Исходя ᴎɜ , выделяют четыре типа поведения человека:
Для организации важно, чтобы поведение работников соответствовало её нормам и целям. Выделяют несколько подходов к решению даннои̌ проблемы:
Понятие
Научение поведению – ϶то процесс изменения поведения человека на основе жизненного опыта, который отражает реакцию на окружающий мир.
При научении поведению важно учитывать некоторые ключевые моменты: научение может происходить как на своем опыте, так и на опыте других людей; научение поведению может касаться и потенциального поведения; научение поведению всœегда выражается через изменение человека.
Есть три типа научения поведению, основанные на научных теориях:
- Данный тип связан с рефлекторным поведением человека.
- Второй тип базируется на опыте человека.
- Обучение на основе наблюдения.
При научении поведению в организации важно понимать чему будет учиться человек, и какие стороны ᴇᴦο поведения необходимо скорректировать. Обычно человек учится нескольким вещам: своей функциональнои̌ роли; обучение формально-процедурным действиями; поиск своᴇᴦο места в организации; решение собственных задач на пути к достижению цели.
Процесс сознательного научения
Любая деятельность человека связана с наличием у нᴇᴦο побуждающих начал, которые подталкивают ᴇᴦο к деятельности.
Понятие
Стимулы – носители внешних воздействий на поведение индивида, направляют ᴇᴦο деятельность.
Понятие
Поведенческая реакция – решения человека о том, как поступить, какие действия предпринять, чтобы добиться поставленных целей.
Процесс сознательного научения поведению состоит ᴎɜ нескольких этапов изображенных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема процесса осознанного научения
Компенсация как инструмент изменения модели поведения
Очевидно, что во многом последствия действий зависят от поведения человека, вместе с ᴛᴇᴍ не стоит забывать и компенсации за ᴇᴦο усилия, которую предлагают те, кто оценивал действия работника.
Компенсация, здесь рассматривается в широком смысле слова, как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, добивается или не добивается поставленных целей, в результате предпринятых им действий.
Выделяют несколько типов компенсации (рис. 2).
Рисунок 2 – Типы компенсации
Рассмотрим выделенные типы подробнее:
- Положительная компенсация заключается в вознаграждении, приводящем к приятным человека последствиям.
- Отрицательная компенсация: желаемое поведение к устранению неприятных человек обстоятельств или раздражителей.
- Наказание наступает в случае неверного и нежелательного поведения сотрудника.
- Гашение заключается в том, что действия, которые раньше получали положительную компенсацию, перестаю как-либо оцениваться и вознаграждаться, что к их исключению.
В процессе корректировки поведения важно установить частоту компенсации. Есть два подхода: непрерывная компенсация и периодическая.
Периодическая компенсация, в свою очередь, включает в себя: компенсацию через фиксированный временӊοй интервал, через переменный временӊοй интервал, компенсацию в зависимости от фиксированнои̌ нормы и в зависимости от переменнои̌ нормы.
Наиболее эффективным методом компенсации компенсация в зависимости от переменнои̌ нормы, так как компенсация может произойти в любой момент, что стимулирует работников к выполнению ʼʼправильныхʼʼ действий постоянно.
Заключение
Разобранный материал говорит о том, что работник, основываясь на своем опыте, адаптируется к организационному окружению, изменяя модель поведения.
Так и организация может оказывать воздействие на поведение работников. При ϶том и средства, используемые влияния на процесс научения поведению, и частота их использования зависят от ситуации, в которой находится человек, и должны подбираться с учетом всœᴇᴦο многообразия факторов, влияющих на поведение человека, особенно ᴇᴦο потребностей.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6392_izmenenie_povedeniya_posredstvom_naucheniya
Теории научения — Психологос
Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения.
Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность.
Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.
Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и экспериментальный контроль переменных.
Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула — реакции).
Научение — (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.
Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:
- Всякое поведение усваивается в процессе научения.
- В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.
К закономерностям научения относятся:
- Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.
- Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.
- Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.
- Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности — тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой».
- Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.
Существуют три основные теории научения:
Теория классического обусловливания описывает реактивное научение (или научение типа S, от «stimulus», стимул), в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов (в идеальном варианте воздействие условного стимула должно немного опережать безусловный).
Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.
Автор теории социального научения Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий (здесь нельзя не отметить, что народная мудрость зафиксировала возможность такого научения задолго до Бандуры: «Умный учится на чужих ошибках…»).
- Термином научение обозначают относительно постоянное изменение поведенческого потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом определении содержатся три ключевые элемента:
- 1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительностью;
- 2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вообще никогда);
- 3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не про-исходит просто в результате взросления и роста).
Отталкиваясь от работ Павлова и Торндайка, ранние представители «теории научения», господствовавшей в психологической науке Соединенных Штатов Америки практически всю первую половину XX века, направляли свои изыскания на инструментальное поведение.
Они исследовали те его виды, которые влекли за собой последствия. Изучению подвергалось, например, поведение крысы, перемещающейся по лабиринту для нахождения вы-хода и получения пищи.
При этом измеряли такие величины, как количество времени, требующееся крысе для достижения цели в ходе каждой из повторяющихся попыток. Аналогично исследованию Торндайка, процедура состояла в том, что крыса помещалась в начало лабиринта, а затем производилась оценка ее продвижения к выходу.
Главным анализируемым показателем было количество попыток, требующихся крысе для того, чтобы она, наконец, смогла пройти весь лабиринт, не совершая ошибок (таких, как попадание в тупиковые коридоры).
Представители теории научения несколько отошли от строгого бихевиоризма. Они использовали такие понятия, как научение, мотивация, движущие силы, побуждения, психическое торможение, которые обозначали невидимое поведение.
По утверждению выдающегося теоретика научения Кларка Халла (1884-1952), эти понятия являются научными настолько, насколько их можно определить в терминах наблюдаемых операций (см. Hull, 1943).
Например, операциональное определение наличия голода или «потребности в насыщении» можно выдвинуть исходя из количества часов пищевой депривации, испытываемой крысой перед экспериментом, или из снижения веса тела крысы относительно нормального.
В свою очередь, операциональное определение научения можно дать в терминах прогрессирующего снижения от попытки к попытке количества времени, необходимого крысе для достижения выхода из лабиринта (или кошке для освобождения из проблемного ящика).
Теперь теоретики могли задаться такими требующими исследования вопросами, как: «Происходит ли обучение быстрее, если усиливается мотив удовлетворения пищевой потребности»? Оказывается, происходит, но лишь до определенного момента. После этого момента у крысы просто не остается сил, чтобы пройти лабиринт.
Исследователи научения изобретали формулы для научения и поведения посредством усреднения поведения большого числа отдельных испытуемых и постепенно выводили общие «законы» научения. Одним из них является классическая кривая научения, распространяющаяся на многие типы поведения человека, которая показана.
Так, научение некоторому навыку, например игре на музыкальном инструменте, характеризуется быстрым улучшением мастерства на начальных этапах, но затем темпы улучшения все более и более замедляются. Предположим, что ребенок учится играть на гитаре.
Сначала он быстро развивает гибкость и послушность пальцев, навыки перебора струн и выставления аккордов; но если ему и суждено стать виртуозом, то это потребует немало лет практики.
Кривая научения довольно хорошо подходит для иллюстрации возникновения многих сложных навыков человека, несмотря на то, что ее создали на основании наблюдений за улучшением прохождения лабиринта крысами с течением времени.
Некоторые другие закономерности, выявленные представителями клас-сической теории научения, также распространяются на поведение человека. Однако существует и большой ряд тех из них, которые не подлежат такому переносу.
От поиска универсальных для всех видов животных принципов обучения, по большей части, отказались в пользу видоспецифических принципов. В дальнейших главах мы увидим примеры «исключений», характерных для поведения человека.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/teorii-naucheniya
Практические методы научения поведению
- Если мы хотим объяснять и предсказывать поведение, то мы должны понять, как люди обучаются.
- Человек, анализируя и оценивая результаты своего труда, причины успехов и неудач, опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением.
- Научение поведению можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека, и реакции окружения на эти действия.
- Научение может проходить как на собственном опыте, так и на опыте других людей:
- Во-первых, достаточно проанализировать последствия поведения коллег, чтобы сделать выводы о благоприятности их поступков.
- Во-вторых, изменение в поведении должно быть относительно постоянным; временные изменения могут произойти на рефлекторном уровне и не представляют интереса (например, некоторые изменения в поведении могут быть связаны с усталостью или временной адаптацией к непривычным условиям).
- В-третьих, научение отражается в изменении поведения человека. Изменения в мыслях или расположениях человека, если они не сопровождаются изменением поведения, нельзя назвать научением.
Как происходит научение
Существуют три теории, объясняющие процесс изменения поведения. Рассмотрим, как эти теории применяются в практике управления персоналом организаций.
Первая теория связана с рефлекторным поведением человека (с тем, что в учении И. Павлова названо условным и безусловным рефлексами).
Например, если директор фирмы приходит в ваш отдел один раз в год, чтобы попросить вас провести субботник по уборке территории и помещения, то вы предпочтете, вероятно, держать эти объекты в постоянной чистоте, чтобы избежать таких визитов.
Вторая теория базируется на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта. Он старается закрепить желательное и устранить нежелательное поведение. Такое закрепление увеличивает вероятность того, что желательное поведение будет повторено.
Исследования Б. Скиннера послужили созданию теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий.
Суть этой теории сводится к следующему: если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится повторять данное поведение; если же последствия оказываются негативными, то желание вести себя и дальше аналогичным образом существенно понизится. Таким образом, поведение человека обусловлено сознательным осмыслением результатов предыдущего поведения.
Так, немедленная награда является наиболее эффективным способом закрепления желательного поведения. И наоборот, если поведение не вознаграждено или даже наказано, то имеется меньшая вероятность его повторения.
Мы повсюду видим примеры таких оперантных реакций. Например, работники, занимающиеся сбытом продукции, прекрасно знают, что их дополнительный заработок напрямую зависит от объема продаж. Конечно, хорошие руководители должны приучать работника к мысли о привлекательности изменения его поведения в интересах организации.
Если руководитель обещает соответствующую компенсацию за сверхурочную работу и не сдерживает своего обещания, то в следующий раз работник, скорее всего, откажется от выполнения сверхурочного задания.
Третья теория — это обучение на основе наблюдения. Такой тип научения был назван социальной теорией научения. Человек, регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие его люди, начинает подстраивать к их поведению свое собственное. Так, многое из того, чему мы научились, является результатом наблюдения моделей поведения родителей, учителей, начальников, героев фильмов и т. д.
Изучение влияния этих моделей основывается на социальной точке зрения. Установлено, что влияние подобных моделей проявляется в четырех видах:
- внимательность. Люди обучаются на конкретных примерах распознавать и выделять особые черты. Примеры должны быть привлекательными, вызывать интерес и быть доступными пониманию (так, как будто все это происходит с нами);
- удержание или сохранение. В этом случае успех будет зависеть от того, как хорошо человек помнит действие модели (даже после того, как модель уже недоступна).
- воспроизведение действия. После того как человек наблюдал модель нового поведения, наблюдение должно быть преобразовано в выполнение. Этот процесс показывает, что индивид может выполнять смоделированные действия;
- закрепление. Человек будет активен в проявлении смоделированного поведения, если ему обеспечена награда или любая другая позитивная компенсация. Поведение, которое закреплено, будет выполняться более часто.
Методы научения поведению
Деятельность человека всегда обусловлена и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Стимулы, являющиеся внешними воздействиями на человека, направляют его деятельность в определенное русло, придают ей определенную ориентацию и границы.
Поведенческая реакция человека проявляется в следующем: он выбирает, что и как ему делать, и осуществляет конкретные действия, приводящие к конкретному результату. Его реакция связана со стимулами.
Однако она имеет индивидуальный характер, так как отражает различную степень влияния стимулов на поведение различных людей.
Реакция человека может проявляться как в виде его определенных действий, так и в виде выработки им определенного расположения.
В зависимости от последствий для человека его поведенческая реакция закрепляется с целью ее усиления и придания ей устойчивости либо происходит отказ от нее.
Закрепление осуществленного поведения или отказ от него играет очень важную роль в формировании поведения человека, так как именно с их помощью происходит осознанная корректировка или даже изменение поведения человека в желательном для организации направлении.
Наличие такой зависимости между поведением, научением поведению и последствиями для человека его поведения делает возможным для организации корректировать и формировать поведение своих членов.
Последствия действий зависят от того, как вел себя человек, что он делал, а также от тех людей, кто, оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его усилия и действия.
В данном случае компенсация понимается как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или чего-то не достигает в результате осуществленных им действий.
Компенсация может производиться в различных видах — от материального вознаграждения или наказания до словесного одобрения или осуждения.
Компенсация играет исключительно важную роль в научении поведению, так как оказывает принципиальное влияние на то, происходит ли закрепление осуществленного поведения или наступает отказ от него.
Если компенсация, вызывающая у человека представление о последствиях его действий, отсутствует, то фактически не происходит заметной модификации поведения, так как не происходит научения поведению.
Именно поэтому компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд либо же роль средства удовлетворения потребностей человека, но и роль средства модификации поведения человека.
Если рассмотреть компенсацию с позиций научения поведению и модификации поведения, то можно выделить четыре типа компенсации, которые приводят либо к закреплению, либо к отказу от осуществленного поведения:
- Позитивная компенсация — осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям. Форма вознаграждения может быть различной. Позитивная компенсация может быть использована руководством для закрепления желаемого поведения работников. При этом важно принимать во внимание, что вознаграждение должно быть четко привязано к желаемому поведению, т. е. человек должен знать, за что он получил поощрение. Вознаграждение должно следовать за осуществленным желаемым поведением, и наконец, вознаграждение должно соответствовать интересам поощряемого человека.
- Негативная компенсация — желаемое поведение сразу приводит к устранению нежелательных для человека обстоятельств или раздражителей (например, снятие ранее наложенного на работника взыскания). При втором типе компенсации, так же как и при первом, важно, чтобы реакция окружающих или руководства на изменение поведения была по возможности быстрой и конечно же носила индивидуальный характер.
- Наказание — компенсация наступает как реакция на нежелательное поведение, т. е. человек получает негативные, неприятные для него последствия поведения. Например, за появление на работе в нетрезвом виде он может быть отстранен от работы на несколько дней без оплаты или даже оштрафован; он может быть лишен премии или продвижения по работе, получить замечание и т. п. Задача наказания состоит в том, чтобы устранить нежелательное поведение. К наказанию как способу компенсации с целью научения поведению руководству следует относиться очень осторожно и внимательно отслеживать его возможные побочные негативные проявления.
- Гашение нежелательного поведения — прекращение положительного реагирования на какие-то действия, в результате чего через некоторое время они исчезнут. Так, преподаватель, который хочет отучить студентов задавать ему обескураживающие вопросы, может какое-то время игнорировать поднятые студентами руки и тем самым приучить их к тому, что задавать подобные вопросы бесполезно.
Выбор типа компенсации и ее конкретной формы играет очень важную роль для успешной модификации поведения человека в желаемом для организации направлении.
Не менее важную роль играет частота компенсации с целью направленного научения поведению. Здесь возможны два варианта: компенсация после каждого действия человека (непрерывная компенсация) и возникающая не после каждого действия (периодическая компенсация).
Их действенность в значительной степени зависит от ситуации,в которой они применяются. Первый вариант действует эффективнее, когда применяется к новому сотруднику, обучающемуся своей роли в организации.
Второй вариант лучше использовать в том случае, когда организация хочет сделать устойчивым определенное поведение своего члена.
Существуют четыре типа периодической компенсации:
- первый тип — компенсация через фиксированный интервал времени. Данному типу свойственен тот недостаток, что желательное поведение работников проявляется неравномерно, увеличиваясь в те моменты, когда осуществляется фиксация или компенсация, и уменьшаясь в промежутках между ними (пример — ежеквартальное премирование);
- второй тип — компенсация через переменный интервал времени. В этом случае интервал между возможными компенсациями и частота компенсаций не фиксированы (например, серия аудиторских проверок со стороны вышестоящей организации). Такой подход применим не ко всем формам компенсации, однако дает лучшие результаты, так как неопределенный момент компенсации держит служащих в напряжении, заставляет их лучше работать и стимулирует оптимальное поведение. Впрочем, после наступления компенсации может произойти резкий спад в желательном для организации поведении ее членов;
- в основу третьего типа положен не временной интервал, а объем действий. Этот тип называется компенсацией в зависимости от фиксированной нормы. При таком подходе компенсация наступает после совершения какого-то фиксированного количества действий. Практика показывает, что данный тип компенсации дает лучшие результаты в формировании поведения, чем первый и второй типы (пример — система оплаты в зависимости от выполнения и перевыполнения нормы);
- основу четвертого типа также составляет объем действий. Он называется компенсацией в зависимости от переменной нормы. Данный подход считается высокоэффективным, так как компенсация может наступить после любого отдельного действия, что побуждает работников постоянно осуществлять правильные действия. Для того чтобы этот подход давал по-настоящему высокий результат в модификации поведения, очень важно, чтобы временные интервалы между компенсацией были не очень большими (пример — система вознаграждений агентов по продажам, в которой учитывается, что одни из них могут многократно и долго искать покупателей, а другим для успехадостаточно осуществить одно — два мероприятия).
Применение полученных знаний в менеджменте персонала
Полученные знания можно применять в менеджменте персонала:
- Использование внутренних лотерей для уменьшения абсентеизма. Можно проводить ежеквартальную лотерею, чтобы поощрить работников, показавших наивысшее качество обслуживания при отсутствии пропусков работы. Предположим, первые 10 призеров получают по 6000 руб., следующие 20 — по 3000 руб. и еще 70 — один оплачиваемый свободный день. В конце года проводится еще одна лотерея. Двое служащих получают по 30 000 руб. и еще 10 — пять оплачиваемых свободных дней.
- Поощрение неболеющих работников. Поскольку среди работников нередко встречаются такие, кто не прочь взять больничный лист даже без особой на то необходимости, некоторые фирмы выплачивают премию тем работникам, кто не имел ни одного пропуска работы. Оценка эффективности такого метода показала, что абсентеизм уменьшается, повышаются производительность и удовлетворенность работой.
- Поддержание дисциплины среди работников. Каждому менеджеру приходится принимать те или иные меры воздействия (вплоть до увольнения). Однако, как уже было сказано, компенсация в виде наказания часто ведет только к краткосрочному подавлению нежелательного поведения, а слишком частое использование наказания может ухудшить отношения служащего и менеджера, что увеличит текучесть кадров.
- Программа научения поведению. Для того чтобы новый сотрудник мог успешно войти в организацию, ему необходимо изучить системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для нее. Особенно важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия нового сотрудника с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между ним и этим окружением. Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее их описание являются важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных за работу с персоналом.
Татьяна Coлoмaнидинa«Elitarium»
- Обучение, Развитие, Тренинги
- Обучение персонала
- научение
Оцените публикацию
Источник: https://hr-portal.ru/article/prakticheskie-metody-naucheniya-povedeniyu
Читать
Теории личности
Предисловие к русскому изданию
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста.
Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати.
В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по — новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность.
Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли).
Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален.
В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами.
Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии.
Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
- С. — Петербургский государственный университет
- Нашим женам Джин и Элизабет
- Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
Об авторах
Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью — Йорка, Брокпортский колледж.
Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально — личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда.
Д — р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета.
В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально — личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д — р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время.
Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д — р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании.
К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.
Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений.
Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований.
Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования.
И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни.
При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения.
Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.
Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения.
И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности.
Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=131983&p=121
Материалы Прикладной анализ поведения – определение и характеристики
- Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
- Программа профессиональной переподготовки
- Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения (580)
- Дисциплина: Определение и характеристики прикладного анализа поведения (АВА)
- Практическое задание 1, Модуль 1. Прикладной анализ поведения – определение и характеристики
- Выполнил:
- слушатель Тарусова Маргарита Николаевна
- Преподаватель:
- Вепринцева Анна Валентиновна
- г. Волгоград – 2019
Задание 1. Проанализируйте статью профессора Б.П. Пузанова о культурном и научном контексте вокруг метода Б.Ф. Скиннера. Ответьте на следующие вопросы:
- кратко изложите идею Б.Ф. Скиннера;
Скиннер внес значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды.
Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.
Его работы из разряда теорий переходят в разряд эмпирически подтвержденных (научно-обоснованных в результате экспериментов). Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ.
Поведение можно изучить, предсказать (спрогнозировать) и контролировать посредством управления среды, в которую вовлечен организм.
При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри самого организма (интрапсихические механизмы которые невозможно выявить в результате объективного эксперимента).
Он подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
- в каких работах отечественных ученых она получила развитие?
В течение первой половины двадцатого века, Джон Б. Уотсон разрабатывал методологический бихевиоризм, который отвергал методы интроспекции и старался понять поведение, измеряя только наблюдаемое поведение и события. Но только в 1930-х, Б.Ф Скиннер предложил, что личные события, включая мысли и чувства, контролируются теми же переменными, что и наблюдаемое поведение.
Это стало основой его философии радикального бихевиоризма[en][1]. В то время как Уотсон и Павлов исследовали процедуры стимула-реакции классического обусловливания, Скиннер придавал значение контролирующей природе последствий и антецедентов (или дискриминативных стимулов), которые создают условия для поведения; техника стала известна как оперантное обусловливание.
Задание 2. Приведите примеры факторов (не более 3-4), влияющих на формирование поведения ребенка с РАС, с которым Вы проводите занятия.
-
«Волшебная коробочка» с конфетами как поощрение за хорошую работу;
-
Письменная похвала в рабочей тетради с проговариванием во внешней речи (выполнил страничку, пишем «Молодец» и диктуем вслух вместе с учеником»;
-
При вспышках агрессии необходимо переключить ученика на посадку на мягкий модуль и игру с мягкими деталями модуля;
-
Показ на собственном примере того, что необходимо сделать, а ученик начинает повторять, лучше проговаривать во внешней речи каждое действие.
Задание 3. Приведите 6 примеров, как различимые стимулы влияют на поведение. Приведите 6 примеров, как мотивационные операции влияют на поведение.
Во всех примерах необходимо пояснить, что является различимым стимулом и что мотивационной операцией.
Различимые стимулы: еда, игрушки, новые предметы для работы, балансировочная подушка, мягкий мешок для посадки, яркий мешок для ходьбы. При показе данных стимулов, ребенок готов работать над заданиями и поручениями дальше с новыми силами, меньше отказывается. Важно, чтобы стимулы менялись, иначе к ним пропадает интерес и они перестают «работать».
Мотивационные операции: сопоставление действий, планирование плана действий, сбор информации, детализация полученной информации, оценка работы на уроке, получение совета от взрослых. Эти операции дают базу для возможностей поведения в той или иной ситуации, проектируют способы выхода из ситуации или ее решения, учат взаимодействию с другими людьми.
Задание 4. Опишите конкретные стимулы в окружающей среде, которые приводят к возникновению неприемлемого поведения у конкретного ребенка с РАС. Испытывает ли данный ребенок определенные состояния, на фоне которых он ведет себя определенным образом? Как Вы можете модифицировать ситуацию, чтобы предотвратить поведение?
Я работаю в школе в классе, где 4 ребенка с РАС. Главный раздражитель для каждого из них- громкий звук. Для того, чтобы перебороть это состояние после столкновения с громким звуком, под рукой всегда есть специальные наушники. Так же большую роль играет непростой, но эффективный способ- вывести из помещения с раздражителем и постараться переключить на другую деятельность.
На крики друг друга они так же отрицательно реагируют. Один из них начинает драку со всеми взрослыми и детьми, которые ему попадаются под руку. Для того, чтобы его эмоциональное состояние привести в порядок, мы идем вместе к зеркалу и начинаем разговаривать через него. На фоне спокойной реакции специалиста, ребенок тоже успокаивается.
Задание 5. Какие коррекционные стратегии (способы изменения поведения) Вы используете в работе с детьми с РАС? Поясните, почему Вы применяете именно их.
Моделирование ситуации с помощью игрушек. На их примере мы проигрываем проблемную ситуация с ребенком, проецируем ее в реальную жизнь и обсуждаем все вытекающие. Необходимо дать понять, что ребенок не один с такой проблемой.
Если мы сталкиваемся с проблемой поведения, с которой сталкивался уже другой ребенок, то всем классным коллективом мы стараемся проиграть ситуацию словесно, обсудить раздражители, узнать о причинах ее возникновения. Учим ребят взаимодействию друг с другом, со взрослыми.
С самого начала дня в школе и до его завершения учеников мы учим самостоятельности, но не без нашей помощи, внимания. Обучение жизненно важным навыкам и умениям стоит не так остро, как это было в начале учебного года. Дети учатся всему, не сразу, но с большим желанием, которое мы стараемся в них подкреплять через различные стимуляции и мотивации.
Источник: https://infourok.ru/materialy-prikladnoj-analiz-povedeniya-opredelenie-i-harakteristiki-4109071.html
Методы научения в коммуникации
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9Следующая ⇒
- Цель: научиться использовать навыки научения в коммуникативном процессе
- Учебные элементы: виды научения, классификация научения: реактивные, оперантные и когнитивные формы
- Студент должен знать: основные виды научения, методы подкрепления
- Студент должен уметь: применить на практике различные методы научения
- БЛОК ИНФОРМАЦИИ
- Научение — это психологический процесс, который раскрывает, как человек приобретает навыки, знания и умения.
- Виды научения (по Ж.Годфруа)
- Выработка реактивного поведения:
- привыкание;
- сенсибилизация;
- импринтинг;
- условный рефлекс.
Выработка оперантного поведения:
- путем проб и ошибок;
- формирование реакции;
- научение путем наблюдения;
- подражание;
- викарное научение.
Когнитивные формы научения:
- латентное научение;
- обучение сложным навыкам;
- путем инсайта;
- путем рассуждения.
Данное занятие посвящено рассмотрению форм научения, которые свойственны как человеку, так и животным, т.е. не требуют участия сознания. К таковым относятся все вышеперечисленные виды кроме формирования сложных навыков и научения путем рассуждения, рассмотрение которых выносится в другие темы.
Виды научения
Три категории научения различаются по степени участия в них организма как целого.
1.Выработка реактивного поведения. При таком научении организм пассивно реагирует на внешние факторы. К этому типу научения относятся:
а) привыкание (габитуация) – снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Организм как бы научается игнорировать стимул. Результатом привыкания является, например, то, что повторяющийся раздражитель перестает вызывать ориентировочную реакцию;
б) сенсибилизация – повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых «неврозов ожидания» — состояний, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность;
в) импринтинг (запечатление) – установление связи между признаками объекта поведенческим актом.
Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом) и без внешнего подкрепления.
Эта специфическая форма научения свойственна высшим позвоночным и происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития в течение ограниченного сенситивного периода;
г) условный рефлекс – связано с выработкой условных рефлексов при повторении раздражений.
2.Выработка оперантного поведения (оперантное научение). Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного (от лат.
оperatio – действие) он активно взаимодействует со средой.
При выработке оперантного поведения вначале имеет место некое действие или движение (направленное или случайное), а закрепление его будет зависеть от последствий этого действия для организма.
К оперантому научению можно отнести следующие разновидности. а) Научение путем проб и ошибок. Человек, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами.
При этом большая часть действий носит случайный, хаотичный характер и является неэффективной. Если проблема оказывается в конце концов разрешена, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.
Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок.
б) Формирование реакций. Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений»;
в) Научение путем наблюдения. Этот вид научения может осуществляться путем:
- подражание модели;
- викарного научения.
Подражание – это способ научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.
Викарное научение (от лат. vikarius – заменяющий, замещающий) – усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.
Викарное научение облегчается, если «модель» является «доступной», т.е. моделью служит реальный знакомый или известный человек, и если осуществляемое им поведение представляется возможным повторить.
- Виды подкрепления
- Подкрепление – всякое воздействие, появление или исчезновение которого повышает вероятность повторения поведенческой реакции.
- Виды подкрепления:
- 1.а) положительное подкрепление – получение в результате поведения желаемого, приятного;
- б) отрицательное подкрепление – имеем место, когда в результате поведенческой реакции индивид имеет возможность избегать неприятного, нежелательного для себя.
- 2.а) безусловное (первичное) подкрепление – непосредственное удовлетворение потребности индивида;
- б) условное (вторичное) подкрепление – получение «награды», с помощью которой можно получить желаемое (например, денежный гонорар).
3. самоподкрепление, которое может быть положительным или отрицательным. Заключается в том, как сам человек реагирует на свое поведение, какую дает ему оценку. Примерами самоподкрепления могут служить чувство гордости в результате некоторого поступка, ощущение своей силы, компетентности или чувство облегчения при отказе от какой-либо деятельности.
3.Когнитивные формы научения. Осуществляются с участием познавательных процессов: здесь происходит не просто установление ассоциативной связи, но и обработка информации, оценка ситуации, принятие решения.
Виды когнитивного научения:
а) латентное научение представляет собой своеобразную форму научения без подкрепления.
Она заключается в приобретении знаний и навыков, которые до времени не актуализируются: информация просто укладывается в памяти (составляя так называемые «когнитивные карты») с тем, чтобы актуализироваться в случае необходимости.
Эффект этой формы научения сказывается, к примеру, в том, что человек лучше осваивает действие с каким-либо предметом (прибором, инструментом), если прежде ему приходилось манипулировать им (пусть даже без определенной цели).
б) научение путем инсайта. Инсайтом (от англ.
Insight – проникновение, постижение) называется внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, вследствие чего достигается решение проблемы.
Инсайт возможен тогда, когда отдельные элементы и структурные части проблемной ситуации уже знакомы субъекту, а новой является только их связь, комбинация.
в) обучение сложным навыкам. Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высшей степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции.
Иногда навыками называют автоматизированные действия, которые сформировались без участия сознания, путем прилаживания (например, навык ходьбы). Такие автоматизмы формируются посредством реактивных и оперантных форм научения.
К данному же виду научения относится осознанное овладение сложным навыком, требующим постановки цели, выработки плана действия и т.д.(формирование навыка подробно рассматривается в курсе педагогической психологии).
г) научение путем рассуждения – это, по сути дела, логическое мышление. Здесь человек исследует условия ситуации, строит гипотезы, усваивает новые понятия.
- Занятие №7
- Пcихология врача
- Цель:дать основные понятия о качествах врача, уметь выделить трудности в профессии врача и методы их преодоления
- Учебные элементы: личностные качества врача, основные качества врача, профессиональная деформация, адаптация, синдром эмоционального выгорания
- Студент должен знать: основные качества врача, методы их развития, методы преодоления
- Студент должен уметь: выявить и преодолеть синдром эмоционального выгорания
- БЛОК ИНФОРМАЦИИ:
Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а так же применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учёта личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути человека во врачебной деятельности.Мотивацию выбора врачебной профессии определить достаточно трудно и не только потому, что мотивации весьма разнообразны.
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/2x6eb4.html