Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (воспитанника, детского коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности.
Деятельность педагога — деятельность специально подготовленного специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа и трансформированными в профессиональном сознании воспитателя. Столь же педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, используемые педагогом.
Совсем другая картина, когда мы говорим о деятельности воспитанника или детского коллектива. Она тоже определяется осознаваемыми и неосознаваемыми целями и мотивами, но они являются личными целями каждого в отдельности и далеко не всегда совпадают с целями коллектива и тем более с целью преподавателя (воспитателя).
Воспитанник пользуется в своей деятельности методами и средствами, которыми его вооружили в процессе социализации и воспитания, но, чем меньше опыт и знания, тем менее они целесообразны и адекватны решаемым задачам.
Поэтому в педагогическом процессе в возникающих ситуациях основная ответственность лежит на том, кто взрослее и компетентнее, и, значит, ребенок чаще всего если и виноват, то только в том, что он мал, не знает и не умеет чего-либо, а в личностно ориентированной педагогике это не может быть основанием для наказаний и ограничений.
В то же время ребенок несет ответственность, за свои поступки исходя из возраста, индивидуальных и половых особенностей, уровня обученности и воспитанности, степени сформированности способности к сознательному целеполаганию в своей деятельности и ответственности за нее.
Даже из такой краткой характеристики видно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса далеко не всегда совпадает. В авторитарной педагогике расхождение между этими видами деятельности нередко очень значительно.
В гуманистически ориентированной педагогике, построенной на взаимодействии и сотрудничестве, невозможно осуществлять педагогическую деятельность без постоянного контакта с детьми, внимания к психическому и физическому состоянию воспитанника, его проблемам, мотивам его поведения.
Следовательно, чтобы получить желаемый положительный результат, педагогический процесс может быть организован только как процесс взаимодействия, в котором проявляются информационные, коммуникативные (связи общения), организационно-деятельностные связи между субъектами взаимодействия.
Любой процесс осуществляется ради определенного результата. Результатом взаимодействия в целостном педагогическом процессе является система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. Почему не всесторонне развитая личность? Или образованный и воспитанный человек? Потому что «…
мы имеем дело всегда с отношением…
Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы», «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка», считал А.С. Макаренко, С.Л, Рубинштейн также рассматривал развитие личности через становление ее основных отношений: «Сердце человека все соткано из человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какое отношение к людям, к другому человеку он способен устанавливать». Сущность человека проявляется в деятельности, в процессе которой формируется система ценностей воспитанника, которая определяет его отношение к себе, к другим людям, к миру, к жизни и делает его и всесторонне развитым, и воспитанным, и образованным.
В структуре педагогического процесса выделяют:
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные), с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания.
Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве.
Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса, который проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.
Эмоционально-мотивационньй компонент педагогического процесса, который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.
Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними (между родителями, между учителями в школе), стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый школьной администрацией, а в стране всей системой государственного управления.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. С.Л.
Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.
Кроме этого, существенное значение имеет осознание воспитанниками своих успехов и недостатков. Развивать у них способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаться только на отношение со стороны — важная задача и составная часть структуры педагогического процесса.
В то же время всегда актуальным для педагогического процесса является контроль за его ходом и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом.
Важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/31521.html
Технология педагогического процесса
1. Общие основы педагогики
1.3. Целостный педагогический процесс
1.3.3 Технология педагогического процесса
Технологический процесс является определенной системе технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат, например методика воспитательной работы классного руководителя.
Педагогами-новаторами разработаны следующие технологии: оптимизация организации учебного процесса на занятиях (Юрий Бабанский); опорные листы (Виктор Шаталов); комментируемое управление учебным процессом (Софья Лысенкова) и др.
Педагогическая технология (гр. techne — мастерство и logos — слово, учение) — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подход и сочетание форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).
- Задачами педагогической технологии являются:
- 1. достижение глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков из различных областей деятельности;
- 2. формирование и закрепление социально ценных форм поведения;
- 3. научение действиям с технологическим инструментарием, то есть формирование способности усваивать и пользоваться в учебно-познавательной деятельности технологическими схемами, графиками, картами, алгоритмам и строить собственные;
4. развитие технологического мышления, умение самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою образовательную деятельность; — воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины на учебных занятиях и в процессе выполнения общественно полезного труда.
Особенности педагогической технологии.
Педагогической технологии и технологическим процессам присущи определенные особенности. Прежде всего, отдельные технологические процессы имеют различный развивающий потенциал.
Одни из них развивают внимание, тщательность, способность действовать механически, только по заданной последовательностью основных элементов программы, что ограничивает творчество, воспитывает слепое послушание.
Другие технологии побуждают к активной мыслительной работы и развивают творческую личность.
Важной особенностью педагогической технологии является технологичность содержания обучения и воспитания, его способность подвергаться кодированию, не теряя при этом своих учебно-воспитательных возможностей.
Один материал легко кодируется, при розкодуванні не деформируется и осознается как целостность (математические формулы, способы решения типовых задач).
Другой при кодировании теряет свои учебно-воспитательные возможности (философский, художественный, исторический), поэтому ограничение процесса изучения литературы, истории, искусства сугубо технологическими подходами приводит к бездумной зубрежки, формализма в знаниях, обедняет их воспитательные возможности.
Разработка педагогической технологии должна предусматривать целесообразность включения в педагогический процесс каждой технологической звенья, цепочки, системы. При этом следует иметь в виду, что никакая технология не может заменить живого слова, эмоционального общения.
Каждая технологическая звено, цепочка, система достигает высокой эффективности только при условии, что она психологически обоснована и имеет практические выходы.
Так, технологические средства, связанные с наглядностью, должны основываться на особенностях детского образного мышления, в основе других — опора на психологические законы запоминания по сходству, по ассоциациям, по силе эмоционального возбуждения.
Нет ни одной педагогической технологической системы, в основе которой не было бы психологических законов.
Разработка и применение любой педагогической технологии требует творческой активности педагогов и учащихся (студентов).
Они принимают творческое участие в разработке технологического инструментария (составление технологических опорных схем, карт), в организации технологических форм воспитания и обучения.
Активность педагога проявляется также в том, что он, хорошо зная индивидуальные психологические особенности своих учеников, вносит соответствующие коррективы в развертывание технологического процесса, организует взаимные консультации, взаємоперевірку и взаємооцінку.
Педагогические технологии не обеспечивают одинаково высокий результат успеваемости и воспитанности всех учащихся (студентов). Поэтому они требуют постоянного совершенствования, чтобы достичь положительных результатов в как можно более широкой аудитории.
Результат педагогической технологии в большой степени определяется уровнем мастерства педагога, степенью общего развития, настроением каждого ребенка, общим психологическим климатом в коллективе, материально-техническим оснащением. Таковы основные особенности любой педагогической технологии.
Классификация технологических единиц.
Все технологические явления в педагогике условно разделяют на: крупные технологические структуры, технологические микроструктуры, методико — технологические системные формообразования, технологические приемы, технологические звенья, методико — технологические цепочки, технологізовані формы учета результатов работы, технологические средства.
В крупных технологических структур относятся: структура целостного педагогического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации детского производительного труда.
Нарушения технологической дисциплины в педагогической практике приводит к тому, что не соблюдается обязательная последовательность реализации всех элементов учебно-воспитательного процесса.
Так, при наличии целей, содержания, форм работы нередко забывают о диагностике, обратную связь и коррекцию, что делает педагогический процесс неуправляемым.
Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической деятельности, в методах педагогического взаимодействия.
Так, технологическая микроструктура проявляется в различных типах уроков и является организационным каркасом работы. Она определяет русло, что обеспечивает движение к учебной цели.
Требуют структурирования и формы воспитательной работы: классные часы, секционные занятия, кружки.
Методико — технологические системные формообразования появились в передовой и новаторской педагогической практике.
Эффективность учебно-воспитательного процесса растет благодаря перехода педагогов от применения разрозненных, изолированных форм к использованию совокупности методико — технологических формообразований, которые включают детей в систему активной деятельности, общения.
Так, для изучения темы по биологии можно прибегнуть к такого системного формообразования: экскурсия в природу — практические бригадные занятия — урок — обобщающая лекция.
Технологический прием является компактным, частичным способом решения конкретной педагогической или учебной проблемы. Прием всегда входит в состав определенной технологической системы обучения или воспитания.
Примерами педагогического технологического приема является опорная сигнальная схема, конспект, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт, графиков, записей и т.д.
Так, во время изучения математики, физики, химии используют опорные кодированные конспекты.
Технологические звенья являются отдельными частями крупных технологических структур. Например, цель, диагностика или метод — звена целостной структуры педагогического процесса.
Каждая технологическая звено выполняет только ей присущую функцию, а ее игнорирование нарушает целостность педагогического процесса.
Так, отсутствие четкой педагогической цели делает труд педагога бессмысленной, без диагностики и обратной связи учебно-воспитательная работа становится неуправляемой.
Методико — технологические цепочки в творческой практике многих передовых учителей и воспитателей создают с целью формирования умений и навыков. Для этого в логической последовательности соединяют отдельные структурные звенья, приемы, диаграммы, карты, рисунки.
В воспитательном процессе организация дежурства, строгий распорядок дня, выполнение общественных поручений могут образовывать своеобразный технологическую цепочку, который является оптимальным алгоритмом жизни воспитанников.
Следовательно, технологическая цепочка является сочетанием взаимосвязанных, последовательно задействованных методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих формирование и закрепление учебных умений, трудовых действий, спортивных навыков, социально ценного поведения.
Технологические процессы обеспечиваются технологізованими формами учета результатов работы, которые стимулируют творческую активность детей. Так, педагог-новатор Иван Волков завел на каждого ученика специальный дневник, в котором отмечал качество выполнения самостоятельной работы. Если ученик работал творчески, его успех отображался в дневнике творческих работ.
Большинство педагогов делают выводы о познавательный интерес, увлечения, отношение к обучению детей только по оценкам в классном журнале Однако из него мало что можно узнать. Так, чти все учащиеся имеют по труду и рисованию высокие оценки, хотя и трудолюбие, и способности к изобразительному искусству у всех разные.
Творческий дневник и творческая книжка, которые продолжались в средних и старших классах, полностью характеризовали бы захват школьников, их успехи в самостоятельной и творческой деятельности.
Это бы дало возможность самому ученику объективно оценить свои возможности, выбирая профессию, и обратило бы внимание на его талант тех, кто будет принимать его на производство или в учебное заведение.
Среди педагогических технологий важное место занимают технологические средства. Компьютер, машинное программирование, разнообразные приборы включаются в педагогической технологии как отдельные звенья или в виде самостоятельного технико — технологической цепочки.
Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делает вполне организованным, управляемым процессом, с предсказуемыми позитивными результатами.
Каждый педагог должен помнить, что нельзя постоянно отдавать предпочтение одним принципам, технологическим приемам, а другие игнорировать. Ведь настоящего успеха в педагогической деятельности удается достичь лишь тогда, когда все компоненты целостного педагогического процесса воплощаются на практике системно.
Источник: http://na-uroke.in.ua/78-57.html
Основные характеристики педагогического процесса
Купецкова Н. В. Основные характеристики педагогического процесса // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/archive/220/52442/ (дата обращения: 23.03.2020).
В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.
Ключевые слова: педагогический процесс, закономерности, структура.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель целенаправленно и спонтанно, осознанно и не полностью осознавая это, постоянно работает над совершенствованием своего понимания учебного процесса. Разумеется, это не означает, что его представления об учебном процессе постоянно изменяются и только изменяются.
Вовсе нет, устойчивый образ учебного процесса всегда стоит перед глазами учителя.
Однако для активной личности, стремящейся к совершенству и творчеству, ясно, что не может быть окончательного понимания столь сложного и многостороннего явления, каким является педагогический учебный процесс.
Здесь нет предела для познания всех компонентов, структур и отношений учебного процесса и рефлексии относительно места и роли учителя в нем.
Педагогический процесс как предмет теории занимает центральное место в научном знании. В зависимости от понимания педагогом содержания педагогического процесса решаются те или иные задачи как практического, так и теоретического характера. В этом смысле педагогический процесс выражает сущностные стороны педагогической науки [1].
- Педагогический процесс прежде всего является предметом изучения педагогики.
- Педагогический процесс — целенаправленно организованная в рамках определенной системы совместная деятельность педагогов и воспитанников, посредством которой последним передается общественно-значимый опыт жизнедеятельности.
- Педагогический (образовательный) процесс это:
- – основа не только школьной жизни, но и многих других сфер личностного становления человека;
- – образовательная среда, целенаправленно организуемая педагогом, во имя преобразования общественно значимого опыта человеческой деятельности в личностно значимый для воспитанника;
- – явление, которое по своей целенаправленности — до конца продуманный, осмысленный процесс и потому всякого рода случайность, поверхностность и алогичность должны быть имманентно исключены [2];
- – явление, которое не просто процессуально, но активно субъкт-объектно деятельностно.
В действительности, целостный педагогический процесс представляет собой сложно дифференцированную систему, функционирующую в общественной жизни на всех уровнях ее существования и развития. Это система разнокачественного, разнонаправленного и различным образом организованного взаимодействия людей, групп, общностей различного типа.
Категория «развитие» в педагогическом процессе, взаимодействуя с категориями обучение и воспитание, характеризуя целостность его компонентного состава, выполняет две функции: процессуального базиса (его «отправной точки») и результата обучающее-воспитывающих действий. Из чего следует, что категорию «развитие» мы должны видеть: и непосредственно в психофизических параметрах (здоровье воспитанника), и в познавательных (обученность), и в социальных (воспитанность).
Сущность целостного педагогического процесса — не его институциональная оформленность (она всегда различна), не его организационные принципы (они различны в зависимости от сферы осуществления) и не специально подготовленные люди и программы этого процесса (они тоже различны и зависят от сущностного проявления социума) и т. п. Сущность этого процесса — образование личности. Образование личности является одновременно сущностью, содержанием и «целью» целостного педагогического процесса.
Поэтому, говоря о педагогическом процессе как предмете педагогики, следует особо подчеркнуть его сущность и содержание, а не те или иные формы его осуществления, меняющиеся в зависимости от условия проявления сущности, — образования личности [3].
Под образованием личности понимается становление человека как личности, процесс формирования личности, совершенствование, процесс, который никогда не завершается. В этом смысле мы взяли в кавычки понятие цели в отношении образования личности. Цель здесь может рассматриваться как некий идеал совершенства, гармонии, целостности.
Что касается промежуточных результатов процесса образования личности, о них можно говорить как об индивидуально–всеобщих состояниях педагогического процесса, являющихся результатом как многоцелевого, так и внецелевого (но тем не менее продуктивного), а также «внутрицелевого» осуществления.
Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в этом случае он будет иметь общественное значение и смысл.
Именно фундаментально разработанная педагогическая антропология, нацеленная на решение центральной проблемы образования целостной личности, должна лечь в основание педагогической науки, определяя содержание как общепедагогических проблем, так и проблематику дидактики и теории воспитания [3].
Конечно, содержание учебного процесса, и учебной деятельности в том числе, с нашей точки зрения, должно быть полностью подчинено формированию личности. И процесс воспитания и образования — это процесс воспитания и образования личности.
Можно даже говорить лишь об образовании личности, понимая под образованием и воспитание, и обучение, и в целом формирование личности. Все это, вместе взятое, и есть образование личности. Поэтому вроде бы не нужно трех слов, трех понятий.
И в то же время есть особый, специальный смысл в этом разбиении единого процесса образования личности на три составляющие: воспитание, образование, формирование.
И дело здесь не только в том, что понятие «образование личности» имеет как минимум два значения: становление (широкий смысл) и расширение интеллектуального потенциала за счет обогащения знаний, приобщения к миру научной мысли [2].
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компонентами педагогического процесса являются следующие: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный — разработка содержания образования; операционно-деятельностный -процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.
Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса [1].
В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются следующие.
- Закономерность динамики педагогического процесса.
- Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
- Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
- Закономерность стимулирования.
- Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
- Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
- Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Изложенные закономерности не исчерпывают связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.
Таким образом, педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации воспитанника.
Литература:
- Вербицкий А. А., Воспитание в современной образовательной парадигме / А. А. Вербицкий // Педагогика: журнал. — 2016. — No3. — С. 3–16.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие длястудентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 288 c.
- Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008–224 с.
- Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, образование личности, учебный процесс, целостный педагогический процесс, воспитание, формирование личности, процесс воспитания, закономерность единства, педагогическая наука, закономерность.
Источник: https://moluch.ru/archive/220/52442/