Эмоции, полученные за период обучения в школе, остаются в памяти человека на всю оставшуюся жизнь. Особенный вклад в картину приятных воспоминаний вносят школьные торжества и мероприятия, открывающие возможности для всестороннего развития личностных качеств.
Определение 1
Праздник – форма организации коллективной деятельности, имеющая колоссальное значение в процессе воспитания, посредством знакомства обучающихся с жизнью страны, эмоционального обогащения, создания эффекта удовлетворенности от коллективной работы, культурного отдыха.
Организация и проведение фестивалей различных направлений активизирует учеников, оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.
Принимая участие в подготовке того или иного мероприятия дети неизбежно познают новые стороны жизненных ситуаций, расширяют кругозор, пополняют багаж духовных и культурных знаний.
Чувство торжественности, насыщенности, красочности театральных представлений и музыкального оформления мероприятий формируют морально-эстетическое восприятие эмоций.
Дети учатся испытывать гордость, восторг, удовлетворенность и восхищение.
Долг преподавателя в этом процессе – погрузить своих воспитанников в мир духовных ценностей, научить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с прекрасным.
При этом, чем обширнее область применяемых воспитательных средств, тем более полноценное развитие получают воспитанники.
Насыщенность и содержательность общения педагога с детьми увеличивается, атмосфера в коллективе становится благоприятнее.
Компонентами любого праздника, как правило, являются различные виды искусства, а именно:
- Литература.
- Музыка.
- Живопись.
- Театр.
Основываясь на данном факте, любой праздник можно считать синтезом культурных направлений. Помимо этого, дополнительный аспект любого праздника, требующий особого внимания – это общение.
Методика организации торжества в стенах учебного заведения, неизменно сводится к решению некоторых воспитательных задач:
- Содействие внутри коллективной сплоченности.
- Развитие эстетического вкуса, творческой активности, навыков коммуникации.
- Воспитание ответственной дисциплинированности.
Школьный праздник имеет деление на три составляющих части, каждая из которых становится неотъемлемым элементом создания общей положительной картины:
- Торжественная часть. Сюда включены все официальные мероприятия, включающие поздравления, подведение итогов, награждение и прочее.
- Художественная. На данном этапе стоит задача в оригинальной форме раскрыть идею торжества и обогатить эмоциональную составляющую личности присутствующих. Данная часть, как правило, проходит в формате выступления, концерта, театральной постановки и т.д.
- Заключительная. Позволяет поставить логическую точку, сохранить эмоциональный подъем и удовлетворенность. Преподносится в формате танцевальной или конкурсной программы, игр, лотерей.
В процессе подготовки праздничного мероприятия нельзя обойтись без соответствующего оформления помещения. Это, в комбинации с актуально подобранным музыкальным рядом, позволяет создать у присутствующих положительный настрой, подготовить эмоциональную сторону личности к предстоящему эстетическому удовольствию.
Типы праздничных мероприятий
Безусловно, праздников, которые заслуживают внимания школьного коллектива, огромное множество, однако, всех их можно выделить в определенные группы:
- Общественные. К ним относится 8 марта, 23 февраля, 9 мая и прочие дни, имеющие городскую, государственную, национальную и мировую значимость. Подготовка и проведение торжеств такого типа выполняется с размахом, актуально теме оформляется зал, подбирается аккомпанемент, готовится программа отражающая тематику мероприятия.
- Бытовые. Связаны с обстановкой и жизнью детей. В художественном оформлении таких мероприятий много больше непосредственности и чуть меньше торжественности. Особое место в этой группе занимает Новый Год – излюбленный праздник всех детей. В центре событий новогодняя елка, основные герои торжества – Дед Мороз и Снегурочка всячески стараются развлечь присутствующих и создать у них незабываемые впечатления о мероприятии.
- Сезонные. В них находят отражение особенности конкретного времени года. Среди сезонных праздников можно назвать праздник урожая, день птиц, праздник весны и т.д. Как правило, отмечать сезонные праздники принято на открытой местности. Оформление используется также сезонное. Так, праздник лета можно провести на полянке украсив стволы деревьев цветами, гирляндами из зелени, воздушными шарами и разноцветными фонариками.
Подготовка к празднику и его проведение напрямую зависит от возможности педагога организовать своих воспитанников, личного творческого потенциала и умения применить способности каждого ученика.
Особенности организации мероприятий
В процессе подготовки и проведения праздника от педагога, в первую очередь, требуется личная заинтересованность. Это длительная и трудоемкая работа, подразумевающая активное взаимодействие учителей, учеников и других участников. Для организации соответственно нормам и ожиданиям следует придерживаться последовательности плана действий, который выглядит следующим образом:
- I – планирование.
- II – проработка сценария.
- III – введение детей в курс торжества.
- IV этап – репетиционная работа.
- V шаг – проведение мероприятия.
- VI этап – итоговый анализ.
В начале каждого учебного года, на собрании педагогического коллектива, обсуждается проект работы на год, намечаются праздничные даты и сроки проведения соответствующих мероприятий.
В процессе подготовки педагог выбирает необходимый материал, распределяет роли, подготавливает оборудование и музыкальное оформление. в процессе данной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и коллектива в общем. Таким образом, происходит последовательное формирование сценария торжества, включающего полный план и необходимый материал по теме.
После утверждения окончательного плана сценария, между участниками торжества распределяются роли и обязанности. Начинается работа по подготовке номеров самодеятельности, созданию декораций, костюмов, оформлению зала. На данном этапе в сценарий могут вноситься незначительные корректировки.
После завершения программы праздничного мероприятия проводится тщательный анализ. Все участники процесса в формате дискуссии выявляют слабые и сильные стороны подготовки, делятся эмоциями и впечатлениями, планируют идеи праздников на будущее.
Замечание 1
Хотелось бы отметить, что праздник является не только методом воспитания среди детей, но и средством педагогической пропаганды среди родителей. В связи, с чем педагог обязан заранее проинформировать родителей учащихся о планируемом мероприятии и предоставить возможность оказать помощь или непосредственно поучаствовать в торжественной программе.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metodika-organizatsii-prazdnika-dlja-detej/
Методика организации и проведения школьных праздников
Праздники, как правило, всегда являются яркими событиями в жизни школы. Они могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8 Марта), а могут иметь более общую тематику («Музыка всюду живет», «Я хочу услышать музыку…», «Домисолька приглашает друзей», «Праздник песни» и т.д.).
Существует мнение, что праздники должны быть рассчитаны на учащихся определенного возраста.
Но, тем не менее, практика показывает, что проведение праздника — это особое ощущение единения людей, и потому учащиеся 4 класса с интересом наблюдают выступления первоклассников, а малыши с любопытством слушают и смотрят выступления более старших детей. Доброй традицией проведения праздника могут стать общешкольные песни (например, на празднике «Домисолька приглашает друзей» — «Домисолька» О. Юдахиной).
Праздник — это не только проявление музыкальных способностей детей и творческой инициативы, это всегда встреча с кем-то и чем-то интересным. Особую атмосферу праздникам придают участие в них детских поэтов, композиторов, профессиональных артистов.
Праздник должен быть подготовлен заранее. Составляется сценарий, распределяются роли, начинается подготовка художественного оформления (декораций, костюмов, светоэффектов), в чем большую помощь могут оказать руководители кружков. Подготовка праздников требует активности и мобильности педагога-организатора. И, конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие родителей.
Что касается репетиций, не следует забывать, что самое главное в празднике и в его подготовке — это возможность творческой самореализации. В этой связи излишни многократные общие репетиции, утомляющие детей.
В то же время номера концертной программы праздника обязательно требуют подготовительной, а также серьезной режиссерской работы. Каждый участник праздника, учитывая, что речь идет о младших школьниках, должен знать элементарные правила.
Так, хоровому коллективу потребуется репетиция, чтобы дети знали, как по рядам надо выйти на сцену и как уйти, закончив выступление; как держаться во время выступления.
Солистам потребуется репетиция в зале, для того чтобы научиться петь с микрофоном, театральному коллективу и хореографическим коллективам школы — для ориентации в пространстве зала.
Если готовится праздник, на котором планируется участие учащихся всей начальной школы, то репетировать концертную программу следует по классам. Программа выступления, как правило, предполагает взаимосвязь с уроками музыки.
Так, на празднике «Широкая Масленица» дети могли бы показать, как раньше играли в «Бояре». Данную игровую песню дети разучивают по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе.
Настроить внимание зала на исполнение игры помогут слова Скомороха:
Коли праздник наш в разгаре, Начинай игру «Бояре».
На празднике «8 марта — день особенный!» уместно было бы исполнить песню «Мама» В. Гаврилина на слова В. Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля». Данная песня аналогично является программной и потому хорошо знакома детям.
Также праздники предполагают согласованность с занятиями школьников во внеурочное время в творческих объединениях (кружках) — хоре, музыкальном театре, фольклорном и хореографическом ансамблях. Например, на празднике «День школы» фольклорный ансамбль мог бы исполнить частушки:
Выйдем, братцы, все рядком и частушки пропоем, Ты, гармошка, заиграй, школа наша, не скучай!
Выступление школьного хора с песней «Школьный корабль» Г.А.Струве на празднике «Посвящение в первоклассники» явилось бы добрым напутствием и подтверждением слов ведущего о том, что каждый год, переходя из класса в класс, с детьми всегда будут рядом улыбки, хорошее настроение, любимые стихи и песни.
Примером использования в сценарии праздника хореографической постановки может быть неожиданное появление на празднике «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» сказочного персонажа Емели, который исполнит русский танец.
Артисты музыкального театра на празднике могут показать самостоятельный номер, а также помочь ведущему в проведении праздника.
Ведущий: Дорогие друзья, у вас сегодня необычный день — день прощания с букварем. Конечно, немного грустно прощаться, но в то же время радостно, что вас ждут новые книги.
Шапокляк: Стойте, стойте, стойте! Ведущая: А Вы, собственно, кто?
Шапокляк: Это я, ваша любимая бабушка, бабуленька Шапокляк! Так что вы тут празднуете?
Ведущая: День прощания с букварем! Вы уж нам не мешайте.
Шапокляк: Что значит — не мешайте? Да я — самая лучшая устроительница праздников на свете. Что у вас там по сценарию? Празд-нич-ное выс-туп-ле-ние 1 «а». «Пе-сня о шко-ле». Ума не приложу, что же может быть праздничного в школе?
Ведущая: Бабушка, Вы неправы. Школа — это праздник, потому что здесь ждут ребят буквы, цифры, ноты. Впрочем, они сами расскажут Вам об этом в своей песне.
(Учащиеся 1 класса исполняют «Песню о школе» Д. Б. Кабалевского на слова В. Викторова).
Другим примером участия юных артистов в празднике может быть театрализация небольшого фрагмента книги о том или ином композиторе. Например, на празднике «Я хочу услышать музыку» перед выступлением учащихся настроить слушательскую аудиторию на восприятие музыки Грига помогла бы следующая проецируемая ситуация:
Ведущий: …Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. Неприступен край снежных вершин и бездонных озер. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия, где живут сильные, отважные люди, искренне верящие в сказки и предания, как верил в них Эдвард Григ, известный всему миру норвежский композитор.
Будучи ребенком, Эдвард верил, что внутри инструмента живут крошечные тролли и горные волшебники — кобольды. И они оживают, когда его мать играет старинные мелодии. Эдвард даже со страхом несколько раз заглядывал внутрь рояля.
(Маленький Эдвард нажимает клавишу, долго слушает и заглядывает в рояль.Входит мама.)
Мама: Какой ты у меня еще маленький. Тролли и кобольды живут в пещерах, а ночами водят хороводы в лесу. Эдвард: А почему ночами?
Мама: Потому что если их застанет луч солнца, они превратятся в камень.
Эдвард: Мамочка, можно их когда-нибудь увидеть?
Мама: Нет. Но иногда в траве остаются круглые следы от их деревянных башмачков…
Ведущий: На всю жизнь Эдвард Григ сохранил в душе очарование сказочно красивой природой, которая так прекрасно отразилась в творчестве композитора. Музыка Эдварда Грига «Заход солнца». Исполняет хор 4 класса.
Как видно из приведенных примеров, речь ведущего имеет большое значение. Она должна быть содержательной, яркой и эмоциональной, что поможет собрать внимание детей и подготовить к восприятию музыкального произведения.
МИКРОПРАКТИКУМ
1. Предлагая детям послушать попурри из знакомых песен в исполнении детей школьного хора, ведущий может собрать внимание младших школьников такими словами:
«Когда приходят добрые друзья, их непременно хочется чем-то вкусным угостить. Вот и вас мы сейчас угостим особым блюдом — музыкальным блюдом по рецепту попурри: берутся популярные мелодии, нарезаются не крупно, но и не мелко, так, чтобы вкус их почувствовать, соединяются вместе и подаются в концерте. Вполне съедобно. Попробуйте! — «Веселое попурри!»1.
Продумайте, каким образом можно собрать внимание детей перед исполнением инструментального номера (например, на флейте, скрипке). Помните, что ваше слово должно нести некую информацию, но при этом быть занимательным и интересным.
- 2. Проанализируйте сценарии праздников в журналах «Музыка в школе», «Начальная школа» по следующим параметрам:
- — воспитательные задачи праздника;
- — мера эмоциональности и поэтичности слова ведущего;
- — степень активности учащихся в праздничной программе;
- — художественность и доступность литературного и музыкального репертуара, его адекватность возрастным особенностям детей;
- — значение праздника для пробуждения у школьников познавательного интереса к музыкальному искусству и мотивации творческого самовыражения.
- Составьте сценарий новогоднего праздника2.
- __________
1 Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992.
2 Возможна альтернативная замена.
Список Литературы
Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М., 2006.
Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений — М., 2004.
Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. — М., 1989.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие. — М., 1983.
Арчажникова Л. Е Профессия — учитель музыки: книга для учителя. — М., 1984.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.
Барсова И. А. Книга об оркестре. — М., 1978.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. — Л., 1991.
Булучевский Ю. С, Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь. — М., 2005.
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М., 2007.
Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. — Луганск, 1990.
Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. — De Agostini Editions, 1997.
Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — Л., 1965.
Воспитание музыкой. Из опыта работы // сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. — М., 1991.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. — М., 1989.
Еродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе (I —IV классы). — М., 1962.
Еродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М., 1969.
Еуревич Е.Л. История зарубежной музыки. — М., 1999.
Домрина Е. Н. Беседы о музыке. — М., 1982.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А.Апраксина. — М., 1990.
Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. — М., 1986.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — М., 1976.
Казиник М. Тайные знаки культуры. — Кострома, 2005.
Как учат музыке за рубежом. / сост., авт. пред. Д. Дж. Харгривз,
A. К.Норт. — М., 2009.
Коренева Т.Ф.Ъ мире музыкальной драматургии: метод, пособие по ритмике. — М., 1996.
Королева Т.П. Методика музыкального воспитания. — М., 2010.
Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. — М., 1999.
Красильников И. М., Глаголева И. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). — М., 2004.
Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе: книга для учителя. — М., 2001.
Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки. — М., 2005.
Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. — М., 2009.
Матвеева Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье: монография. — Екатеринбург, 2007.
Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.
Музыка: 1—4 кл. Метод, пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. — М., 2010.
Музыка. 1 —4 кл.: программы для общеобразовательных учреждений /
B. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н.Кичак. — М, 2010.
Музыка в начальной школе: Метод, пособие для учителей / под редакцией Д. Б. Кабалевского. — М., 1980.
Музыка начинается там, где кончается слово: книга для учителя / М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; сост. П.С.Волкова. — М., 1995.
Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1—7 кл. 3-е изд., дораб. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. — М., 2010.
Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Музыкальная энциклопедия. — Т. 1 — 6. — М., 1973—1982. Музыканты мира: биографический словарь / М. В. Есипова, О. В. Фра-енова. — М., 2001.
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
Неменский Б. М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — Вып. 3. — М., 1995.
Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. — М., 2002.
Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977.
Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М., 2001.
Осеннева М. С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. — М., 2003.
Осеннева М. С, Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М., 1999.
Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981.
Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб.пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.
Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. — М., 1992.
Подуровский В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Ки-ященко, К.В.Тарасова и др. / под ред. Г.М.Цыпина. — М., 2003.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М., 2009.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 классы / под руководством Д.Б.Кабалевского. — М., 2006.
Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.
Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 2004. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Учеб.пособие. — СПб, 2007. Самарин В. А. Хороведение. — М.,1998.
Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973.
Способин И. В. Музыкальная форма. — М., 1980.
Способин И.В. Элементарная теория музыки. — М, 2006.
Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С.Тарасов и др. / сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Старобинский СЛ. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1999.
Струве Г. Школьный хор. Книга для учителя. — М., 1981.
Стулова Г. 77. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2010.
Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М., 1979.
Творческие портреты композиторов: популярный справочник. — М., 1990.
Теплое Б. М. Избранные труды: в 2-х т. — М., 1985.
Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр и др.- М., 1998.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. — М., 1990.
Торопова Л. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб.пособие. — М., 2008.
Финкельшшейн Э. Музыка от А до Я // Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992.
Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. — М., 1987.
Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. — М., 1964.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М., 1994.
Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М., 1961.
Шашковский Г. И. Сочинение и импровизация мелодий. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. — М., 1969.
Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.
Шмагина Т. С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: пособие для учителя. — М., 1993.
Энциклопедический музыкальный словарь / гл. ред Г. В. Келдыш. — М., 1990.
Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Популярная библиотека для родителей и педагогов. — М., 1997.
Научно-методические журналы
«Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал;
«Музыка в школе» — научно-методический журнал; «Педагогика искусства» — электронное научное издание (http:// www.art-education.ru).
ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/53593.html
Методика проведения общешкольных праздников
Россия, Кемеровская область, с. Верхотомское
ГСУВУ «КСОШ для детей и подростков
с девиантным поведением им. Народного учителя СССР Э.Г. Фельде»
- Воспитатели
- Игнатенко Елена Михайловна
- Артамонова Людмила Григорьевна
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.Именно поэтому необходимы детям праздники.
Праздник — важная часть общественной жизни, радостное событие, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.
Для детей с девиантным поведением праздники важны вдвойне.
Так как большинство воспитанников — это дети из неблагополучных семей, дети-сироты, многие воспитывались в неполных семьях. Они не имеют элементарных навыков социального поведения, у них искаженные представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях.
При поступлении в школу ребята имеют большие пробелы в знаниях: большинство ребят имеют очень низкую технику чтения (от 20 до 60 слов в минуту), читают по слогам, не знают таблицу умножения, в целом не владеют общеучебными навыками. Интеллектуальный уровень развития подростков ниже возрастной нормы.
Именно поэтому ребята с огромным удовольствием принимают участие в групповых и общешкольныхмероприятиях, в работе тематических клубов, благотворительных акциях, конкурсах, играх и т.д.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; формируются патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.
Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях.
Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, успешной адаптации в школе, раскрывает творческие способности; способствует созданию ситуации успеха.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.
Детские впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Участие в подготовке и проведении важно для социальной адаптации в целом. Праздники в школе являются важным средством, содействующим развитию гордости за свою Родину и преданности ей, формированию Гражданина. Школьные праздники развивают у детей чувство любви к школе, причастности к общешкольной жизни, гордости за ее достижения.
Организация и проведение общешкольных праздников.
Для детей праздник — это игра, т.е. выключение из рамок обычной жизни, установление особых правил, временных границ, определенная свобода в творческом самовыражении.
Основные виды деятельности ребенка на празднике связаны с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы, физическим развитием детей.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и др.
), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.
Важное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии (проекты декораций, костюмов, выставки работ воспитанников, посвященных праздничному мероприятию, и др.).
Праздник целесообразно проводить в большом помещении — актовом зале, празднично оформленном спортивном зале и др.
Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.
Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, интересов воспитанников, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников.
Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в учебно-воспитательный процесс школы. В специальном образовательном учреждении для детей с девиантным поведением ежегодно составляется общешкольный план, в котором намечаются праздничные мероприятия, сроки их проведения и ответственные педагоги.
- Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее чем за месяц до его проведения.
- Особую роль выполняют воспитатели, ответственные за проведение праздника.
- В обязанности воспитателей входит:
- • разработка сценария праздника и распределение выступлений;
- •разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);
- • организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;
- • организация и проведение репетиций;
- • художественное оформление зала, холлов;
- • создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник;
- • организация и проведение праздничного мероприятия;
- • участие в методическом анализе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;
- • участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.
- Важная роль принадлежит педагогу-организатору, хореографу, концертмейстеру. В их обязанность входит:
- • разучивание концертных номеров — исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений и др.;
- • постановка музыкально-драматических инсценировок или фрагментов из них;
- • изготовление декораций и костюмов;
- • подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.
- В обязанности воспитателей входит учет в процессе календарного и поурочного планирования образовательно-коррекционной работы с воспитанниками, связанной с подготовкой праздника:
- • разъяснение значения праздника;
- •разъяснение воспитанникам народных традиций и обычаев, связанных с праздником;
- • участие воспитателей в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);
- • проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;
- • изучение пожеланий, интересов и склонностей воспитанников по организации и проведению праздничных мероприятий.
- Работа по подготовке праздников включает ряд этапов.
Первый этап — выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.
- При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:
- — игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
- — в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;
- — содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;
- — при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
- — следует соблюдать строгую регламентацию времени;
- — продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.
Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих.
К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.
) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.
Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов.
Работа над сценарием имеет последовательные этапы, начинается она с определения темы и идеи.
Тема — это общий характер события. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь.
При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей.
Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.
Идея — основная мысль. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.
Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.
Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.
Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.
Форма — это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.
Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет — это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.
Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие.
После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.
Композиция — одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей.
Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности.
Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.
Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна.
Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр.
Прекрасным организующим началом является музыка.
Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь.
В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы.
Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений.
Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.
Второй этап— организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.
В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников — массовые, групповые, индивидуальные. В основном, подготовка к празднику осуществляется на внеурочных занятиях, проводимых воспитателем.
Ход подготовки к празднику обсуждается ответственнымиза его проведение на заседании художественного совета школы. Особое значение имеют репетиции, которые также проходят по специально разработанному графику.
При подготовке праздничных мероприятий учитывается то; что на любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности: речевая, музыкально-исполнительская, изобрази тельная и др. В процессе подготовки и проведений праздников у детей развивается речь.
Общение выступает как многоплановый процесс развития контактов между детьми и взрослыми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Большое значение в процессе подготовки праздника имеет изобразительная деятельность воспитанников, в процессе которой развивается эстетический вкус, зрительная память, крупная и мелкая моторика, внимание и аккуратность, творческие способности детей.
Изобразительная деятельность расширяет и обогащает представления детей об окружающем мире. Рисунками, поделками, сделанными руками воспитанников украшают зал к празднику.
Из лучших работ воспитанников составляется выставка по тематике праздничного мероприятия.
Третий этап — проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов.
Четвертый этап — анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.
После проведения мероприятия, воспитатели, подводя итог, выясняют: удалось ли достичь поставленных целей и задач, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как участвовали в подготовке праздника педагоги, как справились со своими задачами дети на празднике? А так же, как был оформлен зал, соответствовал ли использованный материал возрастным особенностям воспитанников, как использовались технические средства? Эти и многие другие вопросы должны стать предметом обсуждения на методическом объединении воспитателей.
После проведения праздника необходимо также предоставить воспитанникам возможность высказаться, передать свои чувства. Это обсуждение организуется воспитателем в группе.
К настоящему времени в специальном общеобразовательном учреждении для детей с девиантным поведением накоплен большой педагогический опыт проведения различных видов общешкольных мероприятий. Целью проведения мероприятий является: создание условий для коррекции поведения личности воспитанника, способной к самопознанию и самовоспитанию.
- Задачи:
- — способствовать сплочению детского коллектива;
- — развивать эстетический вкус, творческую активность ребят, коммуникативные навыки;
-воспитывать сознательную дисциплину.скачать dle 12.1
Источник: https://worldofteacher.com/2650-1137.html
Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства»
Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.
И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т. к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т. к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
Праздник не должен быть растянут во времени, т. к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников. [2]
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим и духовно-нравственным ценностям.
По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей — признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.
К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание.
Открытая комплексная программа «Праздники Детства» во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
- Главная цель программы — организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленная на создание благоприятной социально-педагогической и творческой среды развития личности ребенка.
- Основные задачи программы:
- — разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;
- — осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуговой деятельности;
- — развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;
- — расширение кругозора детей, формирование доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.
- — развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников.
- Принципы реализации программы:
- — принцип активности — создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.);
- — принцип взаимодействия — интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);
— принцип синтетичности — совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т. д.);
- — принцип целостности — согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;
- — принципа динамичности — вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени.
- Пути реализации программы:
- На основе предложений участников программы на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства»формируется творческий коллектив студентов, который ведеторганизационно-методическую работу по реализации комплексной программы «Праздники детства».
- Сроки реализации:
Июнь 2014 — июнь 2015гг. на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства».
- Описание содержания:
- Тематический план организации досуговой деятельности детей.
- Таблица 1
Тема мероприятия | Форма проведения | Время проведения |
День защиты детей | Разовая игровая программа | 1 час |
Праздник знаний | Коллективное творческое дело, арбузник. | 1 час |
День независимости | Историческое путешествие | 1 час |
День матери | Праздник | 1 час |
Новый год | Праздник, мастерская Деда Мороза. | 1 час |
Рождество | Спектакль (рождественская сказка). | 1 час |
День Защитника Отечества | Конкурсно-игровая программа | 1 час |
Праздник Весны | Разовая игровая программа | 1 час |
День птиц | Творческая мастерская | 1 час |
Салют ветеранам | Тематическая программа | 1 час |
«Именинник» | Разовая игровая программа | 1 час |
Праздник осени | Конкурсно-игровая программа | 1 час |
«Путешествие по сказкам» | Спектакли | 30 минут |
Папа, мама, я — спортивная семья | Конкурсно-игровая программа | 1 час |
Мультфильмы своими руками | Творческая мастерская | 2 часа |
Откуда пришли к нам буквы | Учебно-позванательная программа | 1 час |
Прогулки по Ишиму | Заочная экскурсия | 1 час |
День смеха | Праздник, разовая игровая программа | 40 минут |
Шоу мыльных пузырей | Праздник | 30 минут |
Сказочный карнавал | Разовая игровая программа | 1 час |
Веселые нотки | Музыкально-развлекательная программа | 1 час |
Веселые старты | Спортивная игра | 40 минут |
- Целевая аудитория:
- Дети дошкольного и младшего школьного возраста.
- Критерии оценки эффективности:
- Таблица 2
Критерии оценки эффективности деятельности | Подтверждающие документы |
Наличие и эффективность реализации программы деятельности педагога-организатора с учетом особенностей потенциальной аудитории участников. | Программа деятельности педагога-организатора (годовые, полугодовые, календарные планы, досуговые программы (краткосрочные и долгосрочные), временные и долгосрочные проекты, программы клубной деятельности, планы работы с детским сообществом, движением и пр.). Отчеты о проведенных мероприятиях и пр. Выводы по итогам реализации программы деятельности (графики, диаграммы, комментарии и пр.).
|
Наличие и эффективность реализации досуговых программ массовой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. | |
Наличие и эффективность реализации досуговых программ для детей и родителей. | |
Наличие собственной программы организации досуга учащихся в каникулярный период. | |
Наличие положительных отзывов о проведенных мероприятиях. |
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы досуговой деятельности ожидается развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников. Кроме этого, расширение кругозора, сформированность доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.
Праздник — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей — это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Мы выяснили, что основными функциями досуга является отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Досуг, как составная часть свободного времени может трансформироваться в творческую деятельность.
В достижение этой цели помогают досуговые программы. По классификации, предложенной методистом А. Б. Гальченко выделяется 6 основных типов программ.
Все они имеют свою специфику и успешно применяются в организации досуговой деятельности детей [1].
- Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности — общение.
- Технология подготовки театрализованных форм досуга предполагает ряд этапов процесса: составление сметы, четкого репетиционного графика, изготовление костюмов, реквизита, оформительского, музыкального и светового оформления, изготовления рекламы и пригласительных билетов и др.
- Считая, что творчество — дело «живое», можно допустить, что представленные в работе материалы могут варьироваться в зависимости от форм досуга и претерпевать изменения, но все же ими можно воспользоваться как методическим материалом организаторам театрализованных форм досуга в своей практической деятельности.
- Литература:
1. Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга — сфера социализации, с. 47–51
2. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей / Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 1998
Источник: https://moluch.ru/archive/67/11211/