Развитие психики в онтогенезе — справочник студента

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5-6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.

В настоящее время существует множество подходов к проблеме развития психики ребенка, причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, Ж. Пиаже — четыре, а Э. Эриксон — восемь.

Первая стадия — стадия новорожденного (до 2 месяцев).

Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период.

Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют. В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев).Наданной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у пего формируется восприятие.

Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев).Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения.

Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка.

Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретает форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, которое тот выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь.

Ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека.

Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет)характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности.

Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е.

происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны — это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др.

Другая форма овладения предметами — это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно. На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями.

При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения.

Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией — стадией дошкольного возраста — является отсутствие воображаемой ситуации в игре.

Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет).Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей.

В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре.

Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого у него теперь есть обязанности перед обществом.

От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность.

Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем и происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения.

Точно так же возрастает продуктивность памяти ребенка, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей, происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы.

Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив.

Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность».

Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально-значимой единицей для ребенка была семья.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки — женской.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет)характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества.

В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность.

Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения.

Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека.

В отличие от юношеского периода, акмеологический характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития.

Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество.

Источник: https://students-library.com/library/read/60999-razvitie-psihiki-v-ontogeneze

Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез – это развитие психики отдельного человека от рождения до конца жизни.

Онтогенез происходит в разных направлениях:- Как становление организма — морфофизиологические онтогенез; — Развитие человека как сознательной общественного существа — онтогенез психики; — Развитие личности — социальный онтогенез.

Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий — исследуются возрастному и дошкольным психологией.

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отмечается такими закономерностями.

1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждой психической свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно. Эти периоды — сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются.

2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышления.

3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка.

Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Характеристиками каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность.

4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).

Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития.

В нем выделяют три компонента: • Макросреда — общество, его социально-экономическая и политическая система; • Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка; • Микросреда — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных учреждениях. Обучение и воспитание организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучить, выяснить.

Читайте также:  Скорость света в однородных изотропных диэлектриках - справочник студента

Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития.

6. Пластичность — способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности.

Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других.

Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния.

Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов.

В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

10.Форми прояву психіки: психічні процеси, стани, властивості.

Психические процессы — это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (например ощущения и восприятие, память и мышление, эмоции, воля и т.п.). Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются психические свойства.

К психическим процессам относят: ощущения, восприятия, представления, память, внимание, воображение, мышление, речь, воля, эмоции.

Ощущение-отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущения отражают только отдельные свойства предмета.

Восприятие– это целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторы.

Представление – это образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения

Внимание —это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

  • Воображение– это фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
  • Мышление —процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
  • Речь –это процесс общения людей между собой с помощью языка.

Эмоции– это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Чувства — особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Воля-это психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения целей.

Психическое состояние– это целостная характеристика псих. дея-ти, за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания псих. процессов в зависимости от отражающих предметов, явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности

  1. Классификация:1)Личностные и ситуативные 2)Глубокие и поверхностные 3)Положительные и отрицательные 4)Продолжительные и кратковременные 5)осознанные и менее осознанные
  2. Типы: адаптация, релаксация, оптимальное рабочее состояние, утомление, стресс.
  3. Свойства личности– это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения типичного для данного человека.
  4. К ним относят: направленность, способности, темперамент, характер.
  5. Направленность –это совокупность наиболее важных существенных жизненных целей, перспектив и установок человека.
  6. Способности– это индивидуальные особенности людей, от которых зависит успешность в приобретении ими ЗУН, а также успешность выполнения разных видов деятельности.
  7. Темперамент —характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
  8. Характер— это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/13604.html

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального развития является возраст.

В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями.

Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий.

Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности
Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни

2. Развитие психики животных
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость.Появление психической формы

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики
В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА
Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).Критерием появления зачатков психики у живых

Развитие психики и поведения
Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм

Глава V
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов
Способность реагировать на исходящие из среды раздражения — раздражимость— является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь «предметом» — арифметикой, естествознанием, географией, историей, совокупностью знаний, хотя бы и

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Эмпирическое по своему содержанию мышление вышеохарактеризованной ступени может быть по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем рассудочную мыслительную

Глава 3.
Эволюционное развитие психики
Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер

Глава 4.
Возрастное развитие психики человека
Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых

Развитие психики
Вторая топика вводит генетический аспект. Причины психических нарушений связаны не только с психотравмирующей ситуацией, но обусловлены всей личностной историей. Ранний период детства – формирование психического аппарата и становления «Я» и

Источник: https://psy.wikireading.ru/30186

Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез — это индивидуальное развитие, тогда как філогенез является развитием вида в целом. Биологический онтогенез, согласно закону Мюллера-Геккеля, является копированием филогенеза. По онтогенеза психики человека это утверждение не является таким несомненным.

Человек рождается именно человеком, и овладение ею высших форм психической деятельности происходит иначе, чем у животных. Соціологізуючи онтогенез человеческой психики можно утверждать, что это различие окончательно обусловливается влиянием общества.

Но если применить методологический принцип творческой самодеятельности, онтогенез психики предстанет как развертывание чисто человеческой сущности в биологических и социальных условиях.

Эти условия могут исключить возможность этого саморазвития человека (генетические аномалии приводят к умственной нецовноцінності, отсутствие социальных контактов в сензитивний период развития также оказывается разрушительной), но не вносят в индивидуальное развитие человека ничего такого, что не было присутствовать ее потенции.

Изучением онтогенеза психики человека занимаются две психологические науки: общая психология, возрастная психология.

Онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований.

Если новообразования не появится в свое время, вероятно, что оно может не появиться вообще, потому воспитательное воздействие на определенные стороны личности должен быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии.

Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и др.), однако о содержании этих стадий у психологов нет единого мнения. Есть большое количество теорий онтогенеза, некоторые из которых приведены ниже:

Теория рекапитуляции Холла-Болдуина, согласно которой в онтогенезе повторяется соціогенез (развитие общества). Отсюда и довольно странные названия стадий онтогенеза: первобытное варварство, охота, пастушество, земледелие, торгово-промышленная.

Теория детской сексуальности 3. Фрейд утверждает, что стадии онтогенеза обусловлены развитием сексуальности. Он отличает оральную, анальную, фаллической, латентную и генитальную стадии, привязывая их к освоения человеком различными эрогенными зонами. Фиксация на какой стадии, обусловлена наиболее яркими впечатлениями, связанными с ней, является источником психопатологии.

Эпигенетическая теория Е. Эриксона (теория жизненного цикла) разделяет онтогенез на восемь стадий психо-социального развития, на каждой из которых человеком решается определенная проблема — и следствием решения есть определенное возрастное психическое новообразование.

В решении проблемы базового доверия-недоверия к миру рождается надежда; в противостоянии автономии и стыда и сомнения — сила воли в выборе между инициативой и чувством вины — целеустремленность; в противоборстве трудолюбия и неполноценности — компетентность; в избрании идентичности вопреки смешению ролей — верность; в конфликте близости и изоляции — любовь; в утверждении генеративності против стагнации — попечительства; в получении целостности вопреки отчаяния — мудрость.

Теория ведущей деятельности О. М. Леонтьева, согласно которой содержанием стадий психического онтогенеза является последовательное овладение человеком видами деятельности, такими как игра, учение, труд.

Согласно представлений о индивидуальное развитие психики человека, сложившиеся в пределах субъектного подхода В. О.

Читайте также:  Прямая пропорциональность и её график - справочник студента

Татенка, содержание стадий онтогенеза заключается в очередности опыте (а потом згортань) так называемых «інтуїцій субъектного ядра» человека: экзистенциальной, експірієнтальної, рефлексивной, інтенціальної, потенциальной, актуальной, виртуальной, — то есть внутренних сущностных образований человека, которые актуализируются в конкретных психических явлениях.

Психологический возраст выступает временным аспектом индивидуального развития человека.

Возрастная периодизация развития психики человека образует своеобразный каркас возрастной психологии как целостной науки.

Согласно наиболее полной возрастной периодизации психического развития, рождения человека не является абсолютной точкой его отсчета. Определяют такие периоды возрастного развития человека:

• до рождения — пренатальный период (сегодня он вообще не подлежит психологическому исследованию);

• перед рождением и вокруг него — перінатальний период (он довольно плодотворно исследован в трансперсональной психологии С. Грофа, которая через техники глубокого дыхания и ЛСД-терапии позволяет человеку вновь пережить опыт плода в утробе матери и кризис рождения — самый ответственный в жизни, согласно О.Ранку);

  • • от рождения до 1 года — возраст младенца (этот период завершается кризисом 1-го года жизни, которую связывают с началом хождение и нейрофизиологической перестройкой, которые вызывают физическое утомление, а также со смысловым речью и обращением большим количеством предметов, которые ведут к умственного утомления; симптомом этого кризиса является постоянный протест ребенка);
  • • от 1 до 3 лет — период переддошкільного детства (он заканчивается кризисом 3-х лет, что ее связывают с развитием предметной деятельности; проявления этого кризиса уже более яркие: упрямство, негатівізм — то есть склонность к действиям, противоположных требованиям, непокорность есть такой же, произвол, деспотизм);
  • • от 3 до 6-7 лет — период дошкольного детства (он заканчивается кризисом 7-ми лет, которую связывают с вызванной походом в школу изменением социальной ситуации, умственным напряжением и развитием самосознания);
  • • от 6-7 до 10 лет — младший школьный возраст (в этот период для развития самосознания ребенка очень важна оценка окружающих, она овладевает социально-нормативной поведением);
  • • от 10 до 15 лет — подростковый возраст (этот период сопровождается наиболее заметной кризисом в жизни человека, главным фактором которого признается пубертат — половое созревание; у подростка интенсифицируется физическое, умственное, нравственное, социальное развитие; перестраивается организм, самосознание, система отношений к окружающим; ощущение взрослости приводит к трудностям социального взаимодействия);
  • • от 15 до 17 лет — ранняя (первая) юность, или старший школьный возраст (этот период связан с интенсивными поисками своего места в мире, с попытками понять сущность мира-сразу и навсегда, с построением собственного отношения ко всем явлениям действительности, которое базируется на определенной індивідуалізованій картине мира);
  • • от 17 до 21 года — юность, или вторая юность (этот возраст является периодом первого испытания собственных сил и способностей человека, когда она раскрывает свой потенциал на определенном пути творческого життєдіяння; происходит профессиональное самоопределение);
  • • от 21 до 35 лет — период молодости, или первой взрослости (в этот возраст человек достигает определенного пика своих возможностей; именно характер и объем ее достижений являются факторами кризиса 30-ти лет, которая обычно состоит из обострение проблем последствий профессионального определения, построения семейной жизни, общего самоутверждения);
  • • от 35 до 60 лет — период зрелости, или второй взрослости (этот период является временем, когда человек оказывается не на «пике» своих возможностей, но на определенном их «плато» — устойчивому стабильном уровне, на котором она закрепилась кризиса; 40-ка и 50-ти лет является содержательно близкими друг к другу — разочарование, недовольство рутиной, попытка вырваться из объятий обыденности до настоящего бытия — только растут объемы симптомов стагнации развития);
  • • от 60 до 75 лет — наклонный возраст (этот период, конечно, есть время, когда человек сталкивается с первыми признаками собственной психической инволюции; она или прилагает усилия, чтобы оптимально функционировать и достичь того новообразования, которым определяется этот возраст — мудрости, или впадает в отчаяние и быстро деградирует; этого кризиса и двух последующих периодов связаны с развитием отношение человека к концу своей жизнедеятельности, с примирением с его приближением);
  • • от 75 до 90 — старческий возраст;
  • • выше 90 — долгожители.

Источник: https://banauka.ru/2981.html

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций

Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью окружающего мира.

Развитие и формирование психики человека выводит его из разряда животных в разряд разумно мыслящих.

И передача историко-культурных знаний и опыта человечества, составляющих процесс формирования психики, коренным образом меняют структуру деятельности человека, его личностную составляющую.

  • Процесс развития психики подразумевает прохождение человеческим индивидом следующих этапов:
  • 1) овладение способами изготовления и применение предметов, увеличивающих функциональность человеческого организма (орудия труда);
  • 2) обретение способности использовать культурные достижения человечества;
  • 3) изучение и применение знаково-речевых средств для структуризации сознания и рационального управления психическими и эмоциональными процессами;
  • 4) овладение способами личностной организации, регуляции собственного поведения;
  • 5) овладение способами межличностного и социального взаимодействия.
  • Уровень познавательного развития человека часто подразумевает под собой умение человеком использовать приобретенный опыт для организации межличностного и социального взаимодействия, примененят познанную информацию в виде знаково-симво-лических средств.
  • Личностно-совершенным человеком можно назвать человека, умеющего ставить перед собой цели с последующим их достижением, с использованием приобретенного широкого спектра знаний и развитого межличностного взаимодействия.
  • Овладение широким спектром умений и знаний у человека происходит в процессе обучения и воспитания.

В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни меняется место, которое он занимает в системе человеческих отношений. Как утверждает А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является порой жизни, когда перед ребенком открывается окружающий мир человеческой действительности.

Именно теперь он проникает в окружающий мир, осваивает его в действенной форме. В данный период ребенок испытывает свою зависимость от окружающих людей, жизненные потребности удовлетворяются взрослыми, а он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению.

В этот период жизни ребенка мир окружающих его людей как бы распадается для него на два круга. Первый круг составляют те близкие люди, отношение с которыми определяют его отношения со всем остальным миром. Второй круг составляют все другие люди, отношение к которым опосредствованы для ребенка его отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге.

Так происходит не только в условиях воспитания ребенка в семье. Даже если дошкольника, который воспитывался дома, отдают в детский сад, и образ жизни ребенка меняется, психологически деятельность ребенка остается в своих основных чертах прежней.

Отношения детей этого возраста к воспитательнице своеобразны, для ребенка необходимо ее внимание лично к нему, он часто прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками. Поэтому можно сказать, что отношения к воспитательнице входят в малый, интимный круг его общения.

Ребенок-дошкольник может хорошо уметь читать, его знания могут быть относительно велики. Но это не стирает и не может стереть в нем детского, истинно дошкольного.

Если основные отношения ребенка к жизни перестроятся, например, на его руках окажется маленькая сестренка, а мать обратится к нему как к своему помощнику, участнику взрослой жизни, то общий психический облик ребенка изменится.

В нормальных случаях переход от дошкольного детства к следующей стадии развития психической жизни происходит в связи с поступлением ребенка в школу. Значение этого события очень велико, вся система жизненных отношений ребенка перестраивается.

Теперь у него появляются обязанности не только перед родителями и воспитателями, но и обязанности и перед обществом. Это обязанности, от выполнения которых будут зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда и содержание всей его дальнейшей жизни. Обычно ребенок знает об этом еще задолго до начала учения.

Однако действительный и психологически действенный смысл эти требования приобретают для него лишь тогда, когда он начинает учиться, причем первоначально они выступают еще в очень конкретной форме – в форме требований учителя. Когда ребенок садится за приготовление уроков, он чувствует себя занятым по-настоящему важным делом. Меняется реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни, окружающих его взрослых, в жизни своей семьи.

А. Н. Леонтьев указывал, что изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень.

То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, – это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. Леонтьев считал, что в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни.

Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает. Жизнь или деятельность в целом не складываются механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к деятельности. Признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития. Ведущая действительность – это вид деятельности, который характеризуется следующим признаком: это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности.

Например, обучение, в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении – процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходят только внутри ведущей деятельности.

Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, а и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, а в рисовании, цветной аппликации и т. п., т. е.

в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

Ведущая деятельность – это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Например, ребенок-дошкольник именно в игре отстаивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей, а это является важным моментом формирования его личности.

Таким образом, как указывает А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенным содержанием ведущей деятельности ребенка, но и определенной последовательностью во времени, т. е. определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным.

Как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности.

Поэтому, хотя и можно отметить известную стадиальность в развитии психики ребенка, однако содержание стадий отнюдь не является не зависимым от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Оно зависит прежде всего именно от этих условий.

Влияние конкретно-исторических условий сказывается как на конкретном содержании той или другой отдельной стадии развития, так и на всем протекании процесса психического развития в целом.

Например, продолжительность и содержание того периода развития, который является подготовкой человека к его участию в общественно-трудовой жизни, – периода воспитания и обучения – исторически далеко не всегда были одинаковыми. Продолжительность эта менялась от эпохи к эпохе, удлиняясь по мере того, как возрастали требования общества, предъявляемые к этому периоду.

Читайте также:  Развитие психологических подходов к личности - справочник студента

Значит, хотя стадии развития и распределяются определенным образом во времени, но их возрастные границы зависят от их содержания, а оно в свою очередь определяется теми конкретно-историческими условиями, в которых протекает развитие ребенка.

Таким образом, не возраст ребенка как таковой определяет содержание стадии развития, а сами возрастные границы стадии зависят от их содержания и изменяются вместе с изменением общественно-исторических условий. Эти условия определяют, какая именно деятельность ребенка становится ведущей на данной стадии развития его психики. Овладение непосредственно окружающей ребенка предметной деятельностью, игра, в которой ребенок овладевает более широким кругом явлений и человеческих отношений, систематическое учение в школе и далее специальная подготовительная или трудовая деятельность – такова последовательная смена ведущих деятельностей, ведущих отношений, которые можно констатировать.

Психология bookap

Ведущий тип деятельности ребенка и реальное место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений, взаимосвязаны. Изменение этого места и изменение ведущей деятельности ребенка, также тесно взаимосвязаны. Как утверждает А. Н.

Леонтьев, в самой общей форме ответ на этот вопрос состоит в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

Кризисы – кризис 3 лет, 7 лет, кризис подросткового возраста, кризис юности – всегда связаны со сменой стадий. Они в яркой и очевидной форме показывают, что существует именно внутренняя необходимость этих смен, этих переходов от одной стадии ребенка к другой. (По материалам А. Н. Леонтьева.)

Источник: https://bookap.info/genpsy/larina_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl19.shtm

Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез (от греч. онтоз — сущее, генезис — происхождение) — развитие индивида, формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Согласно теории немецкого естествоиспытателя и философа Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое развитие; развитие нервной системы; половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта; эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.

Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма, но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества, своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма, в результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности, а один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые реагирует индивид в течение всей жизни и которые влияют на психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Г. Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% — влиянием наследственности. Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9. Обычные братья и сестры — дети одних родителей, генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности, поэтому коэффициент корреляции их интеллекта уже 0,5. Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут уже различными людьми: один из них, к примеру, стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействия наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.

Основоположник теории конвергенции (сближения) — немецкий психолог В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития являются:

  • — взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л.С. Выготский);
  • — усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых. Проявляется закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Детское развитые подчиняется не биологическим законам, а общественноисторическим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение (Л.С. Выготский).

Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. По Л .С. Выготскому, зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый период состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

  • Период детства включает четыре стадии:
  • 1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до года), на данной стадии ведущей деятельностью является эмоциональное общение младенца с любящими взрослыми, прежде всего с матерью;
  • дефицит эмоционального общения приводит к существенному замедлению и психического, и физического развития младенца;
  • 2) стадия раннего детства (или «первое детство», от года до трех лет) — период развития функциональной независимости и речи; ведущей деятельностью является предметная деятельность, в ходе которой ребенок познает предметы, осваивает основные бытовые действия с разными предметами, на этой стадии развивается нагляднодейственное мышление, формируется определенная степень автономии, самостоятельности ребенка;
  • 3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от трех до шести лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; ведущей деятельностью на данном этапе является игра, в ходе игр ребенок осваивает социальные нормы и варианты поведения в разных ситуациях, развиваются память, внимание, образное мышление, воля, фантазия, умение соблюдать игровые правила и пр.;
  • 4) стадия младшего школьного детства (или «третье детство», от 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний, ведущей деятельностью становится учеба.

Отрочество подразделяется на два периода: подростковый (пубертатный) соответствует половому созреванию и продолжается с 11 — 12 до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе.

Ведущей деятельностью, наиболее влияющей на развитие психики и личности подростка, становится его общение со сверстниками; юношеский (,ювенальный) — с 16 до 20—23 лет — представляет переход к зрелости, с биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, но человек еще не берет на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис 13—14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества, а малые кризисы проходят внешне более спокойно, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, его психологических качеств и превалирующих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности, по особенностям развития личности.

Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков.

Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаше встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные.

Признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Следовательно, можно предполагать: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью (В.А. Геодакян).

Физические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями:

  • — мужчины, выступая преобразователями внешнего мира, могут как созидать, так и разрушать его, являются новаторами в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности — выполнение этой жизненной функции достигается в результате преобладания таких физических качеств, как высокий рост и мощные конечности, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, больший вес за счет костной ткани и скелета, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле. Все эти физические качества, присущие большинству представителей мужского пола, необходимы для выполнения физических нагрузок, для борьбы и активного преобразования внешнего мира;
  • — женщины, выполняя жизненную функцию сохранения человеческой жизни и человеческого рода, стремятся все стабилизировать, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе, — выполнение этой жизненной функции продолжения и сохранения человеческого рода обеспечивается за счет специфических физических качеств: широкий таз, более развитое туловище по сравнению с конечностями, грудной тип дыхания, развитые грудные железы напрямую влияют на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность и округлость женского тела, красивые волосы, гладкая нежная кожа обеспечивают привлекательность женщины, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете в продолжении человеческого рода.

Обменные метаболические процессы различаются у мужчин и женщин: у женщин они характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма; у мужчин же преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, с размножением, с дезинтеграцией. Психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуальнопространственными способностями.

  • 1. В чем суть объекта и предмета психологии?
  • 2. Какие отрасли психологии существуют?
  • 3. Какие методы являются основными в современной психологии?
  • 4. Что такое психика? Каковы ее функции?
  • 5. Какие функции выполняют правое и левое полушария мозга?
  • 6. Какие этапы развития психики в филогенезе?
  • 7. Чем отличается психика человека от психики животных? В чем состоят особенности человеческого поведения?
  • 8. Какова структура человеческой деятельности?
  • 9. Какова структура сознания человека?
  • 10. Как взаимосвязаны сознание и бессознательное?
  • 11. Как происходит развитие психики в онтогенезе?

Источник: https://bstudy.net/744527/psihologiya/razvitie_psihiki_ontogeneze

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector