В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.
Главные вопросы
Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:
- Что не так?
- Почему что-то не так?
- Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
- Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?
Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.
Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:
- Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
- Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
- В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
- Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
- Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.
Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.
В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».
Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.
Цели и виды исследования
Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:
- Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
- Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
- Изучение развития этих процессов.
- Выявление и подробное описание нового явления.
- Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
- Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.
Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели.
Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе.
Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.
При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.
Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания.
В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость.
В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.
Анализ и противоречия
Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса.
В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики».
От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.
Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта.
Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.
Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.
Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе.
Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования.
Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
- Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
- Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.
Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия.
Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.
Источник: https://nauka.club/pomoshch-studentu/problemy-issledovaniya.html
Степень изученности темы | Студент-Сервис
Степень изученности темы – это краткий обзор и анализ научных знаний по выбранной теме. Определяет необходимость исследования и дальнейшего изучения. Несомненно, является одним из основных элементов введения любых научных работ. Таких как курсовая работа, дипломная, реферат и другие.
В степени изученности указываются авторы, которые занимались исследованием проблемы ранее, значимые публикации. Начинают изучение с тех, кто занимался выбранной проблемой ранее в прошлом, переходя к современным авторам. А также определяется направление своего исследования. В основе обзора источников научные статьи, научная монография, в том числе и на иностранных языках.
Степень изученности оканчивается выводами на сколько раскрыта или не раскрыта выбранная тема. Нуждается ли она в дальнейшей разработке. Если тема ранее не рассматривалась или имеет небольшое количество литературных источников, то это также указывается в работе.
При написании степени изученности используют следующие фразы:
- большой вклад в исследование проблемы….. внесли….
- в последние годы проблеме… уделяли внимание…..
- определенное влияние на решение проблемы…. оказали….
- их работы содержат в себе фундаментальные основы…
- их работы в значительной мере способствовали изучению….
- в этих работах отражается ….
Так же стоит уделить внимание тому, что проблема, которую рассматривают, до сих пор не достаточно хорошо изучена. Это позволит подчеркнуть актуальность темы, цели и задачи.
Источник: https://student-servis.ru/stati/stepen-izuchennosti/
Как сформулировать проблему исследования, цель и задачи? — Юный исследователь
Проблема — это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.
Из формулировки темы должно быть понятно,
- что не так
- почему не так и
- и что будет, если сделать как надо.
Требования к формулировке проблемы:
- Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
- Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:
- должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
- в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
При формулировке проблемы могут быть допущены следующие ошибки:
- подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
- подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
- подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь
при завершении своей работы.
- определение характеристик явлений, не изученных
ранее; - выявление взаимосвязи неких явлений;
- изучение развития явлений;
- описание
нового явления; - обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание
классификаций.
Формулировку цели
исследования также можно представить различными способами — традиционно
употребляемыми в научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно
поставить целью:
- выявить…;
- установить…;
- обосновать…;
- уточнить…;
- разработать…;
- показать…;
- исследовать…;
Формулировать задачи
необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит
содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача
исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в
соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде
утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным,
трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
- выяснить…;
- изучить…;
- провести…;
- рассмотреть…;
- найти…;
- описать…
А теперь проверим, как ты усвоил этот материал.
Классификация
Источник: https://www.sites.google.com/site/unyjissledovatel/home/cto-ze-takoe-issledovanie/etapy-issledovatelskoj-raboty/cto-ze-takoe-obekt-i-predmet/kak-vybrat-temu/kak-sformulirovat-problemu-issledovania
Проблема и тема исследовательской работы
Понятия проблемы и темы исследования часто путают, что приводит к недопониманию при общении и сложностям в определении содержания будущей исследовательской работы. Разграничим эти понятия.
Начало исследовательской работы
Для того, чтобы обеспечить более полное понимание темы, начнем с определений основных используемых понятий.
Определение 1
Исследовательская проблема – это перечень вопросов, которые требуют выявления закономерностей и подтверждения правильности выводов исследователя, а также совокупность новых теоретических выкладок или полученных на практике результатов, которые противоречат существующим знаниям, применяемым прикладным методикам из данной научной области, что требует проведения научного исследования.
Работа исследователя начинается только после того, как будет выбрана объектная область исследования, т.е. та сфера знаний, в которой были собраны значимые, требующие ответов вопросы. В нашем случае это педагогика.
Дополнительно в системе образования можно выделить более узкие сферы научных знаний, такие как дошкольное воспитание, обучение в средней школе, информатизация, гражданское и нравственное воспитание и проч.
Для выбора подходящей объектной области необходимо учесть следующие факторы:
- значимость области;
- наличие проблем, которые требуют решения;
- новизна проблемы и ее перспективность;
- образование, опыт и область интересов исследователя;
- наличие научного коллектива, который ориентирован на проведение исследований на определенную тематику;
- наличие научного руководителя.
В процессе выбора области необходимо выяснить, есть ли потребность в обновлении отдельных элементов образования, и есть ли реальные возможности для такого обновления. К слову, актуальных проблем как предметов исследования с каждым днем становится все больше.
Определившись с областью, необходимо определиться с конкретной проблемой и темой исследования. Это два взаимосвязанных шага. Сама тема предполагает, что для определения и уточнения вопросов, которые требуют ответа, необходимо выявить исследовательскую проблему.
При этом проблема может быть поднята как синоним задачи, которую нужно проверить на практике, или как новое направление научных знаний, которое требует отдельного рассмотрения и исследования.
В педагогике тема исследования – это всегда то, что нужно опробовать на практике и определить эффективность. Фактически, это своеобразный мост от теоретических выкладок и наблюдений к подтверждению или опровержению целесообразности применения тех или иных закономерностей функционирования человеческого общества применительно к образованию и воспитанию.
Наиболее простой способ выявить проблему – это сопоставить факты и верно оценить их. А для этого, в свою очередь, нужны глубокие теоретические познания и опыт преподавательской деятельности.
Научная тема в педагогике – это не просто ответ на вопрос, который можно найти, применив и изменив уже имеющуюся информацию, это потребность получить новые данные.
Определение 2
Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе уже имеющихся фактов, их трактовки, результатов, полученных на практике.
Научная проблема никогда не выдвигается произвольно. Она является результатом досконального изучения научной литературы, практических результатов деятельности и отражает противоречие между познавательным процессом и фактами на определенном этапе развития педагогической науки.
Темой исследования вполне может стать конфликт, который рождается на практике и требует преодоления. В ходе исследования выявляются насущные практические задачи и изыскивается способ устранения несоответствий между теорией и практикой.
Если говорить о практических задачах, то наиболее злободневными из них на сегодняшний день являются:
- взаимодействие между формальными и неформальными молодежными структурами;
- устранение разрыва между обученностью и воспитанностью;
- профилактика трудновоспитуемости и работа с трудными подростками;
- взаимодействие школы и семьи и проч.
Побудить к глубокому анализу действий могут успехи и достижения, которые были получены на практике, преодоление трудностей. Основой поиска в таком случае становится противоречие, которое выявляется при анализе и является барьером на пути к цели. Особенно если этот барьер уже был преодолен.
Переход от практики к научной проблеме осуществляется в два этапа:
- выявляется необходимость в определенных научных знаниях, необходимых для решения стоящей перед исследователем задачи;
- проводится поиск необходимых знаний.
Если научные знания о проблеме отсутствуют или же не являются полными, то проводится систематизация накопленного ранее опыта и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования. Есть смысл изучить и то, что есть в области знаний, родственной исследователю, и те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах.
Решение практических задач может потребовать разработки комплекса проблем, как теоретических, так и прикладных. И в то же время, решение одной глобальной проблемы позволяет достичь прогресса на уровне целого ряда более мелких задач.
Выявленные на подготовительном этапе противоречия должны быть так или иначе отражены в теме исследования. Для этого используются формулировки, которые фиксируют и определяют этап уточнения и ограничения рамок исследуемой проблемы. Также проблему можно в формулировке зашифровать таким образом, чтобы ее суть была понятна после расшифровки.
Процесс формулирования темы исследования
Для подбора темы исследования можно использовать такие приемы как:
- изучение состояния разработок в науке, что позволяет выявить основные закономерности развития направления и определить содержание темы;
- ознакомление с результатами исследований, которые были проведены в смежных областях, с целью поиска новых решений.
В первом случае необходимо выполнить следующие действия:
- выявить пласт знаний, который подтвержден практикой;
- выделить вопросы, которые недостаточно полно освещены в исследованиях или зафиксированы в литературе как спорные или нерешенные.
Во втором случае алгоритм действий на подготовительном этапе будет следующий:
- знакомство с новыми исследованиями, которые были проведены в смежных областях знаний;
- оценка новых разработок и методов с учетом особенностей их применения в других научных направлениях;
- пересмотр полученных данных с позиций инновационных методов и на более высоком уровне.
Значимыми факторами темы научного исследования являются новизна, актуальность, соответствие профилю, наличие разработанной теоретической базы, а также соответствие темы исследуемой проблеме.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/problema-i-tema-issledovatelskoj-raboty/
"Проблема и тема психолого-педагогического исследования."
Проблема и тема психолого-педагогического исследования.
Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.
Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.
- Выбор объектной области требует изучения объективной потребности
- в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей.
- Последующие, тесно связанные между собой шаги – определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы
Слово проблема используется в нескольких смыслах. В широком, общеупотребительном языке — как синоним слова «задача», «препятствие» и т. п. В исследовании не допустимо использовать общеупотребительный подход. Например, «проблема повышения социальной активности подрастающего поколения» — это лишь крупная практическая задача, но не проблема исследования .
Иногда под проблемой понимают также новое решение актуальной научной психологической или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации.
Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его. Вот почему важно четко и точно определить проблему исследования, т. е. выявить то объективно существующее в избранной предметной области противоречие (противоречия), разрешению которого и будет посвящена научная работа.
Для этого требуется выяснить – что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы, имеются ли эти знания в науке на сегодняшний день? Если они есть, то насколько полны и достаточны? Иначе говоря, исследователь должен быть убежден в том, что он начинает работу на действительно неизведанном “поле” научного поиска.
В научном же смысле, проблема — это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».
В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически
определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.
Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью.
Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное – его социальную, практическую ценность на продолжительный период времени, а иногда и на всю жизнь.
Это связано с тем, что смена темы научной работы при современном уровне и темпах развития науки вообще и, в частности, психологии и педагогики иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад.
Это как раз тот срок, который позволяет вжиться в тему, выйти на самые передовые рубежи ее разработки, творчески освоить все, что накоплено в этой области, как в отечественной, так и в мировой психологической и педагогической науках.
Поэтому при выборе темы не надо спешить, но и любое промедление отодвигает срок начала исследования, а значит и время получения его конечного результата. Предпочтительным вариантом выбора темы научной работы является собственное убеждение исследователя в ее актуальности и перспективности.
Разумеется, начинающий исследователь еще часто не обладает достаточным научным кругозором для столь ответственного, а главное безошибочного выбора. В этом случае он руководствуется требованиями государственных и ведомственных нормативных документов, в которых определяются приоритетные участки научных изысканий в целях удовлетворения потребностей практики. В требованиях, как правило, отражаются “горящие” точки науки, запросы сегодняшнего и завтрашнего дня. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с научным руководителем, учеными, педагогами-практиками, методистами, тщательный анализ диссертационных и дипломных работ (в их завершающей части обычно формулируются перспективные направления исследования той или иной проблемы), участие в научной работе совместно с опытными учеными .
Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки. В психологии и педагогике, например, такая граница многогранна и многозначна. Она проходит между названными и другими науками: генетикой, физиологией, кибернетикой, социологией, экономикой, философией и другими.
Кроме того, психология и педагогика сами разделяются на многие отрасли, а в межотраслевых проблемах кроются открытия самого высокого ранга.
Однако при этом психология и педагогика должны концентрировать свои усилия на прикладном приложении научных изысканий в интересах повышения качества работы с людьми, обосновании оптимальных путей, приемов достижения максимальных результатов. Это не значит, что психолого-педагогическая наука не должна заниматься фундаментальными исследованиями.
Задача заключается в том, чтобы довести любое фундаментальное исследование до прикладного аспекта. Опыт показывает, что, например, процесс окончательной формулировки темы научной работы целесообразен после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала.
Нередко рабочее название темы в последствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы. Этим объясняется тот факт, что в вузах, где организована подготовка научно-педагогических кадров, на выбор и обоснование тем аспирантам и соискателям отводится не менее полугода предварительной работы.
Рассмотрим вышеуказанные положения на примере исследования «Формирование готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля».
Актуальность исследования определяется противоречием между объективными потребностями школ и классов физико-математического профиля в учителях физики, обладающих высоким уровнем предметной подготовки и сформированной готовностью к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля, и существующей ситуацией, при которой учебные планы классических университетов не обеспечивают необходимую методическую подготовку студентов и эту готовность.
Источник: https://infourok.ru/problema-i-tema-psihologopedagogicheskogo-issledovaniya-961707.html
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
- Структура дипломной работы
- Дипломная работа должна включать: введение, две главы (одна- теоретическая и одна- практические материалы), в каждой из которых не более 2-3 разделов (параграфов), заключение, выводы, предложения (рекомендации), литература (список используемой литературы) и приложение.
- Введение
- Введение дипломной работы является очень важной составной частью работы, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат (программу) проведения дипломного исследования.
- Введение включает следующие разделы:
- 1- актуальность темы дипломной работы;
- 2- степень разработанности исследуемой темы; проблемы;
- 3- объект и предмет изучения;
- 4- цель дипломной работы;
- 5- основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;
- 6- гипотеза;
- 7- методологические и методические основы разрабатываемой темы;
- 8- методы (способы) решения основных задач;
- 9- элементы научной новизны в работе;
- 10- практическая значимость исследуемой проблемы;
- 11- апробация результатов исследования;
- 12- структура дипломной работы.
* Актуальность темы — это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с социальной защитой определенных категорий населения. Заключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы дипломного исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
* Степень разработки темы — это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной дипломником.
Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.
* Объект и предмет исследования.
На основе изучения и анализа специальной литературы студент-дипломник может целенаправленно определить объект и предмет своего исследования. Объект и предмет исследования — это центральные вопросы изучаемой проблемы.
Под объектомпонимается все то, что подлежит изучению. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы.
Он состоит из единиц наблюдений (или счета), которые определяют объем и суммарно формируют изучаемую совокупность (генеральную или выборочную).
Предмет — это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта.
Когда студент выбирает объект и предмет исследования, он в то же время формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социального исследования.
Поэтому предмет выступает по отношению к объекту более узким понятием и является результатом исследовательского творчества студента.
Следовательно, предмет — это существенная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значимой мере зависит исследование представлений об объекте, как целостности. На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, социальной значимости и перспективности.
* Цель дипломной работы — это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью: охарактеризовать социальную концепцию, показать ее историческую значимость и роль в развитии социальной работы, проанализировать практический опыт социальных работников; разработать критерии, требования, рекомендации.
* Гипотеза исследования означает предположение, допущение, выдвигаемое автором для объяснения явления, проблемы, взятых для исследования, истинное значение которых неопределенно.
Явление, проблема требуют проверки опытом, и получение подтверждения, в противном случае — она отвергается. Гипотеза выдвигает предположение о возможности познания, либо преобразования на основе рекомендаций автора работы.
Предположение может быть сделано следующими словами:
- — «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»
- — «это возможно, если»
- — «созданиепозволит обеспечить».
- Основные задачи определяются на основе замысла и гипотезы, отражают поэтапное достижение цели. Они могут вводиться словами:
- — изучить;
- — проанализировать
- — уточнить, дополнить понимание
- — выявить
- — систематизировать
— разработать и т.д.
Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.
Методы исследования, используемые в дипломной работе. В первую очередь, это — метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов, архивов и т.п.
Всякая экспериментальная работа предусматривает определение временных рамок ее осуществления. Это может быть определенный качественный период, позволяющий сделать оценку достигнутого результата и выводы из того, что сделано, как сделано и что получено.
Чаще всего в образовательных учреждениях — это семестр, полугодие, учебный год (желательно учебный год), в центрах социального обслуживания — два-три (иногда и больше) месяца (каждый центр, как правило, имеет свои функциональные периоды, и экспериментальная работа ориентируется на них — 1-3 периода), в досуговой сфере — одна-три смены либо другие сроки, имеющие функциональное назначение. Для проведения эксперимента необходима специально подготовленная база. На каком материале, в каких условиях он проводится. Определяются контрольные и экспериментальные группы. Обе группы подбираются примерно одинаковыми по составу, качественным характеристикам и условиям функционирования. Контрольная группа — это группа, по которой сравнивают ход и результат экспериментальной работы. Экспериментальная группа — это группа, в которой реализуется программа экспериментальной работы. Заслуживает научного внимания любой результат экспериментальной работы. При получении положительного результата делается вывод, что гипотеза подтверждается. Отрицательный результат свидетельствует, что выбранный путь ошибочен и в последующих теоретических исследованиях и на практике следует искать иной, другой путь достижения поставленной цели.
- Эксперимент носит этапный характер:
- 1-й этап — организационный (организационно-прогностический), включающий:
- определение проблемы исследования и ее содержания;
- формулирование цели и гипотезы исследования;
- выделение основных задач, позволяющих достигнуть цель;
- установление качественных характеристик и механизма их оценки;
- разработка программы экспериментальной работы и методики ее реализации;
- выбор контрольной и экспериментальной групп;
- проведение констатирующего эксперимента;
- планирование реализации экспериментальной работы.
- 2-й этап — содержательный (реализационный):
- реализация методики экспериментальной работы;
- сбор информации.
- 3-й этап — аналитический:
- анализ полученных экспериментальных данных:
- сверка аналитического материала с целью, гипотезой и задачами исследования;
- статическая отработка результатов эксперимента, составление таблиц, графиков;
- осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.
(Мардахаев Л.В., 2001г.)
- Эксперимент носит этапный характер:
- * Элементы научной новизны — это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе выполнения настоящего дипломного исследования, имеющие отличительные особенности, характеристики (элементы), от предшествующих, ранее проведенных исследований.
- * Практическое значение выполняемой дипломной работы состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в деятельности органов, учреждений, организаций.
* Апробация — это проба полученных в ходе дипломного исследования материалов, результатов, выводов, предложений (рекомендаций) в различных формах: устной (в виде выступления, доклада, сообщения), письменной (в виде тезисов, статьи, аналитической записки, отчета и т.п.) и их сочетания.
* Структура дипломной работы — описывается в соответствии с разделом «содержание».
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
На начальном этапе выполнения дипломной работы необходимо провести подбор специальной (монографической, периодической и т.п.) литературы и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования.
Основная задача студента-дипломника — найти и изучить (зареферировать) наибольшее количество доступной информации (научной, нормативной, справочной и др.), с целью понимания истории и современного состояния исследуемой проблемы, а также для определения наиболее оптимальной методики выполнения дипломной работы.
При этом, студенту необходимо искать и отбирать нужную литературу, то есть обладать знанием основ библиографии, основной задачей которой является информирование читателя об имеющихся печатных изданиях.
Ознакомление с литературными источниками необходимо начинать со справочной литературы. Далее просмотреть учетно-регистрационные издания органов научной информации и библиографические указатели различных библиотек (национальных, областных, городских, конкретных организаций, учреждений и т.д.).
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы (продукты) с количественной стороны является научный документ. Под ним понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и исследования. В зависимости от способа представления информации различают документы:
— текстовые (книги, журналы, отчеты и т.д.);
— графические (схемы, диаграммы и т.д.);
- — аудиовизуальные (звукозапись, видеофильмы);
- — виртуальные (компьютерные, интернет).
- Документы также разделяются не первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований) и вторичные (содержащие аналитико-синтетическую и логико-дифференцированную переработку первичных документов).
- Первично опубликованные документы имеют вид:
- — книг (объемом свыше 48 страниц);
- — брошюр (от 4 до 48 страниц);
- — учебников и учебных пособий (систематизированные сведения
- научного и прикладного характера);
- — официальных изданий (законодательного, нормативного или
- дерективного характера);
- — периодических изданий (газеты, журналы, сборники научных
трудов и т.д.);
— специальных видов изданий (инструкции, типовые положения,
методические указания, пособия и т.п.).
- Первичные неопубликованные документы подразделяются на: научные отчеты, диссертации, научные переводы, информационные сообщения и др.
- Вторичные документы и издания делятся на справочные (справочники, словари), обзорные (аналитические, реферативные и библиографические), реферативные (реферативные журналы и сборники), библиографические указатели.
- На поиск необходимой литературной информации исследователи тратят значительную часть рабочего времени (до 45-50 %).
Процесс изучения литературы состоит обычно из следующих стадий: первоначальное ознакомление с изучаемым вопросом в целом (получение кратких справок); подбор необходимой литературы (широкий литературный поиск) и работа с ней. В начале «литературного» изучения целесообразно воспользоваться методом ретроспективного поиска.
Суть его состоит в том, что первоначальные общие сведения по какому-либо вопросу можно получить из монографий, справочников или опубликованных статей, в последних номерах журналов за текущий год. Обнаруженные источники информации следует заносить в специальные карточки или в рабочую тетрадь.
Предварительное изучение специальной литературы по теме дипломного исследования решает следующие задачи:
— насколько проблема уже решена в предыдущих работах (прежними авторами);
— поставлена проблема, но не решена или частично решена или неверно;
— актуальные проблемы должны быть поставлены и решены, т.к. они не были исследованы в предыдущих работах.
- Иначе можно сказать, что прорабатывая теоретическую часть дипломной работы студенту необходимо:
- 1. установить реальное наличие данной проблемы;
- 2. вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит «социальной работе», а не другим учебным дисциплинам;
- 3. выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют социального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
- 4. выявить в проблеме главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основные направления научного поиска;
5. проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем.
С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми-экспертами, в этой роли обычно выступают специалисты-ученые или опытные практики.
Приступая к подготовке дипломной работы, студент должен составить свою картотекусоответствующей литературы по теме исследования. Личная картотека может содержать много дополнительных данных (названия глав, параграфов, номера страниц, и т.п.) по сравнению с библиотечными каталогами (алфавитный, предметный и систематический).
Работая с литературными источниками, следует делать выписки (лучше всего на карточках), где указывается автор, название книги, статьи, издательство, год издания, страница с цитатой и сама проблема, по которой имеется дипломная работа.
Выписки на карточках особенно удобны, когда собирается литературный (теоретический) материал из разных источников по одному и тому же вопросу.
Наряду с выписками, большое практическое значение в анализе литературы имеют тезисы, которые в отличие от выписок всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой литературы. В тезисах информация подается в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы.
Текст изучаемого литературного источника необходимо разбить на самостоятельные части и из них выписать основные положения (идеи). В процессе составления тезисов, более подробно и детально изучается вопрос, используя сразу несколько источников информации. Тезисы должны быть достаточно обоснованными и аргументированными.
Наиболее универсальный вид записи литературы — это конспект, который содержит подробную информацию, основные положения и выводы, факты и доказательства, приводимые автором.
Конспект не должен полностью отражать содержание анализируемых книг или статей.
Лучше всего составлять тематический конспект по ряду литературных источников, позволяющий более полно охарактеризовать состояние исследуемой проблемы, сопоставить и оценить различные точки зрения, определить подходы к изучению проблемы.
7. Разработка программы и составление плана дипломной работы
На основе предварительного анализа изучаемой проблемы разрабатывается программа ее исследования. Программа — это документ, содержащий методологическую и методическую информацию (подходы) к научному поиску.
Эта форма реализации общих и специальных принципов, приемов научного познания, вкоторой обязательно должны быть: цель, задачи, методики и т.д.
Программа является обязательным исходным документом любого исследования, независимого от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.
Разработка исследовательской программы предусматривает необходимость обоснования теоретической и практической актуальности темы, характеристики степени разработанности проблемы изучения (проблемной ситуации и вскрытие «проблемного» поля), определения цели и задач, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы, определения и интерпретации основных понятий темы, охарактеризовать источники и разработать методы исследования, а также обосновать научную новизну и практическую значимость работы.
Составление плана дипломного исследования проводится после окончательного уточнения темы, цели и задач исследования, так как необходимо определить структуру, последовательность выполнения отдельных частей дипломной работы, примерный объем каждой главы и ее разделов.
Работа над планом — творческий процесс обдумывания «стратегии» предстоящей работы и приведения в систему замыслов, мыслей и предложений. Составленный календарный рабочий (сетевой) план должен быть подписан студентом и утвержден руководителем дипломной работы.
Образец такого плана представлен ниже и в Приложении 4.
Источник: https://megaobuchalka.ru/4/27798.html