Местное самоуправление в российской федерации — справочник студента

Журнал «Самоуправление» – общественно-политическое, научно-образовательное издание, посвящённое проблемам становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Основная задача журнала – всесторонне анализировать и давать объективную оценку российской муниципальной реформы, научно обосновывать меры, необходимые для реального продвижения и укрепления местного самоуправления в Российской Федерации.

В своей работе журнал опирается на солидную научную базу ведущих российских академий и университетов, а также на практический опыт широкого круга руководителей: от депутатов Государственной Думы РФ и глав регионов до руководителей российских муниципальных образований.

Журнал учреждён Вольным экономическим обществом Москвы и ООО «Арбат-Финанс» в партнёрстве с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, издается с 2006 года, выходит тиражом – 10 000 экз.

Главный редактор журнала “Самоуправление” с момента его основания и по настоящее время – Геннадий Леонов
Шеф-редактор Анатолий Гусев

Журнал «Самоуправление» поступает адресной рассылкой в Администрацию Президента РФ, Совет Федерации РФ и Госдарственную Думу РФ, Правительство РФ, Московскую городскую Думу, муниципалитеты Москвы и Санкт-Петербурга, администрации и органы местного самоуправления российских регионов. Журнал доставляется в данные адреса прямой рассылкой и по подписке.

The «Samoupravlenie» journal is the socio-political and scientifically-educational edition sanctified to the problems of becoming and development of local self-government in Russian Federation.

Our basic task – an all-round analysis and objective estimation of Russian municipal reform, scientifically to ground measures necessary for the real advancement and strengthening of local self-government in Russian Federation.

In the work we lean on the considerable scientific base of the leading Russian academies and universities, and also on practical experience of wide circle of leaders: from the deputies of State Duma of the Russian Federation and heads of regions to the leaders of Russian municipalities.

The «Samoupravlenie» journal is founded by Free Economic Society of Moscow and LTD «Arbat-Finance» in partnership with the Russian Academy of National Economy and Government Service at President of Russian Federation, published from 2006, edition – 10 000 copies.

Journal directed by address distribution in Administration of President of Russian Federation, Council of Federation of Russian Federation and State Duma of the Russian Federation.

Government of the Russian Federation, Moscow City Duma, municipalities of Moscow and St. Petersburg, administrations and organs of local self-government of the Russian regions.

Journal is delivered in these addresses by direct distribution and on subscription.

The «Samoupravlenie» journal included the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the Russian list of peer-reviewed scientific journals, which should be published basic scientific results of dissertations for the degree of doctor and candidate of sciences.

steroids xtreme – winstrol – buy winstrol online – advanced stacking

Источник: https://samupr.ru/

Правовые основы местного самоуправления в РФ

Габитова Вилена Линатовна, студентка 4 курса  ФГБОУ ВО

Башкирский ГАУ, Россия,Уфа

  • Аннотация: Российская Федерация — демократическое государство, в котором действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования правовой системы управления и самоуправления на местном уровне.
  • Ключевые слова: реформа, формирование, местное самоуправление.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х гг.

, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти.

Все нагляднее становилась необходимость реформирования сложившейся практики местного управления, выведения местных органов власти из строгой иерархии государственных органов.

Правовые основы становления современного местного самоуправления в России были заложены Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993г. Она отнесла местное самоуправление к одной из основ конституционного строя России и установила принципиальные положения о местном самоуправлении.

  1. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
  2. Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
  3. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм.

Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т.п.)

Устав муниципального образования — своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, характер и пределы правового регулирования местного самоуправления, определяемые федеральными актами, актами субъектов РФ и местными актами, тесно связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой природой местного самоуправления.

То есть федеральные органы устанавливают целесообразные рамки деятельности местного самоуправления, более детально в этих пределах регламентируют данную деятельность органы субъектов Российской Федерации, а местное самоуправление свободно прежде всего в пределах своей компетенции.

Если при этом возникает необходимость урегулирования каких-либо отношений, местное самоуправление делает это с помощью собственных нормативных актов, руководствуясь принципом «все, что не запрещено — разрешено».

Использованные источники:

Источник: http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/pravovye-osnovy-mestnogo-samoupravleniia-v-rf.html

Сущность местного самоуправления

Журавлева К. А. Сущность местного самоуправления // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/archive/229/53392/ (дата обращения: 23.03.2020).



Для глубокого и содержательного исследования основных вех в развитии местного самоуправления, его места в политической системе российского общества в первую очередь необходимо раскрыть сущность и содержание этого понятия.

Вопрос терминологии — далеко не праздный, особенно когда речь идет о государственной стратегии.

От реального содержания «местное самоуправление» [3], в конечном счете, зависит объем социальной энергии, «осваиваемой» реальным механизмом, стоящим за этим термином.

Сам термин «самоуправление» полисемантичен: не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется по-разному.

Термин «самоуправление» появился в Англии в конце XVII в. После английской революции и отражал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.

В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление — это «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1]. Данное определение законодательно закреплено на уровне Федерального закона № 131 — ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [2].

Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [1].

Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта. Не стало исключения и отношение к местному самоуправлению.

Краткая характеристика зарубежных моделей показывает, что в рамках англосаксонской (английской), наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признается четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

На основании европейской континентальной (французской) модели органы местного самоуправления не является органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

Существует смешанная модель, когда местное самоуправление сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладает специфическими чертами. В основе советской модели лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов (советов) на соответствующей территории.

Если говорить о России, то исторический опыт свидетельствует, что здесь практически не существовало местного самоуправления в чистом виде, оно взаимодействовало с государством путем сочетания функций и полномочий и контролировалось государственной властью.

В. А. Сивицкий считает, что «Статья 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти» возникла по тонким политико-психологическим соображениям, чтобы дать понять, что местное самоуправление — это нечто такое, во что государству не следует вмешиваться. Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле — это государственная власть [3].

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

На основании Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.

Местное самоуправление создано на всей территории Росии, во всех поселениях с населением не менее 1000 человек. В ходе реформы в 27 тыс. сельских поселениях и во всех городских поселениях появилось местное самоуправление.

Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

  • В Российской Федерации существуют 7 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
  • – муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
  • – сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
  • – городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • – городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями
  • – внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
  • Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:
  • – городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
  • – внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].
Читайте также:  Когнитивная теория ж. пиаже - справочник студента

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003–2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.

Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны это главная цель создания системы местного самоуправления. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов — основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать, как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность.

К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Таким образом, отношения представительного органа, главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования могут рассматриваться в контексте разделения властей, характерно для федерального и регионального уровня государственной власти.

Литература:

  1. Европейская хартия местного самоуправления // Соб. Законодательства РФ. — 1998. − № 36.
  2. Козлова Е. И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 3-е. — М.: Норма, 2007. — 592 с. — (519). — ISBN 978–5-468–00130–1.
  3. Мокрый В. С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. — 2002. − № 10

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, федеральное значение, орган, образование, муниципальная собственность, местное значение, городской тип, внутригородское деление.

Источник: https://moluch.ru/archive/229/53392/

Местное самоуправление

  • XXIV – Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
  • Секция: Обществознание (право)
  • Название работы: «Отражение местного самоуправления в конституциях СССР, РСФСР, России»
  • Автор работы: Фоменко Валерия
  • Место выполнения: Ставропольский край
  • Туркменский район, с. Малые Ягуры
  • МКОУ СОШ № 4 , 7 класс
  • Научный руководитель: Фоменко
  • Анжелика Анатольевна,
  • учитель обществознания
  • МКОУ СОШ №4, с.Малые Ягуры
  • Ставрополь, 2013

Введение…….……………………………………………………………………3 1. История становления местного самоуправления в России………………..4 1.1. Организация государственной власти на местах по Конституции РСФСР 1918 года и Конституции РСФСР 1925 года…………………………………….4 1.2. Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года…………………………………….6 1.3. Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года……………………………………7 1.4. Система местного самоуправления на основании Конституции РФ 1993г. и Федерального Закона РФ от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»………………………..9 2. Исследовательская часть. Анализ Конституций в части местного самоуправления…………………………………………………………………..10 2.1. Место и роль местных органов власти в советском государстве………..10 2.2. Место и роль местных органов власти в Российской Федерации…11 Заключение………………………………………………………………………12 Литература………………………………………………………………………..14

Введение.

Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы государства является реорганизация механизма государственной власти, и как элемент этой власти — местное самоуправление, которое является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве.

Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. Но, ни один из периодов в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления.

Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам местного самоуправления. Однако, как верно указывает И.И.

Овчинников: «Местное самоуправление — это проблема не организации системы управления на местном уровне, а вопрос организации всей системы государственного управления, который не может быть решен отдельно от вопроса организации государственного управления, как в субъекте, так и в стране в целом».

На основе анализа правовых документов я попыталась рассмотреть проблему усиливающегося отрыва решения вопросов местного управления от потребностей жителей как его главных субъектов.

Цель исследования: определить состояние, тенденции и особенности местного самоуправления, а также выявить формы, методы и пути повышения его эффективности.

Цель исследования предполагает решение следующих задач: исследовать правовые документы; дать анализ теоретических выкладок на проблематику местного самоуправления; выявить социальную сущность местного самоуправления и его влияние на повседневную жизнь населения; раскрыть эволюцию основных форм местного самоуправления; изучить реальное состояние социально-политических процессов на муниципальном уровне.

Предметом исследования станет процесс становления и развития местного самоуправления в России. А рамки исследования будут ограничены исследованием двух базовых основ местного самоуправления, российской и советской.

Основными методами исследования станут конкретно-исторический и сравнительно-правовой.

В данной работе будут проанализированы как нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления на разных исторических этапах, так и работы известных ученых, посвященные данной теме (Васильев В.И., Овчинников И.И., Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Гладышев А.Г., Гильченко Л.В., Авакьян С., Трусовой Е.М., В.В. Еремян и М.В. Федоров, и др.).

1. История становления местного самоуправления в России.

1.1. Организация государственной власти на местах по Конституции РСФСР 1918 года и Конституции РСФСР 1925 года.

После Октябрьской революции 1917г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти.

Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения.

Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять собой низовое звено единого государственного аппарата.

Городские массы выступали за создание демократизированного самоуправления без ограничений их деятельности со стороны администрации. Однако добиться самостоятельности муниципальных органов было довольно сложно. Существовала неразбериха в системе управления, противоречия: в структуре и полномочиях органов. Как отмечает А.Н.

Буров, роль и значение местных Советов были изначально политизированы, они рассматривались как первичные ячейки осуществления «пролетарской диктатуры».

Они представлялись не только и не столько как органы решения местных проблем на основе общественной самодеятельности, а скорее как органы, через которые «трудящиеся и эксплуатируемые массы» реализовывали бы свои классовые интересы.

В первой Конституции РСФСР 1918 г.

расширялись и конкретизировались права Советов; «все местные дела решаются исключительно местными Советами; за ними признается право регулирования отношений между низшими Советами и решение возникающих между ними разногласий»; было предоставлено право решать вопрос о границах административно — территориальных единиц; занимались организацией работы местных предприятий; организовывали общественные столовые, общежития, пытались регулировать вопросы труда и заработной платы; разрабатывали совместно с профсоюзами тарифы, осуществляли различные мероприятия по охране труда и решению жилищных вопросов; создавали народные начальные и средние школы, принимали меры по изданию новых учебников и учебных пособий; осуществляли меры по обеспечению бесплатного медицинского обслуживания, проводили различные мероприятия в области санитарии, гигиены и профилактики. В области земельно-коммунального хозяйства (согласно пункту 28), горсоветы ведают эксплуатацией и сдачей в аренду городских земель и угодий.

Естественно, весьма важной проблемой деятельности местных Советов была проблема их финансирования. 18 февраля 1918 г.

Наркомвуд рекомендовал местным Советам изыскивать источник средств существования на местах путем беспощадного обложения имущих классов», которые были обложены специальным налогом.

Очень важным в этой связи представляется тот факт, что все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.

Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924г. с выделения самостоятельных городских бюджетов. С развитием товарно-денежных отношений у местных Советов появляются средства для формирования собственных бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и другие коммунальные услуги.

В 1925г. было принято Положение о городском Совете, где декларировалась новая роль Совета как «высшего органа власти на территории города и в пределах своей компетенции». Советы получили право издавать постановления, образовывать избирательные комиссии по перевыборам, определять избирательные районы и порядок проведения выборов.

В 1930г. ликвидируются отделы коммунального хозяйства местных Советов, и тем самым вообще прекращается самостоятельная деятельность Советов. Это и было, как отмечает А. Н. Буров, фактическое умерщвление городских Советов, так как город из относительно независимого образования превращался и придаток индустрии, призванные проводить политику центральной власти на местах.

1.2. Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/miestnoie-samoupravlieniie.html

Основы местного самоуправления в России (стр. 1 из 4)

  • Введение…………………………………………стр.3
  • Основы местного самоуправления ……………стр.4

а) Территориальные основы местного самоуправления……..стр.5

б) Правовые основы местного самоуправления………………….стр.8

в) Финансово-экономические основы местного самоуправления………стр.13

Заключение………………………………………стр.19

Список использованной литературы…………..стр.21

Введение

Предметом изучения настоящей курсовой работы являются основы местного самоуправления.

Читайте также:  Возрастание и убывание функции - справочник студента

Данный вопрос является актуальным постольку, поскольку практика самоуправления имеет глубокие корни в человеческой истории, жизни разных народов и государств и как никогда актуальна в наши дни.

Идея территориального самоуправления используется в конституциях многих стран, всё шире распространяется в современном мире, показывая свою эффективность. В Конституции Российской Федерации Глава 8 полностью посвящена именно этому вопросу.

Лично для меня, как для гражданина, тема интересна тем, что участвуя в управлении, человек наиболее полно может проявить свою инициативу, творческую активность, политическую и гражданскую зрелость, социальную ответственность.

Самоуправление предполагает достаточно высокий уровень самосознания, самооценки личности.

Не принимая участия в управлении, человек отчуждается от общих целей и задач, обнаруживает, что за него все решается, ему навязывается чужая воля «сверху», он чувствует себя «винтиком» в большом механизме, а не тем, кто может реально сам влиять на порядок управления.

Поэтому самоуправление выступает важнейшим фактором формирования социально активной и ответственной личности, помогает наиболее полной реализации принципов демократии. Местное самоуправление как строительный материал, из которого создается по-настоящему демократическое государство.

Основы местного самоуправления.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».[1]

Что же это такое местное (муниципальное) самоуправление? Если разобрать происхождение слова то мы выясним, что слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipium». В Древнем Риме так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

Во времена СССР термин «муниципалитет» практически не применялся, что изменилось после его распада. В настоящее же время «муниципалитетами» называется избираемое городское и сельское самоуправление.

(Для справки: в США муниципалитетами именуется лишь городское управление).

Суть местного самоуправления, если выразиться проще, заключается в том, что население конкретного населенного пункта, района, определенной административно-территориальной единицы самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения. Данная деятельность закреплена законодательно в Конституции РФ и других нормативных актах.

Теперь дадим обобщенное определение местному самоуправлению в РФ — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Что касается термина «основы местного самоуправления» то прежде всего я хочу отметить, что он является новым для российского государствоведения. Впервые это понятие было введено Федеральным законом от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Под основами местного самоуправления следует понимать объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.[2] Иными словами, основы — это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Для того чтобы понять как это работает, ответим на несколько вопросов. Первый – где это работает? (Территориальные основы местного самоуправления).

Выражаясь юридически грамотно, территориальные основы местного самоуправления являются одним из правовых институтов муниципального права и представляют собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.[3]

В статье 131 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также на иных территориях. Термин муниципальное образование был введен Гражданским кодексом РФ в 1994 г. и раскрыт в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно этого закона муниципальное образованиеэто городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В законе также введены достаточно новые термины, характеризующие территориальные основы местного самоуправления: Сельское поселение, Городское поселение, Внутригородская территория города федерального значения, Муниципальный район, Городской округ. Не будем подробно останавливаться на раскрытии сущности этих терминов.

Однако хотелось бы подчеркнуть, что обязательными признаками любых муниципальных об­разований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав му­ниципального образования; обособленная муниципальная собствен­ность; местный бюджет; органы местного самоуправления. При определении территории муниципального образования надо учитывать следующие критерии (рассмотрим наиболее значимые):

— Местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга;

— Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации без каких-либо изъятий.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.[4]

— Территория муниципального образования является целостной, т.е. все муниципальное образование должно иметь непрерывную границу.

— Наделение городского поселения статусом городского округа осу­ществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления город­ского поселения вопросов местного значения городского округа и осу­ществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

— Муниципальное образование определяется как населенная территория. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения. С этим трудно поспорить. Потому что местное самоуправление призвано решать вопросы обеспечения жизнедеятельности человека, ставя эту цель во главу угла.

Численность населения также является очень важным фактором. В зависимости от численности населения происходит, например, деление городов на мелкие, средние, крупные и т. Также хочу отметить, что границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований.

Поэтому следует различать такие понятия как «территория поселения» и «территория муниципального образования».

В Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривалась одноуровневая модель местного самоуправления. Правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления осуществлялось преимущественно законами субъектов РФ. В Федеральном законе 2003 г.

фактически закрепляется одинаковая модель на всей территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации разграничивается между городскими и сельскими поселениями (один уровень), а территорию муниципального района (другой уровень) составляют территории поселений, за исключением территорий городских округов.

Для наглядности рассмотрим приведенную ниже схему.

[5]

На мой взгляд, предпочтительнее и целесообразнее модель 1995 года, т.к. она позволяла, принимая во внимание исторические и иные местные традиции, создавать различные модели.

Подводя краткий итог вышесказанному, получаем, что территориальная организация мест­ного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — город­ские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней.

При этом объединение городских и сельских поселений в му­ниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все му­ниципальные образования в пределах своей компетенции самостоя­тельны. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное соподчинение, а как муниципальную связь.

Источник: https://mirznanii.com/a/39826/osnovy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii

Электронно-библиотечная система

978-5-16-013173-3

Учебник подготовлен на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой и управленческой наук.

В книге последовательно раскрыты основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления муниципального управления и местного самоуправления в России и зарубежных странах. Освещены проблемы организации и осуществления муниципальной власти в Российской Федерации.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 40.04.01 и 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.

04 «Государственное и муниципальное управление», а также студентов юридических и управленческих вузов и факультетов, аспирантов, слушателей дополнительного профессионального образования и преподавателей, всех, кто интересуется вопросами муниципального управления и местного самоуправления.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-16-012177-2

Пособие подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой науки.

Раскрываются основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления местного самоуправления в России и за рубежом.

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов юридических вузов и факультетов.

978-5-16-013173-3

Учебник подготовлен на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой и управленческой наук.

В книге последовательно раскрыты основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления муниципального управления и местного самоуправления в России и зарубежных странах. Освещены проблемы организации и осуществления муниципальной власти в Российской Федерации.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 40.04.01 и 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.

04 «Государственное и муниципальное управление», а также студентов юридических и управленческих вузов и факультетов, аспирантов, слушателей дополнительного профессионального образования и преподавателей, всех, кто интересуется вопросами муниципального управления и местного самоуправления.

978-5-98281-360-2

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-16-013173-3

Учебник подготовлен на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой и управленческой наук.

В книге последовательно раскрыты основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления муниципального управления и местного самоуправления в России и зарубежных странах. Освещены проблемы организации и осуществления муниципальной власти в Российской Федерации.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 40.04.01 и 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.

04 «Государственное и муниципальное управление», а также студентов юридических и управленческих вузов и факультетов, аспирантов, слушателей дополнительного профессионального образования и преподавателей, всех, кто интересуется вопросами муниципального управления и местного самоуправления.

978-5-16-013975-3

Пособие подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой науки.

Раскрываются основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления местного самоуправления в России
и за рубежом.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 40.02.00 «Юриспруденция», а также для студентов вузов.

Читайте также:  Управление по целям (упц) - справочник студента

978-5-16-012177-2

Пособие подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой науки.

Раскрываются основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления местного самоуправления в России и за рубежом.

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов юридических вузов и факультетов.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-238-03045-6

По-новому рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Особое внимание уделено избирательной системе в России.

Представлены важнейшие изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации ФС РФ. Отражены законодательные нормы о передаче полномочий ФМС и ФСКН структурам МВД России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

Книга входит в коллекции:

978-5-16-012177-2

Пособие подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой науки.

Раскрываются основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления местного самоуправления в России и за рубежом.

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов юридических вузов и факультетов.

Источник: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=a2c8a37a-f855-11e3-9766-90b11c31de4c

5.6 Местное самоуправление

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях.

Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе.

Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль.

Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/56_mestnoe_samoupravlenie.html

Понятие и сущность местного самоуправления | Студент-Сервис

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления.

Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция Российской Федерации 1993 г.

закрепляет местное самоуправление в качестве основы конституционного строя и формы народовластия. Сегодня местное самоуправление является неотъемлемым атрибутом демократии и правового государства, правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Н.С.

Бондарь отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трех аспектное конституционное значение:

  • оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве – одной из основ конституционного строя;
  • это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы;
  • местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.

Местное самоуправление как основа конституционного строя.
Основы конституционного строя – это система исходных конституционных принципов, формирующих модель общества, государства, их взаимодействия друг с другом.

Закрепление принципа местного самоуправления в законодательстве стран является одним из условий Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), которая была ратифицирована Россией в 1998 г.

Европейская Хартия определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического государства, закрепляет основные принципы организации местной власти, а также устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Анализ положений Европейской Хартии позволяет сделать вывод о том, что особое значение международное сообщество уделяет самостоятельности органов местной власти в определении своей внутренней организационной структуры и осуществлении полномочий в пределах своей компетенции.

Согласно Европейской Хартии статус местных органов должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, при этом материальные и финансовые средства должны быть соразмерны полномочиям органов местной власти.
Основные принципы Европейской Хартии местного самоуправления нашли свое законодательное отражение в Конституции РФ.

Российская Федерация признаѐт и гарантирует местное самоуправление, о чѐм прямо говорится в Конституции РФ 1993 г., в частности, в ст. 3 говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В ст.

12 закрепляется: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
В развитие положений Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст.

1 указанного федерального закона, местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, можно выделить основные признаки местного самоуправления в Российской Федерации:

  • признается формой осуществления народом своей власти;
  • не смотря на то, что Конституция РФ провозглашает самостоятельность местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, реализация местного самоуправления осуществляется только в пределах, установленных законодательством РФ и субъектов РФ;
  • вопросы местного значения решаются населением под свою ответственность;
  • формами участия в решения вопросов местного значения населением являются как непосредственное, так и (или) через органы местного самоуправления;
  • осуществляется исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма народовластия.
Термин «демократия» в дословном переводе с древнегреческого языка означает «народовластие», или «власть народа». В этом смысле важнейшим признаком демократии является признание народа носителем, источником власти.
Одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук.

Оно таково: «…демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе». Именно эта формула, быть может, точнее всего определяет дух демократии, который не сводится (ни исторически, ни теоретически) ни к организации референдумов, ни к парламентаризму, ни к системе выборов.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим государством и закрепила местное самоуправление в ст. 3 как форму народовластия.

В Российской Федерации народ осуществляет свою власть: 1) непосредственно; 2) через органы государственной власти; 3) через органы местного самоуправления.

Учитывая, что местное самоуправление не может иметь государственной природы, быть частью государственной власти, оно является частью власти муниципальной. Организуется и функционирует местное самоуправление как власть народа, который является источником, в том числе и государственной власти.
Государство фактически признает наличие в качестве самостоятельно уровня власти народную власть, осуществляемую по средствам местного самоуправления.
Разделяя власть в государстве по вертикали, мы обнаруживаем два ее уровня – государственный и муниципальный.

Следует констатировать, пишет Е.С. Шугрина, что муниципальная власть это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения.

Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права.

Муниципальная власть может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-sushhnost-mestnogo-samoupravleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector