Развитие личности. формирование личности — справочник студента

Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.

Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.

Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой — опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.

От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями.

Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.

Саморазвитие студента — многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.

Развитие  личности. Формирование личности - Справочник студента

Пошаговая программа саморазвития студента

Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего

Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.

Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.

Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.

Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.

Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.

Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей

Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».

Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.

Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.

Развитие  личности. Формирование личности - Справочник студента

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами

Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).

Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.

Можно выделить 5 групп ресурсов:

  • личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
  • энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
  • объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
  • объективные нематериальные (социальные связи, информация);
  • социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).

Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.

Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств

Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.

Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.

Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек

Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.

Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.

Развитие  личности. Формирование личности - Справочник студента

Составление плана самосовершенствования – важный этап. Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.

Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.

Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития.

Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе.

Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.

Мы есть то, что мы делаем каждый день, поэтому важно перевести полезные дела в привычки. Известный социолог Йен Дойчман в результате проведения исследований установил, что люди могут быстро изменить свои привычки под страхом выживания, но вскоре они все равно возвращаются к прежнему образу жизни.

Повышать эффективность своих действий необходимо постепенно и систематически, со временем увеличивая «дозу». При этом не стоит забывать о любви к себе, так как чрезмерная самокритика может подорвать веру в свои силы. Лучше заручиться поддержкой одного или нескольких союзников. Программа саморазвития студента должна содержать план развития эффективных привычек.

Шаг 6. Работа с помехами. Как предотвратить риски?

У китайцев, слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «благоприятная возможность».

Любые помехи могут стать платформой для нового прыжка – как профессионального, так и личностного, если человек умеет работать с трудностями. Препятствия бывают внутренними и внешними.

Индивидуальная программа саморазвития студента должна включать способы управления возможными рисками.

После того как студент нарисовал мечту, определился с целями и составил план саморазвития, ему необходимо перейти к действиям. Но прежде нужно трезво оценить ситуацию и понять, что даже при составлении идеальной программы, все гладко бывает только на бумаге. Поэтому работа с помехами – не менее важный этап.

Основные инструменты преодоления препятствий – это планирование и управление рисками. Действовать нужно обдуманно, согласно своевременно составленному плану. Необходимо заранее предусмотреть возможное возникновение помех и найти способ снизить эту вероятность. Например, чтобы не опоздать на лекцию, лучше выйти из дома «с запасом времени».

Развитие  личности. Формирование личности - Справочник студента

Шаг 7. Сопоставление Я-реального и Я-идеального. Какие универсальные личностные качества помогут достичь успеха?

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя отделенным от окружающих людей. Этот период является непростым для личности, так как обнаруженная отдаленность создает чувство одиночества и осознание того, что никто не может тебя так понять как ты сам. Часто за этим следует попытка сбалансировать тотальное «разделение» и отношения с близкими и важными людьми.

Студенческий возраст – более осознанный. Индивид растет, изучает свои способности, качества характера и со временем у него складывается представление о самом себе. Но, кроме представления человека о том, каким он является сейчас, существует желаемый образ. Если Я-реальное и Я-идеальное не совпадают, личность испытывает напряжение, которое называется когнитивным диссонансом.

Зачастую одна и та же черта характера может стать сильной или слабой стороной в зависимости от цели, которая преследуется. Однако существуют универсальные личностные качества, помогающие достичь успеха практически в любой сфере. Оптимизм и воспринимаемый уровень контроля над своей жизнью являются таковыми.

Оптимистом считают человека, который замечает и плохое и хорошее, но и то и другое не забирает его жизненную силу, а увеличивает ее. Он использует любую ситуацию для увеличения своего потенциала. Такому типу людей свойственно заряжаться от благоприятных событий, а неблагоприятные воспринимать как урок и стимул к совершенствованию.

Возникает вопрос: оптимистами рождаются или это качество можно в себе развить? По мнению известного психолога Мартина Селигмана, чтобы увеличить уровень оптимизма, нужно учиться пониманию того, что все обстоятельства временные и величина последствий относительна, а также не отождествлять свое поведение с личностью в целом.

Уровень воспринимаемого контроля над своей жизнью повышается тогда, когда у студента растет чувство ответственности за свои поступки. Он начинает видеть, как можно повлиять на ситуацию, чтобы добиться благоприятного исхода, работает с трудностями. Человек, который этих возможностей не видит, избегает решения сложных задач и в результате его потенциал снижается.

Читайте также:  Закон ома для замкнутой цепи - справочник студента

Шаг 8. Влияние группы (коллектива) на формирование личности

Общество оказывает влияние на формирование личности, выбор и достижение ее целей. Каждый стремится найти «свой» круг общения, где ему будет интересно и легко. Однако есть группы людей, с которыми индивидуум не может не взаимодействовать. Первичное влияние оказывают члены семьи, вторичное – одноклассники, сокурсники и другие.

Оценка окружающих влияет на самовосприятие и самооценку. Поэтому после того как студент разберется, что у него внутри, ему нужно посмотреть вокруг. «Заразными» могут быть как плохие привычки, так и полезные (например, самоконтроль). Важно окружить себя теми людьми, которые будут стимулировать его своим поведением к жизненному успеху, и вдохновлять на новые свершения.

Развитие  личности. Формирование личности - Справочник студента

Шаг 9. Мотивация и выработка силы воли. Как перейти от намерения к действиям?

Мотивация является внутренним побуждением к действию, расстоянием между «страшно» и «скучно». Человек следует изнутри наружу, переходит к конкретным действиям, не

останавливаясь на мыслях и решениях. Если программа саморазвития студента остается только схемой на бумаге, значит, он себя недостаточно мотивирует.

Уровень мотивации должен быть «нормальным» и соответствовать ситуации. Если он зашкаливает, личность может не приступать к действию от страха и важности, а при недостаточно высокой мотивации – относиться к делу несерьезно.

Студент должен стимулировать себя к переменам. Многие воспринимают перемены как опасность, потому что они могут нарушить психологический комфорт и налаженный образ жизни. Но чтобы повысить уровень благосостояния и удовлетворения жизнью нужно выходить за привычные границы.

Путь изменений – непростой, может возникнуть отчаяние и информированный пессимизм. Поэтому студенту важно развивать силу воли, чтобы иметь способность перейти от принятого решения к реальным действиям.

От саморазвития личности студента зависит его успех в учебе и будущей карьере. Он должен заниматься самообразованием, уметь контролировать и оценивать себя, знать о своих индивидуальных особенностях, быть способным правильно распределить свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Личностное и профессиональное самосовершенствование требует усилий, самоизучения и систематической работы над собой. Программа саморазвития студента в 9 шагов – это ориентир на пути к личному успеху.

Источник: https://salid.ru/stati/osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813

1
Волков В.С. 1

Лукин А.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия Минобразования России»
Рассмотрен процесс формирования личности студента в процессе овладения профессиональной деятельностью при изучении специальных дисциплин.

Указаны факторы, влияющие на становление личности профессионала на основе единства профессионального и личностного развития. Обозначены специфические характеристики учебно-профессиональной деятельности студента старших курсов, когда студент, включенный в учебно-профессиональную деятель¬ность, сам является предметом изменений.

Выделены два типа мотивации, характеризуемые учебно-профессиональной деятельностью: мотив достижения и познавательный мотив. Установлено, что в обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Рассмотрены принципы формирования личности компетентного специалиста как специалиста особого класса, способного достигнуть высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией.

1. Волков В.С.

Некоторые вопросы подготовки водительских кадров // Актуальные вопросы подготовки специалистов по направлению «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» в условиях рыночной экономики: сборник научных статей / под ред. А.Н. Новикова. – Орел, 2006. – С.86 … 91.
2. Волков В.С.

Управление работой автотранспортного предприятия, как социально-экономической системой / В.С. Волков, Е.И. Улитко, Ю.И. Улитко // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4; Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2009. – С.209 … 212.
3. Колесин И.Д.

Принципы моделирования социальной самоорганизации. Учебное пособие / И.Д. Колесин. – СПб.: Изд-во «Лань», 2013. – 288 с.
4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
5. Попков В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.

: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
6. Югова Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.

Достигнутый уровень качества высшего специального образования недостаточно полно учитывает связь процесса профессиональной полготовки студента с формированием его личности как будущего руководителя производственного подразделения или лидера команды в достижении какой-либо целеустремлённой деятельности.

Богатство внутреннего мира человека во многом определяет вид и сущность его профессиональной деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную его часть.

С точки зрения деятельностного подхода развитие личности студента происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для него как будущего руководителя.

Становление профессионала возможно лишь в результате единства профессионального и личностного развития.

Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что специальное образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длится до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Следовательно, основополагающим положением деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а в процессе развития личности существенная роль принадлежит понятиям самоактуализации и саморазвития.

Где следует искать источники профессионального развития? Разумеется, одним из них является внешняя среда — например, в условиях обучения вполне естественно, что преподносимые ведущими преподавателями знания, предлагаемые ими задания по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ, влияют на профессиональное становление обучаемого.

При этом в сложившихся современных условиях приходится учитывать тот факт, что никакие усилия ведущих преподавателей не приведут к профессиональному росту студента, если он не желает осваивать содержание учебных дисциплин своей специальности и не прилагает самостоятельных усилий, то есть не активен, формально является субъектом учебной деятельности, объектом чьих-то воздействий.

Студенческий возраст является важным периодом в развитии личности. Все происходящие в студенческом возрасте качественные изменения свидетельствуют о том, что это центральный период становления человека, личности в целом.

Именно в этом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но психические свойства и высшие психические функции.

Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, происходит выработка собственной мировоззренческой позиции, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.

Происходят изменения и в социально-психологическом плане. По мере изучения специальных дисциплин происходит изменение восприятия окружающей действительности с выработкой взгляда на оценку перспектив своего трудоустройства и ожидаемого положения в обществе.

Своеобразие студенческого возраста позволяет рассматривать данный период жизни как максимально благоприятный для обучения и профессиональной подготовки. Период обучения действительно является важной составляющей процесса профессионализации будущего специалиста и формирования его личности.

В ходе обучения будущий специалист получает необходимые знания, отрабатывает умения, навыки, развивает и конкретизирует представления о выбранной им профессии, формирует ценностно-смысловую сферу и профессиональную составляющую собственной «Я-концепции».

При этом собственно учебная деятельность, в которую активно включен студент, подчиняется более отдаленным целям профессиональной деятельности. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что позволит осуществить жизненную реализацию.

Поэтому, обращаясь к студенческому возрасту, мы говорим не только об учебной, но и профессиональной деятельности.

  • Учебно-профессиональная деятельность обладает рядом особенностей, которые, с одной стороны, объединяют ее с собственно учебной деятельностью, поскольку по-прежнему ведущей целью остается приобретение знаний, умений и навыков, а с другой стороны, подчеркивают её своеобразие как самостоятельного вида деятельности.
  • Можнообозначить ряд специфических характеристик учебно-профессиональной деятельности.
  • Студент, включенный в учебно-профессиональную деятель­ность, сам является предметом изменений его профессионально-личностного состояния.
  • Основной характеристикой учебной деятельности рассматри­ваются собственные изменения студента, их самооценка и саморефлексия.
  • Учебно-профессиональная деятельность специально направле­на на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

Учебно-профессиональную деятельность характеризуют пре­имущественно два типа мотивации: мотив достижения и познавательный мотив. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

  1. Усвоенные в процессе обучения знания, отработанные при прохождении учебной и производственной практики умения и навыки выступают в качестве средства профессиональной деятельности, а не в качестве предмета учебной деятельности.
  2. Учебно-профессиональная деятельность ориентирована на приобретение способов формирования профессиональной компетентности.
  3. Стиль учебно-профессиональной деятельности в высшем профессиональном образовательном учреждении характеризуется совершенно новым способом организации учебного процесса, направленном на профессиональное и личностное развитие студентов.

Необходимо отметить, что профессиональное и личностное в деятельности технического специалиста тесно связаны.

Особенно остро это проявляется в отработке практических навыков, где будущему специалисту необходимо готовиться выполнять роль оператора сложной человеко-машинной системы и одновременно быть участником, а в некоторых случаях и руководителем производственного процесса [2].

В частности, непременным атрибутом в подготовке специалиста автотранспортного профиля является его способность выполнять роль человека, принимающего управленческое решение, и нести за это ответственность.

Например, диспетчер маршрута городского пассажирского транспорта должен быть в состоянии готовности принятия решения в ответ на изменение внешней обстановки: возникновение затора, коррекция транспортного ресурса и так далее. При этом наблюдается некоторая корреляция между уровнем сложности решаемой задачи и мотивацией к её решению.

Здесь студенческий коллектив разделяется на две группы. К первой группе следует отнести студентов с возрастанием мотивации при повышении уровня сложности задачи. Для них характерно возникновение многовариантности, многоподходности к решению задачи.

Студент получает удовлетворение только тогда, когда поставленная задача оказывается полностью решённой. Студенты из другой группы после неудачных попыток решения задачи теряют интерес к самостоятельной деятельности и переводят мотивацию к нахождению исполнителя, способного решить поставленную задачу, переходя на роль малокомпетентного заказчика. В задачу руководителя практики в данном случае входит принятие мер по перенастройке мотивации студентов с недостаточной компетентностью в группу активно работающих, что в современных условиях представляет собой определённые сложности.

Личностные качества при этом составляют важный фундамент профессиональной успешности специалиста, и его профессиональное становление невозможно рассматривать в отрыве от личностного развития [5].

Профессиональное развитие рассматривается не только как процесс приобретения новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа проблемных или конфликтных ситуаций, в которых они оказываются востребованными, но и развитие умений применять эти положения на практике, оперативно принимать необходимые управленческие решения, направленные на достижение требуемого результата. Довольно часто студенту в период производственной практики приходится вырабатывать навыки принятия решений, не столько направленные на результат, сколько на коррекцию хода выполнения составных элементов управляемого процесса для достижения успешности ожидаемого результата. При этом особую ценность выработки таких навыков приобретает не столько чисто управленческого периода действий, сколько взаимодействие с подчинёнными и вышестоящими участниками процесса [2].

  • Под личностным развитием подразумевается приближение студента к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего самопознание и присвоение общечеловеческих ценностей.
  • Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста.
  • Известно, что этапу профессионального становления специалиста предшествуют следующие четыре этапа:
  • этап формирования намерений;
  • профессиональное обучение;
  • профессиональная адаптация;
  • этап обретения профессиональной значимости.
Читайте также:  Деятельность и активность как условия развития личности - справочник студента

Каждый из этих этапов имеет определённое значение в развитии личности. Особенно следует отметить важность второго этапа. Профессиональное обучение определяется тем, что этот этап является ведущим в формировании основ профессионализма.

В процессе профессионального обучения формула «человек-профессия» начинает опосредоваться его участием в специально организуемой деятельности, с достаточно высокой степенью приближающейся к реальному профессиональному труду.

Участие в этой деятельности, с одной стороны, способствует развитию адекватных представлений о профессии, с другой стороны, формированию психологической структуры, обеспечивающей эффективность профессиональной деятельности.

Содержание этапа профессионального обучения составляют следующие элементы:

  • понимание целей, задач профессиональной деятельности;
  • принятие данных целей, задач профессиональной деятельности;
  • соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессионaльной деятельности;
  • использование уже сформированных знаний, навыков и умений в периоды учебных практик;
  • выработка собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в периоды производственных практик;
  • формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;
  • выстраивание и планирование профессиональной карьеры;
  • формирование настроя на работу в команде при использовании сформированных личностных ориентиров;
  • формирование отношения к профессиональной культуре, ценностным ориентациям, определяемым профессией.
  1. В данном процессе охватывается весь спектр форм и видов взаимодействия человека и профессии.
  2. Итогом профессионального обучения является адекватное отношение человека к профессии, то есть сформированные механизмы профессиональной саморегуляции и психологической готовности к работе.
  3. Компетентный специалист — это специалист особого класса, способный к достижению высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации своих индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией.
  4. Компетентный специалист максимально использует свои личные качества, содействующие успеху в работе, и локализует те, которые успеху противодействуют.
  5. В процессе подготовки специалиста важно постоянное самоизучение, саморегуляция — поиск себя, своего индивидуального стиля, поиск своего оптимального почерка в работе.
  6. Чем выше уровень компетентности работников любого звена, тем они в большей мере индивидуально своеобразны и неповторимы, тем выше уровень задач, которые они решают в своей практической деятельности.

Смещение акцентов в подготовке будущего компетентного специалиста на самоактуализацию повышает эффективность учебной деятельности. Стремление к самоактуализации формирует высокие познавательные потребности. В настоящее время у студентов слабы притязания на успешность самореализации, личностное саморазвитие.

Задача образовательного учреждения — создать условия для самоактуализации будущих специалистов, к числу которых относятся: творческая личность преподавателя, организация личностно ориентированного профессионального обучения, реализация сотрудничества учебного процесса и производственной сферы, организация деятельностного подхода в обучении.

В этой связи возрастает роль включения в учебный процесс, в качестве преподавателей специальных дисциплин, кадровых сотрудников организаций работодателей, обладающих достаточно высоким уровнем компетенции [1].

Такое решение позволяет повысить интерес студентов к своей будущей деятельности и активировать их познавательные потребности на базе самоактуализации и мотивации к личностному саморазвитию.

Формирование личности студента на старших курсах бакалавриата создаёт предпосылки для выбора вариантов его дальнейшей деятельности и путей приобретения дополнительных компетенций.

На завершающем этапе обучения студент оценивает свои возможности саморазвития, которые могут позволить ему самореализоваться в производственной исполнительской или управленческой деятельности, либо принять решение о целесообразности повышения своей компетенции.

Отбор претендентов в магистратуру целесообразно проводить на базе учёта не только приобретённых за период обучения в бакалавриате компетентностных навыков, но и показателей личностного саморазвития с учётом мотивации к новому виду деятельности.

Такое решение позволит минимизировать возможные ошибки в выборе вариантов перспективных направлений творческой деятельности человека.

Рецензенты:

Афоничев Д.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой электротехники и автоматики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж.

Сушков С.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленного транспорта, строительства и геодезии ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж.

Библиографическая ссылка

Волков В.С., Лукин А.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12731 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12731

Формирование личности будущего специалиста — Элитный персонал для дома

Формирование личности будущего специалиста

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей и потому живо реагирующим на все общественные изменения и процессы. Влияет на формирование личности будущего специалиста.

По нашему мнению, образование имеет две стороны. Во-первых, она представляет собой систему определенной суммы знаний, умений, овладение стандартами ролевой профессионального поведения.

Во-вторых, и это является самым важным, образование является процессом формирования личности как субъекта деятельности и общественных отношений.

Дать молодому человеку необходимые знания, подготовить к профессиональной деятельности (точнее говоря, к работе) легче, чем помочь ей сформироваться как личности. Сейчас мы часто можем слышать высказывания о том, что специалистам необходимо психология, а вот педагогика это наука для преподавателей, но это не совсем так.

Если психология это наука о душе, изучает внутренний мир человека, особенности психической деятельности и поведения, то педагогика это наука о воспитании человека, о том, как помочь ей стать духовно богатой.

А это очень сложный процесс, потому что воспитанием других может заниматься только тот человек, который сам достигла уже определенных результатов в той или иной сфере деятельности, и собственным примером может доказать значимость педагогического процесса в современных условиях.

Философия выбора профессии

Отвечая на вопрос, для чего необходима та или иная деятельность, термин “жизненный смысл” является первичной основой выбора соответствующих целей (что делать?) И средств (как сделать?).

Если система жизненных смыслов составляет аксиологию деятельности, то система целей и средств технологию деятельности (способ организации процесса реализации жизненных смыслов).

На современном этапе развития общества, для некоторых вышеприведенные понятия и категории могут показаться лишь высокопарными словами, но на самом деле они играют большую роль в жизни.

Сегодняшние студенты завтра станут руководителями, политиками, предпринимателями, а это значит, что они должны быть не только высококвалифицированными специалистами в своих областях, а в первую очередь личностями, не пытались бы достичь своих целей любыми путями и жертвами, а которые в своей деятельности приоритетными направлениями все же выбирали направления, основанные на системе общечеловеческих ценностей.

Культура отдельного человека не есть нечто механически привнесенное извне. Лицо это не чистая доска, на которой общество пишет то, что ему заблагорассудится. Настоящая культура творится собственными усилиями.

Каждый культурный человек должен переделать в своей душе ценности мировой и отечественной культуры.

Только при этом условии она способна определить свое личное отношение к миру, почувствовать причастность к жизненному смысла человечества, культуры своего народа.

Формирование личности будущего профессионала

Личность может сформировать только личность, которая требует радикального улучшения системы непрерывного образования и особенно системы подготовки и переподготовки преподавательского корпуса школ и особенно экономических университетов.

Можно и нужно опираться на общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы, присущие любому цивилизованному обществу, но в реальной жизни воспитания реализуется, прежде всего с помощью ближайшего окружения семьи, религии, никогда, вуза в широком их понимании, и никакой государственный строй не предоставит человеку ни любви, ни чувства ответственности, ни благородства, ни доброты и тому подобное.

  Регулирование внешней трудовой миграции

Таким образом, понимание социального воспитания как создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации студента позволяет выделить общечеловеческие ценности. Которые могут рассматриваться основанием для образования человека: исповедания трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, миролюбия, заботы о детях.

В основе новых подходов к совершенствованию высшего образования лежит идея личностно ориентированного обучения. Сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса.

В уважительном отношении к личности студента как к субъекту познания, общения, социального творчества.

Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого студента, создание условий для проявления его самобытности.

В настоящее время в нашей стране осуществляется кардинальная реформа всей системы образования. Одним из важнейших направлений этой реформы изменения целей образования и воспитания. Переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей.

В центре этой проблемы, по нашему мнению, возникает процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это позволит подтверждение индивидуальной ценности каждого гражданина и во все большей степени станет необходимым условием выживания всего человечества.

Источник: https://elitepersonalhouse.ru/interesno/formirovanie-lichnosti-budushhego-spetsialista/

Тема iii. развитие, воспитание и формирование личности

Задачи занятия:1. Сформировать понятия о биологической, социальной сущности личности. 2. Раскрыть движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности; взаимосвязь процессов развития и воспитания.

  • В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
  • Знать – биологическую и социальную сущность человека, движущие силы и закономерности развития, основные факторы, влияющие на развитие человека и формирование его личности.
  • Уметь – анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития при планировании обучения и воспитания, при решении и обсуждении педагогических ситуаций, задач.

Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения.

  1. Человек –биологическое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
  2. Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества.
  3. Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.
  4. Развитиеличности – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Формирование личности– процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения.

Социальное развитие связано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения и др.

Читайте также:  Дистанционное обучение - справочник студента

), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая и биосоциальная. Суть данных концепций представлена в табл. 3 (см. задания для самостоятельной работы). Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Движущими силами развития личности являются противоречия (столкнувшиеся в конфликте противоположные начала), внутренне присущие этому процессу.

Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает (внутренние противоречия); между требованиями, предъявляемыми учебным заведением, и желаниями учащегося (внешние противоречия); между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения (общие противоречия) и др. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии человека и формировании его личности.

Закономерности развития –зависимости между процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них.

К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и др.

На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы.

К биологическим факторам, влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены.

К наследственным свойствам организма относят: анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности); физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи); физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор и др.); особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности); аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения и др.).

Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

К социальным факторам,оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Под средой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации).

В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это — целенаправленная, специально организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки.

В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь.

Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль.

Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности.

Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные и др.) и отношения к ним.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Личность в своем развитии проходит определенные этапы (периоды), которые условно называют возрастом.

Возраст в широком смысле –временная характеристика индивидуального развития человека; в узком смысле – определенный период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими рамками (например, «младший школьный возраст», «подростковый возраст» и т.д.). В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностном отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает их от других возрастных групп.

Установлена следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет): младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); средний школьный или подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет); старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет).

Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Его изменение характеризует смену возрастных периодов.

Основным критерием деления детского развития на возрастные этапы является возникновение психических новообразований, т.е.

изменений в психических процессах, способствующих овладению новым типом деятельности (табл. 2).

Таблица 2



Источник: https://infopedia.su/2x7b5b.html

Формирование личности в контексте педагогической антропологии

1

Формирование личности — процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Педагогическая антропология — самостоятельное направление в науке об образовании, обобщающее различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения.

Термин «личность» может употребляться только по отношению к человеку, причём начиная лишь с некоторого момента его развития. Никто не употребляет термин «личность новорождённого» воспринимая его как индивида. В социальном смысле не воспринимается личность ребёнка 2-3-летнего возраста.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Формирование и развитие личности невозможно вне социальной деятельности и общения.

При этом на формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, социальный статус труда и его значимость в глазах общества.

Первым этапом трудовой деятельности можно считать обучение субъекта в высшем учебном заведении.

Именно в этом возрасте после окончания средней школы происходит первая значительная ломка стереотипов поведения как в биологическом смысле (переходный возраст), так и в психологическом (поступление в вуз, служба в рядах армии и пр.). В высшем учебном заведении субъект попадает в новое окружение и условия.

Многие оказываются оторванными от родителей и начинают самостоятельную жизнь. В высшем учебном заведении в виде прохождения практик происходит приобщение к общественно-полезному труду бывших школьников.

Они входят в коллектив взрослых людей и в ходе общения с ними, в совместной трудовой деятельности проходит один из важнейших этапов формирования личности человека. Период в жизни человека от 16 до 22-23 лет является самым решительным.

Именно в этом возрасте довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере. Впоследствии перестройка всего содержания души происходит гораздо более тяжело, если даже и возможна.

В наше время все процессы формирования личности происходят в условиях социальной напряжённости и нестабильности. Современное Российское общество формируется по принципу финансового благополучия. Олигархи покупают себе имения за рубежом, богатые — квартиры и недвижимость в Москве, люди со стабильным доходом перебираются в крупные города и областные центры.

В деревнях остаются пожилые люди, старики и те, кто оказался «на обочине жизни», постепенно спиваясь и деградируя. Формирования личности происходит на примере отношения государства к пенсионерам, росте наркомании и других негативных явлениях жизни нашего общества.

Огромную роль в деле формирования личности и отношения личности к обществу играют средства массовой информации. Их роль в данном вопросе огромна, неоспорима и, к сожалению, в большинстве случаев — негативна.

Современные средства массовой информации прививают людям качества и потребности, которые можно сформулировать следующим образом: стремление к власти и жажда наживы (часто противозаконными способами); культивируют лозунг — «жить для себя и сейчас» (отсюда одна из причин нежелания обзаводиться детьми); закон силы (как физической, так и законодательной).

В нашем обществе постепенно теряет смысл понятие «труд». Деньги уже не зарабатывают, их «делают», «срубают», «намолачивают», но не получают за свой труд, за создание некоторых физически существующих объектов или за оказание услуг (сюда не входят услуги чиновников и услуги интимного характера).

Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, всё больше привлекает к себе внимание учёных.

Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленности личности.

Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека.

Нельзя обойти вниманием ещё одну из проблем нашего времени, которую можно сформулировать как некую дань моде. Это огромное количество специалистов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям.

Эффективного контроля за их трудоустройством не проводится и многие из молодых специалистов оказываются не трудоустроенными по специальности, что часто накладывает негативный отпечаток на дальнейшее формирование их личности.

На фоне выше сказанного тем большую роль в воспитании личности принимает на себя общение человека с человеком.

И именно воспитание человека человеком изучается целостно, системно — как педагогико-антропологическая наука. Одним из важнейших методов обучения во все исторические эпохи был метод — «делай как Я».

Ничто не формирует личность быстрее и надёжней, чем близкое общение с другим человеком.

Библиографическая ссылка

Ермолаев Ю.В. Формирование личности в контексте педагогической антропологии // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 2. – С. 85-86;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4757 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4757

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector