности, цели и стремления субъекта. Как правило, люди не склонны воспринимать информацию, которая противоречит убеждениям, что ограничивает возможности для личностного развития.

  5. Особенности ситуации.
  6. Представьте, Вы идете по тёмной, незнакомой улице ночью и вдруг Вы слышите шаги за спиной? Какие Ваши ощущения? Возможно, страх или нервозность. Измените, время суток и те же шаги, Вы станете воспринимать по-другому.

Наше восприятие во многом зависит от места и времени.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Метод анализа продуктов деятельности человека - справочник студента

Оценим за полчаса!

Вторая стадия – упрощение. Мы не запоминаем информацию в ее первоначальном виде. В процессе запоминания, она изменяется, возможно, возникают некоторые ассоциации. Это и называется кодированием.

Третья стадия основывается на хранении информации. Здесь разбитая и преобразованная, информация записывается в долгосрочную память.

И наконец, четвертая стадия. Основываясь на накопившейся информации, люди строят свои суждения и представления о мире, выбирают линию поведения и устанавливают цели в жизни.

Теория приписывания

Теория приписывания создана с целью объяснения причин различной человеческой оценки окружающей среды.

Смысл теории в том, что наблюдая за поведением того или иного индивида, мы пытаемся определить какими причинами оно характеризуется внутренними или внешними.

Если поведение зависит от ситуации, то значит, на него влияют внешние факторы, в противном случае мотивы продиктованы внутренними желаниями.

Определение причин зависит от трех факторов:

  1. Фактор не характерности. Мы соотносим поведение человека с ситуацией. Часто ли это сотрудник опаздывает? Если да, то мы воспринимаем его как безответственного и ленивого человека. Если это поступок нетипичен, то наблюдатель, как правило, приписывает его внешним факторам и наоборот.
  2. Фактор согласованности. В некоторых ситуациях все люди ведут себя одинаково. Если наш опоздавший сотрудник не единственный, есть и другие кто добирался также и опоздал, значит, такое поведение вызвано внешним фактором.
  3. Фактор последовательности. Как правило, мы всегда обращаем внимание на последовательность действий. Постоянно ли наш сотрудник опаздывает? Последовательно ли он приходит позже. В зависимости от этого мы также определяем, что повлияло на опоздание внешние факторы (пробки, ремонтные работы, сломанный будильник) или внутренние (неисполнительность, безответственность, лень).

Из теории приписывания также следует, что наши выводы относительно причин поведения людей зачастую необъективны из-за субъективности восприятия.

Как говорилось ранее, мы делаем наши выводы на основании собственных знаний, опыта и суждений, что сильно сказывается на объективности наших решений.

Если нам не нравится сотрудник, мы найдем способ его уволить. Эта тенденция получила название – ошибка в свою пользу.

Заключение

Мир не стоит на месте, и каждый человек выбирает свою линию поведения, основываясь на личном опыте и знаниях.

В процессе восприятия нашего окружения, мы проходим через четыре стадии: выборочное внимание, упрощение и кодирование информации, хранение и запоминание, отбор информации и ответ.

На основании различных факторов, внешних и внутренних, мы строим свое восприятие мира и других людей. Ищем соответствия с нашими убеждениями и охотнее запоминаем подходящую информацию.

Для руководителя важно знать из чего будет формироваться восприятие сотрудником рабочего окружения, где стоит расставить акценты, чтобы мотивировать сотрудников и определить иерархию.

Восприятие человеком окружения - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/vzaimodeystvie_cheloveka_i_organizacii/vospriyatie_chelovekom_okruzheniya/

Восприятие человеком окружения

  • Введение
  • Процесс восприятия
  • Теория приписывания
  • Заключение

Введение

Человек является существом тесно связанным с социумом. Он предпочитает находится в приятной компании, окружить себя шикарными вещами и сформировать благоприятные условия для себя и жизни близких. Общее видение мира у каждого значительно отличается.

Некоторые радуются переменам, а для кого-то даже минимальные перемены проходят с трудностями. Так случается потому, что все люди смотрят на жизнь по-разному и воспринимают происходящее под определенным углом и в контексте собственного опыта. Формирование жизни человека основывается на том, что он узнает.

Например, может прочесть текст, потому что узнает буквенные символы. Так происходит процесс взаимодействия с внешним миром.

Какие составляющие включает в себя процесс перцепции (восприятия)?

Процесс восприятия

Выражение имеет следующее определение:

Перцепция (восприятие) — информативное действие, которое направлено на осмысление и исследование человеком внешней среды. Главная функция — распознавание людей, предметов. Социальное познание — то, что непосредственно исследует вопросы восприятия компонентов окружающего мира. Социальный аспект познания базируется на мыслях людей по отношению к себе и другим.

Специалисты выделяют 4 стадии социального восприятия.

Первая из них — выборочное внимание (избирательная).

На данном этапе индивид раскрывает конкретные стимулы окружающей среды к перцепции и фиксированию в памяти окружения. Такие стимулы способствуют усвоению каких-либо эпизодов, фактов, поскольку диапазон информационного охвата у человека не безграничен. Восприятия в целом связано с тремя группами факторов:

Восприятие зависит от 3-х групп факторов:

Характерные черты объекта

Подразумеваются те стимулы, которые отвечают за выделение объекта из общей массы с учётом его уникальности. К примеру, в группе из 20-ти человек насчитывается 19 девочек и 1 мальчик.

Человек со стопроцентной уверенностью запомнит парня, но вряд ли сможет удержать в памяти имена даже пятерых девочек. Так происходит в связи с тем, что половой признак (как уникальный критерий) срабатывает стимулом к восприятию и соответственно запоминанию.

В качестве уникального признака может быть все что угодно: оттенок волос/кожи, национальная принадлежность, возраст и т. д.

Немаловажное значение имеет нестандартное поведение человека. Допустим, он пришел на деловой ужин в подводной маске и ластах. Важным аспектом является как яркий внешний образ, так и яркое внутреннее состояние (человек имеет неповторимый стиль или всегда пребывает в отличном настроении).

А также важным является расположение объекта по отношению к субъекту. Если он является доминантой в зрительном поле, то запомнить его легче и лучше. К примеру, если руководитель сидит во главе стола.

Личные характерные особенности воспринимающего

В эту группу факторов относятся опыт, кругозор, хобби, ожидаемые перспективы, нужды, цели и склонности субъекта. В большинстве своем человек не желает воспринимать информацию, не соответствующую его собственным взглядам, что в свою очередь ведет к ограничению возможностей для личностного роста.

Своеобразие сложившейся ситуации

Допустим, человек идет в ночное время по неизвестному ему переулку и слышит подозрительные шаги позади себя. Какие чувства он испытает? Скорее всего тревогу или волнение. Если представить эту же ситуацию в другое время суток, ее восприятие изменится.

Соответственно, восприятие тесно связано с конкретным местоположением и временем.

Второй стадией является кодирование и упрощение. Человек не сохраняет данные в их первичном исходном виде. Они подвергаются изменению, появляются некие ассоциации, связанные с информацией. Такой процесс подразумевается под кодированием.

Третья – хранение и запоминание. Эта фаза базируется на хранении видоизмененной информации в долговременной памяти.

Четвертая – отбор и ответ. Опираясь на информацию, накопленную в процессе жизни, человек формирует собственное мнение и взгляды на мир. Затем избирают цели для достижения и пути их реализации.

Теория приписывания

Основана для того, чтобы пояснить поводы и мотивы возможной человеческой оценки внешнего мира. Главная суть заключается в том, что при наблюдении за поведением человека из окружения, индивид старается выяснить внутренние или внешние причины спровоцировали поведенческие поступки.

Выяснение мотивов зависит от 3-х факторов:

Не характерности. Происходит сравнивание индивида с конкретной ситуацией. Если работник всегда приходит не вовремя, то за ним закрепляется образ неответственного и инертного человека. Если ситуация оказывается нехарактерной, то в свою очередь это списывается на внешние обстоятельства.

Согласованности. Бывают случаи, когда все люди ведут себя идентично. Допустим, все тот же опоздавший работник не единичный, несколько человек из коллектива тоже добрались не вовремя. Следовательно, поведение обусловлено не внутренним, а внешним обстоятельством.

Последовательности. Внимание сконцентрировано на сам алгоритм. Регулярно ли происходят опоздания, есть ли закономерность. На основании последовательности делается вывод о том, внешний фактор (поломка транспорта, неисправность будильника) или внутренний (безответственность, безразличие) вызвал опоздание.

Вывод таков: наши суждения чаще всего являются необъективными, так как они делаются на основе собственных суждений. Ошибка в свою пользу – такое название обрела такая направленность.

Заключение

Мир стремительно развивается, а человек избирает свой особый образ поведения. Процесс восприятия строится на внешних/внутренних факторах и проходит четыре стадии.

Управляющий должен понимать, что будет формировать восприятие работника: на чем нужно заострить внимание, чтобы добиться мотивации и определения иерархичности.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/vospriyatie-chelovekom-okruzheniya/

Восприятие. Особенности восприятия и их характеристика

Узнать стоимость работы по вашей теме

ПЛАН

Введение

Глава I. Понятие о процессах восприятия Глава II. Особенности и характеристика восприятия в возрастные периоды

Заключение Список использованной литературы

Введение

Когда мы говорим об ощущениях, то видим, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм.

Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы.

Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций…

В процессе своего развития человек по-разному воспринимает окружающую его действительность, а значит, восприятие имеет ряд особенностей, непосредственно связанных с тем или иным возрастным периодом. Всё вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.

Тем не менее, степень изученности данного вопроса в психологической науке остаётся довольно низкой, это связано, в первую очередь с тем, что нет единого, универсального определения понятия «восприятие», что затрудняет дальнейшую исследовательскую работу в этой сфере познавательных процессов.

Целью курсовой работы является исследование и характеристика особенностей восприятия личности.

В соответствие поставленной цели решаются следующие задачи:

  • дается понятие сущности восприятия, раскрывается ее понятие терминология и свойства;
  • рассматриваются особенности восприятия у детей, в различные периоды их развития;

В ходе работы над курсовым проектом, основным источником послужили учебники и учебные пособия выдающихся отечественных и западных специалистов в области психологии: «Психология» Немова Р.С.

, «Детская и педагогическая психология» Левитова Н.Д., «Теория эстетического воспитания школьников» Лихачёва Б.Т., «Общая психология» Рогова М., «Психологический справочник учителя» Фридмана Л. М.

, Кулагиной И. Ю. и др.

Глава I. Понятие о процессах восприятия

В этой главе мы ознакомимся с понятием восприятие (и с тем, что думают на этот счёт авторы тех учебников, которые были использованы в данной работе), ведь очень важно рассмотреть основу, то, без чего нельзя перейти к основной теме этой работы.

1.Терминология восприятия

Наиболее простое и понятное объяснение понятию «восприятие» показано в книге «Как мы видим то, что видим» В. Демидова: «Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний» [2, с.38]. Л.Н Стрижак объясняет, что восприятие всегда имеет целостный характер, т.е. в получаемых конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в совокупности их свойств и качеств.

Благодаря этому человек всегда восполняет в своём восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета или явления [10, с.139].

Было бы глубоко ошибочным думать, что процесс от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е.

пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению.

При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах.

Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Читайте также:  Основные виды и механизмы внимания - справочник студента

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов.

В этих теориях основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро, поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны.

Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Рогов пишет, что восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения.

Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки, пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать, как воспринимающую (перцептивную) деятельность.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта, сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями, сравниванием с ними актуальных воздействий, выделением существенных признаков, созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации, синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной pa6oте нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта.

Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки.

Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям.

Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени.

Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, ни относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, по Рогову восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей [9, c.218-219].

Р.С. Немов же рассматривает восприятие как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.[6, с.195]

2. Свойства восприятия

На протяжении всей истории психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов. Разграничение ощущения и восприятия предложил Т. Рид (1785). В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным — по критериям целостности и предметности образа.

Восприятие — отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (например, восприятие луны, удара колокола, вкуса дыни) и т.д.

, в отличие от ощущения — отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса).

При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт — сенсорный образ.

Тем не менее, Б.Г. Ананьев определяет ощущение и восприятие как чувственные образы, которые возникают лишь при прямом воздействии предметов внешнего мира на наши органы чувств [8; с.6].

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.

), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека.

Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпеихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии.

Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпеихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

После некоторых опытов выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному.

Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный АЛ.

Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом работы анализаторов, синтетической деятельности мозга [6, с.182-183].

Источник: https://scholar.su/kursovye/vospriyatie-osobennosti-kharakteristika

Восприятие человеком окружения

В самом общем виде восприятие может быть определено как сложный познавательный психологический процесс, связанный с отражением предметов и явлений как целостных объектов.

Учитывая сложность понимания психических процессов, протекающих в полушариях головного мозга, приводим еще несколько определений данного понятия.

Второе определение, на наш взгляд, более точное, поскольку оно акцентирует внимание на том, что обработанная человеком информация об объекте, явлении или процессе выступает исходным материалом для его дальнейшего поведения.

Процесс восприятия состоит из трех этапов:

  • 1) получение информации из внешней среды;
  • 2) обработка и преобразование информации;
  • 3) оценка (отражение) объективной реальности, выступающая основой его действий (поведения).

Человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и т.п. Человек также может получать информацию за счет интуиции. Интуиция позволяет увидеть человеку то, что недоступно органам чувств, вообразить в сознании то, что в реальной действительности еще не происходило.

Восприятие всегда индивидуально, так как процесс отбора информации производится под влиянием индивидуальных особенностей личности. При этом человек может воспринять не всю информацию, а только, на его взгляд, более важную.

Различают два способа систематизации информации:

  • 1) научный (на основе логических операций);
  • 2) бытовой (базирующийся на убеждениях, чувствах, предпочтениях и т.п.).

Во втором случае используются альтернативные суждения типа: хорошо — плохо, приемлемо — неприемлемо, нравится — не нравится и т.п.

Все три фазы процесса восприятия (отбор, обработка и оценка) протекают очень быстро. Человек может молниеносно отобрать и оценить то или иное явление.

Чтобы управлять человеком, менеджеру необходимо хотя бы в общем виде понять, как человек воспринимает свое окружение.

Выше были рассмотрены некоторые аспекты восприятия человеком его окружения. Однако не менее важным является восприятие этого человека другими людьми (руководителем, менеджером, коллегами по работе). Именно как воспринимается человек его руководителем и его коллегами, так и будут выстраиваться с ним отношения.

Характеристики воспринимаемого человека, влияющие на его восприятие:

  • • физические (внешний вид, рост, телосложение и т.п.);
  • • социальные (стиль и манера одеваться, стиль поведения, манера

ведения разговора);

• анкетные данные (пол, возраст, образование, национальность и т.п.).

Источник: https://studref.com/354207/menedzhment/vospriyatie_chelovekom_okruzheniya

1. Восприятие человеком окружения

личностных начал поведения человека относятся восприятие и критериальная база. Остановимся на их общей характеристике.

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех.

На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный «порядок» и, наконец, на выходе — систематизированная информация, которая создает представление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, т.е. данная информация выступает исходным материалом для поведения человека.

Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному. Если бы этого не было, то люди вели бы себя во многом одинаково.

И тогда у управления не стояло бы такой сложной задачи, как выработка тонкого и многогранного механизма взаимодействия человека и организации для обеспечения эффективного функционирования организации в долгосрочной перспективе.

Восприятие складывается из двух процессов: отбора и систематизации информации. Каждый из данных процессов осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Отбор информации

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что отбор всегда носит с е л е к т и в н ы й характер. Через доступные ему каналы человек получает зрительную, звуковую, осязательную, вкусовую информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию.

Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение.

При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие личностные особенности человека, как отношение к происходящему, его предыдущий опыт, его система ценностей, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через определенный фильтр.

Отбор позволяет отбросить неважную или ненужную информацию. Например, человек может не слышать разговор люден, стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности.

Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологические нагрузки, давая «отдохнуть» органам чувств, отбор информации делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению различного видения одинаковых явлений отдельными людьми.

Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Наибольший объем информации идет через органы зрения и через органы слуха.

Получаемая с помощью органов чувств информация всегда ф а к т о л о г и ч н а, и всегда это информация данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра.

Важной особенностью информации, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако не менее важную роль в получении информации играет интуиция.

Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку «видеть» то, что ему недоступно с помощью органов чувств.

Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер.

Систематизация информации

Систематизация информации предполагает о б р а б о т к у информации с целью приведения ее к определенному виду и и н т е р п р е т а ц и ю информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет

информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категории.

  • Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:
  • 1)установление соотношения фигуры и фона;
  • 2)завершение образов;
  • 3)установление сходства и приблизительности.

При установлении с о о т н о ш е н и я ф и г у р ы и ф о н а в общей «картине» информации выделяется то, что является «фигурой», т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон.

Читайте также:  Молекулярные токи, их связь с вектором намагниченности - справочник студента

Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном.

В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты.

Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ — это л о г и ч е с к а я обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации.

Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя ч у в с т в а, п р е д п о ч т е н и я, э м о ц и и, у б е ж д е н и я.

В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», «лучше—хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.

Восприятие — очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме.

В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения.

При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов, которая всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным.

Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, какими характерными чертами восприятия действительности он обладает.

Факторы, влияющие на восприятие

  1. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение.

    Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

  2. •люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
  3. •люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;
  4. •люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.
  • Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:
  • •интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);
  • •подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);
  • •размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

•состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Способы восприятия, порождающие ошибки

Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в частности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которые создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному представлению об этом явлении она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания.

Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те свойства и характеристики, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления.

Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению.

В этом случае стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает не адекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативными проявлениями стереотипизированного восприятия в жизни организации являются априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипизированным группам. Это может приводить к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом.

Данное обобщение может приводить как в целом к позитивному, так и к негативному восприятию явления и, следовательно, может совершенно не соответствовать реальности.

Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека может играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, это может оказывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей.

Получив определенное представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же.

Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок вместо того, чтобы стремиться к очень хорошей работе либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель.

Часто эта особенность восприятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зрения руководства.

К серьезному искажению восприятия окружения приводит п р о е к ц и я человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей.

Люди могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, потому они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при том в глубокое заблуждение.

Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению.

Негативным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Это порождает

неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с организационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно работают, хотя это может быть очень далеко от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, то они отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человека или определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или по крайней мере достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления.

Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности. Но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть не адекватным реальности.

Первое впечатление может способствовать более быстрому и легкому вхождению в организационное окружение и ускоренному установлению нормального взаимодействия между человеком и окружением. Поэтому для нового члена организации очень важно правильно провести свой первый контакт с организацией.

Окружению и особенно руководству, в свою очередь, не следует сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить неоправданные ожидания.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах, в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации знали об этом и старались по возможности учитывать это, критически относясь к своему восприятию. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность и пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.

Восприятие человека

С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов восприятия является восприятие человека.

То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком.

Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия — это первое впечатление о человеке. Обычно оно базируется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего.

Например, если воспринимающий сам любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими же качествами, обычно бывает завышено в положительную сторону.

Первое впечатление, как об этом говорилось ранее, оказывает сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека, однако тем не менее оно не является на сто процентов определяющим.

На второй стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем доведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.

  1. Восприятие человека складывается под влиянием т р е х с о с т а в л я ю щ и х:
  2. •воспринимаемый человек;
  3. •воспринимающий человек;
  4. •ситуация, в которой происходит восприятие.
  5. От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ведет себя в общении, каковы его «анкетные» данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может показаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения справедливого взгляда на каждого

Источник: https://studfile.net/preview/2115331/page:43/

Восприятие человека организационным окружением

Восприятие окружением человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, особенно на взаимодействие человека и организационного окружения.

От того, каким видится человек, какие черты характера ему приписываются, как расценивается его поведение, зависит, как будут строиться отношения человека с организационным окружением и как последнее будет взаимодействовать с этим человеком

Восприятие человека проходит в два этапа. На первом этапе восприятие базируется на первом впечатлении и во многом зависит от привычек и представлений воспринимающего. Первое впечатление основывается, как правило, на очень небольшом количестве информации о человеке, но оказывает сильное воздействие на дальнейшее его восприятие.

Однако первое впечатление не является определяющим, так как на втором этапе восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей В зависимости от того, как человек проявит себя в различных ситуациях и при различных обстоятельствах, что позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики, первое впечатление может быть откорректировано и даже полностью изменено.

Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

  • 1) воспринимаемый человек;
  • 2) воспринимающий человек;
  • 3) ситуация, в которой происходит восприятие.

Кроме того, для оценки воспринимаемого человека используют три группы характеристик, которые влияют на восприятие его окружающими:

  • 1) физические и соответствующие им характеристики;
  • 2) социальные характеристики;
  • 3) «анкетные» характеристики.

К основным физическим характеристикам относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика. Как показывают проводимые психологические исследования, каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего.

Эти ассоциации могут не соответствовать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого, но они оказывают очень сильное влияние на восприятие. Необходимо учитывать, что в разных странах и культурах возможно различное толкование данных характеристик человека, и это может приводить к еще более существенному искажению восприятия.

В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально противоположный смысл.

К социальными характеристиками человека, оказывающим влияние на восприятие его окружением, относятся его стиль, манера одеваться и вести разговор.

Манера разговора, интонация и стиль ведения беседы очень часто зависят от уровня образования человека, принадлежности его к определенной профессии или к определенной социальной группе. В случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться работает пословица «Встречают по одежке…», т.е.

от того, как человек одет, нередко делается вывод о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Эти выводы могут не соответствовать действительности, но они все равно будут оказывать существенное влияние на восприятие человека окружающими.

Поэтому необходимо обращать серьезное внимание на стиль и манеры, если человек хочет добиться позитивного восприятия окружением.

Анкетные данные (пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п.

) также достаточно сильно влияют на восприятие человека, поскольку стереотипные представления, соответствующие этим характеристикам, могут подменить реальный образ воспринимаемого человека и создать искаженное представление о нем.

Учитывая, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его «анкетных» характеристик. Это позволит ему более реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с организационным окружением.

Восприятие человека окружением зависит не только от вышеназванных трех групп характеристик воспринимаемого человека, но и от характеристик воспринимающего человека:

  • • уровень глубины видения ситуации;
  • • личностные и социальные характеристик.

Одно и то же явление люди видят по-разному: одни только упрощенно, а другие — более глубоко. В одном случае при восприятии человека могут увидеть только его внешние данные (внешний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), а в другом — отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.).

При более глубокой степени восприятия формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного толка, находящихся между собой в определенном соотношении.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключается сущность взаимодействия человека и организации?
  • 2. Охарактеризуйте группу основных ожиданий организации по отношению к человеку.
  • 3. В чем заключаются индивидуальные особенности личности?
  • 4. Какие виды психологических предпочтений существуют? Охарактеризуйте их.
  • 5. Опишите основные типы работников. Охарактеризуйте их.
  • 6. В чем заключается процесс социализации личности?
  • 7. Какие роли присущи людям в группе? Охарактеризуйте их.
  • 8. Как влияют статусно-ролевые отношения на взаимоотношения между человеком и организационным окружением?
  • 9. Какие основные группы причин порождают проблемы выполнения роли? Охарактеризуйте их.
  • 10. В чем заключается восприятие человека организационным окружением?
  • 11. Какие группы характеристик используют для оценки воспринимаемого человека? Опишите их.

Источник: https://bstudy.net/680832/ekonomika/vospriyatie_cheloveka_organizatsionnym_okruzheniem

Ссылка на основную публикацию