Анализ продуктов деятельности – написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других изделий – имеет большое значение и для науки и для практики.
Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения.
Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Вообще метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.
Изучение результатов деятельности детей позволяют оценивать сам результат деятельности, его качество, но не процесс его выполнения.
Анкетирование
По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации.
Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п.
На их основании нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека, формулировать психологический диагноз.
В дошкольном возрасте не проводится, т.к. дети не умеют писать и читать.
Беседа или интервью
Этот метод занимает особое место среди средств деятельности психолога. В исследовательской и психодиагностической практике беседа используется как основной метод и как дополнительный метод.
Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть стандартизированной, т.е.
состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и свободной.
Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возможны и промежуточные формы.
Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых, «открытых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).
В одних случаях содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.
В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управляемая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные промежуточные варианты.
Психолог, проводящий беседу, с помощью специальных средств создает особые условия для разговора, позволяющие собеседнику говорить раскованно, свободно выражать свою точку зрения. Самое важное здесь – умение слушать собеседника.
Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается.
Однако не менее, чем техники, психологу необходимы подлинная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.
Беседа – очень сложная форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов беседы.
Особое значение приобретает беседа как метод консультационной, развивающей и психо-коррекционной работы, а также методов немедицинской психотерапии. Эти методы составляют арсенал практической психологии, т.е. непосредственной работы психолога с людьми.
При использовании с детьми дошкольного возраста метод беседы имеет ограничения. До четырех лет опрос проводится таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. После четырех лет становится возможным опрос, предполагающий словесные ответы детей.
Применяется если нужно выяснить знания, мнение ребенка. Ответы детей буквально фиксируются. Вопросы тщательно продумываются. Проводить беседу должен подготовленный исследователь.
Социометрия.
Метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между людьми и детьми, положения которое они занимают в группе. С дошкольниками социометрия проводится при помощи выбора действий, например дети дарят подарки.
Распределение подарков служит основанием для составления таблицы – социограммы, — из которой видно, какие дети пользуются наибольшей популярностью в группе, какие меньшей, какие вовсе не привлекают симпатии сверстников.
Социограмма показывает также взаимосвязь выборов, и позволяет сделать предположения о дружеских связях.
Связь психологии с другими науками. Предмет и задачи детской психологии. Характеристика основных закономерностей развития ребенка: скачкообразность, неравномерность, стадиальность, наличие сензитивных периодов, пластичность, компенсация, интеграция, дифференциация.
Психология как наука имеет множество отраслей и связей с другими науками. Так она тесно связана с естественными науками, которые являются ее основой. Изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии и т.д.).
Точными науками, которые активно пользуются знаниями психологии при создании техники, ее эксплуатации, а психология использует оборудование в своих исследованиях.
Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.
Психология неразрывно связана с педагогикой, которая использует знания об особенностях психического развития детей при построении учебного процесса. Близость к другим наукам просматривается в отраслях психологии.
Педагогика
Точные науки Естественные наук
Детская психология опирается на те знания о психике человека, которые дает общая психология, и имеет такую же тесную взаимосвязь с другими отраслями знаний. В то же время детальное изучение детского развития, помогает глубоко понять общую природу человеческого познания.
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.
Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву.
Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия.
В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.
Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивнымы.
Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно.
Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.
Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени.
Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни.
Так, год жижи в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.
Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого.
Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.
Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.
Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений.
И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).
Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности.
Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.
Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, АН Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.): Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.
Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения.
На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, 1с освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей.
В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.
Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики.
Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественном уровне.
В частности взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивает ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант.
На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В частности, по меревзросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.
В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта.
Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться.
Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание.
В последнее время оно рассматривается Г как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).
Источник: https://infopedia.su/12x5acc.html
Характеристика метода анализа продуктов деятельности
В данной статье представлена характеристика метода анализа продуктов деятельности.
Проведен анализ источников, на основе которого определены сущность и эффективность проективного метода и метода контент-анализа.
Также в статье представлены определения следующим понятиям: анализ продуктов деятельности, проективный метод, контент-анализ. Дан ответ на вопрос: «В чем заключается актуальность в применении данных методов?».
Тема данной статьи является актуальной, поскольку с помощью применения метода анализа продуктов деятельности выясняется готовность ребенка к школе, диагностика интеллектуальной сферы, эмоциональные личностные особенности детей и взрослых, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности.
Целью данной работы является изучение специфики «анализа продуктов деятельности».
Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов деятельности.
Этот метод часто (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, комментариев, выступлений, рисунков и т. д.
Однако в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения). [1, c. 26]
В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни методы могут использоваться часто, а другие-реже.
Анализ продуктов деятельности обучающихся их творчества, беседа, тестирование, анкетирование являются тоже доступными и часто применяемыми в педагогической психологии.
Анализ продуктов деятельности чаще всего используется при работе с детьми разного возраста, поэтому получил такую популярность.
Давайте подробнее рассмотрим методы анализа продуктов деятельности, которые часто применяются в педагогической психологии.
Наиболее распространенным является проективный метод. Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году. Определяя специфику проективного подхода, Л.
Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него определенной ситуации, его чувств и мыслей: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора […], а скорее то, что должна означать для личности, придающей или наделяющей ее собственным уникальным значением и организацией. Тогда субъект будет реагировать на собственное значение представленной стимульной ситуации какой-либо формой действия и чувством, отражающим его личность». [2, с.11-12]
Проективные методики позволяют изучать внутренние особенности человека. Процедура применения проектного метода такая же, как и любого психологического теста.
Испытуемым дается какое-нибудь задание, например, нарисовать рисунок, составить рассказ по рисунку и т.д. Главная задача экспериментатора заключается в ведении беседы, предъявлении заданий испытуемому и т. д.
Здесь главным считается процедура анализа и интерпретация продуктов деятельности.
Согласно классификации Л. Френка, выделяются следующие проективные методики: тест «Рисунок дома», тест Гудинаф и Маховер («Фигура человека»), тест «Рисунок дерева» и т.д.
Общими для всех методик являются следующие признаки: неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов.
Итак, главное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть возможные субъективные причины человеческого поведения. Часто эти причины не осознанны, и понять их бывает достаточно трудно.
В этой ситуации исследователю поможет проективный метод и составляющие его проективные методики, которые помогают раскрыть мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, когда участники не смогут контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
Рассмотрим еще один метод, который тоже часто применяется в психологическом исследовании — это контент анализ.
Контент-анализ — это техника сбора информации, которая производится на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.).
Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, которые обеспечивают формализацию и измерение исследуемых признаков.
Этот метод способствует получению информации о человеке с помощью документальных источников: писем, автобиографий, фотографий, дневников, радио — и телепередач и т. д. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно охарактеризовать политические процессы.
Впервые это метод применялся в ХХ веке, в 20-х годах для обработки материалов средств массовой коммуникации. Когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.
Контент-анализ несколько видоизменяется, это зависит от области применения и, главное, от задач, которых приходится решать.
Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы.
Исследование отдельно взятых текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора. Контент-анализ направлен на выработку количественного описания, смыслового и символического содержания документа.
Контент-анализ отличается от других способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его проявление, как оценку социальной жизни.
Существуют три основных направления применения контент-анализа:
- помогает выявить, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение;
- помогает определить, что существует в тексте как токовом (язык, структура, жанр);
- помогает выявить того, что будет с текстом после восприятия адресатом.
Основная трудность при работе с источниками заключается в умении провести качественный анализ. Это во много зависит от возможностей исследователя.
В практическом применении контент-анализа после определения цели, задачи, гипотезы исследования определяется категория. В свое время в отечественных исследованиях сложились следующие категории: тема, автор, герой, знак, ценности и др. Часто контент-анализ применяется при исследовании сообщений СМИ.
Благодаря чему, изучаемые признаки текста ( содержание проблемы, причины ее возникновения, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. После выбираем лингвистическую единицу счета. Часто применяется время-пространство.
Необходимым условием такого анализа является составлении таблицы.
Контент-анализ может использоваться:
- как основной метод, который направлен на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
- как метод, применяемый в комплексе с другими методами;
- как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.
Таким образом, основная цель контент-анализа заключается в выявлении тех аспектов содержания текста или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности.
Рассмотрев два метода анализа продуктов деятельности, мы можем выделить следующие его особенности:
- дает возможность собрать достаточный материал;
- дает возможность прослеживания динамики психологического развития человека;
- это наиболее естественный способ исследования психики человека;
- дает возможность выявить самые разнообразные психологические особенности человека.
Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает.
Источник: https://novainfo.ru/article/14980
Реферат на тему:" Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования"
- ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
- РЕФЕРАТ
- по дисциплине «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»
- Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
- очное обучение
- Выполнила:
- студентка 1 курса 103Б группы
- Князькина Ксения Алексеевна
- Проверила:
- преподаватель ОГБПОУ УПК
- Кафидова Ирина Александровна
- Ульяновск
- 2016
- ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….
-
Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………………
1.1 Особенности использования метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………………….
-
Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………………
-
Технология метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
- 3
- 5
- 6
- 6
- 10
- 12
- 13
- ВВЕДЕНИЕ
Тема реферата является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности».
С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
- Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»
- В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- — раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;
- — выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;
- — проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;
- Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Анализ продуктов деятельности — метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
1.1.Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества.
Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Распространенным методом данной группы является анализ документов.
По форме фиксации информации документы обычно делятся на: а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста); б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая); в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.
); г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки). В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации.
Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.
По содержанию информации документальные источники делятся на: а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п;
- б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).
- 2. КОНТЕКСТ – АНАЛИЗ КАК ВАРИАНТ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.
Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.
- Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
- 1) слово (термин, символ);
- 2) суждение или законченная мысль;
- 3) тема;
- 4) персонаж;
- 5) автор;
6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.
- Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?
- Выделим главные из них:
- — изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
- — изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами); — изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
- — изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;
— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);
— анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.
Источник: https://infourok.ru/referat-na-temu-analiz-produktov-deyatelnosti-kak-metod-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya-1426060.html
Методы изучения продуктов деятельности — Лекции по Психодиагностике
Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод. позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности (П.И. Обрзцов).
«Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включённости в некоторую систему взаимодействий и отношений» (В.И. Загвязинский).
Изучение продуктов деятельности человека в широком смысле есть не что иное, как изучение последствий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальны сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить своё отношение к системе ценностей и т.д. В более узком плане речь может идти о материализованных результатах деятельности человека (сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам, поделки, различные модели, детали и т.п.).
При изучении продуктов деятельность сегодня используют технические средства (фотографирование, киносъёмка, телевидение, и звукозапись, компьютерная техника).
Метод изучения документации (отчётно-учётной, нормативной и др.). Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации того или иного процесса деятельности.
Метод контент-анализа, позволяющий получить достоверную информацию путём её специальной выборки.
Контент-анализ(англ. content – содержание, analysis – разложение) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т.д.).
При его использовании на больших массивах информации (например, текстов) в соответствии с целями исследования выделяются определённые смысловые единицы содержания и формы информации (например, отдельные психологические характеристики, виды взаимодействия людей и т.д.).
Далее для выявления существующих тенденций определяются частота и объём их употребления. Контент-анализ даёт возможность выявлять в текстах отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива и т.д.
В отличие от содержательного анализа, этот научный метод используется для получения информации, отвечающей некоторым качественным критериям – объективности, надёжности и валидности.
Источник: https://students-library.com/library/read/63795-metody-izucenia-produktov-deatelnosti
Анализ продуктов деятельности
Анализ продуктов деятельности — Метод широко распространен в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.
Анализ продуктов деятельности — это еще один способ получения информации в психодиагностике.
Это количественно — качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п. ).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент — анализ» (буквально «анализ содержания»)
Впервые он начал применяться начиная с 20 — х гг.
нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления Так, например, в 20 — е гг русский исследователь Н А Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола Или другой пример В 80 — х гг Н Н Лепехиным и Ч А Шакеевой проводился контент — анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах Таким образом, основная процедура контент — анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц — смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т е выделить смысловые единицы Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей Так как контент — анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т п ), его следует применять только тогда», когда есть достаточное количество материала для анализа В контент — анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу) Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа
В психологической диагностике контент — анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре Конкретно контент — анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т п Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др. ) проводится контент — анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого — количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д. ), глаголов, логических блоков и т. п Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого В последнее время в западной психологической литературе появился термин «тесты учителя». Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики
Особо выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально — психологических особенностей учеников, их поведения По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике Однако само упоминание о них в психодиагностической литературе, вероятно, следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой чертой психологического диагностирования Только сочетание формализованных методик диагностики с наблюдениями, беседами и другими формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат.
- Психодиагностика
- Анализ продуктов деятельности
Оцените публикацию
Источник: https://hr-portal.ru/article/analiz-produktov-deyatelnosti
Особенности анализа продуктов деятельности как метода психологического исследования
1. Исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком.
2. Психолог анализирует продукты предшествующей деятельности респондентов или размышления о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.
3. Исследование не требует создания специальных условий.
Сферы использования архивных исследований.Архивное исследование широко применяется в деятельности школьного психолога. Посредством архивных исследований он изучает интересы, склонности, способности, особенности навыков и умений, объем знаний учащихся.
В деятельности психолога организации архивное исследование направлено на изучение отношения к деятельности сотрудников, оно может способствовать изучению психологических аспектов успешности общения.
Архивное исследование используется в научной деятельности психологов с целью изучения реальных психологических явлений, отраженных в содержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами). Архивное исследование используется для обработки и уточнения данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет, бесед, данных проективных методик и т.д.).
Виды архивных исследований.Выделяют следующие виды архивных исследований: анализ продуктов деятельности, контент-анализ.
- Анализ продуктов деятельности – исследовательский метод, представляющий собой изучение материализованных результатов деятельности респондентов.
- Стандартными единицами при анализе продуктов деятельности являются:
- 1) изделия ручного труда (рукоделия, вышивка и др.);
- 2) стихи, сказки, рассказы (как результат труда);
- 3) создание рисунка, лепка, аппликация, постройки и др.
- Контент-анализ, или анализ содержания, – стандартная методика исследования, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
Контент-анализом называют любое систематическое изучение материала, в ходе которого качественная информация распределяется по заранее определенным категориям. Любой вид записей можно подвергнуть контент-анализу; и хотя в большинстве случаев изучается вербальная информация, например данные интервью, невербальный материал также можно проанализировать.
- Стандартными единицами при изучении текста в контент-анализе являются:
- 1) слово (термин, символ);
- 2) суждение или законченная мысль;
- 3) тема;
- 4) персонаж;
- 5) автор;
- 6) целостное сообщение.
- Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Необходимым условием применения метода архивного анализа является наличие материального носителя информации.
Информация, лежащая в основе архивного исследования, может включать как общедоступные сведения (данные переписи населения, судебные протоколы, генеалогические сведения, годовые отчеты фирм и регистрационные данные из бюро патентов), так и более персональную (кредитные отчеты, истории болезней, отметки образовательных учреждений, личную корреспонденцию и дневники).
- Процедура архивного исследования предполагает следующие этапы:
- 1) определение совокупности изучаемых источников;
- 2) формирование выборочной совокупности источников информации;
- 3) выявление единиц анализа;
- 4) выделение единиц счета;
- 5) непосредственно процедуру подсчета,
- 6) интерпретацию полученных результатов.
- Этап определения совокупности изучаемых источников предполагает работу по отбору источников информации с помощью заданных критериев.
- К критериям отбора информации могут относиться:
- — заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы, поделки, рисунки и др.);
- — один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
- — заданные стороны (отправитель, получатель, изготовитель);
- — сопоставимый размер источников информации (минимальный объём или длина);
- — частота появления источников информации;
- — место появления источников информации;
- — время появления источников информации.
- При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Следующий этап работы – формирование выборочной совокупности источников информации.
В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу источники информации часто ограничены по числу и доступны.
Однако иногда архивное исследование должно опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации. В таком случае необходимо проводить отбор источников информации, основываясь на задачах исследования.
Выявление единиц анализа. Этот этап работы предполагает вычленение единиц анализа. Ими могут быть слова, темы, действия. Правильный выбор единиц анализа – важная составляющая всей работы.
- Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
- — она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
- — она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
- — она должна легко идентифицироваться;
- — число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Выделение единиц счета. На следующем этапе исследования необходимо отобрать единицы счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер.
В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
- — физическая протяженность текстов;
- — площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- — число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- — длительность трансляции по радио или телевидению;
- — метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
- — количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе имеет строгое дефинирование его операторов.
Непосредственно процедура подсчета. В общем виде этот этап сходен со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Необходимым условием является разработка таблицы – основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования.
Например, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста.
Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица – кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ.
В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.
Важным условием архивного исследования является разработка инструкции кодировщику
Источник: https://studopedia.net/7_35468_osobennosti-analiza-produktov-deyatelnosti-kak-metoda-psihologicheskogo-issledovaniya.html
Анализ продуктов деятельности
Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени.
В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А.Н.
Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.
Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения.
Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства.
Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.
На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.
Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И.Ф. Марковская выделяет особый блок – «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.
Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.
Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.
Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна – Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.
Первая стадия – «каракули» – включает четыре периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования.
С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет – период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм.
Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.
Вторая стадия – «первичные схемы» – возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.
Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.
Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».
Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей.
С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов.
Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.
В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо).
При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д.
Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.
Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.
При оценке умственного развития учитывают два основных показателя – «наличие основных деталей» и «пластичность – схематичность» рисунка.
По наличию основных деталей нормальным считается:
- для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;
- для 7 лет – руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);
- в 8 лет – появляются уши;
- с 9 лет – ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).
Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) – это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.
Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой – и шея, и руки как бы приклеены к телу).
Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма – раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.
В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7-9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.
Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.
При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально.
При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем.
Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.
Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии.
Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок.
В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность.
Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.
При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.
Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета.
Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А.В.
Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности пространственных представлений – базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).
При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками.
Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович.
(Тахитоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)
Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве – его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.
Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея – Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9-10 годам появляется полноценное выполнение теста.
Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения.
Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.
Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
Источник: https://Psylist.net/praktikum/00083.htm