Профессиональный путь студента педагогического вуза — справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Профессиональный путь студента педагогического вуза - Справочник студента

Положительная характеристика студентки-практиканткиа

Образец написания характеристики студентки-практикантки предназначен для учителей, курирующих педагогическую практику. Данная характеристика написана на студентку, преподававшую английский язык, и отражает конкретные особенности предмета. Однако, большая часть документа универсальна и может быть использована для характеристики студентов других специальностей.

Характеристика студентки педагогического колледжа

Характеристика составлена на студентку педагогического колледжа, проходившую преддипломную практику на базе коррекционного класса 4 вида (класс коррекции по зрению) общеобразовательной школы. Характеристика положительная, так как студентка старательно выполняла все рекомендации, творчески подходила к подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

Характеристика студента-практиканта о работе летнем лагере дневного пребывания (ЛДП)

Данная характеристика составляется учителями, работающими в лагере дневного пребывания (ЛДП) или детских оздоровительных центрах (ДОЦ) для студентов-практикантов.

Учебное заведение, направляющее студента на летнюю педагогическую практику, требует от него отчет и характеристику, как основной документ, подтверждающий качество его работы с детьми. Этот документ служит основанием для оценки его деятельности.

Характеристика отражает анализ работы студента, его отношения, компетенции, знания теории и методики работы и применение знаний на практике.

Характеристика студентки-практикантки

В течение многих лет в нашей школе проходят педагогическую практику студенты-практиканты педагогического колледжа. Я являюсь учителем-наставником будущих молодых специалистов. Данная характеристика написана на одаренную студентку-практикантку.Материал будет интересен для педагогов педагогического колледжа, для руководителей педагогической практики студентов.

Характеристика студента-практиканта

В характеристике профессиональной подготовки студента ИГПК № 1 по практике «Внеучебная воспитательная работа» раскрывается основное содержание деятельности практиканта по данному виду практики: виды, формы, названия проведённых мероприятий, краткая характеристика профессиональных и личностных качеств практиканта, уровень подготовки и проведения внеучебной воспитательной работы, уровень проведения самоанализа профессиональной деятельности.

Характеристика студентки-практикантки, проходившей педпрактику в начальных классах

Этот материал дает данные о прохождении практики студентки-практикантки в начальных классах в данном учебном заведении. Характеристика показывает насколько успешно прохождение практики. В материале  можно увидеть, какие методы и формы применяла, какими технологиями владеет.

В характеристике указано количество проведенных  уроков  и их особенности, перечислены внеклассные мероприятия и их положительные стороны.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов для составления характеристики  на будущего учителя, проходящего практику в учебном заведении.    

Характеристика студента педагогического колледжа о прохождении преддипломной практики

В материале представлена характеристика студента педагогического колледжа в период прохождения преддипломной (квалификационной) практики.

Проанализирована работа студента в учебной (знание программ начальной школы и умение работать в соответствии с ними, умение планировать учебный материал урока, умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, решать задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства, волю детей, умение организовать детей на работу: привлечь их внимание, активизировать умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому на уроке материал, умение осуществлять индивидуальную работу с учащимися, предупреждать неуспеваемость и отставание детей в учебных занятиях, овладение практикантом методиками преподавания каждого предмета начальной школы, современными ТСО, другими наглядными средствами) и внеурочной (умение осуществлять внеклассную работу с детьми) деятельности. Отмечены положительные стороны в работе студента, даны рекомендации по устранению недочётов в работе студента в период прохождения преддипломной (квалификационной) практики. Выставлена итоговая оценка за практику. Материал предназначен для учителей наставников и руководителей практики.

Источник: https://pedsovet.su/charakteristika_studenta_pedagoga

Профессиональные практики студентов педагогического вуза в условиях многоуровневой системы образования

Кравченко Е.В.

Куйбышевский филиал

Новосибирского государственного педагогического университета

pmkravchenko@rambler.ru

Педагогическая практика как один из видов профессиональных практик является связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях различного типа.

Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, и направлена не только на формирование профессиональных умений и навыков, но и на формирование профессионально важных качеств.

Предъявляются новые требования к профессиональному уровню педагогических работников общеобразовательных учреждений, следовательно, и к подготовке бакалавров педагогического образования.

Предусматривается значительное увеличение объёма педагогической практики: примерно в три раза больше по объёму в сравнении с предыдущим ФГОС – до 60?80 единых зачётных единиц. Таким образом, педагогическая практика становится одним из ведущих факторов в подготовке будущего учителя.

При этом изменяется роль, содержание, технологии проведения педагогической практики и её организация. Однако формальное увеличение количества часов, отводимых на педагогическую практику, не означает автоматического выполнения поставленных перед нею задач.

Требуются новые подходы в подготовке, организации, проведении и подведении итогов педагогической практики. В ближайшем будущем она должна стать обязательной частью каждого учебного модуля, и, более того, организующим и объединяющим стержнем всего учебного процесса.

  • Согласно новым подходам ФГОС при организации педагогической практики в Куйбышевском филиале НГПУ существует следующий алгоритм действий:
  • — определение трудовых функций и действий, формируемых в рамках освоения профильных дисциплин;
  • — формирование перечня осваиваемых компетенций согласно направлению профиля;
  • — определение набора дисциплин различных модулей подготовки;
  • — отбор содержания дисциплин и разработка УМК.
  • Компонент профессиональных практик, обязательный для всех студентов, занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами и контролем по модулю подготовки.
  • Модули психолого-педагогической подготовки бакалавров и бакалавров направления педагогического образования включают в себя новые этапы и виды профессиональных практик.

Наблюдательный или демонстрационный этап – новый вид учебной практики. Во время данной практики студенты знакомятся с высококвалифицированными специалистами в данной профессиональной сфере и анализируют профессиональную среду.

Учебная практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Этот вид практики осуществляется в эффективных базовых школах, с которыми был заключён договор о сотрудничестве в целях взаимодействия в образовательной деятельности по созданию условий для повышения качества непрерывного образования в системе «Эффективная базовая школа – Педагогический вуз» на основе совместной учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы, организации и проведении педагогической практики студентов.

Например, во время учебной практики студенты 1 курса факультета психологии составляют аналитические таблицы «Паспорт образовательного учреждения», «Паспорт кабинета психолога», «Особенности работы педагога-психолога в ОУ».

В рамках выполнения данного задания они прорабатывают материалы годового плана педагога-психолога, актуализируют знания по психологии труда школьного психолога и изучают должностные инструкции психолога, пишут эссе «Зачем нужен психолог ОУ».

Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «русский язык и литература» пишут «Слово об учителе», строящееся на основе систематического наблюдения студентов за деятельностью учителя-словесника (учитель на уроке и во внеурочное время, интервью с учителем), а также впечатлений от встреч с другими учителями.

Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «иностранный язык» заполняют «Социальный паспорт», анализируют УМК и уроки учителя английского языка.

На демонстрационном этапе учебной практики формируется список проблем и задач будущей профессиональной деятельности. Осуществляется первый опыт профессиональных проб, которые предваряют одноимённый этап профессиональных проб.

На основном этапе психолого-педагогической (педагогической) практики проектируется модель будущей профессиональной деятельности, апробируются изучаемые методики и технологии в профессиональной среде.

В ходе апробации происходит выявление проблем при выполнении трудовых действий. В финале данного этапа профессиональных практик студенты разрабатывают собственные проекты в рамках курсовых исследований.

Будущий педагог должен выполнять основные трудовые действия, предписываемые ФГОС.

Но он должен быть и рефлексивным педагогом, умеющим перестраивать свои профессиональные действия не только методом проб и ошибок, но и на основе научного исследования, встроенного в профессиональную деятельность.

А это означает, что будущий педагог должен владеть исследовательскими компетенциями, которые совершенствуются на финальном этапе профессиональных практик.

Во время завершающего экспериментально-рефлексивного этапа предметной (преддипломной) практики согласно направлению подготовки студенты проводят педагогический эксперимент в рамках апробации собственного проекта выпускной квалификационной работы.

Осуществляется анализ результатов проведённого эксперимента и определяется эффективность проекта. Как правило, студенты выступают с результатами своей научно-исследовательской работы на семинарах, проводят мастер-классы, публикуются в сборниках научно-исследовательских конференций.

Кроме того, выпускники факультетов психологии и математики и информатики выполняют свои дипломные работы под заказ образовательных учреждений.

А студенты факультета филологии внедряют проектную деятельность и разрабатывают программы элективных курсов по русскому языку и литературе с учетом регионального компонента (местные авторы, топонимика, диалектные особенности, литература Сибири и т.д.

) в соответствии с новым ФГОС, где 10% от общего количества часов отводится на курсовую и дипломную работу. Кафедра русского языка, литературы и методики обучения характеризуется тщательным подходом к выбору тематики выпускной квалификационной работы, где учитывается и приветствуется региональный компонент.

Следует отметить, что на защите исследовательских проектов в рамках выпускной квалификационной работы присутствуют будущие работодатели – директоры и заместители директоров эффективных базовых образовательных учреждений. Наши партнёры выделяют теоретическую разработанность проблемы и практико-ориентированную направленность самого дипломного исследования выпускников.

Заметим, что данное нововведение о присвоении статуса «Эффективной базовой школы» образовательному учреждению даёт первые плоды в виде открытых уроков, круглых столов, совместных проектов и семинаров с будущими выпускниками вуза. Такое сотрудничество должно быть более мобильным и должно носить инициативный характер со стороны вуза, а не школы.

Активное «присутствие» филиала в школе осуществляется комплексно через студентов-помощников классного руководителя, студентов-организаторов досуговой и волонтёрской деятельности, студентов-стажёров предметников, социально-педагогическое проектирование, студентов-руководителей научно-исследовательской работы школьников и апробации экспериментального обучения курсовых и дипломных исследований студентов.

Итак, четко организованная последовательность учебных мероприятий и педагогических действий, объединённых целостными разделами и блоками, имеет определённую логическую завершённость по отношению к поставленным целям и результатам профессиональных практик, выраженным в формируемых и осваиваемых компетенциях.

Следует отметить, что у наших студентов есть не только потенциал, но и желание посвятить себя педагогической деятельности.

Читайте также:  Числовые характеристики систем двух случайных величин - справочник студента

Проведенный мониторинг профессиональных практик как средства диагностики качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза показал, что в среднем около 60% всех выпускников осознали, что специальность полностью соответствует их интересам и они имеют желание связать свою будущую профессию с полученным образованием, 17 % определились с будущей работой, у 7 % место прохождения практики совпадает с местом будущей работы.

В целом содержание и динамика профессиональных практик, формы их организации и условия реализации в совокупности оказывают позитивное влияние на профессионально-личностное развитие студента, улучшает качество работ студентов, что подтверждается результатами защиты выпускной квалификационной работы после завершающего (преддипломного) этапа профессиональных практик.

Это свидетельствует о том, что в филиале складывается заслуживающая положительной оценки система организации и проведения профессиональных практик с выходом на успешную защиту и дальнейшее трудоустройство выпускника.

Как правило, выпускники, ставшие победителями конкурса старшекурсников КФ НГПУ «Ступени педагогического мастерства», благополучно трудоустраиваются в соответствии с полученным дипломом.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_7/professionalnyie_praktiki_studentov_pedagogicheskogo_vuza

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза

  Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В, А. Сластенин и др.).

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству — удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным.

Но, так или иначе, любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования.

Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Что же это такое — самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).

Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.

Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. М. Князева  выделяет следующие функции самообразования:

  • 6. экстенсивная  —  накопление, приобретение новых знаний;
  • 7.       ориентировочная  —  определение себя в культуре и своего места в обществе;
  • 8.       компенсаторная  —  преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
  • 9.       саморазвития  —  совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
  • 10.  методологическая  —  преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
  • 11.  коммуникативная  —  установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
  • 12. сотворческая  —  сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
  • 13. омолаживания  —  преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
  • 14. психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
  • 10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.
  • Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

 Одной из составляющих любого творчества являются понимание и оценка культуры, движение в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.

Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.

Выведение идеологии своей жизни и деятельности — эта составляющая линия в самообразовании поистине постоянна и одинаково важна для каждого человека, для любого возраста.

        Для того чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным  развитием.

 Это означает умение взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и ваше развитие замедляется.

Совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траекториявозможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

В самоорганизацииличности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как отмечает Н.Р.

Битянова, саморегуляцияэто процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний.

Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализацияэто процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. К. Юнг считал, что личностный рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности.

Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.

Один из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых.

Расти, по Маслоу, это значит не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас.

Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой.

Психолог-гуманист К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».

Виктор Франкл, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выделял стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.

Таким образом, личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности.

Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте.

Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.

Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

  1. Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.
  2. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
  3. Таким образом, саморазвитие — это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.
Читайте также:  Классификация средств обучения - справочник студента

Источник: https://students-library.com/library/read/56571-obrazovatelno-professionalnyj-put-studenta-pedagogiceskogo-vuza

Профессиональный путь студента педагогического вуза

Во время обучения в ВУЗе закладывается фундамент будущей карьеры, студент вступает в новые контакты, обретает опыт профессионального взаимодействия. Требования к современӊοму выпускнику педагогического вуза достаточно высоки.

Все умения делятся на две категории.

Умение учиться — важная составляющая категория профессии педагога. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, по϶тому требуют постоянного обновления. Умение учиться про в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Эᴛο ещё и методность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация.

Обучение в педагогическом вузе возможность оказаться сразу внутри педагогического процесса. При ϶том выступая одновременӊο в качестве объекта и субъекта педагогической деятельности. Процесс обучения в педагогическом вузе параллельно моментом педагогической практики. Здесь существует возможность анализировать учебный процесс не просто с точки зрения обычного студента, но и с профессиональных позиций.

Источники самообразования

Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования пуᴛᴇᴍ привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в ϶том случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, дистанционное самообразование.

Вторым источником исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающᴇᴦο мира, будущий педагог упорядочивает свои знания и формирует личный педагогический стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. В педагогическом вузе существует много возможностей занятий исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.

Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях. Студенты педагогических вузов могут заниматься репетиторством, работать нянями или вожатыми, делать лингвистические переводы.

Окружающая действительность – пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию ᴎɜ окружающᴇᴦο мира в полезную себя, пропускать её через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуацияхСтоит отметить, особое значение педагогов имеет навык команднои̌ . Он включает:

  • умение подключать других помощи в вашей деятельности;
  • умение нивелировать конфликты;
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение редактировать работу группы;
  • умение обобщать разрозненный материал.

Для будущᴇᴦο педагога очень важен ещё один источник самообразования — ᴇᴦο увлечения, так называемые ʼʼспециальные уменияʼʼ.

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают всœе, по их мнению, ʼʼлишнееʼʼ, ʼʼмешающее учебеʼʼ, ʼʼразвлекательноеʼʼ. А напрасно.

Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно педагога крайне необходимойВажно сказать, что для чᴇᴦο важно обладать не узкопрофильным, а широким кругозором? В первую очередь повышения собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскошные пейзажи, — ϶тот опыт может пригодиться и вашим ученикам, ведь они, как и вы сами, всœегда хотят общаться с интересным человеком, методным научить их чему-то новому помимо школьнои̌ программы. По϶тому, как бы ни были вы увлечены достижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!

После окончания вуза и получения диплома педагога ожи профессиональная деятельность. Молодого педагога ожидают новые обязанности. С самого первого дня он несет ту ответственность, что и специалисты со стажем .

Вход в специфическую школьную среду с особыми обычаями и законами, которые надо будет освоить и принять.

Молодому специалисту придется совмещать роль педагога и ученика, прислушиваться к советам более опытных старших коллег.

Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению профессионализма и педагогического мастерства – ϶то длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что ϶то путешествие длиною в жизнь. На ϶том пути можно выделить определенные фазы становления профессионала:

  • фаза оптанта – ϶то период профессионального определения,
  • фаза адепта – ϶то период освоения выбраннои̌ профессии в профессиональном учебном заведении,
  • фаза адаптации – ϶то период вхождением в практическую педагогическую деятельность,
  • фаза интернала – становление учителя как опытного педагога,
  • фаза мастерства подразумевает приобретение педагогом специальных качеств, умений или превращение в универсала,
  • фаза авторитета – приобретение авторитета и широкой известности в своем кругу или за ᴇᴦο пределами, сопровождается наличием богатого педагогического опыта,
  • фаза наставничества – характеризуется наличием единомышленников, последователей, учеников среди коллег и возможностью делиться опытом.

В сегодняшней не простой социокультурнои̌ ситуации существует противоречие между увеличивающимися требованиями к личности и деятельности педагога и реальным уровнем мотивационнои̌, теоретической и практической готовности выпускника педагогического вуза к реализации своих профессиональных функций. Разрешение противоречия требует решения большого числа проблем от системы педагогического образования:

  • преобразования целей профессиональнои̌ подготовки,
  • совершенствования структуры и содержания педагогического образования,
  • обновления организационных форм и методов.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19274_professional_nyy_put_studenta_pedagogicheskogo_vuza

Ваньков А.Б. Исследование закономерностей становления профессиональной направленности студента педагогического ВУЗа в условиях модернизации высшего образования

Библиографическая ссылка на статью:
Ваньков А.Б. Исследование закономерностей становления профессиональной направленности студента педагогического ВУЗа в условиях модернизации высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19157 (дата обращения: 04.02.2020).

В настоящее время рынок труда перенасыщен различными специальностями. Перед старшекурсниками стоит очень сложный выбор своего профессионального пути. Необходимо не ошибиться в выборе, т.к. профессия должна приносить радость и пользу человеку, уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Сегодня выбор профессии зависит зачастую от таких факторов, как ценности, мотивы, интересы, потребности, влияние окружения, осведомленность о мире профессий, уровень образования, уровень жизни, потребности общества и т.д.

  • Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.
  • Ядром процесса развития профессиональной направленности является профессионально значимые качеств личности в процессе обучения.
  • Знание психологических особенностей професси­онального развития и  высокий уровень развития рефлексии профессионально значимых качеств позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию.
  • Анализ отечественных экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, позволил выделить четыре ее основных (выделенных по признаку направленности на предмет) типа:
  • 1) интеллектуальный – субъект рефлексирует свои знания об объекте и способах действия с ним;
  • 2) кооперативный – предметом рефлексии выступают знания субъекта о ролевой структуре организации коллективной деятельности и общения;
  • 3) личностный – собственные поступки и свой образ – “Я” как индивидуальности являются предметом рефлексии;
  • 4) коммуникативный – субъект рефлексирует представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков [4].

Специфика профессионального самоопределения студента заключается в том, что для его успешного, субъектного становления необходимо наличие у будущего педагога всех выше обозначенных типов рефлексии.

Большое значение для успешности профессионального самоопределения  имеет его способность рефлексировать границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха.

Будучи свободным субъектом, студент самостоятельно вносит коррективы в учебно-профессиональную деятельность, изменяет ее обстоятельства и самого себя, исходя из тех мотивов, целей и средств деятельности, в выборе которых он самостоятелен и суверенен. Человек воспринимает себя как причину происходящего. Он является генератором мотивов, целей, стиля поведения и средств деятельности и одновременно ответственен за принятые решения [2, 3].

Свободный выбор выступает как проявление ценностного отношения субъекта, т.к. только в случае возможности выбора происходит осознание индивидом ценности объекта – выбираемой профессии, и тем самым формируется особый вид отношений к нему – ценностное отношение.

Свободный выбор реализует специфически человеческую способность, которая не кодируется и не транслируется генетически, а складывается у каждого индивида прижизненно, т.е. воспитывается (М. С. Каган [5]).

Возможность выбора создает предпосылку для возникновения ответственности, которая предполагает идентификацию внутренних ценностей личности с ценностями социума. Ответственность является производным от позиции личности, т.к. обусловлена мотивами, потребностями, целями личности.

Ответственность представляет собой форму проявления личностью своей субъектности и является еще одной характеристикой субъектной позиции.

Субъектная активность, внутренняя свобода и ответственность, подкрепляемые остальными качествами субъекта профессионального самоопределения, создают индивида, который отличает себя от других, неповторим и несводим к свойствам другого, и обуславливают егоуникальность. Данная характеристика в нашей  разработке данной проблемы является результирующей.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая бы помогла определиться между требованиями предпочитаемой профессиональной деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Наиболее значимые психологические особенности, влияющие на становление профессиональной направленности старшекурсников:

  • характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей
  • мотивы, побуждающие их трудиться
  • престижность профессии, систему оплаты труда и удаленность от места жительства.

Мы осуществили подбор и реализацию комплекса психодиагностических методик, направленных на определение мотивов выбора профессии и профессиональную направленность личности старшекурсников. При формировании диагностической батареи и подходов дальнейшего консультирования основное внимание уделялось проблеме наличия и развития рефлексивных компонентов субъектности студента.

Читайте также:  Модель «исследования – действия» - справочник студента

Для изучения проблемы становления профессиональной направленности старшекурсников были использованы следующие психодиагностические методики:

  • «Карта интересов А. Е. Голомштока»;
  • «Опросник определения соционического типа личности». канд. психол. Наук А.Б. Ваньков [1];
  • Вспомогательные методики:

а) «Поэтапный тест (составлен И. Вайсбанд)».

б) «Профессиональная ориентация типов (В. В. Гуленко). Цифровой тест (составители В. Мегедь и А. Овчаров)»;

  • «Тест – опросник Дж. Голланда»;
  • «Дифференциально–диагностический опросник» Е. А. Климова (ДДО).

Исследование проводилось на базе факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняли участие 20 человек.

Среди результатов проведения методик, наибольший интерес представляют данные по методике Дж.

Голланда на констатирующем этапе исследования показали, что степень выраженности склонностей типа личности недостаточно высока, о чем свидетельствует небольшой разброс в баллах, набранных по разным профессиональным типам личности. Отсутствует четкая ориентация на тот или иной тип личности.

У 60 % студентов присутствуют характеристики 2 – 3 типов личности. 20 % набрали 4-5 типов. У 20 % присутствует по 1 типу личности. В связи с этим можно сделать вывод о недостаточной сформированности профессиональной направленности среди испытуемых.

Подобное заключение можно было сделать по результатам ДДО.

Так, в данной группе респондентов только 20% старшеклассников выделяют для себя одну профессиональную область, что свидетельствует о достаточно высокой профессиональной направленности учащихся.

У 50% студентов преобладают 2-3 профессиональные области, что говорит о среднем уровне профессиональной направленности. 30% испытуемых не выделяют для себя преобладающих профессиональных областей.

Согласно проведению методики «Карта интересов А.Е. Голомштока – Филимоновой», Степень выраженности склонностей и интересов к той или иной области знаний у студентов недостаточно высока, о чем свидетельствует небольшой разброс в баллах, набранных по разным областям. Отсутствует четкая ориентация на тот или иной предмет.

50% учащихся выбрали по 3-4 направления, которыми предпочли бы заниматься в дальнейшем профессионально. 30% выбрали 5 и более направлений, в которых хотели бы работать. Только 20% точно определились со своей дальнейшей профессиональной направленностью (1-2 предмета).

В связи с этим можно сделать вывод о не четко выстроенной профессиональной направленности среди испытуемых.

Таким  образом, мы выделили ряд особенностей, которые наиболее влияют на становление профессиональной направленности старшекурсников.

Исходя из этого, планируется и реализуется процесс консультирования студентов, который предполагает разработку и выдачу рекомендаций с целью систематизации и развития основных характеристик профессиональной направленности личности.

Основное направление работы со студентами —  совершенствование системы профессиональных предпочтений различных видов деятельности, интересов, склонностей, их соотнесение с  профессионально важными качествами личности.

Библиографический список

  1. Ваньков А.Б. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников // Ж. «Эффективная педагогика». №3 (26). 2011. – С. 29 – 37.
  2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие к спецкурсу / В. В. Горшкова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена – Л.: РГПУ, 1991. –  134с.
  3. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб.,1992. –  389с.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480с.
  5. Каган М.С. Человеческая деятельность/ М. С. Каган – М., 1974. – 328с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19157

Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности

  • Современный период государственной политики России характеризуется длительной реформацией в сфере образования, модернизация которой нашла свое отражение в принятом относительно недавно Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
  • Необходимость оптимизации и модернизации отечественного образования также подтверждается рядом государственных документов, среди которых Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (2012), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральные государственные образовательные стандарты (2011), Профессиональный стандарт педагога (2013) и др.
  • Эти документы указывают на «значение профессионального образования для социально-экономической и культурной модернизации России», повышения ее глобальной конкурентоспособности, обеспечения «востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося» [5].

Государство и работодатели в связи со стремительным экономическим развитием и высоким уровнем конкуренции на рынке труда предъявляют высокие требования к выпускнику вуза как квалифицированному специалисту и потенциальному работнику. Особо актуальным сейчас является вопрос качества профессиональной подготовки студентов высшей школы к профессиональной деятельности и развития их профессиональных компетенций в системе непрерывного педагогического образования.

Работодателям требуется компетентный специалист, который определился в своих профессиональных предпочтениях, умеющий ставить цели и выполнять определенные задачи для их достижения, т.е. быть профессионально компетентным [3].

Таким образом, очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога/

В многоуровневой системе высшего профессионального образования осуществляется подготовка бакалавров и магистров по различным направлениям и профилям подготовки.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах содержатся требования к структуре основных образовательных программ, отражено деление учебных циклов на базовую и вариативную часть.

Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности профессионального образования  и ориентирована на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов [6].

  1. Под профессиональной компетентностью специалиста понимается интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной  деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2].
  2. В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования, разработанной в феврале 2013 года, закреплена основная цель программы, состоящая в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведении системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования [5], обозначены три группы проблем, связанные с овладением педагогической профессией (вхождение в профессию, профессиональное становление, удержание в профессии), которые обуславливают противоречие между востребованностью практико-ориентированного учителя и отсутствием достаточного количества часов на практику и стажировку [5].
  3. Одной из задач, которая ставится Концепцией для достижения указанной цели, является повышение качества получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий).
  4. Важным является заявленная в проекте Концепции развития педагогического образования возможность создания программ педагогической подготовки для студентов-бакалавров 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности [5].

В рамках обеспечения реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» ФБГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого совместно с ФБГОУ ВПО  КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляют модульную систему сетевого взаимодействия для педагогической подготовки студентов 2-3 курсов непедагогического бакалавриата (направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Техносферная безопасность», всего 27 студентов), мотивированных к педагогической деятельности.

При этом следует учесть, что ведущим принципом реализации образовательных программ бакалавриата является самоопределение студента-бакалавра в образовании и последующий выбор «поля» профессиональной самореализации [2].

В этом случае система высшего педагогического образования реально обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов-бакалавров, а педагогические дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному развитию будущего педагога. Овладение педагогической профессией во многом определяется мотивацией студента-бакалавра, его психологической готовностью к педагогической деятельности, стремлением реализовать в ней свой потенциал.

  • К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся:
  • чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций;
  • увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми;
  • осознание высокой миссии учителя;

любовь к детям и др. [7].

При наличии такой мотивации процесс обучения будущего педагога наиболее успешен и наиболее высока вероятность, что по окончании вуза он будет работать в сфере образования.

Практическая составляющая учебного процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров (непедагогического профиля) в высшем учебном заведении опирается на глубокую теоретическую подготовку, которая, в свою очередь, состоит из предметов психолого-педагогических теоретических курсов и методики преподавания предмета по специальности. Важное место в профессиональной подготовке отводится педагогической практике.

Педагогическая практика — это эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике [2, с. 11].

  1. Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует его ключевые профессиональные качества.
  2. Главная цель педагогической практики — закрепить, углубить, усовершенствовать приобретенные теоретические знания и научиться применять их в педагогической деятельности, развивать профессиональные способности, умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса на уроке, адаптироваться и совершенствоваться в будущей профессии.

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95712.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector