Классификация средств обучения — справочник студента

Обучающие средства являются одной из важнейших составляющих учебного процесса. Классификация средств обучения зависит от того, какой признак положен в ее основу. На сегодняшний день существует несколько способов классифицирования. Мы рассмотрим самые распространенные из них.

Определение

Средства профессионального обучения можно разделить на материальные или идеальные объекты, используемые преподавателем и учениками для овладения новой информацией.

Классификация средств обучения - Справочник студентаЭти объекты могут быть разделены на несколько категорий по различным основаниям. По каким именно, читайте ниже.

Классификация средств обучения по составу объектов

  1. Материальные: в эту группу входят всевозможные пособия, учебники, методички, макеты, таблицы, лабораторное оснащение, модели, компьютеры, а также столы, стулья и помещения.
  2. Идеальные: сюда относятся знания и умения, которые были получены раньше и теперь используются для дальнейшего обучения. Закономерно, что именно эта категория является наиболее важной в умственном развитии учеников. Педагог при желании может давать информацию в готовом виде либо позволять учащимся принять участие в ходе совместной деятельности.

Такая классификация средств обучения имеет одну особенность: материальные и идеальные средства не противопоставляются, а как бы взаимно дополняют, обогащают друг друга.

Материальные средства призваны главным образом вызывать интерес у учеников, привлекать и удерживать внимание в ходе урока или лекции, тогда как идеальные связаны в первую очередь с развитием самостоятельного мышления, интеллекта, логики.

Классификация средств обучения - Справочник студента Именно поэтому средства должны использоваться в совокупности.

Классификация средств обучения по субъекту деятельности

  1. Средства преподавания: их используют главным образом учителя для того, чтобы объяснить, а затем закрепить новый материал (например, оборудование, необходимое для демонстрации эксперимента).
  2. Средства учения: применяются учащимися для освоения новых знаний (оборудование лаборатории). Следует оговориться, что некоторые средства могут быть задействованы как в преподавании, так и в обучении.

Функции средств обучения

Классификация средств обучения - Справочник студента

Что касается их основных функций, то здесь тоже существует четкое разделение на группы: технические средства, служащие для передачи информации, технические средства, необходимые для формирования определенных навыков, технические средства, предназначенные для самообучения.

Первая категория вошла в структуру учебного процесса с появлением всевозможных наглядных средств. Еще относительно недавно эту роль выполняли диапроекторы и киноаппаратура, а сегодня их заменили персональные компьютеры, интерактивные доски, электронные дневники.

 С их помощью хранение, извлечение и передача информации значительно упростились.

Также среди значимых функций можно выделить возможность рассматривать изучаемый объект целиком и по частям, активное участие в деятельности каждого члена учебного процесса и значительная экономия времени, необходимого для того, чтобы воспринять информацию.

Источник: https://www.syl.ru/article/105194/klassifikatsiya-sredstv-obucheniya-i-ih-osnovnyie-funktsii

Дидактические средства — Организация учебного процесса — Сидоров Сергей Владимирович

Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть По материалам моих лекций.

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений.

Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры.

Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Классификация средств обучения - Справочник студентаУниверсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

  • технические средства обучения (ТСО);
  • учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);
  • раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения. В данном разделе продукции выделяются…

  1. — оборудование и изделия для школ; 
  2. — технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений; 
  3. — оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений; 
  4. — учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений. 

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на… 

  • — учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела; 
  • — учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам; 
  • — печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы; 
  • — экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы; 
  • — учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;
  • — прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски. 
  •  
    По мнению робота, со статьёй «Дидактические средства» тематически связаны:
    Для ссылки:

Источник: https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-214

Средства обучения, их функции и виды. Классификация средств обучения

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней.

К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.

! По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся: 1) учебные кинофильмы; 2) диафильмы; 3) компьютеры; 4) магнитофонные записи; 5) грамзаписи; 6) радиопередачи; 7) телепередачи и т. д

Читайте также:  Свойства функции синуса - справочник студента

.Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

  • визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ — презентации;
  • аудиальные: музыкальный центр, радио;
  • аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ — презентации.

2.По степени сложности:

  • простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
  • сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

  • натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
  • символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
  • технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

Функции средств обучения: 1. Познавательная  обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2.

Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Виды средств обучения и их характеристика. I.Вербальные средства обучения:  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.  Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:  Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).  Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

 Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы

3.  Технические средства обучения:ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Источник: https://students-library.com/library/read/56357-sredstva-obucenia-ih-funkcii-i-vidy-klassifikacia-sredstv-obucenia

Понятие и классификация средств обучения

  • Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.
  • Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
  • Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка.

Средствами обучения называют орудия деятельности педагога и учащихся, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для педагога, а лабораторное – для учащихся; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.

Средства обучения увеличивают эффективность познавательной деятельности, служат средством достижения цели, существенно влияют на умственное развитие учащихся. В них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации.

Изготовление педагогами и учащимися средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализаций, мысленных экспериментов и т.п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют.

Развивающий и обучающий эффект в данном случае оказывается значительно большим, чем при простой передаче информации.

Например, составление с учащимися карты местности, позволяет им в собственной деятельности осваивать принципы работы с картой, понятия масштаба, условных обозначений, соотношения между реальным и идеальным.

Итак, средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака:

по составу объектовматериальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий, учебники, наглядность, микроклимат и др.

материально-технические условия обучения) и идеальные (те ранее усвоенные знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний («мысли о мыслях»): речь, письмо, схемы, условные обозначения, произведения искусств, образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

— по отношению к источникам появленияискусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии и т.д.);

  1. по сложностипростые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
  2. по способу использованиядинамичные (видео) и статичные (кодопозитивы, слайды, диафильмы);
  3. по особенностям строенияплоские (карты, таблицы), объемные (макеты), смешанные (модель Земли, глобус: и объем, форма, и карта Земли), виртуальные (мультимедийные компьютерные программы;)
  • по характеру воздействиявизуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофон, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
  • по носителю информациибумажные (учебники, картотеки) магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, DVD);
  • по уровням содержания образованиясредства обучения на уровне урока (текстовый материал), на уровне предмета (учебники) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
  • по отношению к технологическому прогрессутрадиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др.

К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи таблицы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серия диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео и звукозаписи, радио и телепередачи).

Описание предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ дидактические материала и др.).

Технические средства обучения (ТСО) — диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьный радиоузел, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий — компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления.

Назовем основные дидактические функциисредств обучения:

· компенсаторность – т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога и учащихся;

  1. · информативность – передача необходимой для обучения информации;
  2. · интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
  3. · инструментальность – безопасное и рациональное обучение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
  4. В современной практике образования, в том числе и профессионального, существует система средств обучения – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику.

Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин.

Естественнонаучные курсы предполагают значительный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и эксперимента. Инженерные курсы предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.

Существуют официальные «Перечни» учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государственный стандарт образования. Состав «Перечней» формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т.д.

Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе развития электронных и цифровых ресурсов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b17953.html

Средства обучения — это… Что такое Средства обучения?

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Читайте также:  Местное самоуправление в российской федерации - справочник студента

Типология средств обучения

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
  3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)[1]

Общая дидактическая роль средств обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).

Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.

Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Принципы использования средств обучения

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

Примечания

  1. Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.
  • Урок закрепления изучаемого материала
  • Мультимедиа
  • Белохвостов А.А. Электронные средства обучения химии. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011
  • Габай. Т. В. Учебная деятельность и её средства — М.: 1960.
  • Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы — М.: 1991.
  • Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении — М.: 1960.
  • Ильясов И. И. Структура процесса учения — М.: 1986.
  • Лордниканидзе Д. О. Принципы организации и методы обучения — М.: 1957.
  • Махмутова М. И. Современный урок — М.: 1981.
  • Пидкасистый П. И. Педагогика — М.: 2000.
  • Прессман Л. П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе — М.: 1985.
  • Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения — М.: 1971.

Ссылки

Источник: https://med.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/342053

Электронные средства обучения. Классификация электронных средств обучения

  • Электронные средства обучения.
  • Классификация электронных средств обучения.
  • Одним из приоритетных направлений развития современного информа-ционного общества является информатизация образования – процесс совершен-ствования образовательного процесса на основе внедрения средств информаци-онно-коммуникационных технологий.
  • С развитием информационно-коммуникационных технологий стали ин-тенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обу-чения, созданные с использованием компьютерных информационных техноло-гий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
  • Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной свя-зью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподго-товки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее прой-денного материала.

Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овла-дения учебным материалом, – контролирующие программные средства.

Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой поль-зователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.

Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процес-сов и взаимосвязей между объектами.

Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигры-вания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений прини-мать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Досуговые программные средства, используемые для организации дея-тельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д. 5

  1. В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных пред-метов, так и возможностями современных компьютерных технологий.
  2. Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
  3. – виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
  4. – компьютерных тренажеров;
  5. – тестирующих и контролирующих программ;
  6. – игровых обучающих программ;
  7. – программно-методических комплексов;
  8. – электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
  9. – предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
  10. – наборов мультимедийных ресурсов;
  11. – справочников и энциклопедий;
  12. – информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
  13. – интеллектуальных обучающих систем.
  14. Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания про-граммных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации.
  15. ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
  16. Из числа требований к ЭСО, которые основываются на учёте возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).
  17. Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.
  18. Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности, а именно:
  19. незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами информационно-коммуникационных технологий, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  20. компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
  21. компьютерное моделирование изучаемых объектов, их отношений, явле-ний, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;
  22. автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента, что позволяет констатировать результаты экспериментов, варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента, осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;

автоматизацию процессов организационного управления учебной дея-тельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: гене-рирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.;

  • автоматизацию процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия в учреждениях образования и системе образования, создание единой образовательной среды.
  • При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.
  • Вместе с тем, информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
  • Особенности проведения урока с использованием ЭСО:
  • адаптивность – «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • управляемость – в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • интерактивность и диалоговый характер обучения – ЭСО обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
  • – поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Читайте также:  Решение систем дифференциальных уравнений матричным способом - справочник студента

Источник: https://multiurok.ru/files/eliektronnyie-sriedstva-obuchieniia-klassifikatsii.html

Классификация и характеристика электронных средств обучения (стр. 1 из 5)

  • Федеральное агентство по образованию
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт информатики
  • Кафедра информационных технологий
  • Контрольная работа
  • Тема:
  • Классификация и характеристика электронных средств обучения
  • Екатеринбург 2010
  • Ведение

Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Одной из задач является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно- слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые.

Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью.

Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Виды электронных средств обучения

Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. Классификация электронных средств обучения

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением.

За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.

Настоящее издание будет посвящено проблемам и технологиям создания тех средств информатизации, цель разработки и использования которых — непосредственное повышение эффективности учебного процесса.

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства.

Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить.

В рамках настоящего издания для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО).

По мнению авторов при изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ).

Использование обоих терминов для именования создаваемых электронных средств оправдано, поскольку терминология, связанная с ОЭИ, использована в других Интернет-изданиях настоящего проекта, образовательные электронные издания достаточно хорошо изучены в созданной в 2002 году «Концепции создания образовательных электронных изданий и ресурсов», подробно описаны требования, предъявляемые к качеству ОЭИ, учет которых целесообразен при создании электронных средств обучения. В связи с этими и другими причинами в рамках настоящего Интернет-издания понятия электронных средств обучения и образовательных электронных изданий будут употребляться равнозначно.

Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронный учебник.

Электронные издания

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации.

В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа.

Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации.

Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

  1. Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:
  2. · сервисные программные средства общего назначения,
  3. · программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  4. · электронные тренажеры,
  5. · программные средства для математического и имитационного моделирования,
  6. · программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  7. · информационно-поисковые справочные системы,
  8. · автоматизированные обучающие системы (АОС),
  9. · электронные учебники (ЭУ),
  10. · экспертные обучающие системы (ЭОС),
  11. · интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
  12. · средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания.

Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме.

Как правило, задачей обучаемого является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.

Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.

Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач.

В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других — измерительные установки.

Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях.

К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.

Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам.

Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа.

Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.

Источник: https://mirznanii.com/a/174420/klassifikatsiya-i-kharakteristika-elektronnykh-sredstv-obucheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector