Метод наблюдения — справочник студента

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.

Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни­ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязан­ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ­ных фактов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо­лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез.

Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час­то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б.

Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор­мирования предметных действий ребенка.

За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте­ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за­ висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде­ляют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых , оно может быть сплошным и выборочным.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Постановление суда первой инстанции по гражданским делам - справочник студента

Оценим за полчаса!

охватывают одновременно многие стороны по­ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения.

Ко­нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ре­бенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, вы­ражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особен­ности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки вре­мени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть неви­димой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого  используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон­ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела).

Его помещают между комнатой, в которой нахо­дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком.

В настоящее время для скры­того наблюдения используют телевизионные установки, видео и ки­нокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный д ля ребенка взрослый.

Главное, чтобы он не нарушал непринужденно­сти и естественности поведения ребенка.

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрос­лый не только является видимым, заметным для ребенка, но и уча­ствует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка.

В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отме­чает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), а потом описывает свои наблюдения.

Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малы­ша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитате­ли, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным).

При одноразовом наблюдении процедура исследования проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обыч­но сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/metod-nablyudeniya/

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).

Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения:
    • а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
    • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
    • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
    • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
    • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
    • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).
Читайте также:  Личность учителя и её направленность - справочник студента

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/metod-nablyudeniya/

Наблюдение как метод психодиагностики

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
  • Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
  • Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
  • Отличия научного наблюдения от обыденного:
  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Рисунок (откроется в новом окне)

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

  1. О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
  2. В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
  3. Лабораторное наблюдение:
  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
  • Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
  • При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
  • Систематическое наблюдение:
  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
  1. Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
  2. Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
  3. Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
  4. Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
  5. Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
  6. Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
  7. Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
  8. Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
  9. Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
  10. «Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
  11. Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
  12. Наблюдение может быть:
  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений —сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.
  • Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
  • Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
  • В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
  • 1) выявляется проблемная ситуация,
  • 2) определяются цели и задачи,
  • 3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
  • 4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
  • 5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
  • 6) выбирается метод обработки результатов;
  • 7) осуществляется наблюдение согласно плана;
  • 8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
  • Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
  • а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
  • б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  • Психодиагностика
  • методы психодиагностики
  • наблюдение

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/nablyudenie-kak-metod-psihodiagnostiki

Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения

С.М.ПЕТРОВА

  • НАБЛЮДЕНИЕ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
  • Учебно-методическое пособие
  • Псков 2005

ББК 88.492.я73

П

Печатается по решению кафедры психологии и редакционно-издательского совета ПГПУ им. С.М.Кирова.

Рецензенты: Михайлова В.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ПГПУ им. С.М.Кирова

Калинина Р.Р., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии ПВИ

П Петрова С.М. Наблюдение в работе психолога: Учебно-методическое пособие для студентов психологических факультетов. – Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2005. — с.

Учебно-методическое пособие знакомит читателя с наиболее широко применяемым в исследовательской и практической деятельности психолога методом.

Изучение метода наблюдения является составной частью курса «Общий психологический практикум» и соответствует образовательному стандарту.

Предложенные для самостоятельной работы материалы и задания позволят более глубоко освоить теоретические основы метода наблюдения и закрепить необходимые для проведения наблюдения умения и навыки.

  1. Пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических факультетов, практических психологов и всех специалистов, чья работа непосредственно связана с использованием метода наблюдения.
  2. Издано в авторской редакции.
  3. ISBN–5­87854-207-2

@ Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, 2005

@ С.М.Петрова, 2005

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Предисловие
  • Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения

1.1. Наивное и научное наблюдение

1.2. Наблюдение и эксперимент

1.3. Виды наблюдения

1.4. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Задания для самостоятельной работы

Глава 2. Организация и методика наблюдения

2.1. Планирование наблюдения

2.2. Разработка программы (схемы) наблюдения

2.3. Проведение наблюдения

2.4. Обработка результатов наблюдения

Задания для самостоятельной работы

Глава 3. Наблюдательность в деятельности наблюдателя

3.1. Понятие психологической наблюдательности

3.2. Развитие психологической наблюдательности

3.3. Особенности наблюдателя, влияющие на результаты наблюдения

3.4. Типичные ошибки наблюдателя (слабые стороны наблюдения)

  1. Задания для самостоятельной работы
  2. Библиография
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
  4. Наблюдение включено в повседневную жизнь и деятельность людей, а также позволяет накапливать сведения в рамках психологической науки и практики.

Трудно переоценить значение наблюдения в обыденном познании, при осуществлении наблюдения за повседневной жизнедеятельностью людей. Человек многому учится, наблюдая за поведением других людей, избегает ненужных ошибок. Научение через наблюдение за другими людьми позволяет усваивать сложные образцы поведения.

Современная психология, стремясь понять человеческое поведение, которое чрезвычайно сложно, расчленила его на относительно изолированные области исследования. Однако понимание важности изучения целостного поведения человека от этого лишь возросло. Знакомство с методом наблюдения позволяет это не только не забывать, но и грамотно делать.

Термин «наблюдение» может употребляться в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, наблюдение как метод и наблюдение как методика.

Наблюдение как деятельность используют как психолог-исследователь, так и психолог-практик. Является наблюдение научным или практическим определяется характером целей. Научное наблюдение решает познавательные, исследовательские задачи.

Его целью являются сами результаты наблюдения. Результаты наблюдения в практической работе используются для достижения целей практической деятельности. Включенное в практическую деятельность наблюдение направлено на ее обслуживание.

Метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и критериях научного наблюдения, об его достоинствах и недостатках, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя.

Под методикой наблюдения обычно понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач.

Знакомство с деятельностью, методом и методикой наблюдения обеспечит профессионала навыками оперативного восприятия и понимания других людей, позволит научиться выбирать верную дистанцию в общении с разными людь­ми, будет способствовать коррекции собственных недочетов во взаимодействии с другими, даст возможность увидеть себя со стороны.

Не секрет, что не все профессиональные психологи используют наблюдение как научный метод с четкой структурой, программой, обработкой полученных данных.

Читайте также:  Развитие психологических подходов к личности - справочник студента

Практические задания для самостоятельной работы, которые приведены в конце каждой главы, позволят более глубоко освоить теоретические основы метода наблюдения и закрепить необходимые для проведения наблюдения умения и навыки.

Наблюдательность как качество личности по-разному ценится и поощряется в разных культурах и в разных профессиях. Бесспорно, в существенной части успешность в профессиях типа «человек-человек» зависит от наличия наблюдательности как профессионально важного качества.

Важно, чтобы начинающие психологи оценили необходимость развития наблюдательности для будущей исследовательской и практической работы. В своей деятельности психолог не должна руководствоваться лишь житейской наблюдательностью и здравым смыслом, но также не должен становиться и рабом рекомендаций.

Профессионал – не тот, кто умеет «держать глаза открытыми», а тот, кто знает, зачем это нужно, где, когда и каким образом это делать.

Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s25845t5.html

Заключение

Мы рассмотрели понятие наблюдение. Процесс наблюдения широко распространен как в повседневной жизни, так и в различных ее сферах.

Наблюдение эффективно применяется в самых различных случаях и ситуациях. С его помощью можно добиваться различных целей, и оно может быть как основным методом сбора первичной информации, так и вторичным или подтверждающим или уточняющим.

Существует большое число классификаций наблюдения и каждая из них будет более эффективна и применима в различных ситуациях.

Как и любой метод сбора информации, наблюдение обладает рядом положительных и отрицательных сторон. Так главным минусом является большая вероятность субъективной оценки наблюдаемого объекта или явления.

Одним из наиболее важных плюсов, которые выделяют, является тем, что впечатления и анализы, полученные путём наблюдения, имеют наиболее яркий характер, по сравнению с остальными методами.

Главным положительным моментом в проведении исследований в процессе наблюдения является тот факт, что субъект исследования имеет довольно тесный контакт с наблюдаемыми им объектами. Наблюдатель постоянно контролирует ситуацию, причём делает это напрямую, без посредников, за счёт чего картина событий выглядит более точно и многогранно.

Таким образом, нами были решены поставленные задачи и достигнута цель — исследовать метод наблюдения.

  • 1. Андреев, А.А. Методы сбора информации [Текст] / А.А. Андреев. — М.: Логос, 2003. — 173с.
  • 2. Аширов, Д.А. Организационное поведение [Текст] / Д.А. Аширов. — М.: Проспект, 2006. — 360с.
  • 3. Баженова, Т.Е. Социология [Текст] / Т. Е. Баженова. — СПб.: Питер, 2007. — 189с.
  • 4. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник [Текст] / А.Ф. Баранников — М.: Юнити, 2004. — 159с.
  • 5. Вайсман, О.А. Методы сбора информации [Текст] / О.А. Вайсман. — М.: Искра, 2006. — 175с.
  • 6. Ваисова, Л.М. Проведение исследований [Текст] / Л.М. Ваисова. — СПб.: Нева, 2007. — 193с.
  • 7. Васильева, И.Р. Информация и ее сбор [Текст] / И.Р. Васильева. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 127с.
  • 8. Высоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. — М.: Эксмо, 2000. — 86с.
  • 9. Герасименко, М. В. Проведение исследования [Текст] / М. В. Герасименко. — СПб.: Питер, 2005. — 198с.
  • 10. Ибрагимов, И.М. Проведение исследования в организации [Текст] / И. М. Ибрагимов. — М.: Академия, 2007. — 165с.
  • 11. Исайчева, И.П. Кадровая безопасность [Текст] / И.П. Исайчева. — М.: Информатика и образование, 2007. — 90с.
  • 12. Киселева, М.М. Методы сбора информации [Текст] / М.М. Киселева. — М.: Академия, 2005. — 137с.
  • 13. Козлова, О.М. Социологические исследования [Текст] / О. М. Козлова. — М.: Эксмо, 2002. — 109с.
  • 14. Коротков, Н.К. Научное исследование [Текст] / Н. К. Коротков. — М.: Заря, 2008. — 180с.
  • 15. Красношлыкова, О. К. Проведение исследования и анализ его результатов [Текст] / О. К. Красношлыкова. — М.: Эксмо, 2005. — 103с.
  • 16. Никишина, Т.А. Технологии сбора информации [Текст] / Т.А. Никишина. — М.: Информатика и образование, 2003. — 196с.
  • 17. Новиков, С.П. Социология и ее применение [Текст] / С. П. Новиков. — М.: Дрофа, 2003. — 128с.
  • 18. Панкова, Е.В. Исследование организации [Текст] / Е. В. Панкова. — М.: Информатика и образование, 2007. — 73с.
  • 19. Румянцева, Е.Л. Стратегия управления персоналом [Текст] / Е.Л. Румянцева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 256с.

Источник: https://studwood.ru/777344/sotsiologiya/zaklyuchenie

Метод наблюдения. области применения социологического наблюдения. разновидности метода наблюдения

Под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций.

Область применения:все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения предмета и. объекта исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы.

Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже — для получения оценочной информации. Может применяться :в исследовании всех сфер жизнедеятельности.

В ходе социологического исследования может сочетаться практически со всеми методами исследования.

Чаще всего наблюдение в социологии применяется:

1. Когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ- футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации-дорожного происшествия, пожара и т.д.

2. При изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, по чему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации.

3. Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.

Из сказанного вытекает вывод, что наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей.

Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.

В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

Виды наблюдений по разл основаниям классификации:

Степень формализованности наблюдения

1)Нестандартизированное (неструктурализованное)наблюдение — это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать.

Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованиое) наблюдение — такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации и для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения под лежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблю дение контролируемым и результативным.

Положение наблюдателя относительно объекта

1) Невключенное (внешнее)наблюдение— это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны.

Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования.

Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

2) Включенное наблюдение — это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений:

а)полное включение наблюдение,когда наблюдение производится скрытно, изнутри ис следуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь.

б)другим типом включенного наблюденияявляется такая деятельность исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, наблюдает жизнь определенного коллектива в раз личных ситуациях. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как «участник — наблюдатель».

в) третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве «наблюдателя -участника». В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер.

г)четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.

Место проведения наблюдения

1)Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

2)Лабораторное наблюдение— такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой групп и контролируемых исследователями условиях.

При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства фиксации поведения наблюдаемых, его изменения с из менением условий и ситуации, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a36635.html

Метод наблюдения. Виды наблюдения. Требования к организации и проведению

Общая характеристика.Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Научное наблюдение стало широко применяться в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.

Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Особенности метода (специфика). Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение.

Цель наблюдения – выявить и зафиксировать отдельные поведенческие акты, а именно индивидуальные действия и взаимодействия со средой и другими индивидами.

Виды наблюдения. Оно бывает: 1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью. 2. Открытое или скрытое (включенное и невключенное).

Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы). 3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях.

Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения.

Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.  4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Лонгитюдное осуществляется в течение длительного времени.

Периодическое наблюдение — осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена.

Формы регистрации данных: а) качественные (описание – качественная форма регистрации данных, которая заключается в словесном выражении фактов поведения с использованием условных обозначений. Может быть: сплошным, т.е.

сплошное описание всего, что происходит; выборочным (ведение протокола); дневниковые записи (используются для длительного наблюдения, чаще всего за одним человеком) б) количественные (хронометраж – количественная форма регистрации данных, которая заключается в определении длительности какого-либо действия и частоты его проявления; и психологические шкалирование – это количественная форма регистрации данных, которая заключается в отражении уровня или наличии/отсутствии наблюдаемых фактов поведения).

Приемы и методы снижающие эффект субъективности. 1. Необходимо отделить процесс регистрации фактов от их интерпретации. 2. Необходимо правильно подюирать единицы наблюдения. 3. Использование стандартизированных методик наблюдения. 4. Обобщение результатов наблюдения нескольких наблюдателей (существуют методики экспертных оценок). 5. Использование технических средств

Единицы наблюдения. Единицы наблюдения — простые или сложные действия объекта исследования, доступные наблюдателю. Для их регистрации используются специальные документы: 1. Карточка наблюдения. Она необходима, чтобы регистрировать те или иные признаки в формализованном и зачастую закодированном виде.

По ходу исследования может быть использовано несколько таких карточек, отдельно для каждой единицы изучения. 2. Протокол наблюдения. Предназначен для того, чтобы фиксировать комбинированные результаты в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает взаимодействие карточек наблюдения. 3.

Дневник наблюдений. Психология часто использует различные журналы наблюдений. Они необходимы для того, чтобы зафиксировать полученные результаты исследования. В них указываются не только различные сведения о самом объекте, но также и совершенные в ходе изучения действия наблюдателя.

При записи результатов может применяться также различная кино- и видеоаппаратура.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2261;

Источник: https://studopedia.net/6_58434_metod-nablyudeniya-vidi-nablyudeniya-trebovaniya-k-organizatsii-i-provedeniyu.html

Ссылка на основную публикацию