Понятие и виды государственных режимов — справочник студента

Понятие и виды государственных режимов - Справочник студента

Тема: Особые правовые режимы и их законодательное закрепление

Раздел: Архив

Тип: Курсовая работа | Размер: 41.40K | Скачано: 54 | Добавлен 12.05.17 в 12:49 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

  • Вуз: Российская академия народного хозяйства и государственной службы
  • Год и город: Нижний Новгород 2015
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Правовые режимы 6
1.1 Правовые режимы: понятие, признаки, виды, назначение 6
1.2 Специальные административно-правовые режимы 9
II. Экстраординарные правовые режимы 17
2.1 Военное положение 17
2.2 Чрезвычайное положение 21
2.3 Сравнительный анализ экстраординарных правовых режимов 26
2.4 Пути совершенствования «чрезвычайного» законодательства 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования особых правовых режимов диктует нам сама жизнь: совсем недавно Президентом Российской Федерации В.Путиным были приняты указы, предупреждающие российских граждан об опасности посещения Арабской Республики Египет и Турецкой Республики и устанавливающие особый правовой режим в отношении как российских лиц так и лиц, указанных республик.

Год от года повышающаяся опасность техногенных и природных катастроф, террористических и экстремистских атак (подрыв ЛЭП в Херсонской области 22.11.

2015, полностью прекративший подачу электроэнергии в Крымский Федеральный округ) на Россию заставляют пристальней присмотреться к правовым основам регулирования экстраординарных ситуаций, оптимизировать деятельность государственных и муниципальных органов, поведение общественных организаций, лиц и граждан с целью минимизации вредного воздействия и потерь, вызванных этими ситуациями.

В связи с тем, что введение особого правового режима всегда в чём-то ущемляет права граждан и, одновременно, расширяет права государственных и уполномоченных ими других органов, изучение данного правового явления имеет острый практический интерес и смысл. При этом, как справедливо замечает Н.Н.Веретенников: «поиск оптимальной модели целесообразного ограничения прав и свобод человека в интересах государства и общества является одной из самых сложных задач современной юридической науки».

Возможные пробелы и неурегулированность в законодательстве, связанном с ограничением конституционных прав и свобод граждан, правового статуса лиц, органов в ситуации особого правового режима может привести к самым серьёзным трагическим последствиям. Чтобы не допустить даже гипотетической возможности этого, следует самым тщательным образом проверять законодательство на предмет таких упущений, развивать и совершенствовать его.

Объектом данного исследования выступает государственно-правовая действительность в аспекте правового регулирования особых режимов деятельности государства и общества.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, устанавливающие понятия, признаки, порядок функционирования, виды и назначение особых правовых режимов.

Цель исследования – раскрыть систему и инструментарий, назначение, виды особых правовых режимов. Провести сравнительный анализ отдельных видов особых правовых режимов, дать рекомендации к совершенствованию их правового регулирования.

  1. В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
  2. — дать понятие особого правового режима, выявить его признаки;
  3. — раскрыть его назначение;
  4. — выявить виды особых правовых режимов;
  5. — охарактеризовать экстраординарные правовые режимы;
  6. — проанализировать их и дать рекомендации к совершенствованию их правового регулирования.

Серьёзные работы по исследованию чрезвычайного законодательства в России появились на рубеже Х1Х-ХХ вв. В советский период проблематикой особых правовых режимов практически не интересовались.

Актуальность данной проблемы вновь возникла в середине 80-х годов XX в.

в связи с крупными техногенными катастрофами (Чернобыльская АЭС), межнациональными конфликтами (Нагорный Карабах), что вызвало необходимость изучения, разработки и принятия законов, посвящённых особым конституционно-правовым режимам.

Данной тематикой в разное время занимались российские учёные и ведущие специалисты: Д.Н.Бахрах, Л.Л.Попов, Ю.Н.Старилов, В.Д.Сорокин, Н.Г.Салищева, Ю.А.Тихомиров и многие другие. Их исследования были выбраны в настоящей курсовой работе.

За методологическую основу был принят диалектический метод познания. Использовались также формально-логический, лингвистический, социологический и сравнительный методы исследования. Применялся системный подход.

Структура курсовой работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами и включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

Источник: https://studrb.ru/works/entry34266PTCisC

Политический (государственный) режим: понятие и виды. — ТГП ответы

Политический режим — это система методов,
способов и средств осуществления политической власти. Все изменения
происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на
его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и
тоже.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое,
поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не
только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений,
объединений.

  • Понятие
    политический режим включает в себя следующие признаки:
  • -степень
    участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами
    способы такого формирования;
  • -соотношение
    прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • -гарантированность
    прав и свобод личности;
  • -характеристику
    реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • -степень
    реализации политической власти непосредственно народом;
  • -положение
    средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности
    государственного аппарата;
  • -место
    и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • -соотношение
    между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • -характер
    правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и
    должностных лиц;
  • -тип
    политического поведения лидерства;
  • -учет
    интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • -доминирование
    определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической
    власти;
  • -политическое
    и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия,
    полиция);
  • -мера
    политического плюрализма, в том числе многопартийности.
  • Различают
    демократический и антидемократический политические режимы.
  • Демократический режим
    (народовластие).
  • Признаки
    демократического режима:
  • 1)
    провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  • 2)
    решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • 3)
    предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  • 4)
    выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти,
    их подотчетность избирателям;
  • 5)
    силовые структуры (вооруженные силы, милиция);
  • 6)
    доминируют методы убеждения и компромисса;
  • 7)
    политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или
    быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность,
    соревнование политических партий, существование на законных основаниях
    политической оппозиции.
  • 8)
    гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9)
реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную
(принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную
(разрешающую споры, и т.д.).

Различаются
прямая (непосредственная) и представительная
форма демократии.

ü 
Прямая демократия позволяет осуществлять
власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь
через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги,
демонстрации.

Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят
обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур,
остальные институты народовластия носят консультативный характер.

Однако
независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии
их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так
как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно
отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и
их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль
за политической элитой.

Недостатками прямой демократии является
отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной
управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений
вследствие непрофессионализма большинства.

ü 
Представительная демократия позволяет осуществлять
власть представителям народа — депутатам, которые призваны выражать интересы
различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных
организаций.

  1. Сильная сторона представительной демократии
    заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных
    решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.
  2. К недостаткам представительной демократии
    относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв
    представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не
    большинства граждан.
  3. Антидемократические режимы —
    тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке,
как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в
условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной
идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика,
контроль государства над всеми областями власти.

  • Признаки
    тоталитарного политического режима:
  • 1)
    государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной
    жизни;
  • 2)
    общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в
    политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;
  • 3)
    монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией,
    вплоть до личной жизни;
  • 4)
    государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от
    общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;
  • 5)
    доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • 6)
    господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с
    государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина
    носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
  • 7)
    устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с
    диктатором и его окружением.

Особой
разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть
радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению
Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая
нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным
антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается как
компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной
стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче,
чем демократический.

  1. Авторитарный режим — это
    государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть
    осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном
    участии народа.
  2. Признаки
    авторитарного режима:
  3. 1)
    в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или
    нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от
    реальных рычагов государственной власти;
  4. 2)
    игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную,
    судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют
    себе все остальные органы;
  5. 3)
    роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  6. 4)
    суд выступает вспомогательным органом;
  7. 5)
    сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;
  8. 6)
    сохраняется ограниченная цензура, полугласность;
  9. 7)
    существует частичный плюрализм;
  10. 8)
    права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной
    мере;
  11. 9)
    силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.
  12. Авторитарный
    режим неоднороден по своему характеру.
Читайте также:  Области проведения стратегических изменений - справочник студента

Разновидности
авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и т.д.

Деспотический
режим — произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Характерен для стран Древнего Востока.

Тиранический
режим — основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких
методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

Военный
режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в
результате военного переворота против правления гражданских лиц.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/politiceskij-gosudarstvennyj-rezim-ponatie-i-vidy

Государственный (политический) режим: понятие и виды

  • Политический режимсовокупность способов, средств и методов, с помощью которых осуществляется власть в государстве.
  • Наряду с формой государственного устройства и формой правления политический режим является одной из важнейших характеристик государства:
  • — форма государственного устройства показывает, как государство построено территориально (и как власть разделена по «вертикали» — между центром и составными частями страны);
  • — форма правления характеризует систему построения и взаимодействия органов государственной власти (и распределение власти «по горизонтали» — между органами, представляющими различные ветви государственной власти);
  • — политический режим указывает на сам характер государственной власти.
  • Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой.

Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо не демократично).

Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.

  1. Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
  2. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
  3. В зависимости от конкретных средств и методов осуществления власти политический режим традиционно принято делить на три основных вида:
  4. — демократический;
  5. — тоталитарный;
  6. — авторитарный.
  7. Демократический политический режим имеет следующие признаки:
  8. — признание государством, уважение, обеспечение и защита основополагающих прав и свобод человека;
  9. — реально действующий конституциализм, правовой характер государства;
  10. — разделение властей;
  11. — отсутствие обязательной идеологии, религии, каких-либо иных форм нравственного принуждения общества;
  12. — политический и идеологический плюрализм, многопартийность;
  13. — регулярные и свободные выборы, на которых граждане самостоятельно и объективно могут избирать (и периодически менять) государственную власть;
  • — эффективная и сильная судебная власть (независимый, быстрый и справедливый суд);
  • — свобода мысли, слова, совести;
  • — свобода средств массовой информации.
  • В настоящее время демократический политический режим установлен в большинстве государств Европы: как республиках, так и монархиях, как в унитарных государствах, так и в федеративных.

Тоталитарный политический режим (от лат.слова totalis – целостный) во многом противоположен демократическому и предполагает полное господство государства над личностью. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

  1. Признаки тоталитарного режима:
  2. — полное игнорирование государством прав и свобод человека, хотя официально они могут провозглашаться и быть записанными в конституции;
  3. — несвязанность правом действий государственных органов и должностных лиц;
  4. — стремление государства полностью подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и иных сферах;
  5. — наличие общеобязательной и проникающей во все сферы жизни государственной идеологии;
  6. — воспитание человека в духе официальной идеологии с самого детства;
  7. — наличие, как правило, единственной правящей партии, основанной на централизации и жесткой дисциплине;
  8. — подчиненность всех иных органов государства правящей партии;
  9. — как правило, наличие единоличного вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления;
  10. — формальность судебной власти, её использование правящей партией в качестве карательного механизма;
  11. — наличие мощной и разветвленной системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции;
  12. — постоянная расправа (в том числе физическая) с инакомыслящими;
  13. — отсутствие свободных и объективных выборов;
  14. — доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор;
  15. — милитаристкий характер государства.
  16. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Авторитарный политический режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

Он мягче, либеральнее, чем тоталитарный, но жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа.

  • Признаки авторитарного режима:
  • — государство имеет очень сильную власть, но полностью не подавляет человека;
  • — поддерживает видимость законности и соблюдения прав и свобод человека;
  • — репрессии против неугодных проходят в псевдоправовых формах и с оглядкой на общественное мнение;
  • — власть правящей (как правило, монопольно) партии закамуфлирована под деятельность демократических институтов – парламента, правительства, президента, хотя в реальности данные органы носят номинальный характер и служат «ширмой» для правящей группировки;
  • — средства массовой информации служат в интересах правящих сил, хотя в разрешенных дозах допускается критика;
  • — как правило, экономика основана на рыночных отношениях и всецело не подчинена государству;
  • — в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные.
  • Примерами государств с авторитарным режимом могут служить:
  • — Чили при Пиночете (1973-1990 гг.);
  • — Южная Корея в 70-80 гг.

— Индонезия при Сухарто (1967-1998 гг.) и др.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/1768.html

Государственно-властные режимы: понятие, виды. Научные подходы их определению (государственно-правовой, государственно-политический)

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной (государственной) власти посредством государственного механизма. В отечественной литературе отсутствует последовательное разграничение понятий «политический режим» и «государственный режим».

Однако в строго научном смысле первое гораздо шире и объемнее чем государственный режим, поскольку включает в себя средства и методы как государственного воздействия, так и негосударственного влияния на общество. Отчасти смешение данных понятий предопределено некоторыми объективными обстоятельствами.

Государственный режим не способен отразить в полном объеме характер существующей власти, ее содержание, не исчерпывает всех средств ее осуществления. Категория «политический режим» более масштабно определяет характер и способы взаимодействия власти, общества и личности, полнее отражает сущность государства.

Совершенно определенно можно говорить о том, что политический режим существенно влияет на форму правления и государственное устройство.

  • Различное сочетание методов и средств осуществления власти позволяет классифицировать государственный режим на две основные группы: демократические и недемократические.
  • Демократический режим обладает следующими признаками:
  • — демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия;
  • — обеспечение демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности;
  • — конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);
  • — демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;
  • — наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность должностных лиц;
  • — политический плюрализм и идеологическое многообразие, наличие легальной оппозиции; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;
  • — признание многообразия форм собственности и их защита.
  • Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, вместе с тем, их общие признаки противоположны чертам режима демократии:
  • — полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
  • — огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов);
  • — подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;
  • — примат государства над правом;
  • — диктатура одной политической партии;
  • — милитаризация общественной жизни;
  • — преследование за религиозные и другие официально не признанные убеждения, за инакомыслие;
  • — низкий уровень жизни основных слоев населения.
  • Следует согласиться с мнением о том, что чаще всего недемократические режимы устанавливаются в кризисные (чрезвычайные) периоды (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или в ситуации неразвитых политических и социальных структур общества (здесь велика тяга к «сильной руке»).
  • Традиционно выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим является порождением XX в. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

Характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается господствующей (правящей) политической партией. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата.

Правящая партия объявляет монополию на информацию.

В государственном управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.

Читайте также:  Ролевой аспект взаимодействия c организацией - справочник студента

Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры. Возрастает роль силовых ведомств (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура). Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит огосударствление всех форм собственности.

Милитаризация — одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея военной опасности становится необходимой для сплочения общества по принципу военного лагеря.

Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи.

Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм) и религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлением о превосходстве одной из наций над другими (господствующей нации, расы и т.д.), крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г.), а затем в Германии (1933 г.).

Авторитарный режим считается наиболее мягким среди недемократических режимов. Отличительной особенностью данного режима является наличие правящей элиты, власть которой не ограничена законом и не контролируется населением.

Вместе с тем, существуют внешние атрибуты демократии: выборы, существование многопартийности, при отсутствии оппозиции и политического плюрализма.

Однако частная жизнь и экономика свободны от политического контроля, принуждение и насилие применяется лишь в отношении открытых оппозиционеров.

Источник: https://students-library.com/library/read/76436-gosudarstvenno-vlastnye-rezimy-ponatie-vidy-naucnye-podhody-ih-opredeleniu-gosudarstvenno-pravovoj-gosudarstvenno-politiceskij

Политический государственный режим понятие и виды (стр. 1 из 5)

  • Политический режим
  • Государственный университет – Высшая Школа Экономики
  • Факультет: «Юриспруденция»
  • Кафедра: «Публичное право»
  • Реферат на тему: «Политический (государственный) режим: понятие и виды»

Студента дневного отделения Слепкова А.В. (гр. 120)

Научный руководитель к.ю.н. Шелковский Д.А.

  1. Москва, 1998г.
  2. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  3. Форма правления и форма территориального устройства государства не
  4. могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов
  5. осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в
  6. политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус
  7. различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически
  8. государства по управлению населением, проживающим на его территории. На
  9. этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства –
  10. политический режим.
  11. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX
  12. века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу
  13. синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима
  14. формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть
  15. исключен из состава формы государства, поскольку функционирование
  16. государства характеризует не политический, а государственный режим.
  17. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию
  18. политического (государственного) режима.
  19. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и
  20. к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь
  21. государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие
  22. элементы формы государства: форму правления и форму государственного
  23. устройства, а также формы и методы осуществления государством своих
  24. функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и
  25. узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических
  26. процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и
  27. общественно-политической, а также характеру политической системы,
  28. включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические
  29. организации. Все составные части политической системы: политические партии,
  30. общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные»

объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное

влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов

деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и

  • государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-
  • политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму
  • государства, в частности на политический режим.
  • Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное
  • значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов
  • и способов государственного руководства), так и в широком понимании
  • (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод
  • личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм
  • политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым
  • основам государственной и общественной жизни).
  • В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или
  • правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных»
  • придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или
  • демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление,
  • обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан,
  • участия в народа, политических партий, мера экономической свободы,

отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

  1. Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку
  2. на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние
  3. множество факторов: сущность и форма государства, характер
  4. законодательства, фактические полномочия государственных органов и
  5. юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических
  6. сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой
  7. борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид
  8. политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более
  9. широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера»,
  10. складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя
  11. или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может
  12. оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических
  13. этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в
  14. конкретных государствах одного и того же времени.
  15. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма
  16. применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот
  17. процесс государственного властвования в установленной правовой форме или
  18. царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих»,
  19. направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей,
  20. прав и свобод граждан, взаимной органов государства и граждан, или служит
  21. лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые за
  22. этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его
  23. руководителей или даже одного лидера.
  24. Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым
  25. режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение
  26. политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или
  27. антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная
  28. правовая система в содержании своих правоустановительных и
  29. правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти,
  30. закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно
  31. определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
  32. Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы,
  33. подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках
  34. современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По
  35. виду политического режима подчас обозначают и само государство, его
  36. природу, поскольку политический режим воплощает самые основные
  37. характеристики государственного властвования.
  38. Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых

государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е.

  • политического режима, становится также объективно необходимым для
  • постижения формы (устройства) государства.
  • Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет
  • виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории
  • государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между
  • авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале
  • политических методов власти.
  • Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой
  • форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не
  • контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать
  • представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не
  • играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с
  • вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).
  • Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не
  • ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде
  • выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных
  • лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство
  • государства формируется вследствие военного или государственного
  • переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим

военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние

очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения.

  1. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со
  2. всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно
  3. сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение
  4. не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется
  5. на эту сильную личность.
  6. При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе
  7. государственного переворота приходят военные – представители армейских
  8. группировок, тех или иных племенных, национальных структур.
  9. По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характеристики
  10. таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, носителями и
  11. прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.
  12. Современные научные, военно-технические достижения формируют в
  13. армейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных
  14. специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет выход
  15. из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в поддержке
  16. военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых государствах
  17. показывает ее экономическую и социальную эффективность.
  18. При этом также идет перестройка правовой системы: появляются временные
  19. чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются
  20. новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних
  21. случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных
  22. трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».
  23. Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию,

Источник: https://mirznanii.com/a/184087/politicheskiy-gosudarstvennyy-rezhim-ponyatie-i-vidy

Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим — специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Читайте также:  Закон дальтона - справочник студента

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правового режима:

    • они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
    • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
    • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
    • создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

При этом можно различать

    1. юридическую сторону режима (систему правил) и
    2. фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. 

  • Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.
  • Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.
  • Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

Виды правового режима

Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:

    • административно-правовой,
    • гражданско-правовой,
    • финансово-правовой,
    • гражданско-процессуальный и т.д.

Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:

1) по предмету правового регулирования:

    • конституционный,
    • административный,
    • земельный и т. д.;

2) по юридической природе:

    • материальный;
    • процессуальный;

3) по содержанию:

    • валютный,
    • таможенный,
    • пошлинный и т. п.;

4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:

    • режим беженцев, вынужденных переселенцев,
    • гражданства, граждан и т. д.;

5) по функциям права:

    • режим особого регулирования и
    • особой охраны;

6) по формам выражения:

7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:

    • общефедеральный,
    • региональный,
    • муниципальный и
    • локальный;

8) по сфере использования:

    • внутригосударственный и
    • межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovie-rezhimi-ponyatie-priznaki-vidi

Разновидности форм государственного режима

Основания классификации государственных режимов. Государственные режимы в литературе специальной классификации не подвергались. Однако накоплен огромный опыт классификации политических режимов. Многие градации последнего (однопартийные, двухпартийные, многопартийные режимы, «султа'низм» (американский политолог X. Линц относил к нему, в частности, режим Н.

Чаушеску в Румынии), режимы «менкантилистские», «священно-коллективистские» и другие в развивающихся странах) не могут быть применены к государственным режимам, поскольку они имеют в виду прежде всего общеполитические характеристики.

Но некоторые классификации (например военные и гражданские режимы) могут быть использованы, а другие (например демократические, авторитарные, тоталитарные режимы) могут быть даже положены в основу классификации государственных режимов.

Используя такие классификации, необходимо выделять в них признаки, присущие именно формам и методам осуществления государственной (а не иной) власти, характеристики, относящиеся к государственности, а не общеполитические признаки.

При этом, выделяя в особую разновидность ту или иную форму государственного режима, следует учесть, что почти в любом государстве используется весь набор методов деятельности, присущих государственной власти (кроме, например, теократических властных методов или методов партийно-государственного принуждения, характерных для некоторых разновидностей тоталитаризма). Поэтому при классификации главное внимание уделяется основному ядру этих методов, доминанте в государственном режиме.

Государственный режим — наиболее подвижный элемент формы государства. Его доминанта также перемещается. В одних ситуациях могут доминировать одни методы (например при режиме чрезвычайного положения), в других — другие.

Как правило, такие смещения — временное явление. При всей подвижности режима его существо остается одинаковым, в противном случае были бы невозможны какие-то устойчивые классификации.

Это обстоятельство учитывается в качестве основного при выделении различных форм государственного режима.

Формы гражданского и военного государственного режима. В зависимости от характера органов, применяющих те или иные методы осуществления государственной власти, а также от способов регулирования и защиты конституционных прав и свобод граждан различаются формы гражданского и военного государственного режима.

В гражданском особо выделяется режим чрезвычайного положения, в военном — режим военного положения. В условиях гражданского режима государственную власть осуществляют предусмотренные конституцией органы методами, установленными в законе.

Правда, сама конституция может быть реакционной, а методы, предусмотренные законом, могут иметь антидемократический, террористический характер (например концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии или апартеид в ЮАР). Поэтому гражданский режим может быть и демократическим, и антидемократическим.

В условиях чрезвычайного положения гражданские органы исполнительной власти, особенно органы охраны публичного порядка, наделяются дополнительными полномочиями, а конституционные права граждан ограничиваются. Об этом уже говорилось.

При военном режиме государственная власть осуществляется методами военного управления. При этом различаются режим военного ^совета и режим военного положения.

При режиме военного совета конституция приостанавливается (на деле, а иногда и юридически отменяется), государственную власть осуществляют органы, не предусмотренные конституцией, а созданные в результате военного (государственного) переворота (военные и революционные советы, их представители на местах).

Должностные лица, избранные ранее в соответствии с конституцией и законами, смещаются со своих постов (иногда их судят), прежние высшие и местные органы государства распускаются.

Высший орган государства (военный совет) состоит только из генералов и офицеров (иногда входят сержанты), в правительстве все ключевые посты также занимают военные, хотя в него могут быть включены несколько технократов или при правительстве создается совещательный орган из специалистов.

Местные органы самоуправления могут быть сохранены, иногда даже в условиях военного режима неоднократно проводятся выборы в них (Алжир, Нигерия), но мэры городов, начальники районов, губерний назначаются из среды офицеров. Учреждаются военные трибуналы (чрезвычайные суды), которые судят и гражданских лиц за определенные виды преступлений, хотя прежние суды уголовной и гражданской юстиции обычно сохраняются.

При режиме военного положения конституция продолжает действовать, прежние конституционные органы сохраняются, парламент издает законы, правительство осуществляет управленческую деятельность, чрезвычайные суды, как правило, не создаются, хотя компетенция существующих изменяется, наказания ужесточаются, некоторые гражданские споры разрешаются иначе. Однако полномочия конституционных органов ограничиваются либо в результате создания новых высших органов государства, которые подменяют парламент и правительство, принимая акты, имеющие высшую силу для всех гражданских и военных властей, либо путем наделения исполнительной власти чрезвычайными полномочиями. На местах основная доля государственной власти переходит к военным органам, которые действуют методами военного управления: возрастает роль императивных методов, принуждения, используются специфические военные методы — приказы.

В тесной связи с классификацией политических режимов различаются демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные государственные режимы. Последний вид режима может быть и военным, и гражданским. Он может иметь также теократическую форму. В последнем случае его иногда называют полуфеодально-теократическим режимом (Бруней, Бахрейн, Катар и др.).

Демократический государственный режим присущ, как говорилось, прежде всего странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где существует сильный «средний класс», заинтересованный в стабильности, демократических методах управления (он обеспечивает свое влияние именно посредством таких методов), оказывающий определяющее давление через выборы, прессу, общественное мнение на государственную власть. Методы осуществления государственной власти применяются с учетом конституционных положений о разделении властей исходя из системы сдержек и противовесов, о взаимодействии ветвей власти, идей о социальном, светском и правовом государстве на базе поисков компромиссов и консенсуса с политической оппозицией. Последняя теоретически рассматривается отнюдь не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность.

В условиях демократического государственного режима применение методов принуждения ограничено, массовое насилие, как мера государственного воздействия, теоретически не допускается.

Основное значение имеют методы либерализма, уступки, стимулирование, поддержка, ориентирование на результат, желаемый государственной властью, и т.д.

Требования должного поведения граждан, деятельности органов государства, общественных объединений, существующие запреты имеют целью обеспечение демократического конституционного порядка. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан.

Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, а защите этих прав в деятельности органов государства уделяется особое внимание. Существуют развитые и устойчивые прямые и обратные связи органов государства с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

В ряде стран (в том числе во многих постсоциалистических государствах) государственный режим является полудемократическим.

Методы осуществления государственной власти в условиях полудемократического государственного режима характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма.

Основное значение имеют методы либерализма, принуждение ограничено, методы требований и запретов прежде всего имеют цель сохранить и защитить демократические институты. Однако деятельность представительных органов

Источник: https://psyera.ru/raznovidnosti-form-gosudarstvennogo-rezhima_7267.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector