Что же представляет собой педагогическая антропология? В чем состоит ее специфика? Какова история этого понятия?
Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов (1810—1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д.Ушинский (1824—1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869).
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представ-
ляли значительный интерес для российского общества того времени.
Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы.
Одновременно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистические идеи.
Ситуация требовала изменений школы — ее организации, содержания образования, педагогического мировоззрения.
России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания.
Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в России в том числе дарвиновской антропологии.
Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д. Ушинского, термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику».
Определяющую роль в построении этой педагогики играли исходные установки Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть которых можно выразить следующим образом.
Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок ~- цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.
- Воспитание — основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:
- — «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);
- — открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский);
- — «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» (Пирогов).
Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объективных законов человеческого развития.
Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятельной, «вольной и излюбленной», деятельности — физической, умственной и духовной.
Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.
От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К. Д. Ушинский).
Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие педагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагогики: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие.
Однако в силу ряда обстоятельств в XX в.
и сам термин «педагогическая антропология», и система педагогических взглядов, обозначенных этим термином, стали восприниматься только как принадлежащие истории отечественной культуры и науки.
При этом принципиальные теоретические и методические идеи педагогической антропологии продолжали жить, принимая вид то педологии, то развивающего обучения, то педагогики отношений.
В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагогическая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Б. М. Бим-Бадом, актуальный — В. А. Сластениным.
- Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитательного процесса.
- Она выполняет ряд функций, являясь:
- теорией современного педагогического знания;
- научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения;
- теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания.
Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.
Таким образом, педагогическая антропология отличается от коллективистического (изучает отношения человек—общество) и индивидуалистического (изучает отношения человека к себе самому) человековедения.
Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса.
Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за К. Д.
Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию.
Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.
Итак, мы убедились в том, что понятие «педагогическая антропология» восходит к кантовской «антропологии». Педагогическое человековедение не просто заимствовало у великого философа его термин, оно усвоило идеологию И. Канта, его взгляды на природу человека и на воспитание.
«Педагогическая антропология» — многозначное понятие. В настоящее время бытуют четыре его значения.
Одно из них обозначает естественно-научную дисциплину, сконцентрированную на антропологическом облике детей, главным образом учащихся.
Другое является педагогически ориентированным философским учением О.Больнова. Третье — «новой педагогикой» XIX в. Четвертое — методологией современной педагогики.
Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и пр.
Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из ведущих принципов современной педагогической антропологии. Концепция О.
Болънова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирова-на российской педагогической антропологией.
В то же время подходы и иных антропологии существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человека и ребенка.
Действительно, в «физической» антропологии человек (в том числе ребенок) исследуется как представитель вида ХОМА САПИЕНС ей интересен прежде всего его организм. Врелигиозной антропологии человек я
наиболее драгоценное творение Бога, ее интересует прежде всего духовное бытие человека и ребенка.
Культурная антропология воспринимает человека в связи с окружающей его культурой, социальными отношениями, традициями, в том числе и воспитательными; ее интересы лежат в области механизмов взаимодействия человека и культуры, человека и группы и пр.
Психологическая антропология изучает человека как индивида (и тогда ее интерес — нейродинамические особенности психической деятельности людей) и как личность (и тогда она обращается к тем аспектам психики человека, которые позволяют ему жить в обществе).
Интегрируя естественно-научное, философское, психологическое, собственно педагогическое и другие представления о человеке, педагогическая антропология создает целостный образ не только ребенка, но и воспитания, анализирует прецеденты и условия эффективности практического воплощения своих идей в деятельности педагогов, практических психологов, социальных педагогов, родителей.
Сегодня можно констатировать, что и само словосочетание «педагогическая антропология», и ее идеи достаточно широко проникли в педагогику. Как отмечает В. А.
Сластенин, антропологическое знание все более признается ядром профессиональной компетентности учителя, педагога, поскольку именно оно связывает цели, задачи, содержание, технологию образования в целостную гуманистическую систему.
Именно антропологическое знание обусловливает осознанное использование личностно-ориентиро-ванных педагогических технологий, приоритет субъектно-смыслового стиля деятельности учителя над информационным, что чрезвычайно актуально в современных условиях.
Основное содержание современной педагогической антропологии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, ребенок, развитие человека в пространстве и времени, культура, воспитание.
Данные понятия рассматриваются и в других педагогических дисциплинах, но в педагогической антропологии они анализируются в специфическом аспекте, наполняются особым содержанием.
Кроме того, в педагогической антропологии выявляются те связи, которые органично присущи этим понятиям и явлениям, ими обозначенным.
Подробное рассмотрение названных понятий мы и осуществим в последующих лекциях.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте идеи И.Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.
2. Раскройте историю понятия «антропология».
3. Проанализируйте различные смыслы понятия «педагогическая антропология».
- 4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педаго-
- гики.
- Литература для самостоятельного изучения
Ананьев Б. Г. Взаимодействие медицины, педагогических и технических наук в системе человекознания // Избранные психологические труды. — М., 1982.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. — М., 1977.
Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., 1994.
Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. — 1988. — № 11.
Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М., 1998.
Бубер М.Я.- Ты. — М., 1993.
Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М., 1995.
Емельянов Ю. Н. Введение в культурную антропологию: Учеб. пособие. — СПб., 1992.
Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1996.
Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. — М., 1991.
Куликов В.Б. Педагогическая антропология. — Свердловск, 1988.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.
Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. — М., 1995.
Фролов И. Т., Гуревич И. С. Человековедение // Человек. — 1994. — № 4.
Лекция вторая
Источник: https://infopedia.su/16x26b5.html
Педагогическая антопология О.Ф.Больнова
Вопрос:педагогическая антропология как учебная дисциплина:объект,предмет,цель,задачи,методы исследования.
Педагогическая антропология — «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.
Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б.
Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); человека.
Цель педагогической антропологии — вскрытие антропологическихзакономерностей протекания процесса взаимодействия в системе«человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принциповфункционирования этого процесса, формирование категориальногоаппарата.
Объект — отношения «человек — человек» в системе образования.
Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.
- Задачи педагогической антропологии:
- • понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;
- • определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;
- • узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;
- • выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;
- • разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;
- • обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;
- • разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.
Один из методов педагогической антропологии — исторический. Использование педагогической антропологией данных ирезультатовистории облегчается, в частности, с помощью их сопоставительногоанализа.
Метод интерпретации Этот метод заключается в истолковании компонентовпедагогического процесса с позиций сущностных характеристик человека, раскрываемых философской антропологией, с позиции гуманистической и описательной психологии и методологии воспитывающего понимания.
Синтез педагогическая антропология осуществляет, в частности, спомощью герменевтики (интерпретации). Интерпретировать — значит раскрыть смысл, содержание чего-либо. Педагогическое толкование — это объяснение того, чем ипочему данное явление или процессзначимы для педагогики.
Метод идентификации представляет собой взгляд с позиций философско-антропологического подхода на данные других человековедческих наук и форм общественного сознания (искусство, философия,мораль) с целью выделения и синтеза апробированных источниковпознания и методов воспитания.
В педагогической антропологии широко используются: анализ, синтез, сравнение, аналогии, индукция, дедукция и пр.
Все методы, как правило, используются в комплексе. Основная задача перечисленных методов — осуществлять собственно педагогический синтез человекознания (Б.М. Бим-Бад).
Конкретные методы исследования:Биографический изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личностив единстве с социальной историей.
Особое значение для философско-антропологического подходаимеет художественный метод, представляющий интерпретацию произведений искусства, особенно посвященных детству, образованию.
Казусный метод (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании нетипичных и типичных конкретных судеб, характеров, педагогических ситуаций. Рассмотрение отдельных случаев производится вих связи с общими принципами педагогической антропологии.
Частоказусы берутся из клинической практики.наблюдения — массовые и одиночные, как с применением опросныхлистов, так и без них.Применяется также составление характеристик, психограмм и т.п. Экспериментальные исследованияв области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами.
5 вопрос:История понятия «педагогическая антропология», вклад Пирогова и Ушинского в развитие пед.антропологии
Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д.Ушинский в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» .
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени.
Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы.
Одновременно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистические идеи.Ситуация требовала изменений школы — ее организации, содержания образования, педагогического мировоззрения.
России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания.
Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в России в том числе дарвиновской антропологии.Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д. Ушинского, термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику».Определяющую роль в построении этой педагогики играли исходные установки Н. И. Пирогова и К.Д.
Ушинского, суть которых можно выразить следующим образом.Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок ~- цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели. Воспитание — основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:— «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);
— открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский);— «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» (Пирогов).Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объективных законов человеческого развития.Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятельной, «вольной и излюбленной», деятельности — физической, умственной и духовной.От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К. Д. Ушинский).Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие педагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагогики: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие. Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитательного процесса.
Она выполняет ряд функций, являясь:теорией современного педагогического знания;
научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения;теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания.Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.
Таким образом, педагогическая антропология отличается от коллективистического (изучает отношения человек—общество) и индивидуалистического (изучает отношения человека к себе самому) человековедения.
Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса.Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за К. Д.
Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.
Итак, мы убедились в том, что понятие «педагогическая антропология» восходит к кантовской «антропологии». Педагогическое человековедение не просто заимствовало у великого философа его термин, оно усвоило идеологию И. Канта, его взгляды на природу человека и на воспитание.
Педагогическая антопология О.Ф.Больнова
Отто Фридрих Больнов (1912–1991) — один из наиболее известных сторонников педагогической антропологии, последователь «философии духа» Исходный пункт его философских идей — философия жизни и «философия духа», на основе которых он пытается дать обоснование педагогической антропологии.
Поэтому для него очевидным является факт взаимодействия между феноменами образования и способом жизни человека, или человеческой экзистенцией. Результаты специальных наук о человеке должны быть поняты с единой позиции — с позиции педагогической антропологии.
Однако педагогическая антропология является не простой интеграцией данных наук о человеке, а специфической постановкой задачи — антропологического подхода к этим данным, антропологического рассмотрения этих данных.
Антропологический способ исследования задается вопросом о том, насколько полны специально-научные данные о человеке, исходя из целостности человека, из жизни человека как целостного феномена. Антропологический способ рассмотрения предполагает осознание безосновности человеческой жизни, которая никогда не может быть полностью постигнута ни в одной из концепций человека.
Этот способ оказывается весьма созвучен феноменологическому методу редукции.
Разъясняя его в книге «Антропологический способ рассмотрения в педагогике» (1965), Больнов выявляет четыре принципа, методологическизначимых для антропологических исследований: 1) принцип антропологической редукции; 2) принцип Органона; 3) принцип антропологической интерпретации отдельных феноменов; 4) принцип открытых вопросов.
Больнов обращает внимание на изменения в образе человека, произошедшие на протяжении XX века. Если в 20–30-х годах образ человека был наполнен оптимизмом и верой в его творческие силы, то в последующем этот образ человека был утрачен, в нем стали усматривать демоническое, злое существо.
Отмечая важность взаимодействия между экзистенциалистской философией и педагогикой, Больнов специально останавливается на трех проблемах педагогики, которую он называет экзистенциальной — наставление, встреча и обязательство. По его словам, экзистенциальная философия не дает каких-либо окончательных ответов, а лишь выявляет трудности современной ситуации, а выдвигаемый им проект «экзистенциальной педагогики», или педагогической антропологии, значим для прояснения экзистенциальных сфер существования человека, его различных пластов, где используются различные методы воспитания и образования. Для Больнова несомненно, что антропология является ключом для любой педагогической системы, что любая система образования имплицитно или эксплицитно основывается на определении воспитания и целей образования, которые формулируются философской антропологией
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 625;
Источник: https://studopedia.net/6_98331_pedagogicheskaya-antopologiya-ofbolnova.html
Антропология: Шпаргалка
Коллектив авторов
Антропология: Шпаргалка
Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.
Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знания разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека.
Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).
Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве.
Задача биологической антропологии – выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие.
Уровни изучения биологической антропологии соответствуют практически всем уровням организации человека.
Физическая антропология имеет несколько основных разделов – направлений исследования биологии человека. С большой долей условности можно говорить о существовании антропологии исторической (исследует историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географическую вариабельность человека).
В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в.
Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы.
Среди основоположников научной антропологии – выдающиеся ученые своего времени: П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Анучин и др.
К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, формируются специфическая терминология и сами принципы исследований, происходят накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.
Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела своим основанием непрерывную научную традицию комплексного подхода к исследованию человека.
Антропология в России стала биологической наукой о строении человеческого тела, о многообразии его форм.
Официальным годом «рождения» антропологии в России считается 1864 г, когда по инициативе первого российского антрополога А.
Богданова (1834–1896) был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ). Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г.
Миллера и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIII–XIX вв.
Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К. Бэр (1792–1876) известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России.
В его работе «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822) развивается взгляд о происхождении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания.
Огромное значение имеют работы Н. Миклухо-Маклая (1846–1888). Будучи зоологом по специальности, он прославил русскую науку не столько работами в этой области, сколько своими исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.
Развитие русской антропологии в 60-е—70-е гг. XIX в. называют «богдановским периодом». Профессор Московского университета А. Богданов был инициатором и организатором Общества любителей естествознания.
Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естествознания и распространению естественно-исторических знаний. В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре.
Большой вклад в развитие российской антропологии внес Д. Анучин.
Первая крупная работа Д. Анучина (1874) была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. Характерной особенностью всей деятельности Д.
Анучина было стремление популяризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д. Анучина.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «АНТРОПОЛОГИЯ»
Общая цель антропологии может быть сформулирована как изучение происхождения и исторического бытия человека.
Антропологические познания, безусловно, необходимы студентам психолого-педагогических, медико- социальных специальностей и всем специалистам, работающим в области человековедения.
Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, – прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия и др.
Задача дисциплины – проследить процесс взаимодействия биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека, оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением (конституцией), экологическими условиями обитания и т. д.; проследить закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.
По завершении курса студенты должны освоить основные понятия антропологии, уяснить ее место в системе наук и практики; изучить антропогенез, его природно-социальную природу, взаимосвязь и противоречия природных и социальных факторов в процессе эволюции человека; знать основы конституциональной и возрастной антропологии и их роль в социальной и социально-медицинской работе; усвоить понятия расогенеза, этногенеза и знать генетические проблемы современных популяций человека; знать основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью, должны быть освоены система «человек – личность – индивидуальность» в ее социальном развитии, а также возможные девиации, основные понятия девиантного развития, его социальные и природные факторы, антропологические основы социальной и социально-медицинской работы.
4. ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология физическая – это биологическая наука о строении человеческого тела, о многообразии его форм.
Многообразие человека во времени и пространстве складывается из проявлений большого числа самых разных черт и признаков. Антропологический признак – это любая особенность, имеющая конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между индивидами.
Специальные разделы антропологии посвящены исследованию генетических, молекулярных, физиологических систем признаков, исследуется морфология на уровне органов и их систем, на уровне индивида. Изменчивость этих характеристик исследуется на надындивидуальном – популяционном
Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=140866
Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.
Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны центрироваться вокруг достоверных знаний о природе человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо-, природо-, культуросообразное построение форм практики. Все они опираются на законы развития человека и человечества.
Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни.
Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними.
Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях.
Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности, становлении, свойствах, деятельности.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики — человек развивающийся.
Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет — целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.
Между тем, чтобы приблизиться к научно обоснованному действию, надобно прежде понять сущность, механизмы, этапы и характер течения процессов, которые предваряют эти изменения, сопутствуют им и следуют за ними — «внутри» человека и вне него.
Искусственная изоляция предмета педагогики от ее объекта как целого затрудняет создание конкретно-всеобщей, содержательной теории образования.
Педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике (гигиене).
Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия.
Понятно, насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, философии и наук выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.
Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и их сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания. Педагогическая антропология сама выступает как один из источников целостного человековедения.
Свое понимание человека как воспитателя и воспитуемого педагогическая антропология черпает из истории человечества.
Ближайшим и непосредственным образом педагогическая антропология получает свой материал из истории педагогики и истории детства. История педагогики отправляет наряду с образовательными и теоретико-эвристические функции, которые позволяют педагогической антропологии опереться на ее материалы и выводы. История педагогики представляет собой полигон для познания природы человека.
Образование сильно влияет на характер народов, который нельзя понять, не изучая историю воспитания. Воспитывающие воздействия на каждого члена общества оказывают все формы жизни — религия, политика, искусство, наука, трудовая деятельность, материальные условия, обычаи, нравы, традиции. Поэтому история педагогической практики и теории неотрывна от образа культурной жизни людей.
Источник: https://lartdoll.net/shpargalki-po-distsipline-pedagogicheskaya-psikhologiya/47-jekzamenacionnye-voprosy-po-specialnosti/1211-pedagogicheskaja-antropologija-kak.html