Цели и задачи исследования — справочник студента

  • Цели и задачи исследования - Справочник студента Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты. Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате. Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами. Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи. Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы. Цели и задачи исследования - Справочник студента

Цель дипломной или курсовой работы по психологии – это краткое описание направления и сути исследования. Цель работы – это та самая главная задача, которую решит данное исследование.

Цель отражает главный результат, который будет достигнут в исследовании.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Например, «выявить особенности самоактуализации разведенных женщин», «изучить представления о дружбе подростков из городских и сельских школ» и т.д.

В дипломе по психологии цель исследования вытекает из темы работы и тесно связана с объектом и предметом исследования. Цель психологического исследования формулируется чаще всего как указание на реализацию некоторого действия: провести…, изучить… и т.п.

Рассмотрим пример написания цели исследования в курсовой или дипломной по психологии. Пусть тема работы звучит как «Сравнительный анализ коммуникативной компетентности менеджеров разного уровня».

Тогда цель исследования – это «изучение различий в уровне коммуникативной компетентности у менеджеров разного уровня» или «анализ различий показателей коммуникативной компетентности у менеджеров разног уровня».

Объект исследования в данном случае будет формулироваться как «различия в уровне коммуникативной компетентности у менеджеров разного уровня». Как видно, формулировка предмета исследования почти идентична формулировке цели.

Это и не удивительно, ведь предмет исследования указывает на область, которую мы изучаем, а цель определяет, что мы хотим сделать и получить в итоге.

Рассмотрим на примере, как связаны между собой предмет и цель исследования:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Содержание организационной культуры - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • если объект исследования — «взаимосвязь самооценки и инфантилизма у подростков», то цель – «изучение взаимосвязи самооценки и инфантилизма у подростков»;
  • если объект – «различия мотивации достижения замужних и незамужних женщин», то цель – «исследование мотивации достижений замужних и незамужних женщин».

Подавляющее большинство курсовых и дипломных работ по психологии ориентированы на два вида целей:

Соответственно и цели курсовых или дипломных работ по психологии будут двух типов:

  1. Выявить различия показателей (агрессивности, жизнестойкости, эмпатии и т.д.) в группах испытуемых разного (возраста, пола, профессиональной принадлежности и т.д.)
  2. Проанализировать взаимосвязи (личностной идентичности, самоотношения, тревожности, депрессивности и т.д.) с показателями (удовлетворенности трудом, субъективного переживания одиночества, психологического благополучия и т.д.)

Итак, ответ на вопрос «Как сформулировать цель исследования в дипломе по психологии?» предполагает решение следующих задач:

  • Вникнуть в тему работы.
  • Выделить объект как наиболее широкое психологическое понятие в формулировке темы.
  • Описать предмет исследования как конкретизацию объекта.
  • Переформулировать объект исследования, добавив в начале «изучить», «исследовать» и т.п.

Задачи дипломной по психологии

Если цель исследования – это глобальный ориентир дипломной работы, то задачи – конкретные шаги, реализация которых позволит достичь глобальной цели.

В курсовой или дипломной по психологии задачи делятся на две группы:

  1. Задачи по теоретической части работы.
  2. Задачи по практической части работы.

Задачи по теоретической главе дипломной по психологии отражают ее структуру и почти дословно совпадают с названиями параграфов первой главы.

Например, первый раздел первой главы дипломной или магистерской работы по психологии имеет такое название «Психологические подходы к проблеме эмоционального интеллекта». Тогда первая задача будет называться «Рассмотреть психологические подходы к проблеме эмоционального интеллекта». Мы лишь добавили к названию параграфа слово «рассмотреть», и получилось название задачи.

Чтобы задачи психологического исследования не выглядели однообразно, наряду со словом «рассмотреть» можно использовать и такие: «проанализировать», «провести анализ».

Например, второй раздел курсовой по психологии называется «Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте».

Тогда вторая задача будет такой «Проанализировать особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте».

  • Что касается задач по второй главе диплома по психологии, то их количество и формулировки определяются содержанием эмпирического исследования.
  • В список задач исследования любой дипломной по психологии может быть включена такая: «Подобрать психодиагностические методики и сформировать выборку испытуемых».
  • Следующие задачи должны отражать логику практической главы диплома по психологии.
  • Например, если проводится сравнительный анализ выраженности психологических показателей в группах, то задачи исследования должны его отражать.
  • Например, цель эмпирического исследования – сравнительный анализ мотивации сотрудников риэлторской компании разного пола. Тогда в задачах могут быть конкретизированы виды мотивов:
  1. Провести сравнительный анализ мотивации достижения мужчин и женщин.
  2. Выявить различия трудовой мотивации риэлторов разного пола.
  3. Найти достоверные отличия мотивационной направленности мужчин и женщин.

В данном случае число и содержание задач по практической главе определяется психологическими тестами, используемыми при проведении психодиагностического обследования испытуемых.

Если содержание практической главы составляет анализ взаимосвязей между психологическими показателями в группе испытуемых (исследование корреляционного типа), то логика формулировки задач диплома может быть следующей:

  1. Провести анализ распределений психологических показателей (тревожности, агрессивности, уровня одиночества) в группе испытуемых (подростков, незамужних женщин, топ-менеджеров).
  2. Выявить взаимосвязь между одним психологическим показателем (самоактуализацией, депрессивностью, застенчивостью) и другим (эгоцентризмом, рефлексивностью, эмпатией).

Каждую из этих задач можно детализировать по отдельным психологическим показателям и психологическим тестам, при помощи которых были получены эти показатели.

Итак, для правильного написания задач исследования необходимо помнить следующее:

  1. Чтобы сформулировать задачи по теоретической части дипломной по психологии, нужно взять названия параграфов первой главы и добавить к ним в начале «рассмотреть», «проанализировать», «провести анализ».
  2. Задачи по практической главе курсовой или дипломной по психологии количественно соответствуют тестам и отражают необходимость выявить различия между группами или взаимосвязь между показателями.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/tsel-i-zadachi-issledovaniya

Цели и задачи исследования. Как правильно сформулировать цель и задачи кандидатской диссертации

Цели и задачи исследования - Справочник студента

Цель исследования – конечный результат работы, это именно то, к чему стремиться автор диссертации.

Как правило, цель работы – аналогична названию темы научного исследования. Возможные примеры таких целей: описание неизученного или недостаточно изученного явления, изучение его характеристик и взаимосвязей и т.д.

Подсказка! Корректное формулирование цели начинается с преамбулы, которая содержит слова: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.

После того, как цель окончательно оформлена и сформулирована, формируются (исходя из неё) задачи того или иного исследования.

Задачи исследования делят весь процесс на соответствующие этапы достижения нужных результатов.

Последовательность задач исследования

Важно понимать, насколько необходимо чётко и последовательно формулировать исследовательские задачи, поскольку каждое описание процесса решения конкретной задачи составит соответствующие главы и параграфы научной работы.

При непосредственном определении задач, целесообразно разделить этапы исследования на основные части (разделы) и в соответствии с ними определиться с задачами. Обычно, на один этап исследования приходится одна задача, но это не всегда принципиально.

Цели и задачи, во-первых, должны быть тесно связаны. Во-вторых, достаточно конкретны. В-третьих, все задачи должны быть выполнены в результате исследования, Александра Сомова, кандидат филологических наук (МГПУ)

В списке задач, которые надо решить в первую очередь, надо выделить максимально крупные, без из разложения на мелкие подзадачи.

Их формулировка начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.

Источник: http://FirstEdu.ru/celi-i-zadachi-issledovaniya/

Как составить цель и задачи исследования в научной статье

Что такое цель исследования

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи.

Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону.

Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать.

Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить».

Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами.

Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы».

Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

Читайте также:  Бухгалтерские услуги - справочник студента

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение».

Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования.

Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков.

Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях.

В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование.

Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части.

Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/kak-sostavit-cel-i-zadachi-issledovaniya/

Как определить цель и задачи исследования во введении. Примеры

Любой научный труд (дипломная и курсовая работа, реферат или проект) начинается с введения. Это самый важный компонент, на который обращается повышенное внимание при проверке.

В свою очередь введение делится на несколько составных частей, среди которых, помимо актуальности, объекта и предмета исследования, присутствуют цель и задачи. Многие учащиеся сталкиваются с трудностями при выявлении и оформлении этих пунктов, а ведь именно на них опирается всё исследование, изложенное в научной работе.

Часто встречаются такие ошибки, когда цели и задачи во введении курсовой работы или диплома меняются местами или настолько крепко переплетаются, что сливаются в единое целое. Чтобы не допускать подобных погрешностей при написании дипломной работы, важно чётко знать правила оформления целей и задач.

Главное правило при поиске цели и задач работы заключается в том, что цель только одна, у научного труда не может быть несколько целей. При этом она делится на несколько задач, которые раскрывают её и отвечают на вопрос, каким образом автор исследования собирается прийти к желаемому результату.

Что касается расположения этих элементов, то в научной среде существует несколько вариантов. Допускается их размещение сразу после проблематики или чуть ниже, после объекта (субъекта) исследования. Чтобы прояснить сомнения, необходимо обговорить этот вопрос с научным руководителем, поскольку в введении не бывает мелочей.

Отголоски оформленных цели и задач доносятся до заключения, когда автор научного труда делится выводами, удалось ли ему прийти к намеченному результату. Следует помнить, что заключение отражает введение, благодаря чему создаётся определённая симметрия исследования.

Как определить цель работы

Цель научной работы отображает её суть и объясняет, ради чего было решено изучить выбранный объект. Это своеобразный прогноз заключения, то есть цель раскрывает ожидания автора от своих исследований. Важно уверенно изложить значимость ожидаемого результата, его пользу для общества.

В зависимости от выбранной темы у исследования может быть одна из следующих целей:

  • Подробное изучение и анализ какой-либо проблемы;
  • Разработка методов решения проблемы;
  • Поиск возможностей по улучшению функционирования проблемной сферы;
  • Сбор теорий о данной проблеме, их анализ с последующим одобрением или опровержением.

При формулировке цели помогут следующие шаблоны:

  • Цель исследования заключается в разработке проекта;
  • Цель работы – анализ проблемы и поиск вариантов её решения;
  • Цель дипломной/курсовой работы – определение взаимозависимости между двумя изучаемыми факторами;
  • Цель работы – описание, характеристика и анализ нового явления.

В научных работах также допускается краткая формулировка цели, например:

Цель работы: Выполнить анализ существующей проблемы.

Важно помнить, что тема научного труда тесно связана с его целью, поэтому эти два компонента практически совпадают. Достаточно слегка изменить тему работы, чтобы получить готовую и ёмкую цель. Ещё один помощник при формулировке цели – проблема исследования. Это тоже часть введения, и она описывает изучаемую проблему, а пути её решения уже предлагают цель и задачи.

При оформлении курсовой работы необходимо чётко и понятно сформулировать цель, избегать общих фраз и абстрактных утверждений.

Для этого нужно мыслить конкретно и ещё на этапе введения определиться: поможет ли научный труд решить изучаемую проблему.

Если ответ утвердительный (а в иных случаях даже нет необходимости приступать к работе), то цель представляется как выход из затруднительной ситуации.

Выявление и оформление задач

Если цель во введении магистерской диссертации или дипломной работы может быть только одна, то количество задач варьируется от 3 до 6. Каждая из них отображает шаги, выполняя которые, автор планирует реализовать свой изначальный замысел.

Можно ориентироваться на такую маленькую хитрость: каждая глава в основной части выполняет одну или несколько конкретных задач. Поэтому рекомендуется окончательно оформлять введение, а вместе с ним цель и задачи, уже после завершения основной части научного труда.

Тогда на основе информации в главах не составит труда перечислить задачи. Расставлять их следует в таком порядке, чтобы каждая последующая подводила к цели ближе, чем предыдущая.

Например, если целью выбран поиск доказательства какого-либо утверждения, то задачи должны всё ближе к нему подходить.

Задачи принято формулировать пронумерованным списком, в котором перечислены глаголы в неопределённой форме. Следующие шаблоны помогут при формулировке задач:

  • Изучить специфику проблемы;
  • Охарактеризовать явление;
  • Изучить имеющиеся сведения о проблеме;
  • Проанализировать деятельность;
  • Систематизировать имеющиеся теории;
  • Выявить сходство и различия изучаемых проблем;
  • Раскрыть сущность нового явления;
  • Разработать методы решения изучаемой проблемы.

Ошибки при формулировке цели и задач

Примеры часто встречающихся ошибок помогут их избежать.

  • Цель и задачи не связаны ни с темой, ни с проблематикой. Это может быть связано с невнимательностью или спешкой при подготовке этих элементов. Бывают также случаи, когда в процессе корректировки вместе с руководителем текст основной работы полностью меняется, но введение не поспевает за правками. Вот почему после всех изменений текста следует ещё раз проверить введение на предмет соответствия каждого его элемента основной части труда.
  • Задачи не соответствуют цели. Порой сложно подобрать такие задачи, которые бы в точности проистекали из заданной цели. Чтобы избежать эту ошибку, нужно задать себе первый вопрос: «Чего я хочу добиться своей работой?» (так формируется цель) и второй вопрос: «Как я могу достичь желаемого результата?» (Из перечисления этапов на пути к цели и формируются задачи).
  • Цель и задачи сформированы нечётко, слишком абстрактно. Тогда непонятно, каков желаемый результат научного труда. Чтобы избежать этой ошибки, нужно избегать многословия при формулировке этих элементов, а лаконично выражать самую суть.
  • Задачи повторяют цель, только другими словами. Нужно помнить, что задачи – это составные части цели, поэтому они не могут её дублировать.
  • Неверное количество задач. Одной или двух задач недостаточно, чтобы реализовать цель. С другой стороны, переизбыток шагов тоже бывает лишним. Оптимальное количество задач: 3-6, а точное их количество лучше обговорить с научным руководителем.

Примеры формулировки цели и задач

Следующие примеры помогут сформулировать эти важные компоненты студенческой работы.

Пример 1

  • Тема работы: «Изучение теорий о появлении жизни на Земле»
  • Цель: Изучение, сравнение и анализ существующих теорий о появлении жизни.
  • Задачи:
  1. Изучить научные труды, содержащие различные теории о появлении жизни;
  2. Сравнить и проанализировать полученные здания;
  3. Проследить хронологию появления разных теорий и их эволюцию с течением времени;
  4. Найти подтверждение или опровержение изучаемым теориям.

Пример 2

  1. Тема работы: «Организация кредитования физических лиц»
  2. Цель работы заключается в анализе существующей организации кредитования физических лиц из разных слоёв населения.

  3. Из поставленной цели исходят следующие задачи:
  1. Изучить теоретические данные о кредитных операциях для физических лиц;
  2. Проанализировать текущую ситуацию кредитования физических лиц;
  3. Найти проблемы, связанные с кредитованием различных физических лиц;
  4. Разработать методы решения обнаруженных проблем для совершенствования системы кредитования.

Пример 3

  • Тема работы: «Разработка имиджевой деятельности компании»
  • Цель работы: Анализ имиджевой деятельности компании и предложение её расширения
  • Задачи работы:
  1. Изучить историю и процесс создания имиджа компании;
  2. Ознакомиться с основными компонентами имиджевой деятельности компании;
  3. Ознакомиться с имиджевой деятельностью конкурирующих компаний в этом же секторе;
  4. Разработать дополнительные компоненты имиджевой деятельности компании.

Парадокс цели и задач студенческой работы заключается в том, что эти элементы занимают небольшой объем в введении, но на их выявление и формулировку может уйти масса времени. Необходимо приложить максимальные усилия в подготовке этой части работы, поскольку именно от верной и корректной формулировки введения зависит успех реферата или диплома. Если возникают сложности на этом этапе, обязательно следует обратиться за консультацией к куратору.

Июн 2, 2018Mariya Zhukova

Источник: https://referatna5.com/celi-i-zadachi-vo-vvedenii/

Определение цели и задач исследования

  • Глава II ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО
  • ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОСЛЕДУЮЩИМ КОЛИЧЕСТВЕННЫМ АНАЛИЗОМ ДАННЫХ
  • Программа исследования это изложение его тео­ретико-методологических предпосылок (общей концеп­ции) в соответствии с основными целями предприни­маемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки.

Содержание и структура программы социологичес­кого исследования зависят от его общей направленнос­ти, т. е. от главной цели исследовательской деятельнос­ти. С этой точки зрения можно выделить два типа ис­следований.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель кото­рых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпрета­ции и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Прог­рамма теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.Предварительный системный анализ объекта ис­следования.                                                                 

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследо­вания.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа ис­ходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация это «знание о незнании, несоответствие или противо­речие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, спосо­бов, приемов реализации этих необходимых действий» [144. С. 25].

Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.

В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов.

В других случаях—это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их „описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной.

Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний… Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

Социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности.

Одни не выходят за рамки некото­рого сообщества, организации, другие затрагивают инте­ресы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институ­тов.

Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной [97. С. 36—42] и даже глобальной.

  1. Как же формулируется проблема в социологическом исследовании.
  2.  Сам характер противо­речия, лежащего в основе социальной проблемы, предоп­ределяет тип исследования, будет ли оно «инженерно-прикладным» или теоретико-прикладным.
  3. Примеры, иллюстрирующие первую ситуацию —к этому классу проблем относится изучение трудовых конфликтов, их объективных и субъективных при­чин, противоборствующих интересов наемных работников и владельцев предприятия, форм их организации, динамики раз­вития и способов урегулирования [182].
  4. Более сложным оказывается анализ социальной ситуа­ции при втором типе исследования — теоретико-прикладном.
Читайте также:  Получение интерференционных картин делением волнового фронта (метод юнга) и делением амплитуды (метод френеля) - справочник студента

Степень сложности научно-познавательной пробле­мы зависит: (а) от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний; (б) от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуа­ции и разрешении социальных противоречий; (в) от со­стояния научного и практического знания в соответству­ющей области. Обычно исследователь начинает с некото­рой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных форму­лировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования — возможно более точное разграничение между «проблематичным», т. е. искомым, неизвестным, и «не­проблематичным» как данным и известным;

— отчетливое отделение друг от друга существенно­го и несущественного в отношении общей проблемы;

— расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач иссле­дования).

  • Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.
  •  Им может быть со­циальный процесс, или область социальной действи­тельности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.
  •  Объект социоло­гического исследования это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет изуче­ния, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредстенному изучению.

Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя.

Поскольку объект — то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет — это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы. Проблема этого исследо­вания, проводившегося под руководством В. Н.

Шубкина, — противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав.

Объект исследова­ния — выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников. В этом объекте и содержится противоречие.

Предмет изуче­ния — соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональным статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез. Формулировка проблемы и отсюда — выделе­ние объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.

  1. Определение цели и задач исследования
  2. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей ис­следования.
  3. Цели и задачи исследования образуют взаимосвя­занные цепочки, в которых каждое звено служит сред­ством удержания других звеньев.2
  4. Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное вни­мание уделяется изучению научной литературы по дан­ному вопросу, построению гипотетической общей кон­цепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выде-
  5. Конечная цель исследования может быть названа его общей за­дачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения ос­новной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.
  6. В интересах однозначности терминологии будем разли­чать цели и задачи исследования в указанном смысле.

Например, приступая к изучению некоторых аспектов са­морегуляции социального поведения личности, прежде все­го обращаемся: к литературе в поисках ответа на вопросы: какова структура личности? Каковы объективные (социальные) и субъективные (личностные) механизмы регу­ляции поведения? Какие различия обнаруживаются в интер­претации регуляционных механизмов? Каковы возможные объяснения этих разногласий в подходах к предмету?

Например, что, согласно одним научным дан­ным, ценностные ориентации личности рассматриваются как важнейшие регуляторы ее социального поведения, согласно дру­гим — фиксируется явное противоречие между ориентациями и реальными поступками. Постепенно выявляется проблема.

Уточняя ключевые понятия, в том числе понятие «ценностные ориентации«, находим далее, что это весьма общий конструкт, который, в сущности, представляет обобще­ние многообразных, более частных феноменов диспозиционной регуляции поведения личности (ценности — обобщенные соци­альные установки — ситуативные установки). Продолжая сле­довать такой логике, мы развертываем систему гипотез, кото­рые опираются на имеющиеся теоретические и эксперимен­тальные данные, и в конце концов формулируем общую гипо­тетическую «модель» изучаемого процесса — диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности. Толь­ко теперь начинаются поиски подходящего социального объекта для проверки теоретической модели: поведение в ка­кой именно сфере, каких именно социальных групп, в каком именно отношении и т. п. лучше всего исследовать для про­верки выдвинутых гипотез?

Иная логика управляет действиями исследователя, если он ставит перед собой непосредственно практичес­кую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного социального объекта (т. е.

с того, чем завершается предварительный теоретический ана­лиз в предыдущем случае) и уяснения практических за­дач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеет­ся ли «типовое» решение возникших задач, т. е.

специ­альная теория, относящаяся к предмету? Если «типово­го» решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования.

Если же та­кое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты «прочтения» типовых решений применительно к конкретным условиям.

Любое исследование, ориентированное на решение теоретических задач, мож­но продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем некоторое типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия.

Поэтому совер­шенно справедливо говорят, что нет ничего практичней хорошей теории. Но из хорошего прикладного исследо­вания далеко не всегда можно сделать теоретические выводы.

Необходимо, чтобы с самого начала фактичес­кие данные описывались в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками (гипотеза­ми).

Не так просто (а часто невозможно) перегруп­пировать собранные данные по иному, отличному от ис­ходного принципу. Именно поэтому исследователь на­капливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки.

Итак, определение цели исследования позволяет да­лее упорядочить процесс научного поиска в виде после­довательности решения основных, частных, а также до­полнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Прикладная задача— прогноз развития социальных процессов в современном российском обществе на основе определения тенденций поиска новых социальных идентификаций в различных группах насе­ления.

Главная цель исследования развертывается в цепь частных за­дач.

Перечисление этих задач займет несколько страниц, и мно­гие из них возникают позже, уже по ходу самого исследования в процессе анализа полученных данных.

Очень важно различать программные задачи ис­следования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. Анализ литературы и консультации со спе­циалистами для выяв­ления типового способа решения практичес­кой проблемы на дан­ном объекте

Выявление обстоя­тельств, сопутствующих возникновению пробле­мы и факторов, детер­минирующих изучаемые процессы, — разработка теоретической концеп­ции исследования

Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использовани­ем уже апробированных или специально создавае­мых методик для опреде­ления способов примене­ния типового варианта решения проблемы к данному объекту.

Конструирование ме­тодик исследования, их опробование (пилотаж) и последующий сбор ин­формации на объекте (объектах) изучения. Разработка вариан­тов решения проблемы и их проверка путем об­суждения с экспертами и в конечном итоге — экс­периментально.

Детальный анализ полученных данных со­ответственно концепции исследования и его гипо­тезам;     определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практичес­ких приложений на конкретных объектах

Анализ итогов соци­ального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка до­стигнутого эффекта, план практических действий на перспективу. В сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа по­лучаемых данных предваряется постановкой конкрет­ных задач.

Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Формули­ровка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс.

Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования.

 Помимо главных (основных) и частных программ­ных задач, могут возникать дополнительные. Эти последние логически не обязательно связаны с целью и основными задачами исследования.

Основные задачи исследования отвечают его целе­вой установке, дополнительные ставятся как бы «для пристрелки», для подготовки будущих исследова­ний, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т. п.

Вся процедура исследования подчиняется прежде всего поиску ответа на центральный вопрос. Это достигается путем выдвижения целой цепочки взаимо­связанных гипотез, относящихся к основным задачам, многократной проверкой и перепроверкой соответст­вующих исходных данных.

Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретичес­ких и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач.

Кроме того, мо­жет быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач.

Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательс­кого процесса будут уточняться частные задачи, возни­кать новые, и так до окончания работы.

Прог­раммные цели и задачи исследования дисциплинируют нашу работу и повышают ее эффективность.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1124;

Источник: https://studopedia.net/3_73317_opredelenie-tseli-i-zadach-issledovaniya.html

Цели, задачи и содержание исследовательской работы студентов

Исследовательскую
работу студентов можно разделить на
два вида: учебно-исследовательскую
(УИРС) и научно-исследовательскую
(НИРС).

Научно-исследовательская
работа студентов (далее именуемая
сокращенно НИРС) является одним из
важнейших средств повышения качества
подготовки и воспитания специалистов,
способных решать задачи современной
общеобразовательной школы и вуза,
предвидеть перспективы их развития.
Эти качества будущий специалист может
приобрести лишь при органическом
соединении обучения с научно-исследовательской
деятельностью. Научная работа является
не дополнением к учебному процессу, а
его обязательной составляющей.

  • Основными
    задачами
    НИРС являются:
  • 1) оказание помощи
    студентам в овладении профессией
    учителя;
  • 2)
    развитие творческого мышления и
    инициативы в решении практических
  • задач;
  • 3)
    развитие потребности в исследовательской
    деятельности и формирование
  • исследовательских
    навыков;
  • 4)
    расширение теоретического кругозора
    и научной эрудиции;
  • 5) овладение методами
    научного познания;
  • 6) формирование
    навыков работы с научной литературой
    и др.
  • Понятие
    «научно-исследовательская работа
    студентов» включает в себя два
    взаимосвязанных элемента:

  • обучение студентов элементам
    исследовательского труда, привитие им
    навыков этого труда;

  • собственно научные исследования,
    проводимые под руководством преподавателей.
  • Учебно-исследовательская
    работа студентов

    (УИРС) выполняется в отведенное расписанием
    занятий учебное время, по специальному
    заданию, в обязательном порядке каждым
    студентом под руководством преподавателя.

Основной
задачей УИРС является обучение студентов
навыкам самостоятельной теоретической
и экспериментальной работы, ознакомление
с реальными условиями труда в лаборатории,
научном коллективе.

В процессе выполнения
учебных исследований будущие педагоги
учатся самостоятельно проводить
эксперименты, применять свои знания
для решения конкретных задач. УИРС
осуществляется на аудиторных занятиях
и предполагает систематическое выполнение
цикла домашних заданий.

Участие
в учебно-исследовательской работе
обязательно для каждого студента.

Учебно-исследовательская
работа строится первоначально на
материале учебных дисциплин, изучаемых
всеми студентами данного курса согласно
учебному плану; в дальнейшем – на
материале углубленного изучения разными
группами студентов одного и того же
курса отдельных комплексных проблем
(курс по выбору), результаты которых
отражаются в курсовой работе, а далее
в выпускной квалификационной работе,
содержащей итоги самостоятельных
наблюдений студента.

Специфика
УИРС состоит в том, что, занимаясь ею,
студент выступает не в роли пассивного
объекта педагогического воздействия
– получателя готовой, систематизированной
и методически обработанной информации,
а в роли субъекта познавательного
процесса.

В процессе учебно-исследовательской
работы студент самостоятельно, хотя и
под руководством преподавателя, ведет
наблюдения за материалом, экспериментирует,
осуществляет поиск необходимой информации
в научной литературе.

Таким образом, по
типу познавательной деятельности эта
работа является исследовательской, по
функциональному назначению – она носит
учебный характер.

От
учебных исследований не ожидаются
объективно ценные (новые) научные
результаты: занимаясь учебно-исследовательской
работой, студент, как правило, «открывает
для себя» то, что фактически уже известно
науке.

Лишь отдельные результаты УИРС
представляют подлинный научный интерес
и публикуются или используются в
преподавании.

Хотя сама учебно-исследовательская
деятельность представляет собой форму
обучения, осуществлению собственно
исследовательских действий обязательно
предшествует этап освоения техники
исследовательской работы.

Необходимыми
компонентами учебно-исследовательской
деятельности являются:

  1. самостоятельная работа с литературой;

  2. навыки пользования библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты
должны уметь выделять основные положения
в изучаемом материале и кратко
формулировать их, вести текстуальные
и свободные конспекты, сопоставлять
различающиеся положения в изучаемых
источниках с постепенным увеличением
их числа, реферировать учебную литературу,
критически сопоставляя различные точки
зрения.

К
формам организации учебно-исследовательской
работы студентов в педвузе относят:

  1. реферирование;

  2. выполнение контрольных работ с элементами педагогического исследования;

  3. участие в работе курсов по выбору;

  4. выполнение и защита курсовой работы;

  5. выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Несколько
иные функции имеет научно-исследовательская
работа студентов

(НИРС).

Термин
«научно-исследовательская» в строгом
смысле предполагает не «ученический»
уровень изысканий, а объективную
общественную значимость ожидаемых и
получаемых результатов.

В практике
учебных заведений НИРС отличается от
УИРС фактически не по качеству итогов,
а по характеру отношения к учебному
процессу и, соответственно, по контингенту
участников. Как и в УИРС, только некоторые
исследования, выполненные в рамках
НИРС, представляют научную ценность.

Значительная часть НИРС сводится к
овладению студентами специальными
знаниями и исследовательскими приемами.

В
то же время НИРС, в отличие от УИРС, не
является частью учебного процесса, хотя
и оказывает на него положительное
воздействие.

НИРС проводится только в
свободное от учебных занятий время:
студенты работают над индивидуальными
или коллективными темами (связанными
с кафедральной научно-исследовательской
тематикой или тематикой исследовательской
лаборатории), участвуют в работе
студенческих научных кружков и обществ,
выступают с сообщениями на студенческих
научных конференциях. К участию в НИРС
студенты привлекаются на добровольных
началах.

При
выполнении всех видов научных работ
студентам предоставляется: возможность
широкого использования материальной
базы и производственных площадей вуза;
преимущественно прав пользования
фондами научной библиотеки; возможность
получения научных командировок в ведущие
научные исследовательские центры страны
и др.

На
завершающем этапе обучения студента в
вузе происходит слияние УИРС и НИРС.
Тема исследования, проводимого студентом
в научном обществе или в других формах,
может быть положена в основу его курсовой
или дипломной работы. В свою очередь,
дипломная работа, выполненная в рамках
УИРС, при защите ее на заседании ГАК,
может быть оценена как подлинно научное
исследование.

Таким
образом, несмотря на определенные
различия и формы организации, в
соотнесенности с учебным планом и в
ряде конкретных задач, научно-исследовательская
и учебно-исследовательская работа
студентов служат одной общей цели –
формированию компетентного, творчески
мыслящего специалиста, способного
оперативно решать, возникающие перед
ним, профессиональные задачи.

Источник: https://studfile.net/preview/5946536/page:2/

Ссылка на основную публикацию