Понятие о методах, приемах и средствах обучения — справочник студента

Понятие о методах, приемах и средствах обучения - Справочник студента


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса — ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Понятие о методах, приемах и средствах обучения - Справочник студента

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Понятие о методах, приемах и средствах обучения - Справочник студента
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Понятие о методах, приемах и средствах обучения - Справочник студента
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий – каждодневный, практический. В его решении преподавателю необходимо проявить максимум самостоятельности, ибо никаких «программных указаний сверху» по данному вопросу давать нецелесообразно. Слишком разнообразны конкретные ситуации обучения.

Что же такое метод?

Метод обучения – способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Личность ребенка как субъект и объект воспитания - справочник студента

Оценим за полчаса!

По существу уже в самом определении метода заложен бинарный (двойственный) подход к его трактовке (М. И. Махмутов, М. М. Левина, Т. И. Шамова), заключающийся в единстве методов преподавания и методов учения.

Однако такое определение остается все же абстрактным, оно дает понятие только об общей модели деятельности: педагог рассказывает – учащийся слушает, осмысливает, запоминает (объяснение); педагог задает вопросы – ученики отвечают (беседа).

Данный подход не раскрывает характера деятельности, способа руководства, а главное – характера процессов овладения знаниями и развития.

Чтобы раскрыть метод более конкретно, нужно рассмотреть его на уровне приемов – конкретных способов организации деятельности обучаемых, учебных действий школьника или студента. Тогда метод обучения, как и метод воспитания, становится «инструментом прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), способом возбуждения и регулирования развивающей деятельности обучаемых.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов.

Прием чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода. Скажем, метод рассказа в зависимости от целевого назначения и реализующих его приемов может воплощаться в описании, повествовании, объяснении, доказательстве, рассуждении, элементах драматизации.

Беседа может носить характер воспроизведения или эвристического поиска. Но если каждый метод реализуется с помощью даже 2–3 характерных приемов или сочетаний, то для выбора оптимального метода или приема обучения реально нужно перебрать более сотни вариантов.

Подобная процедура практически неосуществима, так как человек, по данным психологов, может одновременно держать в своем сознании не более 5–7 элементов и оперировать ими.

Обоснованных алгоритмов, которые позволили бы передать выбор компьютерным системам, пока не создано. Вот почему педагог использует нередко стихийный или случайный выбор, определяемый либо границами собственного опыта, либо «модой» на тот или иной подход, либо принципом «всего понемногу».

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный выбор методов, необходимо, видимо, прежде всего знать возможности и ограничения всех методов обучения, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

На протяжении всей истории педагогики и образования и теоретиков, и практиков привлекали два простых и внешне очень заманчивых решения проблемы выбора методов обучения.

Первое решение: найти универсальный метод обучения, своего рода педагогическую панацею, «палочку-выручалочку». Тогда при любом затруднении универсальный метод всегда выручит.

В менее категоричном варианте указанный подход выражается в делении методов на эффективные (активные, интенсивные) и неэффективные, причем рекомендуется использовать только эффективные.

Жизнь многократно убеждала педагогов в том, что такое деление ошибочно, что многообразные задачи обучения просто невозможно решить на основе одного или какого-то ограниченного круга методов.

Любой же метод, используемый как универсальный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших.

Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой данное средство используется.

Другой заманчивый выход многим виделся в том, чтобы заимствовать лучшие, кем-то отработанные образцы, готовые методики, использовать своего рода методические «шпаргалки».

Не отрицая определенной пользы таких методических разработок, готовых вариантов чужого опыта, нужно сказать, что для педагога это только заготовки, полуфабрикаты, материал для анализа, оценки, выбора, переконструирования.

Педагог все равно должен иметь развитое педагогическое мышление, умение самостоятельно оценить предстоящие учебные ситуации, возможности методов и приемов, сделать свой обоснованный выбор. Получается, что мы вновь возвращаемся к поставленной проблеме.

Есть, однако, два реальных, действительных пути, приводящих к педагогически обоснованному выбору методов и приемов. Первый путь – укрупнение единиц выбора и ограничение их числа на основе объединения методов в большие группы по заранее выбранным критериям (показателям), иными словами – путь, связанный с классификацией методов и с оперированием результатами классификации.

Второй путь связан с обращением к более крупным, целостным дидактическим структурам – типам или методическим системам современного обучения, прежде всего к обучению сообщающему, программированному, проблемному, релаксопедическому. При таком подходе метод не берется изолированно от других элементов системы, а служит средством воплощения определенных целей на основе заранее известных специфических закономерностей и механизмов[27].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ГОЛУБ Б. А.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Источник: https://megapredmet.ru/1-10219.html

Понятие «метод», «прием» и «средство» обучения. Различные подходы к классификации методов обучения

Метод обучения – совокупность путей, способов достижения цели, решения задач образования.Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (Лернер, 1983).

Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие в реализации метода обучения. По отношению к методу приемы носят частный характер. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют целям, содержанию учебной информации. От применяемых методов, приемов, средств обучения зависит успех всего учебного процесса.

  • Классификации методов обучения:
  • 1) Традиционная (по источнику знаний): практика, наглядность, слово, работа с книгой и видеоматериалами.
  • 2) По назначению (Данилов, Есипов): приобретение знаний; формирование умений; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.

3) По типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): объяснительно-репродуктивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

4) По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников): методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

5) .Бинарная классификация (Махмутов Н. И.): методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий); методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).

6. Методы по Бабанскому Ю. К.:

  1. 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  2. а) словесные, наглядные, практические;
  3. б) индуктивный и дедуктивный;
  4. в) репродуктивный и проблемно-поисковый;
  5. г) самостоятельной работы;
  6. 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
  7. а) стимулирование и мотивация интереса к учению;
  8. б) стимулирование и мотивация долга и ответственности в учении;
  9. 3) методы контроля и самоконтроля:
  10. а) метод контроля и самоконтроля;
  11. б) метод письменного контроля и самоконтроля;
  12. в) метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее полной является классификация методов обучения Ю.К.Бабанского Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Словесные методы: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.

Рассказ— последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Задачи метода: вызвать положительные нравственные чувства (сопережи­вание, радость, гордость) или негодование по поводу тех или иных действий и событий; раскрыть содержание нравственных понятий и норм пове­дения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Требования к методу: эмоциональность изложения материала; доступность подачи материала; создание воспитывающей ситуации в виде эстетически оформленного фона (звуки, кинофильмы, картины и пр.).

Яндекс.Директ

Хочешь поможем скурсовой? Жми!Помощь в написании дипломных работ! Заключаем договор! Доработки бесплатно! Два диплома хорошо, а три лучше!Олимпиады, конкурсы, публикации для аттестации на категорию! Дипломсразу! Срочная публикация вжурналеСрочная публикация в журналеeLIBRARY.RU. Подай заявку, справка сразу. 18+
Читайте также:  Учет затрат по строительству объектов - справочник студента

Объяснение используется, если не удалось обеспечить ясное и четкое понимание учащимися тех или иных положений с по­

мощью рассказа. Задачи метода: обеспечить четкое понимание учебного материала; вызвать познавательный интерес учащихся. Требования к методу: выяснение непонятного учебного материала; доступное изложение еще раз этого материала; проведение контроля.

Беседа — вопросно-ответный метод активного взаимодейст­вия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учеб­но-воспитательного процесса для сообщения новых знаний, за­крепления, проверки и оценки знаний.

Задачи метода: обеспечить через коммуникативно-эмоциональное воздействие на учащегося развитие познавательного интереса; обеспечить закрепление и контроль знаний и умений; развить у учащихся коммуникативные умения.

Требования к методу: обоснование темы; краткая характеристика учителем материала, а затем постановка вопросов с тем, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения; обязательное заключительное слово учителя.

Лекция приближается к рассказу и отли­чается от него большей информативно-познавательной емко­стью, большей сложностью логических построений, образов, до­казательств и обобщений, большей продолжительностью.

Задачи метода :передача теоретических знаний, формирующих мировоз­зрение, кругозор учащихся; формирование умений добывать, систематизировать и при­менять знания; становление умений учиться, навыков самообразования; формирование навыков закрепления знаний, умений.

Требования к методу: информационная емкость; системное, логическое построение учебного материала; высокая доказательность теоретических конструкций учеб­ного материала; подготовленность аудитории к восприятию сложного по содержанию и по построению учебного материала.

Дискуссии и диспуты — методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. Методы основаны на том, что знания, добытые в ходе столк­новения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости.

Задачи методов: обучить искусству ведения полемики, спора, отстаивания своей точки зрения; стимулировать познавательный интерес к учебе; сформировать умения добывать знания в ходе столкновения разных точек зрения (поисковые умения); обучить искусству выражать свои эмоции в споре.

Требования к методам: грамотная, корректная постановка проблемы; стимулирующий характер деятельности учителя с целью повысить активность учащегося; продуктивный характер мышления в ходе реализации методов; гласность результатов дискуссии; обязательное доведение до учащихся результатов дискуссии, диспута.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация, иллюстрация.

Наблюдение служит для подготовки учащихся к необходи­мым обобщениям и выводам или подтверждает их. Наблюдение может быть самостоятельным либо под руководством учителя.

Требования к методу: тщательный отбор объектов наблюдения, при необходимо­сти специальная их подготовка; адекватность методики наблюдения характеру исследуемых явлений; осознанность учащимися цели наблюдения; наличие плана; владение техникой фиксирования результатов наблюдения (записи, зарисовки, фотоснимки, таблицы и др.).

Демонстрации и иллюстрации — наглядное представление (показ) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач.

В этом методе большую роль играют технические средства.

Требования к методу: тщательный отбор материала (натуральные предметы, ма­кеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении); оптимальное количество демонстраций; подбор качественных иллюстраций, обеспечение техники безопасности при демонстрациях; объяснение учащимся цели и содержания демонстрации; обеспечение ясности и точности восприятия; коллективное подведение итогов и самостоятельность вы­водов (при изложении нового материала).

Практические методы– способы выполнения реальных учебных действий, направленых на формирование практических умений и навыков. К ним относят: метод упражнения, лабораторный, практический.

Метод упражнения — это способ многократного выполнения умственной или практической деятельности, с целью формирования и развития ЗУН.

Разновидности упражнений: воспроизводящие; творческие; упражнения с комментированием; устные, письменные и графические. Требования: наличие специального оборудования, объяснение учителя, показ, проба, выполнение работы, контроль.

Использование упражнений предусматривает прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.

Лабораторный метод- это способ организации учебной деятельности в специальных условиях, со специальным оборудованием. Разновидности – методы демонстрационного характера, исследовательского характера.

Практический метод— это способ осуществления учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, получения новых знаний, умений, навыков.

Индуктивный и дедуктивный методы — способы, позволяющие раскрыть и усвоить логику содержанию учебного материала путем получения достоверных сведений об объекте изучения в направлении от единичного к общему или отобщего к частному..

Репродуктивный и проблемно-поисковыйметоды отражают харак­тер познавательной деятельности и включают в себя: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод.

Метод самостоятельной работы— отражает позицию учащихся в учебной деятельности и характер управления ею со стороны учителя. Применяется в таких разновидностях как самостоятельная работа по заданию учителя, самостоятельная работа за рамками требований учителя. Наиболее распространен метод самостоятельной работы с книгой, учебником.

Источник: https://cyberpedia.su/7x4cd4.html

Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения

  • ID: 10351
  • Название работы: Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения
  • Категория: Доклад
  • Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча…

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2013-03-25
  3. Размер файла: 75.5 KB
  4. Работу скачали: 137 чел.

Понятие о методах, приемах, средствах  обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов учащихся.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление.

Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием.

Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Т.о.

, метод включает в себя ряд приемов.

Средства обучения – материальные и нематериальные объекты, способствующие реализации содержания образования (учебные пособия, оборудование, компьютерные программы и т.п.).

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения.

Классификация методов обучения.

  1.  Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).
Источник знаний Названия групп методов
Слово (устное и печатное) Словесные: рассказ, лекция, беседа, диспут, работа с книгой и т.д.
Образ Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Практическая деятельность Практические: упражнения, задачи, лабораторные, семинарские работы, практикумы, труд в мастерских и т.д.

“+” простота.

“–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения.

  1.  Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).
  •  Информационно-обобщающие и исполнительские.
  •  Объяснительные и репродуктивные.
  •  Инструктивно- и продуктивно-практические.
  •  Объяснительно-побуждающие.
  •  Побуждающие и поисковые.

“+” внимание к учебной и обучающей деятельности.

“–” нарушение принципа целостности процесса обучения.

  1.  По дидактической задаче (Б.П. Есипов, М.А. Данилов).
  •  Методы формирования знаний.
  •  Методы творческой деятельности.
  •  Методы формирования умений.
  •  Методы закрепления знаний.
  •  Методы применения знаний.
  •  Методы проверки и оценки ЗУНов.

“+” четкое выделение дидактических задач.

“–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением).

  1.  По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
  •  Объяснительно-иллюстративные.
  •  Репродуктивные.
  •  Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод).
  •  Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов).
  •  Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска).

“+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников.

“–” не учитываются многие группы методов.

  1.  Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов.
  2.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  3.  По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические.
  4.  По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному).
  5.  По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.
  6.  По степени управления учебной работой:
  •  методы работы под руководством учителя;
  •  методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).
  1.  Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  2.  Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций.
  3.  Методы стимулирования долга и ответственности:
  •  убеждение в значимости учения (личной и общественной);
  •  предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива);
  •  упражнение в выполнении требований;
  •  методы поощрения и порицания.
  1.  Методы контроля и самоконтроля в обучении.
  2.  Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен.
  3.  Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль.
  4.  Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают:

  1.  Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.
  2.  Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение).
  3.  Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу.

Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний.

Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса.

Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=10351

Общее понятие о методах, приемах, средствах обучения. Классификация методов обучения. Требования к выбору методов обучения

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации «.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами.

При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний.

Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание.

В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.

Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.).

  1. а) приобретение знаний;
  2. б) формирование умений и навыков;
  3. в) применение приобретенных знаний;
  4. г) творческая деятельность;
  5. д) закрепления;
  6. е) проверки знаний, умений и навыков.

Из современных классификаций методов известна классификация методов проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И.Махмутовым.

Ю.К. Бабанский [2] предложил универсальную классификацию, рассчитанную на все учебные ситуации. Ее методологическое основание — целостный деятельностный подход. Она вобрала в себя классификации, учитывающие мотивацию, источники, поисковые начала, форму обучения, логику изучения, контроль и самоконтроль. В целом это наиболее конструктивная классификация:

1 группа методов методы организации и осуществления учебной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой
Словесные- лекция беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; Индуктивные           Репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Под руководством преподавателя
Наглядные лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; Дедуктивные Частично-поисковые Самостоятельная работа обучаемых
Практические — практические задания; тренинги; деловые игры; лабораторные работы Исследовательские
Читайте также:  Бухгалтерские услуги - справочник студента

2 группа методов методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

3 группа методов методы контроля и самоконтроля

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль
Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты Письменные экзамены
Устные экзамены Письменные работы

Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу.

Частичнопоисковый метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога.

Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе.

  • Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. В теории и практике сложились следующие критерии этого, которые должны соответствовать:
  • — целям и задачам обучения и развития;
  • — специфике учебного предмета;
  • — особенностям содержания изучаемого материала;

— реальным учебным возможностям школьника (возрастным, интеллектуальным и т. п.);

— имеющимся условиям (наличие кабинетов, физкультурного зала, наглядных и технических  средств и т. п.) и отведенному для обучения времени;

— возможностям самих учителей.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 640;

Источник: https://studopedia.net/1_53032_obshchee-ponyatie-o-metodah-priemah-sredstvah-obucheniya-klassifikatsiya-metodov-obucheniya-trebovaniya-k-viboru-metodov-obucheniya.html

Общее понятие о методах, средствах обучения и их компонентах

Подробная статья о методах, средствах и компонентах обучения.

В педагогике и частных методиках до настоящего времени нет единого определения метода обучения. Слово метод применяется во всех областях деятельности людей. Всегда вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать.

Поэтому сущность метода правомерно искать, прежде всего, в свете отношений между категориями цели и средств.

Так, говорят о методах лечения болезней, о методах обработки почвы, о методах научного исследования и т. д.

  • И везде под методами разумеют средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных задач.
  • Но, так как термин средства обучения в дидактике применяется обычно для обозначения предметов учебного оборудования, то для обозначения видов деятельности учителя и учащихся он не употребляется.
  • В педагогической литературе большинство авторов греческий термин «методос» истолковывают как способ.
  • Что же включается в понятие методов обучения в настоящее время в отечественной педагогике.

Большинство авторов учебных пособий по педагогике (Огородников И.Т., Ильина Т.А., Щукина Г.И., Бабанский Ю.К., Харламов И.Ф., Сластенин В.А. и др.), дидактике (Есипов Б.П., Сорокин Н.А., Скаткин М.Н., Данилов М.А. и др.

), а также в педагогической энциклопедии дается следующее определение методов обучения: «Методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируются мировоззрения учащихся, развиваются их способности» (Пед. энциклопедия т., 2 стр. 813).

  1. Такая трактовка методов обучения связана с общепризнанным психологическим законом, выражающимся в том, что человек развивается и формируется в деятельности.
  2. В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность учащихся, имеющая образовательное и воспитательное значение.
  3. В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения».
  4. Метод характеризует деятельность с позиций процесса, поэтому метод — процессуальная характеристика деятельности.
  5. Но не любой процесс есть метод.
  6. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

В философии обращается внимание на то, что метод — это правила действия, которые стандартны и однозначны. Нет стандарта и однозначности — нет правила, а значит, нет метода.

Однако правила могут быть различного рода. Для решения типовых задач разрабатываются алгоритмические правила. Для решения творческих задач наиболее эффективны эвристические предписания. Возможно, такие правила промежуточного типа.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы.

Обучение включает два вида деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в диалектическом единстве.

В связи с этим более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др.

  • Такой подход более прогрессивен и потому, что он позволяет реализовать один из важнейших методологических принципов педагогики — принцип личностно-деятельностного подхода к изучению педагогических явлений.
  • Итак, методы обучения — это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой стороны — учения.
  • Методы преподавания — это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
  • Методы учения — это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.
  • Данные определения требуют разведения понятий «метод» и «прием», «прием» и «правило».
  • В педагогической практике границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы.

Каждый метод обучения состоит из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.

Например, совокупность рациональных действий, связанных с составлением плана изучаемого материала, применяемого при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.д.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер.

Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только её этап, какая-то её часть.

Одни и те же методические приемы могут быть использованы в различных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение.

Беседа, например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамического процесса обучения.

  1. Соотнесение понятий «прием» и «правило» приводит к следующему выводу.
  2. Правило — это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.
  3. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач — это уже нормативно-описательная модель метода.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/obshhee-ponyatie-o-metodax-sredstvax-obucheniya-i-ix-komponentax/

План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения. — презентация

1

2 План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.

3 1. Предлагаемый учителем путь изучения учебного материала должен вести к формированию диалектики-материалистический способ мышления, самостоятельных взглядов и убеждений, волевых черт характера и поведения. Этот метод должен носить воспитывающий характер. 2.

Научное обоснование методов обучения должно быть ясным и определенным. 3. Систематичность обучения определят меры их эффективности.

Метод обучения — это путь познавательной теоретической и практической деятельности учащихся и учителя, направленной на выполнение задач образования и к ним предъявлены определенные требования:

4 5. Существенным требованием является необходимость сознательности и активности в обучении. 6. Прочность и сознательность знаний. 7. Сочетание практических и теоретических явлений в методике обучения. 4. Доступность метода обучения: путь обучения должен быть приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям изучения знаний.

5 Всякий метод предназначен для достижения какой-либо цели. В структуру метода входят приемы обучения.

Прием — это отдельные операции умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Например, учитель дает приемы запоминания.

Вне метода прием теряет свою значимость в усвоении знаний, в формировании умений и навыков, свою значимость в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

6 Приемы обучения можно разделить на: Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала; Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности; Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения; Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся. Приемы контроля, самоконтроля школьников ;

7 Нет в педагогике единого подхода и классификации методов обучения. Наиболее распространены в современной дидактике деления методов обучения: по источникам знаний (С.О.Лордкипанидзе, Е.Я.Голант), по дидактическим целям (Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов).

Наиболее простой нешироко распространенной в школьной практике является классификация методов обучения по источникам знаний. По этому признаку методы делятся на три группы. 1. Словесные (устное изложение знаний, бесед, работа с учебником, справочной и научной литературой). 3. Практические (упражнения, лабораторные и практические упражнения).

2. Наглядный (иллюстрации, демонстрации, наблюдения).

8 Каждый метод обучения имеет свои функции. В литературе встречаются характеристики следующих общепедагогических функций методов обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. В последние десятилетия о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

В данной классификации выделяется пять методов: практический, словесный, наглядный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). Классификация по назначению, выступают последовательные этапы учебного процесса на уроке.

Выделяются формирование умений и навыков; применение знаний, творческая деятельность; закрепление, проверка знаний, умений, навыков. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигаются учащимися по определенной схеме разработанной учителям.

В данной квалификации выделяются следующие методы объяснительно иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

9 Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его признаках: знания учащимся предлагаются в готовом виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащиеся получают в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; необходимость прочности усвоения обеспечивается путем многократного повторения знания.

10 Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимися не предлагается в «готовом» виде, их нужно добиваться самостоятельно.

Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

11 Сущность исследовательского метода обучения: учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются.

Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубокой, прочностью, действенностью.

12 методы обучения. Рассказ: вступление, повествование, заключение. Беседа: вводная. Работа с книгой Демонстрация Видеометод Иллюстрация Упражнения: устные и письменные.

13 Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение учителя. 4. Выполнение работы. 2.Показ. 3.Проба. 5.Контроль.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1011531/

Ссылка на основную публикацию