Основные дидактические концепции — справочник студента

Основные дидактические концепции - Справочник студента


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса — ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кодирование и декодирование информации - справочник студента

Оценим за полчаса!
  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Основные дидактические концепции - Справочник студента

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

  • Основные дидактические концепции - Справочник студента
    Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
  • Основные дидактические концепции - Справочник студента
    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
  • Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения)и теорию воспитания.

Термин «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 – 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и автор первого учебника по теории обучения «Великая дидактика» Я.А. Коменский.

  1. Общая дидактикапризвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования.
  2. Частные дидактики(предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).
  3. Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований.

Основные дидактические концепции - Справочник студента

Как заметил еще К.Д. Ушинский, дидактика университетского образования может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Более молодая дидактика высшей школы и дидактика среднего образования совпадают в содержательном аспекте – это совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на усвоение учащимися определенного объективизированного опыта человечества. Однако между ними существуют и значимые различия, которые заключаются в следующем.

Дидактика высшей школы содержит огромное количество нерешенных методических проблем. Если в дидактике среднего образования уже давно сложились солидные научно-методические направления по обучению отдельным учебным предметам, то в дидактике высшей школы, в частности юридической, с трудом можно найти что-либо подобное.

Весьма существенное различие между дидактикой высшей и дидактикой средней школы связано с субъектами образовательного процесса.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Закон сохранения момента импульса - справочник студента

Оценим за полчаса!

В вузе это, как правило, гораздо более мотивированный к обучению студент и гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог.

Вместе с тем здесь существует уже отмечавшаяся выше острая проблема педагогической квалификации вузовского преподавателя в отличие от учителя средней школы, имеющего, как правило, профессиональное педагогическое образование.

Основные дидактические концепции - Справочник студента

Сегодня преподаватель вуза должен быть не просто лектором, как это у нас традиционно принято, а организатором и стимулятором учебной деятельности, самообразования и самовоспитания студентов.

Поскольку эффективное и качественное обучение невозможно без профессиональных занятий наукой, то вузовскому преподавателю просто необходимо стремиться к гармоничному сочетанию научной и педагогической деятельности.

Достичь такого сочетания довольно сложно, поскольку это два различных вида деятельности.

  • ОБУЧЕНИЕ– специально организованный, управляемый процесс педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на усвоение студентами определенного объективизированного опыта человечества с целью развития профессиональной личности специалиста.
  • Обучение как совместная деятельность преподавателя и обучающихся включает в себя преподавание и учение.
  • Основные дидактические концепции - Справочник студента

Содержание обучения– специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для выполнения определенной профессиональной деятельности. Содержание обучения в юридическом вузе, например, определяется действующими федеральными государственными стандартами (ФГОС) по направлению «Юриспруденция» для различных уровней юридического образования.

  1. Элементы содержания обучения – это знания, установленные и выведенные в опыте способы профессиональной деятельности, опыт творчества, эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальности.
  2. УСВОЕНИЕ – это овладение индивидом исторически сформированными, выработанными обществом способами поведения знаниями, умениями и навыками; процесс их превращения в форму индивидуальной субъективной деятельности.
  3. Усвоение проходит поэтапно:

Основные дидактические концепции - Справочник студента

Существуют четыре вида усвоения объективизированного опыта человечества:

Основные дидактические концепции - Справочник студента

  • Одной из главныхзадачдидактики как науки является познание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса.
  • Для понимания сущности дидактики как науки следует выстроить в логическую цепочку следующие понятия: дидактическая закономерность – теория (концепция) обучения – дидактический принцип – форма – метод – прием – средство – результат обучения.
  • Закономерность отвечает на вопрос о том, что установлено, принцип дает ответ на вопрос о том, как та или иная закономерность может быть реализована на практике.

Дидактическая закономерность– это объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями.

Поскольку дидактические закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляются как тенденции, т.е.

во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.

Концепция (частная теория)– это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.

Дидактическая концепция– это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т.д.

  1. Дидактический принцип– основное положение, первооснова, руководящее начало в процессе и системе обучения.
  2. Дидактические принципы:
  3. – определяют содержание, формы, методы и средства обучения в соответствии с его целями и закономерностями;
  4. – отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и образовательными целями;
  5. – выступают в качестве регулятивных норм педагогической деятельности.
  6. Различают общедидактические и частнометодические принципы (например, принцип научности в общей дидактике, принцип коммуникативности в методике обучения иностранным языкам).

Основные дидактические концепции - Справочник студента

Форма обучения– это способ организации учебного процесса, его специальная конструкция (коллективная, групповая, индивидуальная работа под руководством преподавателя, заочная, экстернат). В вузе на протяжении столетий функционирует лекционно-практическая форма обучения.

Метод обучения(от греч. methodos – путь, исследование) – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач обучения и достижение образовательных целей. Метод представляет собой совокупность относительно однородных приемов теоретического и практического усвоения определенного содержания обучения.

  • Прием обучения– элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода обучения.
  • Средства обучения– специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для осуществления и повышения эффективности учебного процесса (например, аудио- и видеокурсы, учебные пособия, учебные фильмы, таблицы, схемы, компьютерные программы).
  • Результат обучения – представляет собой четкие формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения и как он будет демонстрировать свое достижение.
  • Эффективность обучения в вузе определяется рядом внутренних и внешних критериев.
  • Успешность обучения – следствие эффективного руководства учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затратах.
  • Академическая успеваемость обучающихся определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в балльной оценке.

Качество обученияоценивают по таким показателям, какполнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания обучения, т.е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи.

Качество образованиятрактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Обученность– наличный запас усвоенных знаний, понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

Обучаемость– приобретенные субъектом обучения под влиянием обучения и воспитания готовность и способность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям личности в соответствии с программами и целями дальнейшего обучения, т.е.

общая способность к усвоению новых знаний, образцов и способов поведения, умений и навыков. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которое необходимо студенту для достижения заданного результата.

Индивидуальными показателями обучаемости являются скорость и качество усвоения обучающимся определенного содержания обучения.

  1. ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ:
  2. Знания – конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности;
  3. Умения – практические действия, совершаемые на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний;
  4. Навыки – автоматизированные действия.

Источник: https://megapredmet.ru/1-52884.html

Основные дидактические концепции

Процесс обучения базируется на психолого-педагогиче­ских концепциях, которые часто называются также дидак­тическими системами. Дидактическая система составляет со­вокупность элементов, образующих единую цельную струк­туру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики.

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традици­онной системе обучениядоминирующую роль играет пре­подавание, деятельность учителя. Ее составляют дидакти­ческие концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт.

Читайте также:  Социальные эмоции - справочник студента

Дидактику Гербарта характе­ризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, по­нимание, обобщение, применение. Логика процесса обуче­ния состоит в движении от представления материала че­рез объяснение к пониманию, обобщению, применению зна­ний.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит си­стема американского педагога Дж. Дьюи, трудовая шко­ла Г. Кершенштейна, В. Лая.

Название «педоцентричес-кая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал стро­ить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов испособностей ребенка, стремясь развивать умственные спо­собности и разноообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудно­сти в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответ­ствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют процесс обучения.

Современную дидактическую концеп­цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальпе­рин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К.

Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагоги­ческая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах преду­сматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, ху­дожественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одно­временно стимулируя их самостоятельную работу, актив­ность и творческий поиск.

Педагогическое сотрудниче­ство — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонима­ния, проникновения в духовный мир друг друга, коллек­тивного анализа хода и результатов этой деятельности.

Уроки сотрудничества, сотворчества — это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «ус­лышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал (пу­тем поиска вместе с учителем и одноклассниками) — осмыслил — сказал — запомнил».



Источник: https://infopedia.su/13x127a8.html

Основные дидактические концепции

Основные дидактические концепции и их характиристика в данной статье. Продолжение статьи следует.

Основой процесса обучения являются те или иные психолого-педагогические концепции. Их еще называют дидактическими системами.

Дидактические системы — это теоретически обоснованная и логически выстроенная совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных целей; содержания образования и обучения; обучающихся и их личностных характеристик; обучающих и автоматизированных средств; форм организации совместного труда обучающих и обучающихся и дидактических процессов (моделей обучения) как способов реализации целей и педагогического процесса в целом. Дидактическая система выступает в качестве подсистемы по отношению к системе высшего порядка — педагогической системе.

В дидактике можно выделить три сложившихся системы: традиционную, педоцентрическую и современную.

Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения — объект и предмет дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции Я.А. Коменского, И. Пестолоцци и в особенности И. Гербарта. Целью обучения по Гебарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Вместе с тем И. Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно И. Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру.

  • Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение.
  • Ступень ассоциаций: связь нового материала с прошлыми знаниями.
  • Ступень системы: обнаружение выводов,  формулировка понятий, законов.
  • Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

В современном понимании этих ступеней, структуру обучения составляют изложения, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения.

Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению.

Нетрудно видеть эту схему у большинства уроков по сей день.

Теория И. Гербарта позволила упорядочить организацию процесса обучения, рационализировать деятельность учителя по ведению обучения. Она была основана на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности.

Однако этика и психология И. Гербарта носила идеалистический и метафизический характер. Это ослабляла его дидактическую систему, делало ее излишне рассудочной, не гибкой.

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от интересов ребенка и от жизни.

Поэтому в начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую.

Название «педоцентрическая» она носит потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

Педоцентризм является направлением в педагогике, которое разрабатывает проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из способностей ребенка. Педоцентрическая система проблему обучения стала рассматривать не только с позиции «чему обучать», но и «кого обучать».

По мнению представителей «педоцентрической» педагогики, главной задачей дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный характер.

Для этого обучение нужно строить не как преподавание, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение, трудности в процессе деятельности,  формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотезы по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученными знаниями.

Продолжение тут.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/osnovnye-didakticheskie-koncepcii/

69. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Процесс обучения строится на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Система элементов, образующих единую структуру, позволяющая достигать целей обучения, и составляет дидактическую систему.

Различают 3 дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая и современная система дидактики в зависимости от восприятия процесса обучения. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

При традиционной системе обучения главную роль играет деятельность учителя. Эту систему составляют дидактические концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта.

Традиционно структура обучения заключается в четырех стадиях: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения заключается в представлении материала через объяснение к пониманию, обобщению, а затем использованию знаний.

Гербарт старался сформировать и классифицировать деятельность учителя.

Однако эта система подверглась критике к началу ХХ в. за авторитарность, книжность и «неучтение» интересов ребенка, за то, что она не содействует развитию мышления, творчества и самостоятельности ребенка. Отчего в начале ХХ в. возникают новые подходы.

Появляется педоцентрическая концепция, в которой основную роль играет ребенок и его деятельность. Этот подход основывается на системе педагога Дж. Дьюи, который предлагал создавать процесс обучения, учитывая интересы и потребности ребенка, чтобы приобретение знаний происходило в виде спонтанной деятельности.

Стадии процесса обучения отражают исследовательское мышление, научный поиск. Всевозможная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика действия») – инициирует познавательную деятельность, формирует мышление и умения.

Но если использовать только такую дидактику, во всех предметах происходит потеря систематичности, расход большого количества времени и понижение уровня знаний.

Современная дидактическая система исходит из того, что как преподавание, так и учение представляют собой процесс обучения. Эта система состоит из следующих направлений: программированное, проблемное и развивающее обучение (П. Гальперин, В. Давыдов), гуманистическая (К. Роджерс) и когнитивная (Брувер) психология и педагогика сотрудничества.

В современных подходах задачи обучения предполагают как развитие знаний, так и общее развитие детей, их умственных, трудовых, художественных умений, удовлетворение всех потребностей учеников. Учитель возглавляет учебно-познавательную деятельность учащихся, при этом активизируя их самостоятельную работу, инициативность и творческий поиск.

Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и учителей, базирующаяся на взаимопонимании, коллективном анализе процесса и результатов деятельности. Сотворчество – это процесс преобразования мышления от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил».

Источник: http://www.tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_vvedeniyu_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost/p69.php

Ссылка на основную публикацию