Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева Е.М. Межличностные взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6286 (дата обращения: 07.02.2019).
Практически во всех высших учебных заведениях России обучаются студенты разных наций. Известно, что именно в студенческом возрасте формируются различные стереотипы и установки, а также межрелигиозные контакты.
Развитие нашего общества зависит от того, на сколько успешными и конструктивными будут контакты между отдельно взятыми людьми, в том числе и между студентами учебных групп.
В каждой учебной группе высокий статус получают те, кто обладает определенным набором ценностей и качеств, присущих для данного коллектива.
Исследованием вопросов социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Дж. Морено, У. Бронфенбреннер, Я.Л. Коломинский, B.C.Мерлин, и др.).
В основном, направленность их исследований заключается в установлении взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными характеристиками (одаренность, общительность, внешний вид и т.д.). Обучение молодежи с учетом поликультурного взаимодействия рассматриваются в работах Л.Т. Ткач, Г.В., Миронова, Н.В.
Мартыненко, О.В. Бесчетновой и др. Однако взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам, исследованы недостаточно.
Целью статьи является исследование межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам.
Под термином «этнос», мы подразумеваем, прежде всего, родной язык. Именно через язык человек ощущает сопричастность к своей культуре и своему народу, происходит усвоение, воспроизведение и передача традиций от поколения к поколению. По мнению Б.М.
Муняновой индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной духовности, мировосприятия и этнической картины мира.
Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения [1,с.58].
С целью выявления этнической принадлежности в студенческой среде автором было проведено анкетирование в 2014 году среди 107 студентов первых и вторых курсов, обучающихся в высшем учебном заведении Красноярска. Среди опрошенных 36,4 % составляли девушки и 63,6 % юноши в возрасте от 17 до 23 лет.
Рисунок 1 – Определение этнического статуса студентов 1 и 2 курсов в процентном соотношении. Где — студенты 1 курса, – студенты 2 курса
Исходя из графика на рисунке 1, можно сделать вывод, что 1 и 2 курс – поликультурные студенческие группы с преобладающим количеством студентов русского этноса.
Среди опрошенных около 10 % учащихся – выходцы из полиэтнических семей. По мнению ряда авторов [2,3], такие семьи учат индивида быть более терпимым к представителям других этносов, лучше понимать людей других национальностей.
С целью проверки межличностных отношений среди студентов различных этносов использовалась социометрическая техника Дж. Морено. В зависимости от количества и интенсивности выборов или отказов другими респондентами коллектива можно оценить статус, популярность человека в студенческой группе.
Дополнительно применялась техника проведения социометрического исследования по В.И. Паниотто. Данная процедура исследования испытуемых основана на том, что респонденты отвергают или выбирают других студентов группы в качестве соседа по парте, для работы, проведения досуга, выполнения домашней работы и т.д.
Для количественной оценки полученных данных был выявлен эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии по отношению к этнической группе; принятие общечеловеческих ценностей, предпочтение мира и равных прав с другими народами или безразличие к данной проблеме, негативное отношение к другим этногруппам) критерий.
Анализ полученных данных показал, что межличностные отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а такими чертами личности как профессионально-личностные качества, успехи в учебе, физическая привлекательность, общительность, чувство юмора и др.
На вопрос дружественных или конфликтных отношений с представителями других этносов, подавляющее большинство респондентов (более 94,8 %) отметили отсутствие конфликтов. Также, большинство студентов имеют друзей других национальностей (около 84,2 %).
Отсутствие друзей других национальностей у студентов (15,8 %) по их мнению, связано с отсутствием общих интересов с представителями других этносов в группе.
Наличие эпизодических конфликтов обучающихся в студенческой среде вне группы 2,6 % и с проживающими в общежитии 3,6 % чаще всего выражающихся на бытовом уровне (по мнению опрошенных) общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. На первый взгляд, процент конфликтов довольно низкий.
Однако, на момент исследования наибольший процент испытуемых составили респонденты русского этноса. Количество же учащихся других национальностей в университетах увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо учитывать возможность формирования среди студентов неприязненного и негативного восприятия представителей других этносов.
На момент исследования, отношение студентов к людям другой национальности, оценивалось как уважительное или нейтральное.
17,9 % студентов второго курса ответило на вопрос, что относятся к людям другой национальности как правило, с неприязнью, при том, что большинство из этой категории студентов имеют друзей другой национальности. Респонденты выделили следующие причины неприязненного отношения:
- 1) Отсутствие культуры поведения у иностранных граждан, в другом случае на них не обратили бы внимания.
- 2) Ощущение негативного отношения со стороны представителей других этносов, возникает ответная реакция.
- 3) За правонарушением иногда быстрее разглядеть иностранца, чем признать, что аморальный поступок совершает, прежде всего, человек.
4) На территории России слишком много иностранных граждан, отсюда внутреннее неприятие, когда встречаются представители других этносов в большом количестве (рынок, праздничные мероприятия и т.д.).
Таким образом, социометрические исследования показали, что межэтнические отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а другими качествами (умственная одаренность, успехи в учебе, общительность, ответственность, внешняя привлекательность и др.).
Однако, в студенческой среде, как и в обществе, в целом, сохраняется межнациональная напряженность. Проблема взаимоотношений с приезжими гражданами других национальностей актуальна сегодня для учащейся молодежи.
Сохраняется определенный процент студентов, которые видят в представителях не славянского этноса источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.
Для сохранения и поддержания этнического самосознания молодежи, а также толерантного отношения к другим этносам, необходимо прививать знания о национальных традициях, культуре, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и народ, развивать морально-нравственные качества молодежи, способствовать укреплению этнического самосознания, к толерантному отношению людей другой национальности.
Библиографический список
- Мунянова Б.М. Национальное самосознание и этническая идентификация студенческой молодёжи Калмыкии // Социологические исследования, 2009. №9.
- Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000. 256 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2002.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6286
Формирование межличностных взаимоотношений студентов
Формирование межличностных взаимоотношений студентов
Матяш Анастасия Дмитриевна
студент 3 курса факультета коммерции и маркетинга Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово
E-mail: anastasiyamatyash@rambler.ru
Григорьева Светлана Аркадьевна
научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово
E-mail: grigoreva@kemcity.ru
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье» — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Специалисты считают, что обеспечение здоровья и функциональные резервы организма зависят от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов [7]. Экзогенные факторы в значительной степени регулируются обществом, они включают в себя социальные факторы (быт, работа, воспитание), которые являются определяющими в формировании образа жизни.
Эндогенные факторы состоят из индивидуального генофонда, который детерминирует физиологические возможности человека с момента его рождения — пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституционными особенностями, формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов.
Специалисты предупреждают, что на ухудшение здоровья человека влияют 4 группы факторов:
1. Несоблюдение здорового образа жизни.
2. Плохая экология.
3. Санитарно-гигиеническая безграмотность, низкий уровень культуры здоровья, некачественное медицинское обслуживание.
4. Психоэмоциональное напряжение и стресс, которые являются ключевыми критериями в обеспечении здорового образа жизни, так как желание его соблюдать зависит, прежде всего, от нормального психического состояния человека.
Одним из важнейших критериев обеспечения здорового образа и стиля жизни являются благоприятные межличностные взаимоотношения. В свою очередь, неблагоприятные взаимоотношения ведут к нарушениям настроения, возникновению психического напряжения, стрессов и физическим недомоганиям.
Межличностные взаимоотношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми [1]. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни [6].
Одной из таких площадок является пора студенчества. Студентами являются молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Термин «студенчество» собирает в себя такие понятия как: социально-демографическая группа и определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза социализации [4].
Самочувствие и оценка обучающимся психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать, что представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.
В период обучения студенты бывают вовлечены во множество взаимоотношений — с одногруппниками, однокурсниками, преподавателями, учебным персоналам и т. д.
В этом возрасте большая часть студентов предпочитает объединяться не только по принадлежности к определённой академической группе, но и по интересам (посещение клубов, секций, занятий) [2].
Всё вышеперечисленное активно влияет на формирование социальных ролей и межличностных взаимоотношений; при этом, по мнению специалистов, чем больше у человека социальных ролей и социального общения, тем большим опытом он будет обладать при построении взаимоотношений.
Социальный опыт индивида — опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностноговзаимодействия при исполнении комплексасоциальныхролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развитияегоумений и навыков.
Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладетьсоциальнымопытом — значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является [3]. П. Линвилл считает, что сложность личности, характеризуемая большим социальным опытом, многогранность самосознания лучше всего защищают человека от стрессов [5].
На примере студентов Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова мы попытались проанализировать, как они оценивают взаимоотношения внутри академических групп, сколько социальных ролей они играют в обществе и как меняется динамика их взаимоотношений в течение трех первых курсов обучения в вузе.
Цель исследования — получение новых научных знаний о взаимоотношениях студентов.
Задачи исследования:
1. Выявить количество социальных ролей студентов 1—3 курса.
2. Оценить формирование межличностных взаимоотношений студентов на 1—3 курсе обучения в вузе.
Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование; методы статистической обработки данных.
Организация и результаты исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета. В исследовании принимали участие 58 студентов (из них: студенты первого курса в количестве 14 человек, второго курса — 18, третьего — 26), которые отвечали на нижеприведенные вопросы.
Анализ ответов на вопрос анкеты «Как ты оцениваешь свое отношение к одногруппникам по пятибалльной шкале?» показал, что среди студентов 1 курса половина оценивает на «4». Начальная стадия обучения подразумевает знакомство с группой, интуитивно студенты окрашивают позитивно свое отношение к одногруппникам, обосновывая тем, что они открыты для контакта.
В течение обучения колебание процентов на уровне «4» совсем незначительное, что, в основном, оправдывает ожидания первокурсников и подтверждает позитивное отношение учащихся к одногруппникам.
Однако в данной таблице присутствует довольно большой процент отношения на уровне «3», особенно на третьем курсе.
Данное явление объясняется долгим знакомством, которое не всегда положительно сказывается на отношениях и может порождать конфликты среди обучающихся внутри группы.
- Если касаться общей статистики, то больше половины опрошенных студентов склонны к положительной и наивысшей оценке отношений с одногруппниками, что подтверждает достаточный для данного возраста и социального положения уровень социализации.
- Таблица 1.
- Оценка отношений студентов к одногруппникам
Вопрос | «Твоё отношение к одногруппникам по 5-ти балльной системе», % | ||||
Варианты Ответов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 курс (n=14) | 7 | 7 | 50 | 36 | |
2 курс(n=18) | 6 | 11 | 56 | 28 | |
3 курс(n=26) | 31 | 42 | 27 | ||
Студенты (N=58) | 4 | 11 | 48 | 29 |
Ответы на вопрос: «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?» показали, что большинство опрошенных расценивают отношение одногруппников к себе, как «хорошее» и «положительное».
Стоит также обратить внимание, что ¼ всех опрошенных испытывают недостаток комфортного общения с людьми, с которыми проводят большую часть времени данного отрезка своей жизни.
Процент довольно высок, что позволяет говорить о высокой возможности возникновения и развития у студентов комплексов, связанных со сложностью нахождения собственного места в обществе, идентификацией своей личности, ощущения своей индивидуальности, общения в социуме.
Таблица 2.
Оценка отношений одногруппников к студенту, по его мнению
Вопрос | «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?», % | |||
Варианты Ответов |
Душа Компании |
Положительно | Безразлично | Отрицательно |
1 курс (n=14) | 36 | 36 | 28 | — |
2 курс(n=18) | 33 | 50 | 17 | — |
3 курс(n=26) | 23 | 42 | 31 | 4 |
Студенты (N=58) | 29 | 43 | 26 | 2 |
Анализ вопроса: «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», отразил уровень сплоченности студентов. Больше половины опрошенных ответили положительно на данный вопрос. Примечательно то, что, несмотря на наличие близких друзей в группах, студенты отмечали, что не всегда могут быть довольны отношением целой группы к себе.
При этом была замечена следующая тенденция: студенты, которые имеют друзей в группе, переносили свое положительное отношение к данным людям на всю группу, и также отношение данных нескольких людей переносили как положительное отношение всей группы.
Также было замечено, что довольно высок процент тех, кто отмечал наличие друзей в группе, но таких, с которыми за пределами ВУЗа общения у студента нет.
Таблица 3.
Наличие близких отношений студентов внутри группы
Вопрос | «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», % |
|
|
Варианты ответов |
Да | Нет | |
1 курс (n=14) | 50 | 50 | 3 |
2 курс(n=18) | 100 | — | 2 |
3 курс(n=26) | 69 | 31 | 2 |
Студенты (N=58) | 74 | 26 | 2 |
Уровень сплоченности группы мы попытались выявить у студентов, задавая им вопрос: «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?» Как правило, почти все студенты отвечали положительно на данный вопрос, что свидетельствует как о высоких моральных качествах и воспитании опрашиваемых, так и о желании быть в малой группе «на хорошем счету».
Таблица 4.
Уровень сплоченности одногруппников
Вопрос | «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?», % | |
Варианты ответов |
Да | Нет |
1 курс (n=14) | 93 | 7 |
2 курс(n=18) | 100 | — |
3 курс(n=26) | 81 | 19 |
Студенты (N=58) | 90 | 10 |
Касаясь вопроса о социальном опыте, еще раз отметим зависимость между количеством социальных ролей, которые несут в себе студенты и уровнем их подготовки к взаимодействию с обществом: чем больше показатель, тем студент более социализирован. Для удобства студентов в анкете были приведены примеры социальных ролей (сын/дочь, брат/сестра, студент, староста, юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным количеством в данном вопросе является показатель «от 5 до 8».
На первом курсе студенты характеризуются небольшим кругом взаимодействия внутри группы и за пределами вуза. Как правило, с каждым годом количество ролей у студента возрастает, данная тенденция прослеживается и в ниже приведенной таблице.
Таблица 6.
Уровень подготовки студентов к взаимодействию с обществом
Вопрос | «Сколько социальных ролей ты в себе несешь?», % | ||
Варианты ответов |
2—4 | 5—8 | 9 и больше |
1 курс (n=14) | 57 | 38 | 7 |
2 курс(n=18) | 39 | 44 | 17 |
3 курс(n=26) | 27 | 54 | 19 |
Студенты (N=58) | 38 | 47 | 15 |
Анализ последнего вопроса помогает отразить целостную картину взаимодействия студента с одногруппниками.
Несмотря на довольно высокие проценты вышеприведенных ответов, которые показывают хороший уровень социального развития студентов и их положительной ролью в группе, почти половина опрошенных заявила, что атмосфера внутри студенческих групп является некомфортной.
Также стоит обратить внимание на то, что большинство студентов отметили существование небольших группировок, объединений внутри одной группы, что приводит в целом к разобщению студентов.
Как правило, данные группы не контактируют между собой, и отношение внутри этих малых групп автоматически проецируется на большую группу: если студенту комфортно в малой группе, он склонен преувеличивать свое отношение и отношение целой группы к нему. Если же студент не смог вписаться ни в одну из существующих групп, то и в процент некомфортного пребывания в общей группе возрастает.
Таблица 7.
Оценка студентами внутригрупповой психологической атмосферы
Вопрос | «Устраивает ли тебя атмосфера общения, которая существует в твоей студенческой группе?» | ||
Варианты Ответов |
Да | Нет | Безразлично |
1 курс (n=14) | 36 | 43 | 21 |
2 курс(n=18) | 50 | 17 | 33 |
3 курс(n=26) | 27 | 54 | 19 |
Студенты (N=58) | 36 | 40 | 24 |
Список литературы:
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений — СПб., «Питер», — 2009. — 194 с.
- Немов Р.С. Социальная психология: краткий курс / учебник — СПб., «Питер», — 2008. — 112—117 с.
- Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся: Открытый класс.— [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.openclass.ru/(дата обращения 11.12.12)
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vii/31015
Особенности межличностных отношений в студенческой группе
Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/ (дата обращения: 22.03.2020).
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни.
В юношеском возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16–17 лет — ранняя юность, 17–20 лет — собственно юность, 20–21 год — поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками.
В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И.
Степановой и ряда других исследователей накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.
Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность.
Учебная деятельность выступает основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов.
Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений.
Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.
В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.
Пестрота национального, социально-экономического состава молодых людей, обучающихся в вузе, присущего им интеллектуального, креативного потенциала, развитость профессиональных и общекультурных интересов и ценностных ориентаций и т. д.
делает среду студенческой молодежи достаточно неоднородной.
Данная неоднородность проявляется на уровне познавательной активности молодых людей, их ориентации в установлении трудовых отношений, а также на качественном и содержательном состоянии выстраиваемого ими межличностного взаимодействия.
Среди множества факторов — экономических, политических, культурных и т. д. — высоко значимой для построения и развития межличностных отношений студентов выступает среда, формируемая в рамках вуза.
Образовательная среда включает в себя ряд структурных единиц, оказывающих влияние на личность. В интерпретации Г. А. Ковалева она состоит:
-
физическое окружение (архитектура здания вуза, размеры, находящихся в нем учебных помещений и т. д.);
-
человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные, национальные и иные особенности обучающихся);
-
программы обучения (стиль преподавания, особенности контроля и оценки и т. д.).
Несмотря на прослеживающееся влияние всех обозначенных структурных единиц образовательной среды на межличностные отношения студентов, в качестве ведущих для их построения в психологии рассматривается человеческий фактор.
Студенческая академическая группа, которая является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения.
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.
В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.
Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе.
Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как:
-
«коллективные переживания и настроения» ̶ эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности;
-
«коллективные мнения» ̶ сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы;
-
явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования — форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха.
Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом.
Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности. Отношения между студентами представляют с собой форму взаимодействия со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации.
Как отмечает Е. Е. Сапогова, общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач. В трактовке автора, оно представляет с собой, прежде всего, важный канал специфической информации, которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить от взрослых.
Кроме того, по данным Е. Е.
Сапоговой, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде.
Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости.
- Качество межличностных отношений студентов во многом определяется уровнем развития студенческой группы.
- Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа развивается по объективно существующим законам общества, но обладает и некоторым своеобразием и неповторимостью.
- Среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить следующие:
- цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности;
- учеба как основной вид деятельности;
- индивидуальные формы труда;
- отсутствие отношений «по вертикали»;
- относительная возрастная однородность;
- ограниченность периода существования.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление.
Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива.
Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.
Студенческий возраст, в котором пребывают члены группы — это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции.
В это же время, юношеский возраст характеризуется потерей детского мироощущения и наступает пора сомнений в собственных силах, возможностях, утверждение собственного «Я« в обществе, и взаимоотношений с окружением.
На этой почве отношение к коллективу меняется по сравнению со школьными годами, наблюдается избирательность в межличностном общении, критичность по отношению к коллективу. Активность и процесс утверждения своего «Я» среди сверстников затрудняется тем, что он осуществляется на основе однотипных профессиональных интересов, на что указывает Ю. А. Самарин.
Таким образом, знание психологических особенностей студенческого возраста на современном этапе становится очень важным и необходимым явлением в психологии высшей школы. Становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития.
Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована.
В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.
Литература:
-
Андреева, И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19–32
-
Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. — М., 2001. — С. 52–56
-
Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. — М.,1994. — С. 74–89
-
Панферов, В. Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / под рел. Б. Г. Ананьева и др. — Л., 1973. — С.55–58
-
Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э. А. — Ростов н/Д., 2002. — С. 528
-
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. — М., 2001. — С. 57–90
Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/
Особенности межличностного общения в студенческой группе
Проблема межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.
В настоящее время социальные психологи проявляют большой интерес к проблеме изучения студенческих групп, которая является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста.
При этом многие авторы рассматривают группу студентов как совокупный субъект деятельности и общения. Так, в исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Реан, В.И. Слободчикова, В.А. Сластенина, Е.И. Степановой, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, В.В. Балашова, И.Н.
Логвинова, Ю.М. Кондратьева, С.Г. Елизарова, Н.Н. Селифанова, Д.В.
Беспалова и ряда других исследователей, накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.
В период обучения в вузе студенты осуществляют выбор профессии, овладевает ею и начинает испытывать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий.
Пестрота национального, социально-экономического состава молодых людей, обучающихся в вузе, присущего им интеллектуального, креативного потенциала, развитость профессиональных и общекультурных интересов и ценностных ориентаций и т.д. делает среду студенческой молодежи достаточно неоднородной, что проявляется на уровне познавательной активности молодых людей, их ориентации в установлении трудовых отношений.
Таким образом, синтез имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных рассуждений и действий, оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие студенческой молодежи, позволяют существенно обогатить на качественном и содержательном состоянии выстраиваемого ими межличностного взаимодействия.
Специфичность студенчества, как социальной группы заключается особенными условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации, активным взаимодействием с разными социальными образованиями.
Как отмечает А.С. Чернышев, профессиональная подготовка студентов должно осуществляться через активное включение их в жизнь группы, в ее систему отношений и совместную деятельность; и проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность [54, С. 27].
- Основным видом деятельности студента выступает учебная деятельность, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов.
- Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений.
- Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Несмотря на влияние многочисленных факторов образовательной среды на межличностные отношения студентов, в качестве ведущих для их построения в психологии рассматривается человеческий фактор.
При этом, в самой студенческой группе происходят динамические процессы структуризации, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и тому подобное.
Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение [32].
Таким образом, многогранность межличностных отношений студентов превращает их в объект изучения.
В данной работе, выявление особенностей межличностного общения в молодежной студенческой группе, проведено на основе изучения материалов практических исследований таких авторов, как Андреева Л.М., Спешилов С.А. «Межличностные отношения в студенческом коллективе», Балашов В.В.
«Вуз и профориентация молодежи: монография, Варчев А.Э. «Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы», Данилова Е.Л. «Особенности межличностных отношений в студенческой группе», Кондратьев Ю.М.
«Особенности отношений межличностной значимости и взаимовосприятия в студенческих учебных группах», Кондратьев Ю.М. «Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения», М.Е. Сачкова «Исследование системы межличностных отношений в студенческой группе», Момот Л.
«Межличностные отношения в студенческой группе», Янушевская М.Н., Лобанова И.С. «Межличностные отношения в студенческой группе» и др.
Межличностные отношения между студентами представляют с собой прежде всего, форму взаимодействия друг с другом.
Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности, пропитанную специфическими задачами профессионализации.
Например, как отмечает Е.Е. Сапогова [44, С. 57], общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач. В трактовке автора, оно представляет с собой, прежде всего, важный канал специфической информации, которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить от взрослых.
Кроме того, по ее данным, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде.
Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости.
- Как уже было сказано ранее, студенческая группа, являясь одной из разновидностей социальных групп, развивается по объективно существующим законам — законам общения, при этом обладая некоторым своеобразием.
- Так, среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить:
- — цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности;
- — учеба как основной вид деятельности;
- — индивидуальные формы труда;
- — отсутствие отношений «по вертикали»;
- — относительная возрастная однородность;
- — ограниченность периода существования.
При этом, развитие студенческих отношений на различных курсах имеет свои особые черты. Если на первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни, а поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
То второй курс — это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики.
Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. На пятом курсе, перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности.
Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Представим обобщенные результаты социально-психологического исследования межличностных отношений в учебных группах студентов, проведенные Варчевым А.Э., в которых принимали участие студенты разных курсов факультета «Социальная психология» МГППУ.
Исследователь, помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью студенческих групп использовал различные социально-психологические методики: например, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социометрия, референтометрия, технику репертуарных решеток, в модификации М.Ю. Кондратьева.
Результатом исследований стали данные по распределению студентов в системе неформальной власти, особенности функционирования аттракционной структуры взаимоотношений, а также данные, раскрывающие характер референтных отношений, и взаимооценок членов группы и показатели их ориентированности на статус.
Исследователем выявлено, что практически каждая студенческая группа имеет развитую статусную интрагрупповую структуру, включающую три выраженных статусных слоя: лидеры, аутсайдеры и среднестатусные члены группы. Оказалось, что неформальная властная статусная структура студенческой группы включает в себя следующие слои: лидеры (12%), аутсайдеры (20%) и среднестатусные члены группы (68%).
При этом, высокостатусные и среднестатусные члены группы адекватно оценивают свое внутригрупповое положение и статус других (особенно лидеров и аутсайдеров). Аутсайдеры достаточно часто правильно определяют низкий статус своей страты, но при этом примерно в 40% случаев неадекватно завышают его до среднестатусной позиции.
Таким образом, в целом констатировано, что члены студенческих групп отличаются реалистичным представление об интрагрупповом статусном «раскладе» в рамках иерархии неформальной власти.
По данным социометрического исследования, привлекательными для членов группы являются чаще лидеры и среднестатусные. При этом на 2 и 4 курсах ВУЗов эти данные различались.
Так, среди студентов 2 курса, — лидеры получили 15% всех выборов, аутсайдеры — 14%, «средние» — 71%.
В то время как на 4 курсе — лидеры стали обладателями 36% выборов, аутсайдеры получили лишь 6% выборов, среднестатусные — 58% выборов.
Коэффициенты взаимности в обоих группах были близки к среднему уровню и у разных курсов отличались немного: 44% у 2 курса и 50% у 4 курса. При этом стоит отметить, что большинство взаимных выборов получили не «полярные» статусные категории, а среднестатусные члены группы.
Результаты референтометрии по разным группам показали отличия. Так, на 2 курсе мнение лидеров оказалось значимо для 27% учащихся, аутсайдеров — для 15% студентов и «средних» — для 67% студентов.
На 4 курсе на мнение лидеров ориентируется 41% студентов, среднестатусные значимы для 51% учащихся и лишь 8% референтометрических выборов получили низкостатусные студенты.
В целом же, полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой референтности всех статусных категорий, но особой значимостью для групп обладают, конечно, высокостатусные студенты.
Однако, стоит подчеркнуть, что в некоторых ситуациях значимость среднестатусной страты возрастает, и она становится способной повлиять на принятие решений, являясь при этом групповым большинством. Было установлено, что и сами лидеры часто ориентируются на мнение именно среднестатусных учащихся.
При этом, далеко не все полученные в исследовании референто-метрические выборы оказывались взаимными. Наиболее низкие показатели взаимной референтности были зафиксированы на 2 курсе.
Кроме, было определено, что часто члены группы рассматривают характеристики своих однокурсников не в контексте их статусной принадлежности, а как носителей определенных личностных черт.
Однако статус все-таки является значимым при отождествлении себя с группой.
Подводя итоги, исследователь делают заключение, что наибольшим влиянием в студенческой группе обладают высокостатусные учащиеся. При этом помимо устойчивой позиции в структуре неформальной власти они зачастую являются и наиболее привлекательными в социометрическом плане студентами.
Среднестатусные учащиеся занимают также стабильное, устойчивое место в учебной группе. Кроме того, данная статусная категория отличается высокой степенью взаимности отношений, и именно она обеспечивает большинство выборов всем статусным категориям в группе.
Авторитетность мнения приписывается не только высокостатусным членам группы.
В ряде случаев и ситуаций именно среднестатусные студенты в большей степени могут повлиять, как на мнение однокурсников при решении значимой групповой задачи, так и в итоге на характер и направленность группового развития.
Аутсайдеры являются наименее предпочитаемыми членами группы и зачастую это связано с их слабой включенностью, как в систему межличностных взаимоотношений, так и в учебный процесс в целом.
При этом Варчев А.Э. считает, что эффективное функционирование студенческой группы зависит от психологического самочувствия ее членов, т.е., прежде всего, от развитости и благополучности системы неформальных внутригрупповых взаимосвязей.
Кроме того, отмечается, что 2/3 студентов имеют склонность как к сотрудничеству, так и к кооперации, а также к компромиссным решениям возникающих проблем, и что самое важное стремятся быть в согласии с мнением окружающих. Результаты исследования указывают и на тот факт, что у молодых людей данных групп, обладают в большей степени симпатии друг к другу, чем антипатии.
Следует отметить, что результаты ряда исследований, проведенные О.В Андриановой, Е.Л. Козуб, Я.Л. Коломинским, Ю.М. Кондратьевым, А.С. Чернышевым в целом перекликаются с результатами исследования А.Э. Варчева.
В их работах также внимание уделяется динамике взаимоотношений и взаимодействий в сообществах студентов на разных этапах их обучения в вузах.
Авторы отмечают высокую референтность как самих межличностных отношений, так и группы в целом для ее участников.
Например, Ю.М. Кондратьев в своем диссертационном исследовании [21. C. 31] анализирует особенности отношений со «значимым другим» в студенческих группах в логике того, как воспринимает нижестоящий студент во внутригрупповой иерархии вышестоящего однокурсника и вышестоящий студент нижестоящего члена группы.
Источник: https://studbooks.net/1654002/psihologiya/osobennosti_mezhlichnostnogo_obscheniya_studencheskoy_gruppe