Современная система отечественного образования — справочник студента

Современная система отечественного образования - Справочник студента

Довольно часто можно встретить споры насчет системы образования в Российской Федерации. Кто-то считает, что образование в стране явно ухудшилось в сравнении с советскими временами. Другие, наоборот, утверждают, что российское образование стало точным и качественным.

Общие сведения

Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Дошкольная.
  2. Начальная.
  3. Основная.
  4. Средняя.

Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:

  1. Средние специальные.
  2. Высшие.
  3. Послевузовское обучение.

Получить образование в России можно несколькими способами:

  1. В учебном заведении (очно, заочно).
  2. Путем самообразования.
  3. Экстернатом.

Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.

Современная система отечественного образования - Справочник студента

Плюсы

Естественно, положительные моменты присутствуют в современной системе отечественного образования.

  • Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.
  • Активная социальная система в школах позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо общаться со старшими. С детьми прорабатываются все коммуникативные навыки.
  • Выпускники российских школ имеют возможность поступить в престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу.
  • Иностранный язык во многих школах начинается изучаться с начальной школы, что является несомненным плюсом для ребенка. Кроме того, в некоторых образовательных учреждениях предусмотрено изучение нескольких иностранных языков для учеников. Это может стать значительным преимуществом в будущем, а также повлиять на карьеру.
  • Изучение информатики также начинается с начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами, интерактивными досками и прочей аппаратурой, через которую ученикам намного проще усваивать материал.
  • Значительный плюс — новая система ведения оценок и контроля за успеваемостью ребенка. Не так давно во многих российских школах появились электронные дневники, которые помогают следить за оценками учеников и учителям, и родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании. Этот принцип исключает нечестность со стороны учеников. Также в электронных дневниках имеется возможность узнавать о ближайших родительских собраниях, а сами родители могут участвовать в школьной жизни, предлагать какие-то идеи и вносить некоторые корректировки в процесс обучения.

Современная система отечественного образования - Справочник студента

Минусы

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

  • Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает свой предмет приоритетным, отчего школьникам бывает сложно вникнуть в темы урока.
  • Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования.
  • Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
  • В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал. В результате чего выпускники не могут найти достойную работу из-за некачественной подготовки по той или иной специальности.
  • В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция. Преподаватели знают, что студентам нужен только документ для пропуска на хорошую должность, поэтому не выдвигают высоких требований для сдачи экзаменов, достаточно только заплатить нужную сумму.
  • Недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний.

Современная система отечественного образования - Справочник студента

Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Уравнение дитеричи - справочник студента

Оценим за полчаса!

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-sovremennogo-rossijskogo-obrazovaniya/

Современная система отечественного образования

Современная система отечественного образования

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье.

С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию».

В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н.

Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания».

В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

  • ФЗ «Об образовании» Статья 8. Понятие системы образования
  • Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
  • преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/08/sovremennaya-sistema-otechestvennogo-obrazovaniya

Особенности отечественного образования

Проблемам современного образования и воспитания посвящены многие статьи, доклады и книги 1-7. В последнее время предпринимаются меры на государственном уровне решить такие важнейшие проблемы путем принятия нового закона об образовании, проект которого сейчас широко обсуждается.

Судя по определению образования, данному в действующем законе «Об образовании» (образование — это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства), процесс образования включает важную составляющую — воспитание.

Хорошее образование может вырасти только на благодатной почве с укрепившимися воспитанием духовно-нравственными ориентирами, сформированными в раннем детстве, и для этого не требуется каких-либо чрезмерно больших усилий от ребенка и любящих его родителей.

Однако в нашей стране вместо такого, проверенного веками сочетания воспитания и образования активно навязывается так называемый «инновационный» подход к начальному образованию — стремление научить ребёнка многому и всему в самом раннем возрасте, несмотря на то, что такой ничем не обоснованный подход может кончиться неудачей или даже трагедией.

С чего же предлагается начать школьное образование? Некоторое время назад в Российской газете в опубликованной статье «Кто первый в первый класс» били представлены вопросы, которые могут задать поступающему в первый класс.

Приведём дословно некоторые из них: «прочитай рассказ или стихотворение (несколько простых предложений) и расскажи, о чём речь; дважды два — четыре?; пересчитай пальцы на руках, на какой больше?». Всё это означает, что дети, поступающие в первый класс, в дошкольном возрасте должны уметь читать, писать, считать, чему в добрые времена учили только в первом классе.

Таким образом ставится заведомо практически неразрешимая задача научить всех и сразу всему без учёта реальных возможностей и физиологических способностей подрастающего ребёнка.

Казалось бы, что плохого в том, что ребёнок научится писать, считать пересказывать в дошкольном возрасте, до семи лет. В действительности это, на первый взгляд, несложная задача вполне под силу лишь немногим наиболее способным детям.

А подавляющая масса детей физиологически не готова к её решению при всём желании самих детей, их учителей, их родителей и некоторых министерских чиновников, и об этом свидетельствует богатый опыт и педагогическая практика, которые вырабатывались в течение многих прошедших столетий. При этом следует учесть, что открытая душа ребёнка легко ранима.

Читайте также:  Методы коллективного решения проблем - справочник студента

Если попытка научить его читать и писать в слишком раннем возрасте кончится неудачей, то он потеряет уверенность в собственных силах, а учитель может ошибочно отнести его к разряду неспособных учиться, или, как сейчас модно говорить, к олигофренам. Школьнику тем самым будет нанесена тяжёлая душевная травма, излечить которую очень трудно, а в ряде случаев и невозможно.

И такой несчастный ребёнок в течение всей учёбы всеми возможными и только ведомому ему одному способами будет уклоняться от занятий, и не испытав радости от познания, придёт к печальному выводу о том, что он способен писать только лишь на заборах и партах. Подобные школьники вступают в конфликт с родителями и учителями, который иногда завершается трагическим исходом.

Чаще всего такие неудачники пополняют многомиллионную армию беспризорных детей, число которых от 730 тыс. (по сведениям Российской газеты) до 6 млн (по данным других газет и журналов).

Многие из закончивших школу попадают без проблем в вузы и скороспелые университеты, которые готовы выдать всем желающим диплом государственного образца, но не готовы дать самые минимальные знания, необходимые высококвалифицированному специалисту, так как такие университеты и вузы не обладают ни материально-технической базой, ни качественным учебно-методическим обеспечением. Большинство подобных новоявленных вузов готовят якобы специалистов в области менеджмента, экономики, предпринимательства, бизнеса и т. п. А будут ли востребованы такие горе-специалисты, вузы не интересует. Для руководства вузов важнее всего деньги, которые платят поступающие в вуз. На платной основе принимают и в государственные вузы, где конкурс также уступает свои права коммерческому подходу. И ректораты вынуждены мириться с этим: на бюджетные деньги, выделяемые государством для оплаты труда преподавателей, трудно обеспечить им достойную жизнь, несмотря на регулярные повышения их заработной платы.

При такой «инновации» отечественного образования, поистине ставшем вовсе не народным, а массовым, конкурс, как естественный процесс отбора наиболее подготовленных и знающих, вытесняется искусственной процедурой составления договора, некой формальной бумаги, в которой прописывается обязательство регулярной платы за обучение. При этом руководители некоторых вузов, свободные от совести, в подобной мутной образовательной среде нечестным путем вылавливают золотую рыбку — извлекают многомиллионную прибыль за счет не всегда богатых родителей, вынужденных платить немалую дань за обучение своего сына либо дочери.

Многие студенты, за обучение которых заплатили родители, нередко вступают в противоречие с преподавателями, пытающимися по старой традиции дать самое дорогое — знания (и таких добросовестных преподавателей немало).

Хотя очевидно, научить студента, не владеющего школьными знаниями, да ещё невоспитанного, невозможно при всем желании и всех стараниях преподавателя. Воспитывать невоспитанных студентов всё равно, что злить проголодавшуюся собаку, а перевоспитывать — задача трудная и неодолимая. Некоторые из таких студентов не могут и не хотят учиться.

Поэтому они пытаются сорвать занятия, иногда организовывают ложные телефонные звонки о террористических актах, на которые оперативно реагируют правоохранительные органы, тут же направляющие своих сотрудников для предотвращения якобы терракта, которые срочно объявляют эвакуацию студентов и преподавателей.

При этом срываются занятия, и так может повториться не один раз в неделю. А вузу предписывается заплатить десятки тысяч рублей за проведённую «успешную» операцию вместо того, чтобы разыскать и наказать злоумышленника.

На эту проблему обучения в вузе, возникшую сравнительно недавно, накладывается и другая, связанная с организацией учебного процесса и учебно-методическим обеспечением. Имеется в виду не расписание занятий, ни аудитории, ни учебники и учебные пособия и т.п.

, а множество бумаг — десятки видов так называемой отчётной документации, которые по предписанию чиновников разных уровней системы образования должны входить в придуманные учебно-методические комплексы и изобретаемые отчёты кафедр, факультетов, институтов.

Подобные бумаги не нужны ни студентам, ни преподавателям, ни учебно-методическому подразделению, но отсутствие их считается нарушением организации учебного процесса.

Некоторые чиновники разного уровня заранее целенаправленно планируют и обеспечивают таким образом объект для контроля преподавателя, факультета и вуза, или, выражаясь современной лексикой, для их надзора.

Слово «надзор», которое почти не сочетается со словами «образование» и «обучение» несколько лет назад внедрено в структуру системы образования якобы для повышения качества образования.

Прошло немного времени и стала выявляться неэффективность работы органа надзора в структуре министерства. По-прежнему некоторые вузы не обеспечивают необходимый для специалистов уровень подготовки, но выдают дипломы государственного образца.

Недавние независимые проверки показали, что за надзирающими чиновниками нужен свой весьма пристальный надзор. Против некоторых активных «надзирателей» были возбуждены уголовные дела.

В Государственной думе Российской Федерации обсуждался вопрос о создании некого независимого контрольного органа, способного отличить качественное образование от некачественного и таким образом поднять упавший уровень подготовки специалистов.

Любому преподавателю, любому студенту понятно, что на всех стадиях обучения, начиная со школьной парты, надзор (или лучше сказать, контроль) играет второстепенную роль.

Очевидно, качество образования зависит, прежде всего, от того, насколько совершенно и современно учебно-методическое обеспечение, включая техническую базу, учебно-методические разработки, учебники и учебные пособия, и вовсе не зависит от того, сколько и какие бумаги должен составить преподаватель для так называемой отчетности. Любая хорошая работа, в том числе творческая работа преподавателя, требует и хорошей оплаты, а чиновники образовательных структур своим директивным бумаготворчеством должны способствовать развитию образования, а не его деградации. Очевидно и другое: с потерей духовно-нравственных ориентиров во всей системе отечественного образования вряд ли удастся повысить его уровень, если только ограничиться новым законом об образовании.

Степан Харланович Карпенков, доктор технических наук, профессор

Примечания

1 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Христианское понимание свободы в современном обществе // Церковь и время, 2010, №2. С. 7-20.

2 Митрополит Волоколамский Иларион. Христианство — религия сильных духом // Церковь и время, 2010, №1. С. 63-74.

3 Карпенков С.Х. Свобода слова и образование // Вузовский вестник, 2010, №10. С. 15.

4 Карпенков С.Х. Кое-что о свободе, или решена ли наукой проблема происхождения человека // Высшее образование сегодня, 2008, №1. С. 23-28.

5 Карпенков С.Х. Образование и развитие через воспитание // Вузовский вестник, 2008,№2. С. 14.

6 Карпенков С.Х. Концепции современного образования. 11-е изд. М.: Кнорус, 2009. 672 с.

7 Карпенков С.Х. Парадоксы современного образования // Русская народная линия. http://www.ruskline.ru, 21. 10. 2010.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2011/10/27/osobennosti_otechestvennogo_obrazovaniya/

Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения

Боброва Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/archive/231/53422/ (дата обращения: 24.03.2020).



Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира.

Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации способствовали незамедлительному «запуску» ряда образовательных реформ в России, на которые современное общество отреагировало неоднозначно.

В данной статье рассматриваются основные проблемы функционирования системы высшего образования РФ и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация.

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства.

Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений.

Кроме того, интеллектуальное развитие социума — это основа модернизации и инновационной деятельности в условиях современной мировой экономики: от того, насколько приблизится уровень высшего образования к современным мировым требованиям и тенденциям, зависит благосостояние общества, стабильность экономики государства и статус внешней политики.

Таким образом, задача совершенствования системы образования государства является одной из наиболее актуальных и приоритетных в современном обществе.

Начало 21 века — важнейший этап на пути модернизации и глобализации в сфере высшего образования: он ознаменован созданием единого пространства высшего образования на основе добровольного сотрудничества европейских стран — подписанием Болонской декларации 1999 г.

Российская Федерация стала участником Болонского процесса в 2003 г., и этот шаг стал основным на пути к созданию новой системы высшего образования, отвечающей всем нормам и стандартам, принятым в европейских странах.

Так, у университетов страны появилась возможность для разработки собственных образовательных программ с учетом требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда: многоуровневость образовательного процесса, его переориентация на формирование необходимых компетенций, обеспечение академической мобильности студентов и др.

В связи с вступлением в новые отношения на международном уровне, система высшего образования в России подверглась ряду кардинальных реформ (двухуровневая система образования, внедрение системы зачетных баллов и т. п.).

Однако, несмотря на кажущуюся перспективность подписания декларации и реформирования образовательной системы, для России произошедшие изменения привели к тому, что к 2018 году фундаментальная наука получила «кричащую» характеристику от группы ученых-академиков: «обезглавленная, умирающая, не способная встретить вызовы современного мира».

В данной работе мы постарались выявить основные проблемы современного высшего образования, требующие применения кардинальных мер.

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и весомыми перспективами для дальнейшего развития. Однако, несмотря на это важное достоинство, в образовательной сфере государства существует ряд серьёзных проблем, решение которых требует «нового взгляда» на модернизацию российского образования.

  1. Вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, Россия (4,1 %) занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных [3].

  1. Низкий уровень практической ценности научной деятельности российских педагогов.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира, Россия (0.806) по данному показателю находится на тридцать втором месте из ста восьмидесяти восьми возможных [3]. Это стало причиной низкого рейтинга российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности.

  1. Отсутствие программы подготовки на английском языке.

Трансакадемичность — главная цель Болонского процесса, в России данное направление совершенно не развито. Уровень преподавания иностранного языка также остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов.

  1. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения.

Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело; специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах: причиной этому является низкий уровень заработной платы.

  1. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое.

Высшее образование в России — скорее, признак «статусности», успешности, престижности (не так редко — способ избежания службы в армии), чем ступень образования и квалификации.

  1. Образование превратилось в «платную услугу».

Бывший Министр образования А. Фурсенко по этому поводу сказал следующее: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом».

То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен: распространились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Слова профессора С. А.

Толкачёва подтверждают плачевность данной ситуации: «Сегодня студенты платят не за то, чтобы учиться, а за то, чтобы НЕ учиться» [4, с. 704].

  • Таким образом, нашему вниманию представляется следующая «картина» высшего образования РФ:
  • ‒ в подавляющем большинстве ВУЗов страны процветает взяточничество, а знания студентов оцениваются, исходя из финансовой составляющей данного вопроса;
  • ‒ основная масса преподавателей не имеет соответствующей подготовки и квалификации, позволяющей вести преподавательскую деятельность — другими словами, педагоги ВУЗов не обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы выпустить высококвалифицированных специалистов по окончанию обучению (данный факт подтверждают результаты проверок Рособнадзора) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);

‒ уровень знаний студентов (по результатам проверок Рособнадзора) твердо установился на указателе «ниже среднего»; так, лучшие Московские университеты (студенты старших курсов) показали следующие результаты исследования: из 345 участников теоретическую часть сдали только 102, практическую часть смогли всего 19 студентов (!) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);

‒ большое количество студентов не работает по выбранной специальности, диплом о высшем образовании нужен им, потому что «так принято»;

‒ высшие учебные заведения страны не имеют «веса» в мировом рейтинге: так, самый главный ВУЗ страны — МГУ им.

Ломоносова занимает в мировом рейтинге вузов «THE 2017» лишь 194 позицию лучших университетов мира, а второй российский вуз по версии «Times Higher Education», Московский физико-технический институт (МФТИ), был включен в промежуток с 251-го по 300-е место рейтинга (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru) и т. п.

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? В данной работе мы выделили следующие:

  1. Внедрение независимой (!) двухступенчатой системы контроля знаний студентов: 1 ступень — после второго курса, 2 — перед получением диплома.
  2. Интернационализация высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов (возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок).
  3. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Ведущими методами обучения должны стать онлайн-курсы, дискуссии, дидактические игры, тренинги и др.
  4. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования.
  5. Корректировка форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения. Эта тенденция имеет системную связь с обновлением кадрового состава инновационного вуза.

Необходимо модифицировать привычную модель лекционно-семинарского обучения, что способствует росту свободы студентов в выборе путей освоения учебного материала в соответствии с образовательными программами; преподаватель будет переориентирован с передачи информации по содержанию учебной дисциплины на активное взаимодействие со студентами, создание условий для их мотивации к самостоятельному поиску и овладению необходимой информацией.

  1. Обновление материально-технической базы высших учебных заведений.
  1. Современная ситуация, характеризующаяся наличием острой конкуренции на международной арене, стремительной модернизацией технологий, экономической нестабильностью, приводит к необходимости организации подготовки стрессоустойчивых и готовых к работе в постоянно меняющихся условиях профессионалов, способных к креативному мышлению и решению сложных задач.
  2. При этом особую роль играет и сохранение эффективных традиций классической модели образования, так как их применение, несомненно, окажет положительное влияние на становление мощной, конкурентоспособной системы российского образования.
  3. Такой вектор усилий позволит России вернуться в число мировых держав, претендующих на роль лидера в глобальном образовательном пространстве в ближайшие десятилетия.
  4. Литература:
  1. Крайник В. Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого, 2015. — № 1а (14), т. 5. — С. 81–85.
  2. Новикова В. М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО Университета, 2012. — № 6. — С. 282–286.
Читайте также:  Психические свойства личности - справочник студента

Источник: https://moluch.ru/archive/231/53422/

Модернизация Российского образования

  • Гоголева Лариса александровна
  • Гоголева Л.А –  учитель-логопед
  •  МБДОУ детский сад «Берёзка»

                                                                                г. Бор Нижегородской области.

                         Модернизация Российского образования

Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых ха­рактеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность полити­ческих, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направ­ленность, содержание, структуру.

В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.

Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностиче­ского характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного соци­ально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.

, а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А.

Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования.

В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

  1. Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:  обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;  обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;  развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;  обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
  2. Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:  создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;  создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;  создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;  создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;  развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
  3. Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;  создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
  4. Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;  условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;  прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
  5. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы  направлена на:
  6. формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;  модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;  создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.
  7. В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:
  8. Развитие профессионального образования;
  9. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
  10. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
  11. Вовлечение молодёжи в социальную практику;
  12. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон «Об образовании», принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям.

Новый закон «Об образовании», прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей.

И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России.

Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом «Об образовании», но и подзаконными нормативными документами (например,  «Типовое положение о ВУЗе» или «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), то сейчас все нормы и положения «собраны» в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

. В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование — если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются.

Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе.

Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования).

То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда «экспериментальных»  в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие «учебное заведение» упразднено — вместо него появилось понятие «образовательная организация»).

Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья).

В новом же законе «Об образовании» программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования.

При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Согласно новому закону «Об образовании» все образовательные организации России обязаны не только создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация, содержащая:

·  данные об образовательной организации (дата создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые образовательные программы и т.д.);

  • ·  отчеты о результатах деятельности;
  • ·  размер и порядок оказания платных услуг;
  • ·  предписания органов госнадзора и отчеты об исполнении предписаний;
  • ·  другие сведения, не относящиеся  к государственной или охраняемой законом тайне.

Исходя из данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить оценку качества деятельности образовательных организаций.

По мнению специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Вместе с тем содержащийся в названных документах гносеологический и аналити­ческий инструментарий и предложенные подходы к выработке стратегии модернизации российского образования представляют собой матрицу для формирования теоретико-ме­тодологической базы ретроспективных исследований. А это, в свою очередь, имманентно предполагает исторический анализ процесса разработки и осуществления стратегий модернизации российского образования.

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovani/

Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования

Рассмотренные системы образования России и Зарубежных стран различаются типами управления, системой образования, построением образовательных программ, а также рядом других особенностей, но при этом имеют сходную структуру, состоящую из трех ступеней: бакалавра, магистра, доктора философии. Каждая из полученных степеней открывает возможности для карьерного роста. Продолжительность обучения на первой ступени занимает три, и только в США четыре года, на второй — год или два, на третьей — три года. В определенной степени это обусловлено Болонским соглашением.

Ни в одной из рассмотренных зарубежных образовательных систем не используется практика применения государственных образовательных стандартов, но, несмотря на это, образовательные программы университетов внутри страны имеют много общих черт, что обусловлено следующими причинами: традициями образования; межвузовским обменом идеями и кадрами; практикой аккредитации вузов, которая осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами.

Отсутствие жестких государственных стандартов позволяет вузам действовать в условиях мобильности, достаточной для нужд современного рынка образования и труда. Широкое использование кредитной системы обеспечивает исключительную гибкость, как самого учебного процесса, так и мобильности студентов при переходе с одной образовательной программы на другую или из одного вуза в другой.[8]

Быстро реагировать на изменяющиеся требования рынка труда позволяет учащимся зарубежных университетов предоставляемый им широкий, по сравнению с требованиями государственных стандартов РФ, выбор дисциплин, который может быть представлен двумя вариантами.

Первый — свободный выбор, дающий студенту возможность выбирать любую дисциплину из естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического циклов или специальную (профессиональную) дисциплину для углубления профессиональных знаний.

Второй — ограниченный выбор, дающий возможность выбирать из определенного перечня дисциплин или областей знания. В этом случае определенные рамки присутствуют, но возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории достаточно широки.

Анализ учебных планов российских вузов показал, что, сохраняя в целом перечень дисциплин, рекомендованных стандартами, многие вузы не считают для себя возможным строго его придерживаться.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью реагировать на изменения рынка труда, а также стремительным развитием научной мысли.

В некоторых случаях вузы отказываются от преподавания отдельных обязательных дисциплин или предельно снижают объем учебной нагрузки на их освоение, вводя при этом не предусмотренные стандартом дисциплины. Введение таких дисциплин направлено на углубление знаний студента с учетом специфики учебного заведения.

Существенным недостатком российских образовательных стандартов, по сравнению с зарубежными образовательными программами, является «многопредметность», снижающая качество фундаментальной подготовки.

Например, в российских вузах учебные планы подготовки бакалавра содержат около 60 дисциплин.

Это в среднем 10 дисциплин в семестр, в то время как в зарубежных вузах в одном семестре изучается не более 5 дисциплин.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о необходимости изменений в структуре государственных образовательных стандартов, так как жесткая регламентация содержания образовательных программ и соотношения дисциплин для обязательного обучения и свободного выбора студентами исключает возможность быстрого реагирования на требования рынка труда и, являются причинами недостаточной конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке образования. [9]

Источник: https://studwood.ru/1759024/pedagogika/sootnoshenie_otechestvennoy_zarubezhnoy_sistem_obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию