Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока — справочник студента

Технологическая карта урока– это графический способ проектирования урока. С помощью технологической карты учитель может запланировать результаты по конкретному виду деятельности и контролировать процесс их достижения на каждом этапе урока.

Несмотря на удобство и нарастающую популярность этого способа планирования урока, учителя сталкиваются с трудностями при конструировании технологических карт, связанных с отсутствием единого образца.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока Конспект урока
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения. Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса. 

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Характеристика этапов урока

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Цель урока
  7. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  8. Актуальность использования средств ИКТ.

  9. Виды используемых средств ИКТ.
  10. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  11. Организационная структура урока.

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

Образец технологической карты №3 

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока.

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/tehnologicheskaja-karta-uroka-po-fgos

Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД.

Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС. 

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

  • Тип урока: урок открытия нового знания.
  • Прогнозируемые результаты
  • личностные:
  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности Словесное приветствие. Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

  1. — Прозвенел уже звонок.
  2. Начинаем наш урок.
  3. Добрый день!
  4. — Вы готовы к нашему уроку?
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
  • Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
  • Метапредметные:
  • организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . — С каким настроением вы пришли на урок? — Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. — Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. Создать позитивное настроение.
Актуализация знаний Минутка чистописания (фронтально)
  1. Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.
  2. Ос, ом, ло, бо
  3. Уж небо осенью дышало…
Самостоятельно выполняют письмо по образцу
  • Личностные:
  • проявлять старательность.
  • Метапредметные:
  • правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.
  • Предметные:
  • каллиграфическое написание букв, буквосочетаний
Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.
Словарный диктант (фронтально) Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы.
  1. Личностные:
  2. контролируют свои действия.
  3. Предметные:
  4. запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.
Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.
Грамматическая разминка (фронтально)
  • Проводит беседу.
  • Контролирует правильность ответов учеников
  • — Какие слова мы записали?
  • — Что значит «словарные слова»?
  • — Давайте составим предложение со словом желтый.

Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй.

  1. — Выделим в предложении основу.
  2. — Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении.
  3. — Скажите, о каком времени года мы составили предложение? 
  • Дают ответы на вопросы.
  • Составляют предложения.
  • Называют основу предложения.
  • Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении.
  1. Метапредметные:
  2. развитие словарного запаса, устной монологической речи.
  3. Предметные:
  4. определяют главные члены предложения, различают части речи.
Развивать речь детей. Актуализиро-вать знания детей о частях речи.
Постановка учебной задачи Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) Организовывает проведение  лингвистического исследования. — В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово?

  • — Исследуем состав слова
  • заморозок.
  • — определите корень слова.
  • Зам, мор, замор, мороз.
  • — запишите корень на стикер и прикрепите к доске.
  • (Учитель записывает варианты на доске).
Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.
  1. Личностные:
  2. проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.
  3. Метапредметные:
  4. учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.
  5. Предметные:
  6. повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня.
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.
Формулирование темы и целей урока (фронтально) Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока — Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? — Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого?

  • — Что такое корень?
  • — Какие слова называются однокоренными?
  • Как найти корень слова?
  • Как вы считаете,  какая тема нашего урока?
  • (ФОО – фундаментальный образовательный объект)
  • — Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?
  1. Размышляют.
  2. Отвечают на вопросы.
  3. Формулируют тему и образовательные цели урока.
Читайте также:  Закон электромагнитной индукции фарадея и его формулировка в дифференциальной форме - справочник студента

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

Множество образцов ТК вы найдете в разделе Файлы нашего сайта в разделе каждого учебного предмета.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - Справочник студента

Источник: https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez

Статья на тему: Технологическая карта урока, как одна из форм подготовки учителя к уроку. | Социальная сеть работников образования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

СЛАЙД № 1.  За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня  необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия  у учащихся на уроках.

СЛАЙД № 2.  Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию УУД, сократить время на подготовку учителя к уроку.

 Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

СЛАЙД № 3.  

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. 

СЛАЙД № 4, 5  

      Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса.

От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения.

Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

   Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. необходимость описания всего процесса деятельности;
  2. указание операций, их составных частей.

СЛАЙД № 6.

Самооценивание — один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

СЛАЙД № 7.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я  пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Свой  выбор я  остановила  на такой технологической карте урока. СЛАЙД № 8.

1 этап. «Мотивация к учебной деятельности». Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к  работе. 

2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3 этап. «Выявление места и причины затруднения». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: выявляют место и причину затруднения.

4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: ставят цель и уточняют тему урока, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5 этап. «Реализация построенного проекта». Деятельность учителя: организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом действий. Деятельность учащихся: выполняют составленный план действий

6 этап. «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/09/18/tekhnologicheskaya-karta-uroka-kak

Качественная подготовка учителя к уроку

Горбункова Л. А. Качественная подготовка учителя к уроку // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/27/729/ (дата обращения: 23.03.2020).

