Типы уроков и их структура — справочник студента

Главная → Файлы для скачивания → Всем учителям → Разное

  • Муниципальное
    бюджетное общеобразовательное учреждение
  • средняя
    общеобразовательная школа №38
  • Молодому
    специалисту:
  • Типы и структура
    уроков разных типов
  • Подготовила
  • Галина Александровна
    Творогова,
  • методист

г.Сургут, 2012 г.

Типы и структура
уроков

Тип урока Структура урока Цели урока Задачи Формы организации
1. Уроки формирования новых знаний
  • организационный
  • постановка цели
  • актуализация знаний
  • введение знаний
  • обобщение первичное закрепление и систематизация знаний
  • подведение итогов обучения
  • определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
усвоение учащимися новых понятий, научных фактов, законов, теорий, предусмотренных учебной программой образовательные: познакомить ..; дать представление о ..; научить ..; активизировать познавательную деятельность; раскрыть типичные черты и.т.д. воспитательные: воспитывать чувств любви к Родине; гордости за свой край; формировать экологическую культуру; эстетическое воспитание и т. д. развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
  • семинары
  • лекции
  • теоретические и практические
  • самостоятельные работы
  • кино-уроки
  • проблемный урок
  • урок-путешествие
  • урок-экспедиция
  • урок-исследование
  • смешанные уроки
2. Уроки формирования умений и навыков
  • организационный
  • постановка цели
  • проверка домашнего задания и актуализация знаний
  • выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа
  • контроль сформированности умений и навыков
  • определение домашнего задания
Формирование (совершенствование) у учащихся определенных умений и навыков, предусмотренных учебной программой образовательные: выработать умение..; научить владению приемами по ..; углубить знание о.. воспитательные: показать роль..; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения. развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  • Урок самостоятельных работ
  • Урок — лабораторная работа
  • Урок практических работ
  • Урок — экскурсия
  • Семинар
  • урок-практикум
  • урок-сочинение
  • урок-диалог
  • урок — деловая или ролевая игра
  • путешествие
  • экспедиция и т.д
3. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков Этапы урока:

  • организационный
  • постановка цели
  • оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях
  • подведение итогов и формулирование выводов
  • определение и разъяснение домашнего задания
более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний. воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
  • диспут
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина)
  • театрализованный урок (урок-суд)
  • урок-совершенствование
  • заключительная конференция
  • заключительная экскурсия
  • урок-консультация
  • урок-анализ контрольных работ
  • обзорная лекция
  • обзорная конференция
  • урок-беседа
4. Комбинированные уроки.
  • организационный
  • проверка домашнего задания
  • постановка цели
  • актуализации знаний
  • обобщение первичное закрепление и систематизация знаний
  • подведение итогов и формулирование выводов
  • определение и разъяснение домашнего задания
На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения На них решаются несколько дидактических задач Смешанные уроки
5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
  • организационный этап
  • постановка цели, инструкция об организации работы
  • проверка усвоения знаний, умений и навыков
  • обобщение и систематизации знаний
  • оценка деятельности учащихся
  • определение домашнего задания
осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями. воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
  • Устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
  • письменная проверка
  • зачет
  • зачетные практические и лабораторные работы
  • контрольная ( самостоятельная) работа
  • смешанный урок( сочетание трех первых видов)
  • викторина;
  • конкурсы
  • смотр знаний
  • защита творческих работ, проектов
6. Уроки закрепления и совершенствования знаний
  • организационный этап
  • постановка цели и задач урока
  • актуализация знаний
  • воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях
  • обобщение и систематизации знаний
  • определение и разъяснение домашнего задания
формирование обобщённых знаний и способов деятельности, оперирование ими Образовательные: закрепить знания целевого применения усвоенного, углубить знание о.. ; систематизировать знания о… воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
  • Урок самостоятельных работ
  • Урок — лабораторная работа
  • Урок практических работ
  • Урок — экскурсия
  • Семинар
  • урок-консультация
7. Уроки применения знаний на практике
  • организационный этап
  • постановка цели и задач урока
  • актуализация знаний
  • оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях
  • составление отчёта о выполненной работе
  • определение и разъяснение домашнего задания
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы. воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • уроки защиты проектов;
  • путешествие;
  • практические работы
  • лабораторные работы
  • экспедиция и т.д.

Использованная
литература:

    1. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984.

    2. Махмутов М.И. Современный урок. М.,1985.

    3. Онищук, В. А. Урок в современной школе:Пособие для учителя / В. А. Онищук  – М. : Просвещение, 1986.

    4. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998.

    5. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. / М. М. Поташник – М. : Центр педагогического образования, 2007.

Полный текст материала Таблица «Типы и структура уроков разных типов» смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su Хотите лучше владеть компьютером?

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 1

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Типы уроков и их структура - Справочник студента

Источник: https://pedsovet.su/load/338-1-0-23597

Типы уроков и их структура

  • Вопрос №1.
  • Составьте примерный план (структуру) урока коррекции знаний, умений и навыков.
  • Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
  • Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление уровня овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.

При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения:

1уровень — понимание и узнавание (иметь представление). 2уровень — воспроизведение и выполнение по образцу. 

3 уровень — применение в стандартной ситуации. 2 и 3 уровни – это уровни образовательного стандарта (знать, уметь). 4 уровень — воспроизведение или применение переноса знаний. 5 уровень — усвоения творческого задания, применение в нестандартных ситуациях.

Читайте также:  Современная система отечественного образования - справочник студента

Видами урока контроля и коррекции могут быть: 

  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); 
  • письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;
  • практикумы;
  • контрольная самостоятельная работа;
  • зачётная работа…

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета.

На уроках коррекции наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения, корректировать их в случае необходимости;вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в себя следующие этапы:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

  1. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
  2. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  3. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
  4. Вопрос №2.
  5. Какова структура урока усвоения новых знаний.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

  • Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный и сложный материал, применяется блочный способ его изучения.
  • Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов.
  • Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним.

Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.

Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

  1. Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом.
  2. Структура урока усвоения новых знаний предполагает следующие этапы урока:
  3. 1) Организационный этап.

Основной целью данного этапа является организация учащихся на начальном этапе урока. Проверка присутствующих, их готовности к началу урока.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

После решения организационных вопросов следует нацелить учеников на понимание и формулирование темы, целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках подобного типа ученики могут воспользоваться помощью учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших классах, всё большее число учеников могут выполнять этот вид работы самостоятельно.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ;
  • установить тематические рамки учебной деятельности.
  • 3) Актуализация знаний.
  • Основной целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
  1. 4) Первичное усвоение новых знаний.
  2. Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении новой задачи, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
  3. Для реализации этой цели учащиеся должны:
  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  • применить новый способ действий для решения новой задачи;
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи.
  • 5) Первичная проверка понимания.
  • Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталон является интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
  • Для этого необходимо:
  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
  1. 6) Первичное закрепление.
  2. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
  3. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
  • решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
  • при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы
  • 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Основной целью данного этапа является выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома.
  • 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
  • Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.Для реализации этой цели:
  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Вопрос №3.

Какова примерная структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть продумана для учащихся, т.е. необходимо определить, что ученик должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с каждого урока.

Постановка целей желательна к структурным элементам урока, через приобретение знаний и умений учащегося.

Необходима дифференциация постановки цели:

  • базовые знания (основная цель) – для всех;
  • цель для хорошо успевающих;
  • цель для недостаточно подготовленных учащихся.

Дифференциация может осуществляться:

  • за счет содержания;
  • за счет объёма;
  • через ожидаемые результаты;
  • через уровни усвоения;
  • через время, затраченное на ту или иную группу;
  • за счет наличия обязательных заданий (углубление или расширение темы);
  • за счет роли учащегося в образовательном процессе (ассистент, лидергруппы и т.д.).

Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной. Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.

Инвариантные структурные элементы для каждого урока (обязательные):

  • пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;
  • актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке;
  • организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей;
  • обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.

Форма проведения уроков:

  • лекционно-семинарские занятия.
  • уроки с элементами моделирования ситуаций.
  • учебно-деловые игры.
  • уроки с элементами дидактических игр.
  • уроки – практикумы.
  • уроки смотра знаний.
  • нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.

Структура урока комплексного применения знаний и уменийпредполагает следующие этапы урока:

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)
  1. 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
  2. 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  3. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
  4. Заключение
  5. Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Читайте также:  Основные виды и механизмы внимания - справочник студента

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.

Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

6

Источник: https://multiurok.ru/files/tipy-urokov-i-ikh-struktura.html

57. Типология и структура уроков

Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н.

Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию (например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем); способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.).

Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков (М.И. Махмутов); основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов); дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

  • Наибольшую поддержку среди теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
  • 1) комбинированные (смешанные);
  • 2) уроки изучения новых знаний;
  • 3) уроки формирования новых умений;
  • 4) уроки обобщения и систематизации изученного;
  • 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

  1. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
  2. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
  3. Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
  4. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:
  5. 1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);
  6. 2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;
  7. 3 этап – закрепление, систематизация, применение;
  8. 4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Источник: http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/shpargalka_po_pedagogike_dlja_pedagogov/p57.php

Лекция № 52. структура уроков разных типов

Лекция № 52. структура уроков разных типов

  • Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения. В качестве элементов урока выделяют следующие составляющие:
  • 1) изучение нового материала;
  • 2) домашнее задание;
  • 3) контроль знаний;
  • 4) обобщение и систематизация знаний;
  • 5) закрепление пройденного материала.
  • Некоторые педагоги склонны выделять также:
  • 1) цель урока;
  • 2) содержание материала;
  • 3) методы и приемы обучения;
  • 4) способы организации учебной деятельности.
  • Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами.
  • Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока:
  • 1) проверка и повторение знаний и навыков учащихся (проверка домашнего задания);
  • 2) заострение внимания учащихся на тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
  • 3) объяснение учителем нового материала и организация работы учащихся, направленной на усвоение и осмысление полученных знаний;
  • 4) первоначальное закрепление изученного материала у учащихся, выработка у них навыков и умений по применению этого материала;
  • 5) определение домашнего задания и проведение инструктажа по способам его выполнения;
  • 6) оценивание работы некоторых учеников, подведение итогов урока, выставление отметок.
  • Данная схема урока имеет свои недостатки:
  • 1) не дает учителям простора для творческой деятельности;
  • 2) требует четкого регламентирования времени, которое отводится на разные этапы урока (для опроса пройденного материала, введения нового, его закрепления, подведения итогов.

Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать:

  1. 1) закономерности процесса обучения;
  2. 2) закономерности процесса усвоения;
  3. 3) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  4. 4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
  5. Главными элементами урока, которые отражают все эти закономерности, являются:
  6. 1) формирование и актуализация новых понятий и способов действий;
  7. 2) применение усвоенного.

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты урока взаимосвязаны.

  • Благодаря вышеуказанным компонентам на уроке создается благоприятная атмосфера для:
  • 1) усвоения учениками необходимого материала;
  • 2) активизации мыслительной деятельности;
  • 3) формирования у учеников знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных способностей.
  • Компоненты можно менять местами (например, в начале урока может быть не повторение пройденного урока, а введение новых понятий), однако они должны быть взаимосвязаны.
  • Данный подход к структуре урока позволяет:
  • 1) исключить единообразие его проведения;
  • 2) сделать интересным урок для учащихся;
  • 3) повысить познавательную деятельность и активность учеников на уроке;
  • 4) проявить педагогу свои творческие способности и совершенствовать педагогическое мастерство.

Главным аспектом выбора структуры урока является мастерство учителя. От него зависит, будет ли следующий урок точной копией предыдущего либо он будет нетрадиционным, интересным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/2810

Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока

  • Аралас сабақ жоспары
  • План комбинированного урока по Теории и методике физического воспитания
  • Сабақтың  тақырыбы

Тема урока: Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока.

Білімділік максат:

Образовательная цель:  Научить студентов отличать типы и виды уроков. Ознакомить с задачами урока.

  1. Дамытушылық максат:
  2. Развивающая цель:  Развивать познавательные способности в усвоении инфрмации по преподаванию предмета в школе.
  3. Тәрбиелік максат:
  4. Воспитательная цель:  Воспитывать интерес к познанию методики ФВ.
  5. Сабақтың  типі
  6. Тип урока: комбинированный
  7. Сабақтың әдістері
  8. Методы обучения: объяснение, беседа, рассказ,проверка знаний
  9. Пәнаралық байланыс
  10. Межпредметные связи: педагогика, физиология.
  11. Жабдықтау
  12. Оборудование: учебник, доска, мел
  13. Сабақтың  барысы
  14. Ход урока
  15. Организационный этап:
  16. Сообщение темы и задач урока
  1. Үйге берген тапсырманы және білімдерін жан-жақты тексеру.
  • Проверка домашнего задания и всесторонняя проверка знаний:
  • Устный опрос по цепочке
  • 1) перечислить преимущества урока ФК относительно других форм ФВ
  • 2) перечислить требования, предъявляемые к уроку
  • 3)Четкость постановки целей и задач
  • 4) Соответствие состава учебного материала учебной программе
    и характеру поставленных задач
  • 5) Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом
    дидактической цели и задачи урока
  • 6) Тесная связь уроков с предыдущими и последующими
  • 7) Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
  • 8) Постоянное видоизменение содержания урока, методики его
    организации и проведения
  • 9) Обеспечение травмобезопасности урока
  • 10) Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся
  • 11) обеспечение условий для проведения урока
  1. Білімді белсенді және саналы түрде меңгеруіне дайындық.

Подготовка к активному и осознанному усвоению знаний:

Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока.

Усвоение новых знаний:

  1. Структура урока и характеристика его частей.
  2. Постановка задач.
  3. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.
  1. Жаңа білімді меңгеруін тексеру және пысықтау.

Проверка понимания новых знаний и закрепление:

  • дать харектиристику частей урока ФК
  • какова цель вводно-подготовительной части урока?
  • основной части урорка
  • заключительной части
  • какие задачи ставятся перед каждым уроком?
  • какие задачи соответствуют каждой части урока?
  • разновидности уроков по признаку преимущественной направленности
  • назовите типы уроков
  1. Үйге берілген тапсырма туралы мәлімет.

Информация о домашнем задании:

Холодов, Кузнецов стр. 215-219

  1. Қорытындысын шығару. Подведение итогов:
  1. Рефлексия.
  2. Плюс-минус-интересно
  3. Выставление оценок

Оқытушы. Преподаватель: ____________ Набиркина Т.В.

Материалы лекции

Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

Читайте также:  Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций - справочник студента

В начале нагрузки организм преодолевает инерцию по­коя за счет постепенного повышения функциональной работо­способности своих органов и систем. Это называется фазой враба-тывания, которая соответствует подготовительной части урока.

Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устой­чивой работоспособности, которая соответствует основной части урока.

По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, ко­торая соответствует заключительной части урока.

  1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:
  • обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
  • активирование внимания и повышение эмоционального со­стояния занимающихся;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­зических упражнений);
  • обеспечение специальной готовности к первому виду уп­ражнений основной части урока (выполнение подводящих и под­готовительных упражнений).

В подготовительную часть урока включают игровые задания (2— 3 мин) для активизации в состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.

), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих уп­ражнений в строю и отдельные специально подготовительные уп­ражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с пред­метами и отягощениями: упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. внимания и повышения эмоционального

Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки

Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны.

Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких обще развивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преиму­щественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плос­костях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; при­менения упражнении с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.

Рекомендуется такой порядок выполнения обшеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

  1. Основная часть урока. Цель основной части — решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ycвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока.

Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце.

Причем воспитание] специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание обшей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержании эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос­новную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Продолжительность основной части урока зависит от продол­жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25—30 мин.

  1. Заключительная часть урока. Цель заключительной части уро­ка — постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:
  • снижение физиологического возбуждения и излишнего на­пряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са­момассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры,игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);
  • сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи.

В методике физического воспитания нее задачи принято делить на три группы, исходя из их направ­ленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образорателъные же — с указанием уровня овладе­ния техникой движения.

  • Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.
  • В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.
  • При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:
  • при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомле­ние с техникой…» (и далее указывается то упражнение или от­дельный его элемент, которое осваивается);
  • при разучивании двигательного действия: «Разучивание тех­ники выполнения…»”,
  • при совершенствовании двигательного действия: «Совершен­ствование техники выполнения…».
  • Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния уп­ражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется сле­дующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выпол­нении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По приз­наку преимущественной направленности на решение образова­тельных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.

Уроки с преимущественно оздоровительной направленность, проводятся в двух вариантах: первый — развивающие (формирую­щие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности.

Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравствен­ного или эстетического воспитания.

Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.

Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

Типы уроков

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уро­ках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетны­ми требованиями и учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, разви­тия физических качеств, контроля за уровнем физической подго­товленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

Источник: https://learn-more.kz/predmety/vidy-tipy-urokov-zadachi-uroka-fk-struktura-uroka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector