Развитие внимания — справочник студента

Такова любознательная природа ребенка, что его внимание постоянно  перескакивает с одного предмета или занятия на другое. Это усложняет жизнь и родителям, и учителям, а главное, ему самому.

Все понимают: чем бы ребенок ни занимался,  без внимания он не преуспеет. Но никакой трагедии в рассеянном состоянии детского ума нет – внимание можно и нужно тренировать.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

И, поскольку оно напрямую связано с эмоциями, воздействовать нужно через эмоциональную сферу – применяя увлекательные занятия в форме игры.

 Внимательными не рождаются

Что такое внимание? С точки зрения специалистов, это и процесс, и состояние, и условие успешной деятельности, и сама деятельность – и все это одновременно. Отметим, что внимательными не рождаются, ими становятся.

Зарождаясь в младенческом возрасте, внимание  во многом определяет дРазвитие внимания - Справочник студентаальнейшее развитие  малыша. Именно этот тончайший инструмент психики и физиологии отвечает за важнейшее духовное право, заложенное в нас Богом, а именно, за способность делать ВЫБОР.

Маленький человек ежедневно и ежесекундно учится отбирать актуальную для него информацию, которая отвечает его потребностям, сосредотачиваться  на игрушке и игре (объекте или деятельности).

За его рассеянным пока что вниманием тянутся такие важные явления, как интересы и потребности,  а по мере взросления  и совершенствования психической концентрации – ни много ни мало жизненные установки, а значит, и направленность личности.

Столпы отечественной психологии, говоря о внимании, подчеркивают разные его стороны: Добрынин  – значимость его выбора, Рубинштейн – сосредоточенность, Выготский и Леонтьев – важность для него развитой  речи, а Гальперин – контролирующее начало.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Плазменное состояние вещества - справочник студента

Оценим за полчаса!

Внимание  – не корова и не дает молока,  и потому сложно оценить его конкретный продукт.  Но в его «хорошей такой компании» раскрывается «огромный такой секрет»: с ним всякое выполняемое ребенком дело, будь то игра, учеба, освоение бытовых домашних навыков  НАМНОГО  улучшается.

Растет вместе с ребенком

Домик на детской картинке нарисован вместе с травой и солнцем, сложно представить его в отрыве от этого пейзажа. Также и внимание психологи редко рассматривают как явление самостоятельное. Его связывают с познанием, волей, деятельностью человека, в нашем случае ребенка.

Удалось достичь  высокой  концентрации  внимания? Значит, у ребенка включилось и заработало четкое и ясное сознание, которое поможет  ему действовать осмысленно.

В коре его головного мозга начались высокоскоростные электрические колебания, а все нервные процессы стали гораздо подвижнее.

По тому, насколько малыш может останавливать внимание на каком-то явлении или предмете, еще в младенчестве можно судить о том, успевает ли он в развитии за сверстниками. Различные виды внимания формируются в разном возрасте.

Развитие внимания - Справочник студента

В раннем детстве и в дошкольные годы ребенок сосредотачивается непроизвольно, не подключая волю: его захватывает и поглощает  все увлекательное, неожиданное, интересное.

  Это так называемое непроизвольное внимание.

  В этом нежном возрасте внимание разделяют на виды по тому принципу, какие психофизиологические функции ребенка больше задействованы: соответственно, на сенсорное, интеллектуальное и моторное.

В средней школе непроизвольное внимание растет вместе с ребенком  и дорастает до произвольного, его  школьник «подключает»  сам – активно, сознательно, с помощью своей воли.

Он понимает, что надо концентрироваться на задании, на выполнении контрольной. Он учится сосредотачиваться на речи взрослого и подпитывает свое произвольное внимание яркими впечатлениями.

В это время он открывает новые стороны бытия, его кругозор расширяется, а мир становится разносторонним и большим.

Тогда же ребенок может достичь и «высшего пилотажа» сосредоточения  – послепроизвольного внимания, когда процесс его деятельности обретает для него самого такую значимость и становится настолько увлекательным, что даже результаты этого захватывающего дела отступают на второй план. Это можно сравнить с состоянием писателя или художника на пике его вдохновения. И такое внимание может принести вашему чаду и практическую пользу  в освоении нового, и самые щедрые душевные плоды.

Развитие внимания - Справочник студента

Внимание  «по  линейке»

Итак, внимание – не корова, молока от него ждать не стоит, и  результаты  его гуляния по зеленому лугу  душевного мира ребенка нам не подсчитать в литрах и килограммах. Не измерить их и в достижениях и успехах.

Но само внимание поддается измерению, и вот его основные параметры – это объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость.

Все эти свойства любой школьный психолог обязан легко определять с помощью нехитрых методик и специальных тестов, и, конечно, сообщать результаты диагностики уровней развития внимания у детей родителям, объясняя, над чем им придется поработать.

Современная школа для ребенка – не дом отдыха, и, как небезосновательно считают родители, иногда она требует  от чада свыше его душевных и физических сил.  С понедельника по пятницу школьник живет в состоянии постоянной внутренней собранности, крайнего психо-эмоционального напряжения, готовности  воспринимать большой объем материала, выполнять задания, конкурировать  с другими детьми.

Если внимание не было достаточно развито в детском саду, в младших классах, то в средней школе ученику приходится крайне тяжело. Без устойчивого внимания неизбежны проблемы с учебой и нервные срывы.

Родители недоумевают, почему у их  чада – умного, начитанного, а зачастую даже талантливого – успеваемость стремительно падает? Почему его внимание, и так рассеянное, и вовсе теряет помехоустойчивость, а упавшая на уроке линейка выбивает из колеи на целый урок?

Хороший педагог понимает, что внимание ребенка, особенно маленького, не может удержать сразу много объектов,  и потому  старается не перегружать внимание учеников.

Но время, программа и учебный план диктуют ему «внедрить» в детские головы  как можно больше полезных знаний и навыков, что и приходится ему делать на уроках.

Как помочь школьнику не утонуть в потоке информации и наилучшим образом воспринять и усвоить  материал?

Ответ прост: пришла пора работать над развитием внимания. И необязательно  подключать к этой проблеме целый штат репетиторов и психологов. Наверное, вы обрадуетесь, узнав, что эта работа может быть отнюдь не тяжелой и изнурительной, а веселой, захватывающей и увлекательной  – и для  вас, родителей, и для ваших дочек и сыночков.

Развитие внимания - Справочник студента

Тренируем  играючи

Самая популярная методика для развитиявнимания – так называемые корректурные пробы. В качестве «корректора» выступает не взрослый (педагог, психолог или родитель), а сам ребенок. Он берет яркие фломастеры и карандаши и начинает исправлять и вносить коррективы там,  куда раньше взрослые его не подпускали.

Начнем с самого простого. В качестве пособия возьмите старую книгу или любой детский журнал (можно  и православный – заодно поднатореем в знаниях  и понятиях церковной жизни).

Определите для ребенка какой-нибудь текст, дайте задания найти и обвести какие-нибудь  встречающиеся в тексте буквы, буквицы, символы, картинки, словосочетания и т.п.

Проверьте выполнение вашего задания и обязательно похвалите свое дитя, ведь в какой-то степени он с ним обязательно справится.

Когда он освоится с этой простейшей задачкой, усложните ему задание. Теперь пусть он соотнесет  два разных объекта: например, геометрическую фигуру и знак препинания. Пусть в квадратике он поставит точку, в круге – запятую, в треугольнике – двоеточие.

Еще более сложный уровень – найти  и подчеркнуРазвитие внимания - Справочник студентать среди сплошного потока цифр какую-нибудь важную дату, выделить в общей массе фрагмент текста, цифрового примера, орнамента или тому подобное.

Неплохо было бы вспомнить и детские журналы из прошлого, которые изобиловали простыми и полезными для внимания головоломками. Требовалось распутать шнуры, найти 10 отличий на картинках, соединить части целого. Такие элементарные упражнения современные детские психологи тоже признают полезными для развития внимания.

Ловим диверсанта

Овладев  навыком  таких операций,  младшешкольник сможет  включиться  в более сложное занятие на внимание – в увлекательную групповую игру. Кто-то называет ее «Шпионы», кто-то «Супер-агенты», «Следопыты»  и так далее.

Суть занятия проста, дети при помощи педагога или родителя осваивают «секретное шифровальное дело»: взрослый придумывает, а ребенок использует специальные символы, которые обозначают буквы алфавита.

Это могут быть человечки, картинки, любые графические изображения, которые несложно запомнить.

Изучив ключи к шифрам, теперь  школьник может сам составить секретное зашифрованное письмо,  и даже «вскрыть  и прочесть переписку засланного шпиона».

Для наибольшей вовлеченности детей в процесс игры можно придумать  захватывающий сценарий  в соответствии с их возрастом и предпочтениями – например, мы раскрываем диверсию, ловим злодея (злого героя сказки), спасаем мышку от кошки, помогаем Красной Шапочке найти дорогу в лесу из букв или цифр, и так далее.  Для качественного выполнения такого задания ребенку потребуется предельное внимание.

Дети на подмостках

Дети, подростки и молодежь любят выступать на сцене, возможно, поэтому большой популярностью не только у младших школьников, но и у старшеклассников и даже у студентов пользуется театральное чтение – особое упражнение с текстом. Выразительно читается небольшой отрывок занимательной истории.

Затем вырабатываются условные знаки: вот на этом слове нужно похлопать в ладоши, на этом – потопать ногами, а на вот этом можно даже встать и подпрыгнуть. Занятие получается динамичным и веселым.

Дети и подростки учатся  быстро включаться в работу, концентрировать и переключать внимание, кроме того, знания лучше усваиваются, поскольку  подкрепляются действиями.

Полезнейшее «театрализованное» занятие не только развивает внимание и способствует запоминанию текста: преодолеваются барьеры в общении, сплачивается класс или группа, снимаются телесные зажимы, а всплеск положительных эмоций способствует малому или большому успеху  каждого ученика. Поверив в свои силы, он сможет перейти на новый уровень развития внимания – послепроизвольный, радуясь процессу игры не меньше, чем ее результату.

По итогам такого занятия будет неплохо подарить маленькие призы или бумажные медали каждому юному участнику. Поверьте, такая игра-учеба запомнится надолго.

Развитие внимания - Справочник студента

Марьиванна… ошиблась!

На ошибках учатся, особенно если это ошибки… учителей. Любимейшее детско-юношеское задание на внимание – проверка ошибок своего  педагога.  Текст на доске или карточках, написанный учительницей (или мамой) содержит неточности или ошибки.

Задача школьника – найти, подчеркнуть, исправить и даже вслух попенять взрослому на его невнимательность, упоминая при этом конкретные правила русского языка. Польза очевидна для всех участников, включая взрослых.

Им это помогает воспитывать в себе смирение и развенчивать миф о своей непогрешимости.

Полезно и другое упражнение – поменяться тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверяя тетрадку своего  приятеля и вынося ему строгий и бескомпромиссный вердикт (ставя оценку), ребенок понимает, что и сам будет оценен за свою работу не менее строго. Это мобилизует его внимание на всех уровнях и во всех проявлениях.

Привычка для спасения

Развитие внимания - Справочник студентаВ практической пользе внимания нет сомнений, но есть от него и немалая духовная польза.  Важно научить ребенка вниманию для его внутреннего развития и роста, для его осознания себя православным христианином.

Игумен Нектарий (Морозов) в книге «Что нам мешает быть с Богом?» отдает должное хорошо развитому вниманию как свойству психики, говоря о том, что многие житейские проблемы возникают именно от неумения правильно организовать свое время. Из-за нашей невнимательности в повседневности – и в бытовой жизни, и в ее духовном измерении – все  может быть неустроенно, беспорядочно, хаотично.

«Внимание – вещь для нашей духовной жизни, для преуспеяния христианского необходимая», – говорит автор.

 Рассуждая о внутреннем внимании с духовной точки зрения, он размышляет о внимательной и вдумчивой молитве, а также вспоминает высказывания святых отцов Церкви.

«Внимай себе» – говорили они, то есть относись со вниманием к происходящему в твоем сердце – давай себе ежедневный и ежеминутный отчет в своих помыслах и поступках.

Конечно, ребенку, даже воцерковленному воспитаннику воскресной школы и еженедельному участнику литургий, такое внимание к своей душе пока что не по силам.

Но он растет, мужает, бесстрашно осваивает все разнообразие дарованных ему Богом психофизиологических функций, поднимается по ступеням внутреннего взросления и  совершенствуется в восхождении к новым видам внимания.

Когда-нибудь он дорастет и до понимания необходимости пристального внимания к своей бессмертной душе.

И нам, взрослым, нужно особенно быть внимательными к его внутреннему миру, чтобы научить  честному и самостоятельному вниманию к себе.

Внимая себе, со временем ребенок будет готов  достойно принять любые жизненные испытания. Хорошо, если  эта внимательность превратится  для него  в добрую привычку.

Повзрослев, с ней он преуспеет в духовных усилиях, которые  потребуются  ему для спасения и жизни вечной.

Валентина Киденко

Фото автора

Источник: https://azbyka.ru/deti/trenirovka-vnimaniya-u-detejj

Внимание человека — особенности развития

Внимание человека — особенности развития

23.03.2015

Снежана Иванова

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, обеспечивающий сосредоточенность сознания.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта.

Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения.

Читайте также:  Решение систем дифференциальных уравнений матричным способом - справочник студента

Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Развитие внимания - Справочник студента

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию.

Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности.

Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте.

Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами.

Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале.

И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации.

Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления.

Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку.

А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает  к  деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели.

Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии.

Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами  внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд.

Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент.

  Послепроизвольное внимание является самым  продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана,  каковы главные действующие лица.

Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам.

Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей.

  Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д.

Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая  речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации.

Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание.

В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к  воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями.

У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком.

В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/vnimanie.html

Тренировка произвольного внимания студентов высших учебных заведений

УДК 159.952.4

Педагогические науки

Кокова Елена Ивановна (Кандидат педагогических наук)

Копылов Юрий Анатольевич (Кандидат педагогических наук, Профессор Российской академии естествознания)

Ключевые слова: ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; ТРЕНИРОВКА; ТЕКУЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ; VOLUNTARY ATTENTION; PHYSICAL EXERCISES; TRAINING; CURRENT ANXIETY. Аннотация: Исследовали уровень произвольного внимания студентов высших учебных заведений.

Использовали методы оценки произвольного внимания, работы нервной системы и нейромышечной координации, текущей тревожности.

Внимание человека определяется как концентрация разума на установленном предмете.

Это специальный познавательный процесс, разнящийся от всех прочих тем, что он не имеет своего содержания и наличествует как бы в прочих психических явлениях: памяти, мышлении, восприятии, движениях [5].

Внимание – крайне существенный процесс. Величина его развития воздействует и на качество мышления, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на координацию двигательной деятельности.

От внимания зависит результативность любой деятельности человека.

Внимание избирательно выбирает из окружающего мира предметы, имеющие особенный смысл, интенсивные раздражители, резкие звуковые сигналы, насыщенные световые вспышки, болевые воздействия.

Например, в спорте внимание имеет ключевое значение. Как известно, в спорте присутствуют быстрые передвижения, неожиданные перемены обстоятельств, значительные психологические нагрузки, что предъявляет значительные запросы к главным особенностям внимания – объёмности, сосредоточению, постоянству, распределению и переключению.

Внимание необходимо спортсмену для реализации различных тактических задач, возникающих в соревновательной деятельности. Технические действия очень часто предъявляют к спортсмену требования по предельной концентрации внимания.

При этом необходимость концентрации внимания вызывает серьёзные изменения эмоционального состояния (тревожности), которые отражаются в различных системах организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной [2].

Физическая нагрузка, выполняемая спортсменом, негативно сказывается на возможности длительно концентрировать внимание на выполнении двигательного действия, особенно в процессе утомления.

Учитывая значение формирования произвольного внимания была сформулирована цель исследования – разработать комплекс физических упражнений для формирования устойчивого произвольного внимания студентов высших учебных заведений.

Методы и организация исследования. Исследование проведено при участии 30-ти студентов педагогических факультетов высших учебных заведений, отнесенных к основной медицинской группе.

Было сформировано 2 группы испытуемых – контрольная (15 человек), использовавшая игру в мини-футбол в условиях спортивного зала, и экспериментальная (15 человек), выполнявшая комплекс физических упражнений на повышенной узкой опоре (на гимнастической скамейке). Занятия проводились в течение двух месяцев, по три раза в неделю.

Длительность каждого занятия – 45 минут, которое включало 10 минут разминки, 30 минут – выполнение физических упражнений, 5 минут – отдых в положении лёжа.

Тренировочная программа для экспериментальной группы.

Использован комплекс физических упражнений, требующий постоянного внимания при его выполнении. Положение 1. Стать прямо, ноги вместе, ладони рук сложить вместе перед грудью. Смотреть прямо перед собой. Положение 2. Сцепить большие пальцы рук вместе. Вытянуть руки вверх над головой, чтобы они были на одной линии с ушами. Положение 3.

Наклониться вперёд к ногам и коснуться руками пальцев ног. Положение 4. Положить ладони на пол рядом со ступнями ног. Сгибая ноги, отставить назад вытянутую левую ногу, касаясь левым коленом гимнастической скамейки. Правая стопа находится между обеими кистями рук. Смотреть вверх. Положение 5. Отставить назад правую ногу, поместив её рядом с левой. Поднять область таза вверх.

Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направить на стопы. Пятки прижать к поверхности скамейки. Тело должно принять форму треугольника. Положение 6. Коленями, грудью и подбородком коснуться гимнастической скамейки. Область таза слегка оторвана от поверхности скамейки. Ладони рук лежат на полу под плечами. Ноги держать вместе. Положение 7.

Опустить на поверхность скамейки область таза и медленно поднять вверх голову и грудную клетку. Живот не отрывается от поверхности скамейки. Не опираться на руки, чтобы прогнуться назад. Ступни ног держать вместе. Положение 8. Поднять вверх область таза, выпрямляя руки и ноги. Скамейки должны касаться только подошвы стоп и ладони рук. Взгляд направлен на стопы.

Тело снова принимает форму треугольника. Положение 9. Продвинуть левую ногу вперёд, чтобы стопа оказалась между кистями рук. Колено правой ноги касается пола. Смотреть вверх. Положение 10. Приставить правую стопу к левой. Выпрямить ноги. Коснуться руками носков ног. Голова и руки опущены вниз. Положение 11. Сцепить большие пальцы рук.

Вытянуться вверх так, чтобы голова находилась между рук. Смотреть прямо перед собой. Положение 12. Сложить ладони рук вместе перед грудью. Расслабиться.

Проделать цикл, состоящий из 12 положений в течение 30-ти минут. Затем лечь на спину и расслабиться.

Методы исследования.

Оценка уровня внимания. Испытуемым предъявляли таблицу с расположенными в произвольном порядке числами от 1 до 25. Давалось задание отыскать в таблице по порядку все числа. Определяли время, затраченное на поиск, в секундах [3].

Проба Ромберга. Позволяет судить о эффективности работы нервной системы. В исследовании использовали усложненную пробу Ромберга: испытуемый стоял так, чтобы его ноги были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка нейромышечной координации. Использовали тест Копылова [1]. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях, наклониться вперед, кисти рук на уровне середины голеней.

По команде мяч перемещают по часовой стрелке вокруг правой голени, когда мяч будет находиться в «точке передачи» (правая рука сзади правой голени), левая рука спереди перехватывает мяч и начинает перемещение вокруг левой голени против часовой стрелки.

Когда мяч вновь окажется в «точке передачи» между голенями, засчитывается выполнение одного круга, или «восьмерки». Замерялось время (в секундах) выполнения десяти полных «восьмерок».

Оценка уровня текущей тревожности.

Испытуемые самостоятельно оценивали уровень текущей тревожности в соответствии со следующей градацией: 5 – огромная тревожность, озабоченность, напуган неразрешимыми трудностями и проблемами (5 баллов); 4 – некоторая озабоченность, страх, беспокойство, волнуюсь, раздражен (4 балла); 3 – чувствую себя несколько скованно, немного встревожен (3 балла); 2 – в целом уверен в себе, свободен от беспокойства (2 балла); 1 – полное спокойствие, на редкость уверен в себе, абсолютно не волнуюсь (1 балл). Испытуемым нужно было выбрать один вариант из пяти предложенных [4].

Результаты исследования.

Исходный уровень исследованных показателей не имел статистически достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами (табл. 1).

Читайте также:  Личность ребенка как субъект и объект воспитания - справочник студента

Таблица 1

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в начале эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 635,25
+ 40,27
612,68
+ 41,69
22,57 0,39 > 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 28,14
+ 1,12
31,13
+ 1,22
2,99 1,80 > 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 23,05
+ 0,99
25,06
+ 0,87
2,01 1,52 > 0,05
Тревожность, баллы 4,36
+0,55
4,19
+0,42
0,17 0,25 > 0,05

После проведения педагогического эксперимента показатели студентов экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) превосходили аналогичные показатели, полученные в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2

Показатели студентов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в конце эксперимента (M + m)

Показатели Группа Различия Достоверность различия
К Э t p
Время выполнения теста на внимание, с 435,25
+ 36,64
312,68
+ 31,91
122,57 2,52 < 0,05
Время выполнения пробы Ромберга, с 38,14
+ 1,06
42,13
+ 1,04
3,99 2,69 < 0,05
Время выполнения теста Копылова, с 13,05
+ 0,96
10,04
+ 0,77
3,01 2,45 < 0,05
Тревожность, баллы 4,03
+0,31
3,01
+0,28
1,02 2,43 < 0,05

Анализ полученных данных показал, что за время педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы статистически достоверно (p < 0,05) улучшили исследованные показатели по сравнению с показателями контрольной группы.

В ходе проведения исследования было выявлено, что показатели текущей тревожности в экспериментальной группе после проведённого педагогического эксперимента корреспондируют с показателями произвольного внимания, а также показателями пробы Ромберга и теста Копылова. Предполагается, что произвольное внимание, работа нервной системы, показатели нейромышечной координации и текущей тревожности составляют определённый симбиоз и могут влиять друг на друга в процессе тренировки.

Внимание не является автономным психологическим явлением, и возникает только на фоне других психических процессов [6]. Можно сделать вывод о том, что внимание проявляется в системе различных психологических процессов, и связано с волевыми усилиями для достижения поставленной цели.

Нередко в тренировочной работе возникают ситуации, когда физическая работа не представляет интерес для занимающегося, и он часто вынужден произвольно сосредоточиваться на отдельных тренировочных упражнениях в силу необходимости.

Непременным условием любой человеческой деятельности, в том числе и в области спорта, является проявление организованности, точности, мышечных напряжений, сосредоточенности внимания.

В этой связи внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности [7].

Таким образом, используя разработанный комплекс физических упражнений, выполняемых на узкой опоре (гимнастическая скамейка) в тренировочной деятельности студентов, нуждающихся в более интенсивном формировании произвольного внимания, открывается принципиальная возможность развивать не только различные направления круга интересов, но и волевые качества.

Список литературы

  1. Копылов, Ю.А. Развивать координацию работы рук /Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. – 1987. – № 10. – С. 51.
  2. Косинцев, В.С. Экспериментально-педагогическое исследование путей совершенствования внимания в гандболе.: Автореф. дис…канд. пед. наук /В.С. Косинцев. – ГЦОЛИФК. – М., 1969. –19 с.
  3. Методика «Таблицы Шульте» /Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С.112-116.
  4. Мотков, О.И. Психология самопознания личности /Практическое пособие / О.И. Мотков. – М., 1993. – 97 с.
  5. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию. – 1976. – 354 с.
  6. Романов, В.Я. Психология внимания /В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

Источник: http://novaum.ru/public/p856

Концентрация внимания студентов на занятиях: как повысить

С проблемой рассредоточенного внимания сталкивается большое количество преподавателей учебных заведений. С чем связаны трудности студентов? Почему молодые люди не могут или не хотят концентрироваться на воспринимаемой информации? Как сделать лекции более продуктивными?

Впервые столкнулись с этой проблемой ещё в советские времена. Уже тогда была разработана программа, направленная на развитие внимания. Главная задача заключалась в искоренение таких зол человеческой души, как бедность произвольного внимания, рассеянность и неравномерность наблюдения.

С тех пор утекло много воды, но ситуация не изменилась, и даже наоборот, ухудшилась.

Внимание, внимание

Сосредоточенность и направленность сознания, предполагающее повышение интеллектуальной, сенсорной и двигательной активности индивида называется вниманием.

Сосредоточенность или концентрация на одном объекте предполагает временное игнорирование всего происходящего, отвержение от постороннего. Благодаря высокой концентрации внимания, достигается более ясное и точное понимание происходящего. Мысли и представления целесообразно удерживаются в голове до тех пор, пока не будет достигнута цель или не завершится действие.

Направленность чётко проявляется в непроизвольном и произвольном выборе, изобретательности индивида.

Основные функции внимания:

  • Контроль и регуляция деятельности;
  • Обеспечение длительной активности и сосредоточенности на объекте;
  • Целенаправленный отбор поступающей информации, её дальнейшая организация;
  • Сохранение и удержание образов;
  • Торможение ненужных и активизация необходимых процессов

На бис

Для того чтобы Ваши студенты не отвлекались, делайте подачу своего материала более разнообразной. Существенным условием поддержания внимания аудитории является тонкая логическая цепочка, которая позволяет связать излагаемый материал и его последовательность. Вводите новые методы изложения, экспериментируйте.

Предлагается ввести новое содержание, заложить идею предмета в другие слова, связать факты и теоремы с современными представлениями. Подготовьте ответы на вопросы, которые могут задать студенты в процессе восприятия материала. Чем интереснее будет звучать решение задачи, тем больше внимания молодых людей получит преподаватель.

Ещё одним эффективным способом «воровства» внимания является искусственное заострение проблемы.

В начале лекции или занятия задайте студентам несколько важных вопросов, предложите найти решение задач самостоятельно, вызовите активное обсуждение, дискуссии.

Ближе к середине занятия начните давать наводящие ответы, подталкивая к правильному решению. В конце лекции можно обсудить с аудиторией решение проблемы или задачи.

Скукотища

Монотонное изложение материала активируют защитную функцию мозга. В такой ситуации человек просто не способен сконцентрироваться на учебном процессе.

Начинается поиск маленьких приключений: рисование в конспекте, обсуждение вчерашней пьянки в общаге или словесная перепалка с «ботанами». Если своевременно нащупать переключатель скуки, то удастся избежать подобных трудностей.

Главное, чаще изменяйте подход к одному и тому же вопросу, применяйте различные методы и средства методов обучения.

Используя такую методику обучения, Вы увидите положительные результаты уже на первых занятиях. Применяя данные методы и средства обучения, Вам удастся сконцентрировать внимание аудитории и поддерживать его до окончания занятий.

Совет студенту

Наверняка Вы заинтересованы в получении качественного образования, которое позволит в будущем иметь достойную зарплату. Рекомендуем не только концентрироваться на получаемой информации, но время от времени тренировать свои навыки. Для того чтобы повысить внимание, можно начать наблюдать за собой. Главная задача определить те моменты, когда Вам труднее всего сконцентрироваться.

Не хватайтесь за несколько дел одновременно. Мало того, что ни Вы только ничего не сделаете, но и станете рассредоточенным и невнимательным. Составьте чёткий перечень дел и приступайте к их поочерёдному выполнению.

Планируйте свою деятельность: составляйте графики, отмечайте дни в календаре, программируйте напоминания на мобильных устройствах.

Источник: http://www.experto24.ru/lichnostnii-rost/obrazovanie/koncentracija-vnimanija-studentov-na-zanjatijakh-kak-povysit.html

Развитие внимания

Как часто, вроде бы, положив ключи на тумбочку, мы не можем их
найти. Или куда-то вдруг из поля зрения пропадает колпачок от флешки.

А сколько
людей могут правильно ответить на такой вполне простой вопрос: сколько ступенек
от входа до лифта в вашем доме? Девушки часто упрекают парней в
невнимательности, а родители ругают своих детей за то, что те пропускают слова
при чтении вслух.

Виной всему этому – недостаточный уровень развития внимания.
Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие учёные умы.

Почему малышей в детском саду постоянно просят называть, какого
цвета или формы та или иная игрушка или же учить маленькие стишки? Все эти
задания на развитие внимания являются очень важным шагом в обучении детей. Но
тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте.
Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития
внимания, то результаты не заставят себя ждать.

Основные параметры влияющие на уровень внимания — устойчивость и
концентрация. Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы,
основанной на запоминании (например: чтение или восприятие на слух какой-либо
информации) можно считать лишь условным.

Силу внимания и его устойчивость практически невозможно
рассматривать, не учитывая начальные, волевые качества отдельного индивидуума.
Лишь дисциплинированный человек может быть максимально внимателен в
повседневной деятельности.

Ведь, именно такие люди всегда доводят свои
начинания до их логического завершения. Любое желание сосредоточиться на каком-либо
деле требует подкрепление со стороны воли.

Выражения «я хочу» и «мне нужно»
должны согласовываться друг с другом и зачастую, чтобы добиться в жизни высот,
необходимо отдавать предпочтение этому, иногда неприятному: «я должен».

Почему в детстве нам всегда запрещали съесть вначале сладкое, и
прежде приходилось «расправиться» с основным блюдом? Именно на этом факте можно
обосновать причины, по которым изначально требуется приступать к трудным и
неинтересным заданиям или поручениям, а потом уже делать лёгкое и приятное.

 Развивать внимание помогают занятия динамичными видами спорта, подвижные игры,
решение головоломок и кроссвордов, а также другие упражнения на развитие
внимания в игровой форме.

Особенно полезной считают игру в шахматы, ведь она не
только заставляет думать, но и  следить за ходом мыслей вашего противника.

Однако стоит учитывать то, что польза от всех этих занятий дляразвития и формирования внимания будет лишь тогда, когда они совпадают не только с вашими
интересами, желаниями, но и соответствуют вашим способностям и поставленным
целям. 

Если же вы не поставили цель достичьопределенных высот, все ваши действия будут  похожи лишь на
пассивное созерцание и никак не скажутся на развитии внимания.

Огромную роль
играет эмоциональная составляющая, при выполнении любого дела стоит бытьпозитивно настроенным,
тогда вам точно будет легко сосредоточиться.

Если вы хотите выполнить
какую-либо задачу – полюбите ее, заинтересуйтесь ею сполна, тогда любая работа
будет в руках спориться.

Особенности концентрации
внимания

В жизни каждого из нас наступает  такой момент, когда уже
дальше некуда откладывать занятия не интересной или нудной деятельностью:
готовиться к экзамену по латыни, разбирать запутанные нитки в клубках пряжи,
находить вторые пары потерянных носков или вспоминать когда же у тёти вашего
двоюродного брата по маминой линии была свадьба.

 На любую физическую или
умственную деятельность, которая кажется нам нудной или не интересной, уходит
намного больше сил, времени и энергии, но ещё больше тратится на банальное
поддержание внимания.

Вот основная причина того, почему работа выполняемая при
«произвольном», неконтролируемом уровне внимания зачастую малоэффективна.
Полная сосредоточенность и глубокая концентрация бывает возможно лишь при
контролируемом, после произвольном внимании.

Что бы перейти к такому уровню
внимания можно воспользоваться таким приемом развития внимания, как «закон осмысления и интереса». 

Увы, даже в этом случае,
совершенно не отвлекаться практически не возможно.

Не стоит забывать, что больше всего от эффективной работы нас
отвлекают мысли, не связанные с выполняемой задачей: переживания, яркие цвета
вокруг или щелканье соседа ручкой.

Избежать таких проблем поможет
соответствующая обстановка вокруг.

Как часто встречаются люди, которые
практически не способны сконцентрировать своё внимание, когда вокруг шумно и
те, которые могут  заниматься практически любыми делами, даже стоя на
одной ноге посреди шумного мегаполиса.

 Каждый человек индивидуален, именно
поэтому каждому требуется своя обстановка иличное пространство. Это может
быть тишина вокруг, комфортное кресло, или же идеальный порядок на столе. 
Но не стоитзабывать о той зоне комфорта, в которой всегда
удобнее работать или размышлять, нежели даже в тихой библиотеке или
одиноком кабинете в конце коридора.

 Как было доказано учеными, не все виды
отвлечения могут навредить эффективности и плодотворности работы. Вся
загвоздка в том, что длительная глубокая концентрация активирует определённые
участки мозга и, если поддерживать такое состояние длительное время, то в итоге производительность мыслительной деятельности падает.

Так что, при выполнении любого дела возьмите себе за
правило каждые 45-50 минут делать небольшой перерыв, в течение которого можно
сделать физические упражнения на укрепление спины или же просто размять кости,
по дороге на кухню, за свежезаваренным  зеленым чаем с мятой, который
поможет не только расслабиться, но и в дальнейшем сконцентрироваться на
достижении цели.

Стоит учитывать и первоначальный психологический настрой на работу.

Если с
самого утра внушать себе, что вы не выспались или же просто сегодня
понедельник, а как всем известно: «понедельник день тяжелый», то стоит ли сомневаться, что дела не пойдут в гору? Но если вы всё
же решили изменять свою жизнь к лучшему, вам на помощь придёт способ развития внимания, которым
пользовался в своё время сам Наполеон, а он, как отмечалось в исторических
изданиях, отличался весьма высокой работоспособностью.

Представьте, что вместо мозга в вашей голове находится большой
шкаф. В нём есть ящики, которые символизируют те виды работы, которые вы
выполняете по ходу вашей жизни. Найдите тот ящик, в котором находится нужное
вам дело. До конца задвиньте остальные ящики и приступайте к работе.

Этот  простой приём поможет вам увеличить концентрацию
перед предстоящей работой и выполнить её быстро и качественно. 

Уберите вокруг
себя то, что может вас раздражать или же отвлекать от основного дела.

Но не
стоит запираться в бетонную коробку, такие небольшие побочные раздражители, как
негромкая спокойная музыка или же умеренный шум города за окном помогут
оставаться наготове глубоко мыслить.

Если же вам мешает абсолютно всё вокруг,
то вы относитесь к тому исключительному числу людей, которые не могут работать
вне звукового вакуума.

Историческим примером
вышесказанного являлся опыт, проводимый в библиотеках старого города Лондона.
Для создания идеальной обстановки для вдумчивого чтения были оборудованы
специальные звукоизолированные комнаты.

Однако посетители библиотеки не только
не отмечали улучшений в производительности умственного труда, но и жаловались
на плохое самочувствие из-за постоянного шума в ушах.

Так  был сделан вывод, что полная тишина никак не может быть совместима с работой, которая
требует глубокой сосредоточенности на изучении или анализе какого-либо
материала.

При планировке своего рабочего расписания на день или же списка дел, необходимо помнить о таком специфическом явлении, как колебания умственной
активности.

Было доказано, что наиболее высокую продуктивность имеют часы с 9 и
до 12 утра, а так же с 3 часов дня и до 7 вечера.

Некоторые люди отмечают
высокую активность в часы перед сном, это связанно с тем, что по сути луна
(которая тоже влияет на способность человека к деятельности) находится в том же
положении, как и утром.

  • Как формируется и
    развивается внимание
  • Попытаемся теоретически
    обосновать формирование и развитие внимания.
  • Большинство ученых
    склоняется к тому, что внимание можно описать всего лишь тремя
    законами:апперцепции, установки, составляющих. Поясним основную суть каждого из
    них:
  • 1. 
    Закон
    апперцепции
  • Говорит
    о том, что уровень внимания является постоянно меняющейся величиной и поддается
    изменениям в зависимости от длительности поддержания внимания к определённому
    объекту или же виду деятельности.

Человек
может воспринимать одинаково различные предметы или же различать  абсолютно идентичные.

  Объясняется это тем, что степень концентрации
внимания напрямую зависит от отношения субъекта к определенному объекту,
психологического и телесного состояния, а также от настроения и жизненного
опыта.

К примеру, простой письменный стол мы можем воспринимать как объект
интерьера, место для работы или просто место, куда можно залезть посидеть.

Примером
может служить фокус, представленный в фильме «Трасса-60».

Источник: http://praktiks.com/razvitie_vnimaniya/

Ссылка на основную публикацию