Теоретические проблемы возникновения речи — справочник студента

Врождённая или приобретённая речь? Есть разные теории.

Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения.

Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков. Ее автором является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов.

Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости).

Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, по вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне человеческого общества, т. е.

не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте.

Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Виды планов - справочник студента

Оценим за полчаса!

Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Другая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций.

С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.

Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.

Источник: https://students-library.com/library/read/59865-teoreticeskie-problemy-vozniknovenia-reci

Теоретические проблемы возникновения речи

В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи.

Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отноше­нии того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в про­цессе развития человека.

Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Суще­ствуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у де­тей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораз­дельной речи.

Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вер­бальная понятийная речь. Так, в США, в Калифорнии был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, с которым никто не общался с помощью человеческой речи с двухмесячного возраста. Естественно, он не владел речью, и усилия обучить его языку оказались бесполезными.

С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Более того, предпри­нимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) прими­тивному языку знаков, похожему на язык глухонемых.

Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы.

Причем эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.

Однако, как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхожде­нии речи не существует. Споры и исследования по данной проблеме продолжаются.

Кроме этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известных из них находится теория научения.

Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам.

Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, вы­сказываний, правил их грамматического построения.

Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элемен­там, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в ран­нем детстве.

Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и рече­вых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в про­цессе научения.

Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены под­ражанием речи взрослых.

Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей. Поэтому в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование пра­вильной грамматики речевых высказываний у детей.

Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, явля­ется теория специфических задатков. Ее автором является Н. Хомский. Он утверж­дает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфи­ческие задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов.

Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости).

Данный возраст называ­ется сензитиеным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или во­обще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне чело­веческого общестра, т, е.

не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позд­нем возрасте.

Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и» фор­мирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже.

Согласно данной теории, раз­витие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и определенное сходство.

Оно заключается в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы.

Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, илкмонологом. Монологиче­ской речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др.

Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т.

е, он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией.

Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологиче­скую, — надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие.

По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, напри­мер, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е.

говорящий обращается периодически или к слушателям, или к вообра­жаемому оппоненту.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновре­менно.

Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает го­ворить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени раз­вития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли.

И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими.

В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед .устной.

Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче пони­мать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи.

Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыс­лей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — усгно.

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен.

Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др.

Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность.

Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи.

Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в ре­зультате несчастного случая или заболевания.

Однако и в данном случае кинети­ческая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внут­ренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления.

Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, дан­ная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

Физио­логической основой осуществления данной функции речи является особое поло­жение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вы­звать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эф­фектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ аст­мы.

С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табако-курения, употребления алкоголя и др.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контак­тов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно дан­ная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/37049.html

В37. Теоретические проблемы возникновения речи

Существует много разнообразных теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Важным вопросом является вопрос является ли речь врожденной или она формируется в процессе развития человека.

Существует ряд теорий, которые пытаются объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известным – теория научения. Согласно этой теории, ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам.

Положительное эмоциональное подкрепление ведет к усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения.

Таким образом, овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление

 Теория специфических задатков, автором которой является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи.

Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к 1 году и открывают возможность для ускоренного развития речи с 1 года до 3 лет. Данный возраст является сензитивным для развития речи.

В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить трудно или вообще невозможно.

Следующая наиболее популярная теория – когнитивная теория Ж.Пиаже.

Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.

Следующая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций.

С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.

Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.

В38. Развитие мышления в онтогенезе. Мышление и речь

Онтогене́з — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (прибесполом размножении) до конца жизни.

Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни (Л.С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам.

Читайте также:  Подходы к изучению лидерства - справочник студента

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их.

В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Наглядно-действенное мышление (начина с конца 1 года до 3х лет) – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно.

Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления – наглядно-действенное. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим.

Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними.

Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий.

Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.

Наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет). Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.

В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета.

Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним.

Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями.

Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

Словесно-логический. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи – они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е.

они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают.

Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление.

Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного. Таким образом, мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдения и тому подобное.

Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности.

Все большее значение приобретает использование накопленного опыта. К 3-5 годам понятие еще опирается на один признак, к 6-7 годам выделяются уже общие, групповые признаки.

Становление высшей нервной деятельности в основном завершается в возрасте 15-17 лет.

Ж.Пиаже выделял следующие этапы развития мышления:

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 167;

Источник: https://studopedia.net/10_46048_v-teoreticheskie-problemi-vozniknoveniya-rechi.html

Статья на тему: "Развитие речи студентов в процессе изучения литературы"

Статья на тему:

«Развитие речи студентов в процессе изучения литературы»

Проблема развития речи студентов имеет большое общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры человека.

Поэтому решение этого вопроса – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы.

Обогащение словарного запаса студентов на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые я пытаюсь решать в своей профессиональной деятельности.

Ведущим принципом организации работы по совершенствованию речевой деятельности у студентов считаю тесную взаимосвязь этой работы с анализом художественного произведения.

Основные направления, используемые в работе по развитию речи студентов:

  1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения.

  2. Обучение студентов различным видам и жанрам монологических и диалогических высказываний.

  3. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи студентов.

Одним из основных приемов, который я использую на уроке по развитию речи студентов, является научный пересказ.

Этот прием позволяет передать содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сопровождается необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев, раскрывает собственную позицию выступающего.

Научный пересказ я использую чаще всего на занятиях по обзорным темам, когда передо мной или выступающим студентом стоит задача познакомить группу с содержанием какого-либо художественного произведения и параллельно дать представление о его идейно-художественных особенностях.

В процессе анализа произведения пересказываются те отрывки, которые детально не разбираются на уроке, но устанавливают между ключевыми эпизодами связи.

После изучения произведения ставлю ряд проблемных вопросов, например:

В чем сила и слабость нигилиста Базарова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Каков смысл названия повести «Собачье сердце»? (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Почему, несмотря на то, что Раскольников убийца, у автора и читателя он вызывает сочувствие? (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »)

Почему, несмотря на симпатию Воланда к Мастеру и Маргарите, он все-таки решает забрать их в потусторонний мир? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Почему Авдий Калистратов сознательно идет на гибель? (по роману Ч.Т.Айтматова «Плаха»).

  • В последние годы применяю на уроках литературы модульную систему.
  • Студентам, прочитавшим полностью художественное произведение, усвоившим его проблематику, стиль, поэтику, предлагаю ответить на вопрос. Например:
  • Проблема отцов и детей в наше время.
  • Роман «Война и мир» у Толстого и на телеэкране.

Изображение сталинских репрессий в романе А. С. Солженицына «Архипелаг Гулаг»

С. А. Есенин в нашем представлении и на телеэкране.

Отражение истории в романах В. Пикуля «Фаворит» и «Каторга».

  1. Часто на уроках литературы ставлю актуальные проблемы, характерные для 19-20-21 веков.
  2. Например:
  3. Что бы сделали вы на месте того или иного героя в данной ситуации?
  4. Как в наше время можно понять философский вопрос, поставленный Горьким: «Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?»
  5. Кого мы называем манкуртом?
  6. Встречали ли вы в своей жизни чеховского Ионыча?

Актуальны ли проблемы, поставленные Л. Н. Толстым, в наше время?

Значительное внимание на уроках литературы уделяю работе по развитию письменной речи студентов. Это, прежде всего, написание аудиторных и домашних сочинений.

Предварительно мы проводим с группой следующую работу: составляем план, обсуждаем и выбираем удачный эпиграф, подбираем текст, формулируем отдельные положения. Обращаемся к различным трактовкам произведения.

На уроках литературы проводятся следующие виды сочинений:

1. Сочинения о литературных героях.

Например: «Маленький человек» в прозе А. П. Чехова».

«Образ женщины в поэзии А. Блока».

«Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза».

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом.

Например: «Какое произведение А. П. Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?»

«Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А. Н. Островского «Гроза».

«Композиционное своеобразие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения.

Например: «Сны героя и их художественные функции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

«Картины московской жизни в изображении М. А. Булгакова» (по роману «Мастер и Маргарита»).

4. Литературные обзоры.

Например: «Судьбы русской деревни в литературе 60 90-х гг. ХХ века».

«Человек и его время в рассказах А. С. Солженицына».

  • Все перечисленные виды сочинений являются результатом прочтения и осмысления литературных произведений.
  • Для развития устной и письменной речи студентов регулярно даю возможность выступать с докладами, участвовать в конференциях, диспутах.
  • Рассмотренные приемы способствуют развитию эмоционально-образной речи студентов, интенсивному обогащению словарного запаса, обогащению речи интонационной выразительностью, прогрессу в общекультурном развитии.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-rechi-studentov-v-processe-izucheniya-literaturi-414029.html

Теоретические проблемы нарушений плавности речи — PDF Скачать Бесплатно

1 Теоретические проблемы нарушений плавности речи

2 MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY Theoretical Issues of Fluency Disorders Edited by Yulia O. Filatova Associate Professor Logopaedics (Speech & Language Therapy) Department Moscow Pedagogical State University Moscow, Russian Federation National Book Centre MOSCOW 2012

3 МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Теоретические проблемы нарушений плавности речи Коллективная монография под редакцией Ю.О. Филатовой МОСКВА 2012

4 ББК 74.3 Т11 Т11 Reviewers: Oganesyan E.V., Doctor of Education, Professor Rau E.Yu., Ph.D. of Education, Professor Theoretical Issues of Fluency Disorders / Edited by Yulia O. Filatova. Moscow: National Book Centre, s.

ISBN Current materials presented in this book reflect a new stage in the development of collaboration of scientists from different countries in the field of the speech and language disorders research, focused on stuttering and cluttering.

The composite monograph includes both the Russian and foreign investigations, which together present a multiparadigmal approach to speech and language mechanisms studying and interpreting. In the pages of this book researchers suggest author s concepts devoted to the problem of fluency disorders mechanisms.

The book is oriented to scientists, clinicians, students, graduates, postgraduate students, and anyone, who has an interest in stuttering and cluttering as a problem. ББК 74.3 All rights reserved.

No part of this publication may be reprinted or reproduced or utilised in any form or by any electronic, mechanical, or other means, now known or hereafter invented, including photocopying and recording, or in any information storage or retrieval system, without written permission of the publisher. ISBN Contributors, 2011 Design National Book Centre, 2012

5 ББК 74.3 Т11 Печатается по решению Ученого совета Московского педагогического государственного университета Рецензенты: Оганесян Е.В., доктор педагогических наук, профессор Рау Е.Ю.

, кандидат педагогических наук, профессор Т11 Теоретические проблемы нарушений плавности речи: Коллективная монография / Под ред. Ю.О. Филатовой. М.: Национальный книжный центр, с.

ISBN Приведенные в книге материалы отражают новый этап в развитии сотрудничества ученых разных стран по проблеме нарушений речи с акцентом на заикание и клаттеринг.

В коллективной монографии сконцентрированы российские и зарубежные исследования, представляющие мультипарадигмальный подход к изучению и трактовке механизмов речи. На страницах книги исследователи высказывают авторские концепции видения проблемы механизмов нарушений плавности речи.

Книга предназначена для научных и практических работников, студентов, аспирантов и докторантов, интересующихся проблемами заикания и клаттеринга. ББК 74.3 Оригинал-макет данного издания является собственностью Национального книжного центра (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено. ISBN ISBN Коллектив авторов, 2011 Оформление. ООО «Национальный книжный центр», 2012

6 The theory is a laconic statement with a body of knowledge holding a predictive capacity F. Bacon

7 Теория это лаконичное изложение из совокупности знаний, обладающей предсказательной способностью Ф. Бэкон

8 Contents Preface 10 1 The System Approach to the Analysis of the Pathogenetic Mechanisms of Stuttering 14 Lidia I. Belyakova 2 Three Views on Stuttering (The Saint-Petersburg school) 34 Viktor A. Kalyagin 3 Childhood Stuttering as the Result of a Minimal Brain Dysfunction (etiology, pathogenesis, treatment) 60 Mikhail I. Lokhov, Yuriy A.

Fesenko 4 Stuttering and Cluttering as Similar Phenomena in Rhythmic Processing Dezorganization Providing Speech Production 72 Yulia O. Filatova 5 The Dual Premotor Model of Stuttering and Cluttering: A Neurological Framework 84 Per A. Alm 6 Dual Diathesis-Stressor Model of Stuttering 94 Edward G. Conture, Tedra A.

Walden 7 An Australian Perspective on Stuttering Theory 128 Ann Packman, Mark Onslow Conclusion 150 Contributing authors 160

9 Содержание Предисловие 11 1 Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания 15 Л.И. Белякова 2 Три взгляда на заикание (Санкт-Петербургская школа) 35 В.А. Калягин 3 Заикание у детей как следствие минимальной дисфункции мозга (этиология, патогенез, лечение) 61 М.И. Лохов, Ю.А.

Фесенко 4 Заикание и клаттеринг как сходные явления в дезорганизации ритмических процессов, обеспечивающих речь 73 Ю.О. Филатова 5 Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга: неврологический аспект 85 П.Э. Элм 6 Двойная диатезо-стрессорная модель заикания 95 Э.Дж. Контур, Т.А.

Валдэн 7 Теории заикания: точка зрения австралийских ученых 129 Э. Пэкман, М. Онслоу Заключение 151 Об aвторах 161

Источник: https://docplayer.ru/43254545-Teoreticheskie-problemy-narusheniy-plavnosti-rechi.html

Проблема культуры речи в современном обществе

Петровская Л. Ю., Никифор Г. Проблема культуры речи в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №12.2. — С. 30-31. — URL https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 22.03.2020).



В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное.

Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни.

Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет.

Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.

Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].

В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].

Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста.

Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни.

Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека.

Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи.

Читайте также:  Психологические тесты - справочник студента

И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения.

Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом.

Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Литература:

  1. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник. М., 2014.
  3. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9–10)
  4. http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazik-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov
  5. http://www.studviles.ru/pveviw/3816813/page:u

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, родной язык, современный язык, друг.

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве.

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культура речи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родного языка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативная лексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Снижается уровень культуры речи современной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31501/

Теоретические проблемы возникновения речи

Сегодня существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи.

Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отноше­нии того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в про­цессе развития человека.

Кажется, что на данный вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Суще­ствуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. К примеру, у де­тей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораз­дельной речи.

Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вер­бальная понятийная речь. Так, в США, в Калифорнии был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, с которым никто не общался с помощью человеческой речи с двухмесячного возраста. Естественно, он не владел речью, и усилия обучить его языку оказались бесполезными.

С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. К примеру, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Более того, предпри­нимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) прими­тивному языку знаков, похожему на язык глухонемых.

Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всœех детей одинаковы.

Причем эта последовательность одинакова у всœех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.

При этом, как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхожде­нии речи не существует. Споры и исследования по данной проблеме продолжаются.

Кроме этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известных из них находится теория научения.

Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам.

Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, вы­сказываний, правил их грамматического построения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всœем ее основным элемен­там, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

При этом данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в ран­нем детстве. Вместе с тем, для развития любых способностей, в т.ч.

и рече­вых, необходимы задатки, которые сами по себе не бывают приобретены в про­цессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не бывают объяснены под­ражанием речи взрослых.

Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей.

По этой причине в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование пра­вильной грамматики речевых высказываний у детей.

Следующей теорией, рассматривающей проблему формирования речи, явля­ется теория специфических задатков. Ее автором является Н. Хомский. Он утверж­дает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфи­ческие задатки к усвоению речи и ее базовых атрибутов.

Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всœего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости).

Данный возраст называ­ется сензитиеным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или во­обще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне чело­веческого общестра, т, е.

не имевшие в данном возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позд­нем возрасте.

Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и» фор­мирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже.

Согласно данной теории, раз­витие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и определœенное сходство.

Оно состоит по сути в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы.

Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, илкмонологом. Монологиче­ской речью является, к примеру, речь оратора, лектора, докладчика и др. Размещено на реф.

рфМоноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е, он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией.

Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологиче­скую, — нужно иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи бывают похожи друг на друга. Так, напри­мер, монолог должна быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к вообра­жаемому оппоненту.

Как диалогическая, так и монологическая речь должна быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновре­менно.

Ребенок прежде всœего учится понимать чужую речь, а потом начинает го­ворить сам. При этом и в более зрелом возрасте люди различаются по степени раз­вития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли.

И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной состоит по сути в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими.

В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в данном есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определœенные преимущества письменной речи перед .устной.

Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всœегда перед нашими глазами. По той же причинœе письменную речь легче пони­мать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи.

Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыс­лей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Вместе с тем, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — усгно.

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинœетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял всœе речевые функции: обозначения, выражения и др.

Размещено на реф.рфСо временем данный вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность.

Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинœе­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи.

Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в ре­зультате несчастного случая или заболевания.

При этом и в данном случае кинœети­ческая речь существенно отличается от кинœетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Существует еще одно общее делœение видов речи на два базовых вида: внут­ренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всœего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обес­печивает взаимосвязь речи и мышления.

Следует отметить, что любой вид речи, в т.ч. устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определœенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения состоит по сути в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определœенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия состоит по сути в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определœенному действию или фор­мируем у слушателœей определœенную точку зрения на что-либо. Как правило, дан­ная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

Физио­логической основой осуществления данной функции речи является особое поло­жение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вы­звать у человека определœенные ощущения, в т.ч. связанные с лечебным эф­фектом. К примеру, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ аст­мы.

С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табако-курения, употребления алкоголя и др.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контак­тов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно дан­ная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения состоит в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

Теоретические проблемы возникновения речи — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Теоретические проблемы возникновения речи» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/366632_teoreticheskie_problemy_vozniknoveniya_rechi

Ссылка на основную публикацию