Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности — справочник студента

Гуманистическая психология и гуманистические теории личности сформировалась в середине XX века, рассматривает человека как изначально хорошего, имеющего врожденные потенциальные духовные потребности и качества (потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гармонии и пр.), но эти потребности могут быть временно заблокированы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал иерархию потребностей. Она состоит из следующих ступеней:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
  2. потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  3. социальные потребности в общении, ласке, понимании людьми.
  4. потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  5. потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е.они теряют мотивирующую силу;
  • с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»).

Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).

Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

В зависимости от того, какие из этих потребностей являются для человека доминирующими, существуют различные уровни личностного развития, типы личностей. Люди, для которых доминирующими становятся высшие духовные потребности в самоактуализации и понимании смысла жизни, являются «самоактуализирующимися личностями», которым свойственны отличительные особенности:

  • способны принимать жизнь такой, какая она есть, не ругая и не прячась от нее;
  • конструктивный подход к жизни и неудачам («Так не получилось, а как можно поступить иначе, что можно исправить?»);
  • способны принимать людей такими, какие они есть, не критикуя и не осуждая их;
  • доброжелательное сотрудничество с людьми;
  • чувство собственного достоинства и самоуважения;
  • постоянное стремление к самосовершенствованию, повышению знаний, умений, способов взаимодействия с людьми улучшения своего характера и т. п.;
  • творческий подход к любому делу, открытость новому опыту;
  • конгруэнтность, т. е. созвучие, совпадение мыслей, слов,действий, желаний человека (Маслоу).

Согласно гуманистической теории личности Роджерса, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Методика организации и проведения праздника - справочник студента

Оценим за полчаса!

У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я». К этому «Идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное».

Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих.

В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от «Идеального Я».

Личность уравновешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнтности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему «Идеальному Я», а именно в этом суть актуализации.

Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Максимальный личностный рост человека происходит тогда, когда он встречает от другого человека искреннее сопереживание, когда его принимают таким, какой он есть, когда ему не надо притворяться и лгать.

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок.

Безусловное позитивное внимание не означает, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия.

Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку.

Гуманистическая психология способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека, могут осознаваться и точно восприниматься.

Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Чаще всего реализуются защитные механизмы: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека.

Например, студент считает себя умным и способным, но получает заслуженно двойку на экзамене, и он ради сохранения Я-концепции невольно искажает интерпретацию данной ситуации: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», «Мне не повезло» (это механизм выборочного искажения или рационализации).

В случае защитной реакции отрицания человек сохраняет целостность своей Я-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, не признаваясь себе, что переживание в принципе имело место.

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание.

Но когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить его психическое состояние и поведение, тогда человека в таком состоянии называют невротиком, но у невротика Я-концепция остается почти невредимой.

В случае, если «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний и начинает разрушаться, возникают личностные расстройства и психопатологии, людей с такими расстройствами обычно называют психотиками, и их поведение кажется странным и даже безумным.

Роджерс полагал, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между «Я» и переживаниями человека.

Многие люди имеют негативную Я-концепцию, то есть недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других, недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим.

Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека.

Исследования показали, что родители, которые принимают себя (то есть обладают позитивным отношением к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, таким образом, диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я», определенно зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя.

Психически здоровый и «полноценно функционирующий» человек — это тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний, успешно сотрудничая с другими людьми.

Источник: https://psyera.ru/4630/gumanisticheskie-teorii-lichnosti

Развитие личности профессионала

Основными ценностями гуманистического образования выступают человек как субъект куль­туры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и ди­алог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном простран­стве. По мнению Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должна быть обращенность к общечеловеческим ценностям, педагогической культу­ре, индивидуальности, творческому потенциалу студента.

Согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а по­требность человека «быть личностью», т.е. проявлять свои отношения к миру и самому себе [3].

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобре­таемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и обще­ния. Личность развивается в процессе деятельности под влиянием определенных факторов: наслед­ственности, среды воспитания и собственной активности.

Восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная по­зиция личности. Согласно концепции А.В.

Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широ­кую сферу социального контекста жизнедеятельности [2].

Процесс присвоения ценностей может осуществляться стихийно или целенаправленно.

Гуманистические ценности преподавателя (человечность, справедливость, ответственность и др.) реализуются в субъект-субъектных отношениях, развивая у учащихся потребность быть че­ловечными, справедливыми, ответственными.

В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании – состояние (т.е. межсубъектное состояние), что способствует проявлению «состоя­ния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех».

Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии препо­давателем оснований своей деятельности (целей, мотивов, способов, условий, ценностей, результа­тов), среди которых главной является ценностная ориентация на студента. По мнению O.K. Позд­няковой, основой гуманистической позиции преподавателя являются взгляды, идеи, представления, убеждения, складывающиеся на основе знаний о целях и ценностях гуманистической педагогики.

Читайте также:  Основные дидактические концепции - справочник студента

Гуманистически ориентированный педагог позитивно относится к студенту, принимает уча­щегося таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности.

Такому преподавателю свойствен­на открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, а искренен в отношениях с учащимися.

Преподаватель-гуманист воспитывает в каждом студенте чувство соб­ственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для развития обучающегося.

Одним из ведущих путей реализации концепции современного вузовского образования, ча­стью которого является личностно ориентированное обучение, является переосмысление роли и ме­ста предметной подготовки в образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом как средством развития обучающегося. Другая идея этой концепции связана с конструированием таких учебных форм, в которых связываются в одно целое как образо­вательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление, и исследовательская работа, где происходит развитие личностной позиции будущего специалиста. Основные положения этой концепции определяются такой последовательностью: личность – главная ценность для себя и для «других», образование – преобразование личности, осуществляемое в процессе специально направленного на это целостного психолого-педагогического процесса вуза; главный результат та­кого образования – не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту, эмпатийному взаимодействию и высокой социально адресованной личностной продуктивности. Основополага­ющим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуж­дения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.

Деятельность преподавателей в современном вузе также меняется: от «транслятора» знаний через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у сту­дентов профессиональных способностей, к позиции «консультанта», совместно со студентом про­ектирующего его будущую профессиональную деятельность.

В связи с этим актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обуче­ния. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, в современных условиях являются метод проектов и обучение в сотрудничестве.

Метод проектов не считается принципиально новым в мировой педагогике. Его называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и об­разовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, соот­носясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать студентам их личную за­интересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Необходимо решать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них. В ее решении требуется использовать уже полученные знания и новые, которые еще предстоит при­обрести.

Преподаватель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль студентов для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно и совмест­ными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, и получить реальный и ощути­мый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной дея­тельности [2, с. 25].

Студенты 5-го курса факультета психологии и социальной работы Тверского государствен­ного университета при изучении дисциплины «Социальная работа с одинокими людьми» ежегод­но выполняют проекты по темам «хроническое одиночество», «Специфика переживания одиноче­ства в юности», «Психология женского и мужского одиночества» и т.д. Один из лучших проектов по дисциплине «Организация социально-психологических служб региона» – «Модель организации социально-психологической службы при клубах по месту жительства “Подростково-молодежный центр”» – создан студентками 5-го курса А.А. Королевой, Ю.А. Карачаровой, К.А. Новолаевой, А.С. Соколовой. Значимость этого проекта в том, что такого клуба нет в городе Твери, но студент­ки смогли показать необходимость его создания для всех жителей города. Этот проект защищался на открытом занятии, на которое были приглашены представители Комитета по делам молодежи Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, присутствова­ли ведущие преподаватели факультета. Создание такого клуба открывает перспективы перед сту­дентами в их трудоустройстве психологами и специалистами по социальной работе, т.е. имеет для них практическую значимость.

Метод проектов приобретает все более важное значение в процессе обучения, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, но наиболее оптимален и результативен он будет в сочетании с использованием новых информационных технологий.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-позна­вательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, орга­низованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согла­сованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

Сеть Интернет создает условия для получения любой информации, необходимой студентам и преподавателям. Работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме исследования.

Участниками проекта могут быть учащиеся из разных стран, что приводит к кросскультурному об­щению. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии приобретают новую значимость, т. к.

содержат не только материал из официальных источников, но и точки зрения иностранных партне­ров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию различных явлений.

Телекоммуникации позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на про­исходящие в мире события, осознавать многие явления и рассматривать их с различных точек зре­ния, наконец, понимать, что некоторые проблемы могут быть решены только совместными усили­ями. Это элементы глобального мышления, путь к познанию общности человеческого бытия. Те­лекоммуникационные проекты могут быть классифицированы по разным признакам: культуроло­гические, историко-социальные, политические, имитационно-деловые игры и др.

Внедрение метода проектов в образовательные системы показало, что активность студентов и степень осмысления ими материала значительно увеличились. Это значит, что применение дан­ного метода в настоящее время себя оправдывает.

Однако необходимо отметить, что не все выс­шие учебные заведения могут позволить себе приобрести компьютерную технику в объемах, необ­ходимых для продуктивной работы студентов и профессорско-преподавательского состава в теле­коммуникационных проектах.

Это заставляет искать пути оптимизации процесса обучения с уче­том данной проблемы.

В этом случае оптимальным становится применение обучения в сотрудничестве.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р.

Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) универ­ситета штата Калифорния [4, с. 98].

Взаимообогащаясь, индивиды «творят» друг друга в процессе общения, какими бы ни были его результаты – позитивными или негативными. Именно поэтому общение является одним из важ­нейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором развития лич­ности в целом.

Будучи направленным на личностное развитие студентов, обучение будущих специалистов по социальной работе ориентировано также на их вхождение в культуру других народов, что об­условлено многонациональностью нашей страны, приобщение к нормам, традициям, что тоже не может не влиять на становление и рост личности, включая развитие толерантности.

Основная идея технологий обучения в сотрудничестве – создать условия для активной со­вместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях.

Объединение студентов в малые группы по 3–4 человека и постановка одного общего задания с определением роли каждо­го члена группы в его выполнении позволяют каждому отвечать за результат не только своей рабо­ты, но и работы всей группы.

Таким образом, у менее подготовленных студентов появляется сти­мул усвоить новые знания, а более подготовленные заинтересованы в том, чтобы все члены груп­пы досконально разобрались в материале. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.

Обучение в сотрудничестве дает преподавателю большой простор для творчества. Существу­ет несколько видов обучения в сотрудничестве.

1.       Обучение в команде. В этом методе особое внимание уделяется групповым целям и успе­ху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каж­дого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.

2.       Кейс-стади (от англ. сase – «случай»). Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над проблемными ситуациями, которые могут быть разбиты на фрагменты (логические или смысловые блоки).

Такая работа способствует развитию профессиональных знаний в сфере соци­альной работы, является полезной в учебном процессе при подготовке к практической деятельно­сти.

Например, при работе над темой «Социальная работа с семьей» можно выделить следующие подтемы: а) по объектам работы (социальная работа с детьми-инвалидами, матерями-одиночками, многодетными семьями и т.д.), б) по направлениям деятельности (социальная работа в здравоохране­нии, образовании, сфере занятости, экстремальных ситуациях и др.).

3.       Метод «учимся вместе». Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какой­либо большой темы, над которой работают все. Например, весь коллектив работает над темой «Про­фессиональные требования к социальному работнику».

Все участники продумывают стиль поведе­ния социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профес­сиональных и индивидуальных ценностей и интересов и оказывает влияние на всю систему отно­шений.

Студенты в группах готовят свою часть задания (гуманистическая направленность лично­сти; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного до­стоинства и уважение достоинства других людей; терпимость, вежливость и способность к эмпа­тии; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональная устойчивость; личност­ная адекватность и социальная адаптивность). В результате совместной работы отдельных микро­групп и всей группы достигается усвоение материала.

С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – до­стижение какой-то познавательной, творческой цели, с другой – социально-психологическую – по развитию в процессе выполнения задания культуры общения. И то и другое одинаково значимо.

Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академическо­го задания студентами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Следует отметить, что не менее важна мотивация самостоятельной учебной деятельности. Практически это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем.

В ходе общения студенты выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, до­кладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь методам,– общность цели и задач, инди­видуальная ответственность и равные возможности успеха –дают возможность ориентироваться на каждого студента. Это и есть личностно ориентированный подход в условиях обучения в вузе.

Идеология метода проектов и обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути.

Это истин­но психолого-педагогические технологии, обеспечивающие не только успешное усвоение учебно­го материала всеми студентами, но и их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброже­лательность по отношению к преподавателю, друг к другу. Таким образом, новые технологии в об­разовании наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения, реали­зующего гуманистический подход.

Источник: https://PsyJournals.ru/education21/issue/54279_full.shtml

Гуманистическое направление в теории личности

(Лекция)

Человека исследовался как полноценно развивающаяся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Важно , чтобы человек выразил себя в жизни. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему.

  • Признаки самоактуализации:
  • — автономность (независимость от проблем)
  • — возможность учиться у каждого
  • — филосовское чувство юмора( высмеивание пороков всего человечества не прибегая к конкретике)
  • — неврождебность
  • — умеет восхищаться по мелочам
  • -очень тонкие люди, умеют тонко отражать другого человека

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.

В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

  1. В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
  2. 1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
  3. 2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые чело­век хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Представляет собой альтернативу психоанализу и бихивиоризму. Гуманистическая теория личности подчеркивает уникальность каждого человека. Она постулирует, что люди стремятся к личностному росту и самоактуализации . Теория утверждает, что все люди обладают желанием расти и реализовывать свой потенциал. Представитель – Абрахам Маслоу.

Самой важной частью теории Маслоу является модель иерархии потребностей, включающей полный набор мотиваций человека. Самый высший уровень – самоактуализация, 2- потребность в уважении, 3 – потребность в любви и принадлежности, 4 – потребность в безопасности, 5 – физиологические потребности.

Маслоу утверждал, что эти потребности находятся раз и навсегда в жесткой иерархии и более высокие потребности возникают только тогда, когда удовлетворяются более элементарные.

Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. По А.

Маслоу, каждый человек — единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов. А.

Маслоу писал по этому поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям…

» Гуманистические психологи подчеркивают радикальные отличия человека от животных (в противовес бихевиористам), поэтому выводы из исследований животных не могут быть экстраполированы на человека, обладающего такими идеально-духовными качествами, отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства (любовь, юмор, вина и пр.). По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А. Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование).

Читайте также:  Бихевиоризм как направление в теории личности: б. ф. скиннер, а. бандура, дж. роттер - справочник студента

В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи подчеркивают, что изучать надо не психически больных (невротиков и т.п.), а психически здоровых людей.

Акцент на исследование людей с нарушениями психики приводит превращению психологии в «увечную психологию». По мнению А. Маслоу, нельзя понять природу психического заболевания, если не поймем, что такое психически здоровое.

Основой развития психологии должно быть изучение полноценных самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики.

Источник: https://cyberpedia.su/6x2a68.html

Теории Личности

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
3.

Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
4.

Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд.

В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации.

В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли.

По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой.

Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского.

В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.

Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды.

В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств.

Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Источник: https://syntone.ru/psy_lib/teorii-lichnosti/

Гуманистическая теория личности (стр. 1 из 2)

Личность:

Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью! Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла.

Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.

Абрахам Маслоу:

Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «движение за осуществление возможностей человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.

Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.

В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

Основные принципы гуманистической психологии:

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы.

Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства.

Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем.

Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся.

Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма». Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем».

Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах.

Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств.

Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет, человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей.

Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта.

Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад.

А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за осуществление как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие.

Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности.

Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.

Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу осуществить мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью.

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок.

Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе.

Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации.

Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом.

Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Источник: https://mirznanii.com/a/197393/gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию