- Качественные исследования
- В рамках онлайн-анкетирования актуальными являются два типа анализа данных исследования:
- — социометрия / социометрический анализ и
- — категориальный анализ.
Социометрия / Социометрический анализ
Метод социометрии (от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник; metrim — измерение) как метод анализа данных был разработан в США психологом Дж. Морено в 1934 году. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, внутригрупповые связи и иерархии в малых социальных группах, то есть реально существующих образованиях, где люди собраны вместе и объединены каким-либо общим признаком (например, рабочий коллектив, студенческая группа, и др.).
Социометрия(sociometry) позволяет выявить лидеров и аутсайдеров, измерить авторитет формального и неформального лидеров, определить социально-психологический климат в группе, выявить наличие конфликта, а также ценностные ориентации.
Внимание! Социометрия эффективна в группах численностью не более 30 человек.
Социометрия. Последовательность действий
В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:
1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.
2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе.
Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы.
Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.
3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами.
4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.
На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма.
В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг). Стрелки обозначают взаимную либо одностороннюю симпатию/антипатию.
Социометрия и социограмма. Социграмма позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе.
На основании полученной информации можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п.
При желании можно провести более глубокий анализ и рассчитать специальные индексы — индекс социометрического статуса индивида в группе и индекс групповой сплоченности.
На сегодняшний день социометрический анализ широко применяется в психологии (социальная психология, психотерапия), педагогике, социологии, а также менеджменте и управлении персоналом.
Категориальный анализ/ Метод категоризации
Категориальный анализ или метод категоризации применяется для анализа качественных данных, представленных текстом. Например, ответов на свободные вопросы, где респондент отвечает самостоятельно, формулируя ответ своими словами. В результате использования данного метода можно получить новый массив данных для последующей статистической обработки.
Для качественного выполнения подобного рода анализа необходимо глубоко понимать и разбираться в исследуемой проблеме и ее понятийном аппарате, так как он основан на непосредственной работе с семантикой ответов, то есть значениями слов и словосочетаний. Важным замечанием является необходимость сохранения баланса.
Нельзя сильно упрощать понятия, приводя их к наиболее общим категориям, потому что при этом теряется часть смысла, вложенного в ответ респондентов. Также и наоборот, нельзя составлять слишком узкие категории, содержащие 1-2 понятия, т.к. структура данных остается громоздкой, а ее анализ затруднительным.
Поэтому рассматриваемый метод предполагает в большей степени творческий подход, а не механическую обработку.
- Приведем простой пример.
- Предположим, собраны ответы о причинах неудовлетворенности работой сотрудников какой-либо организации, представленные в следующем виде.
- Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)
Итак, мы видим, что имеются несколько проблемных точек: размер заработной платы, температура в рабочем кабинете, неудобная мебель, некачественная уборка помещений и размер премиальных выплат.
На основе выделенных критериев формируем две обширные категории: финансовые причины и санитарно-гигиенические условия.
В первую категорию включаем все, что связано с заработной платой и премированием, во вторую – недовольство окружающими условиями и материальным обеспечением. Таким образом, получаем следующую классификацию.
Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)
Заметим, что категориальный анализ требует несколько больше времени на свое выполнение, чем статистический. И имеет свои особенности, связанные с анализом большим текстовых массивов. Поэтому для его корректного выполнения и решения исследуемой проблемы необходимы специальные знания и умения. Также вы можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога.
- По вопросам расчета индексов:
- E-mail: manager@anketolog.ru
- Телефон: +7 (383) 203-49-99
- Первая и вторая части статьи «Статистические методы анализа данных для решения практических задач».
- Сохранить
- Сохранить
- Сохранить
- Сохранить
- Сохранить
Источник: https://blog.anketolog.ru/2016/02/analiz-dannyh/
Социометрия для школьников (образец)
Под социометрией обычно понимают социально-психологический тест для определения характера взаимоотношений внутри малой группы.
В его основу заложена социометрия Морено, который считал, что психологическое состояние личности зависит от неформальной структуры отношений в ближайшем окружении – соотношения симпатий и антипатий в группе, частью которой она является.
А значит, определив место конкретного человека в этой системе, можно разобраться в его проблемах.
Метод социометрии можно использовать в самых разных коллективах, в том числе и школьных. Он позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:
- определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
- выявить наличие референтных подгрупп;
- измерить сплоченность группы;
- определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).
Для этого всем членам группы (класса) предлагается выразить на опросном листе свои предпочтения в конкретных ситуациях, которые называются социометрическим критерием.
Выбирая критерий, нужно обращать внимание на его значимость и понятность для анкетируемой группы.
В социометрии применяются два основных типа критериев: коммуникативные (вопросы типа: «Кого бы ты выбрал, если…?») и гностические, позволяющие определить, насколько человек осознает свое положение в измеряемом коллективе («А кто, по-твоему, выбрал бы тебя, если…»).
Если нужно определить иерархию группы, выбираются «ординарные» критерии: «Кого бы ты выбрал капитаном команды КВН?». Чтобы выявить отношения партнерства – «двойные»: «С кем бы ты не пошел в поход?».
По количеству возможных выборов, это могут быть «параметрические» критерии с ограничением числа выборов, и «непараметрические» — без ограничения, когда можно выбрать всех.
Тест социометрия для школьников
Социометрический критерий предлагается всем участникам в качестве письменного или устного вопроса. Для младших школьников социометрия класса должна ориентироваться на учебную деятельность или совместные внеклассные занятия. В частности, здесь предлагается социометрия для 5 класса.
На бланке анкеты нужно напечатать формулировки выбранных критериев и выделить место для ответов.
Пример анкеты:
- Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого из своих одноклассников ты бы взял (а) с собой?
- Кого из своих одноклассников ты бы не взял(а) в новую школу?
Нужно предлагать минимальное количество вопросов, чтобы не затруднять процесс обработки заполненных анкет.
Всем ученикам обследуемого класса даются порядковые номера (можно использовать номера в классном журнале). Список номеров и фамилий можно написать на доске, но если речь идет о пятиклассниках, то лучше раздать им анкеты с готовыми списками.
Как провести социометрию в классе?
Анкетирование в классе проводит, как правило, школьный психолог. Важно, чтобы он пользовался у ребят определенным доверием, так как важно мотивировать их на выполнение этого серьезного дела. Для этого необходимо правильно составить вступительное обращение.
Возможный вариант инструкции:
«Хотите узнать, дружный у вас класс или нет? Вы же любите всякие анкеты! Вот мы с вами сейчас поиграем в социометрию: это такая анкета, в которой нужно будет ответить на несколько вопросов… Чтобы получились правильные результаты, нужно отвечать так, как вы думаете на самом деле… Сначала обязательно подпишите свой листок. Иначе ваши ответы не принесут пользы… А я обещаю, что никому не покажу ваши анкеты. Вы узнаете о результате только, когда я все подсчитаю… Ну, а теперь читайте вопросы и сразу отвечайте. И главное – не подглядывайте!»
Результаты социометрии
После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.
Итоговые числа нужно записать в нижних строках и крайних столбцах справа. По набранному количеству выборов в нижних строках матрицы можно определить лидирующего в классе ученика, или наоборот, аутсайдера (по максимуму отвержений).
Для каждого социометрического критерия составляется своя матрица.
Для дальнейшего анализа рисуется социограмма, на которой все участники опроса изображаются в виде геометрических фигур, соединенных стрелками, символизирующими отрицательные или положительные выборы.
Они могут быть:
- односторонними положительными,
- взаимными положительными,
- односторонними отрицательными,
- взаимными отрицательными.
Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.
На другом полюсе класса находятся отвергаемые, изолированные и игнорируемые ученики. У изолированных нет ни положительных, ни отрицательных выборов. Игнорируемые имеют больше отрицательных, чем положительных выборов; отвергаемые — только отрицательные выборы.
Социометрия для школьников выявляет также «высокостатусных», «среднестатусных» и «низкостатусных» детей в классе, в зависимости от суммы положительных выборов.
Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами». Вся эта информация помогает учителю правильно планировать учебно-воспитательную работу в классе.
О социодраме и социометрии — видео
Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8307-sotsiometriya-dlya-shkolnikov-obrazets.html
Социометрия Морено
«Социометрия» автор Дж. Морено.
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
- а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными.
C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга).
В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом.
Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах.
Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию.
В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
- Возможны три основных способа выбора:
- 1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;
- 2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
- 3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Образец
Бланк социометрического опроса Ф. И. О. _ Класс _ Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих. 1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
|
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Таблица 1 (критерий выбора: 1)
Матрица социометрических положительных выборов
№ | Фамилия, имя, отчество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Александров Паша | 1 | 2 | 3 | |||||||
2 | Иванов Сергей | 1 | 2 | 3 | |||||||
3 | Петров Дима | 2 | 3 | 1 | |||||||
4 | Сарченко Сергей | 2 | 1 | 3 | |||||||
5 | Алферова Ира | 1 | 3 | 2 | |||||||
6 | Володина Галя | 3 | 2 | 1 | |||||||
7 | Ладзина Наташа | 1 | 2 | 3 | |||||||
8 | Ловшина Нина | 1 | 3 | 2 | |||||||
9 | Покровская Алла | 2 | 1 | 3 | |||||||
10 | Самойлова Таня | 2 | 1 | 3 | |||||||
Кол-во выборов (М) | 0 | 4 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 | 1 | |
Кол-во взаимных выборов | 0 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 0 |
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д.
, поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены темным цветом).
Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
- Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
- M__
- C =
- n — 1
- где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
- Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).
Таблица 2
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» | |
«Непринятые» | В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
- Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
- K = _ Общее число сделанных выборов .
- Общее количество испытуемых
- Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
- В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
- «Звезды» – Володина Г.;
- «Предпочитаемые» – Ладзина Н.;
- «Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
- «Непринятые» – нет;
- «Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
Количество взаимных выборов
KB = Общее число выборов
В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы.
На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.
Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.
Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10).
Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице.
Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.
Источник: https://multiurok.ru/files/sotsiomietriia-morieno.html
Социометрия
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора: 2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); 3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. Бланк социометрического опроса
Ф. И. О. Курс (группа, класс, отдел) Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Таблица 1 (критерий выбора: 1)
Матрица социометрических положительных выборов
№ | Фамилия,имя, отчество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Александров Паша | 1 | 2 | 3 | |||||||
2 | Иванов Сергей | 1 | 2 | 3 | |||||||
3 | Петров Дима | 2 | 3 | 1 | |||||||
4 | Сарченко Сергей | 2 | 1 | 3 | |||||||
5 | Алферова Ира | 1 | 3 | 2 | |||||||
6 | Володина Галя | 3 | 2 | 1 | |||||||
7 | Ладзина Наташа | 1 | 2 | 3 | |||||||
8 | Ловшина Нина | 1 | 3 | 2 | |||||||
9 | Покровская Алла | 2 | 1 | 3 | |||||||
10 | Самойлова Таня | 2 | 1 | 3 | |||||||
Кол-во выборов (M) | 4 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 | 1 | ||
Кол-во взаимных выборов | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 0 |
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2). Таблица 2
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» | |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = | Общее число сделанных выборов |
Общее количество испытуемых |
Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
KB = | Количество взаимных выборов |
Общее число выборов |
В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.
Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы. Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.
Источник:
|
Источник: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html
Справка о проведенной диагностики, методика "Социометрия"
- Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 4 классе
- Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение
- эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения следующих задач:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в клаcсе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами;
- Объект психологического анализа: учащиеся четвертых классов.
- Всего в исследовании приняло участие 13 учащихся.
- Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе «ученик-ученик», складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
- Диагностические методики: социометрические исследования.
- Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, которая представлена
более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, школьный класс, трудовой коллектив.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития.
- Результаты:
- Лидеры: Москалева Анжелика, Филиппова Ангелина.
- Предпочитаемые: Абакумова Татьяна, Волкова Анна, Мешкова Александра, Новичкова Александра, Пинчук Полина, Потапов Ю, Филиппова Ангелина, Чичигин Влас, Шевчук Диана.
- Оттесненные: Барашов Сергей, Дегтярев Максим, Демедюк Андре, Першин Эдуард, Печенкина Ксения, Усольцев Иван, Ямолдинов Александр.
- Изолированные: Шелудько Роман, Шрамко, Соляник Елена, Дегтярев Максим.
- Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:
- Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.
Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
- Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
- У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
- Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
- Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
- Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
- Провел:
- Классный руководитель:
Источник: https://infourok.ru/spravka-o-provedennoy-diagnostiki-metodika-sociometriya-686498.html
Социометрия, отчет по результатам исследования
- Ульяновский государственный университет
- факультет гуманитарных наук и социальных технологий
- Выполнила:
- Данюкина Марина
- студентка группы С-21
- отделения социологии
- Преподаватель:
Ефимова О.И.
- г. Ульяновск
- — 1999 —
- Социометрия
- Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе).
В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.
Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).
Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне.
Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс.
А теперь задание: «у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом.
С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!
Обработка результатов:
Взаимный выбор
- Число взаимных выборов: 20
- 1) Хитрова (1) – Белоногова (1);
- 2) Голованова (1) – Артамонова (3);
- 3) Голованова (2) – Колесникова (3);
- 4) Голованова (3) – Альбикова (3);
- 5) Веркина (1) – Биккулова (2);
- 6) Веркина (2) – Нафиева (2);
- 7) Артамонова (1) – Колесникова (2);
- 8) Артамонова (2) – Альбикова (2);
- 9) Янина (1) – Левицкова (1);
- 10) Янина (2) – Попова (2);
- 11) Будаева (1) – Игошина (1);
- 12) Шанин (1) – Гаврильчев (1);
- 13) Карпенко (1) – Головин (1);
- 14) Макарова (3) – Нафиева (1);
- 15) Колесникова (1) – Альбикова (1);
- 16) Нафиева (1) – Биккулова (1);
- 17) Левицкова (2) – Попова (1);
- 20) Уфимов(1) – Улитин (1);
- 21) Ефимова (1) – Андреева (1);
- 22) Андреева (3) – Биккулова (3).
Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера) Рис. 2: Выбор Нафиевой (лидера)
Таблица 1.
(16-17) Лидеры группы: Колесникова
- Алена, Нафиева Эльвира;
- (11-9) Популярные члены группы:
- Артамонова Оля, Голованова
- Люда, Попова Лида, Биккулова
- Женя;
- (1-4) Отверженные члены группы:
- Белоногова Наташа, Головин
- Антон, Игошкина Кристина,
- Карпенко Олег, Хитрова Юля.
- Выводы:
Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, чтов исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком.
В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.
Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Источник: https://mirznanii.com/a/215375/sotsiometriya-otchet-po-rezultatam-issledovaniya
Социометрия
Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
После этого начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию.
В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.
В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
- Возможны три основных способа выбора:
- 1. количество выборов ограничивается 3 – 5;
- 2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасения за отрицательный выбор.
Вашему вниманию предлагается пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию (приложение 1.)
Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика».
Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного.
Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах.
Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми.
Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом. Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса (приложение 2). В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке.
Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет.
Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).
Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).
Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений.
Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.
Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.
Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:
- 1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;
- 2. средний уровень — коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %;
- 3. высокий уровень — коэффициент удовлетворенности 50 – 65%;
4. сверхвысокий уровень — коэффициент удовлетворенности 66% и выше.
Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.
Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.
Источник: http://radugasosch42.narod.ru/sotciometriya.html