Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:
- знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
- естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
- условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
- динамические модели (телефильмы, диапозитивы).
Источником приобретения знаний считается наглядность.
Классификация наглядных методов обучения
Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:
- Демонстрация. Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
- Иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.
Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:
- соответствие наглядности возрасту детей;
- показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
- обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
- четко выделить главное, показывая иллюстрации;
- показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
- согласовывать демонстрацию и содержание;
- привлекать воспитанников к участию в процессе;
- сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.
Роль наглядных методов
Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.
Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить. В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами. Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.
Связь наглядных и словесных методов
Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:
- используя слово, под руководством учителя ученики наблюдают за объектом, знания они получают в процессе наблюдения из самого объекта;
- с помощью слова, полученных наблюдений и знаний учащихся учитель ведет их к осмыслению явлений и связей, которые нельзя усмотреть в процессе восприятия;
- все сведения об объекте ученики получают из словесных объяснений учителя, а наглядные пособия конкретизируют и подтверждают словесные сообщения.
Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.
Наглядные и практические методы обучения
Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:
- иллюстрации – показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
- демонстраций – использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.
Кроме этого, наряду с наглядными, широко используются и практические методы обучения. К ним можно отнести:
- Беседу – это обучение в форме вопросов и ответов. Она применяется на любом этапе обучения и используется для:
- получения новых сведений;
- закрепления полученных сведений;
- контроля и оценки знаний;
- повторения ранее изученного материала.
При проведении бесед следует выполнять следующие требования:
- учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
- ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
- обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.
При правильной постановке вопросов она может носить эвристический характер и учащиеся смогут найти решение поставленной проблемы самостоятельно.
- Диспут – в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
- Экскурсия – мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
- Эксперимент и лабораторная работа – во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
- Работа с учебником – самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
- Игра – используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
- Упражнения – метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.
Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.
Приемы и наглядный метод
Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи.
Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров.
Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.
При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения.
Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание.
Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.
Наглядные методы обучения на уроках русского языка
Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:
- Таблицы – это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
- Иллюстрации – рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
- Дидактический материал – специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.
Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.
Наглядные методы на уроках физкультуры
Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов.
У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками.
Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.
Наглядность на уроках чтения
Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:
- наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
- знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
- демонстрация кинофильмов;
- просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
- прослушивание записей текстов.
Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста.
Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст.
При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.
Интерактивная доска – наглядное пособие
Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса.
Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий.
На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность.
При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.
Применение наглядных методов в начальной школе
Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении.
На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок – для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта.
В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.
Наглядные методы помогают развить воображение, память и мышление. Важным моментом является целенаправленное использование наглядных средств. Не следует загромождать учебный процесс большим числом наглядных пособий, чтобы не отвлекать детей от восприятия материала и не мешать им сосредоточиться на главном. При обучении наглядность всегда сочетается со словесными пояснениями. Учитель руководит наблюдением, которое осуществляют ученики. Знания они получают, рассматривая внешний вид объекта, его структуру и протекающие в нем процессы. Возможна и другая форма применения наглядности, когда учитель рассказывает все об объекте, а потом показывает его для подтверждения и уточнения изложенного материала. В первом случае учащиеся полностью вовлечены в процесс обучения и делают собственные открытия, что ведет к лучшему усвоению материала. Во втором – они пассивные наблюдатели. Особенности наглядного метода обучения как раз и заключаются в возможности его применения в различных формах сочетания слова и наглядности.
Экскурсии – наглядный метод обучения
Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся.
Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них – экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся.
Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности — завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники — или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков.
Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.
Изучение английского языка с применением наглядности
Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:
- при заполнении кроссворда ошибочная буква высвечивается другим цветом;
- составление предложений, когда при нажатии курсора слово встает на определенное место;
- игра «охотник», когда выстрел (нажатие курсора) производится после правильного аудирования слова по нужной картинке;
- соединение слова с соответствующим ему изображением.
Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.
Заключение
Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.
Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами.
Источник: https://www.syl.ru/article/366910/naglyadnyie-metodyi-obucheniya-vidyi-klassifikatsiya-i-osobennosti
Наглядный метод преподавания студентов вузов
Цыбенова Любовь Георгиевна к.т.н., доцент. Кафедра конструирования, технологии и дизайна, ВСГУТУ Россия, г. Улан-Удэ,
E-mail: nlg@yandex.ru
Аннотация. Предлагается метод создания наглядного пособия для обучения студентов. Наглядное пособие состоит из набора последовательно сложенных прозрачных листов с тематическими фрагментами. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного пособия в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала студентами.
Ключевые слова: наглядность; средство; обучение; метод.
Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Однако, большинство вузов строит образовательный процесс на основе экстенсивных методов, в организации обучения это проявляется в упоре на лекции большими потоками, в методике — упор на самостоятельную работу студента или пересказ материала, в содержании — в основном теория [3].
Такой процесс обучения отработанный, но не эффективный.
Наглядные пособия в процессе обучения используются для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, а также для проверки их усвоения [2].
Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать то, что является основой для обобщения, а также показывать его второстепенное значение. Значение наглядного метода в преподавании велико.
Важно наравне с обычной лекцией использовать такие средства обучения, как наглядные, которые привлекут внимание студентов и дадут им задания для размышления и обсуждения.
Поскольку всевозрастающий объем информации, которую студенты должны усваивать не механически, а осмысленно, то требуется более совершенные формы, методы и приемы обучения.
Предлагается новый способ использования наглядных средств для повышения эффективности усвоения материала студентами по различным дисциплинам [1]. Так, например, на занятиях по дисциплине «Эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов» по теме «Двигатель» студенты изучают принцип работы форсунки.
Наглядно можно продемонстрировать следующим образом. На лист с изображением разреза форсунки (рис. 1) последовательно накладываются прозрачные листы с изображениями запорной иглы с пружиной, трубопроводом и электромагнитной катушкой (рис. 2).
В результате после наложения всех листов образуется целостная картинка, с помощью которой можно наглядно дать объяснения принципа работы форсунки и продемонстрировать ее составляющие (рис. 3).
- Данный способ предоставления наглядного пособия имеет широкий спектр применения для изучения различных тематик по различным дисциплинам. Таким образом, вышеописанный способ примемения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе имеет ряд преимуществ:
- — легкое усвоение нового материала, а также углубление, закрепление и уточнение уже имеющихся представлений;
- — возможность изменить общую картинку, меняя количество листов;
- — повысить информативность за счет более частой смены листов с изображениями;
- — повышение в обучении профессионального мастерства преподавателей.
Также к достоинствам таких наглядных учебных пособий являются их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание студентов, статичность.
Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению учебного материала. Использование преподавателями наглядного метода в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.
Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса.
На способ создания иллюстративно-наглядного материала выдан патент РФ (№ 2560914 от 20.08.2015 г.).
Библиографический список
- Способ создания картинки № 2560914 Российская Федерация, МПК B 44 C 1/00 / Цыбенова Л. Г., Цыбенов Ж. Б.; заявитель и патентообладатель: Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и управления. — № 2014138858/12 ; заявл. 25.09.14 ; опубл. 20.08.15, Бюл. № 23. — 16 с. : ил.
- Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий. — 2015. — С. 47.
- Хитрюк В. В. Педагогика высшей школы // Барановичи: РИО БарГУ — 2008. — С. 305.
Источник: http://journalpro.ru/articles/naglyadnyy-metod-prepodavaniya-studentov-vuzov/
Наглядные методы обучения их характеристики
1. Наглядные методы обучения психологии
Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.
Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.
Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводяться демонстрационные эксперименты и психологические опыты.
Демонстрация порогов ощущений, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии.
Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Для подбора демонстрационных экспериментов и опытов можно воспользоваться целым рядов опубликованных учебных пособий (Архангельский и др.
, 1958; Рамуль, 1958; Платонов, 1980; Климов, 1999).
Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кинои видеофильмов.
Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов.
В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные.
В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.
Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков.
На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами. Для подбора или самостоятельной разработки наглядности этого вида могут представлять интерес некоторые пособия (Архангельский и др.
, 1958; Никифорова, 1978; Гамезо, Домашенко, 1998; Крысько, 1999) (27, «https://referat.bookap.info»).
Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.
Параллельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят.
Опытные преподаватели знают: чем больше преподаватель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.
Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.
Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.
Какими способами может демонстрироваться наглядность? Может использоваться традиционный способ демонстрации наглядности с помощью нарисованных плакатов, но он является слишком трудоемким и создает ряд других неудобств в использовании. Использование доски и мела всегда остается в распоряжении преподавателя, однако здесь важную роль играют его изобразительные способности.
Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. В наше время проекторы становятся все более типичным техническим средством обучения. Это значительно расширяет возможности использования визуальных средств на лекциях.
Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации всех перечисленных выше видов наглядности является компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности: статичные и движущиеся, схематические и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты.
Проецирование слайдов данной программы на экран делает презентацию доступной для всех студентов.
Источник: https://referat.bookap.info/work/69618/Naglyadnye-metody-obucheniya-ix
ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570
1 Сукач М.С. 1 Осадчук О.Л. 1 1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России
Обоснована актуальность проблемы использования наглядных методов обучения для формирования готовности студентов медицинского вуза к решению профессиональных задач при освоении учебного курса дерматовенерологии.
Указана специфика методов обучения, реализующих дидактический принцип наглядности. Наглядные методы обучения оказывают эмоциональное воздействие на обучающихся и, вследствие этого, способствуют более осознанному, прочному усвоению знаний.
Выделены виды наглядности в обучении: визуальная (зрительная) наглядность, аудиальная (слуховая) наглядность, кинестетическая (связанная с движениями пальцев рук) наглядность. Выделены наглядные методы обучения дерматовенерологии в медицинском вузе (иллюстрация, демонстрация и видеометод).
Описаны результаты опытно-экспериментального исследования использования наглядных методов обучения на практических занятиях по дерматовенерологии в медицинском вузе, свидетельствующие об эффективности сочетания трех видов наглядности: визуальной, аудиальной и кинестетической.
Представлены методические рекомендации преподавателям медицинского вуза по использованию наглядных методов обучения дерматовенерологии.
оптимизация образовательного процессанаглядные методы обучения
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. – М.: Просвещение, 1988. – 254 с.
2. Воронина Л.Г., Лендерман Н.Г.
Наглядность лекционного преподавания в усвоении дерматовенерологии // Актуальные вопросы лекционного преподавания в вузе: материалы итоговой учебно-методической конференции. – Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2008. – С. 1–13.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2015. – 336 с.
4.
Катханов А.М., Тлиш М.М., Катханова О.А. Оптимизация занятий по дерматовенерологии на кафедре кожных и венерических болезней // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 12. – С. 49.
5. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
6. Скрипкин Ю.К.
Кожные и венерические болезни: учебник для врачей и студентов медицинских вузов. – М.: Триада-фарм, 2005. – 688 с.
7. Утц С.Р., Завьялов А.И., Якупов И.А., Пархоменко А.А. Роль муляжных музеев в преподавании дерматовенерологии на медицинских факультетах университетов России и Европы // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2015. – №11(3). – С. 435–438.
Особенностью медицинского образования является необходимость запоминания студентами больших объемов учебной информации. Поскольку в процессе обучения сообщение знаний всегда идет впереди практики, серьезную проблему для студентов медицинского вуза составляет «потеря информации» по ходу обучения. Эта проблема отягощается в случае отсутствия понимания студентами важности усваиваемой учебной информации для будущей профессиональной деятельности и осмысленности предлагаемых преподавателем способов осуществления деятельности.
В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.
Гальперина [3] логика построения оптимального образовательного процесса в медицинском вузе может быть описана следующим образом: если знания, сообщаемые студентам преподавателем, не могут по каким-то причинам выполнять функцию полной ориентировки в будущей профессиональной деятельности, то необходимо давать студентам достаточные для правильного выполнения профессиональных действий наглядные ориентиры, при опоре на которые они смогут сразу же, без механического запоминания учебного материала, безошибочно действовать в практическом плане.
Важнейшим условием оптимизации образовательного процесса в вузе, т.е. осуществления такого его варианта, который дает наилучшие результаты, согласно концепции Ю.К. Бабанского [1], является выбор преподавателем эффективных методов обучения.
Методы обучения представляют собой способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на достижение образовательных целей.
Выбор адекватных целям методов обучения является актуальной практической задачей преподавателя вуза.
К числу методов обучения, без которых невозможно оптимальное осуществление образовательного процесса, относятся наглядные методы обучения, реализующие важнейший принцип дидактики – принцип наглядности обучения. Как указывает И.М.
Осмоловская [5], принцип наглядности утверждает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств обучающихся к восприятию и переработке учебного материала. Наглядностью называются средства обучения, обеспечивающие формирование психических образов, доступных и понятных обучающимся.
Наглядность оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся и, вследствие этого, способствует более осознанному, прочному усвоению знаний.
Как показывает теоретический анализ литературы, в дидактике в зависимости от формы выделяют три основных вида наглядности. К их числе относятся: визуальная (зрительная) наглядность, аудиальная (слуховая) наглядность, кинестетическая (связанная с движениями пальцев рук) наглядность.
Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11490
Характеристика методов профессионального обучения
Обучение в профессиональных учебных заведениях состоит из двух циклов — теоретического и практического.
Теоретическое обучениевключает три блока: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Отсюда вытекает специфика методов теоретического обучения: словесного (устного), наглядного, аналитического.
Устное изложение учебного материала в процессе изучения общетехнических и специальных предметов осуществляется с применением таких методов, как рассказ, объяснение, беседа, работа обучающихся с книгой, лекция.
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод, наблюдения учащихся) имеют большое значение в профессиональной школе. Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что от 80 до 90% информации из окружающего мира поступает через органы зрения.
Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т. д.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино- и видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т. д.).
Метод иллюстрации (разновидность наглядных методов) предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукции, плоских моделей и т. п.
Эффективность иллюстрации в значительной степени зависит от способа подачи. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.
Перед преподавателем стоит проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Иллюстрации готовят заранее и показывают в ходе обучения только в тот момент, когда они оказываются необходимыми.
В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы и т. д.).
Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с демонстрацией; они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает процесс формирования понятий.
Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений.
Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях.
Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений или предметов. Для этого следует выполнять ряд правил:
- 1) демонстрируемый объект должен быть виден всем учащимся;
- 2) желательно, чтобы учащиеся воспринимали объект всеми органами чувств, а не только глазами;
- 3) учащиеся должны иметь возможность самостоятельно измерять изучаемые параметры объекта.
Видеометод интенсивно внедряется в практику учебных заведений. Источники экранной информации (видеопроекторы, киноаппараты, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеопоказ как отдельный метод обучения.
Современные средства видеоинформации дают возможность подчеркнуть наиболее важные моменты.
С помощью видеометода можно не только излагать новые знания, но и в динамике объяснять принципы действия сложных механизмов и машин, обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр.
Анализ проблемной ситуации как метод теоретического обучения — это глубокое и детальное исследование реальных или искусственно созданных условий (обстановки), выполняемое для выявления характерных свойств. Этот метод развивает аналитическое мышление, прививает системный подход к решению
проблем, учит налаживанию деловых и профессиональных контактов, принятию коллективных решений и устранению возможных конфликтов.
Д.В.Чернилевский различает четыре вида учебных проблемных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение. Выбор вида ситуации зависит от таких факторов, как характер целей изучения темы, уровень подготовленности слушателей, наличие технических средств обучения (ТСО), индивидуальный стиль преподавателя и др.
Практическое обучение.В профессиональном обучении принципиальное значение имеют практические методы.
Метод упражнения. Упражнения способствуют закреплению практических умений и знаний, полученных в процессе изучения специальных предметов.
Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте.
К упражнениям такого типа относятся упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, проводимые в форме письменных заданий, когда учащимся необходимо указать название, назначение, расположение отдельных узлов и деталей. К репродуктивным упражнениям относят также разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п.
Творческие упражнения помогают организовывать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. К типичным творческим упражнениям относят различные задачи: на выбор инструментов, приспособлений, процессов; на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов.
При изучении специальных предметов широкое применение находят упражнения по проектированию технологических процессов.
Поисковые упражнения — это упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, проводимые на более высоком мыслительном уровне. Различают диагностические и конструкторские поисковые упражнения.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся. В процессе проведения лабораторно-практических работ формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.
Особо эффективен проблемный лабораторный метод, предполагающий высокую степень самостоятельности учащихся. Они выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы.
Темы и планы лабораторно-практических занятий разрабатываются заранее в виде инструкции, где указываются тема и цель работы, приводится перечень оборудования для ее выполнения, описывается весь ход выполнения заданий, оговариваются условия безопасной работы, даются рекомендации по обработке и оформлению результатов.
Стажировка с выполнением должностных ролей. Главное условие стажировки — это выполнение под контролем педагога-организатора определенных действий в реальных производственных условиях. Этот метод обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.
Имитационный тренингпредполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Решение производственно-технических задачнаиболее характерно для производственного обучения и связано с расчетом режимов обработки, наладки и регулировки, определением режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, конструированием монтажных схем, самостоятельной разработкой технологических процессов обработки, сборки, наладки и т. д.
Наиболее высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера.
Моделирование производственных ситуаций подготавливает обучающихся к действиям в аналогичных ситуациях, возникающих в реальных условиях.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. При этом методы и приёмы жёстко не привязаны друг к другу.
7. Сущность педагогических средств. Классификация педагогических средств. Современные педагогические средства, их возможности, достоинства и недостатки, перспективы развития.
Источник: https://infopedia.su/10x6f93.html
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
В современной школе с этой целью широко используются экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.п.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным и не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как персональный компьютер.
Применение компьютеров позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника.
Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные но определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Эти методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся. По своему характеру упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении выделяют упражнения: а) воспроизводящие – упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления; б) тренировочные – упражнения по применению знаний в новых условиях.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то он осуществляет комментированные упражнения. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Лабораторные работы. Под лабораторными работами понимается проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: ростом растений, развитием животных, погодой, ветром, облачностью и т.п.
В порядке выполнения лабораторной работы также практикуется поручение школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих, школьных музеев, изучение фольклора своего края и др.
В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц.
Практические работы. Они проводятся после изучения крупных тем, разделов и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, машинами-тренажерами и репетиторами.
Итак, мы рассмотрели краткую характеристику методов обучения с точки зрения источников получения знаний. В педагогической литературе данную классификацию неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике.
Главным ее недостатком считается то, что она нс отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, степени их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых- методистов.
Характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по источникам получения учебной информации
Краткое содержание метода, методические приемы его реализации | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Словесные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными изданиями | Постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение, формулирование выводов. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов | Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическим материалом и т.д. |
2. Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов; наглядных объектов; | Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемый. | Наблюдение за демонстрациями, которые проводит преподаватель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели |
пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.п.); кино- и видеофильмов, телепередач и др. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических приемов | Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов | конкретного учебного занятия, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.п. |
3. Практические методы. Основное назначение данной группы методов – получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемыми в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические, лабораторные работы; решение задач; моделирование ситуаций и объектов и др. | Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных в процессе различных практических работ, выполненных самим обучающим. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов | Осмысление практических действий обучающего, своих практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем, принятие основной дидактической цели урока, лекции и т.д. |
Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать какой-либо один метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы: систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д.
Однако, взяв за основу своей классификации методов обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, они упустили главное, существенное в учебном процессе – характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие обучающегося.
Данные теоретических исследований педагогов и психологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: 1) уровне осознанного восприятия и запоминания (внешне это проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала); 2) уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Исходя из этого обстоятельства, ученые-педагоги уже с середины прошлого века стали все больше внимания уделять разработке классификации методов обучения с учетом названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.
Источник: https://studme.org/38882/psihologiya/naglyadnye_metody