Без правильно организованного мышления трудно представить себе эффективную работу и гармоничную жизнь вообще. Думать для человека – естественный процесс, но хаотичное мышление не приводит к желаемому эффекту.
В этой статье представлены книги, которые учат правильному мыслительному процессу для решения любых жизненных задач и проблем.
1. «Мышление. Системное исследование», Андрей Курпатов
Книга «Мышление» лежит в основе проекта интеллектуального образования нового формата «Академия смысла» и книг «Красная таблетка», «Чертоги разума» и «Троица», мгновенно ставших бестселлерами крупнейших интернет-магазинов.
Издание включает в себя четыре части системного исследования по методологии мышления – «Методология мышления. Черновик», «Что такое мышление? Наброски», «Пространство мышления. Соображения» и «Что такое реальность? Концепт». Купить книгу!
2. «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», Иан Макдермотт, Джейн О’Коннор
Эта книга – введение в искусство системного мышления, рассказ о принципах и методах целостного понимания сложных систем, о свойствах, поведение которых определяется характером связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей. Авторам удалось достичь необычного сочетания образности и глубины благодаря описанию проблемных ситуаций при помощи причинно-следственных циклов – цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей.
Такой подход дает читателю уникальную возможность одновременно использовать свои способности к образному восприятию и логическому мышлению, чтобы найти неординарные творческие решения. Издание написано простым, понятным языком, что делает ее доступной широкому кругу читателей. Купить книгу!
3. «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач», Эдвард де Боно
Книга написана создателем теории латерального мышления, всемирно известным популяризатором нестандартных методов решения сложных задач Эдвардом де Боно, каждая книга которого на эту тему неизменно становится бестселлером. Она поможет развить у себя способность мыслить нешаблонно и научиться справляться с головоломками, которые ежедневно подкидывает жизнь.
Познакомившись с методикой латерального мышления, вы совсем скоро начнете с успехом применять этот навык на практике: в работе, учебе и просто в повседневной жизни – и откроете в себе способность смотреть на многие вещи иначе – эта книга действительно помогает расширить сознание. Купить книгу!
4. «Нестандартное мышление», Эдвард де Боно
Мышление – основной человеческий ресурс. Утверждение о том, что качество нашего будущего целиком зависит от качества нашего сегодняшнего мышления, справедливо для всех уровней – от отдельно взятой личности до глобального. Книга показывает, что улучшить навык мышления намного проще, чем полагают многие. Издание предназначено для широкого круга читателей.
5. «Мышление и речь», Леонид Выготский
Книга – классика отечественной психологии. Сам автор, основатель культурно-исторической теории Лев Семенович Выготский, охарактеризовал ее как «психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии, — вопроса о связи мышления и речи».
Выготский обосновал новизну и революционность своей работы в следующих моментах: экспериментальное установление того факта, что значения слов развиваются в детском возрасте, и определение основных ступеней в их развитии, раскрытие своеобразного пути развития научных понятий ребенка по сравнению с его спонтанными понятиями и выяснение основных законов этого развития, раскрытие психологической природы письменной речи как самостоятельной функции речи и ее отношения к мышлению, экспериментальное раскрытие психологической природы внутренней речи и ее отношения к мышлению. Купить книгу!
6. «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс
В книге представлено конкретное описание всех стадий разработки продукта, собраны чек-листы для брейнштормов в рабочей команде, описаны нестандартные подходы к поиску источников для конкурентного анализа, описаны модели генерации идей и прототипирования для точных результатов, а также многое другое от ведущего эксперта по внедрению методологии в бизнес. Купить книгу!
7. «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», Авинаш Диксит, Барри Нейлбафф
На примерах из кино, спорта, политики, истории авторы показывают, как почти все компании и люди вовлечены во взаимодействия, которые описываются теорией игр. Знание теории игр сделает вас более успешным в бизнесе и жизни.
Это книга для тех, кто хочет добиться большего в бизнесе и жизни, используя научно доказанные стратегии. И для тех, кто увлекается математикой и теорией игр и хочет больше узнать о прикладных аспектах этой науки. Купить книгу!
8. «Мышление», Джон Брокман
Сборник «Мышление» из серии «На острие мысли» продолжает публикацию избранных материалов научно-дискуссионного портала. Авторы книги — звезды современной психологии, ведущие неврологи, а также философы и специалисты в области прогнозирования и оценки вероятностей: Даниэль Канеман и Филип Тетлок, Нассим Николас Талеб и Гари Клейн, Дэниел Гилбер, Герд Гигеренцер и другие.