Читайте также:  Основные правила (принципы) бухгалтерского учета - справочник студента



Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии.

В. А. Сухомлинский

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам.

Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер обучения и достижение главной задачи — развитие личности учащегося.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

  • Урок — главная составная часть учебного процесса.
  • Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
  • Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
  • Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования куроку Традиционный урок Урок по ФГОС
Объявление темы урока Преподаватель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще- задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей
  1. При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке.
  2. Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа:
  3.  определение цели и задач;
  4.  отбор содержания учебного материала;
  5.  подбор методов и приёмов обучения;
  6.  определение форм организации деятельности учащихся;
  7.  подбор материала для домашней работы учащихся;
  8.  определение способов контроля;
  9.  продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  10.  подбор вопросов для подведения итога урока.

Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т. д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов личностных, метапредметных и предметных.

Подготовка учителя куроку

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

  • Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
  • Выделим несколько основных этапов:
  • 1-й этап изучение учебной программы.
  • 2-й этап изучение методической литературы.
  • 3-й этап изучение материала конкретного урока в учебнике.
  • 4-й этап изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
  • 5-й этапразработка плана урока.
  • Подготовка учителя куроку
  • 1-й этап изучение учебной программы.
  • (эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году)
  • При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

2-й этап изучение методической литературы

Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

  1. 3-й этап изучение материала конкретного урока вучебнике.
  2. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников.
  3. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.

Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.

Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диски и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия.

Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание.

Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную цель надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этапразработка плана урока.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.

  • Технологическая карта урока
  • Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее — УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
  • Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
  • Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
  • Технологическая карта позволяет:
  •  увидеть учебный материал целостно и системно;
  •  проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
  •  гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
  •  согласовывать действия учителя и учащихся;
  •  организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
  •  осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности

Продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый — такова психологическая особенность человека.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС» Т. Ю. Бутурлакиной (г. Армавир, 2013 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание. Учение с увлечением.

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

Конечно, работа преподавателя – труд нелегкий. Поэтому, чтобы время на подготовку к учебным занятиям уменьшить, предлагается Вашему вниманию Электронный конструктор технологической карты учебного занятия (ЭКТКУЗ).

индивидуальная работа, ученик, учащийся, учитель, урок математики, положительное отношение, работа, учебный материал, задача учителя, диагностическая карта.

Читайте также:  Основные дидактические концепции - справочник студента

— видео учебно-информационные материалы; — лабораторные практикумы (в том числе и

Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел

2. Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия…

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя… Использование технологий геоинформационной системы при…

Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение.

Особое внимание уделяется форме работы в малых группах (подгруппах). Форма обучения «работа в подгруппах» — занятие, направленное на изучение учебного материала или…

Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых.

Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него

Особое внимание необходимо уделять постановке вопросов.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/27/729/

Технологическая карта урока — начальные классы, уроки

  • V. «Открытие» нового знания
  • (15 мин)
  • Цели: познакомить учащихся с геометрической фигурой угол, сформировать представления о прямых и равных углах.
  • Определяют с какой геометрической фигурой работают.
  • Складывают полученные результаты.
  •  Проверка работы.
  • Под руководством учителя знакомятся с новым инструментом-угольником, апробируют на практике.
  • Создание проблемной ситуации
  • Введение термина «прямой угол»

— Так что же такое угол? (Дети дают определения).

— Давайте проверим, верны ли наши рассуждения.

Работа со словарем.

Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (Определение на доску).

Лучи — это стороны угла.

Точка — это вершина угла.

— В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть, уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

— Где еще встречаются углы?  Парта,  стол,  стул,  книга,  доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

2) Определение угла.

— На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

(Учитель комментирует флэш-ролик «Обозначение углов»).

— Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

— В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

3) Практическая работа. Построение модели прямого угла.

— Углы бывают разные, но сегодня мы познакомимся с особым углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

— Сколько углов получилось? (Четыре).

— Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).

— На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

4) Определение и построение прямого угла.

— Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

— С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах).

  1. Читать информацию из учебника
  2. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (Коммуникативные УУД).
  3. умение моделировать и анализировать;
  4.  (Познавательные УУД)
  5. умение наблюдать и делать простые выводы.
  6.  (Регулятивные УУД).

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tehnologicheskaya-karta-uroka-83621.html

Технологическая карта урока: какой она должна быть по ФГОС

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в российских школах должны создаваться условия, обеспечивающие повышение качества образования.

В рамках этой концепции особые требования предъявляются к планированию учебного процесса.

Одним из основных инструментов, повышающих эффективность обучения на данном этапе, призвана стать технологическая карта урока – инновационный инструмент современной методологии. 

Быстрый переход по разделам: 

Что такое технологическая карта урока и зачем она нужна

Планирование урока – важнейший аспект образовательного процесса, которому должно уделяться особое внимание со стороны педагогов.

В течение долгих десятилетий для подготовки к занятиям учителя использовали план-конспект, однако с внедрением инновационных образовательных стандартов вводятся и обновленные требования к разработке планирования занятий.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных и современных способов планирования учебного занятия признана технологическая карта урока по ФГОС. Являясь по сути тем же проектом урока, карта отличается от конспекта целостностью и системностью, что позволяет увеличить результативность процесса образования и существенно повысить его качество. 

К слову, в плане-конспекте обозначаются лишь цели урока, в то время как в карте подробно описывается весь процесс учебной деятельности с диагностикой достижения прогнозируемых результатов на каждом из этапов освоения материала школьниками.

Детальная проработка хода всего занятия еще на стадии планирования позволяет выявить множество проблемных моментов, решить которые можно на бумаге.

Так, например, легко определяются и редактируются наиболее сложные элементы материала, для усвоения которых ученикам с медленным темпом работы потребуется большее количество времени. 

Четко структурированное оформление при подобном способе планирования занятия обусловлено тем, что сам термин «технологическая карта» в образование пришел из производственной области, где он означает набор конкретных инструкций для персонала, выполняющего определенный процесс. 

Существует множество определений понятия технокарты в образовании, наиболее точным из которых является следующее. 

Технологическая карта урока – это современная многокомпонентная форма планирования урока, сценарий которого выражается в удобной графической форме (в виде таблицы). 

Подобное планирование помогает учителю точно прогнозировать ход урока, а также: 

  • максимально быстро достигать планируемых федеральным государственным образовательным стандартом результатов;
  • максимально точно определять УУД (универсальные учебные действия), формирующиеся у учеников во время выполнения того или иного учебного действия; 
  • наладить эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса; 
  • структурировать образовательный процесс, установив логическую взаимосвязь между всеми его этапами; 
  • объективно оценивать достижение запланированных задач на каждой из стадий занятия;
  • не в теории, а на практике реализовывать межпредметные связи, что является одной из основных задач современной педагогики;
  • структурировано и логично переходить от поурочного планирования к масштабному проектированию всей темы.

Пример таблицы в технологической карте

Несмотря на множество неоспоримых преимуществ технокарты перед традиционным планированием учебного занятия, многие преподаватели предпочитают использовать классические конспекты в качестве основного методологического материала.

Подобное отношение к внедрению инновационных техник не редкость и зачастую обуславливается недостаточной информированностью персонала образовательных учреждений.

Без четкого знания о том, как следует составлять карту, у педагогов складывается неверное представление о количестве времени, которое потребуется затратить на ее создание.

Притом что эта проблема решается довольно просто: в Интернете есть множество специализированных ресурсов, на которых можно скачать технологическую карту урока по ФГОС по любым предметам.

Готовые шаблоны, представленные в Сети, избавляют от необходимости тратить время на составление карт, но в то же время позволяют редактировать их в соответствии с индивидуальными требованиями преподавателя. Педагог может добавлять или удалять графы и столбцы таблицы в зависимости от сложности изучаемой темы и особенностей коллектива учеников, а также индивидуальных способностей овладения ими познавательными, личностными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями. 

Что должно быть в технологической карте

Притом что закон четко не регламентирует структуру технокарты, она имеет статус документа, и потому существует ряд требований к ее содержанию. Так, многие методисты советуют следовать следующей структуре: 

  • в вводной части указываются предмет и тема урока;
  • в основной части (табличной) указываются прогнозируемые результаты по достижению УУД (логических, коммуникативных, личностных и т. д.);
  • также табличная часть включает план урока в подробном развернутом виде, с указанием традиционных стадий занятия, присутствующих в плане-конспекте урока. (По усмотрению учителя некоторые из этапов можно упразднить или объединить в один, однако такие этапы, как организация занятия, получение новых знаний и подведение итогов должны присутствовать в технокарте обязательно.);
  • после табличной части методисты рекомендуют размещать вспомогательные материалы, такие как тестовые задания и образцы их решения, схемы, облегчающие визуальное восприятие рабочего материала и т. д. 

Будучи инновационной методической формой плана урока, технологическая карта полностью соответствует современным образовательным стандартам (ФГОС второго поколения).

Получив возможность воспринимать учебный материал максимально целостно и логически структурировано, педагог более эффективно взаимодействует с учениками на каждой из стадий урока, быстро достигая запланированных результатов.

Кроме того, подобный способ планирования учебного занятия является наиболее оптимальным и для школьников: на занятиях создается среда, стимулирующая ребенка к самостоятельной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка. 

Скачать шаблон технологической карты

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-op19/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector