Информатика. Графическое представление численных данных
технология и методы коллективного решения проблем
Анализ и выделение классов
Метод «Диаграмма Исикавы»
Тема 8. Инструменты и методы управления качеством
План урока Класс: 5 Тема: Наглядные формы представления информации
открыть задание Использование диаграмм в Realtimeboard
Индивидуальный мониторинг Ребѐнок участвовал в
Битюкова С.Ю., Методы исследования. задание 5
Диаграмма деятельности моделирует ситуацию, возникающую в
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ
Диаграмма Гантта_краткое описание программы
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм
Презентация на тему «Семь инструментов управления
Вопросы для поступающих на обучение по образовательной программе
Дисциплина «Управление качеством услуг в туризме»
Источник: https://studylib.ru/doc/2456973/glava-3.-metody-kollektivnogo-resheniya-problem
Способ организации коллективного изучения теории в ходе семестра
Всем привет! Год назад я написал статью про то, как я организовывал университетский курс по обработке сигналов. Судя по отзывам, в статье много интересных идей, но она большая и тяжелочитаемая. И я давно хотел разбить её на более маленькие и написать их понятнее.
Но писать одно и то же два раза как-то не получается. Вдобавок, в этом году дали о себе знать существенные проблемы в организации этого курса. Поэтому я решил написать несколько статей про каждую из идей в отдельности, порассуждать о плюсах и минусах.
Это первая статья — про способ организовать студентов так, чтобы они активно изучали теорию в ходе семестра, а не в последние дни перед экзаменом.
Допустим, группе взрослых людей нужно разобраться с какой-то новой обширной областью. Например, они разрабатывают новый продукт. Допустим, эти люди технически продвинуты и самостоятельны. Как им лучше поступить?
Разумно сначала составить список вопросов, на которые нужно получить ответы. Потом поручить каждому разобраться с какой-то группой вопросов, поисследовать и понятно написать ответы для всех остальных. Все остальные могут вчитываться в эти ответы, дополнять их, задавать вопросы если что-то непонятно.
Если все пойдет хорошо, в итоге появятся письменные и хорошо сформулированные ответы. В них каждый сможет посмотреть и найти информацию, когда будет нужно. Если информации будет недостаточно — это повод обратиться к эксперту, разбиравшемуся с этой темой. И, потом, конечно, не забыть дополнить письменную базу ответов=)
Группа студентов похожа на группу взрослых людей, которым нужно познать новую область. Преподаватель похож на человека, который может задать направление для исследований — обозначить список вопросов, с которыми студентам требуется разобраться.
Обычно ответы на вопросы преподавателя содержатся в том, что он уже рассказал. Студентам требуется в этом разобраться и отчитаться на экзамене.
Проверить понимание большого объема материала на коротком экзамене почти невозможно, поэтому оценка ставится за то, насколько хорошо студент выучил или списал случайный кусочек.
Немаловажную роль играет и умение сдавать такие экзамены: быстро соображать, уверенно говорить похожие на правду вещи, корректно реагировать на замечания преподавателя.
Задача понять материал становится далеко не самой приоритетной. Большая часть выученного не используется и забывается за следующие полгода-год, если не на следующий день. Из письменных артефактов в лучшем случае остается конспект. Иногда хороший, но как правило это выжимка мнения одного преподавателя, собранная в условиях цейтнота.
Дополняет картину то, что теоретический материал обычно не интересен студентам. Они откладывают его изучение до сессии и лишают себя возможности использовать теорию при решении практических задач.
Спасать практические занятия приходится преподавателям: они тыкают студентов во фрагменты теории, которые необходимы для решения разбираемых задач. Решение задачи по спущенному сверху фрагменту теории навык необходимый, но, увы, не достаточный.
Под задачами из реальной жизни не подписано, какими методами лучше воспользоваться при их решении.
Итак, идея
Преподаватель выкладывает список вопросов в общий доступ, например, постом в группу вконтакте, где есть все студенты. Студенты могут:
- Выбрать вопрос, на который еще никто не отвечал, и ответить на него в комментарии.
- Выбрать уже написанный кем-то другим ответ — и прокомментировать его: дополнить / задать автору вопрос / написать, что неправильно и почему.
Ответы студентов на вопросы поощряются; студенты, хорошо отвечавшие на вопросы в течение семестра получают оценки за экзамен автоматом. Дублирование ответов других студентов и прочее засорение карается.
Вопросы нужны творческие и не имеющие однозначного ответа, иначе выигрывать будет тот, кто первым ответил. А у остальных не будет стимула вчитываться в его ответ, раз его нечем дополнить. Шаблоны возможных вопросов:
- Приведите примеры использования такой-то теоремы / алгоритма / метода. Эффективно ли такое применение?
- Сравните алгоритмы / методы / технические реализации. Напишите их преимущества / проблемы по сравнению друг с другом.
- Как дополнить алгоритм / метод чтобы он позволял решать еще вот такую задачу?
- Как можно упростить доказательство теоремы, если известны еще вот такие факты? Как доказывать теорему, если нельзя использовать такие-то факты? (которые сейчас используются)
- Предложите идеи улучшения алгоритма / метода. Как и в каких ситуациях эти улучшения помогают?
- Разберите такую-то статью. Выпишите из нее то, что считаете полезным; поясните почему.
- Сформулируйте свои вопросы к лекции / теме. Почему вы считаете их важными?
Простор для творчества велик! Многих творческие вопросы сами по себе стимулируют к изучению, в отличие от нудного вникания в рассказываемое преподавателем.
Система с такими вопросами может стимулировать студентов разбираться с теорией прямо в ходе семестра.
Например, если вопросы выкладываются после каждой лекции и на ответы по ним устанавливается жесткий небольшой дедлайн, дня три, то многие студенты будут разбираться с материалом лекции сразу после нее.
Некоторые студенты даже выйдут за узкие рамки начитанного преподавателем и покопаются в интернете, попроектируют свои велосипеды.
Иногда ответы будут интересными и для самого преподавателя
В предыдущем абзаце есть ключевое слово “может”. Нарисованное там розовыми тонами может и не наступить. Вместо них будут обычные серые, студенты будут стараться спихнуть курс, ответы на вопросы превратятся в формализм, бестолку пожирающий время преподавателя.
От чего зависит то, как события будут развиваться?
Очень важный фактор — то, как организована проверка ответов на вопросы. Важно высоко поощрять хорошие ответы, иначе у студентов потеряется стимул. Важно идентифицировать мусорные ответы и отписки, важно сразу давать понять студентам, что это бесполезно. Иначе отписок будет становиться все больше и больше.
К этой очень сложной задаче полезно привлекать студентов. Их можно просить выделять самые полезные ответы; самые понятные ответы; ответы в которых люди больше всего старались. Просить выделять самые мусорные ответы бесполезно. Да и все остальное на практике оказывается не очень полезным, но иногда помогает избежать ошибок при проверке.
Само собой, такая проверка требует большого времени со стороны преподавателя. Это я понимал даже когда начинал эксперименты. Еще я понимал, что не смогу безошибочно различать хорошие ответы от отписок — и решил в спорных ситуациях становиться на сторону студента. Два эксперимента такая стратегия выдержала, в третьем произошел сбой: треш в ответах писали многие и это стало проблемой.
Все эксперименты длились семестр. Во втором и в третьем эксперименте было раза в 2 больше студентов — человек 40. Но во втором ответы писала лишь небольшая горстка студентов.
В третьем писали почти все, думаю считали это легким и существенно упрощающим сдачу курса. А я не смог нормально отличать зерна от плевел, которыми все стремительно зарастало.
Для спасения ситуации пришлось предлагать более легкий вариант сдачи курса — для тех, кто писал абы что.
В следующий раз думаю изначально стимулировать отвечать на вопросы только тех, кому будет действительно интересно — планирую ставить баллы только за хорошие ответы. В спорных случаях думаю предлагать дополнить и не ставить никаких баллов, пока это не будет сделано.
Немного философских рассуждений
- Как часто выкладывать вопросы? Если вопросы появляются слишком часто, то студенты утомятся отвечать на них. Ведь ответы на такие вопросы могут занимать много времени. Если вопросы появляются слишком редко, это приближение к ситуации “от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего 2 раза в год” со всеми вытекающими последствиями. Чем важнее и сложнее предмет, тем чаще следует выкладывать вопросы. Что такое часто и редко? Чаще чем проходят лекции точно не надо. Раз в месяц — уже редко, студенты выпадут из контекста того, что происходило в начале месяца.
- Какими делать дедлайны на ответы? Чем меньше дедлайн — тем больше студентов отвечают на вопросы, когда еще хорошо помнят, что происходило на лекции. Чем дольше дедлайн — тем меньше студентов будут говорить, что не успели ответить на вопросы так как их отвлекали важные дела. Думаю, оптимум между 3 днями и неделей, максимум двумя.
- Выкладывать вопросы до лекции или после? Если и вопросы, и дедлайн будут до лекции, многие студенты будут приходить на лекцию более подготовленными. Но не все, это проблема, чьи-то интересы не учтутся. Если выкладывать после лекции, вопросы могут опираться на рассказанное на ней и покрыть больше материала. Если сделать вопросы до лекции, а дедлайн после — студенты будут отвечать на вопросы вместо того, чтобы слушать лекцию. Если выкладывать один список вопросов до лекции, а другой после — будет переполнение. По крайней мере, если предмет не самый важный.
Нет ли минусов в том, чтобы освобождать студентов от сдачи экзамена за то, что они хорошо отвечали на вопросы в ходе семестра? Я вижу только один: подготовка к экзамену стимулирует студента еще раз пройтись по всему материалу курса в сжатые сроки. Это часто приводит к пониманию общей картины курса, хотя бы на короткий момент. При ответах на вопросы по отдельным лекциям такая картина может не сформироваться.
Заставлять ли хорошо работавших в семестре студентов идти на экзамен только ради формирования общей картины предмета в их головах? Стоит ли эта картина нервных напряжений? Не будет ли это дестимулировать студентов в ходе семестра? Можно ли эту картину сформировать как-то иначе? По этими вопросам я пока в стадии размышления, пишите если есть идеи!
Спасибо за внимание!
P.S.: Ничего из написанного я не считаю догмой, и буду рад обоснованным м и возражениям =)
Источник: https://habr.com/post/463271/
Методы решения управленческих проблем и реализация функций в инновационном менеджменте
Целью данного исследования является обоснование применения методов решения управленческих проблем, а также реализация функций в процессе применения данных методов в инновационном менеджменте.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, метод мозгового штурма, метод Дельфи, метод синектики, метод коллективных ассоциаций, метод фокальных событий, метод использования карточки, основные предметные функции, обеспечивающие функции
Методы инновационного менеджмента представляют собой систему правил и процедур, которые выполняют различные задачи по управлению инновациями. Целью разработки системы является выработка рациональных управленческих решений, которые, как правило, появляются в ходе исследования теории и применяются на практики после масштабных экспериментальных апробаций.
В построении систем управления на инновационном предприятии методы менеджмента вносят не что иное, как определенную упорядоченность, обоснованность и эффективность работы организации.
Инновационный менеджмент может использовать как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, таких как торговля, производство, культура, образование и пр.
, так и специальные методы, которые отражают специфику инновационной сферы.
Фундаментальная основа инновационного менеджмента включает в себя моделирование процессов, научный подход, системную ориентацию и [3].
Моделирование впоследние годы стало основной концепцией построения эффективных систем инновационного менеджмента. Благодаря моделированию упрощаются сложные инновационные процессы, выделяются в них компоненты и связи, являющиеся наиболее значимыми, проводятся экспериментальные проработки ситуаций в управлении и осуществляются прогнозные расчеты.
К базовым типам моделей относятся: физические, аналоговые и математические.
В практике широко применяются физические модели, их примером могут служить различные пространственные планировки на инновационном предприятии. Аналоговые модели иллюстрируют структуру или поведение моделируемого объекта, это, например, может быть сделано в виде графиков, гистограмм или структурных схем.
Для оптимизации управленческих решений наибольшие возможности дает применение математической модели. Чаще встречающимися в литературе моделями являются теории очередей, теории игр, теории линейного программирования, управления запасами и экономического анализа.
Фундаментальной основой инновационного менеджмента является использование научного подхода. Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации.
Системная ориентация менеджмента рассматривает инновационное предприятие как сложную открытую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующую с окружающей средой.
Системная ориентация позволяет в рамках целостной системы на инновационном предприятии произвести структурирование управленческих задач и упорядочить методы их решения.
- При принятии управленческого решения, необходимо найти альтернативу. Основными методами генерации альтернатив в инновационном менеджменте являются:
- – метод мозгового штурма;
- – метод Дельфи;
- – метод синектики;
- – метод коллективных ассоциаций;
- – метод фокальных событий;
- – метод использования карточки.
- В процессе использования данных методов реализуются следующие функции: основные или предметные и обеспечивающие [1].
Предметные функции являются наиболее общими. Они отражают содержание на основных стадиях процесса управления инновационной деятельностью предприятия и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех уровнях иерархии. Основные (предметные) функции: формирование целей, планирование, организация и контроль.
- На рисунке 1 показана их логическая последовательность и взаимосвязь в процессе управления инновациями.
- Процесс управления, как правило, начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности (или проекта) на некоторый период времени.
- Планирование, как функция инновационного менеджмента, заключается в том, чтобы сформировать основные направления и пропорции инновационной деятельности в соответствии с тем, какие ранее были установлены цели развития, каковы возможности ресурсного обеспечения и имеющейся спросом на рынках.
Рис. 1. Взаимосвязь предметных функций инновационного менеджмента
Сущность функции организация инноваций, заключается в том, чтобы обеспечить выполнение плановых заданий с целью реализовать принятую стратегию развития инновационного предприятия.
Организация инноваций является одной из важнейших функций, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей.
Рациональное сочетание всех элементов инновационного процесса обеспечивает функция организация инноваций.
Завершает управленческий цикл в инновациях — контроль, который гарантирует эффективное осуществление всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте заключается в том, что он обеспечивает своевременное выполнение установленных плановых заданий, направленных на достижение принятых целей развития.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают в себя инструменты и процессы управления, которые помогаю эффективно осуществлять предметные функции управления в организации. К ним относятся такие функции менеджмента как социально-психологические ипроцессуальные (технологические) [2].
Социально-психологические функции менеджмента в основном связаны с характером производственных отношений в коллективе. Они имеют при этом два функциональных подразделения: мотивация и делегирование.
Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Мотивация включает систему материального и морального стимулирования для сотрудников организации.
Таким образом, с помощью рационального делегирования полномочий и трудовой мотивации работников достигается гармония в отношениях между участниками процесса, а также создается благоприятный производственный и психологический климат в организации, что является предпосылками успешного менеджмента в инновациях.
В процессуальных функциях выделяют: решения и коммуникации. Это два вида деятельности, которые являются неотъемлемой частью труда менеджера на любом уровне иерархии. Управленческие решения выступают главной формой осуществления инновационных идей.
Для успешного продвижения инноваций используют функцию коммуникации, которая основана на том, чтобы подготавливать, получать, перерабатывать и передавать информацию.
Данная функция управления является специфическим элементом инновационного менеджмента и имеет достаточно большое значение, так как инновации практически всегда связаны с новой информацией. Целостная система функций представлена на следующем рисунке.
Рис. 2. Система функций инновационного менеджмента
Нужно сказать, что все вышеперечисленные аспекты управления необходимо рассматривать комплексно, так как они взаимно дополняют друг друга.
Рассмотрим подробнее методы решения управленческих проблем в инновационном менеджменте.
Метод мозгового штурма, переводя с английского, означает «мозгами атаковать проблему». Целью метода мозгового штурма является генерирование идей без их экспертного анализа и обсуждения участниками.
Суть метода заключается в том, что каждый участник имеет право высказывать свои самые различные идеи, которые, по его мнению, способны решить проблему. Чем больше поступает различных предложений, тем лучше. Все идеи выслушиваются без какой-либо критики и оценки, их анализ будет произведен централизовано, после того, как будут выслушаны все варианты.
Метод Дельфи. Цель метода заключается в получении согласованной информации о высокой степени достоверности от группы экспертов. Данный метод — это попытка устранить противоречия, которые возникают в работе групп экспертов.
Суть метода, заключается в том, что если производить опрос экспертов независимо друг от друга, то появляются большие отклонения в переделах, а если же в процессе работы будет происходить обмен мнениями, то это может привести к тому, что появятся оценки, навязанные авторитетными коллегами. В связи с этим, вместо дискуссий экспертов проводятся индивидуальные опросы. Опросы проводятся в несколько этапов, которые повторяются до тех пор, пока не будет достигнуто согласованное решение.
Метод применяется в тех случаях, когда время для принятия решения не ограничено.
Метод синектики. Автором данного метода является Уильям Гордон.
Термин «синектика» означает объединение очевидно несовместимых частей, разнородных элементов, т. е. для решения проблемы в одну группу объединяются отдельные «творцы». Два базовых процесса синектики:
- 1) превращение незнакомого в знакомое;
- 2) превращение знакомого в незнакомое.
- Для того чтобы процесс решения проблемы происходил не на уровне осознанного мышления, а на уровне спонтанной активности головного мозга, Гордон использовал четыре вида аналогии: прямые, личные, символические, фантастические.
Метод коллективных ассоциаций. В данном методе основным источником генерации идей является ассоциация и метафоры. Для того чтобы возникали ассоциации, а идеи генерировались, необходимо использовать следующие метафоры:
- – бинарные метафоры-аналоги;
- – метафоры — катахрезы, содержащие противоречия;
- – метафоры-загадки.
Метод фокальных событий. Суть метода в установлении ассоциативной связи между исследуемой проблемой и случайным словом. На фокальный (заданный) объект переносятся свойства других объектов, которые были выбраны наугад. В результате объект приобретает необычное сочетание свойств, другие качества, что приводит к появлению цепи ассоциаций и к появлению творческого решения.
Метод использования карточек. Метод, основанный на использовании карточек, позволяет работать участникам группы анонимно. К данному способу приходится прибегать, когда внутри группы, выдвигающей идеи, есть конфликты. Конфликты подавляют творческий характер принятия решений.
Литература:
- Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие. Юнити-Дана. 2012. 231 с.
- Гаджиев М. М., Козловский В. А., Козловская Э. А. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики. ДНЦ РАН. СПб. изд-во ЛПИ. 1991. -201с.
- Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и сервис, 2012. — 464с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный менеджмент, инновационное предприятие, мозговой штурм, функция, процесс управления, организация инноваций, метод синектики, системная ориентация, научный подход, метод Дельфи.
Источник: https://moluch.ru/archive/134/37613/
Методы коллективного решения проблем
В любом коллективе рано или поздно созревают проблемы разного рода. Они могут быть простыми, возникнуть на бытовой почве, но могут быть и более серьёзными, касающихся вопросов в управлении, рабочего процесса.
Почему же так происходит, из-за чего люди между собой ссорятся? Всё дело в том, что коллектив подразумевает под собой группу людей, у каждого из которых есть личное мнение. В процессе принятия общего решения каждый человек высказывает свою позицию. К тому же, всем свойственно ошибаться.
Сочетание всех этих факторов и приводит к возникновению проблем в коллективе. Стоит добавить, что на одинаковую проблему каждый человек реагирует по-разному и видит разные пути решения.
Проблемы в организации: основные виды
В такой ситуации руководству (или лидеру коллектива) для решения проблемы следует выполнить два действия:
- Понять в чём суть проблемы.
- Собрать все мнения.
В общем все проблемы в организации делятся на группы:
- Повторяющиеся:
- Девственные (новые, неизвестные).
вызваны общим подходом;
или те, которые были вызваны ошибками в специфических процедурах.
Если первая группа проблем, связанная со стандартными процедурами, то вторая группа проблем является абсолютно новой.
Как решить проблемы в организации: основные подходы
Какой бы сложной не была проблема, но она требует решения. Считается, что самый эффективный вариант – это применение коллективных методов. Каким он будет, всё зависит от поставленной задачи.
Например, если проблемы достаточно крупные, то в таком случае следует тщательно разработать план действий: оценка ситуации, анализ, подбор разных вариантов решения и выбор самого оптимального метода.
Если изобразить план действий, то он будет состоят из таких основных этапов:
- чёткая постановка проблемы;
- объективный анализ сложившейся ситуации;
- сбор всей существующей по данному вопросу информации;
- поиск оптимальных вариантов решения существующей проблемы;
- окончательный выбор;
- презентация результатов;
- реализация решения;
- мониторинг и общая оценка результатов: достижения и поражения.
При этом каждый этап требует особых подходов к выполнению задач.
Главные методы решения проблемы
Рассмотрим, какие же методы (подходы) применяются при решении проблем. Всего их 4 основных вида:
Метод проб и ошибок. В основе данного метода перебор разных вариантов, в ходе которого выбирается самый оптимальный. Такой метод актуален в том случае, когда проблема лёгкая, и можно позволить себе трату времени и ресурсов организации.
Метод активизации творчества в коллективе. Особенность его в том, что он направлен на поиск новых, креативных идей о том, как решить данную проблему.
Систематизированный поиск решения: аналитический подход и психологические приёмы, основаны на борьбе с инерцией людей. Вот только область использования такого метода достаточно ограничена.
Методы направленного поиска. Их преимущество в том, что процесс мышления строго организован и управляем.
Стоит отметить, что самым востребованным методом в данной группе является так называемый метод ТРИЗ: теория изобретательских задач. Этот метод достаточно сложный, требует постоянных тренировок.
Всё дело в том, что главная задача – это развить творческое воображение и диалектическое мышление у работников.
Таким образом, благодаря разнообразию методов решить любую коллективную проблему легко. Важно только выбрать правильный вариант, исходя из типа, сложности производственной задачи.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/metodi-kollektivnogo-resheniya-problem/
Механизмы и методы применения инновационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Маркетинг»
К эвристическим техникам интенсивного генерирования идей относятся: метод морфологического анализа; техника расчленения; метод инверсии; формат одного вопроса; метод номинальной группы; программно-ролевой метод; техника ликвидации тупиковых ситуаций; метод принудительных отношений (МПО).
Метод морфологического анализа (ММЛ), или метод многомерных матриц (МММ), предназначен для коллективного принятия решений.
Метод базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляется в процессе матричного анализа изучаемой проблемы. Поскольку новое свойство или другой подход часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.
п.) или комбинацию известного с неизвестным, метод позволяет продвигать новое не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно [52].
В процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая как бы «оси». На каждую из них затем мысленно «нанизывают» всевозможные комбинации «элементов».
В поле зрения при этом, как правило, попадают самые неожиданные варианты, которые иначе и не придумаешь.
Например, при размышлении над характеристикой образа политика в качестве осей могут быть выбраны его обаяние, направленность активности, имидж, а за элементы приняты поступки, отношения, ценности.
Для использования техники ММА участникам понадобятся графические построения: на доске или на экране рисуются три-четыре оси, на которые затем помещают элементы с названием качеств (видов продукта, услуг и т. п.).
Для того чтобы возникали идеи, оси можно вращать, элементы менять местами.
Если разделить участников на группы по три-четыре человека, то результат будет получен обязательно; через некоторое время можно будет обсудить итоги творческого процесса и определить новые, полезные для организации идеи.
В практике принятия решения может также использоваться техника расчленения, которая включает в себя четыре последовательных шага. Вначале все составные части конструкции (предмета, услуги, товара и т. д.), подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки.
Затем на каждой карточке последовательно перечисляют максимальное количество характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализации своих функций).
Затем следует подчеркнуть разными цветами те признаки анализируемой части, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять лишь в заданных пределах, и те, которые можно менять в любых пределах.
В заключение все карточки выкладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложения усилий. Существо техники расчленения заключается в одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т. е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга человека, но и синтетических – правого.
Метод инверсии (обращения) ориентирован на поиск вариантов решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего – противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются логикой и здравым смыслом.
Замечено, что нередко в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальным является парадоксальный подход к решению.
Например, ведется поиск путей увеличения прочности изделия и для этих целей стремятся увеличить его вес, в то время как лучших результатов удается достичь, решая задачу в противоположном направлении, например, уменьшая вес конструкции, делая ее полой.
Метод инверсии базируется на принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза; конкретное и абстрактное; логика и интуиция и др.
), а также диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы).
Рассматриваются статистические и динамические характеристики объекта, его внешние и внутренние стороны, используется увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, реальное и фантастическое, сужение поля поиска и расширение поля поиска. Если не удается решить задачу с начала до конца, то следует попытаться сделать это от конца к началу.
Достоинством метода является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные решения различного уровня трудности задач. Ограничением метода можно считать то обстоятельство, что он требует довольно высокого уровня развития творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.
Техника формат одного вопроса – еще одна методика выработки коллективного решения. Участники сконцентрированы на единственной задаче, и вероятность отклонений от темы уменьшается.
Самое главное в этой технике – попробовать сформулировать основной вопрос, ответ на который даст решение проблемы. Последовательность обсуждения здесь следующая.
Ведущий коллективное обсуждение формулирует вопросы, которые сводятся к следующим: какой вопрос даст все необходимые ответы для выполнения поставленной задачи; на какие вспомогательные вопросы надо найти ответы до ответа на главный вопрос; достаточно ли у нас информации для уверенных ответов на вспомогательные вопросы (если да – отвечаем, если нет – продолжаем обсуждение); какие ответы на вспомогательные вопросы являются самыми обоснованными; если ответы на вспомогательные вопросы правильны, каким будет лучшее решение этой проблемы?
Известно, что в некоторых организациях встречаются ситуации, когда индивидуумы с сильным характером подавляют других участников коллективного принятия решений. Они оттесняют их от активного участия в работе. Такие люди способны ослабить потенциал группы в процессе коллективного принятия решения. Преодолеть подобные помехи можно с помощью метода номинальной группы (МНГ).
Термин «номинальный групповой метод» был впервые применен для определения процессов, сводящих людей вместе, но не позволяющих им общаться устно.
Как правило, МНГ – это структурированная групповая встреча обучаемых (7–9 человек), которые не разговаривают друг с другом, а излагают идеи на бумаге.
Через некоторое время происходит структурированное распределение идей.
Один из участников коллективного принятия решений – регистратор – записывает эти идеи в таблицу до тех пор, пока все участники не сообщат, что у них больше нет идей, при этом никакого обсуждения не проводится.
Метод состоит из трех стадий анализа возможных причин существования проблемы.
На первой стадии участников коллективного принятия решений просят не общаться; вербальное взаимодействие не разрешено. Каждого просят написать на листе бумаги основные, с его точки зрения, причины рассматриваемой проблемы.
Эта процедура занимает от 5 до 15 мин. Результатом первого этапа является список идей и предложений (обычно от 18 до 25).
Например, если группа обсуждает высокий уровень демотивации персонала в организации, то предлагается перечислить как можно больше причин этого явления.
На второй стадии преподаватель просит каждого по очереди прочесть вслух одну из записанных причин. Пока идет чтение, регистратор ведет записи на доске. Затем участникам предлагается привести вторую причину и так далее, пока не будут опрошены все члены группы.
Когда предлагаемая участниками причина записывается на доске, члены группы включают ее в свои списки или отмечают в них наличие этого пункта. Таким образом, каждая предлагаемая причина заносится в список только один раз.
Если одно предложение частично перекрывает уже высказанное, его также вносят в список ведущего.
Источник: https://iknigi.net/avtor-yuliya-loktionova/118034-mehanizmy-i-metody-primeneniya-innovacionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-processe-prepodavaniya-discipliny-marketing-yuliya-loktionova/read/page-4.html