Соответствие законодательных актов принципам конституции российской федерации — справочник студента

Соответствие законодательных актов принципам Конституции Российской Федерации - Справочник студента Правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом, главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления.

Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, что основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить: 

  1. народный суверенитет,
  2. нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,
  3. разделение власти.

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ – есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом – социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России: 

  • Политико-правовая сфера:
  • Социально-экономическая сфера:
  • Культурно-идеологическая сфера:
  • Международная сфера.

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Скачать главу 1 Конституции Российской Федерации

+7 (499) 288-21-46

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кодирование и декодирование информации - справочник студента

Оценим за полчаса!

Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/library/constitution/osnovyi-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii/

Структура Конституции РФ

  • Структура библиотеки » Отдел гуманитарных наук » Конституции РФ 20 лет »
  • Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
  •  Соответствие законодательных актов принципам Конституции Российской Федерации - Справочник студента

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства.

Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
  1. Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
  2. Подробную информацию Вы можете узнать
  3. по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)
  4. Если Вас интересует другая информация по данной теме,
  5. задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Информацию подготовила Елисеева И. С.

Источник: http://www.old.nbrkomi.ru/page/3347/

Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства



Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно Конституция РФ в ч.1 ст.

7 закрепила, что Российская Федерация есть государство социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По своей правовой природе указанное положение является конституционным принципом государства, что обуславливает необходимость его закрепления и отражения в основных законах субъектов РФ.

Также, данное положение является одной из основ конституционного строя РФ, и поэтому обладает особой юридической защитой. Оно не может быть изменено иначе как в порядке процедуры пересмотра всей Конституции РФ. [4. с. 185].

В ч.2 ст.

7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

По поводу статьи 7 Конституции РФ о социальности российского государства до сих пор не стихают политические споры и научные дискуссии. При этом в научном сообществе так и не сложилось единообразного понятия социального государства.

Не маловажный интерес вызывает мнение Навагиной Т. А. и Саленко А. В., по их мнению, социальный характер российского государства закрепляет преамбула Конституции РФ. Во-первых, это следует из слов преамбулы Основного закона России о том, что все граждане Российской Федерации соединены между собой общей судьбой.

Таким образом, Конституции России фактически закрепляет конституционно — правовой принцип солидарности.

Во-вторых, слова преамбулы о вере в добро и справедливость, о стремлении обеспечить благополучие и процветание России, а также об ответственности перед нынешним и будущим поколением аналогичным образом указывают на то, что Российская Федерация — социальное государство. [7. с. 67].

Вернемся к ч. 1 ст. 7 Конституции РФ и подробно остановимся на таких понятиях как «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».

Под «достойной жизнью» понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. «Свободное развитие» предполагает физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. [2. с. 127–128].

«Достойный уровень жизни», «достойная жизнь» — это тот социально — экономический минимум, который может обеспечить государство своему населению в конкретную единицу времени (минимальная заработная плата, пенсия, различные пособия).

Давая такое определение, исследователь одновременно говорит, что российское государство ни сегодня, ни в периоды экономического подъема не в состоянии обеспечить своему населению реально достойный уровень жизни по причине чрезвычайно низкой производительности труда, бюрократии, коррупции, теневой экономики. [5.с.92].

Полностью соглашусь с автором, т. к. считаю, что норма о социальном государстве закрепленная в Конституции РФ носит декларативный характер, а если это норма и действует, то только при наступлении того или иного социального риска.

Но при этом, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция возлагает на государство соответствующие обязанности по гарантированности его реализации, именно нормы Конституции в сфере социального обеспечения создают модель социального государства.

Также следует отметить, что уровень социальности государства определяется тем, в какой мере оно экономически, политически, с помощью права способствует материальному благополучию граждан, их образовательному, профессиональному, культурному развитию, комфортному самочувствию в обществе. Государство и личность не должны противостоять друг другу. Критерии социальности государства кроются в том, насколько оно способно и реально содействует общественному благополучию через благополучие личности. [8.с.151].

Крайне любопытный и главное, научно плодотворный анализ данной нормы провел профессор Ю. И. Скуратов, по мнению которого ч.1 ст.7 представляет собой нечто иное, как разные уровни регулирования социальных отношений.

Первый уровень выражает принцип социального государства, который носит больше программный, хотя и непосредственно действующий характер, говоря о создании социального государства не как о свершившемся факте, а как о цели, которую предстоит еще достигнуть. Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.

7 Конституции РФ отражает основные функции социального государства (государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья, социальная защита населения, развитие системы социальных служб).

Третий уровень регламентации опосредует юридические возможности личности в социальной сфере (право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на отдых, жилище — ст. 39–41). [3.с.24].

  • Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют человеку и гражданину в полной мере реализовать их права на те, или иные виды социального обеспечения.
  • В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Социальные права человека, отраженные в Конституции РФ, имеет свою конкретизацию в немалом количестве нормативно-правовых актах.
  • Например, в сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования: Трудовой кодекс Российской Федерации.

Источник: https://moluch.ru/archive/167/45380/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Основы конституционного права

Конституция — Основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом.

Структура Конституции РФ:

– преамбула; – первый раздел, состоящий из 9 глав и 137 статей: 1) «Основы конституционного строя» — основополагающие начала — принципы положения личности, устройства общества и государства. 2) «Права и свободы человека и гражданина» — закреплены основные права и свободы, соответствующие мировым стандартам.

3) «Федеративное устройство» — особенности территориального устройства РФ, характер взаимоотношений РФ с субъектами, статус субъектов РФ. 4) «Президент РФ» – условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.

5) «Федеральное собрание» — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: Государственной думы и Совета Федерации. 6) «Правительство РФ» — основы организации и деятельности главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной думой.

Читайте также:  Вектор поляризации - справочник студента

7) «Судебная власть» — закрепление системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, деятельности Верховного суда, Конституционного суда, Высшего Арбитражного суда. 8) «Местное самоуправление»— основы осуществления местного самоуправления.

9) «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — порядок внесения изменений и поправок в отдельные главы, пересмотр Конституции РФ. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» объединяет всего 9 пунктов.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, то есть народом и от имени народа.

Её особенности:

– отсутствует разделение общества на классы и слои (единый многонациональный народ РФ); – принцип разделения властей; – приоритет прав и свобод человека и гражданина; – взаимная ответственность государства и личности; – приоритет норм международного права;

– признание многообразия и равноправия различных форм собственности.

Отличия Конституции от других нормативно-правовых актов:

– учредительный, основополагающий характер; – высшая юридическая сила – действие распространяется на всю территорию государства.

Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией; – стабильность – закрепляет основы общественного и государственного строя, рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком её принятия и изменения;

– прямое действие – конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Функции Конституции:

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/konstituciya

Процедура проверки нормативных актов президента рф на соответствие конституции рф

  • Процедура проверки нормативных актов президента рф на соответствие конституции рф
  • Гааг Владимир Эдуардович
  • студент 4 курса, кафедра конституционного и международного права ТГУ,    г. Томск

E-mail: gaag.07@mail.ru

Кровельщикова Валерия Владимировна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент ТГУ, г. Томск 

Конституция РФ, наделяя Президента РФ правом издавать нормативные акты, строго не определяет круг вопросов, которые они могут регулировать. В ситуации правовой неопределенности нередки случаи, когда некоторые указы Президента РФ вызывают сомнения с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

Для того чтобы разрешать спорные моменты, пресекать практику издания нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, нарушающих конституционные права и свободы граждан, Конституционный Суд РФ наделен полномочиями по разрешению дел о соответствии таких нормативных актов Конституции РФ и в случае признания их неконституционными они или отдельные их положения утрачивают силу.

В настоящее время проблема издания указов Президента РФ, противоречащих Конституции РФ не стоит остро. Количество соответствующих дел, разрешенных Конституционным Судом РФ, небольшое, однако их резонансность и значение достаточно велики. Дело в том, что при разрешении дела Конституционный Суд РФ дает свою оценку по нескольким критериям.

Пределы проверки соответствия нормативных актов Конституции, установлены статьей 86 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»: по содержанию норм; по форме нормативного акта; по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исключение сделано для нормативных актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ проверка их соответствия производится Конституционным Судом РФ только по содержанию норм. Особое значение имеют критерии проверки с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Правовая позиция Конституционного Суда РФ по данным вопросам имеет огромное значение в силу неопределенности статуса Президента РФ, его места в системе разделения властей и обширного определения его полномочий.

Актуальными являются вопросы, поставленные В. О.

 Лучиным: «Каким образом можно измерить соответствие Конституции и законам направлений политики, определяемых единолично Президентом? Какие из этих направлений «основные», а какие нет, то есть не могут определяться Президентом? Допустимо ли Президенту действовать вне рамок его конкретных полномочий, установленных другими статьями Конституции? Если допустимо, то зачем, наряду со статьей 80, вводить нормы, фиксирующие точно определенные полномочия Президента?» [2, c. 449]. Конституционный Суд РФ в ходе разрешения дел о соответствии нормативных актов Президента РФ Конституции РФ вносит некоторую ясность в разрешение этих вопросов. Однако его позиция, к сожалению, воспринимается не всеми однозначно и зачастую подвергается обоснованной критике. Например, Постановлением от 31 июля 1995 года по «чеченскому делу» на основе толкования содержания статьи 80 (часть 2) и ряда других статей Конституции признан институт так называемых «скрытых (подразумеваемых)» полномочий Президента как главы государства [1, c. 283]. Данное решение Конституционного Суда РФ вызвало шквал критики со стороны ученных, а также и самих судей, выраженное ими в особых мнениях [5, c. 23].   

В Конституции РФ содержится исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия нормативных актов Президента РФ Конституции РФ.

В порядка абстрактного нормоконтроля, то есть вне связи с применением данного акта при разрешении конкретных вопросов, ограничения полномочий или нарушения их компетенции, Конституционным Судом могут быть проверены нормативные акты Президента на соответствие их Конституции по запросам Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок обращения Совета Федерации и Государственной Думы с запросом в Конституционный Суд РФ определяется их регламентами [4, c. 33].

Предложение об обращении может вноситься на рассмотрение Совета Федерации комитетом, Председателем или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек, в Государственной Думе только лишь по инициативе фракции или комитета.

Самостоятельность депутатов в этом вопросе несколько ограничена по сравнению с членами Совета Федерации. Принятие решения об обращении в Конституционный Суд РФ и утверждение запроса оформляются постановлением соответствующей палаты парламента.

В таком же порядке утверждаются представители палат Федерального Собрания в Конституционном Суде РФ.

Их кандидатуры вносятся в Совете Федерации комитетом, Председателем или группой членов Совета Федерации численностью не менее десяти человек, являющиеся инициаторами предложения об обращении по согласованию с Комитетом по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, а в Государственной ДумеКомитетом по регламенту и организации работы Государственной Думы, по согласованию с Председателем Государственной Думы из числа депутатов.

 Решение Конституционного Суда РФ, принятое по обращению Совета Федерации или Государственной Думы, доводится до сведения членов Совета Федерации или депутатов на очередном заседании после того, как такое решение получено.

В Конституции РФ закреплена возможность обращения в Конституционный Суд с запросом о соответствии нормативного акта Президента Основному Закону не только палатами, но и отдельно группами их членов или депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа.

Относительно Совета Федерации это 34 и более членов, а Государственной Думы 50 и более депутатов.

В этом случае запрос обязательно подписывается всеми лицами направляющими его с указанием фамилии, имени, отчества каждого и наименования представляемого субъекта Российской Федерации для членов Совета Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламент Правительства РФ не содержит положений о порядке подготовки и направления запросов Правительства в Конституционный Суд РФ. Меньше всего запросов в Конституционный Суд РФ поступает именно от Правительства РФ [3, c. 381].

Источник: https://sibac.info/studconf/science/iii/28045

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Интересно? Расскажите друзьям   

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций
писаная неписаная
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
реальная фиктивная
адекватно отражает реальное конституционное строение не соответствует фактическим условиям, является декларативной
народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства Образование нового государства

=> Принятие новой конституции 

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Этапы Год принятия Основной закон российского государства
I 1906 Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)
II 1918  Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)
1925 Конституция РСФСР
1937 Конституция РСФСР
1978 Конституция РСФСР
1989—1993 Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.
III 1993 Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_4

Законодательные источники курса «ПО РФ». Конституция РФ в системе законодательных источн

Предмет, система и структура дисциплина «ПО РФ» ее место в системе других юр. дисциплин

Предметом освоения курса является не только судоустройство как отрасль права, но и частично другие отрасли права — конституционное, прокурорский надзор, административное и др. Так, в курсах «Судебная власть.

Правоохранительные органы РФ», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс» изучаются задачи правосудия, принципы организации и деятельности суда, понятие судебного разбирательства в различных инстанциях и т. д. Структура курса включает в себя три части — общую, особенную, специальную.

Общая часть посвящена рассмотрению понятий законности и правопорядка, характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, здесь раскрываются система дис­циплины, ее законодательные источники.

Особенная часть курса отведена изучению всех правоохранитель­ных органов и организаций с точки зрения их устройства, системы и структуры, целей, задач и функций. Специальная часть рассматривает органы юстиции зарубежных стран.

Систему курса составляет : 1)предмет, система и законодательные источники курса; 2) правоохранительные органы России (их общая характеристика); 3) понятие судебной власти, правосудия; 4) организация отдельных звеньев судебной системы — районного, областного и соответствующего ему суда, Верховного суда России, а также военных судов; 5) организация Конституционного суда России; 6) организация арбитражных судов в России; 7) Министерство юстиции; 8) прокуратура России; 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности; 10) Министерство внутренних дел России и Федеральная служба безопасности; 11) органы налоговой полиции и таможенной службы; 12) институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; 13) адвокатура России и другие общественные правоохранительные органы; 14) органы юстиции зарубежных стран.

Законодательные источники курса «ПО РФ». Конституция РФ в системе законодательных источн.

Нормативными источниками курса служат правовые акты, в ко­торых содержатся нормы конституционного, административного, процессуального, иных отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных орга­нов и организаций. Законы: Первая группа нормативных актов — Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) ее субъектов.

Конституция России, где закреплены принципы организации и деятельности суда, прокуратуры, другие важнейшие положения, касающиеся этих правоохранительных органов. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридичес­кую силу и прямое действие на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны ей про­тиворечить.

Вторая группа нормативных актов — законы, принятые в поряд­ке текущего законодательства законодательными органами России, республик в ее составе и других субъектов федерации. Все российские законы подразделяются на федеральные консти­туционные, федеральные и иные законы.

Подзаконные акты: Третья группа нормативных актов — указы Президента России и президентов (где они имеются) республик в составе РФ. Четвертая группа нормативных актов — постановления и распо­ряжения Правительства Российской Федерации, издаваемые им на основании Конституции России, федеральных законов, указов Пре­зидента страны.

Пятая группа нормативных актов — ведомственные акты руково­дителей системы правоохранительных органов, Шестая группа — международные акты, пакты, декларации', до­говоры России с другими государствами.

Читайте также:  Основные свойства и виды восприятия - справочник студента

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_100648_zakonodatelnie-istochniki-kursa-po-rf-konstitutsiya-rf-v-sisteme-zakonodatelnih-istochn.html

Проверка нормативно-правовых актов на соответствие их Конституции РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

В ст.125 Конституции и в ст.3 Федерального конституционного закона закреплены следующие полномочия Конституционного Суда РФ:

  • Проверка конституционности законов, нормативных актов и договоров, осуществляемая по 3-м видам запросов и жалоб:
  • 1)от органов государственной власти;
  • 2)от судов;
  • 3)от граждан.
  • Полномочия по рассмотрению запросов от органов государственной

власти, судов относится к контролю Конституционного Суда за соответствием Конституции иных правовых актов. В ст. 84 приведён чёткий перечень субъектов возбуждения дел в Конституционном Суде.

Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов. Ст. 3 ч. 1 определяет объём конституционного контроля.

С точки зрения соответствия Конституции Конституционный Суд проверяет акты федерального уровня: федеральные законы, нормативные акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; акты субъектов федерации: конституции республик, уставы, законы и иные акты субъектов Федерации. Ч.2 ст.

85 оговаривает, что проверка конституционности законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации допустима только по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти её субъектов. Далее, согласно ст.3 ч.

1 Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции внутригосударственные и внутрифедеративные договоры РФ и международные договоры РФ. Ч.1 ст.

85 говорит о двух случаях допустимости запроса о проверке конституционности нормативных актов государственной власти, договоров между ними и отдельных положений этих договоров: во-первых, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности и, во-вторых, если заявитель считает эти акты подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных государственных органов, высших органов государственной власти субъектов и их должностных лиц об отказе принять и исполнить эти акты по причине их несоответствия Конституции РФ. Ст. 86 определяет пределы проверки по данным вопросам. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, поэтому законы и иные правовые акты РФ не должны ей противоречить.[5] Конституционный Суд обязан проверять конституционность нормативно-правового акта или государственно-правового договора, в том числе путем проверки того, на сколько установленные ими права и обязанности субъектов соответствуют требованиям Конституции, соблюдена ли установленная конституционная форма и выдержана ли процедура законодательного процесса. Если нормативный акт или договор не соответствует хотя бы одному пункту ч.1 ст.86, Конституционный Суд вправе признать его неконституционным.

Полномочия по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Глава 12 раздела третьего подробно регулирует этот вопрос, имеющий важное значение для реального обеспечения законных прав и свобод граждан. Согласно ст. 96 жалоба может быть индивидуальной и коллективной.

Обращаться с жалобой имеют право граждане, чьи права и свободы нарушены законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном деле. Ст. 97 определяет условия допустимости жалобы. Их два:

1)Если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2)Если закон применён или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

При этом Конституционный Суд не устанавливает фактические обстоятельства, подтверждающие нарушение прав и свобод граждан, он проверяет конституционность закона и решает исключительно вопросы права. По Закону 1991 г.

Конституционный Суд так же рассматривал индивидуальные жалобы граждан, которые считали, что их права и законные интересы нарушены или не защищены. Но гражданин, согласно ст. 66 Закона от 1991 г. мог обжаловать в Конституционный Суд лишь судебное решение, вынесенное в последней судебной инстанции, а не примененный закон. В ч. 2 ст.

66 была оговорка, что дела о конституционности правоприменительной практики рассматриваются в том случае, когда оспариваемое решение принималось в соответствии с обыкновением.

А “решение считается принятым в соответствии с обыкновением, когда с точки зрения существующей правоприменительной практики обстоятельства дела, установленные в том виде, как они установлены этим решением, должны получать такую же юридическую оценку и влечь за собой такие же юридические последствия, какие были определены этим решением”.[6]

Ст. 98 определяет последствия принятия жалобы к рассмотрению. Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий данное дело, в котором применён или подлежит применению обжалуемый закон. При этом производство по делу может не прекращаться.

Но суд или иной орган, рассматриваемый данное дело праве приостановить производство до решения Конституционного Суда. Ст.

100 определяет, что если Конституционный Суд признал закон, применённый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, дело в любом случае должно быть пересмотрено компетентным органом в обычном порядке.

Отмечу ещё раз, что данное полномочие Конституционного Суда имеет огромное значение для каждого гражданина. Его эффективное претворение в жизнь является надежной гарантией обеспечения прав и свобод граждан. Граждане видят, что могут защитить свои права, нарушенные неконституционным законодательством.

Выше уже говорилось, что Конституционный Суд РФ осуществляет последующий, а не предварительный контроль за конституционностью законов, но по смыслу частей 2 и 4 ст. 125 Конституции видно, что это так называемый «смешанный контроль», т.е.

Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В п.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.

1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» содержится следующее указание: ''в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд с запросом о конституционности этого закона''.[7] Из этого следует, что при отсутствии такой неопределенности, т.е. сомнений в неконституционности закона, судья применяет Конституцию, не сообщая об этом в Конституционный Суд.

Таким образом, норма права, которую судья посчитал неконституционной, продолжает действовать. Но суды общей юрисдикции не признают, что закон не соответствует Конституции, — это прерогатива Конституционного Суда РФ.

В таком случае возникает вопрос: как узнать судьям Конституционного Суда о том, что противоречащий Конституции закон не применяется? Такой закон продолжает действовать, его применяют другие судьи, не обнаружившие противоречия между законом и Конституцией.

Некоторые авторы видят опасность в том, что обращение в Конституционный Суд по поводу закона, противоречащего Конституции, подрывает принцип прямого действия Конституции. Но это не так. Судья напрямую применяет Конституцию, отвергая противоречащий ей закон.

Как отмечает В.Г.Стрекозов, в целях деполитизации Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

[8]С ним соглашается Овсепян, но говорит, что ''было бы неискренним отрицать свойственность политического начала функционирования конституционного контроля''.

Автор говорит о том, что политика находится в сфере внимания Конституционного Суда лишь в той мере, объеме, части, которые совпадают с формальным правом, закрепляющим полномочия Суда с юрисдикционной формой его деятельности.

В процессе деполитизации она выделяет 2 стороны:

общая политизация судебного конституционного контроля в сравнении с обеими политическими ветвями власти, вместе взятыми. Это, как считает Овсепян, ''положительная и неизбежная политизация, если не нарушается специализация контроля в механизме разделения властей в качестве правовой ветви'';

односторонняя – ориентация Конституционного Суда на ''сдерживание'' или ''поддержку'' какой-либо одной из политических ветвей власти. Эта политизация более опасна, так как создает угрозу дестабилизации власти.

Иную точку зрения высказывает Б.А.

Страшун: ''…суд – один из высших органов государственной власти независимо от того, как он определен в Конституции и законе, и поэтому одной из имманентных (неотъемлемых) функций конституционного правосудия является политическая''[9]

Следовательно, нужно найти ту золотую середину, которая определяет юридическую деятельность Конституционного Суда от его интеграции в текущую политику.

Рассмотрим подробнее постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова».

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова на нарушение их конституционных прав статьей 199 УК Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли содержащееся в оспариваемой статье положение, примененное в делах заявителей, Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в данном случае постановил признать положение статьи 199 УК Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку названное положение — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующих правовых норм — предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил.

Толкование КС РФ

Прежде, чем исследовать конкретные полномочия Конституционного Суда РФ, нужно отметить, что Конституционный Суд РФ относится к Европейской модели конституционного правосудия. Он не возглавляет инстанционную систему судов, но по процедуре формирования его относят к американской модели.

Далее, конституционный контроль в РФ абстрактный, т.е. перечисленные в Конституции государственные органы и высшие должностные лица имеют право обратиться с запросом в Конституционный Суд без какого-либо предварительного обращения в другой суд и даже в некоторых случаях безотносительно к наличию конкретного спора или конфликта.[10]

  1. Толкование – это разъяснение смысла текста Конституции РФ, которое направленно на единое понимание и применения конституционных положений. Толкование Конституционного Суда РФ:
  2. направлено на единое понимание Конституции РФ;
  3. может приспосабливать норму к реальным условиям;
  4. может устранять неопределенность в понимании норм.

Толкование Конституционным Судом Конституции осуществляется при рассмотрении любых вопросов, относящихся к его компетенции. В этом случае толкование Конституции является правом Конституционного Суда.

Вместе с тем законом прямо закрепляется обязанность толкования Конституции в случае запроса компетентными должностными лицами или государственными органами.

В Российской Федерации полномочие по толкованию Конституции РФ реализуется по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Таким образом, толкование Конституции, в первую очередь, ограничено кругом субъектов, имеющих право поставить вопрос относительно толкования.

Непосредственное толкование Конституционным Судом Российской Федерации конституционных норм по запросам строго определенного круга субъектов имеет высшую юридическую силу по отношению к любым правоприменительным актам.

В отличие от иных видов толкования оно имеет преимущественное значение для правотворческой деятельности.

И, наконец, конституционное толкование, несмотря на возможность его опровержения научной доктриной, не может быть проигнорировано ни в какой другой правовой деятельности.

Теоретической основой границ (пределов) интерпретации являются две доктрины: субъективная (статическая) и объективная (динамическая). Субъективная доктрина направлена на то, чтобы раскрыть неизменную волю законодателя, хотя одновременно возникает множество вопросов: как определить первичную волю законодателя, как она была определена и т.д.

Суть объективной (динамической) теории сводится к обоснованию адекватности нормы права существующей реальности в период действия закона. Очевидно, что общественная жизнь меняется гораздо быстрее воли законодателя, в связи с чем возникает несоответствие между нормой права и жизнью.

Именно поэтому конфликт между законом и реальностями жизни будет настолько широк, насколько далеко ушло вперед развитие общества. Он может быть устранен двумя способами: либо принятием новой нормы, либо раскрытием содержания правовых норм таким образом, чтобы ликвидировать возникшую коллизию.

В последнем случае, интерпретация обусловлена необходимостью соответствия правовой нормы требованиям жизни.

В Российской Федерации на сегодняшний день также сложились две концепции толкования конституционных норм. Сторонники первой настаивают на том, что толкование не вносит и не может вносить поправок и изменений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в норме, раскрывать юридическую волю законодателя.

Естественно, нормативное толкование не может осуществляться в отрыве от окружающей обстановки, но это вовсе не должно означать, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий, потребностей политического и экономического развития можно отходить от точного смысла правовых норм, вкладывать в норму то содержание, которое расходится со смыслом, вложенным в нее законодателем.

Вместе с тем, следует согласиться с мнением Н. В. Витрука о том, что толкование отдельных положений Конституции РФ практически невозможно осуществить, не формулируя новых положений нормативного характера, имеющих юридическую силу, равную юридической силе самой Конституции.[11]

При этом он отмечает, что в своей деятельности Конституционный Суд не подменяет законодателя. Однако он активно участвует в законодательном процессе, формирует позитивное конституционное право, способствует совершенствованию и развитию отраслевого законодательства.

Во-первых, Конституционный Суд обладает негативными полномочиями, отменяя законы и другие нормативные акты, либо их отдельные положения в силу их несоответствия Конституции РФ по содержанию, по форме и порядку принятия, опубликования или введения в действие. По этим же основаниям Конституционный Суд может дисквалифицировать международные и внутригосударственные договоры.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ в известной мере обладает позитивными законодательными полномочиями.

Он активно содействует Федеральному Собранию, представительным органам субъектов Федерации в осуществлении их законодательных полномочий.

Это выражается, прежде всего, в рекомендациях законодателю осуществить необходимое нормативно-правовое регулирование в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Как считает Н. В. Витрук, изменение правовой позиции возможно и допустимо в случаях дополнений и изменений действующей Конституции.[12] Вместе с тем, в литературе высказывается и другая позиция.

Так, в частности, В.О. Лучин полагает, что лишение разработчиками Конституции РФ парламента такого права не было случайным и отвечало стратегической цели – не допустимости усиления представительной власти.

[13]

С данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Постановления Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и обжалованию или опротестованию не подлежат. И, соответственно, не могут быть пересмотрены никакими государственными органами, в том числе, самим Конституционным Судом.

Свойством обязательности обладает все решение Конституционного Суда, а не только его резолютивная часть. Именно поэтому правовые позиции Конституционного Суда, высказанные и зафиксированные в мотивировочной части решения, не могут быть изменены им впоследствии. Это возможно лишь при внесении изменений и дополнений в текст Конституции.

Изложенное позволяет сделать два основных вывода:

1. толкование Конституции ограничено кругом субъектов, имеющих право ее официального толкования;

2. при толковании Конституции Конституционный Суд ограничен собственными правовыми позициями, сформулированными в ранее принятых решениях. Он не вправе изменять их по собственному усмотрению.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x6ad9.html

Ссылка на основную публикацию