Основные виды умственных операций — справочник студента

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по­нимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления.

Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…

Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет» (2).

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными.

Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными.

Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело­века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес­кой или практической жизненной задачи.

«Сравнение, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение яв­ляется часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания.

Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое позна­ние требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств Это осуществляется другими сторонами мыс­лительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом» (3).

Анализ – это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и пр.

В данном случае анализ – мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс­ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо­бенностей поведения или черт характера человека и пр.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом.

Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложе­ния – в те или иные разделы текста.

Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя­тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само­стоятельные, чисто умственные операции.

В каждом слож­ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На­пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак­теристика этих героев, этих деятелей.

«Анализ без синтеза порочен; – подчеркивает С. Л. Рубинштейн, –попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому све­дению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» (4).

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо­значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при­знаков или свойств и становятся самостоятельными объек­тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство – электропроводимость.

Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак – движение.

С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам (5). Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы полу­чили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов.

Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов.

Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов.

«Абстракция и обобщение, подчеркивает С. Л.

Рубинштейн, – в своих первоначальных формах укоре­ненные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса рас­крытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существен­ных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях» (6, рис. 1).

Основные виды умственных операций - Справочник студента

Рис. 1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков.

По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых преподавателем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко.

В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.

1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2. — М., 1954. С. 361.3.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.5. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973.

С. 228.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 382.

Источник: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1793-myslitelnye-operacii.html

Основные виды умственных операций. — Лекции по предмету «Общая психология»

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда человек смотрит на два предмета, то он всегда замечает, в чем они похожи или чем они различаются.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются существенными. Именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае считают похожими друг на друга, а в другом случае между ними не видят никакого сходства.

Операция сравнения всегда может быть осуществлена двумя путями: непосредственноили опосредованно.

Когда можно сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, то в этом случае говорят о непосредственном сравнении.

В тех случаях, когда сравнение осуществляется путем умозаключения, то говорят об использовании опосредованного сравнения. При опосредованном сравнении для построения умозаключения используют косвенные признаки.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, можно мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом, можно узнать, из каких частей состоит то, что человек воспринимает.

Анализ позволяет разложить целое на части, т.е. позволяет понять структуру того, что воспринимается. Наряду с выделением существенных частей предмета, анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и др.

Анализ возможен не только тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, но и тогда, когда он воспроизводит его образ по памяти.

Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета.

Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными).

При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез как умственные операции всегда связаны с другими мыслительными действиями, если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным. В свою очередь, синтез не может являться механическим соединением частей и не сводится к их сумме.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, человек должен рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета.

Таким образом, с помощью абстракции можно выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой информации.

Абстракция широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки.

Сформированные конкретные понятия в дальнейшем используются при образовании и усвоении так называемых абстрактных понятий, которые существенно отличаются от конкретных понятий.

В отличие от конкретных понятий, абстрактными понятиями называются понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений.

Конкретизацияявляется процессом, противоположным абстракции, — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

В конкретных представлениях стремятся не отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков в тесном сочетании одних признаков с другими.

По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, его можно лучше понять.

В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция— это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи, обнаружение общих закономерностей.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция— это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции можно использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.

Источник: https://students-library.com/library/read/61019-osnovnye-vidy-umstvennyh-operacij

Основные виды умственных операций

Здравствуйте, дорогие и уважаемые читатели! Эксперты сайта приветствуют на информационно-образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с задачей выяснить, какие существуют основные виды умственных операций? Аргументируйте ваше мнение на наглядных и подробных примерах.  
 

Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, УМ, ВИД, ОПЕРАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

  Для начала давайте рассмотрим самые главные понятия, которые буду оперирующими на сегодняшнем занятии.

 ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей. 

 

А теперь давайте разбираться вместе, какие существуют основные виды умственных операций в современной психологии? Каков его вклад в истории психологии?  Стоит сразу отметить, что к основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и син­тез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

 

Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Так, операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно.

 

А, что принято понимать под термином «синтез» в психологии? Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Суть данной операции состо­ит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д.

 Так, следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволя­ет понять структуру того, что мы воспринимаем.

 

Поэтому, наряду с выделением существенных частей предмета анализ позволяет мыс­ленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и др. На этом наше занятие подошло к концу.

Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и продуктивно, и Вы узнали для себя что-то новое.

Если же что-то осталось сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой волнующий вопрос у нас на сайте. 

Желаем успехов и удачи во всех начинаниях!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/osnovnye-vidy-umstvennyx-operacij/

Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными.

Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства.

Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.

Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение.

В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки.

Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отметками на косяке двери.

Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Например, совершенно неправильно сравнивать расстояния до двух различных объектов, используя для определения расстояния в одном случае метры (или километры), отделяющие вас от объекта, а в другом — время, которое вам потребуется, чтобы до него дойти.

Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых предметов. Например, сравнивая географические зоны, нельзя говорить о том, что зона пустыни и зона леса отличаются друг от друга тем, что в пустыне водятся верблюды, а в лесу их пет.

При гаком сравнении мы легко можем допустить ошибку, не указав основные существенные признаки сравниваемых предметов. В приведенном примере ошибка заключается в том, что основное отличие между сравниваемыми географическими зонами состоит в разнице климата, географическом положении и т. д.

Поэтому для того, чтобы операция сравнения была осуществлена успешно, необходимо избегать одностороннего (неполного, по одному признаку) сравнения и стремиться к много

стороннему (полному, по всем признакам) сравнению. Нельзя останавливаться на поверхностном сравнении предметов и явлений. Объективное сравнение все гда возможно лишь при глубоким анализе существенных признаков.

В качестве иллюстрации ошибок, которые мы допускаем при поверхностном сравнении, приведем следующий пример.

Обнаружив сходство предметов по какому-либо одному или нескольким признакам, мы часто допускаем мысль о том, что это сходство будет присутствовать и при сравнении по другим признакам сравниваемых предметов или явлений. В подобных случаях мы выполняем умозаключение по аналогии.

Так, исходя из того, что форма лунных гор сходна с формой земных вулканов, было высказано мнение о том, что и причины возникновения лунных гор сходны с причинами возникновения земных вулканов. Однако при использовании аналогии нас часто могут поджидать ошибочные умозаключения.

Например, вы могли наблюдать случай, когда ребенок поливает из лейки своего щенка или котенка. При этом он исходит из умозаключения, что, поскольку цветы растут тогда, когда их поливают, то для того, чтобы подрос щенок или котенок, его надо поливать.

Невольно возникает вопрос: «От чего зависит достоверность умозаключений по аналогии?» Достоверность умозаключений по аналогии зависит от того, насколько взаимообусловлены между собой признаки, которые мы наблюдаем в сравниваемых предметах. Так, формы всех земных вулканов похожи друг на друга потому, что они имеют одинаковое происхождение, т. е. форма вулканов и их происхождение взаимообусловлены.

Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Суть,данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д.

Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Наряду с выделением существенных частей предмета анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и др. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти.

Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Когда мы смотрим на лежащие перед нами отдельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает.

Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Слушая описание человека, мы можем воссоздать его образ в целом. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.

Следует отметить, что первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности. В детском возрасте, когда ребенок начинает осваивать мысленные операции, наблюдается его повышенный интерес к манипулированию

предметами. Выполняя определенные действия с предметами, ребенок помогает мысленному их расчленению или соединению. С возрастом роль практической деятельности для развития синтеза и анализа не уменьшается. Для того чтобы разобраться в работе какого-либо механизма, взрослый человек в процессе обучения разбирает и собирает его.

Однако подобные действия не всегда возможны, поэтому их часто замещают восприятием каждой подлежащей выделению части предмета.

Если человеку, не знакомому с микробиологией, показать под микроскопом каплю воды, то он не сможет разобраться в скоплении увиденных им микроорганизмов.

Но если предварительно ему показать их изображения, то, рассматривая каплю воды под микроскопом, он уже сможет идентифи-цировать отдельные живые организмы.

Следовательно, мы можем утверждать, что на протяжении всей жизни человек постоянно использует анализ и синтез. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными).

При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез, как умственные операции, всегда связаны с другими мыслительными действиями. Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным.

Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, а точнее, ломает игрушки. Разобрав на отдельные части игрушку, маленький ребенок никак не использует их дальше.

В свою очередь, синтез не может являться механическим соединением частей и не сводится к их сумме. При правильном соединении отдельных частей машины, т. е. при их синтезе, получается не груда металла, а машина, способная передвигаться или выполнять определенные операции.

Легкость выполнения операций синтеза н анализа зависит от того, насколько сложную задачу мы пытаемся решить.

Если предметы, которые мы рассматриваем, почти одинаковые, то мы с легкостью обнаруживаем то, чем они похожи.

И наоборот, если они почти во всем различны, то нам гораздо труднее найти определенное сходство между ними. Хорошо выделяется также то, что расходится с нашими обычными представлениями.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой.

Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знакомые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попытаться их осмыслить.

В этом проявляются функции анализа. Однако одновременно с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мыслительную операцию — синтез.

Конечно, не всегда операции синтеза и анализа протекают в соответствии с этим примером. Но бесспорно то, что они всегда присутствуют при решении относительно сложной умственной задачи.

Абстракция и конкретизация. Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств

данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.

Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов.

В этом понятии объединяются наши представления о разных столах.

Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.

Сформированные нами конкретные понятия в дальнейшем используются при образовании и усвоении так называемых абстрактных понятий, которые существенно отличаются от конкретных понятий. Так, в приведенном выше примере понятие «стол» относится к конкретным понятиям, поскольку оно обозначает предмет или группу предметов в целом.

В отличие от конкретных понятий абстрактными понятиями называются понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. К абстрактным понятиям относятся, например, такие, как «твердость», «яркость», «горечь», «мудрость» и т. и.

При образовании подобных понятий особенно важно отвлечься от других свойств, поэтому образование абстрактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение конкретных понятий. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной.

Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опосредованную, выраженную в понятиях.

Следует отметить, что при осуществлении операций абстракции мы можем столкнуться с ошибками двоякого рода. В одних случаях, усваивая определенные понятия (теоремы, правила и т. д.

), мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях.

При изучении правил уличного движения с использованием иллюстрированных учебников, содержащих примеры на определенное правило, человек не сразу начинает применять сформированные в процессе обучения понятия на практике, оказавшись за рулем автомобиля в несколько другой, не рассмотренной в учебнике обстановке.

Ошибкой другого рода при осуществлении операций абстракции является отвлечение от существенных признаков предмета или явления. В результате мы пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать, и у нас формируется искаженное или ложное представление.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии

свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Кон-кретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например, конкретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «ра-бочий стол» и т. д.

Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Г. Эббингауз, изучая процессы забывания информации у отдельных людей, обнаружил общую закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной человеком информации.

Следует отметить, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным.

Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Для того чтобы узнать, тонут ли все металлические вещи, недостаточно опускать в воду такие относительно крупные предметы, как вилка, ложка, нож, т. е. менять характер предмета, оставляя примерно одинаковыми характеристики объема и веса.

Кроме этого необходимо проводить эксперименты и с более мелкими вещами, которые существенно отличаются по своему абсолютному весу и объему от более крупных предметов, но имеют одинаковую с ними плотность и удельный вес, например иголку, кнопку и т. д. Следовательно, для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый нами факт или явление, и установить, меняется ли это свойство, или качество, в тех единичных случаях, которые мы наблюдали.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.

Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412 815 разделится на три.

В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Надо сказать, что дедукция играет весьма существенную роль в жизни человека. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вызывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические мероприятия но предупреждению данного заболевания.

Следует иметь в виду, что дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения. Эти затруднения вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай, попадающий под действие того или иного общего положения. Например, в своих экспериментах Л. И. Божович спрашивала у учеников о том, какая борона разрыхляет землю глубже — та, которая имеет

60 зубьев, или та, которая имеет 20 зубьев. Чаще всего ученики затруднялись да-вать ответы или давали неверные ответы, хотя хорошо знали, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление на единицу поверхности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/124-osnovnyie-vidyi-umstvennyih-15713.html

Ответы на вопрос "27. Основные виды умственных операций. Интеллект. Решение …" — Конспектов.Нет

Интеллект— качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Умственные операции — действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные «кирпичики» или этапы нашего мышления.

К основным видам умственных операций относят: 
   — сравнение (операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира) 
   — анализ (мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета)

  •    — синтез (мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств)
  •    -абстрагирование
  •    — обобщение
  •    — конкретизация

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. К. Э.

Циолковский, не имея объективной информации, высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, которой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение. Но все эти предположения превратились в научные доказательства, когда был совершен первый космический полет.

Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными, мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи. Причем в одних случаях наше решение оказывается верным, или адекватным, а в других — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного нами предположения.

И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера, критерием истинности нашего предположения является практика.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К. Э.

Циолковским, и в качестве косвенного доказательства.

Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов в решении типовых задач.

С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решать задачи того или иного типа.

При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыкипрактического мышления.

Источник: http://www.konspektov.net/question/5163743432409088

Справочники. Документы. Операции

На прошлом  занятии мы уже начали работать с нашей программе 1С Бухгалтерия 8. Мы заполнили реквизиты нашей организации, выбрали нужный функционал, заполнили параметры учета в программе и учетную политику с персональными настройками.

На этом уроке мы продолжим знакомство с программой 1С Бухгалтерия 8. Начнем рассматривать такие элементы системы как справочники, документы и операции.

В 1С Бухгалтерия 8 справочники служат для хранения условно-постоянных данных, поддержки внутрифирменных или общих классификаторов. Также справочники обычно используются для организации аналитического учета. Примеры справочников: «Номенклатура», «Контрагенты», «Организации» и т.п.

Данные справочников можно просматривать и редактировать, если это не запрещено для конкретного пользователя.

Открыть справочник можно с помощью:

  • главного меню программы;
  • соответствующей кнопки в панели инструментов;
  • пункта «Операции — Справочник…». На экране появится список существующих в системе справочников. В этом списке следует выбрать наименование нужного справочника и затем нажать кнопку «OK» — справочник будет открыт.

Данные справочников могут быть добавлены в другие документы или справочники. Например, в документах следует указывать данные о контрагенте путем выбора их из справочника «Контрагенты». Для этого в документе у поля «Контрагент» нажмите кнопку выбора или воспользуйтесь клавишей F4, в открывшемся справочнике выберите необходимые данные с помощью двойного щелчка мышью или клавиши Enter.

Также, ввод данных из справочников возможен вручную. Для этого следует в поле ввода ввести с клавиатуры первые буквы (символы) наименования — если в справочнике есть данные начинающиеся на введенные буквы, они подставятся в поле автоматически.

 Начнем мы с заполнения справочника «Подразделения». Наша компания будет состоять из нескольких подразделений. Далее рассмотри справочники «Статьи затрат» и «Прочие доходы и расходы».

Познакомимся с документами в программе 1С Бухгалтерия 8. Подробно документы рассматривать не будем, поскольку документам будет посвящена остальная часть нашего самоучителя 1С Бухгалтерии 8.

Далее рассмотри, как регистрируют ручные «Операции» (проводки). К сожалению, не все участки бухгалтерского учета автоматизированы в программе 1С Бухгалтерия 8. Иногда приходится пользоваться ручными операциями. Создадим нашу первую ручную проводку  регистрация уставного капитала в нашей компании.

Справочник «Подразделения»

Начнем знакомство со справочником «Подразделения» нашей компании. Наша компания будет иметь несколько подразделений. Справочника «Подразделения» нет в разделе «Справочники». Этот справочник подчинен справочнику «Организации». Поэтому переходим в раздел «Главное» справочник «Организации». Открываем нашу организацию и переходим по гиперссылке «Подразделения».

По умолчанию создано одно подразделение, которое называется «Основное». Изменим его наименование на «Администрация».

Создадим еще одно подразделение «Цех производства».

Справочник «Статьи затрат»

  • Следующий справочник, который мы рассмотрим это справочник «Статьи затрат».
  • Справочник предназначен для хранения перечня статей затрат организации.
  • При вводе статьи нужно указать:
  • порядок отнесения к деятельности организации в соответствии с порядком налогообложения;
  • вид расхода для целей налогового учета.

Затраты организации учитываются по статьям по видам деятельности в соответствии с порядком налогообложения:

  • По деятельности с основной системой  налогообложения (общая или упрощенная) Основная система налогообложения указывается в учетной политике организации: общая или упрощенная.Затраты по таким статьям, накопленные в течение месяца, списываются в дебет счета 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения».
  • По отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения По статьям регистрируются затраты по деятельности, система налогообложения которой не совпадает с основной, например, по деятельности, облагаемой ЕНВД.Затраты по таким статьям, накопленные в течение месяца, списываются в дебет счета 90.02.2 «Себестоимость продаж по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения».

По разным видам деятельности
По статьям регистрируются затраты, которые невозможно отнести к определенному виду деятельности.

Затраты по таким статьям, накопленные в течение месяца, списываются в дебет субсчетов счета 90.02 «Себестоимость продаж» пропорционально полученным доходам в соответствии со ст. 272 НК РФ.

Справочник «Прочие доходы и расходы»

  1. Справочник предназначен для хранения списка статей доходов и расходов, которые не связаны с основным видом деятельности предприятия.
  2. Справочник используется для ведения аналитического учета на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

  3. При вводе сведений о доходах и расходах указывается:
  • Вид прочих доходов и расходов — для классификации прочих доходов и расходов для целей бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Порядок отнесения доходов и расходов к деятельности организации:
    • Основной порядок (По деятельности с основной системой налогообложения),
    • Особый порядок (По отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения),
    • Распределяемые (По разным видам деятельности);
  • Флажок «Принятие к НУ» устанавливается, если доходы и расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

Документы в программе 1С:Бухгалтерия 8

В программе 1С Бухгалтерия 8 информация о хозяйственных операциях, совершаемых в компании, может вводиться при помощи документов и отображаться в списках документов одного вида или в списках документов разных видов (журналах). При разработке конфигурации производится настройка документов и создаются необходимые списки и журналы документов для их просмотра.

Состав журналов документов, с которыми может работать пользователь, определяется его правами доступа.

Один и тот же вид документа может отражаться в нескольких журналах.

Ручные Операции (проводки)

К сожалению, не все хозяйственные операции в программе 1С Бухгалтерия 8 автоматизированы с помощью документов. Иногда приходится использовать ручные операции. Документ «Операция» находится в разделе «Операции».

Документ предназначен для выполнения следующих операций:

  • Ввод корреспонденции счетов по бухгалтерскому и налоговому учету
  • Ввод типовой операции
  • Корректировка регистров
  • Сторнирование движений другого документа

Для регистрации корреспонденции счетов по бухгалтерскому и (или) налоговому учету вручную необходимо в списке «Операции, введенные вручную» выбрать  в командной панели Создать — Операция.

Для регистрации хозяйственной операции с помощью типовой операции необходимо в списке Операции, введенные вручную выбрать в командной панели Создать — Типовая операция, выбрать типовую операцию, а затем на закладке Типовая операция указать значения параметров операции и нажать кнопку Заполнить. Проводки и другие движения типовой операции заполнятся автоматически.

Для внесения изменений в регистры необходимо в командной панели документа выбрать Еще — Выбор регистров… и выбрать регистры для корректировки.

Для сторнирования документа необходимо в списке Операции, введенные вручную выбрать в командной панели Создать — Сторно документа и указать Сторнируемый документ. Сторнируемые проводки и движения документа заполнятся автоматически.

Для документа предусмотрена следующая печатная форма «Бухгалтерская справка».

Сейчас мы создадим нашу первую операцию и зарегистрируем уставный капитал нашей компании. Переходим в журнал «Операции, введенные в ручную». Выполним команду «Создать — Операция». Укажем:

  • Дата (от:): 01 января текущего года.

Источник: https://www.1sbuhgalteria.ru/publ/samouchitel/spravochniki_dokumenty_operacii/2-1-0-5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector