Будущее время
Научно-фантастический жанр всегда вдохновлял технологическое сообщество: братья Стругацкие, Кир Булычев, Рэй Брэдбери были любимыми писателями многих инженеров и ученых. Сейчас фантастика в России существует в форме повторяющихся сюжетов и образов, и эти границы жанра стали слишком узкими для научно-фантастического воображения. Поэтому в 2018 году благотворительный фонд «Система» учредил премию в жанре…
Издательство: Рипол Классик Дата выхода: февраль 2019
12%
Месси. Гений футбола
В этом издании известный спортивный журналист Гильем Балаге приводит полный и тонкий анализ «феномена Месси», обращаясь к его ближнему кругу — тренерам, коллегам, друзьям, семье.
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать «золотым мальчиком футбола»? Чем нужно пожертвовать, чтобы добиться такого успеха? Как достичь вершин, но остаться обычным человеком? Несмотря на многочисленные преграды и…
Издательство: Эксмо Дата выхода: декабрь 2018
6%
Я — папа. Вся правда о беременности для мужчин
Поздравляем, вы станете папой! Но до этого момента вас, вашу любимую и будущего малыша ждет 40 увлекательных недель.
Как развивается малыш в животике и что при этом происходит с организмом вашей любимой женщины каждую неделю, какие медицинские процедуры ей надлежит пройти, что взять с собой в роддом, как реагировать на странное поведение вашей второй половинки, как снизить уровень ее стресса и…
Издательство: Эксмо Дата выхода: февраль 2019
Большая книга сказок с подсказками
Сказки не только помогают весело провести время, они ещё воспитывают, развивают и даже лечат! В этой книге вы найдёте всё необходимое для использования всемирно известного метода сказкотерапии: лучшие сказки из золотого фонда детской литературы с чудесными иллюстрациями, вопросы и подсказки опытного психолога Ирины Терентьевой. Зная среднюю продолжительность чтения каждой сказки, вам будет проще…
Издательство: АСТ Дата выхода: январь 2019
Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и…
В 2005 году двадцатилетнюю Софи Аморузо с позором уволили из обувного бутика, а в 2014 она уже была владелицей бизнеса, стоимостью в 100 миллионов долларов.
Что произошло в эти девять лет, которые превратили юную феминистку, бунтарку и отъявленную лентяйку в создателя самого быстрорастущего в Америке ретейла? Особенно если учесть, что у Софи Аморузо не было ни образования, ни богатых родителей, ни даже…
Издательство: Эксмо Дата выхода: декабрь 2018
Источник: https://www.books.ru/books/ispolnitelnaya-vlast-v-rossii-teoriya-i-praktika-ee-osushchestvleniya-88921/
Исторический опыт разделения властей и механизм государственного управления Выполнил: студент группы ВЗБ5ЮР-11 Авдуевский Александр Валерьевич. — презентация
1 Исторический опыт разделения властей и механизм государственного управления Выполнил: студент группы ВЗБ5ЮР-11 Авдуевский Александр Валерьевич
2 Одним из ведущих и основополагающих принципов организации и функционирования механизма государственного управления выступает принцип разделения власти. Согласно этому принципу, государственная власть разделяется на относительно самостоятельные, независимые и уравновешивающие друг друга ветви — законодательную, исполнительную и судебную.
3 Исторический опыт разделения властей Основные идеи принципа разделения власти высказывались еще Полибием, Платоном, Аристотелем и др.
Аристотель в своих трудах различал между собой три элемента любого политического устройства: это власть, которая решает государственные вопросы, власть правительственная и власть судебная.
Довольно полную теорию разделения власти разработали Дж. Локк в конце XVII века и в середине XVIII века Ш. Монтескье.
4 В своем основном труде-трактате О духе законов(1748 г.
), Монтескье провозглашает разделение власти не просто как техническое распределение функций между государственными органами, а именно как реальное разделение между различными социально-политическими силами. Монтескье отмечал, что каждая из ветвей власти должна осуществляться своим особым самостоятельным государственным органом.
5
6 Дальнейшему обоснованию теории разделения власти посвятили свои исследования И. Кант, Г. Гегель, А. Токвиль, применительно к российским условиям — М.М. Сперанский, М.М. Ковалевский, Б.Н.
Чичерин. Они убедительно доказали, что принцип разделения власти вытекает из самой природы демократической власти, рассматривали его в качестве неотъемлемого принципа функционирования государства.
7 В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. Он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля».
8 Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
9 Принцип разделения власти все три ветви власти должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают друг друга; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону.
10 В соответствии с Конституцией РФ (статья 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.
11 принципа разделения власти: четкое распределение функций и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной; независимость и самостоятельность каждой ветви власти; взаимное уравновешивание, сдерживание всех ветвей власти и контроль; гарантированное реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации; социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
12
13 Законодательная власть Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации.
14 Функции законодательной власти: законодательная функция; представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
15 Функции законодательной власти: учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.
; функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.
- 16 Исполнительная власть Органы исполнительной власти включают: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства); правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов, сельских и городских районов.
- 17 Главной задачей органов исполнительной власти является реализация положений Конституции РФ, других нормативно- правовых актов, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти.
- 18 Функции исполнительной власти: исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ; правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
19 Функции исполнительной власти: регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.
; нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов; охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
20 Судебная власть Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
21 Принципы: 1. равенства всех перед законом и судом 2. открытости, гласности, публичности судебного процесса 3. очности судебного разбирательства 4. доступности языка судопроизводства 5.
состязательности и равноправия сторон 6. сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. 7.
участия граждан в отправлении правосудия(такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).
22 Функции судебной власти: Конституционный контроль — контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ. Правосудие — это деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона, обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений.
23 Функции судебной власти: Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений. Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.
- 24 Государственное управление в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
- 25 Признаки государственного управления: это вид государственной управленческой деятельности; деятельность носит юридически властный, исполнительно- распорядительный характер; деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей; осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); обеспечивается посредством системы гарантий; нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
- 26 Цель государственного управления — это предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.
- 27 Цели государственного управления: социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
- 28 Цели государственного управления: обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния; организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
29 Конституцией РФ 1993 г. вместо понятия «государственное управление» в оборот внедрен новый термин исполнительная власть.
30 Признаки исполнительной власти: является самостоятельной ветвью единой государственной власти; выступает в качестве подзаконной по отношению к законодательной власти; осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления; обладает предметно-функциональной самостоятельностью; обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
31 Признаки исполнительной власти: организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации; ее деятельность носит исполнительно- распорядительный характер; носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно; имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
32 Благодарим за внимание!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/835283/
Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей
Как отмечалось, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 10 Конституции РФ выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами и впервые введенную в конституционное право нашей страны.
Исторический экскурс
Теория и практика разделения властей явилась результатом длительного исторического развития и напряженной политической борьбы в обществе.
Ее основоположники — англичанин Джон Локк (1932—1704) и француз Шарль Монтескье (1689—1755) — и их многочисленные последователи убедительно показали антинародный характер неразделенной, единой государственной власти, ведущей к социальной несправедливости, диктатуре, произволу и бесправию, доказали необходимость перехода к системе разделения властей.
Такова была и советская система, при которой на всех уровнях государственной структуры реальная власть принадлежала партийным органам. По Конституции СССР полнота государственной власти принадлежала соответствующему высшему или местному органу государственной власти (Совету народных депутатов).
- Принцип разделения властей способствует взаимному контролю, «сдержкам и противовесам» между самостоятельными ветвями властями.
- Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная власть, осуществляет бюджетный контроль, парламентский контроль за исполнительной властью, назначает или поддерживает кандидатуры должностных лиц исполнительной власти, заслушивает ежегодный доклад о деятельности исполнительной власти.
- Исполнительная власть вносит в парламент проекты законов, которые он обязан рассмотреть, участвуя, таким образом, в осуществлении законодательной власти.
Судебная власть может признать акты органов исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции РФ, законам и лишить их юридической силы. Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает жалобы граждан и организаций на действия, решения исполнительной власти и т.д.[1]
Исполнительная власть представляет:
- — самостоятельную ветвь государственной власти, тесно взаимодействующую с ее законодательной и судебной ветвями;
- — право и возможность подчинять других своей воле.
Исполнительная власть реализуется по отношению к коллективным
и индивидуальным субъектам и является выражением деятельности органов исполнительной власти.
Исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме субъектами исполнительной власти. Она является исполнительно-распорядительной властью.
В целях реализации законов, указов Президента РФ она принимает большое число подзаконных нормативных актов — правовых актов управления (о регистрации прав, юридических лиц, выделении ресурсов, призыве на военную службу, привлечении к административной ответственности и др.).
Численный состав аппарата исполнительной власти составляет около 2 млн государственных служащих. По своей численности она превосходит общее число работников всех иных ветвей власти. Это объясняется необходимостью осуществления разнообразных государственных функций, возложенных на органы исполнительной власти.
Эта власть подзаконная, т.е. действует на основании и во исполнение законов.
Исполнительная власть подконтрольная. В отношении нее осуществляется парламентский, судебный контроль, прокурорский надзор. Ее вправе контролировать другие органы, не относящиеся ни к одной из трех ветвей власти (Президент РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека РФ и др.).
Деятельность субъектов исполнительной власти осуществляется установленными методами и в определенных формах. Правовыми формами деятельности является правотворчество и правоприменение, а методами — убеждение и принуждение.
Исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчиняются вышестоящим, она делится на иерархические уровни.
В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все существенные атрибуты государственной власти: финансы; наиболее важные коммуникации; армия; правоохранительные органы, исправительные учреждения и т.п.
Сфера отношений, в которой действует исполнительна власть: отношения власти с гражданином; экономическая, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений; отношения с организациями и их трудовыми коллективами.
Исполнительная власть в своей деятельности руководствуется принципами: народовластия; законности; разделения властей; федерализма; гласности; приоритета и гарантированности прав личности; сочетания централизации и децентрализации.
Источник: https://studme.org/297240/pravo/ispolnitelnaya_vlast_ponyatie_mesto_mehanizme_razdeleniya_vlastey
Понятие и признаки исполнительной власти
УДК 34
Юридические науки
Андрианова Кристина Алексеевна
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ДВОЙНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ; STATE; EXECUTIVE BRANCH; EXECUTIVE AUTHORITIES; STATE MANAGEMENT; DUAL REPORTING LINE; AREAS OF FEDERAL RESPONSIBILITY; AREAS OF SUBJECT RESPONSIBILITIES.
Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию особенностей и ролей органов исполнительной власти. На основе анализа структур органов исполнительной власти, в статье выявлены основные проблемы работы данных органов, а также предложены пути их решения. Государство часто претерпевает различные изменения, но, как мы все знаем, органы исполнительной власти — это основные каналы осуществления государственного управления. Если органы исполнительной власти работают неэффективно, то на практике государство сталкивается с широким спектром проблем. Проблема, обсуждаемая в статье, наиболее актуальна на сегодняшний день в нашей стране.
Особенности и роль органов исполнительной власти в системе государства играют весомую роль. Государство и его система часто претерпевают разнообразные нововведения и изменения, поэтому вопросы, затрагивающие данную тематику, очень популярны и интересны.
Актуальность данного исследования заключается в особых изменениях как самих структур органов исполнительной власти, так и их ролей. Вопросы реорганизации деятельности или её не глобальных изменений часто обсуждаются как в СМИ, так и на уровне государства.
В своей работе я выявила признаки и сущность исполнительной власти, эффективность её деятельности, а также попыталась сформулировать некоторые её недостатки и пути их решения.
Государственное управление осуществляется непосредственно через органы исполнительной власти.
Следовательно, исполнительная власть — это независимое единое направление государственное власти, которое постоянно взаимодействует с законодательной и судебной властью. Согласно ст.
10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»[4]
В ст.110-117 Конституции РФ описана сущность исполнительной власти. С одной стороны, сущностью исполнительной власти является практическая реализация законов, а с другой стороны — государственное управление, основывающееся на принципе законности, которое реализуется на практике в соответствии с компетенцией органа, выполняя общие и специальные управленческие функции.
Исполнительная власть имеет свои отличительные признаки. Основными являются:
1. существование государства;
2. принцип разделения властей; [5]
3. единый вид государственной власти;
4. управление через органы исполнительной власти;
5. исполнительная власть ответственна за принимаемые решения и действия.[3]
Исполнительная власть — это фундамент правового государства, потому что она выполняет различные и необходимые для государства функции, а также наделена определенными обязанностями.[6]
Исполнительная власть реализуется на практике через органы исполнительной власти, которые в свою очередь являются органами управления, специально-сформированы, имеют свои специальные полномочия, но не относятся ни к органам законодательной, ни к органам судебной власти. Из Конституции РФ и других законодательных актов, где распределяются предметы ведения и полномочия органов исполнительной власти, вытекает данная особенность.
В современной системе органов исполнительной власти присутствует принцип «двойного подчинения», отражающийся в разграничении ведения Федерации и её субъектов.
Данный принцип неразрывно связан с признаком единства системы исполнительной власти, но нигде в законодательстве нашей страны не упомянут этот принцип.
Однако, в доктрине административного права считается, что принцип «двойного подчинения» следует из части 2 статьи 77 Конституции РФ. Ст.
77 Конституции РФ: «…В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»[4]
«Двойное подчинение» базируется на том, что органов исполнительной власти подразделяются на 2 подсистемы: федеральные и региональные, но некоторая часть вопросов их ведения совпадает, что влечет и к совпадению целей, а значит действия органов исполнительной власти должны быть точно скоординированы, во избежание повторения поставленных задач. Повторение поставленных задач разными органами ведет к неэффективности их работы, а также истощению ресурсов. Все эти факторы негативно сказываются на работе государства в целом, подрывают стабильность его развития.
Правовые статусы органов исполнительной власти в субъектах РФ единообразно не оформлены, что ведет к несогласованности и разобщенности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Рассмотрим данную проблемы на примере Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данное Министерство не имеет право осуществлять функции по надзору и контролю, однако такие функции вправе осуществлять Министерство здравоохранения Московской области.
Исходя из «Положения о Министерстве здравоохранения Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.
2007 № 790/28, Министерство Московской области имеет право осуществлять контрольные функции над государственными учреждениями здравоохранения Московской области, а также занимаются контролем соблюдения стандартов качества оказания медицинской помощи.
Для более широкого анализа возьмем еще один субъект и рассмотрим функции Министерства здравоохранения, находящегося на его территории.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Пермского края: «Осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…»[7], то есть Министерство в данном субъекте имеет право на контроль за ценами на лекарственные препараты.
Как мы видим, на примере заметна несогласованность правовых статусов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть органы исполнительной власти субъектов имеют в какой-то степени большую самостоятельность, чем федеральные органы, что с одной стороны хорошо, но с другой, единство и системность определяют иерархию работы органов, что упрощает жизнь как государству, так и гражданам.
Для достижения высокого уровня управляемости страной с учетом непростого механизма административно-территориального устройства Российской Федерации создание единой системы исполнительной власти.
Данная система должна учитывать разграничение предметов ведения федерации и субъектов, содержать единые критерии разграничения органов и их полномочий, а также установить соответствующие правовые статусы органов исполнительной власти.
На мой взгляд, решение данной проблемы есть. Одним из вариантов может быть установление трехступенчатой системы органов исполнительной власти в субъектах, которая бы включала в себя министерства, службы, агентства, идентичные с федеральными органами исполнительной власти.
Я предлагаю дать федеральным органам больше контроля, а органам субъектов меньше самостоятельности.
Тем самым, рассматривая мой пример, было бы логично увеличить полномочия Министерства здравоохранения Москвы, то есть дать возможность конечного контроля и надзора, но не забирать данные полномочия у органов субъекта. В том числе при реализации проектов в области государственно-частного партнерства.[2]
Данная систему упростит организацию работы не только на территории субъектов, но и во всей стране, но самое главное облегчит взаимодействие федеральных органов с органами субъектов.
Правильно разграниченные полномочия залог стабильного и успешного развития государственного управления, а в следствие этого и государева в целом. Я считаю, что контрольными функциями должны обладать федеральными органами, а не как в рассмотренном мной случае исполнительные органы субъектов.
[1] Субъекты должны и могут иметь самостоятельность, но не в разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов.
Я понимаю, что мое предложение требует серьезного пересмотра системы управления, ужесточения разграничения полномочий органов исполнительной власти субъектов, а также больших усилий и затрат.
Но, как мне кажется, несмотря на затраты данный вопрос является одним из самых важных в настоящее время, он требует каких-либо решений.
Россия на современном этапе развития в какой-то степени страдает именно от неоднозначности распределения функций и полномочий в органах исполнительной власти.
В следствие этого, многие решения, нововведения или изменения занимают огромного количества времени, средств и человеческих сил, но в итоге ничего не выходит. Грамотно и эффективно организованная система органов исполнительной власти характеризует уровень развития государства, а также его место в современном мире.
Еще одной немаловажной причиной является отказ от вертикального единства государственной власти. На мой взгляд, в такой огромной и настолько разной стране, как наша, совсем неплохо имеет единую систему органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти непосредственно организуют нормальную работу государства, а также реализуют его потенциала на практике. Единая система государственной власти часто ассоциируется с жесткой директивной системой и полным контролем, но это ведь совсем не так.
Единая система государственной власти может быть организована по-разному, мы можем организовать однотипные структуры для всех субъектов, но это не обозначает, что субъекты потеряют свою самостоятельность.
Мы введем единые стандарты на функционирование и разграничения полномочий, но не ограничим самостоятельность субъектов полностью.
Для реализации потенциала на мировой арене необходима эффективно работающая система органов государственной власти. Дезорганизованная система приведет только к разобщенности, хаосу и полнейшему спаду развития нашей страны.
В заключение, хотелось бы подвести итог и сказать, что органы исполнительной власти — это залог жизнедеятельности государства.
Каждый отдельный орган исполнительной власти— это клетка большого и сложного организма, который нуждается в постоянной поддержке и работе каждой из его клеток. Если хотя бы одна из них начинает работать неправильно, разрушается весь организм.
Давайте не дадим разрушить наш организм, а просто о нем позаботимся и оживим его с целью его дальнейшего процветания.
Список литературы
- Ахметшин Э.М. Развитие государственного финансового контроля в России // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 86-89.
- Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
- Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. — 208 с.
Источник: http://novaum.ru/public/p636
1.2 Механизм исполнительной власти
Исполнительная власть — относительно самостоятельная ветвь власти. Она выступает в качестве организующей целенаправленной деятельности системы исполнительно-распорядительных органов государственной власти.
Деятельность органов исполнительной власти направлена на исполнение решений, принятых представительными и законодательными органами. При этом исполнительные органы принимают свои решения, направленные на организацию исполнения актов законодательной власти.
Механизм исполнительной власти осуществляется во взаимодействии с большим числом социальных систем и сама является таковой. Это предполагает учет человеческого фактора в процессе изучения исполнительной власти.
Любая организация, — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур на основе специализации или разделения труда.
Учитывая это обстоятельство, следует иметь в виду, что каждый орган исполнительной власти как социальная организация является элементом более крупной системы (более Крупной организации), системы органов исполнительной власти.
И в рамках вышеназванной системы между ее управляемым и управляющим элементами возникают разнообразные связи. Эти связи реализуются через потоки информации, в которых выражается процесс осуществления функций.
Функционирование органов исполнительной власти — это, прежде всего, их взаимодействие, воздействие друг на друга.
Особенности функционирования той или иной системы определяются содержанием ее деятельности. Находясь в системе, управляющие и управляемые органы воздействуют друг на друга, причем характер воздействия одних на другие не одинаков.
Один из элементов — управляющий — в результате целого ряда объективных условий его существования и местонахождения в иерархической системе органов управления имеет приоритет в воздействии на управляемый элемент, поскольку любые социальные системы могут существовать лишь при условии функционального неравенства их элементов.
Приоритет управляющего элемента общественной системы в воздействии на управляемый объект всегда согласуется с объективными факторами (социально-экономическими возможностями и интересами людей) и в известной мере определяется ими.
Функциональное неравенство органов исполнительной власти обеспечивает единство системы органов, которое организационно закрепляется структурой системы. Структура, как правильно, представляет собой количественный и качественный состав элементов системы, способ организации их связей, особенности их взаимодействия.
Каждый элемент системы обладает определенным функциональным свойством, то есть способен осуществлять только присущий ему комплекс функций.
Большинство ученых под функцией понимают целенаправленную деятельность органа (элемента системы) управления.
Если согласиться с этой общепринятой в литературе точкой зрения, то может возникнуть вопрос: обладает ли функциональными свойствами орган управления (элемент системы) в тот момент, когда он не осуществляет определенную целенаправленную деятельность? Конечно же, обладает, поскольку при необходимости в любой момент он может осуществить эту функцию. Таким образом, возникает необходимость различать два понятия: «функция управления» и «осуществление (реализация) функции управления».
Под функцией управления в общественных системах следует понимать потенциальную возможность, а в ряде случаев и обязанность действовать определенным образом в целях достижения каких-то заранее предусмотренных (запланированных) результатов.
Такая целенаправленная потенциальная возможность и обязанность органа управления действовать определенным образом не безгранична.
Она определена объективными условиями развития общества (социально-экономическими факторами) и теми задачами, которые ставятся перед органами исполнительной власти.
Функции, как правило, закрепляются в компетенции органа управления (совокупности его прав, обязанностей и предмета ведения).
Понятие же «осуществление (реализация) функции управления» обозначает целенаправленную деятельность органа управления, которая осуществляется в данный промежуток времени и направлена на определенный объект (управляемый элемент системы) или группу объектов.
Исполнительная власть является одним из видов социального управления. Выяснением его сущности занимались многие ученые, преимущественно представители науки административного права.
Ими сформулированы основные признаки этого вида социального управления, отражающие его сущность.
Одним из признаков исполнительной власти является то, что она осуществляется специальной системой органов.
Другим признаком исполнительной власти является то, что эта деятельность носит организующий, исполнительно-распорядительный характер. Исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти представляет собой повседневную работу этих органов и связана с решением задач, стоящих перед системой органов исполнительной власти.
Для любого органа исполнительной власти исполнение предписаний органов законодательной власти и распорядительство в пределах своей компетенции являются непрерывным процессом.
По своему содержанию этот процесс творческий, он выступает как организующая деятельность, направленная на практическое осуществление функций государства.
Организующая деятельность имеет место и в работе других органов государства (органов законодательной власти, суда, прокуратуры).
Для органов исполнительной власти исполнительно-распорядительная деятельность является основной; они выступают как исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Такая же организующая работа (планирование, подбор и расстановка кадров, учет, контроль и т.д.
) других органов государства выступает для них в качестве вспомогательной, способствующей эффективному выполнению основных задач. Так, органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью.
Это их основная задача, наряду с которой эти органы реализуют и функции внутреннего управления.
Третьим признаком исполнительной власти является то, что она представляет собой юридически властную деятельность. Органы, ее осуществляющие, образуются и действуют от имени государства, а нрава, которыми они наделяются, выступают как государственно-властные полномочия.
- В общей форме содержание государственно-властных полномочий органов исполнительной власти складывается из четырех элементов:
- а) права издавать от имени государства отдельные юридические акты;
- б) права обеспечить реализацию юридических актов применением от имени государства мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения;
- в) права осуществлять от имени государства надзор (наблюдение, контроль) за исполнением юридических актов;
- г) права защищать юридические акты от нарушения путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
- Четвертым признаком исполнительной власти является наделение государством органов управления правом самостоятельно устанавливать правила поведения (нормы права), обязательные не только для нижестоящих органов системы исполнительной власти (нормативные акты внутреннего действия), но и для непосредственно неподчиненных (нормативные акты внешнего действия).
Следует отметить еще один, пятый, признак исполнительной власти — ее подзаконность. Органы исполнительной власти действуют строго на основе законов: они могут выполнять только такие задачи и осуществлять такие полномочия, которые отнесены к их компетенции.
Исполнительная власть носит государственно-управленческий характер. Неслучайно поэтому в советской литературе (прежде всего административно-правовой) она именовалась как государственное управление.
С развитием демократических институтов государственно-управленческий характер исполнительной власти обретает свойство государственного регулирования, хотя в некоторых сферах (оборона, безопасность, охрана общественного порядка) она имеет ярко выраженный государственно-управленческий характер.
Исполнительная власть в правовом государстве опирается на широкие слои населения (общественные организации, союзы, товарищества, отдельных граждан).
Таким образом, под исполнительной властью следует понимать подзаконную юридически властную организующую деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, состоящую в практической реализации актов законодательной власти и управленческих функций государства.
Под механизмом исполнительной власти понимается совокупность субъектов государственно-управленческих отношений в процессе их взаимодействия, а также отношения между органами исполнительной власти (должностными лицами этих органов) и гражданами (их общественными формированиями). исполнительный власть российский
Источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В исполнительной власти как относительно самостоятельной ветви власти проявляется эта зависимость государственной власти от воли народа.
Ее организационный механизм отражает содержание этой воли и в тоже время формируется как профессиональная постоянно действующая структура, В современных условиях ей присущи следующие важнейшие функции:
- исполнение Конституции Российской Федерации; защита прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
- соблюдение законности и конституционного порядка в стране;
- регулирование процессов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;
- нормотворчество и регулирование ряда нормотворческих процессов (обеспечение единого правового пространства);
- охранительная (юрисдикционная) деятельность.
- Система органов исполнительной власти в России формируется из следующих звеньев:
- а) Президент Российской Федерации;
- б) федеральные органы исполнительной власти;
- в) органы исполнительной власти субъектов федерации;
- г) органы исполнительной власти в системе местного самоуправления.
Органы исполнительной власти в процессе реализации своих функций активно взаимодействуют с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, предприятиями, учреждениями и общественными объединениями. Это взаимодействие порождает систему административно-правовых отношений. Именно в процессе их возникновения и развития осуществляется исполнительная власть.
Административно-правовые отношения по своей природе являются властеотношениями. Основой их возникновения являются нормы права — государственно-властные веления. Именно они побуждают органы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями, проявлять свою организующую волю.
Однако надо иметь в виду, что в очень сложном механизме осуществления исполнительной власти имеют место и координационные отношения, то есть отношения равенства субъектов.
Но они, как правило, либо являются результатом властной воли вышестоящего органа, либо сразу же порождают отношения типа «власть — подчинение».
Для административно-правовых отношений характерно также и то, что у них должен быть так называемый «обязательный субъект», то есть субъект, без которого такого отношения быть не может. Таким обязательным субъектом является орган исполнительной власти или его законный и полномочный представитель.
Административно-правовые отношения возникают только в сфере осуществления исполнительной власти как составной части государственной власти.
Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/32285