Психические свойства личности — справочник студента

Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.

 
Причины психологического состояния:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • биологические особенности психики;
  • физическое состояние;
  • среда (условия), в которой человек родился и вырос
  • темперамент;
  • характер;
  • интересы;
  • склонности;
  • способности;

Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.

  • Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ
  • Психические свойства личности - Справочник студента
  • Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека:
  1. 1. Сангвиник
  2. 2. Холерик
  3. 3. Флегматик
  4. 4. Меланхолик

Это деление не лишено физиологической основы.

Психические свойства личности - Справочник студента

И.П.Павлов писал, что в основе высшей нервной деятельности человека лежат 3 базовых компонента:

  1. сила — индивид работоспособен даже при интенсивной,  напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;

  2. уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;

  3. подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.

Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.

Сангвиник:

  • живой, сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • активный, энергичный, легко приспосабливающийся, легко сходится с людьми, богатая мимика и жестикуляция

Холерик

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные правила (принципы) бухгалтерского учета - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный тип внд;
  • активный, гиперэнергичный, настойчивый, трудно контролирует эмоции

Флегматик

  • спокойный, сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, медленно и тяжело приспосабливающийся к новым условиям, слабо проявляет эмоции

Меланхолик

  • слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, легко утомляющийся, приспосабливается очень трудно, эмоционально чувствителен

Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

  • Темперамент — врожденная характеристика, характер  — приобретается, формируется в течение жизни человека.
  • Психические свойства личности - Справочник студента
  • экстраверты — общительны, легко осваиваются в новом обществе,
  • интроверты — сосредоточены на своих переживаниях, трудно входят в новое для них общество, неуверенные в себе.

Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания

Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.

Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.

Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности

Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.

Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.

Обсуждение: «Психологические особенности личности человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologicheskie-osobennosti-lichnosti-cheloveka.html

Индивидуально-психологические особенности личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний.

Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей.

Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека.

Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности.

И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов».

И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека.

Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.

Характер как биосоциальный склад личности

Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции.

В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры.

Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.

Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.

Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.

Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.

Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.

Теория черт

Психические свойства личности - Справочник студента

Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.

Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы.

Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный.

Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.

Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.

Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты.

Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером.

Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность.

Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.

Читайте также:  Метод анализа продуктов деятельности человека - справочник студента

На основе теории черт Г. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д.

Структура характера

В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:

  • Эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.
  • Волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.
  • Моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.
  • Интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.

Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Что это? Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности.

Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере.

Таких людей и называют слабохарактерными.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека.

Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только.

Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно.

Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет.

Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи.

Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях.

Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Источник: https://psychologist.tips/2992-individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti.html

Возрастные психологические особенности студентов

ВВЕДЕНИЕ

Современная высшая школа, признавая в качестве основополагающего принципа принцип гуманизации образования, выступает как система условий, обеспечивающих развитие личности во всех ее проявлениях. Акцент на развитие личности студента выдвигает на первое место ряд проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема эмоциональности.

Как фундаментальное свойство человеческой психики, эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаясь практически во все ее образования и участвуя в регуляции ее деятельности. Эмоциональные характеристики в значительной степени обусловливают характер взаимоотношений человека с окружающей средой.

В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.

Вместе с тем студенческий возраст, как этап развития, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения.

Студенческий этап развития характеризуется максимальным включением личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которое требует мобилизации всех ресурсов человека и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере.

Актуальность проблематики определила выбор темы исследования: «Психологические особенности эмоциональной сферы студентов».

Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов

Возрастные психологические особенности студентов.

В данном разделе рассмотрим развитие возрастного периода – юность, с каких сторон характеризуется студент, различим формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Рассмотрим развитие студента на разных курсах.

Юность – это стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек — 16-20.

Период юности связан с эмоциональными, интеллектуальными, морально-нравственными и волевыми изменениями, обусловленными появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания. В юности человек плохо контролирует свои эмоции, он теперь живет «взрослой жизнью», он хочет всего попробовать и сразу, но о последствиях редко думает.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.

Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов.

Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий.

В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны.

Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане».

Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противоположность – диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий» (отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе.

Юношеский возраст предполагает собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальное положение юношества неоднородно.

Юность – завершающий этап первичной социализации, ведущий вид деятельности – мир предметов, учебно-профессиональный. Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.

Развитие познавательных функций и интеллекта в юности, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны – количественную и качественную.

Количественные изменения суть изменения в степени и уровне развития; подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего возраста. Качественные изменения – сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Слово «студент» — латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно.

Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.

Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно ученые выделяют следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».

Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

В значительной степени психическое состояние студен­та зависит от его успехов в учебе, тактичности преподава­телей, их доброжелательности, а также взаимоотношений, социально-психологической атмосферы в коллективе.

Со­стояния вызываются значимыми для личности студента воздействиями или же слабыми, но длительно действующи­ми.

Особенности этих состояний зависят прежде всего от психических свойств личности, ее мотивации и типа нервной системы.

В ходе учебы в вузе на психическом состоянии молодого человека сказываются его отрыв от дома (если учеба связа­на с переменой местожительства), необходимость адапта­ции к новым условиям и усложнение деятельности, повы­шение требований к самостоятельной работе и др.

Как вызывать и поддерживать положительные психиче­ские состояния студентов и как нейтрализовывать, сни­мать, предупреждать отрицательные? Средства и методы для этого — научная организация труда обучаемых, убеж­дение, внушение, поощрение, культурно-массовая работа, спорт, индивидуальные беседы, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Особым психическим состоянием является внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремле­ний.

Основными его причинами являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные притязания, противоположно направленные моти­вы самоутверждения.

Разрешение внутрен­него конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворения.

У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и обще­ственной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую.

Возникают отчаяние, чувство безнадежно­сти, безысходности, бессмысленности последующей жизни, что и подталкивает к роковому способу разрешения всех мучений и противоречий.

Каковы бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают заранее, уже у подростков.

К таким предпосыл­кам следует отнести проблемы в миропонимании, ограниченность внутреннего мира, малодушие, индивидуализм, слабую готовность к преодолению неизбежных трудностей в жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях. Сдедовательно, студент должен учиться управлять своими эмоциями.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Читайте также:  Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - справочник студента

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Итак, если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s12858t7.html

Реферат "Психологическая характеристика личности"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Интересы и склонности
  2. Способности и одаренность
  3. Темперамент
  4. Характер
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные.

Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе, меняется.

1. Интересы и склонности

Первое, что характеризует с психической стороны человека, — это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности.

Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него «интерес к театру», то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.

Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие.

Под интересом разумеется направленность на определенный предмет, под склонностью же — направленность на занятие определенной деятельностью.

Интерес — это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем. Склонность — это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.

В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека.

Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек голоден, у него возникает «интерес к еде»; его помыслы сосредоточиваются на еде.

Но такой «интерес» имеет временный характер и проходит, как только человек насытился; в нем не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.

Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.

Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.

Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим.

У некоторых людей эти скоропроходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими; таких людей называют обычно людьми «увлекающимися». Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток.

Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.

2. Способности и одаренность

Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога.

Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.

Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одаренностью.

Важнейшее значение среди задатков имеют те признаки, которые лежат в основе различия типов высшей нервной деятельности: сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения. Поэтому одаренность человека теснейшим образом связана с его врожденным типом высшей нервной деятельности.

Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т.е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом.

Но и сами способности, как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития. Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности.

В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т.е. образуются новые знания, умения, навыки; во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т.е. развиваются соответствующие способности.

При этом второй процесс — развитие способностей — происходит значительно медленнее, чем первый — образование знаний и умений.

Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности.

Известно, что некоторые дети задолго до начала систематического обучения рисованию или музыке обращают на себя внимание своими способностями к этим предметам. Так, например, у Римского-Корсакова музыкальный слух ярко проявился уже к четырем годам.

Способности к изобразительной деятельности начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте 3-4 лет.

3. Темперамент

  1. Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

  2. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:
  3. 1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их),

2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),

3) в быстроте движений, общей подвижности человека.

Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический — быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический — медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический — медленно возникающими и слабыми чувствами.

Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне.

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

  • Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.
  • Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.
  • Сангвиник — человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.
  • Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.
  • Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Контраст между сангвиническим и флегматическим темпераментами ярко показан Гоголем в образах Кочкарева и Подколесина («Женитьба»). Контраст между сангвиническим и меланхолическим темпераментами отчетливо выступает при сопоставлении двух женских образов в «Войне и мире»: Лизы, жены князя Андрея («маленькая княгиня»), и княжны Марьи.

  1. Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:
  2. 1) силой нервных процессов,
  3. 2) уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения,
  4. 3) подвижностью нервных процессов. 

Каждый их темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

4. Характер

Словом «характер» обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях.

Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него.

Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном» человеке.

Психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера.

Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью.

Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.

Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим; может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями «хороший характер», «плохой характер».

Это показывает, что словом «характер» мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение.

Многие из черт характера мы всегда оцениваем как положительные — мужество, честность, добросовестность, скромность, другие — как отрицательные — трусость, лживость, безответственность, хвастовство и т.д.

Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель.

Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть» тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга.

И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.

Характер человека, прежде всего, определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.

  • Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь и твердого характера; их поведение будет определяться главным образом внешними обстоятельствами и случайными влияниями. 
  • Заключение
  • Обусловленные личным жизненным путем человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е.

сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных.

Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Список используемой литературы

  1. Бехтерев В.М. Объективная психология, М. — Наука, 1991
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.6, М. — Педагогика, 1982
  3. Годфруа Ж. Что такое психология, М. — Мир, 1992
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.
  6. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психологтя личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, М. — Прогресс, 1975
  8. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  9. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация, М., 1999
  10. Щекин Г.В. Основы психологических знаний, Киев — МАУП, 1996

Источник: https://help-stud.ru/ref_psih_harakter_lichnosti.php

Ссылка на основную публикацию