Социальные эмоции — справочник студента

Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента

Социальные эмоции и чувства — эмоции и чувства, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.

Кроме социальных эмоций, выделяют природные эмоции (например, адаптивные и заякоренные эмоции), опосредующие взаимодействие человека с природной средой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В опасной ситуации или когда нужно нарубить дрова — человек возбуждается. Когда нужно разобраться с задачей по арифметике — мы вводим себя в спокойное состояние и не дергаемся.

Мы меняем свое функциональное (эмоциональное) состояние, чтобы оно помогало нам в решении жизненных задач.

Социальные эмоции и чувства большей частью — не врожденные, а выученные эмоции, однако некоторая часть эмоциональных реакций, которая имелась у младенцев с рождения, со временем начинает использоваться ребенком для решения задач социального взаимодействия, становятся произвольными и социальными. Взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым, дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что, если не управлять ситуацией, это будут в первую очередь эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего. В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как стеснительность, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть.

Возникновение социальных эмоций описывает теория социального психоанализа эмоций и культурно-историческая теория развития чувств.

Социальные эмоции - Справочник студента Социальные эмоции - Справочник студента Выученные эмоции, чувства и состояния

Выученные эмоции — все те эмоции, которым ребенка (а позже взрослого) научили по имеющимся культурны…

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Техника, формы и организация бухгалтерского учета - справочник студента

Оценим за полчаса!

Социальные эмоции - Справочник студента Культурно-историческая теория развития чувств

Эмоции и чувства детей — продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны:…

Мастерство эмоций ребенка от 3 до 7 лет

Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые н…

Главный секрет всех детей

Эмоции — самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций пон…

Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции (П.Э. Гриффитс)

Одна из самых неотложных проблем философии эмоций и заключается в понимании отношений между базисны…

Эмоции, чувства и состояния детской культуры

Некоторые эмоции можно, хотя и достаточно условно, отнести к врожденным: врожденная реакция страха в…

  • Социальные эмоции

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/socialnye-emocii

Базовые принципы социологии эмоций — лекции на ПостНауке

ВИДЕО Социология эмоций как институционализированная область знаний существует уже больше сорока лет. Она очень интенсивно развивается, но в нашей стране пока еще находится в зачаточном состоянии, поэтому было бы очень продуктивно выделить некие базовые принципы этой субдисциплины в социологии. Речь идет даже не о теоретических положениях, на основе которых можно проводить концептуализации, формулировать гипотезы, а просто о тех принципах, которые фокусируют исследовательский интерес социолога.

Я бы хотела условно разделить их на девять, но это условное количество, потому что можно развивать, дополнять и, может быть, даже сокращать. Тем не менее эти принципы кажутся мне системообразующими: благодаря им и читателю, и социологу станет понятно, в чем заключается эта дисциплина. С одной стороны, проведение дисциплинарных рамок с точки зрения современного научного знания ограничивает специалиста. Но с другой стороны, оно может послужить неким подспорьем в направлении развития социологической оптики по отношению к довольно сложным феноменам.

Социальные эмоции - Справочник студента

Принцип номер один звучит очень просто: нужно изучать социальную природу эмоций. Предметом социологии эмоций, по сути, становятся социально-культурные условия, которые ведут к возникновению разных эмоций.

Эмоции не являются иррациональными автоматическими реакциями, которые возникают произвольно или как реакции на окружающую среду, — в социологии они рассматриваются как реакции именно на социальную среду.

Социально-культурные причины их возникновения можно дифференцировать соответственно тематике социологического знания (например, проблемы социального порядка, проблемы сплоченности). Можно ввести разные факторы — гендер или систему социального неравенства.

Но если мы рассматриваем эмоции как следствие некоторых социально-культурных условий, мы должны сами эмоции в некоторых ситуациях рассматривать и как независимые перемены. Эмоции могут как способствовать социальному порядку, так и разрушать его и противодействовать ему. Дисфункциональные последствия некоторых эмоциональных переживаний, которые тоже нужно учитывать.

Социальные условия порождают определенные эмоции, а с другой стороны, эмоции сами могут обуславливать какие-то процессы.

Для социологии эмоции их содержание очень важно, и здесь мы пользуемся знаниями других дисциплин, прежде всего психологии, истории, антропологии и нейрофизиологии. Для социолога важно то, насколько исследование эмоций проясняет происходящее в разных сферах общества.

Поэтому социология эмоций развивается именно как знание об эмоциях в разных институциональных социальных контекстах: в спорте, здравоохранении, науке.

Второй принцип я бы условно назвала метафорически — микро-макро. Дело в том, что эмоции — это очень сложный, но при этом замечательный феномен, который связывает человека с миром культуры и социальной структуры. В современной социологии эмоций эмоции служат основой концептуализации такой связи.

Как человек ведет себя в соответствии с требованиями социального порядка? Существует целый спектр теорий, которые могут прояснить, как человек эмоционально становится привержен социальному порядку. Они рассматривают все — от простейших норм этикета до социальных структур и общества в целом.

Я уже не говорю о том, что люди любят свою нацию и свое государство, являются их частью и переживают, если эта связь обрывается или модифицируется. Поэтому эмоции в социологии изучаются не только на микроуровне обмена эмоциями между индивидами и роли эмоций в действиях, но и на уровне всего общества.

Мы не должны упускать макроявления, потому что они тоже имеют эмоциональные измерения.

Третий принцип гласит, что эмоции в социологии нужно изучать как сложные многокомпонентные феномены. Социологи придерживаются традиции рассмотрения эмоций как состоящих как минимум из четырех компонентов.

Первый — это физиологическая реакция, которая, как правило, сопровождает эмоцию (например, экспрессивная мимика, то есть выражение лица, которое соответствует эмоции).

Другие компоненты напрямую имеют отношение к социальному взаимодействию: мгновенная оценка ситуации как некая вспышка, краткосрочная или длительная, а также культурные дефиниции или лингвистические обозначения самой эмоции.

Сложность эмоций заключается не только в их многокомпонентности — она дает социологам карт-бланш в исследовании социальных компонентов эмоций, — но и в том, что эмоции указывают на довольно серьезные культурные различия в понимании, переживании эмоций, в тех правилах, согласно которым этими эмоциями люди управляют в той или иной культуре.

Социальные эмоции - Справочник студентаFAQ: Политическая теория эмоций

Четвертый следует из предыдущего, потому что здесь ставится вопрос о классификации эмоций, о том, какие эмоции существуют и сколько их. Для социолога здесь стоит вопрос о том, что он исследует. Поэтому социологи могут пользоваться разными классификациями, большими или упрощенными.

Совершенно очевидна тенденция, заключающаяся в отказе от простейших классификаций (например, это деление эмоций на позитивные и негативные, базовые и небазовые) и в движении к более сложным классификациям, которые раскладывают человеческий опыт на различные эмоциональные состояния.

Пятый принцип в каком-то смысле обобщает все вышесказанное и подчеркивает социологическую проблематику в исследовании эмоций. Он гласит, что эмоции нужно изучать как исторически изменчивые явления, потому что складывается впечатление, что наши эмоции — это нечто универсальное, то, что все переживают.

Тот же страх, например, как генетически данная нам эмоция будет всегда одинаков.

Социологи как раз выступают за обратное: может быть, так и есть, но социальный мир каким-то образом фильтрует эту эмоцию, преображает ее, и человек боится не просто того, чего боялись люди всегда, а каких-то вещей, которые рождаются в его социальном мире.

В соответствии с этим выработан шестой принцип: нужно изучать эмоциональную работу, то есть количество усилий, которые тратит человек, чтобы управлять своими чувствами в соответствии с нормами, принятыми в культуре.

Дело в том, что существует расхождение между теми чувствами, которые реально переживает человек, и теми чувствами, которые он показывает.

Социологи занимаются не просто этим процессом самим по себе, но и социальными условиями, которые толкают человека на то, чтобы управлять этим расхождением.

Поэтому дальше мы можем сказать, что эмоциональная работа неотделима от процесса построения собственной идентичности — это будет седьмой принцип. Естественно, эмоциональную работу нужно рассматривать в соответствии с тем, как человек себя понимает.

Тогда и сами эмоции станут более явными, и мы с помощью эмоций поймем, как человек к себе относится и как он строит свой образ.

Я бы сказала, что нужно изучать эмоциональную работу в некоем триединстве, как совокупность работы с идентичностью, работы с эмоциями и некой телесной работы, неотделимой в силу того, что эмоции имеют физиологические компоненты.

Восьмой принцип я бы назвала исследовательским. На основании многокомпонентности и сложности эмоций социологи сталкиваются с довольно серьезной проблемой того, как и что можно использовать при исследовании эмоциональных явлений. Здесь совершенно четко наметилась стратегия комбинирования методов.

Изучать эмоции только через интервью было бы непродуктивно: мы узнаем только то, что человек хочет о себе сказать, но не узнаем, что он реально переживает.

У них просто нет выхода: либо комбинировать методы, либо говорить о каких-то ограничениях своего подхода, о том, что мы узнаем либо понимание эмоций в культуре, либо те нормы, которыми руководствуется человек, но можем не знать, что реально он переживает.

Поэтому социологи изучают эмоции не только с помощью интервью или большого количественного опроса, но и через тексты, те нарративы относительно чувств, которые в социальных сетях присутствуют.

Качественные методы дополняют количественными, изобретают новые приемы, задействуют целый багаж психологических методов, которые помогают распознать, что реально чувствует человек.

Даже социологи сейчас используют техническую аппаратуру, чтобы фиксировать, например, выражение лица и как-то совмещать его с тем, что человек говорит.

Девятый принцип я бы назвала этическим. Поскольку социологи погрузились в исследования чувств человека, они вторгаются не просто в его приватную, довольно институционализированную сферу жизни, но и еще глубже, в интимную сферу. Они побуждают его рассказывать или размышлять об этой сфере жизни.

Уже началась выработка некоторых профессионально-этических правил, чтобы в процессе интервью или исследования не навредить человеку, который рассказывает о своих чувствах, не вызвать у него болезненных переживаний.

Более того, такому выгоранию подвержены не только сами информанты или респонденты, участвующие в исследованиях, но и сам социолог, которому нужно иметь квалификацию, чтобы самому работать со своими чувствами.

Поэтому даже в ситуации интервью социолог должен виртуозно отслеживать происходящее и иметь соответствующую квалификацию, чтобы не навредить ни себе, ни участникам исследования.

Социальные эмоции - Справочник студентаИсследования понимания своих эмоций

Пожалуй, здесь можно остановиться на перечислении базовых принципов. Теоретический синтез, чтобы наполнить их в социологии, сейчас осуществляется. Уже предложены некие синтетические подходы к изучению эмоций, которые дают возможность все эти принципы совместить и реализовать, имея целью построить некую формальную общеразделяемую теорию эмоций в социологии.

Источник: https://postnauka.ru/video/82263

Социально-эмоциональное обучение. Новая технология?

Социальные эмоции - Справочник студента

В последние годы научно-педагогическая общественность России всё больше придаёт значение технологии социально-эмоционального обучения (SEL). Проводятся научно-практические конференции на эту тему, приглашаются зарубежные специалисты для проведения семинаров. мастер-классов и тренингов. Безусловно, даже само название вызовет интерес учителей-практиков. И, конечно же, интересуют особенности и актуальность данной технологии.

что означает СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОе ОБУЧЕНИе?

Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих  сложных жизненных ситуаций,

Если коротко, это касается формированиянавыков управления собой, позитивного отношения к другим и принятия ответственных решений.

КЛЮЧЕВЫЕ направления формирования СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Социальные эмоции - Справочник студента

Один из создателей SEL Давиде Антоньяцца выделяет  пять взаимосвязанных наборов когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций, и они объединяются в пять ключевых областей социальных и эмоциональных навыков.

Читайте также:  Экспериментально-генетический метод - справочник студента
Самосознание Идентификация и распознавание эмоций
Точное самовосприятие
Признавая сильные стороны, потребности и ценности
Самоэффективность
Духовность
Общественное признание Перспектива
сопереживание
Признание разнообразия
Уважение к другим
Самоуправление

Основные ПРИНЦИПЫ социально-эмоционального обучения

Обычно рассматриваются четыре ключевых принципа.

Принцип 1:  Основополагющие ценности лежат в основе данной технологии, поскольку они формируют линию поведения ученика. Разработка комплекса действий без обоснования ценностей приведет к несогласованности по назначению и поведению, действиям.

Принцип 2. Социальные и эмоциональные навыки должны преподаваться учащимся, чтобы они умели ими адекватно распоряжаться. Эти навыки помогут им решать будущие задачи. Пять ключевых областей навыков:

  • самосознание,
  • социальная осведомленность,
  • самоуправление,
  • управление взаимоотношениями
  • ответственное принятие решений.

Обучение учеников социальным и эмоциональным навыкам может быть явным, путём специальных уроков и бесед, или скрытым — через обучаемые моменты, моделирование поведенческих, нравственных и проблемных, ситуаций.

Принцип 3: Школы играют важную роль в обучении социальным и эмоциональным навыкам, потому что руководители школ и учителя могут и должны являться серьёзными образцами для подражания. Кроме того, школьная среда является важным средством обучения учеников, площадкой формирования социальных и эмоциональных навыков.

Принцип 4: Дети, обладающие социальными и эмоциональными навыками, привязанные к разумным ценностям, смогут продемонстрировать хороший, сформированный характер и чётко выраженную гражданскую позицию.

ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ SEL

Через технологию социально-эмоционального обучения ученики приобретают навыки, знания и линию поведения, чтобы эффективно управлять собой.

 Ученики готовы к формированию адекватных отношений с другими и принимать ответственные решения, необходимые для личного и социального благополучия.

 Исследования показывают прочную связь между результатами SEL и учениками в области интеллекта, развития, формирования характера, успеваемости в школе, успехе в карьере и гражданской ответственности.

SEL — важная часть воспитания и обучения, чтобы подготовить учеников к жизни и подготовке к взрослой жизни в 21 веке.

SEL И образовательная среда

Технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды. Ключевым фактором такой среды является доверительные отношения между учителем и учеником. Там, где существуют такие  отношения со своими учителями, ученики видят и понимают, что их уважают, поддерживают и ценят их как личности.

Безусловно, позитивные отношения между учителем и учеником способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности.

Формирование социальной и эмоциональной компетентности вместе с позитивными и поддерживающими отношениями в школьном сообществе, способствуют поддержке со стороны учителя и повышению мотивации учащихся и успехов в школе.

Источник: http://didaktor.ru/socialno-emocionalnoe-obuchenie-novaya-texnologiya/

Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов

Skip to contentСоциальные эмоции - Справочник студента

// Инновационные образовательные технологии, 2007. – № 1 (9). – С. 92–95.

В статье представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и его составляющих с основными показателями социально-психологической адаптации студентов. В ходе анализа эмпирических данных выделены группы испытуемых с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта. Охарактеризованы особенности их адаптации.Постановка проблемы.

Понятие «эмоциональный интеллект» относится к той области исследований, в которой неоднократно совершается попытка научными средствами ответить на вопрос: «Что детерминирует успех жизнедеятельности человека ?»

Учёные, изучающие проблему эмоционального интеллекта в контексте поставленного вопроса, исследовали данный конструкт: как основу успешности жизнедеятельности человека (А.

Чоботарь, 1999), значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности (И. Андреева, 2003), роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д. Люсин, 2004; Е. Власова, 2005; М. Манойлова, 2006), влияние эмоционального интеллекта на формирование и проявление лидерских качеств (Д.

Гоулман, 2005), функциональные характеристики эмоционального интеллекта (Э. Носенко, Н. Коврига, 2003).

Анализ теоретических воззрений высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Также, в данной работе, мы основывались на положении о свойственности эмоциональному интеллекту стрессозащитной и адаптивной функций [1].

Цель работы – изучение характеристик эмоционального интеллекта, влияющих на показатели адаптированности студентов.

Поскольку в качестве основных критериев процесса социально-психологической адаптации выделяют внутренние (наличие и характер эмоциональных переживаний) и внешние признаки (особенности формирования системы взаимоотношений с окружающими), основными показателями адаптированности были определены: 1) уровень эмоциональной комфортности; 2) «принятие» как стержневая характеристика системы отношений личности к себе и другим [2].

Методика и организация исследования. В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл), методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К.

Роджерс, Р. Даймонд), «Четырёхмодальностный тест-опросник эмоциональности» (Л. Рабинович), самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. Ильин), методика «Эмоциональная направленность» (Б.

Додонов).

В качестве испытуемых были задействованы студенты 1-го курса исторического (35 юношей и 25 девушек) и психолого-педагогического (15 юношей и 25 девушек) факультетов Черниговского государственного педагогического университета.

Источник: https://andreeva.by/rol-emocionalnogo-intellekta-v-processe-socialno-psixologicheskoj-adaptacii-studentov.html

Социально — эмоциональное обучение

Методика / 08.03.2016 /

Социальные эмоции - Справочник студента

Дети, которых мы воспитываем и обучаем, живут и развиваются в культуре, отличной от условий нашего детства. В последние несколько десятилетий произошли существенные изменения в социальных условиях и в связанных с ними потребностях молодых людей.

Школа и семья должны помочь детям справиться с возникающими задачами в стремительно развивающемся мире.

Чтобы быть успешным в школе и в жизни, дети должны не только освоить учебную программу, но также научиться быть ответственным, проявлять заботу, уметь справляться с возникающими трудностями, уметь управлять и использовать эмоции, знать, как сохранять здоровье.

Обладая подобными навыками, дети смогут реализовать свой потенциал, найти интересное занятие, которое станет их профессией и внести вклад в развитие страны и общества. В последнее время наблюдается растущий интерес к социально – эмоциональному обучению детей (Elias et al., 2003).

В мире укрепляется позиция образования: школы двадцать первого века должны предлагать нечто большее, чем только академическое образование для развития у детей успеха в школе и в жизни.

Что такое социально — эмоциональное обучение?

Социально-эмоциональное обучение базируется на теории развития эмоционального интеллекта. В образовании и воспитании эмоциональный интеллект учитывает сложное взаимодействие эмоций и познания, запоминания и понимания в процессе обучения.

Социально-эмоциональное обучение – это процесс, с помощью которого дети и взрослые получают и эффективно применяют знания и навыки, необходимые для понимания и управления эмоциями, ставят и достигают позитивные цели, ощущают и проявляют эмпатию к другим, устанавливают и поддерживают положительные взаимоотношения и принимают ответственные решения.

  • Идентификация и понимание своих эмоций (понимание себя): способность точно определять свои собственные эмоции и мысли и их влияние на поведение. Это включает определение собственных сильных сторон и ограничений, обладание обоснованной уверенностью в себе.
  • Управление своими эмоциями и управление собой (самоуправление): способность эффективно регулировать свои собственные эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Это включает управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий в достижении личных и учебных целей.
  • Идентификация и понимание эмоций других людей (социальные навыки): способность понимать различия и проникаться чувствами др. людей из различных сообществ, с различным происхождением, культурами, понимать социальные и этические нормы поведения, ценить и применять ресурсы и поддержку семьи, школы и местного сообщества.
  • Навыки установления и поддержания взаимоотношений — управление своими эмоциями и эмоциями других людей: способность устанавливать и поддерживать здоровые, основанные на взаимной поддержке отношения с различными людьми и группами. Это включает активное слушание, сотрудничество, умение избегать негативное социальное влияние, навыки по конструктивному ведению диалога в конфликте и знания о том, как и когда оказать помощь при необходимости.
  • Ответственное принятие решений (навыки использования эмоций): способность принимать конструктивные решения, уважительно относиться у интересам других людей в контексте личного поведения и социальных взаимодействий. Совершать поступки с учетом этических стандартов, заботы о безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя самого и других.

Обладая такими навыками, молодые люди более вероятно, будут принимать здравые и ответственные решения, основанные на доброте и заботе. Кроме того, они будут избегать поведения, которое влечет негативные последствия, такое как насилие, наркомания (Elias et al., 1997; Greenberg et al., 2003).

Развитие социальных и эмоциональных навыков, похоже на другие аспекты академического образования тем, что первоначальные знания развиваются со временем, дети становятся способными решать все более сложные задачи общения со сверстниками и взрослыми.

Этот результат лучше всего достигается путем постоянного, систематического и скоординированного осуществления социального и эмоционального обучения в семье и в школе, начиная с подготовительного класса (или раньше – с детского сада) и продолжая в средней школе.

Как социальное и эмоциональное обучение влияет на успех в учебе?

Обучение – это не просто познавательный процесс. Напротив, обучение тесно связано с социальными и эмоциональными потребностями учеников.

Современные исследования показали:

  • Наши эмоции управляют процессом распределения внимания, обучения и памяти (LeDoux, 2000).
  • Ученики отвлекаются на преодоление эмоций, которые мешают обучению, что может затруднить выполнение простых учебных заданий, таких как понимание объяснений учителя, выполнение заданий (Zins, Weissberg, Wang, & Walberg, 2004).
  • Социально-эмоциональное образование влияет на мотивационные, поведенческие аспекты деятельности и показатели академической успеваемости (Caprara, Barbaranelli, Pastorelli, Bandura, & Zimbardo, 2000; Zins et al., 2004).
  • Ученики, обучающиеся по программе социально-эмоционального обучения, значительно чаще посещают школу, с меньшей вероятностью привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушения правопорядка, и получают более высокие оценки. Умеют решать проблемы, преодолевать препятствия и принимать ответственные решения в учебе и в социальном взаимодействии (Hoagwood et al., 2007).
  • Социально-эмоциональное обучение влияет на когнитивные функции, такие как: управление эмоциями и планирование, которые являются результатом регуляции когнитивно-аффективной сферы префронтальной коры (Riggs, Greenberg, Kusche, & Pentz, 2006).

Социально-эмоциональное обучение развивает потенциал детей. Вместо того, чтобы давать детям определенный набор предпочитаемых атрибутов поведения, лучшим способом формирования потенциала ребенка может быть преподавание эмоциональной грамотности, развитие социальной компетентности и ответственного поведения.

Соответствующее поведение проявляется в результате лучшего понимания учениками себя и окружающих и реализации дружественных отношений в классе и ближайшем окружении каждого ученика.

По мнению М. Брэкетта, директора центра развития эмоционального интеллекта Йельского университета: » Поколение детей, выросшее в среде «эмоционально-интеллектуальной культуры», которые получают новые знания наиболее творческим способом, может сделать мир более приятным для жизни местом.»

  • Татьяна Киселева — PhD, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК
  • «Эмоционально — социальное образование — практика применения» — практический курс Да́виде Антоньяцца (Davide Antognazza), эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей

Источник: https://eikids.ru/baza-znanij/metodica/sotsialno-emotsionalnoe-obuchenie.html

В российских школах внедряется эмоциональное обучение детей

В России при поддержке Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) начинается внедрение технологий социально-эмоционального обучения (Social Emotional Learning, SEL) в образовательные организации.

Проект реализуется на основе методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Учителя из 140 школ 5-ти регионов страны станут участниками образовательного проекта «555» и пройдут курсы повышения квалификации, около 1500 детей будут обучены по базовому курсу «Краски Эмоций».

Социальные эмоции - Справочник студента

Социально-эмоциональное обучение во всем мире становится все более и более востребованным, поскольку во многом способствует формированию «навыков будущего».

Исследования по академическому, социальному и эмоциональному развитию и обучению (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning – CASEL, США) показывают, что 83% детей, обучающихся по программе с применением технологии SEL, достигают высоких результатов в учебе. 

На крупнейшем мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills Competition, который стартовал в октябре 2017 года в Абу-Даби (ОАЭ) в докладе Global Education Futures и WorldSkills Russia отмечается, что в скором будущем будут возникать новые сферы деятельности, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека.

И эти сферы требуют навыков, которые не были нужны при выполнении рутинных физических или интеллектуальных задач. Проблема, которую предстоит решать, не ограничивается определением нового набора грамотностей или обновлением передаваемых знаний.

Экономическая и социальная трансформация требует, чтобы мы пересмотрели всю логику образовательной модели.

Образовательный проект «555» — это лидерский проект автора методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктории Шиманской по внедрению практик социально-эмоционального обучения.

Новый подход позволит решить сразу несколько задач в воспитании и образовании детей – дети будут понимать себя, свои эмоции и потребности, спокойно и конструктивно воспринимать критику, понимать эмоции и потребности окружающих, а также причины их возникновения, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими и, одно из самых важных, легче и эффективнее воспринимать новую информацию, осваивать любой образовательный  материал. Также благодаря новым формам обучения у педагогов появится возможность эффективно работать над повышением самооценки детей, улучшением их социализации, повышением мотивации к учебе и познанию и  снижением конфликтности.

«На сегодняшний день доказано, что эмоциональный интеллект влияет на развитие ребенка, его успеваемость, взаимодействие с окружающим миром. Поэтому реализация данного проекта так важна для обучения современных детей.

Сейчас внедрение программы развития эмоционального интеллекта в образовательные учреждения является добровольным шагом.

Однако мы уверены, что в ближайшие несколько лет вопрос развития эмоционального интеллекта будет актуален для всех профессионалов области образования», – отмечает Виктория Шиманская.

«Проект «555» будет реализован в пяти регионах России. В Воронежской и Пензенской областях проект уже идет.

В каждом из регионов будет определено более пяти образовательных учреждений, педагоги которых пройдут курсы повышения квалификации и обучение по ведению занятий на основе новой программы «Краски эмоций» (базовый курс для развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет «Академии Монсиков»).

По итогам обучения каждый педагог проведет 11 занятий с детьми в группах по 10-12 детей. Также по итогам каждого занятия педагоги вместе со специалистами «Академии Монсиков» смогут корректировать программы в зависимости от динамики в группах», — рассказывает о ходе проекта директор по развитию компании «Монсики» Андрей Давидюк.  

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/v-rossijskih-skolah-vnedraetsa-emocionalnoe-obucenie-detej

Социально-эмоциональное обучение: что это и почему полезно

Страницы газет пестрят историями о подростковой жестокости: пермские ученики напали с ножом на одноклассников; вологодский школьник избил мать, врачи диагностировали у женщины черепно-мозговую травму; в Стерлитамаке подростка, напавшего с ножом на учителя, отправили на принудительное лечение. Такие инциденты влекут за собой судебные разбирательства, усиленную работу школьных психологов, консультирование детей и родителей. Но можно ли избежать трагедий?

Педагоги и психологи полагают, что развитый эмоциональный интеллект — способность понимать как свои эмоции, так и окружающих, эмоционально адаптироваться к изменяющейся среде — способен помочь социальному благополучию. Так, люди с недостаточным самоконтролем, пребывающие во власти порывов, легко отступают от принципов морали. Но эмпатичные способны вести себя просоциально, улавливать и понимать эмоции других людей.

Читайте также:  Винт - справочник студента

Заинтересованность в развитии эмоционального интеллекта (ЭИ) детей наблюдается как со стороны государств, так и со стороны родителей.

Программы, нацеленные на его развитие у школьников, уже действуют в Италии и Швейцарии, активно работают в этом направлении США, Великобритания, Израиль и другие страны.

 Появляются специализированные центры дополнительного образования, все больше частных образовательных учреждений внедряют программы по развитию ЭИ в основную сетку расписаний как отдельный предмет или дополнение к традиционным школьным дисциплинам, например, литературе.

По мнению Давиде Антоньяцца, профессора Университета прикладных наук Швейцарии и сторонника школьных реформ, эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет.

Обучение социальным и эмоциональным навыкам, создание поддерживающей учебной среды в краткосрочной перспективе дает большую социальную и эмоциональную компетентность, приверженность школе. В долгосрочной — больший успех в учебе, на работе и в жизни.

О системе социально-эмоционального обучения

Исследования, проведенные в начальных школах Локарно (Швейцария), показали, что такие социально-эмоциональные навыки, как распознавание собственных эмоций и учет их влияния на поведение, помогают ученикам добиться успеха даже в математике.

Волнение, «математическая тревога» негативно влияют на когнитивные стратегии и рабочую память. Ученики боятся совершить ошибку, воспринимают задачу как более сложную. Спокойствие ведет к медленному прогрессу.

А за учительским поощрением следует эмоциональная активация класса.

В основе системы социально-эмоционального обучения (СЭО) лежит признание того факта, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном), так и в эмоциональном ключе. Для процесса познания важны оба направления. И оба следует активно использовать в образовании.

Пока в школах акцент делается лишь на рациональном, но, по данным международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект», среди эффектов от программ по развитию ЭИ можно назвать улучшение атмосферы в классе, спад заболеваемости, улучшение отношений между родителями и детьми, социально-эмоциональных навыков, отношения к себе, к другим, к школе, хорошее поведение в классе, 11-процентное повышение успеваемости по результатам стандартизированных тестов. Кроме того, риск эмоционального истощения и выгорания снижается.

Но как оценить ЭИ? Объективность такого рода измерений — главная проблема.

Сегодня тест IE-ACCME позволяет измерить метаэмоциональный интеллект подростков (феномен, объединяющий когнитивные способности к переработке информации, полученной от эмоций, и самооценку этих способностей).

Методика создана на основе модели Мэйера и Сэловея (1997 год) и может быть использована в качестве как отчета о самооценке, так и показателя уровня эмоционального интеллекта.

Тест показывает высокую степень надежности, но необходимо учитывать возрастные и гендерные различия в баллах при измерении ЭИ. При этом уже само проведение такой работы положит начало плодотворному обсуждению с подростками того, как они воспринимают, используют, понимают и контролируют эмоции.

Выделяют 4 основных компетентности социально-эмоционального обучения:

  1. Понимание себя и других, которое подразумевает умение точно оценивать собственные чувства, управлять ими, способность сопереживать другим людям.
  2. Положительные установки и ценности, способствующие социальному единству и не нарушающие права других людей.
  3. Ответственное принятие решений, что включает в себя умение ставить социально полезные и реалистичные цели, участие в их достижении.
  4. Навыки социального взаимодействия: мирное решение конфликтов, гибкость, умение сотрудничать, выражать точку зрения в понятной и приемлемой форме.

Роль школы

Если вы попросите подростков одним словом описать свои чувства от посещения школы, самым распространенным рискует стать «скучно». Опросы аналитической компании Gallup показали, что менее трети старшеклассников чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс.

Давление при поступлении в вуз, стандартизированное тестирование, жесткие рамки учебных программ, большие классы, непомерная нагрузка на учителей — все это способно создать впечатление, что школьники и преподаватели вовлечены в игру, в которую никто не хочет играть.

 

Интерес — главная эмоция при работе с подростками. Нужно не давить, а увлечь. Когда у нас общие ценности и интересы, процесс обучения идет эффективнее. Сегодня искреннюю заинтересованность дети проявляют на школьной периферии: на факультативах, в театральных кружках, дискуссионных клубах и других внешкольных программах.

Люди тысячелетиями используют нарратив, прямые инструкции и моделирование (от религии до басен Эзопа), для того чтобы показать детям ценность эмоциональной саморегуляции, планирования и предусмотрительности, а также сотрудничества и сочувствия. В контексте урока при формировании социально-эмоциональных компетенций хорошо зарекомендовали себя следующие методы:

1. Метод вопросов, направленных на осознание собственных эмоций, понимание их причин и последствий. Здесь же обсуждаются мысли, намерения и чувства другого человека.  

Например, при разборе «Муму» можно спросить: «Что вы почувствовали, когда узнали об этой ситуации? Как вы думаете, что чувствует герой? Давайте послушаем, что сделал герой…»

2. Метод аффективной индукции, заключающийся в описании героя, попавшего в трудную ситуацию. Он побуждает детей проявлять сочувствие.

Можно использовать этот метод, например, знакомя класс с историей костромского крестьянина Ивана Сусанина.

3. Метод моделирования, когда герои получают положительную оценку за просоциальное поведение. Через идентификацию с ними дети усваивают образцы поведения.

Школьники также могут формировать просоциальное поведение через благодарность и уважительное отношение. Например, написав письма родителям, бабушкам и дедушкам со словами признательности за уроки игры в шашки, за поездку на море, за добрые слова или вкусные завтраки. Эмпирические исследования показывают, что более активную социальную позицию занимают именно благодарные дети.

4. Метод социальных проблемных ситуаций предполагает, что с детьми сначала обсуждаются эмоциональные переживания героя, потом находится способ решения проблемы.

5. Визуальные методы формируют способность распознавать эмоциональные состояния других людей. При этом можно обсуждать репродукции, кадры кинофильмов не только в стенах школы, но и на выставках. Например, «Тройка» Перова — прекрасный повод посетить Третьяковскую галерею и проявить сочувствие к тяжелой судьбе изображенных на картине детей.

6. Ролевые игры, позволяющие детям «прожить» переживания другого человека, отработать навыки эмоциональной поддержки. 

Можно предложить ученикам представить себя на месте своих мам и пап, попросить объяснить, что у них есть все основания гордиться своим ребенком.

Учителям нужна возможность не просто знакомить детей с учебником, но и вовлекать школьников в настоящую полевую работу, проектную деятельность. Наконец, учителям нужны родители, которые спрашивают: «Что интересует моего ребенка?» – а не только, сколько баллов он получил за тест.

При этом обучать эмоциональному интеллекту должны педагоги, которые сами владеют развитым ЭИ. А ведь учителей десятилетиями ориентировали прежде всего на показатели успеваемости.

Практика показывает, что для образования педагогов наиболее эффективны форматы сессий, онлайн-обучения, выездов для обмена международным опытом.

Говоря о важности эмоционального интеллекта для учителей, нельзя не отметить, что преподаватели с развитым ЭИ лучше справляются со стрессами и менее подвержены профессиональному выгоранию.

Роль семьи 

Американские ученые, около 50 лет назад начав изучать российскую психологию, отмечали особо уважительное отношение к ребенку. Дети имеют право на целостность психического здоровья и соответствующую среду, которая может это обеспечить. Это вопрос социальной справедливости.

Любые родители желают счастья и успеха своим детям. Даже не зная об эмоциональном интеллекте, движимые одной любовью, они способны сделать очень многое для всестороннего развития ребенка. Долгое время социально-эмоциональные компоненты были встроены в содержание таких областей, как литература и история.

Обучение нормам поведения не имело под собой научного обоснования. На сегодняшний день социологами и педагогами разработаны комплексные программы для родителей, основанные на СЭО.

Это и совместное ведение дневника, где подводится эмоциональный итог дня, и просветительские лекции, и творческие лаборатории, семейные театр и танцы.

В идеале в процессе создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды должны участвовать все три стороны: дети, родители и образовательные учреждения. Вовлечение родителей в этом случае — залог эффективности.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/psy/socialno-emocionalnoe-obuchenie-chto-eto-i-pochemu-ono-polezno/

Эмоциональные психические процессы. Понятие об эмоциях | Студент-Сервис

Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.

Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрица­тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со­ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции — механизм непосредственной оценки уровня благо­получности взаимодействия организмов со средой. Уже элемен­тарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри­ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга­низма.

Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз­ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос­новная поведенческая сила.

Будучи непосредственно связанны­ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори­ ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза­ ции резервов внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта­ми.

Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг­рожающих поз.

 Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело­века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело­века. Психическое отражение есть сиг­нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при­страстное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможнос­ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари­антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле­жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со­ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про­цессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво­рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб­ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде­нием к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями.

Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обус­ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

Исторически сформи­рованные устои социального сотрудничества порождают у чело­века нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство воз­мущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельнос­ти связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз­никновением образно-изобразительной деятельности сформи­ровались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления дея­тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио­нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор­мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу­ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит­ся и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы­точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ­ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ­кие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмо­ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ­ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че­тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной си­стемой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа­циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само­сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа­ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места­ми» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе­режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни­кает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления пси­хики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоци­ях — субъективно значимостные его стороны.

Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей дей­ствительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл.

Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции — это механизм экстренного определения тех направ­лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений.

Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможность взаимодействия с ним.

Эмоции как бы расставляют смысловые мет­ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству­ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива­ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь­зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения.

Можно сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно­ го распознавания первоочередных возможностей и необходимоетей, механизм экстренного определения полезности или вред­ности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе­ния в типовых ситуациях.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/emotsionalnye-psihicheskie-protsessy-ponyatie-ob-emotsiyah/

Ссылка на основную публикацию