Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности выпускника.
К характеристикам личности выпускника, формируемым в ходе обучения, относятся: умение принимать самостоятельное решение в сложных ситуациях, способность брать личную ответственность за свои решения и прогнозировать возможные их последствия [1].
Поэтому проблемы, с которыми чаще всего придется столкнуться студенту вуза, в большинстве своем касаются личностного роста и личных взаимоотношений.
В связи с этим значительно возрастает роль психологического сопровождения профессионального образования в вузе, необходимость которого подчеркивается в последнее время особенно.
Специалисты на всех уровнях подчеркивают, что эффективное решение стоящих перед современной системой высшего профессионального образования задач возможно лишь при условии участия в образовательном процессе квалифицированного психологического персонала.
В решении многих задач важную функцию выполняет психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение развития личности студентов [2].
Таким образом, «психологическое сопровождение в вузе» — это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей студента, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии [5].
Проблемы студентов, возникающие в процессе обучения в высшем учебном заведении, имеют свою специфику на различных этапах обучения. У студентов первых курсов это, чаще всего, сложности, связанные с процессом адаптации к вузу.
У студентов вторых-третьих курсов поводом для обращения к психологу чаще всего является разочарование в выбранной специальности, потеря интереса к учёбе, снижение мотивации.
Для студентов старших курсов наиболее актуальным становятся вопросы самоопределение, планирования профессиональной деятельности. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.
), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения. Однако существуют общие задачи психологического сопровождения:
- Помощь студентам в определении своих возможностей.
- Оказание психологической поддержки.
- Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологически знаний.
- Формирование у студентов позитивной жизненной позиции.
- Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений.
- Содействие руководству и преподавательскому составу института в создании условий благоприятных для формирования личности студентов.
- Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры [4].
- Названые нами задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы института: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская деятельность.
- Проблема психологической службы в вузе состоит в том, что опыт работы психологического сопровождения высшего образования недостаточно большой и психологическая служба в вузе зачастую фактически дублирует работу таковой в среднем учебном заведении.
- Безусловно, в основе любой психологической службы есть базовые единицы, которые присутствуют в психологической службе любого типа, к таким единицам относятся, например, консультации и тренинги.
- Важно здесь учитывать особенности различных категорий объекта работы психологической службы (в данном случае учащиеся школ и студенты вузов), так как между ними есть различия.
- Как учащимся школ, так и студентам вузов присуще стремление к самосовершенствованию, личностному росту, проявлению себя и своей позиции.
- В модель психологической службы Межрегионального открытого социального института входят следующие структурные единицы:
- — бесплатное психологическое консультирование;
- — психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
- — психологические тренинги (в том числе направленные на формирование определенных навыков);
- — тренинги личностного роста (направленные на изменение и развитие внутренних состояний).
По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов с преподавателями и родителями.
Далее, приведем результаты анализа работы психологической службы Межрегионального открытого социального института. На рисунке 1 представлены количественные показатели обращений за 2011-2012 учебный год и первого полугодия 2012-2013 учебный года.
Рисунок 1 – Количество клиентов психологической службы за 2011-2012 учебный год и первое полугодие 2012-2013 учебного года (половой и возрастной состав)
Таким образом, наблюдается стремительный рост количества обращений в психологическую службу: только за первое полугодие 2012-2013 учебного года службу посетило почти в два раза больше клиентов, нежели за весь 2011-2012 учебный год.
Кроме того, количество обратившихся в службу клиентов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, увеличилось на 20%. А также на 40% увеличилось количество мужчин, обратившихся в службу за психологической помощью.
На рисунках 2 и 3 представлены типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год и за первое полугодие 2012-2013 учебного года соответственно.
Рисунок 2 – Типы обращений в психологическую службу за 2011-2012 учебный год
Рисунок 3 – Типы обращений в психологическую службу за I полугодие 2012-2013 учебного года
Наибольшее число (около 40%) обращений в психологическую службу составляет проблемы семейной тематики. К ним относятся отношения с супругом или партнером.
- Обращения по поводу панических атак, страхов, психотравмирующих ситуаций, пониженного эмоционального состояния составляют от 24% до 27%.
- Меньше всего обращений в службу составляют обращения по вопросам детско-родительских отношений (от 14% до 18%).
- Таким образом, психологическая служба Межрегионального открытого социального института состоит из следующих направлений работы.
- Работа со студентами:
- — психологическое консультирование;
- — психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
- — тренинги личностного роста, тренинги формирования навыков;
- — тренинги на тему «Психология карьеры и имиджа»;
- — проведение мастер-классов с участием студентов других вузов;
- — предоставление базы прохождения практики для студентов психологического направления обучения.
- Работа с преподавателями-кураторами:
- — мастер-классы для психологов-практиков, преподавателей-кураторов;
- — балинтовские группы (разбор сложных ситуаций).
- — Работа с родителями и другими категориями:
- — индивидуальные консультации по различным проблемам.
- — Психологическая служба имеет три основных направления работы:
- — Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе получения высшего профессионального образования.
- — Осуществление процесса прохождения различных видов практик студентов, обучающихся по направлению «Психология» на базе психологической службы.
- — Совершенствование работы психологической службы.
- Литература
- Абульханова-Славская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / К.А. Абульханова-Славская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы ; под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1993. – С. 33-43.
- Аналитический отчёт по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / В.В. Рубцов, Е.И. Метелькова и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. –Ч. 1. – М.: ФПО России, 2008. – 80 с.
- Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И.В. Дубровина // Психологическая' наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 5-9.
- Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова. – Томск, 2007. – 252 с.
- Колосов Е.В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е.В. Колосов, В.Н. Бобылёв, В.А. Кручинин. // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 10-13.
Источник: http://mosi.ru/ru/mosi/psihologicheskaya-sluzhba-v-vuze
Дисциплины учебного плана
Институт психологии: «Мы даем качественное образование сегодня, чтобы быть спокойными за судьбу человека завтра».
Направление подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавриат)
- На первом курсе студенты изучают дисциплины:
- Философия, История, Иностранный язык, Теория и методология научного исследования, Общий психологический практикум, Психологический тренинг общения, Анатомия и физиология ЦНС, Общая психология, Количественные методы в психологии, Информатика и информационная безопасность в психологии, Физическая культура и спорт и др.
- На втором курсе студенты изучают дисциплины:
- Иностранный язык, Конфликтология, Количественные методы в психологии, История психологии, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Базовые теории и методы психотерапевтической помощи, Психофизиология, Теория и методология научного исследования, Психологический тренинг, Педагогика, Общая психология, Общий психологический практикум и др.
На третьем курсе студенты изучают дисциплины:
Основы клинической психологии, Социальная психология, Психология труда, Психологическое консультирование, Психология семьи и семейное консультирование, Психодиагностика, Теория и методология научного исследования, Психология управления, Педагогическая психология, Психология маркетинга и др.
На четвертом курсе студенты изучают дисциплины:
Экспериментальная психология, Методологические основы психологии, Правоведение, Организационная психология и основы управленческого консультирования, Основы профориентологии, Возрастное психологическое консультирование, Математические методы в психологии, Современные технологии управления персоналом, Проективные методы в психологии, Основы психолингвистики и др.
Специальность 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»
На первом курсе студенты изучают дисциплины:
Иностранный язык, История, Теория государства и права, Гражданское право, Анатомия и физиология центральной нервной системы, Общая психология, Общая психология (модуль 1), Общая психология (модуль 2), Общие основы педагогики, Психология девиантного поведения, Тренинг профессионального общения, Организация досуга детей и подростков, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Профессиональная этика и служебный этикет, Русский язык и культура речи, Количественные методы в научных исследованиях, Основы валеологии, Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования, Элективные дисциплины по физической культуре и спорту, Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
На втором курсе студенты изучают дисциплины:
Иностранный язык, Трудовое право, Семейное право, Личность в системе социально-политических отношений, Общая психология, Общая психология (модуль 3), Общая психология (модуль 4), Социальная педагогика, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Психология конфликта, Психофизиология, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Количественные методы в научных исследованиях, Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования, Элективные дисциплины по физической культуре и спорту, Базовые теории и методы психотерапевтической помощи, Основы социального предпринимательства в профессиональной деятельности.
На третьем курсе студенты изучают дисциплины:
- Философия, Логические основы социального познания, Теория и методика воспитания, Основы социальной работы, Педагогическая психология, Психологическое консультирование, Психодиагностика, Практикум по психодиагностике, Социальная психология, Основы профориентологии, Социально-психологический тренинг, Психолого-педагогическая диагностика, Уголовное право, Клиническая психология, Специальная подготовка, Введение в специальную подготовку, Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Методы организации поддерживающей социальной среды, Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска, Психология малых и больших социальных групп, Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования.
- На четвертом курсе студенты изучают дисциплины:
- Ювенальное право, Коррекционная педагогика, Возрастное психологическое консультирование, Психология семьи и семейное консультирование, Методика и технология работы социального педагога, Правовое регулирование труда несовершеннолетних, Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, Кризисология, Организационная психология, Психологическая устойчивость личности, Проективные методы в психологии, Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Психолого-педагогическая экспертиза, Математические методы в психологии, Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения, Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс, Методология, логика и методика психолого-педагогического исследования, Этнопсихология, Теории обучения и педагогические технологии , Психология социального познания, Социальное проектирование в профессиональной деятельности, Этика и психология социального предпринимательства.
На пятом курсе студенты изучают дисциплины:
Психология девиантного родительства, Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях, Специальная подготовка, Психокоррекционная деятельность, Правовые аспекты в работе социального педагога, Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением, Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Психологическая помощь в ситуации насилия, Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Работа с замещающими семьями, Супервизия консультативной деятельности, Генезис самоотношения личности, Межведомственные команды, Детский телефон доверия, Психология зависимости, Превентивная психология, PR и реклама в бизнесе, Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве, Интернет-предпринимательство.
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»
- На первом курсе студенты изучают дисциплины:
- Иностранный язык, История, Количественные методы в психологии, Информатика и информационные технологии в психологии, Общий психологический практикум, Зоопсихология и сравнительная психология, Анатомия и физиология центральной нервной системы, Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, Психологический тренинг общения, Общая психология, Физическая культура и спорт и др.
- На втором курсе студенты изучают дисциплины:
- Иностранный язык, Количественные методы в психологии, Общий психологический практикум, Гражданское право, Профессиональная этика и служебный этикет психолога, История психологии, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Психофизиология, Психология конфликта, Общая психология, Тренинг личностного развития, Базовые теории и методы психотерапевтической помощи, Основы полиграфии и др.
- На третьем курсе студенты изучают дисциплины:
- Философия, Педагогика, Психодиагностика, Практикум по психодиагностике, Педагогическая психология, Социальная психология, Клиническая психология, Психология стресса и стрессоустойчивого поведения, Психологическое консультирование, Психологическая коррекция и реабилитация, Этнопсихология, Юридическая психология, Уголовное право, Кризисология, Проективные методы в психологии и др.
- На четвертом курсе студенты изучают дисциплины:
- Трудовое право, Экспериментальная психология, Психогенетика, Математические методы в психологии, Психология труда, Психология кадрового менеджмента, Превентивная психология, Психология управления, Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях, Когнитивная психология, Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс, Социально-психологический тренинг, Психология семьи и семейное консультирование и др.
- На пятом курсе студенты изучают дисциплины:
- Психология общения и переговоров, Психологическое обеспечение служебной деятельности, Клинико-психологическое обеспечение работы специалиста, Психокоррекционная деятельность, Психология экспертной деятельности, Психология зависимостей, Психология профотбора в правоохранительные органы, Судебная психология, Психология следственных действий и др.
Специальность 37.05.01 «Клиническая психология»
- На первом курсе студенты изучают дисциплины:
- История, Деонтология и правовое обеспечение в работе клинического психолога, История клинической психологии, Тренинг профессиональной идентичности, Тренинг адаптации, Информационные технологии в психологии, Анатомия центральной нервной системы, Общий психологический практикум, Физическая культура и спорт, Статистические методы и математическое моделирование в психологии и др.
- На втором курсе студенты изучают дисциплины:
- Иностранный язык, Статистические методы и математическое моделирование в психологии, Общая психология, Введение в клиническую психологию, Психология развития и возрастная психология, Психиатрия, Психосоматика, Психотерапия в клинической психологии: теория и практика, Психофизиология, Психофизиологическая диагностика с использованием полиграфа, Психология мотивации и эмоций в норме и патологии и др.
- На третьем курсе студенты изучают дисциплины:
- Социальная психология, Психиатрия детского и подросткового возраста, Нейропсихология, Патопсихология, Клиническая психодиагностика, Неврология, Практикум по нейропсихологии, Практикум по патопсихологии, Практикум по психосоматике, Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте, Экономика, Психофармакология, Проективные методы в клинической психологии, Клиническая психология зависимости от психоативных веществ, Когнитивно-бихевиоральная терапия и др.
- На четвертом курсе студенты изучают дисциплины:
- Расстройства личности, Экспериментальная психология, Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса, Методы арт-терапии в клинической практике, Диагностика и психотерапия расстройств связанных с употреблением психоактивных веществ, Практикум по детской клинической психологии, Практикум по психотерапии, Практикум по медико-психологической диагностике, Нейропсихология детского возраста, Психология телесности и др.
- На пятом курсе студенты изучают дисциплины:
- Философия, Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения, Клиническая психология в геронтологии, Судебно-психологическая экспертиза, Психология экстремальных ситуаций и состояний, Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках, Нейропсихологическая диагностика в системе медико-социальной экспертизы, Практикум по реабилитации и восстановлению ВПФ, Клиническая психология сексуальных расстройств, Криминальная патопсихология и виктимология, Супервизия по арт-терапии в клинической практике, Методы диагностики и психотерапии расстройств личности и др.
- На шестом курсе студенты изучают дисциплины:
- Методология исследования в клинической психологии, Супервизия по когнитивно-бихевиоральной терапии и др.
Направление подготовки 37.04.01 «Психология» (магистратура)
- На первом курсе студенты изучают дисциплины:
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Современные проблемы психологии личности, Общепрофессиональный модуль, Иностранный язык в профессиональной сфере, Тренинг личностного и профессионального развития, Лидерство и управление Методология и методы научного исследования, Современные подходы в психологическом консультировании, Индивидуальное психологическое консультирование, Психологическое консультирование по семейным проблемам, Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
- На втором курсе студенты изучают дисциплины:
- Психологическая помощь в экстремальных ситуациях, Психопатология, Тренинг толерантности, Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога, Психологическое консультирование детей и подростков, Психологическое консультирование по проблемам девиантного поведения, Психологическое консультирование по проблемам здоровья, Кризисное консультирование , Организационно-управленческое консультирование, Предупреждение рисков личностного и профессионального развития, Супервизия.
Направление подготовки 37.06.01 «Психологические науки» (аспирантура)
- На первом курсе студенты изучают дисциплины:
- История и философия науки, Иностранный язык, Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности, Профессиональный образ мира педагога, Реализация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- На втором курсе студенты изучают дисциплины:
- Основы педагогической деятельности в системе высшего образования, Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности, Подготовка научных статей к публикации, Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга, Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности, Современные технологии в науке и образовании, Компетентностный подход в деятельности преподавателя вуза, Историко-психологический анализ, Теория и методология современной психологии, Личность в психологической науке: межпарадигмальный анализ.
- На третьем курсе студенты изучают дисциплины:
- Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга.
Источник: http://www.psy.asu.ru/abit/discipline/
Система психологических наук
Лекция № 1
Объект, предмет, задачи психологической науки
Объект — далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым.
Объект — это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта.
Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
- Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.
- Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
- Задачи психологии
- Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
- Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
- При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.
«Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь.
Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Генезис психологических знаний
Этапы развития психологии
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает.
Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.
III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности.
Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов.
В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.
- IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
- Система психологических наук
- Основные разделы психологии
При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношений к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др.
Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности. Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми — деловые, личные, наконец интимные.
Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения. Изучение психологии начинается с усвоения общих понятий, характеризующих психику людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.
Общую психологию дополняют специальные и прикладные отрасли психологии. Психология сотрудничает с целым рядом других наук. Следствием этого сотрудничества являются специальные отрасли психологии. Биология. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч.Дарвина.
Они позволили выяснить роль психики (как способности отражать определенную действительность и на этой основе ориентироваться в ней) в приспособлении животных к изменяющимся условиям обитания. Знания принципов приспособления дает понимание особенностей поведения животных и сложных форм психической деятельности человека.
На стыке биологии и психологии родилась новая отрасль психологии — сравнительная психология, сравнивающая психическую деятельность животных и человека. Сравнительная психология, в свою очередь, включает в себя такие отрасли как 1) зоопсихология, изучающая особенности поведения животных, которые зависят от их анатомического строения и условий существования.
Она описывает, как меняются формы поведения животных в зависимости от требований среды. Классические объекты зоопсихологии: пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны, китообразные (дельфины). 2) Этология — наука о врожденных механизмах поведения животных. 3) Экология — наука о влиянии внешней среды обитания на формы поведения.
Второй наукой, с которой психология сохраняет тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который называется «физиология высшей нервной деятельности». Физиология занимается механизмами тех или иных функций организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами высшей нервной деятельности, «уравновешивающими» организм со средой.
Физиологическая психология или психофизиология изучает физиологические механизмы психологических процессов. Психофизиологи разработали учение об ощущениях, измерении чувствительности, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движений. Развитие психологии тесно связано с наблюдениями психологов-клиницистов.
Клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых участков коры мозга дали рождение науке нейропсихологии. Задачей этой отрасли психологии является изучение той роли, которую играют отдельные отделы нервной системы в построении психических процессов.
Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры совершенно иная, чем роль новой коры больших полушарий. Роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических процессов неодинакова. Методы нейропсихологии: раздражение или разрушение отдельных участков коры головного мозга или снятие «вызванных потенциалов».
Еще одной отраслью медицинской психологии является патопсихология. Если мы хотим узнать как и почему работают часы, то мы можем их открыть и попытаться разобраться в их механизме. Психику так не разберешь. Нельзя отделить один психический процесс от другого, но иногда природа сама ставит такой эксперимент. Это психические заболевания у людей.
Механизм психической деятельности как бы разваливается, из него выпадает то один винтик или колесико, то другой. Так, например, при амнезии (выпадении памяти) можно наблюдать искажение поведения, позволяющее судить о том, какую роль память играет в психической деятельности, что связано с ней. Психические заболевания дают очень большой материал для психологии.
Изучением нарушений психики и занимается патопсихология. Биология, физиология, нейрофизиология, клинические наблюдения обеспечивают психологию важной информацией для того, чтобы она успешно могла раскрывать свой предмет. Вторая область, из которой психология может черпать знания о психических явлениях, процессах и свойствах — это наблюдение над тем, как они складываются, формируются.
Это возможно тогда, когда мы изучаем развитие ребенка. Ребенок рождается как биологическое существо, животное — ни мышления, ни речи, ни даже адекватного восприятия мира у него еще нет. Все это формируется на наших глазах.
Область психологии, изучающая формирование психической деятельности у ребенка и вообще у человека называется возрастной психологией (генетической психологией, генезис — происхождение).
Возрастная психология распадается на: 1) Детскую 2) Психологию подростка 3) Психологию юности 4) Психологию взрослого человека 5) Геронтопсихологию Рядом с возрастной психологией можно поставить дифференциальную психологию или психологию индивидуальных различий.
Люди обладают не только общими психологическими чертами, но и обнаруживают индивидуальные различия в свойствах нервной системы в эмоциональной сфере, в познавательных процессах и одаренности. Изучение индивидуальных различий дает возможность описания типов поведения и психической деятельности людей.
Вслед за дифференциальной психологией можно назвать психологию аномального развития (специальная психология): 1) олигофренопсихология (изучает детей с врожденными дефектами мозга); 2) сурдопсихология (изучает детей с дефектами слуха); 3) тифлопсихология (изучает детей с дефектами зрения). Развитие и содержание человеческой психики в огромной степени определяется обществом. Для изучения и понимания психики очень важно изучение влияния общественных условий и отношений на психику. Эта область психологии называется социальной психологией. Здесь можно проследить связь психологии с общественными науками: социологией, историей, философией. В структуру социальной психологии в настоящее время входит три круга проблем: 1) Социальные психологические явления в больших группах (макросреде). Это проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), эффект средств массовой коммуникации, закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественные настроения, психология классов, наций, психология религии. Сюда можно отнести этнопсихологию. 2) Социальные психологические явления в так называемых малых группах (микросреде). Это проблемы психологической совместимости, групповой атмосферы, межличностных отношений, групповой дифференциации, в том числе лидерства.
3) Социально-психологические проявления личности: направленность, самооценка, самочувствие, устойчивость, внушаемость и т.д.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s9193t1.html
Общая система психологических наук
Структура современной психологической науки сложна. Она включает ряд научных направлений, имеющих высокую автономность исследований. Психология весьма плодовита: она порождает новое научное направление через каждые 4-5 лет.
Характерно, что «старые» направления мирно сосуществуют с новыми, живут в психологической семье полнокровной «параллельной» жизнью.
При всем своем равноправии направлений в структуре психологии можно выделить фундаментальные, прикладные, общие и специальные науки.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п.
Фундаментальные науки — это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности.
К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития.
Прикладные психологические науки порождены запросами практики и добросовестно служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.
По критерию количества потребителей результатов исследований психологические науки иногда подразделяют на общие и специальные.
Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли. Их «продукция» играет интегративную роль в системе психологических наук.
Полноправным представителем этого класса психологических наук является общая психология.
Общие закономерности протекания психических познавательных процессов, например выявленные в рамках общей психологии, используются при создании методик обучения детей в школе (педагогика), методик восстановления нарушенной памяти (медицина), методик специальной подготовки операторов сложных систем управления (техника). А деятельностный подход к исследованию психики человека, о котором пойдет речь далее, положен в основу изучения объектов всех специальных психологических наук в отечественной психологии.
Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфере, медицине, технике и т. д.
Все эти разновидности научных отраслей меньше всего связаны между собой отношениями субординации и перед ними не стоит вопрос «кто главнее».
Это взаимопроникающие отрасли, стимулирующие научный прогресс психологии через свои региональные интересы, через постановку друг перед другом проблем, подлежащих решению во имя глобальных интересов Ее Величества Психологии.
И все же особая роль в системе психологических наук отводится общей психологии.
Источник: https://psyera.ru/obshchaya-sistema-psihologicheskih-nauk-1024.htm