Они рассказывают о своей работе, о новых концепциях мышления, сознания и морального выбора, обсуждают самые спорные вопросы современной психологии. Небольшие эссе сборника, написанные в свободной, доступной манере, отлично передают дух научной полемики и творческого поиска, постоянно расширяющего рубежи современной когнитивной науки.
9. «Системное мышление 2019», Анатолий Левенчук
Системное мышление помогает бороться со сложностью в инженерных, менеджерских, предпринимательских и культурных проектах: оно даёт возможность думать по очереди обо всём важном, но при этом не терять взаимовлияний этих по отдельности продуманных моментов.
Содержание книги базируется не столько на традиционной академической литературе по общей теории систем, сколько на современных международных стандартах и публичных документах системной инженерии и инженерии предприятий. Купить книгу!
10. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», Том Чатфилд
Автор призывает анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, и дает практические рекомендации, как это сделать. Автор перечисляет признаки, по которым можно распознать неправду и отличить настоящие аргументы от ложных. Знакомит с дедукцией, индукцией и абдукцией, помогает разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии, рассказывает об огромных возможностях языка и риторики.
Книга написана с отменным чувством юмора, в ней много ярких примеров и описаний разнообразных феноменов, парадоксов и ловушек. Она будет полезна всем, кто не хочет быть одураченным псевдологикой, статистикой или убедительно звучащими красивыми словами. Купить книгу!
11. «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления», Тони Бьюзен
Новая книга об интеллект-картах и их практическом применении от основоположника этого инструмента Тони Бьюзена. Из нее вы узнаете, как техника построения интеллект-карт может помочь вам максимально реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Для этого здесь приводятся практические упражнения. Кроме того, вы прочтете непридуманные истории других людей, в том числе признанных мастеров этой техники, чья жизнь коренным образом изменились после знакомства с интеллект-картами. Купить книгу!
12. «Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь», Брайан Трейси
Книга предлагает надежный план, обеспечивающий положительные перемены в вашей жизни за счет изменения ваших личных представлений о себе и своих скрытых (до поры!) потенциалах. Купить книгу!
13. «Азбука системного мышления», Донелла Медоуз
Простая и доступная книга о системном мышлении и его роли в современном мире.
Донелла Медоуз знакомит читателя с понятием систем, особенностями их поведения, причинами экономических, социальных, политических проблем и способами их решения.
Системный подход позволит лучше ориентироваться в сложных условиях, видеть взаимосвязи, меняться самим и менять к лучшему окружающую среду. Купить книгу!
14. «Системное мышление для руководителей. Практика решения бизнес-проблем», Шервуд Деннис
Книга о системном мышлении и системном подходе к построению и совершенствованию бизнес-моделей, который рассматривает организацию как единое целое и изучает причинно-следственные связи между критичными элементами ее успеха.
А также о том, как создать «круг процветания», т. е. раскручивающуюся спираль роста, доходов, прибыли.
Книга объясняет, почему решения, принятые без учета их влияния на систему в целом, не работают или работают не так, как вам бы хотелось.
С ее помощью вы овладеете навыком системного мышления, одного из наиболее важных качеств руководителя. Она учит видеть причинно-следственные связи между управленческим воздействием и реальным эффектом и выбирать правильные точки приложения сил, чтобы получать максимальный эффект.
Автор предлагает особую методику построения системных диаграмм, которая позволяет связать факторы роста с факторами торможения и построить наглядную бизнес-модель, которая покажет, на какие параметры стоит влиять в первую очередь, чтобы существенно повысить конкурентоспособность. Купить книгу!
15. «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей», Тим Браун
Тим Браун, глава одной из самых успешных дизайн-компаний мира, делится своей концепцией дизайн-мышления и на многочисленных примерах доказывает ее эффективность. Методы и технологии, которые использует профессиональный дизайнер для создания предметов, могут быть очень успешно использованы для решения бизнес-задач, стоящих перед руководителями компаний.
И это не только разработка нового продукта. Дизайн-мышление эффективно помогает переосмыслить суть бизнеса, лучше понять потребности клиентов, найти уникальную и прибыльную нишу для стартапа и даже реализовать благотворительный проект. Купить книгу!
16. «Открытое мышление», Институт Арбенгера
Книга посвящена различиям между закрытым мышлением, направленным на себя, и открытым, включающим в орбиту других. Она поможет вам стать более открытыми в работе, руководстве другими и жизни в целом.
С ее помощью вы сможете создать более инновационные и готовые к сотрудничеству команды и организации. Развитие открытого мышления – это шаг на пути к тому, чтобы научиться видеть не только себя.
Купить книгу!
17. «Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других», Джоэл Баркер
Известный футуролог Джоэл Баркер объясняет, как развить навык опережающего мышления и научиться видеть слабые сигналы там, где никто другой их и не предполагает искать. Умение заметить нарождающуюся тенденцию раньше других, развить опережающее мышление — ключевой навык современного успешного руководителя, политика, ученого.
Чтобы научиться это делать, не надо быть магом или волшебником. Нужно лишь научиться видеть системные взаимосвязи между явлениями и уяснить концепцию парадигмы, то есть системы взглядов и представлений, в рамках которых мы воспринимаем действия наших коллег и конкурентов, поведение рынка. Купить книгу!
18. «Всё и разум. Научное мышление для решения любых задач», Билл Най
На забавных примерах из собственной биографии, увлекательно и с невероятным чувством юмора автор рассказывает о том, как наука может стать частью повседневной жизни, учит ориентироваться в море информации, правильно ее фильтровать и грамотно снимать «лапшу с ушей».
Читатель узнает о планах по освоению Марса, проектировании «Боинга», о том, как выжить в автокатастрофе, о беспилотных автомобилях, гениальных изобретениях, тайнах логарифмической линейки и о других спорных, интересных или неразрешимых явлениях науки. «Человек-физика» Билл Най научит по-новому мыслить и по-новому смотреть на мир. Купить книгу!
19. «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете», Чип Хиз, Дэн Хиз
Авторы этой книги предлагают четыре простых шага, которые помогут не только в бизнесе, но во всей жизни. Если вы стремитесь сделать лучший выбор, приготовьтесь к знакомству с четырьмя врагами, влияющими на ваши решения, и с инструментами, с помощью которых можно им противостоять. Купить книгу!
20. «Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология», Георгий Щедровицкий
Книга – пятое издание курса лекций по управлению Г.П. Щедровицкого (1929-1994) – отечественного мыслителя, философа, методолога и общественного деятеля. Автор считает, что деятельность организации и управления является ведущей для развития любых практических сфер.
Источник принципов методологической школы управления — глубокая теоретическая и онтологическая проработка оргуправленческого мышления.
Знания и представления, которыми оперирует методология, имеют характер предписаний к действию или проектов организации деятельности (или мышления).
Особое внимание в лекциях уделено системному подходу, разработанному в Московском методологическом кружке. Купить книгу!
21. «Думай в других форматах», Люк де Брабандер, Алан Ини
Источник: https://SergeySmirnovBlog.ru/poleznie-servisi/knigi-o-myshlenii.html
11 книг, которые прокачают математическое мышление
Развить математическое мышление может каждый. Стоит только овладеть несколькими приёмами. Доктор наук Барбара Оакли рассказывает, как работают с задачами специалисты точных наук. Прочитав книгу, вы узнаете, почему важно усваивать знания порциями, как добиться озарения, почему лучше вспоминать, а не перечитывать.
Подойдёт всем, кто хочет развить память, логику и эффективно работать с информацией.
Купить на Litres.ru
2. «Кому нужна математика?», Нелли Литвак и Андрей Райгородский
Профессора математики Нелли Литвак и Андрей Райгородский рассказывают, где и каким образом используется математика в современном мире. Приводя разные примеры, они доказывают, что мир держится на формулах, и заражают желанием освоить их. Книга написана доступным языком и содержит множество подробных объяснений.
Подойдёт старшеклассникам, студентам и взрослым гуманитариям.
Купить на Litres.ru
3. «Магия математики», Артур Бенджамин
Математические формулы — это заклинания, без которых миру нельзя прожить и дня. Книга математика и специалиста по комбинаторике Артура Бенджамина поможет освоить множество формул и понятий, научит считать в уме и угадывать загаданные другими людьми числа. Кроме того, вы выясните, как знание интегралов поможет сделать ремонт в квартире и что нужно знать, чтобы выиграть в покер.
Книга написана для всех, кто интересуется математикой.
Купить на Litres.ru
4. «Как не ошибаться», Джордан Элленберг
Источник: https://Lifehacker.ru/maths-books/
Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность
© Г. А. Рахманкулова, 2015
© С. Ю. Кузьмин, 2015
© Д. А. Мустафина, 2015
© И. В. Ребро, 2015
© О. Д. Балбина, фотографии, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Введение
В настоящее время технический прогресс глобально изменил жизни, приоритеты и мышление человечества. Еще в недалеком прошлом человечество мечтало о компьютерных технологиях, а сегодня они являются необходимым средством почти в каждой деятельности. И что особенно важно процесс совершенствования и изменения технических средств, а также человека как личности, продолжается.
В своём докладе президент России Путин В. В.
на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года, сказал «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу.
Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [58]».
Новые разработки дают не только новые возможности по изготовлению и усовершенствованию продукции, но и направляют нас на разработку нового процесса обучения. Это связано с тем, что выпускник учебного заведения должен быть компетентным в своей будущей области деятельности.
А значит, процесс обучения должен охватывать изучение вновь изобретенных установок.
Но здесь возникает вопрос, каким образом это сделать? Ведь технический прогресс настолько быстро идет вперед, что знания, полученные в процессе обучения, устаревают к моменту выхода в профессиональную деятельность.
Путин В. В. «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит, а он наблюдается на наших ведущих предприятиях, стал сдерживающим фактором развития экономики, так же как и недостаточная квалификация выпускников вузов.
Для справки: в 2013 году в ходе опроса работодателей они оценивали подготовку выпускников вузов на 3,7 балла по пятибалльной системе; по мнению работодателей, примерно 40 процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке [58]».
- Таким образом, необходимо обратить внимание на процесс организации процесса обучения, и в частности, на: направленность содержания обучения, которое должно включать в себя формирование инженерного мышления; структуру организации процесса обучения, то есть одним из основных методов обучения должна являться исследовательская деятельность.
- Заметим, ученые, в своих исследованиях предложенного направления, под понятием «современный инженер» понимают специалиста, который обладает высокой культурой, хорошо знает современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеет пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладает способностью изобретательства.
- Во всем многообразии подходов к изучению формирования инженерного мышления студента, которые рассматриваю развитие инженерного мышления с помощью специальных условий или при использовании современных технологий обучения, отсутствует стратегия организации специально направленной деятельности.
- Основной задачей современного образования будущего инженера является непросто передача опыта и знаний в данной сфере деятельности, а подготовка компетентного специалиста способного к саморазвитию и самореализации, умеющего решать нестандартные задачи, прогнозировать результат предстоящей деятельности и ориентированного на общечеловеческие ценности.
Такое понимание ставит основной задачей инженерного образования подготовку выпускников, готовых к профессиональной деятельности и обладающих профессиональными компетенциями и инженерным мышлением.
Работодателей не интересует, какая оценка у молодого специалиста по той или иной дисциплине, их интересует его готовность к конкретным профессиональным действиям, мобильность, способность самостоятельно принимать ответственные решения в неоднозначных ситуациях, прогнозируя и адекватно оценивая их последствия.
Но все это может быть сформировано у студента, вследствие специально направленных образовательных действий организованных профессионально компетентным преподавателем-инженером и готовностью студента к восприятию профессиональных компетенций.
- Таким образом, эффективность образования в значительной мере зависит от студента (его способностей в инженерной деятельности, эмоциональной готовности к соответствующему учебному процессу) и преподавателя (точнее профессионального инженерного мышления преподавателя, его способностей организации учебного процесса и эмоционального настроя).
- Поэтому в нашем исследовании актуальными становится следующие задачи:
- определить критерии и сущностные характеристики инженерного мышления студента;
- определить структуру и сущностные характеристики профессионального инженерного мышления преподавателя-инженера;
- обосновать влияние профессионального инженерного мышления преподавателя-инженера на формирование инженерного мышления студента;
- разработать диагностическую карту сформированности инженерного мышления для генезиса этого качества.
Глава 1. Характеристики инженерного мышления
1.1. Критерии и сущность инженерного мышления
Одним из главных аспектов рассматриваемые в исследованиях образования инженера является раскрытие особенностей функционирования и развития инженерного мышления.
Особенность инженерного мышления заключается не только в овладении необходимыми знаниями будущей профессиональной деятельности, способностями предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей профессиональной деятельности. Инженер должен не только мысленно предугадать результат своей деятельности, но и иметь доказательно обоснованные факты, которые укажут на характерные свойства, функции и структурные особенности объекта деятельности и процесса его изготовления.
Таким образом, мышление инженера должно содержать не просто знания и умения в профессиональной деятельности, а основываться на способностях самостоятельной работы, находчивости, изобретательности, творческому подходу, ответственности, умению анализировать, прогнозировать, а также проводить исследовательскую деятельность.
Инженерное мышление – это специфическая форма активного отражения морфологических и функциональных взаимосвязей предметных структур практики, направленная на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий [17].
Становление инженерного мышления непосредственно связано с решением профессиональных (технических, конструкторских) задач, то есть основывается на практических задачах. Фундаментом принимаемых инженером решений становится научный гуманизм, выражающий общечеловеческие интересы и признающий высшей ценностью человеческую жизнь.
Такого рода переоценка ценностей побуждает мышление инженера на комплексное осуществление научно-технических программ, автоматизации научно-исследовательских работ, создание принципиально новых и социально безопасных технических систем и экологически чистых технологий.
Проектирование сложных технических систем требует от инженера не только высокого уровня общетеоретической технической подготовки, тщательной системной проработки создаваемых проектов, но и высокого абстрактного мышления, позволяющего ориентироваться, понимать и учитывать широкие междисциплинарные связи, воспринимать их как норму при построении конкретной технической системы.
Для осуществления инженерных проектов в соответствие с принципом ориентации на экономическую и социальную меру человека каждому проектировщику и конструктору необходимы глубокие гуманитарные знания [17].
Рассмотрим, что в своих научных исследованиях ученые понимают под понятие «инженерное мышление».
В своих исследованиях Шубин В. И. и Пашков Ф. Е. под инженерным мышление понимает проявление инженерной деятельности, продуктом которой выступают знания, необходимые для создания и функционирования человеко-машинных структур [52].
Иванов В. Л. инженерное мышление определяет как специфическую форму активного отражения морфологических и функциональных взаимосвязей предметных структур практики, направленную на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий [17].
Мы считаем, что формирование инженерного мышления не возможно без формирования таких мышлений как техническое, научно-исследовательское, конструктивное и экономическое.
Проблемам развития технического мышления посвящен целый ряд фундаментальных, экспериментальных и прикладных психологических исследований (A. B. Антонов, Б. А. Душков, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, В. А. Моляко, В. В. Чебышева, M. JI. Шубас, А. Ф. Эсаулов, И. С. Якиманская и др.).
«Техническое мышление» рассматривается в профессиональном аспекте как «оперативное мышление» человека, как особенности «конструкторского мышления».
Основу технического мышления можно связать с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: богатство понятий, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов и др.
Инженерное мышление специалиста XXI века представляет собой сложное системное образование, включающее в себя: логическое, образно-интуитивное, практическое, научное, эстетическое, экономическое, экологическое, эргономическое, управленческое и коммуникативное, творческое мышление [43].
Характеристики (качества) технического мышления – гибкость, оперативность, комплексность, системность, интегративность, дивергентность, рациональность, критичность – показатели, которые предполагается отслеживать на качественном уровне по типу фиксируется – не фиксируется при решении конкретных учебных задач. Чем сложнее решаемая обучаемыми задача, тем более сложные характеристики мышления формируются и развиваются с ее помощью [32].
Техническое мышление, обладает высокой степенью полезности для общества, поскольку способствует укреплению логического аппарата и препятствует «растерянности» сознания современного технического специалиста [50].
Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление.
Конструктивное мышление – это мышление, направленное на решение конкретной проблемы, определение параметров устойчивости её решения, на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности.
Конструктивное мышление проявляется в приобретенной компетентности решать теоретические и практические задачи. Человек с развитым конструктивным мышлением способен предпринимать конкретные конструктивные действия, рассчитанные либо изменить ситуацию нужным образом, чтобы решить возникшую проблему, либо в имеющейся ситуации найти положительное применение для нейтрализации проблемы [51].
Говоря словами А. Эйнштейна, «это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо».
Новые экономические условия требуют от инженера умения быстро реагировать на запросы государства, принимать нестандартные решения и удовлетворять собственные образовательные потребности, предвидеть последствия своей профессиональной деятельности.
Экономическое мышление, являясь одной из важных характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей, представляет собой процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйствования и поведения, прогнозирования хозяйственных событий, выработку соответствующих образов целесообразной деятельности. Осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов в экономическом процессе, принятии решений [30].
Развитию и формированию экономического мышления студентов вуза освещены работы исследователей И. В. Брызгалово, В. В. Беловой, А. Э. Ковальской, АВ. Леонтьва, Т. Н. Пильщиковой, И. Г. Рябовой.
Экономическое мышление – форма проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; процесс анализа, оценки экономической ситуации и принятие экономических решений; экономическое мышление – процесс приобретения и выражения взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности [551
1
http://txtb.ru/152/73.html
[Закрыть]
].
Обратим внимание на распространенное в научной литературе понимание инженерного мышления. В общем понимании инженерное мышление это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
- Таким образом, получаем, что понятие «инженерное мышление» охватывает мыслительный процесс, приводящий к получению решения инженерных задач, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий.
- Анализируя различные видения и мнения, мы выделили свое определение инженерного мышления: под инженерным мышлением нами понимается особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
- Инженерное мышление представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют его разные виды.
- Нам удалось выделить на основе различных исследований компоненты инженерного мышления, необходимых для становления компетентного специалиста в области инженерной деятельности: техническое мышление (умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях); конструктивное мышление (построение определенной модели решения поставленной проблемы или задачи, под которой понимается умение сочетать теорию с практикой); исследовательское мышление (определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы); экономическое мышление (рефлексия качества процесса и результата деятельности с позиций требований рынка); самостоятельность и оперативность в выборе стратегий деятельности; потребность в успешной деятельности и в признании достижений со стороны специалиста; ответственность за конечный продукт своей деятельности; творческий потенциал, способствующий выполнению комплекса исследовательских действий в проблемной ситуации; инженерная рефлексия (основа для саморегуляции эмоционального состояния в условиях нервно-психического напряжения); правовая компетенция.
- Использование вышеприведенных компонент инженерного мышления, дает возможность более точно подойти к анализу его внутренней структуры, как инженерного мышления, так и организации ученого процесса.
Так, выделенные нами компоненты инженерного мышления позволяют выявить критерии инженерного мышления. Под критерием понимается признак, на основе которого производиться оценка, определение или классификация чего-нибудь (от греч. Kriterion – средство для суждения) [41].
- С учетом особенностей мыслительного процесса в юношеском периоде можно выделить следующие критерии инженерного мышления:
- Когнитивный критерий
Источник: https://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/95439-formirovanie-inzhenernogo-myshleniya-studentov-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-kollektiv-avtorov/read/page-1.html
Развитие профессионального мышления студента технического вуза в контексте формирования его познавательной активности
1
В современных экономических условиях происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Общество нуждается в постоянно расширяющемся притоке новых продуктов, технологий, идей.
Быстро обновляющиеся наукоемкие технологии требуют не безликих, бездумных исполнителей у конвейера, а творчески мыслящих, активных специалистов, постоянно пополняющих свои знания для ускоренного освоения новых поколений техники и производственных процессов.
Цель инженерного образования носит, трехкомпонентный характер: в профессиональной области — профессиональная компетентность, в общественной жизни — успешная социализация личности, в личностной сфере — осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом, самоидентификация [1, 30].
В диаде показателей качества выпускника технического вуза — уровень развития личности и инженерная профессиональная компетентность; последняя характеристика, включая и профессионально значимые качества личности, во многом обусловлена учебным планом и реализующими его образовательными технологиями и может быть выражена в виде совокупности требований, документирована, а следовательно, более или менее объективно контролируема в целом или по этапам [1, 31].
Проект Федерального Агентства по образованию и науки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» ставит перед профессиональным образованием задачу «предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста» [2, 4]. Такая постановка вопроса требует подхода к решению вопросов профессиональной подготовки в контексте формирования профессиональной компетентности, мобильности, социальной зрелости, инициативности будущих специалистов. Для развития перечисленных качеств, необходим высокий уровень сформированности познавательной активности человека.
Система высшего технического образования обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов, а изучаемые дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному росту будущего специалиста, развитию его познавательной активности.
Таким образом, проблема исследования познавательной активности студента поставлена как педагогической наукой, так и педагогической практикой.
Понятие «активность» в сфере научных знаний определяется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, функциональным особенностям, но и по смыслам. Как справедливо замечал В.А.
Петровский, «парадоксальное, на первый взгляд, положение состоит в том, что представление об активности, игравшее существенную роль в развитии философских воззрений, входившее явно или неявно, в позитивном или негативном плане во все без исключения психологические концепции личности, не зафиксировано в форме достаточно дифференцированной научной категории.
Понятия «активность» (как общепсихологическое понятие) и «активность личности» (как понятие частное) в должной мере не освещаются ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. «Активность» оказывается растворенной в категориях «труд», «деятельность», «практика», «свобода», «субъект» и т. д.
, в понятиях «поведение», «активация», либо, наконец, определяется через перечисление ряда способностей организма (способность к самосохранению, саморегулированию и т. п.) без вычленения связующего их признака» [3, 135].
- Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы показал, что само понятие «познавательная активность» не имеет однозначной, достаточно емкой и точной характеристики.
- Поэтому когда говорят о познавательной активности, то, прежде всего, предполагают возможности человека в решении познавательных задач, которые протекает как процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Совершенно очевидно, что в качестве таких источников и средств могут выступать:
- — познавательная позиция человека (точка зрения, мнение, отношение к познанию в целом и к решению конкретных познавательных задач в частности; действия, поведение, обусловленные этим отношением);
- — познавательные потребности (состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в познании окружающего мира и своего места в нем, в познании смысла и своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям);
— интеллектуальные способности (психологические свойства личности, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешном и качественном своеобразии освоения основных логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т. д.) и основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение), способствующих реализации познавательной деятельности);
— познавательные запасы (знания, умения, навыки, которые представляют хранящиеся в понятии эмоциональные и знаковые образы, их связи и являются базовым средством решения познавательных задач).
Все структурные элементы познавательной активности находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга.
При этом следует отметить, что собственно интеллектуальное развитие студента предполагает не только тренинг операций и форм мышления, способный обеспечить «технологическую» сторону интеллекта, но и развитие эмоциональной стороны мышления, связанной с его ценностными основаниями.
- Разрабатывая программу исследования сформированности компонентов познавательной активности студентов первых трех курсов СИНГ, мы исходили из необходимости отслеживания (выявления) каждого структурного компонента, определения связей между ними в рамках изучения общетехнических дисциплин в вузе.
- Диагностика студентов по указанным направлениям осуществлялась с помощью разнообразных методов: анкетирования, тестирования, наблюдения, анализа продуктов деятельности учащихся.
- Следует отметить, что каждый из выбранных методов выполнял не только диагностическую (контрольную), но и обучающую, воспитывающую и развивающую функции и рассматривался в контексте становления (развития) профессионального мышления будущего инженера.
- Проанализируем некоторые результаты исследования познавательной активности студентов I, II и III курсов СИНГ.
- Методика определения потребности в достижении позволила нам получить следующие результаты.
На I курсе (24 человека) были определены студенты, которые имеют различный уровень мотивации достижений: низкий — 5 человек (20,8 %), средний — 15 человек (62,5 %), высокий — 4 человека (16,7 %). Как видно из соотношения цифр, средний уровень преобладает над низким и высоким.
Эта же тенденция прослеживается и в результатах исследования данного параметра у студентов II курса (21 человек), с той отличительной особенностью, что высокий уровень мотивации достижений отсутствует совсем, а два других распределились между собой следующим образом: низкий — 4 человека (19 %), средний — 17 человек (81 %). Предварительно это можно объяснить большим объемом учебной нагрузки и сложностью изучаемых дисциплин, которые приходятся на данный период обучения студентов в вузе. И как следствие — тревожность и неуверенность в своих силах и в своих способностях.
Результаты, полученные в ходе исследования уровня мотивации достижений студентов III курса (21 человек), существенно отличаются от результатов, представленных выше: низкий — 7 человек (33,3 %), средний — 9 человек (42,9 %), высокий — 5 человек (23,8 %).
Как видно из представленных результатов, низкий уровень мотивации достижений третьекурсников существенно возрастает, средний уровень значительно уменьшается, в отличие от результатов, полученных на II курсе, появляется высокий уровень мотивации достижений.
Не менее интересные данные были получены нами в процессе изучения познавательной позиции студента.
Среди студентов I курса не нашлись обучающиеся, чья позиция характеризовалась бы поиском «пути наименьшего сопротивления».
И несмотря на значительное преобладание репродуктивной познавательной позиции первокурсников (21 человек- 87,5 %) были выделены студенты с креативной познавательной позицией (3 человека- 12,5 %).
На II же курсе все студенты (21 человек -100 %) имеют репродуктивную познавательную позицию.
Результаты исследования познавательной позиции студентов III курса выявили преобладание репродуктивной познавательной позиции (19 человек- 90,5 %) над креативной (2 человека- 9,5 %).
Используемая методика изучения познавательной позиции студентов позволила дополнительно исследовать когнитивную, деятельностную и личностную составляющие познавательной позиции и сравнить их с результатами наблюдения за деятельностью студентов на учебных занятиях. Представленные данные были нами сопоставлены с результатами самооценки познавательной позиции студентов.
При этом у всех студентов I, II и III курсов отмечается явное преобладание творческой познавательной позиции над репродуктивной: I курс — 18 человек (75 %), II курс — 13 человек (61,9 %), III курс — 14 человек (66,7 %); или творческая позиция: I курс -5 человек (21 %), II курс — 5 человек (23,8 %), III курс — 0 человек; за исключением некоторых студентов, у которых уровни творческой и репродуктивной позиций приближаются друг к другу (с разницей в 10-12 баллов): I курс — 1 человек (4 %), II курс — 2 человека (9,5 %), III курс — 2 человека (9,5 %) и с разницей до 5 баллов — III курс (3 человека — 14,3 %), а также одной студентки II курса, у которой репродуктивная позиция с разницей в 9 баллов преобладает над творческой (4,8 %) и двух студентов III курса (9,5 %).
Выявленное явное преобладание у студентов всех курсов творческой познавательной позиции над репродуктивной в результате их самооценки не соответствует результатам другой методики, по которой у большинства студентов ярко выражена репродуктивная познавательная позиция. Это расхождение объясняется ложными ответами студентов на «вопросы-ловушки».
Данные исследования когнитивной и деятельностной составляющих познавательной позиции мы сравнили с результатами, полученными в ходе наблюдения за деятельностью студентов на учебных занятиях.
При этом мы отмечали не только стремление или проявление желания ответить на вопросы преподавателя, выступить с докладом, но и участие в дискуссиях, обсуждениях, стремление разобраться в сложном вопросе или проблемной ситуации, умение формулировать и задавать вопросы, использовать межпредметные связи, собственный опыт, житейские знания для разрешения познавательной задачи.
Анализ результатов наблюдения показал, что более активную познавательную позицию проявляют на практических занятиях первокурсники (20 человек — 83,3 %), активно включаются в дискуссию, обсуждения, задают «отвечающим» дополнительные вопросы, как правило, носящие уточняющий или эмоционально-ценностный характер. Несколько снижается активная познавательная позиция второкурсников на практических занятиях (15 человек — 71,4 %). Добросовестно выполняя все рекомендации преподавателя в процессе подготовки и проведения учебных занятий, студенты II и III курсов в меньшей степени пытаются проанализировать различные подходы, ответы в своем большинстве носят репродуктивный характер. Полученные в ходе наблюдения данные привели нас к необходимости более детального изучения интеллектуальных способностей студентов.
Результаты исследования также сопоставлялись с результатами анализа письменных и устных ответов студентов, а также их аттестационных работ, которые, в свою очередь, выявляли не только уровень сформированности у студентов теоретических знаний, умений, но и интеллектуальные способности (логику мышления). Проанализируем полученные нами результаты.
В рамках исследования познавательной позиции первокурсников мы дополнительно анализировали выбор студентами заданий для самостоятельной работы различного уровня сложности и креативности и качество их выполнения.
Исследование показало, что большинство студентов (15 чел.- 62,5 %) выбрали задания репродуктивного характера. Некоторые студенты (9 чел.- 37,5 %) выполнили задания творческого характера.
Результаты соответствуют данным, полученным по методике изучения познавательной позиции студентов.
Анализ аттестационных работ студентов II и III курсов позволил выделить основные типы заданий, которые вызывают наибольшие затруднения: раскрытие содержания понятий, определение иерархий понятий. Это свидетельствует о недостаточной степени развития логического мышления студентов.
- Анализ результатов комплексного исследования познавательной активности студентов трех курсов показал тесную взаимосвязь между всеми ее структурными компонентами и обусловил необходимость более детального исследования логических компонентов мышления.
- Таким образом, познавательная активность стала универсальным элементом мироотношения людей в эпоху развития информационного общества и вполне естественно стремление выявить все грани и стороны активности, для того чтобы лучше знать и формировать познавательную активность как способ творческого отношения к миру, жизни, к себе, как основу для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования /А. Дорофеев //Высшее образование в России. — 2005. — № 4.
- Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования: официальный текст //Профессионал. — 2005. — Вып.2. — С.2-6.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
Библиографическая ссылка
Горшкова О.О. Развитие профессионального мышления студента технического вуза в контексте формирования его познавательной активности // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 71-74;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5201 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5201