В педагогике и педагогической психологии и образовательной практике в настоящее время ребёнок проявляет большой интерес к природной поисковой активности как к важнейшему образовательному ресурсу.
Всё это способствует возникновению в российском образовании такого явления, как исследовательское обучение (англоязычный аналог – explorer education). Этот способ обучения основан на биологически предопределенной потребности ребёнка всё больше и больше познавать окружающий мир.
Особенность исследовательского обучения заключается в том, чтобы наладить учебную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, что приведёт их к самостоятельной познавательной деятельности.
Стоит обратить внимание что, исследовательское обучение не стоит сводить к стимулированию поисковой активности детей способом использования методов учения в образовании.
Мониторинг осуществляется путём сбора, обработки и анализа информации, оценки и корректировки работ.
Система диагностики является базовой для мониторинга, для её осуществления необходим выбор критериев (обобщённых показателей). Приоритет может быть отдан разным критериям всё зависит от осуществления работ в образовательном учреждении, но так или иначе, всё же нужно учитывать следующие критерии успешности:
- психологического комфорта
- воспитанности
- индивидуально-личностного развития
- социологический
- образовательный
Классификация критерий
Образовательный критерий:
- отличная подготовка в первую очередь по главным предметам и направлениям, определяемая по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- количество обучаемых, которые занимаются в творческих кружках и ведут исследовательскую деятельность.
- глубина, систематичность и действенность знаний; решения сложных задач.
Социологический критерий:
- возможность свободного выбора у школьника ( выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.)
- адаптация обучаемого к среде обитания (по месту жительства, школьной, семейной); умение выстраивать отношения в коллективе.
- адаптация выпускников школы; успешность обучения в учебных заведениях.
- престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу.
- уровень развития класса
- поведение школьников
Критерии индивидуально-личностного развития:
- развитие творческого познания, стремление к гармонии, эстетического вкуса;
- выраженность индивидуального стиля черт характера;
- реализация индивидуальных возможностей;
- А.Г. Асмолов: «принимать и принимать других людей, терпимость и лояльность»; отзывчивость, умение сопереживать;
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- объективная самооценка;
- общекультурный кругозор, устойчивые интересы.
Критерий воспитанности:
- сплочённость классных коллективов;
- наличие или отсутствие вредных привычек;
- стремление помогать другим людям(толерантность);
- сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
- твёрдое гражданское правосознания, патриотизм;
Факты отклоняющегося от норм поведения и правонарушений.
Критерии здоровья:
- разбить учеников по группам здоровья;
- общие показатели по школе по степени заболеваемости;
- Качественные услуги для сбережения здоровья;
- развитие основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме, уровень психического и физического здоровья;
Критерии психологического комфорта:
- социальное благополучие, межличностные отношения;
- уровень тревожности, нервности;
- эмоциональное состояние, оптимизм во всех делах, уверенность в завтрашнем дне.
Все эти критерии напрямую связаны с профилем образовательного учреждения.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/kriterii_uspeshnosti_issledovatelskogo_poiska/
63 Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Исследователю и органам управления совершенно необходимы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объективная информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики.
Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей).
В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психологического комфорта.
В чем они заключаются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оценивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.
- Образовательный критерий:
- — качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- — количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
- — глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уроень сложности решаемых задач.
- Социологический критерий:
— реальные возможности свободного выбора школьника в рамках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.);
- — адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;
- — адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.);
- — престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
- — правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
- — уровень развития классных коллективов.
- Критерий индивидуально-личностного развития:
- — широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
- — характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- — адекватность самооценки;
— степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;
- — степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей);
- — выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
- — развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
- Критерий воспитанности:
- — сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;
- — степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
- — развитие экологической культуры личности;
- — развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
- — наличие или отсутствие вредных привычек;
- — факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;
- — степень сплоченности классных коллективов.
- Валеологический критерий (критерий здоровья):
- — уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
- — заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);
- — распределение учащихся по группам здоровья;
- — количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.
- Критерий психологического комфорта:
- — степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
- — уровень тревожности;
- — межличностные отношения, социальное благополучие.
- Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и детьми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельности определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:
- критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: соматические заболевания, признаки повышенной нервозности, видимая или продиагностированная психическая патология, патологическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и токсическим веществам);
- критерий психологической комфортности (изменения эмоциональных проявлений, работоспособности, межличностных отношений, поведения и др.);
- критерий самостоятельности (изменения отношения к самообслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);
- критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциуме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);
- критерий жизненного определения (уровень соответствия реализации прав несовершеннолетних действующему в РФ законодательству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к трудовой деятельности).
Источник: https://studizba.com/lectures/111-raznoe/1520-metodologija-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovanij/28628-63-kriterii-uspeshnosti-issledovatelskogo-poiska-i-monitoring-processa-i-rezultatov-issledovanija.html
Статья на тему
Исследовательская работа — основной критерий успешности учителя
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.
Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.
С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников.
Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий.
В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности.
Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов.
Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем.
При организации учебно- исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
- Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и заданного подходов предполагает:
- •тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих;
- •создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем; •конструирование системы учебно-исследовательских задач, сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.
- Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы, средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.
- Теоретический анализ позволили определить, что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:
- выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
- определение совокупности задач, способов и форм организации учебно- исследовательской деятельности;
- распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
- определение предполагаемых результатов деятельности;
- отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
- Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности — коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
- Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
- Второй этап — второй класс начальной школы — ориентирован:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
- На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:
- в урочной деятельности — учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования;
- во внеурочной деятельности — экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классу начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини- исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны.
Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. В процессе включения младших школьников в учебно- исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся.
В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Работая с классом, я предлагаю ребятам различные темы исследовательских проектов. После обсуждения тем, мы выбираем ту тему, которая наиболее интересна ребятам.
- Ребята моего класса приняли участие в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов детей и молодёжи, и в номинации «Творческие проекты детей от 7 до 14 лет» мы заняли первое место.
- В мае 2007 года коллектив класса принимал участие в краевом Фестивале технического творчества, где в номинации «Дизайн предметно-пространственной среды» был удостоен диплома 1 степени за коллективную разработку детской игровой площадки «Безопасный городок»
- В 2007-2008 учебном году наш класс стал лауреатом школьного конкурса «Лучший класс года»
- В 2008-2009 учебном году ребята были награждены дипломом 3 степени в краевом конкурсе «Перекрёсток»; Диплом 1 степени в номинации «Защита проекта «Машина будущего»; Диплом 1 степени в номинации «Конкурс «Листовка» (Приложение 4)
- Команда «Светофорик», которая состоит из учащихся класса, получила диплом 1 степени в краевом конкурсе – смотре «Лучший отряд юных инспекторов движения»
- Наш класс принимает активное участие в реализации программы пилотного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности со школьниками по привитию культуры личной безопасности».
- Когда мои ученики перешли в 5 класс, то они продолжили активное участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В 2009 – 2010 учебном году они стали лауреатами 2 степени в муниципальном и краевых конкурсах «Безопасное колесо»
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/10/26/issledovatelskaya-rabota-osnovnoy-kriteriy-uspeshnosti
10 критериев для оценки своей успешности
Как вы измеряете успех? Считать сумму денег бессмысленно, пока вы не превратите их во что-то ценное, а слава мимолетна.
- Сама жизнь, ваша семья, ваше окружение, бизнес — это и есть мера успеха.
- Становится ясно, что ни один показатель «успеха» не может полностью измерить его понятие.
- Существует множество показателей, но если человек видит только те, которые действуют на него, то у него не будет полного видения.
- Достигнуть успехов в работе/бизнесе или в жизни?
- Данный вопрос поставлен неправильно, так как эти две цели не являются взаимоисключающими и в некотором смысле позитивно влияют друг на друга.
Источник: сайт unsplash
Измерение успешного бизнеса
- В бизнесе успех не всегда определяется конечными результатами.
- Бесспорно, рентабельность – главный показатель в бизнесе, потому что без прибыли компании закрываются.
- Помимо этого, есть и другие измерения успеха, которые так же важны:
1. Попадание в цель
- Цель бизнеса может иметь множество значений.
- Кроме показателя окупаемости, цели бизнеса включают в себя расширение на рынке, высокий уровень удовлетворенности клиентов, сокращение количества брака продукции и многое другое.
- Тем не менее, вы не сможете достичь своих целей, если не будете их четко понимать, не сообщите о них своим сотрудникам и не измерите результаты.
Многие предприниматели не очень четко представляют свои цели.
Не всегда понятно, как заставить каждого сотрудника компании работать над достижением цели или исследовать прогресс.
Определить цели не сложно и, если не работать над их достижением, успех, скорее всего, не придет.
2. Развитие вашего бизнеса
Бизнес можно сравнить с ребенком. Как родитель, вы получаете удовлетворение и радость, когда вы его “воспитываете”, помогаете, наблюдаете за тем, как он растет и постепенно развивается.
В течение данного процесса, вы параллельно повышаете уровень жизни и благосостояние своих сотрудников, общества и страны в целом.
3. Низкий уровень текучести кадров
В наши дни практически все компании сталкиваются с текучестью кадров, и его показатель является самым высоким за последнее десятилетие.
Показателем успеха может стать низкий уровень текучести в вашей компании, а также высокий процент сотрудников, которые вернулись после увольнения по собственному желанию.
4. Сбалансированная жизнь
Жизнь — это не работа, а только ее часть.
Человек не сможет добиться большого успеха, если мало отдыхает, не уделяет достаточное время своей семье и близким, своему хобби.
5. Поделиться знаниями с другими людьми
Обмен информацией, мудростью и знаниями является истинным измерением любого успеха.
Источник: сайт unspash
Измерение успешной жизни
6. Хорошее здоровье
- При плохом здоровье невозможно насладиться жизнью в полной мере.
- Болезненное состояние может отрицательно повлиять на вашу компанию, вашу семью.
- Хорошее здоровье — это не только ваш дар, но и всех, тех кто вас окружает.
7. Крепкая семья
Роль каждого человека в семье заключается в том, чтобы поддерживать свою семью, дарить любовь и внимание.
8. Выполняйте сложные задачи в первую очередь
- В бизнесе и в жизни мы все сталкиваемся с, на первый взгляд, непреодолимыми препятствиями.
- Но у нас, у людей, есть одна забавная способность рано или поздно их преодолевать.
- Когда вы правильно расставляете приоритеты в списке задач, а затем завершаете из них самую объемную и сложную, все остальные покажутся пустяковыми.
9. Быть наставником
- Один из самых ценных комплиментов, которые вы можете получить – это услышать от другого, что вы стали для него бесценным учителем.
- Неважно, будет ли это жизненный урок, который вы преподали или обучили нового сотрудника.
- Жизнь может быть сложной, наполненной множеством задач и проблем.
- Обмениваясь знаниями, вы помогаете другим справиться с проблемами и добиться успехов.
10. Достоинство и честь
Достоинство относится к самоуважению и чести, и, включает в себя честность, справедливость и добросовестность.
Почему это является измерением успеха? Потому что мы, люди, живем в социуме, и общество продолжает существование из-за доверия.
Человек по-настоящему успешен, когда он вносит свой вклад в общество.
Источник: сайт unsplash
Заключение
- Вы можете являться предпринимателем, а может и нет, но вы всегда, в первую очередь, человек.
- Каждая сфера вашей жизни влияет друг на друга.
- Настоящий показатель успеха – это то, как вы управляетесь со всеми своими делами во всех аспектах жизни.
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d9367352fda8600b1e645e0/10-kriteriev-dlia-ocenki-svoei-uspeshnosti-5dea1af5ba281e39882b8417?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2714843660.524.1577943878294.71417&integration=publishers_platform_yandex
УчПортфолио.ру
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ г. Владимира «СОШ № 7», Заслуженный учитель Российской Федерации.
Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе
Безусловно, замерить уровень развития социальной успешности одарённых детей непросто. Для того, чтобы это сделать, я использовала, с одной стороны, испытанные практикой технологии и методики проведения мониторинга качеств личности, а, с другой стороны, обратилась и к некоторым новым разработкам. В своей педагогической деятельности я использую технологию развивающего обучения, которая выражена, в частности, в системно-деятельностном подходе к образованию. Она помогает мне проводить мониторинг эффективности методической системы изучения вопросов истории Владимирского края. Так, используя подходы Л. В. Занкова[1], я отслеживаю развитие у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Следуя теории С.Л.Рубинштейна, также определяю личностный рост как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе[2].. Помогает в отслеживании уровня развития социальной успешности и сформированности локально-региональной идентичности личности идея А.Н. Леонтьева о проблеме превращения внешних действий во внутренние умственные процессы, проблема их интериоризации[3]. При организации мониторинга я также использовала близкие мне точки зрения, раскрываемые в ряде публикаций. Например, такой подход, при котором развитие индивидуальности человека определяется как развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. «Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек», — пишет в своей работе «Технология мониторинга индивидуальности школьника» Н.А.Гершкович[4]. При постановке целей и задач мониторинга, в применении его методов я использовала методическую литературу, учебники по психологии, статьи учителей-практиков[5]. Цель проводимого мониторинга личностных результатов применения собственной методической системы изучения вопросов истории Владимирского края: выявление уровня развития социальной успешности одарённых детей. Задачи мониторинга: — проанализировать и оценить результативность применения авторской методической системы изучения вопросов истории Владимирского края; — оценить уровень социальной успешности обучающихся; — обобщить опыт, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт.
Особое внимание я уделила принципу системности и систематичности, который предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение.
Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода.
Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития[6]. В ходе мониторинга применяются также следующие специальные методы оценивания качеств личности:
- включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса;
- метод тестовых ситуаций — педагог создает специальные условия, в которых проявляется уровень сформированности отслеживаемых качеств;
- опросные методы, позволяющие получить информацию о развитии одарённых детей, участников исследовательской деятельности на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные или специально подобранные вопросы;
- анализ результатов исследовательской деятельности членов школьного научного общества в социально-педагогическом партнёрстве с учителем по разработанным критериям и показателям качества образовательного процесса, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития;
- тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств, мировоззренческой культуры и т.д.[7].
Разумеется, я использовала только те принципы мониторинга из опыта учёных, педагогов, психологов, которые подошли для обучающихся в школьном научном обществе «ЛОГОС» МБОУ СОШ № 7 г. Владимира.
Отслеживание результатов применения методической системы привело меня к поиску критериев, то есть, измерителей объектов оценивания.
Это, прежде всего, измерители уровня развития социальной успешности одарённых детей, вовлечённых под руководством и при участии педагога в исследовательскую деятельность по историческому краеведению; За критерии развития социальной успешности можно взять, например, «стремление к успешной учебе и участию в социально одобряемой деятельности (кружки, секции и т.д.)[8]. Исследователи выделяют и другие критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ, например:
- Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным.
- Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей
- Позитивные отношения между учеником и учителем — ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя
- Позитивные отношения с одноклассниками
- Хорошее физическое и психическое здоровье
- Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным
- Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником[9].
Все эти критерии оценивания развития социальной успешности, безусловно, достойны внимания и применяются нами.
Однако, в случае оценивания эффективности методической системы по изучению вопросов истории Владимирского края речь идёт о социальной успешности не школьников вообще, а — одарённых детей, ведущих исследовательскую деятельность по историческому краеведению.
Поэтому я попробовала выработать собственные критерии оценивания уровня социальной успешности обучающихся через достижение конкретных положительных результатов в исследовательской деятельности по историческому краеведению.
Для этого я выделила приоритетные начала в развитии социальной успешности одарённых детей, что позволило выделить и критерии. Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности по историческому краеведению.
- Усвоение алгоритма исследовательской деятельности по краеведению Владимирской области в социально-педагогическом партнёрстве с учителем.
- Применение этого алгоритма в историко-краеведческом исследовании.
- Умение грамотно оформлять результаты исследовательской деятельности в соответствии с существующими стандартами.
- Умение использовать данный алгоритм применительно к любой другой дисциплине или сфере деятельности.
- Резкий скачок в уровне общего психического развития: улучшение памяти, удержание в ней большого числа объектов исследования.
- Формирование некоего «панорамного мышления», т.е., умения видеть картину исследовательской работы, все её последовательные этапы, в целом, а также прогнозировать перспективу её завершения или продолжения.
- Улучшение качества и увеличение количества работ обучающихся.
- Достижение наивысших результатов в научно-исследовательской поисковой работе по краеведению Владимирской области на уровне города, области, страны, международном.
На сегодняшний день мои ученики участвовали или участвуют в городских, областных, всероссийских конкурсах, в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровня. Побеждают и занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению. Все достижения ребят проходят публичную презентацию, многие из их исследований востребованы обществом.
Как учитель я отмечаю, что впоследствии на уроках усиливается внутренняя мотивация и растёт интерес учащихся к изучению истории и обществознания, уровень их обученности повышаются. Результатом научно-практических исследований учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с одарёнными учащимися является социальная успешность учеников.
В конечном итоге, выпускники находят своё место в жизни, у них вырабатывается навык ведения исследовательской деятельности и алгоритм самостоятельного добывания знаний. Результаты деятельности ШНО «ЛОГОС» — это также победы и призовые места на конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся различного уровня. Председатель Союза краеведов России С.О.
Шмидт подчёркивал: «Показательно, что именно история своего рода и своей местности кажется особо привлекательной для интересующейся историей школьной молодежи, причем на пространстве всей страны… Об этом свидетельствуют и результаты всероссийских конкурсов самостоятельных исследовательского типа работ старшеклассников — конкурсы краеведческих работ школьников «Отечество», организуемого в системе Министерства образования»[10]. Критерием оценки результативности сотрудничества педагога-исследователя и талантливых учащихся, членов школьного научного общества, может служить высокий уровень исследовательских краеведческих работ учащихся. С 2006 по 2014 год мои ученики показывают стабильно высокие результаты на краеведческих конкурсах и научных конференциях старшеклассников и студентов различного уровня – от муниципального до федерального. Три ученицы, члены ШНО «ЛОГОС» выпускницы 2009 года Гавриченко Вероника, Кривенюк Лидия и выпускница 2013 года Барсукова Олеся стали победителями Конкурса талантливой молодёжи Российской Федерации, победителями XVI, XVII и ХХ Всероссийских конкурсов краеведческих исследовательских работ школьников в г. Москве «Отечество»[11].
[1]Теория развивающего обучения. // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
[2] Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 8. // http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol…
[3] Деятельностный подход. // Большая психологическая энциклопедия. http://psychology.academic.ru/3490/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4
[4]Гершкович Н.А. Технология мониторинга индивидуальности школьника. // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/tehnologija-monitoringa-individualnosti-shkolnika.html#1065774
[5]Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника. Принципы диагностической деятельности. // festival.1september.ru/articles/576406/ ; Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol…
[6] Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника. Принципы диагностической деятельности. // festival.1september.ru/articles/576406/
[7] См., например: Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol…
[8] Общая психология. Учебник для вузов под редакцией Р. X. Тугушева и Е. И. Гарбера. . Саратов. «Научная книга», 2003. С.234.
[9]Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. // http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/
[10] Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004. // his.1september.ru/2004/22/4.htm
[11] Владимирские выпускники 2009! «Наша королева». // http://vladimir.kp.ru/daily/24298/492292/
Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/605
Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов
Контролирование и оценивание знаний, умений, навыков, компетенций является непременным спутником обучения.
В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании [1].
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся: выделение тем, разделов, выступающих в роли понятийных индикаторов; операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т. д.
); создание модели желаемых результатов контроля; проведение контрольных мероприятий; сличение модели и реальных ответов учащихся; формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.
Перечисленные компоненты всегда присутствуют в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога. Они интерпретируются и раскрываются по-разному в зависимости от того, проводится контроль традиционными средствами или применяются тесты.
При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста.
Модель результатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективного фактора автоматизировано либо с помощью экспертов.
Одним из основных признаков новизны образовательных стандартов нового поколения является переход к компетентностным моделям оценки результатов высшего образования.
Следует иметь ввиду что между понятиями «результаты образования» и «уровни компетенций» существует важное различие.
Результаты образования могут быть выявлены и оценены преподавателем различными педагогическими измерительными материалами, а компетенции, как наиболее глубокие личностные качества обучающегося, могут проявляться и быть оценены только в условиях действия и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий. То есть для оценивания уровней сформированности компетенций необходимо смоделировать такие учебные задачи, которые мксимально приближены к жизненным ситуациям, требуют поиска проблем и осуществления переноса знаний для их разрешения.
Оценка компетенций требует универсальных подходов к созданию системы критериев, показателей шкал, единиц и инструментов оценивания. От того какие результаты и в какой форме будут получаться, накапливаться и интерпретироваться зависит построение системы обучения.
Оценка каждого элемента образовательных результатов в виде уровней сформированности компетенций может быть количественной или качественной, бальной или вербальной (словесной).
Анализ и оценка образовательных результатов может проводиться по критериальным шкалам, применение которых обеспечивает сравнительный анализ обучения, проводимого в разных педагогических условиях: в разных группах, по разным программам и предметам, в разные временные периоды.
При оценивании компетенций с целью получения поведенческих примеров определяются человеческие качества, связанные с успехом в обучении или работе [2].
О наличии или отсутствии компетенций нельзя говорить в абсолютных терминах: люди владеют компетенциями в разной степени, поэтому компетенции можно расположить вдоль соответствующей шкалы и развивать с помощью теоретического и практического обучения.
Существует большое разнообразие шкал измерения компетенций, начиная от бинарных, когда фиксируется наличие положительного или отрицательного индикатора и, заканчивая многоуровневыми шкалами, количество уровней в которых может быть любым — от 3 до 11.
Уровни шкал могут обозначаться цифрами (1, 2, 3), буквами (A, B, C, D, Е) или описаниями (мастерский, экспертный, базовый, недостаточный, неприемлемый и т. д.)
В теории педагогических измерений различают шкалы качественные и количественные. Качественные шкалы иногда называют неметрическими, количественные получили название метрических. Примером качественной шкалы могут служить результаты зачетной сессии, когда все студенты делятся на две группы: получившие и не получившие зачет.
Или привычная 4-х балльная шкала: «5» — владеет в полной мере (отлично), «4» — владеет достаточно (хорошо), «3» — владеет недостаточно (удовлетворительно), «2» — не владеет (неудовлетворительно).
Очевидно, что традиционные средства и методы контроля, включающие экзамены, контрольные работы, устные опросы и другое, также используют качественную шкалу.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5655/
Оценка исследовательских компетенций студентов
Меняющаяся система оценки успешности обучения требует принципиально новых оценочных средств.
При этом высшей школой накоплен солидный арсенал традиционных оценочных средств, которые могут и должны применяться для оценки сформированно- сти компетенций.
Применение тех или иных средств зависит от задач обучения в конкретной образовательной ситуации. Все фонды оценочных средств имеют три основных функции:
- 1) проверку знаний, умений, навыков;
- 2) проверку способности применять знания в реальной ситуации;
- 3) проверку способности к продуктивному межличностному взаимодействию.
Образовательный результат должен оцениваться, исходя из компетенций, которые прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте.
На первом этапе необходимо описать все компетенции, которые соответствуют итоговой аттестации (защите магистерской диссертации) (табл. 2).
Таблица 2
Карта оценки компетенций: ФГОС 44.04.01. Педагогическое образование (уровень магистратуры)
|
Формулировка компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения образовательной программы | ||
удовлетвори тельно | хорошо | отлично | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК 1 | Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного | Использование диагностических методик для оценки качества образовательного | Использование валидных диагностических методик для оценки качества образо- | Соответствие диагностического аппарата цели, задачам, гипотезе исследования |
/ | 2 | 3 | 4 | 5 |
процесса по различным образовательным программам | (воспитательного) процесса |
|
||
ПК 2 | Способность формировать образовательную среду и использова ть профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики | Осуществляется оценка образовательной среды | Предложены практические рекомендации по формированию и развитию образовательной среды | Выполнена работа по формированию и развитию образовательной среды |
ПКЗ | Способность руководить исследовательской работой обучающихся | Представлены отдельные методы активизации исследовательской работы обучающихся | Представлены необходимые и достаточные методы активизации исследовательской работы обучающихся | Предложены свои разработки по активизации исследовательской работы обучающихся и других субъектов образовательного процесса |
ПК 4 | Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Реализация современных методик обучения (воспитания) | Разработка собственных методик обучения (воспитания) | Наличие справки о внедрении практических разработок автора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК 5 | Способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование | Сформулированы проблема и противоречия исследования | Проблема и противоречия исследования обоснованы фактами из области образовательной и воспитательной деятельности | Проблема и противоречия исследования обоснованы фактами из области образовательной и воспитательной деятельности и актуальными документами |
ПК 6 | Готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач | Наличие отзыва научного руководителя | Позитивный отзыв научного руководителя, имеются замечания по исследовательской деятельности студента | Позитивный отзыв научного руководителя, отсутствие замечаний по исследовательской деятельности |
ПК 7 | Способность проектировать образовательное пространство, в т. ч. в условиях инклюзии | Рассматриваются проблемы инклюзивного образования | Учитываются образовательные потребности и особенности особых групп обучающихся | Имеются конкретные предложения в области инклюзивного образования |
ПК 8 | Г отовность к осуществлению педагогического проектирования образо- | Представлены субъекты воспита- | Проанализировано влияние прове- | Разрабатываются индивиду- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
вательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов | тельного процесса | денной работы на субъектов образовательного процесса | альные развивающие программы | |
ПК 9 | Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в т. ч. с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта | Использованы методы качественной обработки эмпирических данных | Использованы методы математической статистики для доказательства качества образования | Представлены убедительные доказательства качества проведенной работы на основе использования методов математической статистики |
ПК10 | Готовиость проектировать содержание учебных дисциплин,технологии и конкретные методики обучения | Использованы разработки, имеющиеся в области исследования | Предложены свои разработки в области диссертационного исследования | Апробированы свои разработки в области диссертационного исследования |
ПК11 | Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность | Разработана модель(программа, технология, методика) развития исследуемого объекта | Апробирована модель (программа, технология, методика) развития исследуемого объекта | Проведена оценка результативности внедренной модели (программы, технологии, методики) развития исследуемого объекта |
/ | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК12 | Готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области | Ссылки на отечественный и зарубежный опыт оформлены в соответствии с требованиями | Большинство ссылок за последние 5 лет | Имеются ссылки на источники на иностранном языке |
ПК13 | Г отовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа | Проведено и описано пилотажное исследование | Проведено и описано констатирующее исследование | Проведено и описано формирующее исследование |
ПК14 | Г отовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы | 1 Доводится оценка актуального состояния изучаемого явления | Рассматриваются известные варианты развития изучаемого явления | Предлагаются инновационные решения для развития изучаемого явления |
ПК15 | Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы | С результатами исследования ознакомлены руководство и педагогический коллектив образовательной организации | Проведено исследование в соответствие с исследовательской темой образовательной организации | Прошла апробация результатов исследования на семинарах, конференциях, совещаниях |
/ | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК16 | Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность | Наличие заказа на исследование | Соответствие проведенного исследования заказу на исследование | Приняты реальные управленческие решения по результатам исследования |
ПК17 | Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурнообразовательный уровень различных групп населения | Четко обозначена целевая группа | Описаны характерные особенности исследуемой группы населения |
|
ПК18 | Готовиость разрабатывать стратегии культурнопросветительской деятельности | Представлены практические рекомендации, касающиеся конкретного образовательного учреждения | Представлены практические рекомендации, касающиеся региона | Представлены практические рекомендации, касающиеся сферы воспитания и образования |
ПК19 | Способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций |
|
Социально значимые проекты представлены в рамках конференции | Наличие документа, подтверждающего представление социального проекта на конференциях; заявки на участие в грантовых конкурсах |
/ | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК20 | Готовность к использованию современных информационнокоммуникационных технологий и СМИ для решения культурнопросветительских задач | Представлены результаты исследования на студенческой конференции | Опубликованы результаты исследования в материалах студенческой конференции | Опубликованы результаты исследования на всероссийских и международных конференциях |
ПК21 | Способность формировать художественнокультурную среду | Наличие необходимых составляющих текста магистерской диссертации | Соответствие текста нормативным требованиям | Стилистически правильное и грамотное оформление текста магистерской диссертации |
Второй этап предполагает объединение обозначенных компетенций в кластеры. Кластер компетенций — это набор тесно связанных между собой компетенций, объединенных по определенным признакам.
Внутри кластеров компетенции представляются в иерархической последовательности (возможно простое перечисление компетенций внутри кластера).
Объединение компетенций внутри кластера позволяет выявить сущностные характеристики в профессиональной подготовке специалиста и создать соответствующие оценочные средства (табл. 3).
Из обозначенных выделяются следующие группы исследовательских компетенций:
- 1) аналитические;
- 2) информационные;
- 3) проектные;
- 4) коммуникативные.
Кластер компетенций
Группы компетенций | Образовательн ы й результат |
Аналитические | Анализ фактов на различных этапах исследования |
Информационные | Привлечение информационных ресурсов |
Проектные | Проектирование формирующего эксперимента |
Коммуникативные | Использование различных форм научной коммуникации в процессе исследования |
Третий этап заключается в разработке таблиц оценки на контрольных точках исследовательской деятельности (табл. 4-7).
Аналитические компетенции
Образовательный результат, в котором находят отражение аналитические компетенции, может быть представлен в виде эссе, аналитического отчета по результатам практики, разработки решения комплексной ситуационной задачи. Приведем пример оценки эссе.
Карта оценки исследовательской компетенции по результатам написания эссе
Таблица 4
Результаты обучения (пока- затели оценки) | Уровни сформированности компетенций / критерии оценки | ||
Минимальный | Базовый | Повышенный | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Глубина понимания проблемы | Продемонстрировано понимание только наиболее очевидных аспектов проблемы | Продемонстрировано понимание сущности проблемы | Продемонстрировано понимание проблемы в аспекте всех внутренних и внешних связей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рефлексивность | Слабо выражено собственное отношение к предмету размышлений | Выражено собственное отношение к предмету размышлений | Выражено и научно обосновано собственное отношение к предмету размышлений, выполнен анализ влияния описываемого феномена на развитие предмета исследования |
Убедительность позиции автора | Слабая или неубедительная аргументация | Приводится убедительная аргументация излагаемых положений, но авторская позиция не выражена | Приводится исчерпывающая и убедительная аргументация основных положений и своей позиции |
Дискуссионный, полемичный, открытый характер резюме | Резюме сформулировано нечетко, работа не мотивирует к дальнейшим размышлениям | Резюме сформулировано четко, но не полемично | Резюме сформулировано дискуссионно, полемично, мотивирует к дальнейшим размышлениям |
Источник: https://studme.org/217967/pedagogika/otsenka_issledovatelskih_kompetentsiy_studentov