Личность учителя и её направленность — справочник студента

В процессе профессиональной подготовки на базе цен­ностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выража­ется в педагогической направленности личности.

Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую.

Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета.

Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

Мы понимаем позицию педагога как систему тех интел­лектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической де­ятельности, в частности, которые являются источником его активности.

С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и госу­дарство.

А с другой стороны, действуют внутренние, лич­ные источники активности — влечения, переживания, мо­тивы и цели педагога, его ценностные ориентации, миро­воззрение, идеалы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Равновесие трёх фаз - справочник студента

Оценим за полчаса!

В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.

В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педа­гогической профессии, целям и средствам педагогиче­ской деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.

Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе.

Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

♦ информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть

  • честным);
  • ♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;
  • ♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • ♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;
  • ♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,
  • лести;

Личность учителя и её направленность - Справочник студента

Каждая из этих позиций, разумеется, может давать по­ложительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгры­вание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п.

Необходимо отметить, что педагогическая направлен­ность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоут­верждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогиче­ской деятельности.

И только направленность на достиже­ние главной цели педагогической деятельности — созда­ние условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гу­манистической.

Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно воз­рождавшееся в общественном сознании на протяжении че­ловеческой истории, представление о совершенном чело­веке как всесторонне образованном и развитом, осознаю­щем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современ­ные педагогические подходы возвращаются к этим пред­ставлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.

В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы ра­венства и справедливости — нормой отношений между людь­ми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нрав­ственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.

Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится есте­ственным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ­ностей.

Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития.

В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое раз­витие и самосовершенствование.

Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как аб­солютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конст­руктивное отношение к нему, к его безусловному праву сво­бодно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению.

Гуманизм как определенная система ценност­ных ориентации и установок получает значение общечело­веческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и об­щения, т.е.

свободным и самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в мире.

Гуманистическая направленность личности предпола­гает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его лич­ностных сфер, предостерегает от односторонней направ­ленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.

Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, про­тиворечит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гу­манизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие».

Поэто­му гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодей­ствие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно.

Идея соборно­сти, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек.

В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие чело­веку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают про­грессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики

Осуществление любой профессиональной деятельнос­ти предполагает соответствие тех, кто ею занимается, оп­ределенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие ба­зовые требования, какими являются высокий профессио­нализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к пред­ставителям разных педагогических профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог пе­редает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становле­ния и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педа­гоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе.

Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способ­ствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, го­товить к непосредственному участию в создании новых ма­териальных и духовных ценностей.

Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее со­циального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

Личность учителя и её направленность - Справочник студента

Так, в XIX в. К.Д.

Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко­го в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между про­шедшим и будущим…»

В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения.

Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — со­вершенный учитель».

Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского уче­ного, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими пробле­мами.

Источник: https://infopedia.su/2x861e.html

Часть 2 личность учителя и его профессиональная деятельность

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 28Следующая ⇒

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ КОРИФЕЕВ ПЕДАГОГИКИ

Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается.

Очевидно, можно выделить и такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, которые в равной мере предъявляются к представителям разных профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, учитель передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений.

«Учитель создает нацию». В этом древнем и мудром изречении, сохранившем справедливость и в наши дни, состоит социальный и гуманистический смысл учительского труда. Наследуя принципы работы передовых педагогов «всех времен и народов», учительство является творческой силой и в современном обществе.

Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать трудовой настрой учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных ценностей. Учитель, по сути дела, стоит у истоков развития производственных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Это понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники. Учитель, по их мнению, должен удовлетворять следующим требованиям (см. схему 2).

Анкетирование студентов педагогических вузов позволило выявить, какими мыслят они себя в роли учителя:

— корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешанным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другим, человечным, владеть речью, грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать;

Личность учителя и её направленность - Справочник студента

— учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранить на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

— учитель должен быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, отличаться четкостью дикции, выразительностью изложения мысли;

— учителю следует обладать высоким темпом выполнения работы, приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

Будущему учителю интересно ознакомиться с докладом одного из классиков мировой психологии XX века Карла Роджерса (1902—1987) «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, как яркого представителя гуманистической психологии, учитель должен задать самому себе такие вопросы:

Источник: https://lektsia.com/6x3cd6.html

Личность учителя и её направленность — справочные материалы по педагогике от А до Я

  • Перечень требований к личности учителя в современных реалиях
  • Противопоказания к педагогической деятельности
  • Личностные социально-профессиональные ориентиры
  • Гуманистическая составляющая личности преподавателя
  • Познавательная составляющая личности преподавателя

Рассматривая любой вид профессиональной деятельности, можно заметить, что к нему есть ряд требований, главным из которых является проявление высокого профессионализма. Роль учителя крайне важна в жизни каждого человека, поэтому к его личности выдвигаются повышенные требования. Об этом писали многие известные педагоги.

Перечень требований к личности учителя в современных реалиях

Основа данного списка неоднократно приводилась в книгах по истории педагогики. Развитие общественных отношений привело к тому, что он был расширен, а сами требования ужесточились. Современный учитель должен:

  1. • Быть корректным в общении, отличаться гибкостью ума и любознательностью, обладать чувством юмора, быть доброжелательным по отношению к окружающим, терпеливым, воспитанным, проявляющим мудрость, уважаемым коллегами и учащимися, иметь хорошо поставленную речь.
  2. • Обладать повышенной работоспособностью, уметь сосредотачивать внимание на важных вещах, быть устойчивым к раздражающим факторам, отличаться спокойствием, уметь быстро восстанавливать собственные силы.
  3. • Быть сдержанным, уравновешенным, собранным, уметь четко излагать свои мысли.
  4. • Обладать способностью быстро переключаться между различными видами деятельности, легко адаптироваться к изменению условий, уметь устанавливать деловые контакты и естественно себя вести в обществе плохо знакомых людей.

Противопоказания к педагогической деятельности

  • Профессия учителя подойдет далеко не каждому. Отказаться от ее получения следует людям, которые:
  • • Обладают низкоуровневыми убеждениями и идеалами;
  • • Являются эгоистичными и корыстолюбивыми;
  • • Равнодушно относятся к детям;
  • • Имеют низкий уровень развития интеллекта;
  • • Отличаются слабой силой воли, безынициативны, вспыльчивы;
  • • Являются носителями определенных психических заболеваний;
  • • Имеют нарушения в работе опорно-двигательной системы;
  • • Имеют ярко выраженные дефекты речи или слуха.
  • Все перечисленные выше противопоказания выявляются на стадии профессионального отбора.
  • Рассмотрение учителя как субъекта профессиональной деятельности
  • Такое понятие, как высококомпетентный труд, подразумевает под собой ведение педагогической деятельности на высочайшем уровне, что предполагает наличие тесного общения между коллегами, реализацию личностных особенностей учителя, достижение высоких результатов в образовательно-воспитательном процессе.
  • Учитель в качестве субъекта должен:
Читайте также:  Характеристика наглядных методов обучения - справочник студента

• Обладать необходимыми психофизиологическими свойствами, т. е. Иметь природные задатки к выбранной профессии;

• Быть направленной личностью;

• Обладать необходимым уровнем знаний.

Педагог, являющийся настоящим профессионалом своего дела, должен придерживаться четко очерченной профессиональной позиции. Это будет способствовать его выражению в качестве субъекта, выбранного вида деятельности.

Позиция, занимаемая учителем, может быть разделена на две составляющих. Первая из них – это профессиональная позиция, вторая – социальная.

Последняя позиция формируется на основе взглядов педагога, его личностных ценностей и идеалов, выделение которых произошло еще в детско-юношеском возрасте.

Что же касается профессиональной позиции, то на нее оказывается влияние рабочих установок и индивидуальных особенностей личности, которыми являются характер и тип темперамента.

В процессе рассмотрения данного вопроса можно выделить два понятия. Первое из них – это «педагогический талант», представляющий собой наличие у индивидуума природных способностей, которые позволяют ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Второе понятие – «педагогическая квалификация».

Она базируется на уровне подготовки человека к тому, чтобы работать учителем. Это значит, что у него есть соответствующее образование, все необходимые умения и навыки.

Благодаря всему, что написано выше, не составит труда сделать вывод, что стать настоящим профессионалом своего дела в области педагогики можно только при условии наличия врожденного таланта к данной области, который гармонично дополнен полученными знаниями.

Личностные социально-профессиональные ориентиры

В процессе формирования профессиональной направленности личности преподавателя на нее оказывается влияние со стороны множества факторов. Это ценности педагогической деятельности, гуманистические установки, связанные с выбранной профессией, развитие рефлексии и ряда других способностей. Их учет позволяет построить конструктивный диалог с окружающими и успешно взаимодействовать с ними.

Учитель, личность которого педагогически направлена, испытывает неподдельный интерес к работе. Ему доставляет удовольствие общение с учениками, он творчески подходит к выполнению своих прямых обязанностей, занимается самообразованием и стремится всячески повысить уровень квалификации.

Такой преподаватель не мыслит своей жизни без процесса профессионального самопознания, который требует осознания педагогом существующих правил и норм, формирования рабочего кредо, создания некого эталона в профессиональном плане и соотношения себя с ним.

Также, учитель, будучи педагогически направленной личностью, обязан производить оценку собственной деятельности и деятельности коллег. Это необходимо для повышения уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Гуманистическая составляющая личности преподавателя

Наличие педагогической направленной в личности учителя свидетельствует о том, что он стремится либо самоутвердиться в профессиональном плане, либо желает создать для учащихся такие условия, в которых они могли бы всесторонне развиваться.

Если преподавателем выбирается последний вариант, то это говорит о том, что его личность обладает гуманистической составляющей.

Это значит, что педагог превыше всего ставит человеческую личность, признает ее право на всестороннее развитие и готов всячески этому способствовать.

Учитель, отличающийся гуманностью, проявляет человеколюбие и человечность по отношению к окружающим. Он всегда уважает тех, с кем ему приходится общаться. В педагогической деятельности гуманистическая направленность подчеркивает то, что преподаватель всегда учитывает интересы детей.

Это приводит к тому, что в момент реализации профессиональных целей он руководствуется принципами личностно-ориентированной педагогики, т. е. создает оптимальные условия для развития личности.

Что касается формирования гуманистической направленности, то данный процесс зависит от системы ценностей педагога.

Познавательная составляющая личности преподавателя

Рассматриваемая в заданном ключе познавательная направленность представляет собой культуру мыслительной деятельности учителя, о которой свидетельствует наличие диалектичности. Последняя дает возможность выявлять противоречия среди составляющих педагогических явлений.

Подобное отношение к вещам позволяет преподавателю представлять педагогическую деятельность в виде процесса, внутри которого ведется борьба старого и нового. Ее результатом выступает постоянное развитие.

Также учитель понимает, что может оказывать влияние на данный процесс, и занимается этим.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/lichnost-uchitelya-i-eyo-napravlennost/

Исследование профессиональной направленности личности учителя

Цель исследования: выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении, в одобрении, а также значимость интеллигентности его поведения.

Материалы и оборудование: методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя». (Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. – М., 1998.)

Процедура исследования

Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:

  • а) «верно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в большей степени»;
  • б) «неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени».

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе для ответов, зачеркнув соответствующую букву.

Текст опросника

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).
  2. Я часто подавляю других своей самоуверенностью (а, б).
  3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б).
  4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б).

  5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б).
  6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом (а, б).
  7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б).

  8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в дисциплину, которую я преподаю (а, б).
  9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б).
  10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б).
  11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б).

  12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б).
  13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б).
  14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б).
  15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б).

  16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).
  17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение (а, б).
  18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б).

  19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б).
  20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б).
  21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б).
  22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (а, б).

  23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей (а, б).
  24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б).
  25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б).
  26. Худшее наказание для меня – одиночество (а, б).
  27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят того (а, б).

  28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (а, б).
  29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б).
  30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б).
  31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б).

  32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б).
  33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б).
  34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б).
  35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б).

  36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б).
  37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б).
  38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету (а, б).

  39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б).
  40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б).
  41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть (а, б).

  42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью (а, б).
  43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б).
  44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б).
  45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б).
  46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б).
  47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б).
  48. Если бы мне удалось перенестись на короткое время в будущее, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету (а, б).
  49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б).
  50. Я никогда не говорил с улыбкой неприятных вещей (а, б).

Обработка и анализ результатов

Каждый ответ оценивается 1 баллом. В зависимости от направленности педагогической деятельности все утверждения опросника (с учетом возможного ответа – а или б) разбиты на группы (шкалы). По каждой шкале можно набрать максимум 10 баллов. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им позиции опросника.

  • «Организованность» – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.
  • «Направленность на предмет» – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 39а, 43а, 48а.
  • «Коммуникатор» – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.
  • «Мотивация одобрения» – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.
  • «Интеллигентность» – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

Выводы

Шкала, по которой опрашиваемый набирает более 7 баллов, характеризует ярко выраженную направленность педагогической деятельности.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

© 2004-2019, Psylist.net | Обратная связь: qqqxx@psylist.net

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00336.htm

Личность преподавателя в образовательном процессе

Раушкина А. В. Личность преподавателя в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 5-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12945/ (дата обращения: 23.03.2020).



Для многих людей различной профессиональной направленности преподавательская деятельность является средством самореализации и самовыражения, и одновременно получения дохода. В свою очередь образовательные учреждения нуждаются в грамотных, квалифицированных, творчески работающих педагогах. [1. с.6]

Любую дисциплину можно преподавать увлекательно, а можно скучно и формально. От уровня профессиональной компетенции преподавателя, уровня его образованности, педагогических подходов, творческих находок, умения эффективно работать в команде зависит качество профессиональной подготовки студентов. [4.с.5]

Преподаватель может подготовить занятие таким образом, чтобы подобранный материал вместе с динамичным его изложением вызывал заметный эмоциональный отклик. Такие занятия как правило, остаются в памяти студентов надолго.

Каждому преподавателю важен профессиональный успех, который обеспечивают ему профессиональные качества: личностные, коммуникативные межличностные и профессионально-педагогические. [4. с.14]

Личностные качества педагога включают такие характеристики, как доброту, терпеливость, доброжелательность, эмоциональную уравновешенность, сдержанность, объективность, порядочность, справедливость, объективность, достоинство, обязательность.

Квалифицированный преподаватель умеет поддерживать доброжелательный эмоциональный фон на занятиях, что не исключает его требовательности. Умение понять настроение учащегося, возможность проявить его способности, высоко цениться его учениками.

Отношения преподавателя с учащимися определяются степенью его авторитета. Дружественные отношения преподавателя с учащимися, зачастую являются основой совместной научной деятельности.

Однако, следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует допускать панибратских отношений с учащимися.

В то же время излишняя дистанцированность преподавателя приводит к формализации отношений между преподавателем и учащимися, и не способствует созданию творческой атмосферы.

При обучении можно различать общение личное и деловое. Содержание личного общения — это события, впечатления, отношения, вне учебной сферы деятельности. Содержание делового общения определяется учебным процессом или совместной работой.

Зачастую проблемы успеваемости связанны именно с низкими навыками общении учащихся.

Поэтому, преподавателю особенно важно понимать базисную роль общения для обучения, и при необходимости вовремя корректировать его развитие у учащихся любого возраста и уровня образования. [1.с94]

Особую ценность имеет способность преподавателя соотносить и координировать свои действия в зависимости от окружающей обстановки, действовать в контексте ситуации. Преподавателю важно представлять, как он выглядит в глазах учащихся. Что он транслирует ученикам своим поведением и своим внешним видом.

Безусловно, преподавателю необходимо стремиться быть современным соответственно времени: знать и понимать устремления и интересы учащихся, и в тоже время следует поднимать, подтягивать учащихся до своего уровня. Не следует идти по пути наименьшего сопротивления, и стремиться завоевать ложный авторитет настраиваясь на «волну» учащихся.

  • Известно, что учащиеся не только оценивают и уважают в педагоге его положительные качества (интеллигентность, эрудицию, вежливость, внешний вид), но и определяют некоторые отрицательные стороны характера и поведения педагога.
  • Качества, которые являются негативными разрушают педагогическую деятельность, проявляются в неуравновешенности педагога, его стремлении «сводить счеты» с учащимися, появление мстительности, высокомерное поведение, публичная демонстрация своей антипатии, вредит имиджу педагога, и разрушает его педагогическую деятельность.
  • Если преподаватель проявляет высокую активность, от него веет оптимизмом, в его обществе легко, то учащиеся понимают, что он предложит новые, неожиданные и интересные идеи.

Одним из механизмов межличностного взаимодействия является такое качество педагога как децентрация, то есть отказ от своих эгоцентрических установок.

Благодаря децентрации можно взглянуть на себя глазами собеседника и оценить ситуацию возникшего или возникающего конфликта с целью его разрешения.

Гибкий анализ проблемы, осознание ее сущности, творческое воображение, мысленный эксперимент определяют варианты решения проблемы. [4. с12]

В психологических исследованиях показано, что у большинства педагогов их личностная позиция и особенности самосознания нередко бывают слишком тесно связаны с их профессиональной позицией. Многие педагоги с трудом отделяют себя как личность, от себя как преподавателя. То есть профессиональная позиция у таких педагогов проникает в их личную жизнь. [1. с112]

В то же время наблюдается и обратная ситуация, когда личная позиция непосредственно определяет профессиональную позицию преподавателя. Смешение этих позиций, вносит трудности как в личную, так и в профессиональную жизнь преподавателя, а это уже чревато профессиональным «выгоранием».

Профессиональные качества педагога включают в себя эрудицию, свободное и грамотное и внятное изложение материала, мгновенную реакцию на ситуацию. Быстрая речь преподавателя вызывает трудности в ее восприятии. Быструю речь трудно записывать, а порой и понимать, а замедленная речь преподавателя приводит к тому, что занятие кажется скучным, неинтересным.

Профессиональное мастерство преподавателя определяется степенью знания преподаваемого предмета, его широким образованием, степенью его научной подготовки по данной специальности. Вторым важным моментом является знание методологии предмета и общих дидактических принципов, знание особенностей учащихся.

Существенным признаком педагогических способностей являются умение понять, почувствовать особенности личности учащегося. Подход к учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей, разумный выбор средств педагогической деятельности, чувство такта позволяет преподавателю найти пути для развития у учащихся более высокого уровня знаний, благодаря чувству правильного ориентира.

Преподаватель должен иметь четкие представления об особенностях учащихся с которыми он работает. Для этого целесообразно строить с ними не только формальное общение на занятиях, но и неформальное вне занятий (экскурсии, выставки).

Для успешного преподавания педагогу важно ориентироваться в межличностных отношениях и ценностной сфере учебной группы или класса.

Это дает возможность учитывать индивидуальные особенности своих учеников и строить эффективный образовательный процесс. [1.с102]

Такой преподаватель, становится центральной фигурой для учащихся, так как он не просто много знает и умеет, но и помогает научиться критическому мышлению, проведению анализа, постановке задачи, умению выделить главное и сделать правильные выводы.

Готовность к пониманию психического состояния учащихся и сопереживанию (эмпатия), потребность в социальном взаимодействии и «педагогический такт» имеют большое значение в определении качеств преподавателя. Именно благодаря педагогическому такту может выразится общая культура преподавателя.

Чувство меры в поведении и действиях преподавателя является проявлением педагогического такта, который, в свою очередь можно справедливо считать специфическим инструментов влияния педагога. Бестактность, бесцеремонность преподавателя приводит к тому, что учащийся становится замкнутым, недоверчивым, теряет интерес к учебе.

Выдержка, уравновешенность, находчивость и чувство юмора — отличительные черты тактичного преподавателя. Находчивость и чувство юмора позволяет разрядить ситуацию, осознанно не акцентировать внимание на негативных моментах, поддержать доброжелательный эмоциональный фон. Разумеется, недопустимы нездоровый юмор, насмешки, колкости, уничижительная форма обращения.

На сегодняшний день, в системе среднего образования нужен преподаватель с высоким уровнем развития нравственных интеллектуальных качеств, настоящий интеллигент.

Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно проявляются в деятельности каждого преподавателя. Манера, стиль преподавательской деятельности индивидуальна как почерк. Поэтому у преподавателя возникает необходимость поиска индивидуального стиля общения с аудиторией.

Неповторимость стиля педагога возникает только в многочисленных комбинациях, профессионально значимых качеств. Самосовершенствование преподавателя, самоподготовка, позволяет находить пути к повышению своего авторитета у учащихся, воспитывать их своим примером увлеченности предметом, побуждать учащихся к самостоятельной работе, развивать в них стремление к устранению своих недостатков.

Преподавательское искусство раскрывается как личный профессиональный и творческий талант педагога.

Творческий потенциал педагога накапливается годами. Он содержит не только новые идеи, поступившие с новыми знаниями, но и включает в себя опыт прежних лет работы.

Можно сказать, что он формируется на основе социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний.

Читайте также:  Виды труда и методика их организации - справочник студента

Решение педагогических задач и общежитейских проблем в быстро меняющихся условиях жизни позволяет преподавателю находить нестандартные варианты выхода из сложившейся ситуации благодаря своим творческим способностям.

Литература:

  1. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. — 320с.
  2. Ковалев А. Г. психология личности, изд. 3 переработанное и дополненное, М. Просвещение, 1969. — 391.
  3. Таран Л. Н., Петрунек В. П. Радости и тревоги: родителям о нервно-психическом здоровье ребенка. — М. педагогика, 1978. — 160с.
  4. Ткачева Т. М. Роль личности преподавателя о в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учебное пособие. — М.:МАДИ, 2015. -76с.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, профессиональная позиция, преподавательская деятельность, внешний вид, педагогический такт, занятие, доброжелательный эмоциональный фон, чувство юмора.

— внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется: — во внешнем облике педагога

Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя.

преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, профессиональная позиция, преподавательская деятельность, внешний вид, педагогический такт, занятие, доброжелательный эмоциональный фон, чувство юмора.

Личность преподавателя в образовательном процессе.

Подход к учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей, разумный выбор средств педагогической деятельности, чувство такта позволяет преподавателю найти пути для развития у учащихся более…

преподаватель, учащийся, педагогическая деятельность, профессиональная позиция, преподавательская деятельность, внешний вид

Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

Исаев И. Ф. Профессиональнопедагогическая культура преподавателя.-М

— М.:1998. -с.78–83. Самуйленков Д. Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя.

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию…

педагогическая этика, педагогическая деятельность, внешний вид, педагогический такт, педагог, авторитет педагога, образ человека, авторитет, умение, учитель.

Ключевые слова: стиль педагогического общения, учебная деятельность. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что

Стиль педагога создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с учащимися, подчеркивает индивидуальность учителя.

Культура профессионального общения педагога. …ориентированное взаимодействие педагога, общение, педагогическая деятельность, педагогический такт, педагогическая технология, предметное взаимодействие.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12945/

Оценка профессиональной направленности личности учителя

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет подобные поиски. При этом некоторые учителя добиваются успеха, находя для себя различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, третий помогает слабым учащимся устранить причины их неудач. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.

Оценка профессиональной направленности педагога (Е. И. Рогов)

  • В предлагаемом опроснике заложена идея выявления ведущей профессиональной направленности педагогов1.
  • ИНСТРУКЦИЯ
  • В опроснике перечислены свойства, которые могут быть присуши вам в большей или меньшей степени. При этом возможно два варианта ответа:
  • а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
  • б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).
  • 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б).
  • 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б).
  • 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б).
  • 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б).
  • 6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом (а, 6).
  • 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б).
  • 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б).
  • 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б).
  • 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б).
  • 11. Бывает, что все утро я пи с кем не хочу разговаривать (а, б).
  • 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б).
  • 13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии (а, б).
  • 14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б).
  • 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б).
  • 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б).
  • 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б).
  • 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б).
  • 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б).
  • 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б).
  • 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б).
  • 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (а, б).
  • 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей (а, б).
  • 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б).
  • 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, 6).
  • 26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве (а, б).
  • 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б).
  • 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (а, б).
  • 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б).
  • 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а. б).
  • 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б).
  • 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б).
  • 33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б).
  • 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б).
  • 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б).
  • 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б).
  • 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б).
  • 38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету (а, б).
  • 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б).
  • 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б).
  • 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть (а, б).
  • 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью (а, б).
  • 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б).
  • 44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б).
  • 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б).
  • 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б).
  • 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б).
  • 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету (а, б).
  • 49. Я проявляю активное участие к судьбе других (а, б).
  • 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б).

КЛЮЧ

Общительность: 16,66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а. Организованность: 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а. Направленность на предмет: За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность: 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а. Мотивация одобрения: 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.

Обработка результатов

Для обработки результатов опроса ответы испытуемого необходимо сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

  • • ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
  • • ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, поскольку в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по данному фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Интерпретация результатов

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным, если количество баллов более семи.

Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы.

Выраженность одного из факторов по сравнению с другими свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а примерно равная выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Выделяемые педагогические типы

В зависимости от вида выраженной направленности можно определить тип педагога.

Структуру педагогического типа «организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для типа «предметник» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.

Исследования показывают, что велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих педагогических типов. Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний.

Это позволяет дифференцировать его от педагогического типа «организатор», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру педагогического типа «коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с указанными качествами.

Педагогический тип «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью.

Последнее качество, по сути, выступает связующим звеном между двумя приведенными типами и является подтверждением тому, что встречается промежуточный тип, или, условно, «интеллигент-оптимист», обладающий выраженными качествами обоих типов.

Вероятно, существуют и промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов на основе предметных знаний, например «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно.

Из указанных типов учителей («коммуникатор», «предметник», «организатор» и «интеллигент») каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Учитель-«коммуникатор» отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, что подобные воздействия окажут наибольшее влияние именно в «бытовом» поведении ученика.

Учитель-«предметник», рационалист, твердо уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. Для него более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.п.

Учитель-«организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель-«интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Результаты, полученные с помощью данного опросника, можно использовать для предупреждения и преодоления возможных деформаций личности педагога.

Уровни профессиональной деформации педагога

Следует заметить, что профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой — изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе.

Если такие профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях.

  • 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие таких деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих различные педагогические взгляды, с разными темпераментом и характером, похожими друг на друга. Подобные инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала: здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства объектов деятельности в других профессиях, обладает существенной активностью. Учитель, используя свою личность как инструмент влияния на объект, прибегает к более простым и эффективным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.
  • 2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагогической профессии существует четыре таких типологических комплекса: «коммуникатор», «организатор», «интеллигент» («просветитель») и «предметник». Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях.

Учитель-«коммуникатор» характеризуется излишней общительностью, говорливостью, сокращением дистанции с партнером, обращением к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремлением затронуть интимные темы и т.д.

Учитель-«организатор» может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их «жить правильно».

Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания.

Нередко учителя данного типа реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-«интеллигент» («просветитель»), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию.

В зависимости от условий он может стать как «морализатором», который видит вокруг себя только плохое, восхваляет старые времена и ругает молодежь за безнравственность, так и в силу склонности к самоанализу уйти в себя, в созерцание окружающего мира и размышления о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-«предметника» связаны со знаниями той дисциплины, которую он преподает.

Учителя данного типа пытаются внести элемент научности в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний по предмету.

В силу своих особенностей и многочисленности подобный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень — специфический.

  • 3. Специфические (предметные) деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — герои юмористических рассказов — чаще всего имеют именно этот вид деформации.
  • 4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, на первый взгляд не имеющих отношения к педагогической профессии. Подобный феномен можно объяснить тем, что личностное развитие обусловлено преимущественно личностной направленностью педагога, а не только влиянием тех действий, приемов, операций, которые он выполняет.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива, и психическое здоровье детей.

Очевидно, что учителя в силу своих личностных особенностей в большей степени приспособлены для реализации одних профессиональных функций, в то время как другие функции оказываются им недоступны.

Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции самосовершенствования.

«Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции. «Организатор» может осуществлять исполнительную, мобилизационную, организаторскую функции, а «коммуникатор» — лишь коммуникативную функцию.

Отмстим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе. Иными словами, «коммуникатор» тоже может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».

Источник: https://studme.org/1594102417573/psihologiya/otsenka_professionalnoy_napravlennosti_lichnosti_uchitelya

Ссылка на основную публикацию