Общая характеристика мотивации — справочник студента

1 Закарлюка Д.С. 1 Галушка М.А. 1 1 Донской государственный технический университет
Рассмотрены особенности формирования мотивов учебной деятельности студентов, которые параллельно с обучением участвуют в трудовой деятельности, а также рассмотрены основные проблемы студентов очной формы обучения в условиях вторичной трудовой занятости.

Авторы дают анализ учебной мотивации, динамику, иерархию мотивов обучения работающих бакалавров в течение всех студенческих лет. Выделяется и описывается не только отечественный, но и зарубежный опыт в формировании мотивационных установок, способствующих улучшению качества образования.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Особое внимание обращается на разновидность наиболее значимых мотивационных аспектов. Обращается внимание на то, как положительно влияет правильная мотивация на личные установки обучающихся.

Структурированы системообразующие мотивы учебной мотивации студентов разных курсов обучения, установлены проблемные зоны в учебной деятельности студентов, обозначены пути перспективного развития учебной мотивации студентов, которые имеют вторичную занятость.

Также авторы раскрывают основные понятия мотивации, цели и задачи ее повышения, выделяют значимые изменения в ее формировании для изучаемой категории студентов. Сделан вывод о том, насколько важно серьезно отнестись к качественному определению преподавателями тенденций развития учебной мотивации работающих студентов.

педагогическое образование.
1.

Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Жданова Светлана Юрьевна. — Пермь, 1997. — 213 с.
2. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс компании. Учеб. пособие. ИНФРА — М., 2007. – 282 с. 3. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов / М.

Рогов // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 90-96.
4. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности — Казань: 1981. — С. 90-104.
5. Афанасенкова, Е. Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. Л. Афанасенкова. — Москва, 2005.

– 204 с.
6. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 227-244.
7. Ефремова Н. Ф. Повышение мотивации за счет объективной оценки достижений обучающихся // The Unity of Science: International Scientific Pereodical Journal. – 2016. – № 4–1. – С. 27–30
8.

Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента / С.Е. Чиркина // Образование и саморазвитие. — 2013. — № 4(38). — С. 63-89.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Подходы к взаимодействию человека и организации - справочник студента

Оценим за полчаса!

Сегодня в нашей стране в процессе перехода на двухуровневую систему высшего образования проблема подготовки специалистов становится все более значимой.

В свете новой парадигмы образования в ВУЗах данная проблема обретает новые обороты. Отметим, что профессиональное становление студентов – это сложный процесс, который обусловлен разными факторами психологического, социального, педагогического и личностно-значимого порядка. Среди основных факторов, обеспечивающих успешность освоения образовательных программ, назовем адекватность мотивационной сферы студентов их целям и задачам получения образования.

В течение многих лет периода СССР и начала эпохи после него, был сформирован классический образ студента очной формы обучения. Он направлялся не только на процесс образования, но и на личностное, профессиональное развитие.

Экономические, социальные реформы, которые случились в нашей стране за последние двадцать лет, внесли определенные изменения в систему высшего образования.

Такие факторы как маленькие стипендии, коммерциализация образовательной сферы заставили студентов вместе с обучением участвовать в производственной деятельности [1]. Сейчас в России феномен «работающего студента» — распространенное явление. Как отмечает В.И.

Герчиков (российский социолог, доктор социологических наук, профессор, сертифицированный консультант по управлению), в последнее время примерно 75% студентов дневной формы обучения совмещают обучение с регулярной работой, получая вторичную занятость.

Если сравнить студента работающего и неработающего, то четко прослеживаются их различия в успеваемости в ВУЗе, во взаимоотношениях с другими студентами и педагогами. Вторичная занятость студентов приводит к тому, что сильно меняются жизненные ценности и смысловые установки молодого поколения. Кроме того, существенно меняется учебная мотивация [2].

Если рассматривать степень изученности мотивов учебной деятельности студентов, то за последнее время мы наблюдаем множество интересных работ. Например, М.Г.

Рогов приходит к выводу о том, что в качестве главных мотивов учебной деятельности студентов выступают мотивы развития личности, мотивы достижения успеха.

Другие авторы считают, что учебную деятельность преимущественно характеризуют 3 вида мотивов: познавательный, профессиональный и мотив достижения успехов [3].

Общая тенденция многих исследований проблем оценивания успешности обучающихся состоит в том, что функция оценки является важнейшим фактором активизации деятельности при условии уровня знаний и приобретении умений [4].

В диссертационной работе Е.Л. Афанасенковой получены результаты, которые отражают отличия в доминирующих мотивах учебной деятельности у студентов разных специальностей.

Например, среди студентов инженеров главными мотивами учения выступают прагматические и профессиональные мотивы. Студенты гуманитарного направления на первый план ставят познавательные, профессиональные, социальные мотивы личностного престижа.

Кроме того, сильными являются тенденции к избеганию провалов, направленности на внешние стимулы в обучении.

При обучении в ВУЗе меняются психологические особенности учебной деятельности студентов, а значит, меняется иерархия образовательных мотивов на разных курсах. В некоторых педагогических работах поднимаются вопросы динамики изменения иерархии, мотивов учения у студентов в течение всего периода обучения в ВУЗе.

Исходя из собственного опыта и опыта исследователей данной проблемы, мы можем установить, что на первом курсе у студентов имеются высокие учебные и профессиональные мотивы.

На втором и третьем курсе снижается общая интенсивность мотивационных компонентов, разрушается иерархическая система. Четвертый – усиливается снижение мотивационной среды.

Особенность заключается в том, что на фоне понижения уровневых показателей растет уровень интеграции, осознания разных форм мотивации обучения. Итак, образуется единая, целостная система.

В работе Е.Л. Афанасенковой представлены такие особенности мотивации учения у студентов:

  • выраженность негативной мотивации учения почти на всех курсах;
  • тенденция к снижению познавательных, профессиональных мотивов на втором курсе, социальных мотивов — на третьем курсе;
  • наблюдается стратегия избегания неудач – как главная стратегия у подавляющей массы студентов [5].

Такие данные говорят о том, что имеет место полиморфная структура мотивации студентов, которые обучаются на той или иной специальности своего ВУЗа.

Чтобы реализовывать исследования по выявлению мотивационных особенностей, динамики, сферы изменения учебной мотивации у трудящихся студентов, на практике применяются следующие диагностические инструментарии:

  • методика «Определение мотивации учения студентов» (В.Г. Каташев), которая дает возможность установить уровни мотивации к образовательной деятельности студентов;
  • методика «Диагностика учебной мотивации студентов» (В.А. Якунин, А.А. Реан). Методика позволяет определить мотивы учебной активности (профессиональные, коммуникативные, познавательные, широкие социальные, мотивы творческой самореализации).

В нашем исследовании интернет-опросе приняло участие 1980 респондентов.

Распределение в процентном соотношении по работающим, а также неработающим студентам на каждом курсе обучения составляет: студенты первого курса – 7,1% работающих; студенты второго курса – 15,7% работающих; студенты третьего курса – 17% работающих; студенты четвертого курса – 27,8% работающих. Студенты, не совмещающие работу и учёбу – 32,4% (рис. 1).

Общая характеристика мотивации - Справочник студента

Рисунок 1 – Процентное соотношение работающих студентов по курсам.

Зачастую, успеваемость у работающих студентов довольно высокая, продолжает повышаться до 3-го курса, а на четвертом курсе – несколько снижается. Причина тому – расширение круга личных и профессиональных интересов.

У студентов старших курсов проявляется достаточная мотивация к профессиональной, учебной деятельности, к самопознанию и саморазвитию.

В то же время у работающих студентов учебная мотивация ниже, нежели у студентов первого курса.

Такая ситуация прямо связана с определенным снижением успеваемости у студентов, объясняется изменением сути учения, усилением целостной неудовлетворенности образованием на старших курсах.

Необходимо сделать акцент на существующей классификации учебной мотивации студентов:

  • познавательные мотивы;
  • учебно-познавательные мотивы т.е. ориентация на способы добывания знаний;
  • традиционно-исторические мотивы, т.е. укрепившиеся стереотипы с течением времени;
  • утилитарно-практические мотивы т.е. стремление к самообразованию;
  • прагматические мотивы, т.е. стремление получать достойное вознаграждение за свой труд;
  • широкие социальные мотивы, т.е. стремление утвердить свой социальный статус через учение;
  • эстетические мотивы, т.е. получение удовольствия от обучения;
  • профессионально-ценностные мотивы;
  • мотивы социального и личностного престижа;
  • статусно-позиционные мотивы;
  • мотив избегания неудач;
  • коммуникативные мотивы;
  • неосознанные мотивы.

В иерархии мотивов образования у студентов занимают следующие мотивы:

  • мотивы коммуникативного плана, профессиональные мотивы, мотивы престижа – на первом курсе;
  • коммуникативные мотивы, учебно-познавательные мотивы – на втором курсе;
  • мотивы творческой самореализации, профессиональные и коммуникативные мотивы – на третьем курсе;
  • мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы – на четвертом курсе.

Наименее значимым учебным мотивом (занимает последнее место в иерархии мотивов) для работающих студентов является мотив избегания неудач, за исключением студентов-третьекурсников, у которых меньше всего выражен мотив престижа.

Полученные результаты нашего опроса частично подтверждают ранее опубликованные данные о состоянии учебных мотивах студентов, к которым отнесены профессиональный и познавательный мотивы (С.Ю. Жданова (1997), Ф.М. Рахматуллина (1981) и др.)., а также исследование авторов научной работы — А.Р. Дроздикова-Зарипова, Э.И. Муртазина, Р.Ш. Касимова на основе Казанского федерального университета.

Выбор конкретных мотивов студентами говорит нам о том, что студенты намерены овладевать профессиональными компетенциями.

Происходит ориентация на приобретение новых знаний и получение удовлетворения от самого процесса познания, проявляется интерес к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда, к методам научного познания. Способы добывания знаний становятся более самостоятельными и совершенными за счет стремления к самообразованию [6, 7].

Вместе с тем, у работающих студентов обнаруживаются следующие закономерности:

  • у первокурсников мотив престижа занимает важную роль в процессе получения знаний. В основном это связано с желанием получить или поддержать высокий социальный статус;
  • ведущим мотивом учебной деятельности является коммуникативный мотив. Он реализуется как профессионально значимый в любой профессии;
  • профессиональный мотив заметно утрачивает свою состоятельность к четвертому курсу обучения;
  • постепенное снижение степени значимости изучаемых мотивов прослеживается у студентов на протяжении всех лет обучения;
  • мотив творческой самореализации получает приоритет на последних курсах. Это связано с тем, что появляется потребность в практической реализации собственного потенциала на конкретном рабочем месте (творчески подходить к решению задач), которое зачастую не соответствует полученному образованию в вузе. Так же, связано с желанием более полно выявлять и развивать свои способности, творчески подходить к решению задач.
Читайте также:  Подходы к изучению лидерства - справочник студента

Мотивационный компонент творческой учебно-познавательной деятельности достоин пристального внимания и актуализации, особенно на первых курсах обучения.

Прежде всего характеризуется эмоционально-положительным отношением к содержанию и процессу деятельности, что проявляется в повышении интеллектуального уровня и характеризуется любопытством, чувствительностью к проблемам, удивлением в обнаружении противоречий, повышенной работоспособностью и самоотдачей, уверенностью, радостью познания, творческим интересом, чувством увлеченности, стремлением к творческим достижениям. Это находит свое выражение в выборе студентами работ творческого характера, в желании выполнять дополнительные задания, направленные на углубление знаний, в умении мобилизовать себя на преодоление трудностей, возникающих в процессе творческой, учебно-познавательной деятельности. Мотивация определяет эффективность последующей деятельности, так как является ее побудительной силой. Взаимосвязь мотивов и целей деятельности имеет важное значение для творческой самореализации студента. Превращение целей в мотив деятельности является значительной ценностью учебно-познавательного процесса, поскольку объективно значимая цель становится личностно-значимой, субъективно принятой студентами.

Интересен также и тот факт, что на протяжении всех лет обучения социальный мотив занимает низкие ранги в иерархии учебных мотивов студентов. Таким образом, необходимо отметить, что некоторые мотивы учения студентами не осознаются в полной мере, а, следовательно, преподавателям важно четко и правильно определять тенденции развития учебной мотивации студентов.

Следует подчеркнуть и такой важный аспект: мотивационная сфера у работающих испытуемых достаточно жестко структурирована. Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание при составлении формирующей программы, учитывая необходимость расширения выбора путей развития учебной мотивации студентов [8].

По полученным результатам из множества научных источников и по изученным данным сделаны следующие выводы:

  • были подтверждены данные исследователей о том, что имеет место возрастающее количество студентов на дневных отделениях, которые работают;
  • мотивы – это подвижная система, потому их можно усилить, ослабить и даже изменить при обучении, если учесть динамику, иерархию изменения на каждом курсе, система образования в современном мире должна стать более гибкой;
  • нельзя забывать, что успешность процесса профессиональной, учебной деятельности зависит от мотивов, которые определяют данные виды деятельности;
  • есть определенные моменты развития мотивации, которые формируют генезис мотивации учебной деятельности студентов, имеющий свои критические позиции. Например, ослабление учебной мотивации на втором курсе – связано с периодом «разочарования» в профессии;
  • студентам, которые имеют работу, нужно уделять больше времени со стороны профессорского, преподавательского состава – для создания условий, в которых будет развиваться учебная мотивация;
  • учет особенностей структуры в учебной мотивации работающих студентов ВУЗа дает возможность выявить новые направления разработок педагогических, психологических подходов при решении вопросов относительно оптимизации познавательной деятельности, организации самостоятельной работы студентов.

Невозможно без знания источников мотивации, их природы и структурных особенностей формировать эффективные способы практического управления мотивацией.

Мотивация является сложным процессом, объединяющим два крупных уровня: базовый, включающий глубинные причины и источники поведения, и опосредованный, включающий оценку взаимосвязи предстоящих усилий с их результатами.

Мотивация — важнейшая функция управления поведением человека, социально организованных систем.

В силу своей сложности и специфичности эта функция приобретает относительно обособленный характер, и ее реализация становится предметом мотивационного управления.

В его основе лежит изучение и практическое использование влияния мотивации на результативность деятельности работника (группы) организации. Это влияние весьма индивидуально и зависит от множества факторов внутренней и внешней среды развития.

Библиографическая ссылка

Закарлюка Д.С., Галушка М.А. АНАЛИЗ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18911 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18911

Общая характеристика мотивационного процесса. многоаспектность мотивации

  • Любимов Владислав Валерьевич
  • студент 2 курса 10 группы, Факультета управления
  • Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Россия
  • e-mail: vvladlyubimav@gmail.com
  • +7-909-402-82-17
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В данной статье приведена общая характеристика мотивации в деятельности любого предприятия.

Определены ключевые факторы, которые оказывают непосредственное влияние при формировании системы мотивации персонала, а также в чем отличие материального мотивированная сотрудников от нематериального.

Приведена характеристика множества терминов, которые непосредственно связаны с процессом мотивации в компании, помимо этого проанализированы современные мотивационные концепции в деятельности предприятия.

  1. Ключевые слова: мотивационный менеджмент, мотивация, мотивационный процесс, материальная мотивация, нематериальная мотивация.
  2. Lyubimov Vladislav Valerievich
  3. 2nd year student of the 10th group, Faculty of Management
  4. Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
  5. E-mail: vvladlyubimav@gmail.com
  6. + 7-909-402-82-17
  7. GENERAL CHARACTERISTICS OF THE MOTIVATION PROCESS. MULTI ASPECT OF MOTIVATION

Annotation. This article gives a general description of the motivation in the activity of any enterprise.

The key factors that directly influence the formation of the personnel motivation system are determined, as well as the difference between material motivated employees and the non-material one.

The characteristics of a set of terms that are directly related to the process of motivation in the company are given, besides, modern motivational concepts in the activity of the enterprise are analyzed.

Key words: motivational management, motivation, motivational process, material motivation, intangible motivation.

В условиях современного рынка для эффективной деятельности предприятия необходимо организовать эффективную систему мотивирования сотрудников, для того чтобы трудоспособность персонала была максимально развита для получения компанией максимальной финансовой выгодой.

Мотивационный процесс в деятельности организации объединяет комплекс управленческих дисциплин, таких как управление персоналом, управленческий учет, информационные технологии и множество других.

Однако следует заметить, что на протяжении долгого времени система мотивирования персонала не пользовалась популярность и как следствие не внедрялась в деятельность предприятий различных сфер деятельности.

Однако в тот самый момент, когда руководители компаний начали воспринимать своих подчиненных не только как наемный персонал, исполняющий определенные функции, но также как один из ключевых ресурсов компании, именно тогда руководители компаний стали задумывать о необходимости воздействия на персонал в целях большей отдачи для экономической выгоды предприятия.

В тоже время необходимо отметить, что сам по себе термин «мотивация» возымел популярность, которая находится на высоком уровне до сих пор, ведь в человеческом сознании появилось понимание, что существуют различные способы воздействия на поведение других людей.

В связи с такой большой востребованностью знания и понимания процесса воздействия на других, в высших учебных заведениях появились целые направления подготовки, которые взращивают специалистов, глубоко знакомых с процессом мотивирования людей, таки образом появилось новое направление в менеджменте – мотивационный менеджмент.

Но что же все-таки подразумевается с научной точки зрения под термином мотивация.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Однако при более детальном изучении мотивации, становится необходимым также сформировать определение таких терминов как потребность, мотив и стимул.

Под потребностью следует понимать необходимость человека в чем-либо, также следует отметить, что потребности бывают двух видов осознанный и неявные.

Мотив представляет собой определенную побудительную силу, которая становится результатом определенных действий со стороны человека. Изучая природу мотивов, необходимо заметить, что они могут быть определены факторами внешнего и внутреннего характера.

  • В тоже время стимулом называют определенное внешнее воздействие на человека, которое в последствии становится результатом возникновения мотивов.
  • Таким образом можно заключить, что процесс мотивации непосредственно взаимодействует с комплексом различных процессов, которыми и являются потребности, мотивы и стимулы.
  • Однако если рассматривать мотивационный процесс поверхностно, то можно заключить, что он направлен на достижения от сотрудника определенных целей, таких как:
  • — усердие во время рабочего процесса;
  • — больший уровень исполнительности рабочих обязанностей, даже если многие из них не входят в необходимые условия должностной деятельности сотрудника;
  • — инициативность сотрудников в процессе работы.
  • Таким образом, посредством мотивирования из сотрудника, исполняющего конкретные должностные обязанностей, компания может получить своего рода универсала, который сможет выполнять намного больше поручений в течении рабочего времени.

Мотивация сама по себе является процессом многоаспектным, ведь недостаточно просто оказать единожды мотивирующие действия на сотрудника, и он беспрекословно будет работать на полноценные 100%. Процесс мотивации — это совокупность управленческих решений, психологического воздействия и определенного способа поощрения.

С точки зрения психологии, мотивация является процессом, который усиливает старание, настойчивость, добросовестность. В целом, мотивация служит развитию личности, повышению производительности труда и эффективности работы предприятия.

Однако если рассматривать процесс мотивирования персонала только с точки зрения психологии, то в таком случае полноценное понимания воздействия на человека не будет достигнута никогда, в связи с тем, что с помощью психологии можно разработать только общие понятия и методы, но в связи с фактором индивидуальности личности, единого успешного способа не будет.

Следует отметить, что в процессе длительного процесса эволюции мотивации как ключевого способа управления человеком через определенного рода способы воздействия, известны различные теории. Так в процессе эволюции данного процесса, классические и современные теории позволяют приходить к решению различного рода задач, возникающих в процессе рабочего времени.

Однако для более эффективного воздействия посредством мотивации на сотрудника, необходимо прежде изучить его потребности.

Но в научных трудах различных ученых, как специалистов в области управления персоналом, как психологов и даже философов, отмечается тот факт, что потребность заключается в том, чего человеку не хватает.

Но в связи с тем, что не хватка может быть обусловлена не только на физическом уровне, также могут наблюдаться различные потребность с точки зрения психологического восприятия человека.

Тем не менее, множество специалистов в области мотивации отмечают, что существуют такие потребности, которые человеком не осознаны, либо в настоящий момент они просто являются не настолько существенными, как другие потребности.

В целях идентификации потребностей сотрудников, различными специалистами разрабатывались методы, посредством которого можно было бы определить, чего не хватает конкретной личности, но данные исследования не увенчались успехом в связи с тем, что ни анкетирование, никакой либо другой способ не позволял полноценно определить степень потребности человека в том или ином факторе. Но все ученые сошлись в том, что потребности можно классифицировать на первичные и вторичные.

Так под первичными принято понимать потребности физиологического характера, такие как необходимость отдыха, сна, потреблении пищи и воды, и многих других.

К вторичным же относят потребности, которые вызваны посредством психологического типа личности и его жизненного опыта. Так у некоторых личностей наблюдается потребность в карьерном росте или быть лидером во всем, чем человек занимается. Для определенных людей важным является материальная состоятельность, другим же необходима определенная репутация.

Таким образом можно заключить, что с одними потребностями человек появляется на свет и живет с ними на протяжении всех жизни, с другими же он сталкивается по мере взросления, смены сферы деятельности и интересов. В тоже время следует отметить, что потребности не могут быть сиюминутными.

Как следствие происходит следующий процесс: у человека появляется нехватка чего-либо, в связи с чем возникает потребность, что далее зарождает в человеке желание достичь то, что ему так необходимо.

Данный процесс является побудительным и мотивирующим для личности, ведь какой бы не была настоящая ситуация, всегда ищется оптимальное решение, которое поможет достичь необходимого результата.

В дальнейшем происходит удовлетворение от полученного результата, однако достижение цели или выполнение какой-либо задачи не является гарантией полного удовлетворения.

Именно уровень удовлетворенности человека от полученного результата как правило закладывает некий алгоритм в дальнейшие действия такого характера, то есть можно заранее понять, что же лучше может замотивировать сотрудника компании при последующих рядовых рабочих моментах.

Таким образом можно создать в рамках предприятия определенный алгоритм действий сотрудников и способов воздействия на них путем мотивирующих мероприятий. Мотивационные приемы можно видоизменять, для того, чтобы весь процесс происходил словно по-новому для сотрудника, ведь самое главное требование, возрастание доли вовлеченности и производительности труда.

Если подробно изучить процесс мотивации, то можно выделить две кулевые концепции: содержательную и процессуальную. Однако в условиях современных предприятий все чаще имеет место именно содержательная концепция, следовательно, нужно рассмотреть ее специфику.

Содержательная концепция возымела популярность в связи с тем, что ее принцип заключается в более глубоком уровне воздействия на сотрудника, то есть через внутренние факторы, побуждающие его к определенным действиям.

Первичные и вторичные потребности, которые были рассмотрены в данной статье ранее, являются основополагающими факторами разработки мотивационных действий.

Связано это также с тем, что в любой личности доминирует собственное «я» не смотря на сколько хороши человек себя ощущает в группе и на сколько полно отдает себя на благо общей цели, собственное «я» всегда нуждается в определенных потребностях, которые необходимо удовлетворить, а в среде работы компании это является самым лучшим способом «заставить» сотрудника трудится на общее благо, в тоже время достигая собственных целей.

Следует отметить, что во всем процессе мотивации в компании важную роль занимает управленческий состав предприятия, то есть менеджеры, которые ответственны за все мотивационные мероприятия. Дело в том, что грамотный менеджер всегда ориентируется на определенную систему ценностей.

Система ценностей есть у каждого человека, но в процессе мотивации персонала необходимо, чтобы для сотрудника имели место также и внутренние ценности компании.

Мотивационный менеджмент для наиболее эффективной системы работы сотрудников учитывает следующие элементы, которые в итоге становятся составляющими успеха: интересы, потребности, ценности.

  1. Однако если рассматривать процесс мотивации сотрудников по составляющим элементам, то можно выделить ряд этапов, которые в последствии приводят к эффективному управлению персоналом:
  2. — Формирование потребности – у личности появляется потребность в чем-либо и ему этого очень сильно не хватает, однако определить сразу какой именно по своей природе является потребность не всегда имеется возможность;
  3. — Определение важности потребности – человек занимается поиском способов по удовлетворению потребности, либо наоборот решает игнорировать ее;
  4. — План комплектующих действий – если потребность все же является важной, то человек начинает заниматься поиском какие именно действия необходимо выполнить, чтобы достичь удовлетворенности потребностей;
  5. — От теории к действию – после проведения теоретических планов по достижению цели, далее необходимо перейти к практическому исполнению для реального достижения потребности;
  6. — Награда за результат – после проведения конкретной работы, которая обосновывалась на достижении удовлетворения потребности, что в итоге стало положительным элементом в рабочем процессе, сотрудник компании получает материальное или не материальное вознаграждение за успешную работу.
Читайте также:  Профессиональное педагогическое образование - справочник студента

В системе мотивации характерно существенное достижение необходимых соотношений между поощрениями, вознаграждениями и наказаниями, неотвратимостью санкций. Отрицательное воздействие руководства уменьшает активные процессы человека, вызывает появление негативных эмоций, приводит к появлению стрессовых ситуаций, уменьшает степень уверенности в себе.

При большом количестве различных стимулов люди выбирают разные способы поведения, которые отвечают их сегодняшним нуждам, запросам, увлечениям и ценностям, т.е.

процесс стимулирования содержит в себе не только создание внешних ситуаций, которые можно выбрать, но и нужное совпадение их с внутренней сущности человека.

Совместно с наружной действующей ситуацией, внутренняя воздействует непосредственно на мотив действия.

Характерная черта стимулирования заключается в том, что выбранная работающим лицом форма поведения существует в виде задачи субъекта стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создал.

Работа человека направлена на приобретение от организации необходимых социально значимых благ, а действие предприятия основано на том вкладе, который вносит в него работающее лицо.

В общем, в полном смысле стимулирование, изучаемое как особый вид взаимодействия сотрудника и менеджера, является обменом деятельностью.

Стимулирование можно отличить от мотивирования. Оно выступает средством, путем которого можно осуществить мотивирование. Чем больше уровень развития человеческих отношений на предприятии, тем менее характерным инструментом управления работниками применяется стимулирование.

Воспитание, обучение как функции мотивирования людей обуславливают ситуацию, при которой сотрудники предприятия оказывают заинтересованное содействие в её делах, осуществляют нужные работодателю действия, даже не дожидаясь или не получая абсолютно никакого стимулирующего воздействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что для каждого предприятия, которое оказывает коммерческую деятельность на современном рынке необходимо иметь грамотную систему мотивирования сотрудников.

Процесс мотивации является очень важным фактором в управлении компанией, ведь благодаря данному процессу сотрудники компании максимально полно выкладываются в течении рабочего времени для достижения общих целей, ведь когда сотрудник чувствует свою значимость для компании, то успех компании становится и его личным успехом.

Однако для того, чтобы система мотивации приносила только положительный эффект для компании, необходимо чтобы разработкой данного комплекса управлением персонала занимался настоящий специалист, а в связи с тем, что данные специалисты сейчас очень востребованы, то в высших учебных заведениях появилось целое направление как «мотивационный менеджмент». Мотивационный менеджмент занимается изучением потребностей человека, их физического и психологического проявления, ведь данные составляющие являются чрезвычайно важными для эффективной системы управления сотрудниками компании посредством мотивации.

Мотивация претерпела длительный период эволюции по итогам которой данный элемент стал не просто одним из способов достижения цели, а целым научным направлением, которое нашло отражение в работах многих ученых разных сфер деятельности.

При детальном изучении мотивационного процесса можно выделить, что данное направление имеет множество составных элементов, такие как потребности, стимулы, которые также следует изучать и рассматривать при управлении персоналом, ведь в таком случае мотивационный процесс будет направлен на более глубокое воздействие, что в итоге приведет к более эффективному результату. Однако следует помнить, что человек по своей природе эгоистичен, в связи с чем, он больше обращает внимание на собственные потребности, чем на потребности группы или компании, в таком случае в деятельности компании следует обратиться к содержательной концепции мотивации, которая позволит направить действия сотрудника, которые он будет применять из соображения достижения собственной потребности, но в итоге будет достигнута цель предприятия.

Список литературы

Общая характеристика мотивации - Справочник студента

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

  2. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности М.: ИНФРА–М, 2010. 524 с.

  3. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд, 2009. №10. С 12–15.

  4. Маккензи Р. А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М., 1993. 239 с.

  5. Озерникова Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Иркутск: Изд–во БГУ, 2016. 183 с.

  6. Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента. М., 2000. 352 с.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obshchaia-kharaktieristika-motivatsionnogho-protsiessa-mnoghoaspiektnost-motivat.html

Приписнова В.В., Максимова Н.Ю. Особенности профессиональной мотивации студентов

Приписнова Валентина Владимировна1, Максимова Наталья Юрьевна21Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 3 курса направления «Психолого-педагогическое образование»2Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Pripisnova Valentina Vladimirovna1, Maksimova Natalya Urievna21Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 3th year student of direction «Psycho-pedagogical education»2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, assistant department of general pedagogy and pedagogy of professional education

Библиографическая ссылка на статью:
Приписнова В.В., Максимова Н.Ю. Особенности профессиональной мотивации студентов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14183 (дата обращения: 26.03.2019).

В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов, способных качественно решать профессиональные задачи.

  Поставленная проблема профессиональной мотивации обусловлена необходимостью формирования внутренней активности студентов к усвоению компетенций, к развитию у них мобильности, креативности, конкурентоспособности.

Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает сознательный, целенаправленный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности.

Проблема профессиональной мотивации связана  с потребностями и мотивами человека, реализуемыми в профессиональной деятельности. Психологическая наука, изучая психику человека, определяет ее во взаимосвязи с внешним миром и возникающими образами в процессе психического отражения существующей реальности.

В учебном процессе для того, чтобы студент являлся не только пассивным объектом и простым накопителем знаний, но и субъектом познавательной деятельности и активным ее участником, необходимо сформировать профессиональную мотивацию будущего специалиста, ведь во многом именно она является предпосылкой успешности и результативности профессиональной подготовки.

Активность студента в период освоения профессиональных компетенций обусловлена сформированностью системы мотивов, отношения к задачам, содержанию и объекту деятельности (В. Н. Мясищев), направленностью, которая проявляется в избирательности его деятельности (Б. Ф. Ломов).

В понимании В. А.

Бодрова именно мотивация определяет эффективность деятельности, компенсируя при этом недостатки в уровне развития профессионально важных качеств и организации трудовой деятельности, что позволяет нам выделить данный компонент личности студента как ведущий в период его профессионального становления [2]. В эксперименте М. Н. Чарковой продемонстрировано влияние высокого уровня мотивации на оптимизацию когнитивных процессов, результатом чего является высокий уровень продуктивности испытуемых даже с низким уровнем мышления [8].

При этом В. А. Сластенин утверждает, что «профессиональная направленность предусматривает осознание студентами профессиональной необходимости углубленного изучения специальных дисциплин для успешного и компетентного выполнения профессиональных функций» [6]. А Н. И.

Мешков считает, что профессионально ориентированные студенты имеют высокую успеваемость по всему циклу изучаемых дисциплин [4]. В исследовании Г. Е.

Смирновой выявлено, что студенты, не имеющие высокого уровня учебно-профессиональной мотивации, недооценивают важность методологической подготовки, развития профессиональной эрудиции [7].

Для повышения  профессиональной мотивации студента необходимо  обязательно включать его в практическую деятельность, приближенную к реальной трудовой обстановке, позволяющую оценить результат собственных действий, что дает ему возможность осознать и осмыслить уровень своей теоретической подготовленности

В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения  и является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Именно внутренняя мотивация в исследованиях И. А. Васильева, О. В. Митиной и В. В. Кобанова значительно коррелирует с продуктивностью мыслительной деятельности человека по сравнению с внешней мотивацией, поэтому первостепенной задачей в период обучения является формирование внутреннего интереса к данной деятельности.

На этапе обучения в вузе происходит преобразование мотивации, ценностных ориентаций учащейся молодежи, также содержание мотивов деятельности студентов усложняется, они ставят все более значимые для себя цели.

В процессе профессиональной подготовки возможен «кризис профессионального выбора», который может быть преодолен сменой учебной мотивации на социально-профессиональную» [6, 433]. А. К.

Маркова отмечает, что изменение иерархии мотивов в осуществлении конкретной деятельности происходит индивидуально и зависит от личностных особенностей, организации деятельности и условий труда [3]. Важным обстоятельством изменений в мотивационной сфере является то, в какие общественные отношения включен человек и каким образом он их осознает.

Иерархия мотивов в процессе обучения меняется (М. В. Вовчик-Блакитная, Р. С. Вайсман, А. И. Гебос и др.), немаловажную роль при этом играет профориентационная работа (Е. А. Климов), организация производственной практики студентов (В. Д.

Шадриков), а также возможность дальнейшего трудоустройства. Итак, социальные условия, созданные высшим образовательным учреждением, существенно влияют на мотивацию обучения студентов. К. А.

Абульханова-Славская рекомендует учитывать то, что мотивация может мобилизовать человека в деятельности, при условии, что присутствует подкрепление [1].

Важно, что весь период обучения в вузе способствует соотношению себя с избранной профессией, формирует образ профессионала, позволяет пересмотреть свой взгляд на профессию, попробовать себя в реальной профессиональной деятельности. Согласно позиции Д. Е. Сьюпера, разработавшего модель профессионального развития, важным «двигателем» человека в профессии является его  идентификация с образом идеального профессионала и стремлением к нему «Я-реального» .

Для формирования у студента позитивного образа себя необходимо создать условия для полноценного овладения профессиональной культурой, уже на этапе адаптации к среде вуза он вступает в определенные связи с организацией, с системой социального контроля и норм поведения, профессиональных стереотипов, с формами взаимоотношений с сотрудниками, что будет, с точки зрения Л. И. Анцыферовой, определять его мотивационный потенциал, вероятную успеваемость и удовлетворенность процессом обучения [2].

Таким образом,профессиональная мотивация студентов представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

Библиографический список

  1. Абульханова-Славская К.А. Новое в психологии профессионализма // Психологический журнал.1997. № 4. С. 112-114.
  2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов/ М.. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: «Знание», 1996. 308 с.
  4. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 15с.
  5. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.
  6. Сластенин: – М.: Издательский дом Магистр-Пресс. 2000. 488с.
  7. Смирнова Г. Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов  // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 86-100.
  8. Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности: науч. исслед. / М.Н. Чаркова ; Хакас. ин-т бизнеса, Центр качества образования. Абакан: ХакИБ, 2001. 386 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2016/02/14183

Особенности учебной мотивации в студенчестве

Трансформация психологии личности в студенческом возрасте связана с эмоционально-волевой сферой студента (тревожный, экспрессивный холерик, хладнокровный флегматик, активный сангвиник).

Изменение психологического климата студента протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих (система межличностных социальных отношений). Важное значение приобретает социальная адаптация к студенческой среде.

В этом случае педагогу крайне важно знать основные особенности эмоциональной идентификации студента (в частности — виктимного), которые приводят к тревожности, страхам, уверенности в себе, хронической депрессивности.

Без знания эмоциональных характеристик невозможно корректно реагировать на поступки студента, целенаправленно руководить его воспитанием и видеть в нем скрытые таланты [7].

Важное значение в студенческом развитии приобретает учебная мотивация. Основную роль в ее развитии играет педагог.

Учебная мотивация начинает складываться еще в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес и тяга к новым знаниям. Интерес к учебе интерпретируется как эмоциональное переживание познавательной потребности. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Интерес должен быть первым объектом к изучению предмета.

Важнейшие предпосылки формирования у студента интереса к учению — понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.

Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в студенчестве умственную самостоятельность и инициативу, что очень важно.

Чем активнее творческие методы обучения и понимание студента в изучаемом предмете, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение уже готового материала без критериев сомнения не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения.

Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к обучению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности или иными словами самостоятельности [3].

Существенными факторами возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная окраска его преподавания, «живое» слово учителя.

Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации со стороны педагога. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности:

  • 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения);
  • 2) на результат (самое главное для учащегося — полученные и усвоенные знания и умения);
  • 3) на оценку преподавателем (главное — получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний);

Источник: https://studwood.ru/1899322/pedagogika/osobennosti_uchebnoy_motivatsii_studenchestve

Ссылка на основную публикацию