Невербальные проявления эмоций — справочник студента

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! Общение – очень важный процесс в жизни каждого человека, благодаря ему развивается наша психика, мы продвигаемся, социализируемся и вообще живём.

И сегодня я хочу предложить вам рассмотреть один из его видов, а именно невербальное проявление эмоциональных состояний человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ведь оно составляет от 60 до 95% информации, которую мы неосознанно предъявляем окружающим.

Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными.

А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.

Можно подумать, зачем  нам знать больше, ведь вербально это как просто, да?

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать.

К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха.

Подробнее о таких нюансах вы сможете узнать, в следующей статье: «Самые интересные фишки невербального общения между людьми», а сейчас предлагаю ознакомиться с основными видами:

Виды

1.Голос

Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Виды трудовых правоотношений - справочник студента

Оценим за полчаса!

Характеристики голоса

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2.Мимика

Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда

  • Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
  • Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
  • Прямой означает интерес и готовность общаться.
  • Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
  • Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
  • Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

  • Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
  • И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
  • Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
  • Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.

Проявление чувств

  • Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
  • Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
  • Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
  • Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
  • Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
  • Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
  • Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
  • Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
  • Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

3.Жесты и позы

Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

  • Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
  • Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
  • Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
  • Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

  • Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
  • Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
  • Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
  • Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
  • Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
  • Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
  • Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
  • Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
  • Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

  • Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
  • Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
  • Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
  • Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
  • Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

  • На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
  • На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
  • На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
  • На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
  • На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
  • Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
  • Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
  • Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
  • На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Как распознать ложь?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта.

К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам.

Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно  – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

  • Колебания в разговоре либо длительные паузы.
  • Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
  • Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
  • Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
  • Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.
  • Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

Заключение

Это основные виды проявления невербальной коммуникации, если хотите узнать подробнее, можете посмотреть мою статью «ТОП 10 лучших книг о невербальном общении которые стоит прочитать», где я указал список литературы, которая доступна для понимания, и при этом информативна.

На этом всё, дорогие друзья, не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/neverbalnoe-proyavlenie-emotsij.html

Психология эмоций: что это такое, виды, функции чувств человека, понятия невербальных и вербальных выражений

Главная › Психология ›

Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают.

Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий.

Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

Виды эмоций и чувств человека

В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость.

Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы.

На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект.

Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Читайте также:  Подготовка учителя к уроку, технологическая карта урока - справочник студента

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно.

В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует.

При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
Категория Подкатегория Проявления Характеристика
Нравственные Моральные Гуманность Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
Аморальные Жестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
Интеллектуальные Специфические Вдохновение Определяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
Неспецифические Любопытство
Удивление
Юмор
Ирония
Праксические Выбор деятельности Профессия Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
Эстетические Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания Любовь к природе Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями» вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа.

Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится.

Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном.

У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным.

Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст.

Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски.

Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией.

Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких.

К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими.

Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона.

Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

Психология эмоций и виды чувств Ссылка на основную публикацию Невербальные проявления эмоций - Справочник студента Невербальные проявления эмоций - Справочник студента

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/psihologiya-emotsij-i-vidy-chuvstv/

Невербальное общение

Люди, как правило, думают одно, а говорят другое. Поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% её сообщается посредством слов (вербально), 30% передаётся звучанием голоса и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (жест, взгляд, мимика, поза).

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое следует в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения.

Ваш собеседник может попытаться обмануть Вас словами, но он не обманет своими телодвижениями, которые будут говорить обратное! Таким образом, Невербалика – это способ прочитать истинное настроение, мысль и намерение собеседника, даже если он пытается их скрыть.

Невербалику изучают профессиональные следователи, бизнесмены и шпионы. Лишь очень немногие люди могут в совершенстве контролировать свои невербальные реакции. Это, как правило, кадровые разведчики и некоторые преступники.Ниже приведены некоторые невербальные реакции человеческого организма, которые несут в себе массу информации.

  • Мимика§ Чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении.
  • § Кривая улыбка – знак контролируемой нервозности.
  • § Улыбка при поднятых бровях – готовность подчиниться.
  • § Улыбка при опущенных бровях – высказывание превосходства.
  • § Улыбка без подъёма век – неискренность.
  • § Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.
  • Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях таковы:

§ Радость. Губы искривлены и их уголки оттянуты назад, возле глаз мелкие морщинки.

§ Интерес. Брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены.

§ Счастье. Внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные.

§ Удивление. Поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлённую форму.

§ Отвращение. Брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает.

§ Подозрение. Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-либо сверху-вниз, он как бы отстраняется от собеседника.

§ Страх. Брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка поднято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад. Когда в наличии лишь упомянутое положение бровей – это контролируемый страх.

§ Гнев. Мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.

§ Стыд. Голова опущена, лицо отвёрнуто, взгляд отведён, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда сомкнуты, лицо краснеет, пульс учащённый, дыхание с перебоями.

§ Скорбь. Брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены.

  1. Знать выражение лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
  2. Взгляд и глазаОткровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные игроки пытаются прикрыть их выражение за стёклами тёмных очков. Людей обычно выдают:
  3. § Какие-либо изменения в обычном выражении глаз, возникновение новых эмоций, сигнал реагирования на стимул.
  4. § Непроизвольные движения глаз («бегающие глаза») – тревога, стыд, обман, страх, неврастения.
  5. § Блестящий взгляд – горячка, возбуждение.
  6. § Остекленелый взгляд – чрезвычайная усталость, наркотическое опьянение.
  7. § Расширение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, но так же сильное страдание, употребление некоторых лекарств или наркотиков.
  8. § Сужение зрачков – раздражение, злоба, ненависть и действие некоторых наркотиков.
  9. § Сумбурные движения глаз – опьянение.
  10. § Усиленное моргание – раздражение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кто им нравится или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения. В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза, когда слушают, а не когда говорят. Хотя, осуществляя внушение, смотрят прямо в глаза, когда говорят.

Субъект, который смотрит вам в глаза меньше трети периода всего общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то. Тот же, кто усиленно смотрит вам в глаза – выказывает интерес либо раздражение, либо пытается доминировать.

Поза и её детали

Значительную информацию о внутреннем состоянии человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида:

  • § Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходство над другими.
  • § Корпус подан вперёд, руки подбоченясь на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность и готовность отстаивать свою позицию до конца.
  • § Стояние с опорой руками о стул или стол – ощущение неполноты контакта с партнёром.
  • § Руки с расставленными локтями отведены за спину – ощущение превосходства над партнёром.
  • § Закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и уверенности в себе.
  • § Высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства.
  • § Скрещенные конечности – скептическая, защитная установка.
  • § Нескрещенные конечности и расстёгнутый пиджак – установка доверия.
  • § Наклон головы в сторону – пробуждение интереса.
  • § Наклон головы вниз – отрицательное отношение.
  • § Лёгкий отклон головы назад – агрессивность.
  • § Сидение на краешке стула – готовность вскочить в любой момент, чтобы уйти или действовать, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору.
  • § Закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди – знак отключения от разговора.
  • § Забрасывание ноги на подлокотник кресла, сидя на нём – знак пренебрежения к окружающим и потеря интереса.
  • § Скрещенные лодыжки у сидящего – сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние.
  • § Положение сидя или стоя, с ногами, ориентированными на выход – явное желание прекратить разговор и уйти.
  • § Частая перемена поз, ёрзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряжённость.
  • § Вставание – сигнал о том, что некое решение принято, беседа закончена, что-то удивило или шокировало.
  • § Сцепленность пальцев рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение.
  • § Кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются – знак превосходства, уверенности в себе и своих словах, критическое отношение к словам собеседника.
  • § Руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнёром в «кошки-мышки».
  • § Поддерживание головы ладонью – скука.
  • § Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности.
  • § Подпирание большим пальцем подбородка – критическая оценка.
  • § Обхватывание своего бокала двумя руками – замаскированная нервозность.
  • § Выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе.
  • § Выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой со скрытыми или подозрительными мыслями.
  • Жесты и телодвижения

Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что он в данный момент испытывает. Внешне одинаковые жесты могут означать у разных людей совершенно разные вещи, но существуют и тождественные моменты:

  1. § Активная жестикуляция – положительный компонент, понимаемый как дружеский настрой и заинтересованность.
  2. § Чрезмерная жестикуляция – выказывание беспокойства и неуверенности.
  3. § Демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности.
  4. § Сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность.
  5. § Прикрывание рта рукой или бокалом в руке – удивление, неуверенность, ложь, доверительное сообщение или профессиональная подстраховка от чтения по губам.
  6. § Прикосновение к носу или лёгкое почёсывание его – неуверенность в сообщаемом, ложь или поиск в процессе разговора новых контраргументов.
  7. § Потирание пальцем века – ложь, но иногда как ощущение лжи со стороны партнёра.
  8. § Потирание и почёсывание различных фрагментов головы – озабоченность, смущение, неуверенность.
  9. § Поглаживание подбородка – момент принятие решения.
  10. § Суетливость рук – настороженность, нервозность, смущение.
  11. § Пощипывание ладони – готовность к агрессии.
  12. § Покусывание ногтей – внутреннее беспокойство.
  13. § Всевозможные движения руки поперёк тела (поправить часы, прикоснуться к запонкам, поиграть пуговицей) – маскируемая нервозность.
  14. § Собирание ворсинок с одежды – неодобрение.
  15. § Оттягивание от шеи воротничка – гнев, человек подозревает, что другие распознали его обман.
  16. § Протирание стёкол очков, либо покусывание дужки – пауза для обдумывания, просьба подождать.
  17. § Снятие очков и бросание на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема.
  18. § Гашение или откладывание сигареты – максимальное напряжение.
  19. § Частое сбивание пепла с сигареты – нервозность.
  20. § Наклон головы набок – пробуждение интереса.
  21. § Быстрый наклон или поворот головы в сторону – желание высказаться.
  22. § Постоянное отбрасывание якобы мешающих волос со лба – беспокойство.
  23. Явное желание опереться обо что-либо – ощущение сложности и неприятности момента.
Читайте также:  Закон ома для замкнутой цепи - справочник студента

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a3715f95f4967207c8852c7/5a397a6a3c50f7dbf5ab95d0

Невербальные аспекты терапевтической коммуникации

  • Аннотация
  • В статье рассматриваются компоненты невербальной коммуникации, а также сигналы и смыслы, которые они могут иметь во взаимодействии психотерапевта и клиента.
  • Ключевые слова: невербальная коммуникация, язык тела, психотерапия.

Введение

Невербальная коммуникация – это основополагающий навык эффективной человеческой коммуникации и базовая составляющая взаимодействия психотерапевта и клиента. Невербальное общение играет важную роль при установлении контакта с клиентом в течение первой встречи и для поддержания контакта на протяжении всего процесса терапевтического взаимодействия.

Невербальные проявления клиента обнаруживают подлинные эмоции и межличностные реакции, адаптивное выражение которых является важной составляющей терапевтического изменения.

Невербальные проявления терапевта не менее важны; они могут способствовать открытости клиента и исследованию его проблем, но могут также приводить к недоверию и уклонению от терапевтического взаимодействия.

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. Язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и выдает то, что мы хотели бы утаить.

Через язык тела, который в немалой степени мы используем неосознанно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность, ее потребности и отношения.

«Действительно, когда то, что человек выражает с помощью языка (вербальный канал коммуникации), не соответствует тому, что он выражает с помощью тела (невербальный канал коммуникации), его партнер по взаимодействию обращает большее внимание на невербальные сообщения.

Вероятно, это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности и его сложнее скрыть. Язык тела оказывается более убедительным, чем слова, из-за своей природной спонтанности и устойчивости к фальсификации» (Коццолино, 2009).

Невербальная коммуникация обеспечивает ряд важных функций в ходе самых первых встреч между людьми. Три функции являются центральными для установления раппорта: сбор информации друг о друге; проявление намерения к сотрудничеству и дружелюбие и регуляция и влияние на межличностное вовлечение (Tickle-Degnen & Gavett, 2003).

Иначе говоря, клиент ищет информацию, чтобы ответить на вопрос: «Является ли этот человек добрым; тем, кому я могу доверять; кто поймет меня; тем, с кем я смогу работать и кто сможет мне помочь?» Терапевт, в свою очередь, ищет ответ на вопрос: «Является ли этот человек тем, кого я могу ценить; кого я могу понять; тем, кто доверяет мне; с кем я могу работать и кому я могу помочь?» Терапевт также задается вопросом: может ли другой быть для него источником личной угрозы? Иначе говоря, и терапевт, и клиент, до того как они начнут совместную работу над терапевтическими целями, должны весьма быстро достичь некого начального понимания незнакомца, оказавшегося перед ним. Этот по большей части скрытый процесс взаимного познания происходит в значительной степени на уровне считывания невербальных сигналов.

Одна из основных функций невербальной коммуникации – внешнее проявление эмоции. В невербальной коммуникации важные подсказки касательно подлинных чувств клиента могут быть найдены быстрее, чем в словах.

Бывает, что клиенты передают главное сообщение только невербально, порой не осознавая того, и при этом ожидают от нас проявления проницательности и участия. Терапевту важно уметь «читать» как невербальное поведение клиента, так и собственные невербальные сигналы.

Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет выявлять скрытое в них значение.

При обращении с внутренними реакциями терапевт сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их непосредственного внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача.

Далее будут рассмотрены компоненты невербальной коммуникации, сигналы и смыслы, которые они могут иметь в терапевтическом взаимодействии.

Компоненты невербальной коммуникации

Визуальный контакт

Глаза – это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт является ключевым элементом невербальной коммуникации. Как писал К.С. Станиславский, «взгляд – это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу» (цит. по: Лабунская, 1999).

Взгляд – это важный элемент в установлении отношений и формировании эмоциональной вовлеченности собеседника. Встретиться взглядами – значит открыто проявить интерес, внимание, понять, установить контакт. Согласно Коццолино (2009), в социальных ситуациях во время слушания человек использует взгляд, чтобы дополнить увиденным информацию, которую услышал.

Человек смотрит на собеседника чаще (примерно в 2 раза), когда слушает, чем когда говорит сам. В конце или при смене высказываний взгляды собеседников учащаются. Это связано с необходимостью определить, насколько собеседник заинтересован и внимателен. Кроме того, визуальное взаимодействие, как правило, становится более интенсивным в конце разговора.

«Зрительный контакт – это основной элемент, создающий интимность отношений, наряду с близостью в пространстве, улыбкой и тоном голоса.

Такие факторы, как зависимость и потребности в присоединении, принятии и одобрении, выражаются посредством коммуникативных паттернов, характеризующихся увеличением частоты взгляда субъекта на собеседника, от которого ожидается такое отношение… То, как другие смотрят на нас, как долго и насколько часто, влияет на нашу эмоциональную и поведенческую реакцию» (Коццолино, 2009).

Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит об эмоционально затрагивающих или неприятных вопросах.

Когда два человека обсуждают интимную тему, они смотрят друг на друга меньше, чем когда они говорят на нейтральную тему. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить.

По завершении своего сообщения говорящий, как правило, дает об этом знать посредством прямого взгляда в глаза собеседнику, как бы запрашивая тем самым отклик и считывая самую первую, непосредственную реакцию.

«Люди, не признающие влияния других людей, стараются избегать зрительного контакта. Избегание взгляда также связывают с такими отрицательными эмоциями, как стыд, смущение и тревога. Однако это поведение проявляется и тогда, когда человек хочет что-то скрыть от других» (Коццолино, 2009).

Вместе с тем Кормер и Кормер (Cormier & Cormier, 1998) отмечают, что «к сожалению, часто консультанты считают, что избегание зрительного контакта свидетельствует о неуважении, смущении, лжи или депрессии, для некоторых клиентов менее частый визуальный контакт типичен для их культуры и не является свидетельством чего-то из вышеперечисленного».

По мнению Соммерз-Фланаган и Соммерз-Фланаган (2006), слишком пристальный взгляд вызывает у многих людей чувство неловкости и может быть истолкован как угроза. «Представьте, что собеседник сверлит вас глазами, в то время как вы рассказываете что-то глубоко личное или плачете.

Визуальный контакт необходим, однако слишком пристальный взгляд клинициста может действовать подавляюще» (Соммерз-Фланаган, Соммерз-Фланаган, 2006).

«Результаты исследований зрительного поведения показывают, что два собеседника тратят на обмен взглядами от 30 до 60% всего времени взаимодействия и что от 10 до 30% этого времени приходится на одновременные взгляды, которые длятся от 1 до 7 секунд» (Коццолино, 2009).

Способность выдерживать зрительный контакт до тех пор, пока другой не отведет взгляда,– черта, которой некоторые люди гордятся; существуют и те, кто тут же отводит взгляд, когда длительность зрительного контакта оказывается чуть больше «допустимой».

Зрительный контакт более 7 секунд происходит редко и, как правило, несет с собой некое важное сообщение: заинтересованность, стремление к близости, проявления участия и заботы, вызов, демонстрацию силы и доминирования, проявление несогласия, упрямства или наглости.

С разными клиентами терапевт может столкнуться со всеми этими проявлениями, и для того, чтобы иметь с ними дело, не пасовать перед трудностями, терапевт должен быть готов к продолжительному визуальному контакту. Речь не идет об игре «Кто кого переглядит?».

Но терапевту важно быть способным достаточно долго сохранять прямой визуальный контакт, несмотря на возрастающий дискомфорт. При этом можно обратиться к клиенту с вопросом «Что вы хотите мне сказать вашим взгляд?», тем самым показывая ему, что вы готовы встретиться лицом к лицу с возникшим напряжением в ваших отношениях. Любые слова терапевта, например: «Похоже, вы не согласны со мной» или «Вы злитесь на меня?» – могут восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от того, выдерживает ли терапевт визуальный контакт с клиентом в момент их выражения или отводит глаза.

Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определенных тем и отводят глаза, как только в разговоре затрагивается пугающая или болезненная тема.

Терапевт может прокомментировать такую перемену, если он чувствует, что было бы полезно прямо обратиться к этой теме, а клиент может справиться с возросшей тревогой.

Возникновение затруднений в процессе визуального контакта имеет смысл рассматривать как потенциальный источник информации о клиенте и о терапевтических отношениях.

Любые пары обычно «договариваются» о том, сколько и когда смотреть друг на друга, при этом такое согласование осуществляется без слов, на бессознательном уровне. Терапевт может полагаться на собственную автоматическую настройку в установлении подходящего визуального контакта, но вместе с тем время от времени нелишне сознательно оценивать характер визуального взаимодействия.

Хилл и Обраэн (Hill, O'Brien, 1999) отмечают, что недостаток визуального контакта может привести к тому, что клиент почувствует, что терапевту неинтересно, в то время как в результате переизбытка визуального контакта клиент может почувствовать себя некомфортно, испытать со стороны другого попытку доминирования, контроля, внедрения и даже поглощения. Это требует от терапевта наблюдательности и тактичного исследования. Так, например, если клиент избегает прямого взгляда, отводит глаза и изредка бросает на терапевта взгляд исподлобья, то исследование этого факта может обнаружить, что когда отец в детстве ругал его за провинности, то при этом требовал, чтобы он смотрел ему прямо в глаза. Некоторые клиенты избегают визуального контакта во время беседы, но при этом могут, заходя в кабинет, искать визуального контакта или бросать пронзительный взгляд на прощание. Исследование чувств, скрытых за таким поведением, может стать важным фокусом терапевтической работы.

Лицевая экспрессия

Чарльз Дарвин (Дарвин, Экман, 2013) считал, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредством сходных выражений лица.

Однако далеко не всегда человек хочет показывать свои истинные чувства к другому человеку, поэтому все мы в свое время научились отслеживать и контролировать наши лицевые выражения.

Вместе с тем проявление спонтанных чувств или сильных эмоций сдержать очень непросто.

В начальной форме они, помимо нашей воли, могут, словно бегущая строка, промелькнуть на нашем лице, и здесь уже от наблюдения собеседника и его мастерства читать по первым проблескам эмоций зависит, что остается скрытым, а что становится явным.

Если человек улавливает, что пропустил нежелательную реакцию, то тут же может последовать другое, дополняющее первое выражение лица. Например, выразив на лице гнев или печаль, мы можем немедленно улыбнуться, словно желая сказать: «Я не зайду слишком далеко» или «Я с этим справлюсь».

Поскольку именно мимические реакции собеседника наглядно свидетельствуют о его эмоциональном отклике, давайте рассмотрим некоторые из проявлений лицевой экспрессии.

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если слушатель изредка сдвигает брови, тем самым он весьма экономным способом может сообщить говорящему, что ему непонятно сказанное.

Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Движения подбородка связывают со способностью человека утверждать-доминировать.

Когда человек старается добиться уважения к себе и того, чтобы его ценили, он стремится выдвинуть подбородок вперед.

Страх, восторг или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас».

Рот открывается частично или полностью, когда возникает большое желание узнать что-либо, понять, поговорить, то же самое происходит в ситуации удивления. А вот когда мы переживает неприятие, гнев и нежелание что-либо воспринимать, наш рот закрывается, а губы сужаются и поджимаются.

Защитная позиция и замкнутость часто сопровождается напряженными губами.

«Улыбка – это ключ к душевному благополучию для тех, кто ее дарит и получает. В этом смысле, улыбка – это своеобразный подарок, которым люди могут обмениваться в свое удовольствие» (Коццолино, 2009). Улыбка имеет множественную коммуникативную функцию в человеческом общении.

Улыбка может выражать стремление к сближению или примирению. «Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении… Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства…

Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство» (Евсикова, 1999). Кроме того, улыбка нередко призвана что-то скрыть. Так, например, клиент может чувствовать тревогу, однако пытаться сдержать ее выражение посредством улыбки.

Для сензитивного наблюдателя скрытый сигнал тревоги может стать явным через ложную улыбку.

«Женщины чаще улыбаются, чем мужчины, и таким образом стимулируют положительные реакции других людей. Но улыбка не сходит с их лица и тогда, когда они чувствуют себя неловко или когда они взволнованны (робкие и застенчивые женщины вообще улыбаются очень много). Мужчина, напротив, когда нервничают, становятся беспокойными и практически неспособными на улыбку» (Коццолино, 2009).

«Некоторые мимические проявления связаны с коммуникативной ситуацией, другие – более стабильны и постоянно присущи человеку, независимо от текущей ситуации. В этом случае речь идет больше о приобретенной мимике.

Так называемые морщины плохого настроения вокруг рта или морщины грусти можно обнаружить также у тех людей, которые не осознают подобного состояния своей души… Существует типичная для человека мимика, которая возникла вследствие пережитых отношений и чувств и потом закрепилась как стабильная экспрессивная модель.

Постоянная мимика обозначает состояние души человека, в котором он находится чаще всего» (Коццолино, 2009).

Отслеживание терапевтом мимических реакций (как собственных, так и клиента), осознание их значения могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации.

Ли Маккулоу (McCullough, 1997) предложила оригинальный способ обращения к восприятию лицевой экспрессии терапевта в качества коррегирующего эмоционального опыта для пациентов, которые имеют трудности с заботой о себе и искаженно воспринимают отношение к ним других людей.

Клиент: Мне кажется, вы считаете, что во мне нет добра и вы не очень высокого мнения обо мне. [Это отражает искажения, вызванные паттернами прошлых отношений, перенесенными на настоящее.]

Терапевт: Сделала ли я что-то, что оставило у вас такое впечатление? [Осторожно начала обозначать реальную перспективу, чтобы противопоставить ее искажению.]

Клиент: Нет, я ничего не могу придумать. Просто мне так показалось.

Терапевт: Когда вы смотрите мне в лицо, вам кажется, что я думаю о вас плохо?

Клиент: Нет, ваше лицо вовсе не выглядит так. Я думаю, вы на самом деле не … смотрите на меня свысока… но…

Терапевт: Посмотрите на мое лицо. Что, как вам кажется, я чувствую к вам прямо сейчас?

Клиент: [нервно, бросая взгляд на меня] Понятия не имею!

Терапевт: Может быть, и не имеете, но если вы позволите своим глазам на мгновение задержаться на моем лице, вы, возможно, почувствуете что-то другое. Что, как вам кажется, сейчас исходит от меня?

Клиент: [еще раз внимательно вглядываясь в меня] Ваше лицо выглядит немного грустным. Возможно, вы немного грустите обо мне.

  1. Терапевт: Ну, вы мне рассказали печальную историю, не так ли?
  2. Клиент: Да. И мне тоже было бы грустно, если бы кто-то рассказал это мне
  3. (McCullough, 1997).

Невербальные аспекты речи

Источник: https://psyjournal.ru/articles/neverbalnye-aspekty-terapevticheskoy-kommunikacii

Ссылка на основную публикацию