Развитие предпринимательства в россии — справочник студента

Развитие предпринимательства в России - Справочник студентаИсследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru провел опрос и выяснил, что три четверти студентов задумываются над созданием собственного бизнеса, при этом 6% уже претворили эти идеи в жизнь, а 1% имеют свое дело в данный момент. Мы решили проанализировать эти данные, а также сравнить их с тем, что происходит на Западе.

К студентам давно уже нельзя относиться как непродуктивной силе, все больше и больше из них задумывается о собственном и бизнесе, и порой такие инициативы могут стать крайне успешным бизнесом — вспомните Цукерберга, Гейтса, Дурова и т.д. На самом деле есть множество положительных моментов в работе над собственным проектов, будучи студентом — вы же полностью свободны и ничего не теряете, это как минимум. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Итак, вернемся к исследованию. Кто по вашему мнению больше всего заинтересован в предпринимательской деятельности? Если ваш ответ менеджеры, то вы неправы.

 В предпринимательской деятельности задействованы главным образом студенты 3–4 курсов инженерных и технических специальностей, а также маркетологи.

Возможно будущие менеджеры не хотят вести свой бизнес, а предпочтут пойти работать в крупные компании. 

                    ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ СТУДЕНТЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?

Чаще всего студенты во время учебы не пытаются изобрести велосипед и начинают с продаж тех или иных товаров — среди респондентов таких оказалось 46%. 31% пытаются заработать посредством собственного сайта (вот они, стартаперы), а 8% оказывают курьерские услуги.

Реже выбираются такие источники дохода, как ремонт техники, разработка ПО, частные уроки или мастер-классы, собственное производство товаров.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Модели организационных изменений - справочник студента

Оценим за полчаса!

Также респонденты работают частными парикмахерами, предоставляют клининговые услуги и даже организуют собственные туристические агентства.

Доходность бизнеса, спросите вы? Не такая уж и высокая, но все же даже по сравнению со стипендией это достаточно — треть опрошенных признаются, что это приносило или приносит им в месяц в среднем 5 000 рублей.

Отметим, что около половины респондентов ответило, что собственный бизнес не мешает их учебе. Основным же препоном на пути к проекту для студентов является отсутствие стартового капитала (таких оказалось 74%). 

  • А вот почему студенты решают закрыть свое дело:
  • Развитие предпринимательства в России - Справочник студента
  • Первый опыт ведения бизнеса далеко не всегда бывает успешным, что и подтверждает статистика. 
  •                     А ЧТО ЖЕ НА ЗАПАДЕ?

В отличие от России, на Западе все же культура предпринимательства более развитая и воспитывается в людях с колледжей. Курсы по предпринимательству есть в 1500 учебных заведений, плюс к этому некоторые университеты имеют специальные образовательные программы.

Правда там зачастую студенты бросают учебу ради собственного стартапа, даже приводится интересная статистика — каждые 9 секунд какой-либо студент отчисляется из университета, что приводит к тому, что в год на рынке оказывается около 1.

2 млн потенциальные предпринимателей (или уголовников). 

  1. Но чтобы оценить масштаб предпринимательства среди студентов в Америке приведем таблицу с основными героями:
  2. Развитие предпринимательства в России - Справочник студентаИсследовательская компания Gallup приводит же данные по заинтересованности студентов в открытие собственного бизнеса. Заметим, что возможно доля людей, мечтающих о стартапе меньше, но зато целых 42% респондентов хотят изобрести то, что изменит мир:
  3. Развитие предпринимательства в России - Справочник студента
  4.                     ВЫВОДЫ

В целом давайте заметим вполне положительное отношение студентов к собственному бизнесу. На самом деле, это не может не радовать: студенты — наиболее активная часть населения, и если большинство из них станет претворят в жизнь свои бизнес-идеи, все больше и больше мы будем слышать о новых Цукербергах. 

Источник: https://rb.ru/news/issledovanie-razvitie-studencheskogo-predprinimatelstva/

История предпринимательства в России: этапы становления :

История предпринимательства в России начала свое становление еще во времена Киевской Руси в виде различных промыслов – бортничества и звероловства. Именно купцы считаются первыми его массовыми представителями. Наряду с развитием торговой деятельности формировались крупные зоны российской предпринимательской деятельности.

Развитие предпринимательства в России - Справочник студента

Первые документы о предпринимательстве

В XI веке на Руси был принят первый документ для регулирования отношений между купцами. В нем предусматривалась возможность банкротства и были закреплены принципы неприкосновенности собственности.

Но позднее, из-за нападений татаро-монголов, история предпринимательства в России проявлялась преимущественно в виде сельских промыслов. Далее отмечается развитие торговли воском, льном, смолой, металлическими и кожаными изделиями. В XVI в. была основана Нижегородская ярмарка.

В этом же веке происходит расцвет и торгово-промышленной деятельности, укрепленной столичным купечеством.

Начало XX в — становление торгово-промышленного бизнеса

Развитие предпринимательства в России - Справочник студента

История развития российского предпринимательства – это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых. Мощным толчком для торгово-промышленного бизнеса послужила эпоха Петра.

В группы самых крупных деловых людей того времени входят обеспеченные ремесленники, торговцы и крестьяне. Уже к началу XX в. предпринимательской деятельностью в России занималось примерно пять миллионов человек.

В этот же период было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес.

Революция 1917 года — значение для предпринимательства

История предпринимательства в России снова приостановила свое развитие во время революции 1917 года. И только с 1921 года в период НЭПа торговцы и купцы возобновили торговые отношения. В 1965 году произошла реформа, которая упростила сотрудничество между торговцами, но только через 25 лет государственное предпринимательство в России стало официальным.

Период 1996-1999 гг.

Развитие предпринимательства в России - Справочник студента

В 1995 году численность представителей малого бизнеса значительно сократилась. Причиной такой ситуации стал принятый правительством закон о поддержке этого вида деятельности, который, как водится, принес обратные результаты.

Но в 1997 году история предпринимательства в России вышла на новый уровень. В этот период отмечался рост общей численности малых предприятий. По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных бизнесменов составило 3,5 млн.

человек.

Состояние дел сегодня

За прошедшие годы сложившаяся структура в отрасли малого предпринимательства практически не изменилась. Сфера производства все так же не привлекает малые предприятия. Большая часть частных компаний работает в сфере общественного питания и торговли (43,2%).

Небольшая доля приходится на строительную и промышленную отрасль (16,5 и 15%). Такую тенденцию развития можно объяснить спецификой малого бизнеса как экономического сектора и ситуацией на мировом рынке, где нематериальная сфера деятельности доминирует над производственными отраслями.

В частности, это касается именно малого предпринимательства.

Источник: https://www.syl.ru/article/74752/istoriya-predprinimatelstva-v-rossii-etapyi-stanovleniya

Предпринимательство в России

В России становление и развитие предпринимательства име­ет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление.

В России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринима­тельство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное пред­принимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики.

Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, адми­нистративными и уголовными методами.

Становление и развитие рыночной экономики в России из­менило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму (91,4 % и 8,6 % соот­ветственно в структуре занятого населения).

Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены про­изводственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной ста­тистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа со­ставляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения.

За последние два года она выросла на 83 тыс. человек (0,1 %). Таким образом, российские предприниматели составляют не­многим более 1 % активной части населения.

В этой связи необ­ходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества. Это дву­кратное превышение в сущности раскрывает основную причину богатства США.

В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. На сегодняшний день производ­ственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %.

Пред­принимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя пред­принимателей предполагает появление людей, концентрирую­щих в своих руках большие денежные средства, причем в корот­кие сроки.

Читайте также:  Логос – законы природы - справочник студента

На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики.

В сфере же производства со­хранились в основном сложившиеся организационные структу­ры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственно­го.

Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит — и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит ми­грации предпринимательских кадров, успевших продемонстри­ровать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.

Во многих странах предпринимательский талант активно ис­пользуется в теневой, а не в легальной экономике.

В развитых странах главной причиной развития теневой эко­номики выступает крайне высокий уровень налогообложения (например, в странах Западной Европы на налоги уходит 40—50% ежемесячного заработка среднего гражданина). Здесь доля теневой экономики оценивается в 5—10 % ВВП.

В разви­вающихся странах доля неформального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП и в нем работает от 1/4 до 2/3 занятого населения. В странах с переходной экономикой причиной образования те­невого бизнеса является неспособность национального хозяйст­ва обеспечить занятость населения.

Опыт показывает, что чем глубже экономический спад, тем выше уровень теневой актив­ности. Оценка параметров теневой экономики в России произ­водится, в первую очередь, Роскомстатом и МВД. По данным МВД РФ, в начале 90-х гг. в теневой экономике производилось 10—11 % ВВП; в середине — 30—45 %, в конце 90-х гг. — около 50 %.

По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны 58—60 млн человек, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80 % совместных предприятий. Заметно мень­шую оценку давал Госкомстат России. За первые годы реформ доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9—10 %, в середине 90-х гг. — 20 %, в конце — 25 %.

По оценкам Госком­стата, в теневой экономике занято приблизительно 30 млн чело­век. На сегодняшний день оценки параметров теневой эконо­мики Росстатом и МВД по-прежнему различаются в 1,33 раза (по данным Росстата, теневая экономика составляет около 30 % ВВП, а по данным МВД — более 40 %).

Эта разница обусловле­на тем, что Росстат в качестве теневой учитывает только скры­тую и неформальную составляющую теневой экономики, в то время как МВД принимает во внимание и ее нелегальную со­ставляющую. По некоторым данным, организованная преступ­ность в той или иной мере контролирует 70 % коммерческих структур, свыше 40 тыс. хозяйственных объектов.

Источник: https://modern-econ.ru/ekonomika-rossii/osobennosti/predprinimatelstvo

Становление и развитие предпринимательства в современной россии — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Гельман В.А. 1
1 Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Институт устойчивого развития.Кафедра «культурологии и социокультурной антропологии»
Статья рассматривает актуальную современную проблему – формирование предпринимателей и их основные этапы развития в трансформируемом российском обществе.

Место и роль предпринимателей в обществе. Историю изменения динамики государственных отношений к предпринимательству. Основные факторы, способствующие формированию предпринимательской деятельности для развития страны. Целью работы является анализ истории формирования социальной группы предпринимателей и государственную стратегию по отношению к ним.

Изучение современного этапа истории нуждается в комплексном анализе, где рассмотрение становление предпринимателей поможет понять происходящие события. С помощью предпринимательской активности власть может решить стоящие проблемы по насыщению потребительского рынка и обеспечить занятость населения.

Поможет скорректировать необходимые социально-экономические преобразования в России. Предприниматели основа среднего класса и от его расширения зависит стабильность в обществе. От целенаправленного сотрудничества, поддержки среднего и малого бизнеса напрямую зависит успешность построения гражданского общества и установление демократических свобод в России.

предпринимательство; история формирования; государственная поддержка предпринимательства; динамика развития.
1. Бойко И.П. Предпринимательство в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1994. — Вып. 1. — С. 22-26.
2. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полит. исслед. — 1993. — № 3. — С. 149-154.
3.

Демин А.А. Реформа и бизнес в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1996. — Вып. 3. — С. 42-52.
4. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства // Соц.-полит. журн. — 1995. — № 4. — С. 3-16.
5. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. — М. : Изд-во Института социологии РАН, 2000. — 220 с.
6.

Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исслед. — 1994. — №. 2. — С. 15-22.
Государство и предприниматели — две главные силы, от которых сегодня зависит успех рыночной реформы в России и оздоровление ее экономики, что, несомненно, является актуальным вопросом.

Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и возникшей социальной группой бизнесменов, предпринимателей.

От решений, принимаемых правительством, и конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят характер реализации экономических реформ в стране и особенности формирования российского предпринимательства, что и является целью изучения.

Основными методами изучения является исторический метод, метод сравнительного анализа и метод описания.

Законодательная основа предпринимательской деятельности, заложенная в 1986 г. после принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в начале 90-х закрепляется в постановлениях Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 г.

«Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и № 790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», которые определили критерии малого предприятия по разным отраслям народного хозяйства и систему льгот для предпринимателей. В декабре 1990 г.

были приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В 1991-1992 гг. принимаются законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в соответствии с происходящими в экономике изменениями. Наиболее важными стали Постановление Правительства РФ за № 446 от 11 мая 1993 г.

«О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства на 1994-1995 гг.», где государственная поддержка определяется как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, а также использование льгот и преимуществ в приоритетных областях.

14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ.

Законом определено, что субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, «в уставном капитале которых доля РФ, субъектов общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников не превышает установленных предельных уровней. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

В 90-е годы организационно-правовая сфера характеризуется для бизнеса нестабильностью законодательства, отсутствием необходимых законов и невыполнением уже имеющихся, отсутствием реальных механизмов защиты предпринимателей от монополии местных властей и государственных предприятий.

Для преодоления сложившейся ситуации наибольшую роль сыграли региональные власти, которые способствовали созданию сильной правовой среды, гарантирующей права собственности и обеспечивающей рост деловой активности, расширение сети государственных, общественных и частных институтов, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

За двадцать лет, прошедших с начала реформ, отношение предпринимателей к существующей власти претерпело серьезные изменения: от практически единодушной поддержки ее действий, направленных на кардинальные преобразования общества на основах частнопредпринимательской инициативы и политической демократии в 1992 г., до сдержанно негативистских оценок властных институтов в 2010 г. Причины этого лежат в кардинальном изменении обстановки в стране. В 1992 г. страна стояла перед выбором: либо продвижение вперед по пути реформ, несмотря на огромные социальные и экономические издержки, либо реставрация прежнего тоталитарного политического режима. Но затем ситуация в корне изменилась. Общество миновало, пусть и с большим трудом, рубеж, за которым возврат к временам коммунистического тоталитаризма был еще возможен.

При опросе респондентов в Республике Бурятия был задан вопрос: «По какому, на Ваш взгляд, пути пойдет наша страна?» Варианты ответов отображены в таблице 1 (в процентном отношении).

Таблица 1 — Пути развития России

Ответ 2004 2009
1. Вернуться к социалистической модели экономики. 5,1% 5,5%
2. Продолжить нынешний курс реформ вхождения в мировую экономику. 49,1% 50,1%
3. Построить самодостаточное, закрытое от мировой экономики государство. 5,7% 6,9%
4. Затрудняюсь ответить. 39,7% 36,4%

Подавляющая часть респондентов поддерживают прошедшие реформы и не видят возможности возвращения к социалистической модели развития государства, понимая, что развитие вперед возможно только общими усилиями всей мировой экономики.

За последние десятилетия население пришло к выводу, что экономическое пространство России неразрывно связано с глобальной экономикой, и прошедший мировой кризис тому подтверждение.

Большой процент затрудняющихся ответить на вопрос объясняется тем, что за прошедшие годы реформ ещё не все адаптировались к новым условиям, но в то же время понимают, что возврата к прошлому нет.

Небольшие проценты ответов о возврате к социалистической модели экономики или построении самодостаточного, закрытого от мировой экономики государства подтверждают вышеперечисленные утверждения, что невозможно вернуть то, что потеряно, и создать великую державу в противовес всему миру.

В середине 90-х годов перед властью возникла совершенно другая задача: создать необходимые экономические, организационно-правовые условия для развития предпринимательства; разработать и внедрить в жизнь «правила игры» для хозяйственных субъектов, стать арбитром, наблюдающим за строгим выполнением этих правил. Однако российская власть оказалась не в состоянии решить эту задачу.

Российское предпринимательство имело серьезные претензии к властвующей элите как с точки зрения экономической политики государства, так и в связи с тем, что предпринимательские круги отстранялись от участия в выработке и принятии важных государственных решений.

В феврале 1996 года проходит первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов изо всех регионов России.

Главными задачами съезда было: привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства; добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидации предпринимателей.

В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, руководители Правительства и Федерального собрания России, которые заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству.

Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес государственных органов власти. Однако надежды предпринимателей не оправдались.

Принятые решения в большинстве своем остались невыполненными.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта.

В России государство к концу 90-х годов предприняло определенные шаги по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Это позволяет разделить данный промежуток времени на три соответствующих периода.

  1. Период спада (1999-2001 гг.).
  2. Период подъема (2002 — август 2008 г.).
  3. Период спада (август 2008-2011 гг.).

В период спада (1999-2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. Августовский кризис 1998 г.

негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров.

В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.

С приходом нового президента В.В. Путина в 2000 году происходит перемена в политике государства в отношении к малому и среднему предпринимательству. В 2002 г.

создается предпринимателями Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для содействия консолидации предпринимателей и для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Они активно выступают за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности.

Изменяется к этому времени и государственная политика по отношению к предпринимательству и предпринимателям. В период подъема (2002-2008 гг.) количество малых и средних предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч в год. Можно утверждать, что 2002 стал переломным годом в развитии малого и среднего предпринимательства.

На рост развития малого и среднего предпринимательства влияние оказали такие меры государственной политики, как реформа земельно-имущественных отношений; поправки в Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы; внедрение рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы.

Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.

Читайте также:  Личность учителя и её направленность - справочник студента

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.

С 1 января 2008 года закон вступил в силу, что говорит о начале нового этапа развития малого и среднего предпринимательства. С выборами нового президента Дмитрия Медведева продолжился прежний курс построения экономически выверенного, стабильного государства, где немаловажной частью нашей экономики является малое и среднее предпринимательство.

В последние годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и государственных корпораций.

Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом».

Создание государственных корпораций было обусловлено необходимостью консолидации разрозненных предприятий и отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, но это не приносит эффективность существующей системе государственного управления, но ставит бизнес в неравные условия.

Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса.

Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство.

Так, на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний.

В то же время правительство, с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства.

Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса.

Делая вывод, мы установили, что влияние политического и экономического фактора на формирование предпринимательства неоднозначно и требует существенных коррективов в экономической, политической, правовой жизни нашего общества и государства.

Рассматривая социально-экономические изменения в стране, мы видим, что предпринимательство стало реально действующей экономической, политической силой и сформировавшимся социальным слоем новой России.

Создание благоприятных условий привлечет более обширные слои населения в малый и средний бизнес, которые создадут новые рабочие места и решат вопрос создания среднего класса, а тем самым и вопрос социальной стабильности в стране.

Рецензенты:

  • Митупов К.Б., д.и.н., профессор кафедры «Отечественная история» исторического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
  • Мантурова С.Ч., д.и.н., профессор кафедры социальной технологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, г. Улан-Удэ.

Библиографическая ссылка

Гельман В.А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5234 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5234

История развития предпринимательства в россии

До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель» сегодня носит еще дискуссионный характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г.

«Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г.

Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело.

Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение.

Однако существовали причины и более «практического» характера, которые сегодня почти не упоминаются.

Будучи ограничены обстоятельствами в выборе поля деятельности, не имея возможности реализовать себя ни на государственной, ни на военной службе, старообрядческие купцы и промышленники обращали весь свой талант и энергию на участие в предпринимательстве.

Необходимость завоевания каждой новой колонией своего жизненного пространства (часто в суровых природных и экономических условиях), а также репрессии со стороны правительства определяли необыкновенную внутриобщинную солидарность и солидарность между отдельными общинами.

Пострадавшие после репрессивной выгонки общины могли рассчитывать на помощь остальных.

Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация — капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Отмена крепостной зависимости крестьян от помещиков касалась небольшой части сибирского населения. Помещичьи крепостные крестьяне составляли лишь одну тысячную часть жителей Сибири. В 1858 -1859 годах в Сибири насчитывалось только 36 помещиков, владевших населенными имениями.

Но отмена крепостной зависимости оказала влияние на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма вширь — на сибирские окраины. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения.

Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили.

Для промышленной и торговой буржуазии центра было невыгодно развитие местной промышленности. Они опасались конкуренции со стороны сибирских товаров. К ее устранению была направлена система кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами.

Они превращались, прежде всего, в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных предпринимателей, обладавших крупными капиталами, как для торговых, так и для промышленных целей.

Не случайно в отчетах по управлению сибирскими губерниями отмечался недостаток дешевого кредита и капиталов для развития местной промышленности.

Сибирская буржуазия, продавая с высокой наценкой товары, получаемые из центра, скупая и перепродавая пушнину и продукты сельского хозяйства, прибегая к ростовщичеству, считала занятие торговлей более выгодным делом, чем организация промышленного предпринимательства. Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность.

На слабом развитии промышленности в Сибири сказывались недостаточная заселенность и хозяйственное освоение обширного края, приводившие к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения.

Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и Европейской России. Аренда и покупка земли существовали в Сибири в небольших размерах. Концентрация земли происходила путем захватного землепользования.

Земли считались собственностью государства (кроме частных, казачьих, городских, монастырских). Собственность на землю включает: право пользования у крестьян, владения крестьянская община и распоряжения государство.

Фактически все было у крестьян: захватывали, пользовались, передавали по наследству, сдавали в аренду, продавали, покупали.

Основные циклы в развитии промышленности Сибири определялись требованиями и состоянием общероссийского рынка, а также экономическими потребностями этого огромного региона.

Промышленный подъем 90-х годов и строительство сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики края, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии.

После первой русской революции Сибирь пережила полосу мощного промышленного подъема, который сменился в годы первой мировой войны хаотической перестройкой производства.

Сибирь оставалась отсталой в промышленном отношении окраиной. Ее огромные природные богатства использовались плохо. Крупнейшие промышленные группы препятствовали развитию в Сибири металлургии и машиностроения.

Почти все металлические изделия завозились из центра страны или из-за границы. Слабо использовались богатейшие гидроэнергетические ресурсы, углубилась диспропорция между различными отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности.

Значительная часть сырья (полиметаллические руды, лес, продукция сельского хозяйства) вывозилась без обработки на месте.

Капитал преобразовал экономически и патриархальную сибирскую деревню. Происходит специализация сельскохозяйственного производства, развиваются исторически сложившиеся зернового хозяйства и торгового скотоводства, создается производство сливочного масла на экспорт. Сбыт сельскохозяйственной продукции захватывают в свои руки крупные русские и иностранные фирмы.

Наличие свободных, незанятых земель обеспечивали свободное приложение капитала к земле. В Сибири преобладала аграрная эволюция американского или крестьянско-буржуазного типа. Накануне первой мировой войны Сибирь стала уже одной из важнейших житниц страны, чему способствовало переселение на окраины миллионов крестьян.

Господство в стране крепостников-помещиков продолжало откладывать отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство стремилось прежде всего к устранению революционного кризиса в центре страны, не заботясь по-настоящему о хозяйственном устройстве переселенцев.

Помещичий характер политики правительства ярко проявился в создании закона 1901 года о насаждении помещичьих хозяйств в России.

Несмотря на раздробленность мелких крестьянских хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали все более товарный характер и через рынок происходило обобществление труда, где роль кооперативного движения, крупных капиталистических хозяйств.

Проникновение иностранного капитала в Сибирь шло в общем русле развития капитализма, дало начало маслоделию, сыроварению и др., но и усиливало однобокость экономики Сибири, усугублял ее специализацию в качестве сырьевого придатка.

Рост промышленности и торговли сопровождался ростом городов и городского населения, но получили развитие лишь те города, которые в виде цепочки тянулись вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия.

Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, купечески -чиновничий облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии промышленности Сибири – каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие.

В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.

Переселение крестьян на окраины и прежде всего в Сибирь приобрело большое значение в период проведения столыпинской реформы, цель которой была в сохранении помещичьего землевладения путем создания опоры — кулачества.

0б отсталости промышленности Сибири свидетельствует структура ее торговли с Европейской Россией. Продукты полеводства вывозимые составили 58% ,животноводства — 19, горной промышленности 23%, а среди ввозимых промышленные изделия составили 99%.

ю 1% рабочих, лесная, деревообрабатывающая промышленность, имеющая колоссальные запасы сырья -1%-3% общероссийского производства.

Первая мировая война(1914 год) война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири. Война создала условия для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию.

  • После Октябрьской революции под влиянием разных факторов в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.
  • Но через несколько тяжелых лет правительство пришло к осознанию необходимости «коренной перемены всей точки зрения» на социализм.
  • Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность.

В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года — акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью.

Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.

Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся в первую очередь частный крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли.

Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой — к оптово-розничной; от нее — к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.

В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками производилась в основном единолично, к 40-м годам в частном секторе осталось 0,8% рыбаков, — сообщает летопись Ханты-Мансийского национального округа.

Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма.

Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности.

Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=28322

Ссылка на основную публикацию