Личность ребенка как субъект и объект воспитания — справочник студента

Определение 1

Воспитание – это процесс становления личности в социуме. Оно имеет свою цель и сознательно контролируется старшими людьми. Помогает наладить отношения детей с окружающим миром.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Определение 2

Субъект воспитания – это индивид, стремящийся к самосовершенствованию. Он обладает стабильной системой мотивов, может осознанно оценивать собственные поступки.

Определение 3

Субъект в педагогике – это человек, являющийся действующим лицом. Он находится на пути к своему становлению, проявляет себя в актах собственной творческой деятельности. Его действия показывают то, кем он является и идентифицируют его как личность.

Личность как субъект и объект воспитания реализуется в обществе ввиду различных обстоятельств и условий. Эти понятия путать нельзя, они имеют значительные отличия. Объект воспитания – это ребенок, который довольствуется тем, что имеет. Опыт и знания полученные в ранее произошедших ситуациях вполне его удовлетворяют. У него нет цели выходить за рамки реализованных способностей.

Понятие объекта воспитания

Объект и субъект воспитания – понятия полярные. Ошибка преподавателей в том, что они находят в ученике только объект воспитания, что категорически неправильно. Они делают выводы о трудоспособности и таланте ребенка только исходя из его успехов в учебе и активности на уроках. Проблема в том, что это не настоящий образ, а только мнимый идеал прилежного школьника.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Влияние хозяйственных операций на баланс - справочник студента

Оценим за полчаса!

Эта проблема побудила в странах запада появление движений антипедагогов. Основной их целью является защита детей от любых воспитательных действий.

Их философия строится на дружбе между учеником и преподавателем, а не на строго воспитательных засадах. Антипедагоги уверены, что ученик сам знает, что ему необходимо, происходит полное отрицание его, как объекта воспитания.

Они твердят, что защищают права тех, кто не является субъектом воспитания или, кого не считают таковым.

Пример 1

В Австралии действует антипедагогическая ассоциация под названием “Дружба с детьми”. Несмотря на позитивное настроение наименования, вся их деятельность признана сомнительной.

По мнению организации “Дружба с детьми”, воспитание означает принуждение к чему-то без шанса на самореализацию. Педагогами нашей местности ближе идея воспитания, как одной из форм взаимосвязи и совместной работы. В процессе воспитания происходит идентификация человека в социуме.

Формирование юной личности требует постоянного совершенствования существующей педагогической и воспитательной системы. Не стоит забывать, что не бывает единого метода воспитания, каждая индивидуальность требует особого подхода.

Невозможно подойти к вопросу воспитания ребенка без опоры на научные данные. Теория психологии создает надежный базис для успешного процесса развития. Продуманные и обоснованные наукой методы исключают возможность манипулятивного воздействия взрослого на ребенка в ходе процесса воспитания.

Вывод 1

Субъект и объект воспитания реализуются в процессе обучения. Гуманистический подход заключается в воплощении понятия о ребенке как о субъекте. Важно учитывать личную активность индивида, которая формирует воспитательный процесс как таковой. При этом, ребенок сам волен выбирать степени проявления своей деятельности, делать собственные выводы.

Идеальной системой педагогического процесса является возможность учителя контролировать деятельность малыша. Этот вариант полностью исключает манипуляцию и подчинение, он реализуется путем организации работы, для предоставления ребенку возможности совершать самостоятельные действия и принимать решения.

Предназначение воспитания

Определение 4

нацелено на изменение психологических черт личности. Это взаимодействие, вызванное анализом педагогом событий, ситуаций или условий. В основу положено решение гуманитарных задач.

Воспитанием называют процесс раскрВоспитаниеытия личности, акцентирование внимания на человеческой культуре. Оно развивает в ребенке возможность видеть лучшее сквозь призму собственного мнения.

Главной целью гуманитарных задач является формирование нравственности.

Личность, в рамках гуманистического воспитания, это эффективная сила, главная цель которой воспитать целостную образованную личность, обладающую совокупностью свойств, необходимых для жизни в социуме:

  • Доброта
  • Ответственность
  • Деловитость
  • Воспитанность
  • Порядочность и пр.

Успешная работа педагога заключается в воспитании ряда важнейших процессов в ребенке: самовыражения, самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения и саморегуляции.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/lichnost-rebenka/

Личность ребенка как объект и субъект воспитания. — ответы к госам по педагогике

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

  • Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.
  • Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.
  • Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.
  • Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.
  • Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации
  • Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Воспитатель (профессиональный педагог, родитель), без сомнения, функционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обращение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие:

— Наставничество. Главным «нервом» такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

— Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

— Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания.

Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении.

Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

— Сотворчество.

Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Взаимодействие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

  1. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:
  2. — открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
  3. — принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
  4. — проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
  5. — открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.
  6. Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников.

В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

Но ребенок является и объектом воспитания. Как объект воспитательного процесса ребенок подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу.

Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периодаранний возраст и дошкольный возраст.

Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст — на 7 этапов, дошкольный возраст — на 4. Такое «дробление», прежде всего, связано с особенностями психофизиологического роста и развития детей.

Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования.

Хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т.д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации.

Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.

В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы.

Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции — появление и смена зубов — не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации.

Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К. Штратц), темп психического развития (А. Гезелл) и др.

Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами»

Л.С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в развитии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Д.Б.Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опирается на нее и дополняет. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа.

А внутри каждого типа учреждений — еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес.; 3-5 мес.; 5-9 мес.; 9 мес. — 1 год; 1 год — 1,5 года; 1 год 6 мес. — 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года — 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Источник: https://students-library.com/library/read/53329-licnost-rebenka-kak-obekt-i-subekt-vospitania

Личность ребенка как объект и субъект воспитатния

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа.

Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.

Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

1. ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д.

Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.

е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…»[1].

Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо.

Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

  • Таблица 1
  • постоянному
  • воздействию
  • взрослых и
  • окружающей
  • среды
  • Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности
  • Как субъект воспитательного процесса
  • Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)
  • Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей
  • Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)
  • Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.
  • Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:
  • • направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
  • • сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;
  • • проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
  • • необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;
  • • вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;
  • • осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия[2].
  • 2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
  • Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.
Читайте также:  Электромагнитное поле - справочник студента

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов.

Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям.

Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе[3].

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные.

Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизне-деятельности.

С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий.

Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.

Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания.

При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:

  1. • самопознание,
  2. • самовыражение,
  3. • самоутверждение,
  4. • самоопределение,
  5. • самореализация,
  6. • саморегуляция [4].

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ.

Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект.

Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека.

Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным.

С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.

Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания[5].

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 300-310.

2. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006.

3. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974.

5. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. — № 5. – С. 52-56.

[1] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.

[2] Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006., с. 54-56.

[3] Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. — № 5. – С. 52..

[4] Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305.

[5] Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002, с. 129.

Источник: https://infourok.ru/lichnost-rebenka-kak-obekt-i-subekt-vospitatniya-1546902.html

Ребенок как субъект и объект воспитания

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания — развитие личности.

В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа.

Таким образом, личность — это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам.

В отечественной педагогике советского периода достаточно долго утверж­далось, что роль общества в процессе воспитания связана, в первую очередь, с выработкой идеологии, политической доктрины. До сих пор в педагогиче­ском сообществе немало сетований по поводу потери идеологических ориен­тиров современного воспитания.

На самом деле общество в воспитании проявляется в такой своей характе­ристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).

Ребенок не может участвовать в социальной жизни общества прямо, непосредственно (как про­изводственник, гражданин, избиратель, правомерный участник товарно-де­нежных отношений).

Во взаимосвязь с обществом ребенок вступает через свое ближайшее социальное окружение, то есть через людей, с которыми у него уста­навливаются наиболее глубокие личностные отношения.

В зоне ближайшего социального окружения ребенка действует ряд тенден­ций, которые объективно определяют природу процесса воспитания:

  • ближайшее социальное окружение составляет достаточно ограниченное количество людей (оптимально — 5—7 человек); чем младше ребенок, тем с меньшим числом людей он способен поддерживать постоянные и глубокие отношения;
  • отношения в ближайшем социальном окружении строятся только на ос­нове личных привязанностей и общих интересов в деятельности и обще­нии, их нельзя выстроить по приказу, под давлением власти взрослого и даже на «заигрывании» с ребенком, «задаривании» его материальными благами;
  • ближайшее социальное окружение должно обеспечивать разновозраст­ное общение ребенка; при всей значимости взаимодействия с родителя­ми для ребенка очень важен контакт с ровесниками и с теми, кто старше на 3-5 лет (родственниками, приятелями).

Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка, он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старо­сти» и др.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определя­ет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспи­тателя и воспитанников.

Педагогическое взаимодействие воспитателя с ребенком осуществляется как отношение с ним в совместной деятельности и общении.

Предпосылкой возникновения отношений в процессе воспитания высту­пают представления воспитателя о ребенке. Они в определенной мере являют­ся продуктом профессионального педагогического образования воспитателя, его знаний психологии ребенка, а кроме того, покоятся на впечатлениях от книг, фильмов, наблюдений за людьми и собственном жизненном опыте.

Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя — нео­сознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки.

Воспитанник (Ребенок). Процесс воспитания специально организует деятель­ность и общение ребенка, разнообразные формы его личностной активности (интеллектуальной, практической, нравственной, эстетической, социальной).

Поведение ребенка складывается из системы его поступков, то есть созна­тельных действий, в которых он выражает свое отношение к другому человеку, к событию, к миру в целом и к самому себе. Поступок ребенка — это всегда акт его ценностного самоопределения, он несет в себе три смысла, делающих его своеобразным «индикатором» воспитания.

  1. «Поступок как свершение». Он возникает как действие ребенка в резуль­тате определенных побудительных мотивов. Мотивы эти не всегда им осозна­ются, точно так же, как не осознаются последствия поступка. Вот почему одна из задач воспитания в том и состоит, чтобы помогать ребенку осмыслять свои поведенческие мотивы, побуждать задумываться о последствиях своих дей­ствий, учить прогнозировать их.
  2. «Поступок как выбор». Любой поступок ребенка является результатом выбора между тем, что хочется и что должно, что нравится, привычно и что стра­шит своей новизной. В момент выбора ребенок свободен, он сам решает, какому образцу следовать, какую линию действия предпочесть. Тревожное и одновре­менно радостное переживание этой власти над нормами и поведенческими гра­ницами запоминается рано и глубоко. Но свободный выбор всегда одновремен­но предполагает ответственность. Совершая поступок, ребенок уже закладывает «кирпичик» будущего смыслового и эмоционального действия по преодолению последствий своего неверного поступка или по продолжению достойного.
  3. «Поступок как событие». Он всегда является микрочастицей бытия, ре­ального проживания жизни. Ребенок, совершающий поступок, сопричастен объективным явлениям социальной среды, событиям и отношениям, проис­ходящим в жизни.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического про­цесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полно­мочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполни­телем, то есть тот, кто воспитывает. Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Взаимодей­ствие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Но следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспита­телю, а функция объекта — ребенку.

В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Воспитатель (профессиональный педагог, родитель), без сомнения, функ­ционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обра­щение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие. Ребенок как субъект педагогического вза­имодействия проявляет себя таким образом:

  • открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
  • принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
  • проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совмест­ной деятельности и общении;
  • открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогиче­ского взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста вос­питанников.

Опека. Воспитатель максимально сосредоточен на помощи ребенку. Чаще всего так организуется взаимодействие с дошкольниками и младшими школь­никами, подростки уже сопротивляются опеке. Эта форма взаимодействия несет черты «материнской» педагогики и особенно свойственна женщинам-педагогам.

Наставничество. Главным «нервом» такого взаимодействия является обра­щение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот инте­рес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

Партнерство, Воспитатель принимается ребенком как авторитетный орга­низатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагоги­ческими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов про­цесса воспитания.

Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении.

Педа­гоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

Сотворчество.

Такое педагогическое взаимодействие принято считать выс­шей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие де­ловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Со­творчество является не результатом педагогического преобразования сферы со­вместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного род­ства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Своеобразной единицей («клеточкой») воспитания как педагогического процесса является воспитательная ситуация.

Воспитательная ситуация отражает организованное противоречие:

  • между новыми, более сложными и социально значимыми целями, зада­чами, которые определяет воспитатель, и осознанием ребенком своего фонда умений, способов поведения (модель «надо — не умею, не могу»);
  • между новыми, более сложными и социально значимыми целями, зада­чами, которые определяет воспитатель, и мотивами ребенка в данный момент (модель «надо — не хочу»).

Психологически противоречие между «надо — не могу» и «надо — не хочу» проявляется в виде очень острого переживания ребенком акта выбора.

Таким образом, воспитательная ситуация определяется:

  • борьбой мотивов,
  • актом выбора,
  • побуждением к действию,
  • отношением как сущностной характеристикой воспитания.

Отношения, возникающие в воспитательной ситуации, имеют триединую психологическую структуру.

Читайте также:  Теории процесса мотивации - справочник студента

Когнитивный (познавательный) компонент отношения составляют понятия и представления ребенка о тех или иных сторонах жизни. Выразить свое отно­шение — значит, в первую очередь, проявить знание в этой области.

Нельзя от ребенка ждать поступка, если он не знает, как это сделать, или не понимает, почему так следует поступать. Именно поэтому в воспитании так открыто вы­ражен процесс просвещения (нравственного, политического, экологического, экономического и др.).

Но преувеличение воспитателем значения когнитив­ной составляющей отношения может привести к тому, что он сосредоточится только на обучении ребенка тому, «как себя вести».

Эмоционально-оценочный компонент отношения характеризуется пережива­ниями ребенка в воспитательной ситуации. Именно эмоциональные характе­ристики указывают направление отношения ребенка к тому или иному явле­нию или событию: «нравится — не нравится», «радует — пугает», «удивляет — возмущает».

Поведенческий компонент отношения — это проявление практической го­товности ребенка к определенным действиям, выражение его социального опы­та и привычек поведения.

У дошкольников и младших школьников нередко можно наблюдать достаточное понимание той или иной нравственной ценно­сти (например, честности), горячий эмоциональный отклик на поступки геро­ев книг, проявляющих должное или недолжное поведение, но при этом — очень скудный опыт собственных поступков.

Воспитательное отношение, попадая в «фокус» педагогического процесса, должно организовываться в единстве всех трех компонентов.

Оригинал работы: Ребенок как субъект и объект воспитания

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2322/Rebenok-kak-subekt-i-obekt-vospitanija

Методическая разработка на тему: Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса | Социальная сеть работников образования

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им.Х.Андрухаева»

  • Ковязина Анжелика Заурбиевна
  • Методическая разработка
  • Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
  • Майкоп 2016
  • ББК
  • УДК

Ковязина А.З. Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические задания и упражнения.

  1. Пособие предназначено для студентов 2 курса
  2. Тираж 100 экз.
  3. Введение

Целью данной работы является изучение понятия «личность» и анализ личности как предмет воспитания.На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых.

Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе.

Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

  • Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.
  • Тема: Развитие личности.
  • Ребенок как объект и субъект
  • педагогического процесса.
  • Цели изучения:
  • заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.
  • Форма изучения:
  • семинар, самостоятельная работа студента.
  • Основные понятия:
  • личность; человек; индивид; развитие личности; формирование личности; социализация личности; наследственность; среда; возрастные особенности развития; периодизация возрастного развития; акселерация.
  • План.
  1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
  2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
  3. Факторы, влияющие на формирование личности.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/11/07/razvitie-lichnosti-rebenok-kak-obekt-i-subekt

Личность ребенка как объект и субъект воспитания

Личность ребенка как объект и субъект воспитания

Чаще всего педагогика в современном обществе обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности. По мнению специалистов, личность должна стремиться самоопределению и самореализации.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов потребностей, интересов, идеалов, убеждений активно участвующий в сознательной деятельности.

Взаимодействие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

  • — открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
  • — принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
  • — проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
  • — открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Многие считают, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют , всегда дополняют друг друга, а иногда противоречат. Субъектом воспитания является воспитатель, профессиональный педагог, родитель.

Субъект воспитания взаимодействует, если в этом случае его педагогическое обращение к ребенку объекту строится, как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами, то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие.

Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения.

 Воспитатель должен строить взаимоотношение с ребенком. Взаимоотношения делятся на следующие виды:

— Наставничество. Главный принцип- это общение с ребенком. Достойный психолог, педагог должен узнать мечты, интересы, увлечения ребенка. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

— Партнерство.  Важно помнить, что ребенок и воспитатель равноценные участники, что они должны дополнять друг друга. В свою очередь ребенок примеряет на себя роль организатора, авторитета, что помогает ему воспитывать себя как личность.

— Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания.

Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении.

Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

— Сотворчество.

 Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Многие педагогике, психологи, воспитатели и даже родители задумываются и делают свои выводы о данной теме. Некоторые рассматривают только талант, успехи и активность ребенка.

Проблема в том, что это не настоящий образ, а только мнимый идеал прилежного школьника. Эта проблема побудила в странах запада появление движений антипедагогов. Основной их целью является защита детей от любых воспитательных действий.

Их философия строится на дружбе между учеником и преподавателем, а не на строго воспитательных засадах.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/382616-lichnost-rebenka-kak-obekt-i-subekt-vospitani

Ребенок как объект воспитания и субъект деятельности

Объектом педагогики воспитания является ребенок как растущий человек, как формирующаяся личность, как развивающаяся в своей автономии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение.

Как ни странно, но вопрос объекта педагогической науки порождал многие годы дискуссии и разногласия. Подытожил эти разногласия В. Б. Ежеленко, обратив внимание педагогов на первопричину педагогики как практики.

«Первообъект — это первопричина педагогики как практики в филогенезе человека, нашедшей отражение в педагогической теории, это первичный мотив педагогической деятельности априори», — пишет В. Б. Ежеленко.

И далее: «Едва ли можно возразить, что таковым в фило- и онтогенезе выступает ребенок. Нет ребенка — нет проблем, нет нужды в педагогической практике, в педагогической теории.

Есть ребенок — все приходит в движение»[1].

Педагогика возникла изначально как попытка установить общие закономерности и правила воспитания детей.

Потом, с развитием цивилизации и научно-техническим продвижением, когда проблема передачи детям научных знаний стала разрастаться в своих масштабах, педагогику оккупировала ее часть — дидактика, оттесняя исходные позиции педагогики в обращении к становлению ребенка как личности. Сегодня нам приходится, изучая процесс воспитания, говорить «педагогика воспитания» либо «теория воспитания».

Человечество в ходе своего развития и в силу своего динамического восхождения вверх, всегда было недовольно человеком. Поиск человека среди людей, как эстафета, тянется в нашу эпоху. Культура все выше поднимает планку требований.

Ребенку надо успеть передать за очень краткий миг детства весь основной запас достижений культуры, в контексте которой появляется на свет ребенок.

Сам ребенок, разумеется, не способен одолеть всю сумму культурных достижений.

Генетический фонд не передает от родителей через генетический механизм даже частично достижения культуры, ведь культура существует только лишь благодаря ее постоянному воспроизводству.

Общество уполномочивает педагога-профессионала оказывать соответствующую помощь, чтобы через воспроизводство культуры в непосредственной жизни протекал процесс освоения ребенком уровня жизни.

Воспитание, конечно, вводит ребенка в контекст современной культуры, но т. к.

культура существует благодаря своему постоянному воспроизведению, а к тому же, в силу динамичности культуры, ее достижения умножаются, то такое введение ребенка в современную ему культурную жизнь может быть произведено только в ходе совместной деятельности и взаимодействия ребенка с педагогом, которые вместе совершают ежеминутное восхождение к высотам культуры.

С педагогической точки зрения, детство есть период интенсивного усвоения достижений культуры в непосредственной практической жизни ребенка через активное взаимодействие его с окружающей действительностью на уровне культуры.

Период детства — период ответственный за всю жизнь. В этот период закладываются физические основы человеческого тела, духовные основы личности.

В то же время надо отметить, что внешне, на поверхностный взгляд, детство — легкая, веселая пора, безответственная, так как родители целиком (беззащитен и слаб ребенок, неопытен, несмышлен, полностью зависим от взрослых) несут ответственность за ребенка.

Скрытое противоречие («безответственность, сменяемая формирующейся ответственностью») раскрывается очень не скоро для родителей, педагогов, общественности и самих взрослеющих детей.

Для многих «вдруг» оказывается, что ребенок уже вырос и должен нести ответственность за все, что с ним происходит. Но сам ребенок не научен этому, ибо он «вчера» был маленьким, и за него решали и несли ответственность «другие».

Противоречие это решаемо, если сменить традиционно укрепившийся в практике воспитания детей тон обращения с ними: пренебрежительно-насмешливому, снисходительно-фамильярному следует противопоставить тон серьезного уважения и нежного внимания к личности ребенка как формирующегося субъекта жизни, овладевающего высокими достижениями культуры.

Одну из методик мы назвали «три вопроса». Первый — «Чего ты хочешь?» — спрашивает педагог ребенка, совершившего поступок или действие. Второй — «Как ты себя при этом чувствуешь?» — интересуется педагог.

И третий — «Как ты думаешь, что чувствуют при этом другие люди?» Последовательность этих вопросов — а их можно ставить даже очень маленькому ребенку, овладевшему речью, — инициирует сознание и направляет волю, возбуждая способность отдавать отчет в собственном поведении.

Ребенок как феномен природы несет в себе абсолютно все черты мирового устройства — точно так же, как человек вообще. Сложность мирового устройства предопределяет трудности профессиональной работы педагога и, несомненно, объективно придает профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, чрезвычайную тонкость и филигранность.

И объект, и предмет исследования являют собою сложнейшее образование социально-исторического плана, и, составляя один из элементов целостной системы единого мира, обладают теми же общими характеристиками мира, какими отличается все мировое устройство, а следовательно, и каждый из слагаемых его.

Внутренний мир ребенка обладает характеристиками, свойственными общему мировому устройству, а поведение ребенка — индивидуальное проявление общих характеристик, с которыми педагогу приходится смириться.

Прежде всего, отметим амбивалентность, свойственную объектам мира. Противоречия, заложенные в сущности каждого явления, требуют основательного анализа любого воспитательного факта и явления. Ребенок несет в себе противоречия развития, противоречия поведения, противоречия отношений.

Он не хорош и не плох, соткан из острейших противоречий социального, духовного и физического развития. Гармоничность личности выковывается в горниле таких противоречий. И воспитательный процесс существует как постоянное преодоление противоречий, а деятельность педагога — содействие их разрешению.

И бесполезно ожидать идеальной гармонии, развитие ребенка только и совершается за счет противоречий, требующих своего разрешения.

Бесконечно многообразен мир. И нет ни одного ребенка, повторяющего другого. Идентичность личности исключена в этом мире.

Многообразны формы занятий с детьми, многообразны ежедневно повторяющиеся ситуации, которые ни в коем случае не воспроизводят по сути своей прошлые ситуации, многообразны взаимоотношения, виды и стили профессиональной работы, формы деятельности и формы проявления социальных отношений. И каждый день — это новый день и иначе прожитая жизнь, обусловленная педагогической организацией.

Многомерность мира столь же свойственна всем педагогическим явлениям, сколь она свойственна всем проявлениям мирового устройства.

Нет ни одного факта воспитательного процесса, имеющего однозначную оценку и нет ни одного ребенка, который бы мог быть охарактеризован однозначно (например, «плохой ребенок»).

А значит, не может быть «идеальных школ», не должно быть «лучших школ года», потому что при многомерности невозможно сопоставление и преступно оценочное сравнение одного ребенка с другим, одной группы детей с другими, одной семьи с другой.

Динамичность свойственна всем явлениям мира, в той же степени она присуща любому элементу воспитательного процесса.

Поразительно и непостижимо в своей стремительности динамическое развитие ребенка, который ежедневно предстает — одновременно — таким же, как вчера, но уже не таким, каким он был вчера.

Педагог не может не учитывать в работе с детьми такую подвижность развития, а значит, не должен выстраивать воспитательный процесс как застывшую конструкцию, но обязан способствовать динамике воспитательной работы с детьми.

Поражающая наше воображение системность мира как объективная характеристика вынуждает педагога овладеть системным мышлением, так чтобы выстраивать свою профессиональную деятельность как систему — во имя ее жизненности.

Но, помня о системности как законе устройства мира, нельзя позволять себе выстраивать педагогическую конструкцию самовольно, без опоры на природу становления и развития человека. Мир не являет собою мешок со случайным набором элементов.

Выявить неслучайность и обязательность элементов воспитательного процесса и становится первейшей задачей педагога. Он должен, воспринимая человека как явление системное, не относиться к нему как к «слоеному пирогу» (выражение А. С.

Макаренко), расценивать отношения человека как единство рационального, эмоционального и действенного, видеть в действиях разум, волю и умения, трактовать поведение не только как свободный выбор интеллекта или эмоциональный импульс, но и как продукт научения ребенка формам человеческого общежития — вкупе.

Любого, кто вступает в сферу воспитательного процесса, ожидает опасность подмены внутреннего развития личности — его духовного становления и обогащения — внешними показателями.

Легко заметить движения тела, действия, слова, фиксировать предметные результаты активности человеческого организма. Движения души скрыты и не подвластны прямому наблюдению, их присутствие фиксируется опосредованно путем анализа внешних проявлений.

Потому одна и та же поведенческая картинка (например, дети послушны и исполнительны) имеет различные профессиональные характеристики.

Воспитание — это содействие новообразованиям в структуре тела и души ребенка, его организма и личностного внутреннего мира, его формы взаимодействия с миром и содержания этого взаимодействия.

И поэтому сущностными показателями реальности воспитательного процесса выступают физические, психические и социальные новообразования в личностной структуре воспитанника. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания. Они же служат и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов.

Признаком успешности воспитания станут те сущностные показатели, которые соответствуют высоким достижениям современной культуры, свидетельствующим о развивающейся способности ребенка к жизнедеятельности в современных условиях жизни, позволяющей ему осуществить предназначение человека быть homo sapiens, homofaber и homo moralis. Однако эти существенные отличия человека от животного нуждаются в специальном культивировании и развитии.

Источник: https://studme.org/268375/pedagogika/rebenok_obekt_vospitaniya_subekt_deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию