Положительная характеристика студентки-практиканткиа
Образец написания характеристики студентки-практикантки предназначен для учителей, курирующих педагогическую практику. Данная характеристика написана на студентку, преподававшую английский язык, и отражает конкретные особенности предмета. Однако, большая часть документа универсальна и может быть использована для характеристики студентов других специальностей.
Характеристика студентки педагогического колледжа
Характеристика составлена на студентку педагогического колледжа, проходившую преддипломную практику на базе коррекционного класса 4 вида (класс коррекции по зрению) общеобразовательной школы. Характеристика положительная, так как студентка старательно выполняла все рекомендации, творчески подходила к подготовке уроков и внеклассных мероприятий.
Характеристика студента-практиканта о работе летнем лагере дневного пребывания (ЛДП)
Данная характеристика составляется учителями, работающими в лагере дневного пребывания (ЛДП) или детских оздоровительных центрах (ДОЦ) для студентов-практикантов.
Учебное заведение, направляющее студента на летнюю педагогическую практику, требует от него отчет и характеристику, как основной документ, подтверждающий качество его работы с детьми. Этот документ служит основанием для оценки его деятельности.
Характеристика отражает анализ работы студента, его отношения, компетенции, знания теории и методики работы и применение знаний на практике.
Характеристика студентки-практикантки
В течение многих лет в нашей школе проходят педагогическую практику студенты-практиканты педагогического колледжа. Я являюсь учителем-наставником будущих молодых специалистов. Данная характеристика написана на одаренную студентку-практикантку.Материал будет интересен для педагогов педагогического колледжа, для руководителей педагогической практики студентов.
Характеристика студента-практиканта
В характеристике профессиональной подготовки студента ИГПК № 1 по практике «Внеучебная воспитательная работа» раскрывается основное содержание деятельности практиканта по данному виду практики: виды, формы, названия проведённых мероприятий, краткая характеристика профессиональных и личностных качеств практиканта, уровень подготовки и проведения внеучебной воспитательной работы, уровень проведения самоанализа профессиональной деятельности.
Характеристика студентки-практикантки, проходившей педпрактику в начальных классах
Этот материал дает данные о прохождении практики студентки-практикантки в начальных классах в данном учебном заведении. Характеристика показывает насколько успешно прохождение практики. В материале можно увидеть, какие методы и формы применяла, какими технологиями владеет.
В характеристике указано количество проведенных уроков и их особенности, перечислены внеклассные мероприятия и их положительные стороны.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов для составления характеристики на будущего учителя, проходящего практику в учебном заведении.
Характеристика студента педагогического колледжа о прохождении преддипломной практики
В материале представлена характеристика студента педагогического колледжа в период прохождения преддипломной (квалификационной) практики.
Проанализирована работа студента в учебной (знание программ начальной школы и умение работать в соответствии с ними, умение планировать учебный материал урока, умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, решать задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства, волю детей, умение организовать детей на работу: привлечь их внимание, активизировать умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому на уроке материал, умение осуществлять индивидуальную работу с учащимися, предупреждать неуспеваемость и отставание детей в учебных занятиях, овладение практикантом методиками преподавания каждого предмета начальной школы, современными ТСО, другими наглядными средствами) и внеурочной (умение осуществлять внеклассную работу с детьми) деятельности. Отмечены положительные стороны в работе студента, даны рекомендации по устранению недочётов в работе студента в период прохождения преддипломной (квалификационной) практики. Выставлена итоговая оценка за практику. Материал предназначен для учителей наставников и руководителей практики.
Источник: https://pedsovet.su/charakteristika_studenta_pedagoga
Профессиональные практики студентов педагогического вуза в условиях многоуровневой системы образования
Кравченко Е.В.
Куйбышевский филиал
Новосибирского государственного педагогического университета
pmkravchenko@rambler.ru
Педагогическая практика как один из видов профессиональных практик является связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях различного типа.
Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, и направлена не только на формирование профессиональных умений и навыков, но и на формирование профессионально важных качеств.
Предъявляются новые требования к профессиональному уровню педагогических работников общеобразовательных учреждений, следовательно, и к подготовке бакалавров педагогического образования.
Предусматривается значительное увеличение объёма педагогической практики: примерно в три раза больше по объёму в сравнении с предыдущим ФГОС – до 60?80 единых зачётных единиц. Таким образом, педагогическая практика становится одним из ведущих факторов в подготовке будущего учителя.
При этом изменяется роль, содержание, технологии проведения педагогической практики и её организация. Однако формальное увеличение количества часов, отводимых на педагогическую практику, не означает автоматического выполнения поставленных перед нею задач.
Требуются новые подходы в подготовке, организации, проведении и подведении итогов педагогической практики. В ближайшем будущем она должна стать обязательной частью каждого учебного модуля, и, более того, организующим и объединяющим стержнем всего учебного процесса.
- Согласно новым подходам ФГОС при организации педагогической практики в Куйбышевском филиале НГПУ существует следующий алгоритм действий:
- — определение трудовых функций и действий, формируемых в рамках освоения профильных дисциплин;
- — формирование перечня осваиваемых компетенций согласно направлению профиля;
- — определение набора дисциплин различных модулей подготовки;
- — отбор содержания дисциплин и разработка УМК.
- Компонент профессиональных практик, обязательный для всех студентов, занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами и контролем по модулю подготовки.
- Модули психолого-педагогической подготовки бакалавров и бакалавров направления педагогического образования включают в себя новые этапы и виды профессиональных практик.
Наблюдательный или демонстрационный этап – новый вид учебной практики. Во время данной практики студенты знакомятся с высококвалифицированными специалистами в данной профессиональной сфере и анализируют профессиональную среду.
Учебная практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
Этот вид практики осуществляется в эффективных базовых школах, с которыми был заключён договор о сотрудничестве в целях взаимодействия в образовательной деятельности по созданию условий для повышения качества непрерывного образования в системе «Эффективная базовая школа – Педагогический вуз» на основе совместной учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы, организации и проведении педагогической практики студентов.
Например, во время учебной практики студенты 1 курса факультета психологии составляют аналитические таблицы «Паспорт образовательного учреждения», «Паспорт кабинета психолога», «Особенности работы педагога-психолога в ОУ».
В рамках выполнения данного задания они прорабатывают материалы годового плана педагога-психолога, актуализируют знания по психологии труда школьного психолога и изучают должностные инструкции психолога, пишут эссе «Зачем нужен психолог ОУ».
Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «русский язык и литература» пишут «Слово об учителе», строящееся на основе систематического наблюдения студентов за деятельностью учителя-словесника (учитель на уроке и во внеурочное время, интервью с учителем), а также впечатлений от встреч с другими учителями.
Студенты 3 курса факультета филологии по профилю «иностранный язык» заполняют «Социальный паспорт», анализируют УМК и уроки учителя английского языка.
На демонстрационном этапе учебной практики формируется список проблем и задач будущей профессиональной деятельности. Осуществляется первый опыт профессиональных проб, которые предваряют одноимённый этап профессиональных проб.
На основном этапе психолого-педагогической (педагогической) практики проектируется модель будущей профессиональной деятельности, апробируются изучаемые методики и технологии в профессиональной среде.
В ходе апробации происходит выявление проблем при выполнении трудовых действий. В финале данного этапа профессиональных практик студенты разрабатывают собственные проекты в рамках курсовых исследований.
Будущий педагог должен выполнять основные трудовые действия, предписываемые ФГОС.
Но он должен быть и рефлексивным педагогом, умеющим перестраивать свои профессиональные действия не только методом проб и ошибок, но и на основе научного исследования, встроенного в профессиональную деятельность.
А это означает, что будущий педагог должен владеть исследовательскими компетенциями, которые совершенствуются на финальном этапе профессиональных практик.
Во время завершающего экспериментально-рефлексивного этапа предметной (преддипломной) практики согласно направлению подготовки студенты проводят педагогический эксперимент в рамках апробации собственного проекта выпускной квалификационной работы.
Осуществляется анализ результатов проведённого эксперимента и определяется эффективность проекта. Как правило, студенты выступают с результатами своей научно-исследовательской работы на семинарах, проводят мастер-классы, публикуются в сборниках научно-исследовательских конференций.
Кроме того, выпускники факультетов психологии и математики и информатики выполняют свои дипломные работы под заказ образовательных учреждений.
А студенты факультета филологии внедряют проектную деятельность и разрабатывают программы элективных курсов по русскому языку и литературе с учетом регионального компонента (местные авторы, топонимика, диалектные особенности, литература Сибири и т.д.
) в соответствии с новым ФГОС, где 10% от общего количества часов отводится на курсовую и дипломную работу. Кафедра русского языка, литературы и методики обучения характеризуется тщательным подходом к выбору тематики выпускной квалификационной работы, где учитывается и приветствуется региональный компонент.
Следует отметить, что на защите исследовательских проектов в рамках выпускной квалификационной работы присутствуют будущие работодатели – директоры и заместители директоров эффективных базовых образовательных учреждений. Наши партнёры выделяют теоретическую разработанность проблемы и практико-ориентированную направленность самого дипломного исследования выпускников.
Заметим, что данное нововведение о присвоении статуса «Эффективной базовой школы» образовательному учреждению даёт первые плоды в виде открытых уроков, круглых столов, совместных проектов и семинаров с будущими выпускниками вуза. Такое сотрудничество должно быть более мобильным и должно носить инициативный характер со стороны вуза, а не школы.
Активное «присутствие» филиала в школе осуществляется комплексно через студентов-помощников классного руководителя, студентов-организаторов досуговой и волонтёрской деятельности, студентов-стажёров предметников, социально-педагогическое проектирование, студентов-руководителей научно-исследовательской работы школьников и апробации экспериментального обучения курсовых и дипломных исследований студентов.
Итак, четко организованная последовательность учебных мероприятий и педагогических действий, объединённых целостными разделами и блоками, имеет определённую логическую завершённость по отношению к поставленным целям и результатам профессиональных практик, выраженным в формируемых и осваиваемых компетенциях.
Следует отметить, что у наших студентов есть не только потенциал, но и желание посвятить себя педагогической деятельности.
Проведенный мониторинг профессиональных практик как средства диагностики качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза показал, что в среднем около 60% всех выпускников осознали, что специальность полностью соответствует их интересам и они имеют желание связать свою будущую профессию с полученным образованием, 17 % определились с будущей работой, у 7 % место прохождения практики совпадает с местом будущей работы.
В целом содержание и динамика профессиональных практик, формы их организации и условия реализации в совокупности оказывают позитивное влияние на профессионально-личностное развитие студента, улучшает качество работ студентов, что подтверждается результатами защиты выпускной квалификационной работы после завершающего (преддипломного) этапа профессиональных практик.
Это свидетельствует о том, что в филиале складывается заслуживающая положительной оценки система организации и проведения профессиональных практик с выходом на успешную защиту и дальнейшее трудоустройство выпускника.
Как правило, выпускники, ставшие победителями конкурса старшекурсников КФ НГПУ «Ступени педагогического мастерства», благополучно трудоустраиваются в соответствии с полученным дипломом.
Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_7/professionalnyie_praktiki_studentov_pedagogicheskogo_vuza
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза
Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В, А. Сластенин и др.).
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству — удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным.
Но, так или иначе, любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, — это навык самообразования.
Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.
Что же это такое — самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).
Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. М. Князева выделяет следующие функции самообразования:
- 6. экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
- 7. ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в обществе;
- 8. компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
- 9. саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
- 10. методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
- 11. коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
- 12. сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
- 13. омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
- 14. психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
- 10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.
- Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу из этого тупика.
Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.
Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.
Одной из составляющих любого творчества являются понимание и оценка культуры, движение в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.
Самообразование все чаще направляется в сферу приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.
Выведение идеологии своей жизни и деятельности — эта составляющая линия в самообразовании поистине постоянна и одинаково важна для каждого человека, для любого возраста.
Для того чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием.
Это означает умение взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и ваше развитие замедляется.
Совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.
Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.
В самоорганизацииличности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как отмечает Н.Р.
Битянова, саморегуляция — это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний.
Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем.
Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.
По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. К. Юнг считал, что личностный рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности.
Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.
Один из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых.
Расти, по Маслоу, это значит не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас.
Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой.
Психолог-гуманист К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».
Виктор Франкл, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выделял стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.
Таким образом, личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности.
Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте.
Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.
Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.
- Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.
- Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
- Таким образом, саморазвитие — это результат профессионального творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.
Источник: https://students-library.com/library/read/56571-obrazovatelno-professionalnyj-put-studenta-pedagogiceskogo-vuza
Профессиональный путь студента педагогического вуза
Во время обучения в ВУЗе закладывается фундамент будущей карьеры, студент вступает в новые контакты, обретает опыт профессионального взаимодействия. Требования к современӊοму выпускнику педагогического вуза достаточно высоки.
Все умения делятся на две категории.
Умение учиться — важная составляющая категория профессии педагога. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, по϶тому требуют постоянного обновления. Умение учиться про в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Эᴛο ещё и методность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация.
Обучение в педагогическом вузе возможность оказаться сразу внутри педагогического процесса. При ϶том выступая одновременӊο в качестве объекта и субъекта педагогической деятельности. Процесс обучения в педагогическом вузе параллельно моментом педагогической практики. Здесь существует возможность анализировать учебный процесс не просто с точки зрения обычного студента, но и с профессиональных позиций.
Источники самообразования
Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования пуᴛᴇᴍ привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в ϶том случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, дистанционное самообразование.
Вторым источником исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающᴇᴦο мира, будущий педагог упорядочивает свои знания и формирует личный педагогический стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. В педагогическом вузе существует много возможностей занятий исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.
Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях. Студенты педагогических вузов могут заниматься репетиторством, работать нянями или вожатыми, делать лингвистические переводы.
Окружающая действительность – пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию ᴎɜ окружающᴇᴦο мира в полезную себя, пропускать её через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуацияхСтоит отметить, особое значение педагогов имеет навык команднои̌ . Он включает:
- умение подключать других помощи в вашей деятельности;
- умение нивелировать конфликты;
- умение планировать свою деятельность;
- умение редактировать работу группы;
- умение обобщать разрозненный материал.
Для будущᴇᴦο педагога очень важен ещё один источник самообразования — ᴇᴦο увлечения, так называемые ʼʼспециальные уменияʼʼ.
Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают всœе, по их мнению, ʼʼлишнееʼʼ, ʼʼмешающее учебеʼʼ, ʼʼразвлекательноеʼʼ. А напрасно.
Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно педагога крайне необходимойВажно сказать, что для чᴇᴦο важно обладать не узкопрофильным, а широким кругозором? В первую очередь повышения собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскошные пейзажи, — ϶тот опыт может пригодиться и вашим ученикам, ведь они, как и вы сами, всœегда хотят общаться с интересным человеком, методным научить их чему-то новому помимо школьнои̌ программы. По϶тому, как бы ни были вы увлечены достижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!
После окончания вуза и получения диплома педагога ожи профессиональная деятельность. Молодого педагога ожидают новые обязанности. С самого первого дня он несет ту ответственность, что и специалисты со стажем .
Вход в специфическую школьную среду с особыми обычаями и законами, которые надо будет освоить и принять.
Молодому специалисту придется совмещать роль педагога и ученика, прислушиваться к советам более опытных старших коллег.
Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению профессионализма и педагогического мастерства – ϶то длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что ϶то путешествие длиною в жизнь. На ϶том пути можно выделить определенные фазы становления профессионала:
- фаза оптанта – ϶то период профессионального определения,
- фаза адепта – ϶то период освоения выбраннои̌ профессии в профессиональном учебном заведении,
- фаза адаптации – ϶то период вхождением в практическую педагогическую деятельность,
- фаза интернала – становление учителя как опытного педагога,
- фаза мастерства подразумевает приобретение педагогом специальных качеств, умений или превращение в универсала,
- фаза авторитета – приобретение авторитета и широкой известности в своем кругу или за ᴇᴦο пределами, сопровождается наличием богатого педагогического опыта,
- фаза наставничества – характеризуется наличием единомышленников, последователей, учеников среди коллег и возможностью делиться опытом.
В сегодняшней не простой социокультурнои̌ ситуации существует противоречие между увеличивающимися требованиями к личности и деятельности педагога и реальным уровнем мотивационнои̌, теоретической и практической готовности выпускника педагогического вуза к реализации своих профессиональных функций. Разрешение противоречия требует решения большого числа проблем от системы педагогического образования:
- преобразования целей профессиональнои̌ подготовки,
- совершенствования структуры и содержания педагогического образования,
- обновления организационных форм и методов.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19274_professional_nyy_put_studenta_pedagogicheskogo_vuza
Ваньков А.Б. Исследование закономерностей становления профессиональной направленности студента педагогического ВУЗа в условиях модернизации высшего образования
Библиографическая ссылка на статью:
Ваньков А.Б. Исследование закономерностей становления профессиональной направленности студента педагогического ВУЗа в условиях модернизации высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19157 (дата обращения: 04.02.2020).
В настоящее время рынок труда перенасыщен различными специальностями. Перед старшекурсниками стоит очень сложный выбор своего профессионального пути. Необходимо не ошибиться в выборе, т.к. профессия должна приносить радость и пользу человеку, уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Сегодня выбор профессии зависит зачастую от таких факторов, как ценности, мотивы, интересы, потребности, влияние окружения, осведомленность о мире профессий, уровень образования, уровень жизни, потребности общества и т.д.
- Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.
- Ядром процесса развития профессиональной направленности является профессионально значимые качеств личности в процессе обучения.
- Знание психологических особенностей профессионального развития и высокий уровень развития рефлексии профессионально значимых качеств позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию.
- Анализ отечественных экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, позволил выделить четыре ее основных (выделенных по признаку направленности на предмет) типа:
- 1) интеллектуальный – субъект рефлексирует свои знания об объекте и способах действия с ним;
- 2) кооперативный – предметом рефлексии выступают знания субъекта о ролевой структуре организации коллективной деятельности и общения;
- 3) личностный – собственные поступки и свой образ – “Я” как индивидуальности являются предметом рефлексии;
- 4) коммуникативный – субъект рефлексирует представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков [4].
Специфика профессионального самоопределения студента заключается в том, что для его успешного, субъектного становления необходимо наличие у будущего педагога всех выше обозначенных типов рефлексии.
Большое значение для успешности профессионального самоопределения имеет его способность рефлексировать границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха.
Будучи свободным субъектом, студент самостоятельно вносит коррективы в учебно-профессиональную деятельность, изменяет ее обстоятельства и самого себя, исходя из тех мотивов, целей и средств деятельности, в выборе которых он самостоятелен и суверенен. Человек воспринимает себя как причину происходящего. Он является генератором мотивов, целей, стиля поведения и средств деятельности и одновременно ответственен за принятые решения [2, 3].
Свободный выбор выступает как проявление ценностного отношения субъекта, т.к. только в случае возможности выбора происходит осознание индивидом ценности объекта – выбираемой профессии, и тем самым формируется особый вид отношений к нему – ценностное отношение.
Свободный выбор реализует специфически человеческую способность, которая не кодируется и не транслируется генетически, а складывается у каждого индивида прижизненно, т.е. воспитывается (М. С. Каган [5]).
Возможность выбора создает предпосылку для возникновения ответственности, которая предполагает идентификацию внутренних ценностей личности с ценностями социума. Ответственность является производным от позиции личности, т.к. обусловлена мотивами, потребностями, целями личности.
Ответственность представляет собой форму проявления личностью своей субъектности и является еще одной характеристикой субъектной позиции.
Субъектная активность, внутренняя свобода и ответственность, подкрепляемые остальными качествами субъекта профессионального самоопределения, создают индивида, который отличает себя от других, неповторим и несводим к свойствам другого, и обуславливают егоуникальность. Данная характеристика в нашей разработке данной проблемы является результирующей.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая бы помогла определиться между требованиями предпочитаемой профессиональной деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Наиболее значимые психологические особенности, влияющие на становление профессиональной направленности старшекурсников:
- характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей
- мотивы, побуждающие их трудиться
- престижность профессии, систему оплаты труда и удаленность от места жительства.
Мы осуществили подбор и реализацию комплекса психодиагностических методик, направленных на определение мотивов выбора профессии и профессиональную направленность личности старшекурсников. При формировании диагностической батареи и подходов дальнейшего консультирования основное внимание уделялось проблеме наличия и развития рефлексивных компонентов субъектности студента.
Для изучения проблемы становления профессиональной направленности старшекурсников были использованы следующие психодиагностические методики:
- «Карта интересов А. Е. Голомштока»;
- «Опросник определения соционического типа личности». канд. психол. Наук А.Б. Ваньков [1];
- Вспомогательные методики:
а) «Поэтапный тест (составлен И. Вайсбанд)».
б) «Профессиональная ориентация типов (В. В. Гуленко). Цифровой тест (составители В. Мегедь и А. Овчаров)»;
- «Тест – опросник Дж. Голланда»;
- «Дифференциально–диагностический опросник» Е. А. Климова (ДДО).
Исследование проводилось на базе факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняли участие 20 человек.
Среди результатов проведения методик, наибольший интерес представляют данные по методике Дж.
Голланда на констатирующем этапе исследования показали, что степень выраженности склонностей типа личности недостаточно высока, о чем свидетельствует небольшой разброс в баллах, набранных по разным профессиональным типам личности. Отсутствует четкая ориентация на тот или иной тип личности.
У 60 % студентов присутствуют характеристики 2 – 3 типов личности. 20 % набрали 4-5 типов. У 20 % присутствует по 1 типу личности. В связи с этим можно сделать вывод о недостаточной сформированности профессиональной направленности среди испытуемых.
Подобное заключение можно было сделать по результатам ДДО.
Так, в данной группе респондентов только 20% старшеклассников выделяют для себя одну профессиональную область, что свидетельствует о достаточно высокой профессиональной направленности учащихся.
У 50% студентов преобладают 2-3 профессиональные области, что говорит о среднем уровне профессиональной направленности. 30% испытуемых не выделяют для себя преобладающих профессиональных областей.
Согласно проведению методики «Карта интересов А.Е. Голомштока – Филимоновой», Степень выраженности склонностей и интересов к той или иной области знаний у студентов недостаточно высока, о чем свидетельствует небольшой разброс в баллах, набранных по разным областям. Отсутствует четкая ориентация на тот или иной предмет.
50% учащихся выбрали по 3-4 направления, которыми предпочли бы заниматься в дальнейшем профессионально. 30% выбрали 5 и более направлений, в которых хотели бы работать. Только 20% точно определились со своей дальнейшей профессиональной направленностью (1-2 предмета).
В связи с этим можно сделать вывод о не четко выстроенной профессиональной направленности среди испытуемых.
Таким образом, мы выделили ряд особенностей, которые наиболее влияют на становление профессиональной направленности старшекурсников.
Исходя из этого, планируется и реализуется процесс консультирования студентов, который предполагает разработку и выдачу рекомендаций с целью систематизации и развития основных характеристик профессиональной направленности личности.
Основное направление работы со студентами — совершенствование системы профессиональных предпочтений различных видов деятельности, интересов, склонностей, их соотнесение с профессионально важными качествами личности.
Библиографический список
- Ваньков А.Б. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников // Ж. «Эффективная педагогика». №3 (26). 2011. – С. 29 – 37.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие к спецкурсу / В. В. Горшкова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена – Л.: РГПУ, 1991. – 134с.
- Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб.,1992. – 389с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность/ М. С. Каган – М., 1974. – 328с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19157
Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности
- Современный период государственной политики России характеризуется длительной реформацией в сфере образования, модернизация которой нашла свое отражение в принятом относительно недавно Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
- Необходимость оптимизации и модернизации отечественного образования также подтверждается рядом государственных документов, среди которых Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (2012), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральные государственные образовательные стандарты (2011), Профессиональный стандарт педагога (2013) и др.
- Эти документы указывают на «значение профессионального образования для социально-экономической и культурной модернизации России», повышения ее глобальной конкурентоспособности, обеспечения «востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося» [5].
Государство и работодатели в связи со стремительным экономическим развитием и высоким уровнем конкуренции на рынке труда предъявляют высокие требования к выпускнику вуза как квалифицированному специалисту и потенциальному работнику. Особо актуальным сейчас является вопрос качества профессиональной подготовки студентов высшей школы к профессиональной деятельности и развития их профессиональных компетенций в системе непрерывного педагогического образования.
Работодателям требуется компетентный специалист, который определился в своих профессиональных предпочтениях, умеющий ставить цели и выполнять определенные задачи для их достижения, т.е. быть профессионально компетентным [3].
Таким образом, очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога/
В многоуровневой системе высшего профессионального образования осуществляется подготовка бакалавров и магистров по различным направлениям и профилям подготовки.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах содержатся требования к структуре основных образовательных программ, отражено деление учебных циклов на базовую и вариативную часть.
Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности профессионального образования и ориентирована на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов [6].
- Под профессиональной компетентностью специалиста понимается интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2].
- В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования, разработанной в феврале 2013 года, закреплена основная цель программы, состоящая в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведении системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования [5], обозначены три группы проблем, связанные с овладением педагогической профессией (вхождение в профессию, профессиональное становление, удержание в профессии), которые обуславливают противоречие между востребованностью практико-ориентированного учителя и отсутствием достаточного количества часов на практику и стажировку [5].
- Одной из задач, которая ставится Концепцией для достижения указанной цели, является повышение качества получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий).
- Важным является заявленная в проекте Концепции развития педагогического образования возможность создания программ педагогической подготовки для студентов-бакалавров 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности [5].
В рамках обеспечения реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» ФБГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого совместно с ФБГОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляют модульную систему сетевого взаимодействия для педагогической подготовки студентов 2-3 курсов непедагогического бакалавриата (направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Техносферная безопасность», всего 27 студентов), мотивированных к педагогической деятельности.
При этом следует учесть, что ведущим принципом реализации образовательных программ бакалавриата является самоопределение студента-бакалавра в образовании и последующий выбор «поля» профессиональной самореализации [2].
В этом случае система высшего педагогического образования реально обращается к разнообразию потребностей, интересов, особенностей студентов-бакалавров, а педагогические дисциплины выстраиваются в логике, способствующей личностному и профессиональному развитию будущего педагога. Овладение педагогической профессией во многом определяется мотивацией студента-бакалавра, его психологической готовностью к педагогической деятельности, стремлением реализовать в ней свой потенциал.
- К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся:
- чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций;
- увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми;
- осознание высокой миссии учителя;
любовь к детям и др. [7].
При наличии такой мотивации процесс обучения будущего педагога наиболее успешен и наиболее высока вероятность, что по окончании вуза он будет работать в сфере образования.
Практическая составляющая учебного процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров (непедагогического профиля) в высшем учебном заведении опирается на глубокую теоретическую подготовку, которая, в свою очередь, состоит из предметов психолого-педагогических теоретических курсов и методики преподавания предмета по специальности. Важное место в профессиональной подготовке отводится педагогической практике.
Педагогическая практика — это эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике [2, с. 11].
- Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует его ключевые профессиональные качества.
- Главная цель педагогической практики — закрепить, углубить, усовершенствовать приобретенные теоретические знания и научиться применять их в педагогической деятельности, развивать профессиональные способности, умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса на уроке, адаптироваться и совершенствоваться в будущей профессии.
Источник: https://e-koncept.ru/2015/95712.htm