Состав учебного плана
Любой план оформляется заведением самостоятельно. Он внедряется и утверждается в установленном порядке. Ещё составляются положения об аттестации учеников и студентов в случае, если это не строго определено законодательством.
Учебное заведение имеет возможность составить одну или же несколько программ. Проект исполняется по расписанию и считается неотклонимым документом. Учреждение несёт ответственность за абсолютное внедрение программы и качество её реализации.
Узнай стоимость своей работы
Структура учебного плана содержит:
- определение длительности школьных уроков, учебного года и праздничных дней;
- перечень изученных предметов;
- деление предметов по годам обучения;
- деление предметов на неотклонимые и необязательные;
- недельное и ежегодное деление времени в любом классе.
План оформляется в согласовании со стандартами и с учётом примерной базисной программы общего образования. Состав документа должен отвечать нормам. Есть разные виды учебных планов.
Любое образовательное заведение делает личный проект. Его заявление и выполнение соответствует порядку, который закреплён в уставе среднего заведения, колледжа, института.
Учителя имеют возможности проявлять творческую инициативу при составлении образовательного плана. Одно учебное заведение может подготовить для себя как один проект, так и несколько.
Есть различные типы программ обучения — как бесплатные, так и коммерческие.
Реализацию плана можно представлять на практике. Она идёт по графику. Образовательное учреждение несёт ответственность за обеспечение того, чтобы он был полностью выполнен в установленном качестве.
Узнай стоимость своей работы
В школе трудоёмкость плана должна строго соответствовать нормативным требованиям федерального закона об образовании. Там, где это возможно, учащимся должно быть предоставлено право избирать предметы, которые более увлекательны и отвечают их потребностям.
Значения и ценности государственной образовательной программы полностью актуальны.
Требования к педагогической программе
Образовательные и познавательные импульсы заложены в базу работы с детьми. Они должны понимать цели учебного материала. У педагогов должна быть возможность распределять, держать под контролем и расценивать образовательную ступень работы и её итоги. Еще больше дополнительной информации для педагогов можно найти на сайте https://uchitelya.com
Сформированная познавательная мотивация и диапазон интересов студентов, их готовность и умение трудится совместно и сотрудничать с учителями и одноклассниками — почва нравственного поведения, которое направляет деятельность человека и помогает в общении с окружающими людьми. В результате основная совместная образовательная программа должна иметь последовательность и может содержать как один, так и несколько методических направлений различного профиля.
Общеобразовательный проект учреждения должен:
- быть создан с учётом выполнения санитарно-эпидемиологических требований и норм по условиям и подготовке работников в образовательных учреждениях;
- гарантировать вероятность изучения и овладения государственным языком;
- квалифицировать количество предоставленных уроков и усвоение информации из учебников с годами обучения;
- предугадать учебные курсы, обеспечивающие образовательные нужды учащихся.
В документе может быть изложение нескольких характеристик планирования для различных профилей изучения.
Они определяют базу для становления образовательной работы, создают систему познавательной мотивации студента, его возможности исполнять учебные цели.
Проект должен принимать во внимание способы прогноза и оценки итогов образовательной работы, рассредотачивания часов, помогать делать универсальные учебные события, развивать способность студентов к командному и самостоятельному труду.
Дети при эффективном обучении обязаны получить знания о нравственном поведении и научиться работать с другими людьми. На этом этапе образовательные цели основаны на добавлении к программе тех курсов, которые увеличивают вероятность построения целостного восприятия мира, обеспечения активного согласования и индивидуальной работы с любым студентом.
Главной составляющей базисной программы будет содержание, которое гарантирует выполнение весомых задач передового образования:
- обучение учащихся гражданской позиции;
- ознакомление с общекультурными и государственными ценностями, информативными методологиями;
- мотивацию продолжить в дальнейшнем обучение;
- следование здоровому образу жизни, ведущих общепризнанных стандартов поведения в чрезвычайных ситуациях;
- личное становление учащихся в согласовании с их особенностями.
Дополнительное образование базируется на включении курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию по любому предмету.
Федеральный базовый проект обучения
Учебные планы муниципальных учреждений являются базовыми. Тем не менее, они могут быть разработаны централизованно, как правило, в нескольких вариантах, поскольку они выбираются школой. Современные учебные заведения обычно разрабатывают собственные документы о том, что нужно изучать. Они ориентируются по профильным образовательным стандартам.
Федеральная базовая программа работает как конкретный рубеж, закладывая общую основу для развития образовательных мер и их реализации. Она предназначена для регистрации соответствующего состава школьных предметов и распределения учебного времени.
Программа обычно включает в себя инвариантную часть (обязательную), которая даёт ученикам общие культурные и национальные ценности, реализует их общие качества. Она определяет уровень и состав предметов в необходимой области, в которую входит компонент внеклассной работы, выполняемой участниками образовательного процесса.
- Время, отведённое для всех частей проекта, может использоваться для увеличения учебных часов, изучения отдельных предметов в рамках всеобъемлющего понятия программы и продолжения учебных курсов, которые удовлетворяют все возможные интересы студентов.
- Внеклассные мероприятия проводятся в направлении развития:
- нравственного;
- духовного;
- интеллектуального;
- социального;
- культурного;
- спортивного.
Для развития потенциала профессиональных качеств составляются индивидуальные планы для учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках которых разрабатываются эти учебные программы (содержание дисциплин, модулей, курсов). Дистанционное обучение может иметь разработанный учебный план. Реализация собственных образовательных целей и программ осуществляется при поддержке наставника.
Федеральный базовый образовательный проект состоит из 3 частей, направленных на всё аспекты совместного образования. Разработка такой программы основана на понимании структуры главных программ, состава результатов общего исследования.
Содержание учебных материалов в конкретном заведении зависит от особого образовательного проекта. Поскольку основы программы регулируют процесс, их позиции должны быть целенаправленными.
При наличии некоторых оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской программы) образовательным учреждениям разрешается отклоняться от задач основных проектов при соблюдении требований стандарта.
Основные планы дополняются программами по разработке универсальных образовательных мероприятий, которые призваны регулировать любые аспекты формирования предметных навыков и умений.
Разработка типовых образовательных проектов основана на понимании структуры базовых программ, составлении результатов совместного обучения и определении задачи образовательных итогов, отражённых в основной концепции содержания общего образования.
Всем педагогам нужно знать, как составить учебный план правильно по образцу.
Источник: https://nauka.club/podsovet/uchebnyy-plan-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
Что такое учебный план в вузе?
Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.
- Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.
- Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.
- Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.
- В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.
- Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.
Что такое учебный план и его особенности
- Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.
- Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.
- Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.
- Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:
- • График обучения;
- • Список предметов;
- • Количество часов.
График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.
Советуем почитать: Как начать писать курсовую работу?
Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.
Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет.
Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.
- Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.
- Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.
- Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.
- Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.
- Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.
Для чего студентам нужен учебный план?
Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.
- Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.
- Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.
- Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.
- Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?
Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.
- За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.
- Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».
- Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.
Образовательные реформы
Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.
Что это значит?
Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.
- Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.
- Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.
- Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.
- С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?
- В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.
Виды учебного плана
Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.
Итак, имеется следующая классификация.
• Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы.
В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения.
Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.
• Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.
Советуем почитать: Обзор 5 полезных сайтов для учёбы
Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.
Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.
Что должен помнить каждый студент?
Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:
1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.
2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.
3. Учебный план для разных специальностей различный.
4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.
5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.
6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.
7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.
8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).
9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.
10. Учебный план – это официальный документ.
Вывод: Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.
- Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе.
- C уважением, команда сайта советстуденту.рф
- Анна Кислякова
ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.
Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/chto-takoe-uchebnyj-plan-v-vuze/
Учебный план образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г.
В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:
— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);
— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);
— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).
Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу? Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г.
№ 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.
1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.
2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.
3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.
Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования.
Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Примерный учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.
?
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.
Необходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.
Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная.
Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е.
внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г.
От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности.
Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов.
Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования.
Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения. Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает — в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).
В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов.
На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации.
При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций».
Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.
Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.09.2016
- Все консультации автора
Источник: https://eduface.ru/consultation/pravo/uchebnyj_plan_obrazovatelnoj_organizacii_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_vtorogo_pokoleniya
учебный план
нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала. (1)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
учебно-методический документ, определяющий содержание обучения конкретной категории обучающихся (воспитанников), планирование и организацию учебной деятельности.
Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей
нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
Источник: Педагогический словарь
curriculum) — документ, описывающий график учебного процесса, структуру и содержание полной программы обучения в образовательном учреждении по выбранному направлению (специальности), трудоемкость обучения в условных единицах или академических часах, форму контроля знаний по учебным дисциплинам и т. п.
Источник: Термины по материалам методического пособия «Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена»
документ, определяющий перечень учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределенное по годам обучения, с указанием количества часов, отводимых на каждый предмет и дозировку этих часов по неделям. Учебный план составляется и утверждается министерством. В основе построение учебного плана лежит принцип предметного обучения.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
Документ, включающий график учебного процесса, структуру и содержание полной программы обучения в образовательном учреждении по выбранному направлению (специальности), трудоемкость обучения в условных единицах или академических часах, форму контроля знаний по учебным дисциплинам и т.п. Является обязательным элементом учебно-методического комплекса специальности (направления).
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
документ, определяющий состав учебных предметов и курсов, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, и их объем в часах.
Может содержать указания на содержание запланированной аудиторной и внеаудиторной работы.
Учебный план определяет общую цель подготовки специалиста высшей или средней квалификации и создается экспертами на основе их представлений о необходимых условиях подготовки по той или иной специальности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
учебно-программный документ, который, как правило, устанавливает перечень, объем, последовательность изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем, график освоения содержания образовательной программы, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, аттестации обучающихся, а также прохождения практики. Учебный план может включать в себя государственный компонент и компонент учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, кото-рым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), общеобразовательный компонент и профессиональный компонент.
Источник: Справочник методиста. ч. 1
разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять У.п.
и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого отдельного предмета; структуру и продолжительность учебного года. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. ) См. также Класс
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
УП (Curriculum) — документ, определяющий содержание образования и организацию обучения студентов по конкретной специальности.
Учебный план, как правило, включает: титульную часть — полное наименование вуза, факультета, специальности, квалификации, срок обучения; график учебного процесса — периоды теоретических занятий, практик, экзаменационных сессий, каникул, дипломного проектирования и итоговой государственной аттестации; сводные данные по бюджету времени — по годам и за весь срок обучения. Учебный план — государственный нормативный документ, определяющий содержание и организацию подготовки специалистов по учебным программам, последовательность, сроки изучения дисциплин, виды учебных занятий. Учебный план разрабатывается для каждой специальности (специализации) на основе квалификационной характеристики. Учебный план предусматривает также разработку программ по учебным дисциплинам и по годам обучения, оптимальный выбор перечня, объема, содержания и последовательности стажировки, практики, рациональное соотношение теоретического и практического обучения. Организация образовательного процесса может предусматривать разработку и других документов, например, годового календарного учебного графика, расписания занятия.
Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к-рой для каждого уч.
предмета и каждого года обучения задано число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Фиксируя наиб. общие ограничения по составу содержания образования и уч. нагрузке учащихся, У. п. служит базой для разработки уч. программ (см. Программа учебная). и уч.
-метод, пособий, для планирования кадрового и финанс. обеспечения образоват. учреждения.
Отбор уч. предметов и распределение уч. времени, реализованные в У. п., отражают взгляды его составителей на то, каково содержание образования и в каком объеме оно необходимо учащимся. Так, У. п. трехлетней рос. нач. школы (1897—1917). содержал след. уч.
предметы: закон Божий (468 ч), церк.-слав. язык (234 ч), рус. язык (624 ч), чистописание (166 ч), арифметику (390 ч), что наглядно иллюстрирует преобладание идеи воспитания в духе православия и позицию ограничения объема практически полезных знаний. У. п. рос.
мужской классич. гимназии (1914). включал в себя 12 предметов, причем на древне-греч. и лат. языки отводилось почти вдвое больше часов, чем на математику и естествознание вместе взятые, что отражало господствовавшие в то время идеи формального образования (см.
Материальное и формальное образование).
В сов. время, исключая непродолжит. период 20-х гг., общеобразоват. школа работала по единым У. п., разрабатываемым и утверждаемым централизованно в каждой союзной республике. У. п., напр., рос.
школы, допускал вариативность: для школ с русским и для школ с родным нерусским языками обучения. Единство У. п. рассматривалось как важное социальное завоевание, обеспечивающее всем учащимся равные возможности в получении образования. С др.
стороны, унификация массовой школы вполне отвечала ее статусу идеологич. учреждения.
В У. п. сов. общеобразоват. школы был существенно повышен удельный вес естеств.-матем. предметов: в отличие от большинства развитых стран мира, они изучались не как интегрированные курсы, а в системе неск. отд. предметов (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, химия, биология, физ.
география и астрономия соответственно), что требовало повышенных Затрат уч. времени. Политехн. и трудовой потенциал школы усиливали такие уч. предметы, как черчение, трудовое обучение и общественно полезный труд. Как следствие, доля уч.
времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, оказывалась неоправданно заниженной.
В процессе развития рос. школы У. п. видоизменялся: нач. школа была четырехлетней, затем при осуществлении «перехода школы на новое содержание образования» (60—70-е гг.). стала 3-летней, после чего ввиду заметной перегрузки мл. школьников было решено перейти опять к 4-летней.
Изменялась и общая продолжительность обучения в школе от десяти к одиннадцати годам (при осуществлении производств, обучения на ст. ступени в кон. 50-х гг.), затем обратно к 10-летке и вновь к 11-летке в реформе 60-х гг. С 1966 в У. п. появились незначит. возможности выбора предметов учащимися в виде факультативных занятий. В 60-х гг.
стало возможным развивать систему школ с углубленным изучением отд. уч. предметов, для чего были разработаны соответствующие У. п. С целью компенсации неполноты У. п. применялась (обычно непродолжительно). практика введения нек-рых нетрадиц. для школ уч. дисциплин (Логика, Основы дарвинизма, Конституция СССР, Этика и психология семейной жизни и т. п.
), что приводило к заметному разбуханию У. п. и появлению в нем педагогически неэффективных «одночасовых» предметов. Аналогичные процессы происходили с У. п. школ союзных республик.
Жестко унифицированный, перегруженный уч. предметами и часами, технократически ориентированный У. п. сдерживал адаптивные возможности школы при учете нац.
, региональных и местных особенностей и потребностей учащихся, препятствовал развитию школы в направлениях гуманизации и демократизации образования. В 80-х гг. был разработан принципиально новый механизм базисного У. п.
, обеспечивающий реальное многообразие У. п. школ при сохранении единого образоват. пространства страны.
Сущность базисного У. п. заключается в распределении содержания образования и уч. нагрузки учащихся на отд. компоненты, конструируемые на общегос., региональном и шк. уровнях. Введение общегос. компонента (в СССР. с 1990, в РФ с 1993). обеспечивает единство школы и общественно необходимое качество образования.
Региональный компонент (в СССР. определялся на уровне республик, в Рос. Федерации — на уровне краев, областей и республик). обеспечивает учет местных и нац. особенностей и потребностей. Шк. компонент позволяет адаптировать рабочий У. п.
конкретной школы применительно к потребностям контингента учащихся и возможностям школы.
В базисных У. п. осуществлена определенная гуманитаризация содержания образования за счет выделения относительно большей доли уч. времени общегос. компонента на преподавание гуманитарных предметов. Введение базисных У. п. позволяет сократить обязат. уч.
нагрузку учащихся, направив высвободившиеся часы на обеспечение вариативности образования, обучение по выбору учащихся, групповую и индивидуальную работу со школьниками. На основе базисного У. п. — важнейшего элемента гос. образоват. стандартов (см.
Стандарты образовательные) — формируются разнообразные программы конкретных школ, осуществляется поисковая и инновационная деятельность в области образования. В. В. Фирсов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Источник: https://didacts.ru/termin/uchebnyi-plan.html
План Понятие «содержание образования»
^ Содержание образования раскрывается в трёх основных документах: учебном плане, учебных программах и учебниках.В соответствии с законом Украины «О общем среднем образовании» документом, определяющим структуру и содержание общего среднего образования, является Базовый план.
На основе этого плана Министерство образования и науки Украины разрабатывает и утверждает типовые учебные планы для разных типов общеобразовательных учебных заведений.
Учебный план — это документ, устанавливающий перечень учебных предметов, подлежащих изучению в школе, их распределение по годам обучения (классам), недельное и годовое количество часов, отводимое на изучение данного предмета.
Если рассмотреть типовой учебный план, то он представляет собой таблицу, где с левой стороны указаны названия предметов, подлежащих изучению, а с правой — количество часов по классам в неделю.
Структура и содержание учебного плана определяются двумя составляющими: инвариативной и вариативной частями. В инвариативную часть входят предметы, обязательные для изучения во всех типах школ (так называемый базовый компонент).
Это украинский и другие языки, литература, математика, физика.
В вариативную часть входят предметы и курсы по выбору (элективный компонент): второй иностранный язык, логика, философия, мировая художественная культура, а также предметы, изучение которых определяется Советом школы (школьный компонент): факультативы, дополнительные занятия, изучение автодела и др.
Следует сказать, что разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и практики. Их разработка и совершенствование идет по двум направлениям: 1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы -они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни. 2.
Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования — обязательными и элективными, отдельными циклами учебных предметов.В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания.
Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения.
Типовые учебные планы не всегда подходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы.
^
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребности, отражающие основное современное содержание большой воспитательной и познавательной ценности. Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него следует вводить материал, облегчающий профессиональную ориентацию молодежи.
Учебные программы могут иметь различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности.
Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в получении знаний, которая отличает линейную структуру.
Спиральная структура наиболее эффективна при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.
Составители учебных программ сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.
В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями.
Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
^
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе — школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе и т.
п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
К учебнику предъявляются определённые педагогические и методические требования. Педагогические требования таковы: (по Т. И.
Ильиной):
— должен сообщать научно достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной науки в пределах, обозначенной программой;- должен развивать мышление учащихся, формировать основные приёмы умственной деятельности;- должен обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.
- В методическом плане учебник должен:
- Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим учебник выполняет следующие дидактические функции:
- — мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
- — информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
- — контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
- ^
— соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приёмам эмоционального воздействия;- иметь чёткое структурное деление и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т.д.;- содержать достаточное количество иллюстраций, удобно расположенных и связанных с текстом;- содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);- включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем;- иметь продуманное методическое оформление (рубрикации, оглавление, сноски, ссылки);- иметь хорошее внешнее оформление, четкий шрифт, быть достаточно прочным и др.Требования к учебной книге настолько многогранны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учебников. Наблюдается тенденция к увеличению их объема по мере роста знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.На протекание и результаты дидактического процесса влияет множество разнообразных причин. Главные из них называют факторами, а их совокупности — условиями. Условия и факторы обусловливают продуктивность (результативность) дидактического процесса. Поэтому их называют продуктогенными. Под продуктогенной причиной понимается сколь угодно малая, но обязательно отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. От понятия «продуктогенная причина» совершается логически непротиворечивый переход к понятию фактора. Это уже значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединений единичных факторов образуются общие. Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значительное количество продуктогенных причин, а также факторов и общих факторов. Вершина иерархии — генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы, которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора. Очень часто «специфический» означает «неповторимый», «особенный».К общим факторам обучения, характеризующим ОПВ на уроках, относятся среди прочих следующие: методы преподавания и учения, организационные формы (главная и вспомогательные), учебные ситуации (готового преподнесения учебного материала, естественного самонаучения, управляемой познавательной активности учащихся и т. д.), работоспособность педагога (длительность труда, нагрузка, смена, чередование труда и отдыха, день недели, четверть, режим труда, возраст и т. д.), работоспособность учащихся (длительность учения, смена, день недели, урок по расписанию, возраст, четверть, расписание занятий, режим труда и отдыха, объем общей и дидактической нагрузки и пр.), контроль и проверка результатов работы (частота контроля на один урок, общая и средняя частота контролирования, наличие контроля на предыдущем уроке и др.), тип и структура учебного занятия, практическое применение приобретенных знаний, умений, применение средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения (в том числе санитарно-гигиенические, психофизиологические, этические, организационные, в частности моральный климат в педагогическом и ученическом коллективах, сотрудничество между педагогами и обучаемыми, отношения между педагогами и родителями и т. д.).Факторы обучения, действующие вне урока: объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей, режим учебного труда, контроль со стороны взрослых (объем, частота, система и т. п.), использование средств массовой информации с учебными целями (телевидения, газет, журналов), чтение литературы (дополнительной к школьной программе и по интересам), организация самостоятельного учебного труда, отдаленность места проживания от школы, использование транспортных средств, участие в кружках, занятия с репетиторами, общение со взрослыми с познавательными целями и др.Обучаемость на уроке характеризуют уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых, способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков, общие способности к учебно-познавательной деятельности, общие характеристики внимания (определяемые особенностями нервной системы, темперамента, возраста), особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета, общие характеристики мышления, психологическая установка на сознательное и прочное усвоение учебного материала (внешняя и внутренняя), мотивация обучения (понимание и осознание целей, интерес к обучению и к изучаемому предмету, действенность стимулов, отношение к выполнению ученических обязанностей и др.), темпы усвоения знаний, умений, здоровье учащихся (утомляемость, заболеваемость и т. д.), возраст обучаемых, их ценностные ориентации и жизненные планы, дисциплинированность, ответственность, ориентация на будущую профессию и многие другие причины.Обучаемость в процессе самообучения (самоподготовки) характеризуется самоконтролем (объем, частота, качество, система), волей и настойчивостью, целенаправленностью, умением учиться, режимом и организацией, работоспособностью, ценностными ориентациями, стимулированием, мотивацией, состоянием здоровья, особенностями восприятия, познавательной деятельностью в целом, способностями, скоростью запоминания и усвоения, уровнем и особенностями мышления, возрастными и индивидуальными характеристиками и т. д.Всего же на обучение и на его результаты во время урока влияет не менее 150 общих факторов, а количество продуктогенных причин достигает 400—450, и это, вероятно, еще не полный реестр.
В условиях нормального обучения более других значимо организационно-педагогическое влияние — 32%, далее по значимости идут обучаемость учащихся — 28%, учебный материал — 25% и время — 16%. При отклонении обучения от общей нормы это соотношение меняется.
Наибольшее влияние ОПВ легко объясняется хотя бы тем, что этот фактор содержит наибольшее количество продуктогенных причин.
Поэтому в практике организации дидактического процесса необходимо прежде всего заботиться о создании надлежащих условий обучения, обеспечении учебного процесса необходимыми средствами, применении эффективных технологий, методов обучения, использовании прогрессивных организационных форм.
^
Для диагностирования, прогнозирования, проектирования дидактических процессов, разработки эффективных технологий управления продуктивностью обучения чрезвычайно важен вопрос об иерархии (соподчинении, соотношении) факторов.
Отвечая на него, необходимо установить, какие факторы в наибольшей степени определяют продуктивность учебного процесса, на какие из них педагоги-практики должны обращать внимание прежде всего. Учитывать влияние всех без исключения продуктогенных факторов можно будет лишь в отдаленном будущем.
В табл.
3 ранжированы первые 40 наиболее влиятельных факторов в порядке убывания весомости их влияния
Источник: http://mir.zavantag.com/pravo/288638/index.html?page=2