Функции общения — справочник студента

Человек – создание социальное и на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с другими людьми. Без общения невозможны совместная жизнь и деятельность любого общества.

Понятие общение обозначает установление и развитие отношений между людьми и группами, создание межличностных контактов в процессе совместной жизнедеятельности.

Ученые установили, какие функции выполняет общение.

Функции общения - Справочник студента

Деловое общение

Функции и виды общения

Функции общения в психологии бывают следующими:

  1. Инструментальная – способ социальных взаимоотношений, направленный на получение и передачу информации, необходимой для выполнения определенных действий в каждой конкретной ситуации. Такое общение не направлено на получение удовлетворения от контакта, а используется как процесс обмена некими сведениями.
  2. Трансляционная – используется для передачи точных приемов деятельности, выражения мнения и оценки того или иного события либо явления.
  3. Интегративная – средство коммуникации и объединения партнеров в процессе совместной деятельности.
  4. Информационная – служит для восприятия и трансляции информации.
  5. Контактная – необходима для установления связей в условиях взаимной готовности партнеров общения к обмену сведениями.
  6. Осмысления – включает в себя не только восприятие информации, но и ее понимание всеми участниками акта общения.
  7. Амотивная – пробуждение у партнера требуемого эмоционального отклика на передаваемые сведения, изменение уже имеющихся чувств и состояний.
  8. Познавательная – помогает аккумулировать информацию в процессе общения с людьми, способствует установлению взаимопонимания в социальной группе, компенсирует недостаток знаний у некоторых членов сообщества.
  9. Общественно-психологического отклика – проявляется в том, что информация, воспринятая и обработанная одним членом социальной группы, становится средством взаимовлияния и взаимообмена со всей группой.
  10. Регулятивная – оказывает прямое или косвенное влияние на мировоззрение, самооценку и поведение всех членов данного социального сообщества. Позволяет согласовывать совместную деятельность, координирует и направляет действия всех участников.
  11. Социализирующая – позволяет партнерам освоить приемлемые коммуникативные навыки и умения, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми как внутри социальной группы, так и вне ее.
  12. Управленческая – позволяет изменять направление деятельности одного или нескольких людей в сторону, нужную лидеру группы.

Функции общения - Справочник студента

Управленческая функция общения

  1. Перцептивная – межличностное оценивание и понимание партнера, его поведения и психологических характеристик (эмоции, способности, мысли, цели и мотивы).

Важно! Ученые выделяют и другие функции общения, но их можно считать разновидностью вышеперечисленных.

Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:

  • количества участников (групповые и индивидуальные);
  • способа общения (вербальные или невербальные);
  • расстояния между партнерами (контактные и дистанционные);
  • условий общения (официальные и неофициальные).

Цели и роль общения в психологии

Стили педагогического общения и их краткая характеристика

Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении.

Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека.

Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.

Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.

Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:

  • установление контакта (личностного или делового);
  • организация совместной деятельности;
  • получение или обмен информацией;
  • оказание влияния на психическое и эмоциональное состояние другого человека;
  • общение ради общения, времяпровождение в компании приятной личности.

Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей.

Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь.

Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.

Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:

  • Во время делового общения приобретаются и развиваются профессиональные и организаторские способности, необходимые для карьерного роста или построения и ведения бизнеса.
  • В личностном общении формируется личность человека, совершенствуются некоторые черты характера, происходит формирование интересов, привычек, склонностей, усвоение нравственных норм и правил, определяются жизненные цели и пути их достижения.

Функции общения - Справочник студента

Личностное общение

Важно! Психологи отмечают, что дети лучше усваивают правила поведения, если их перечислят не взрослые, а сверстники.

  • Процесс когнитивного общения обогащает человека новыми знаниями, способствует его интеллектуальному развитию.
  • Кондиционные и мотивационные виды общения готовят психологическую базу для дальнейшего развития и стимулируют желание добиться поставленной цели.
  • Социальное общение способствует удовлетворению общественных человеческих потребностей, образовывая группы, коллективы, организации, нации, государства и человечество в целом.
  • Через опосредованные связи человек строит собственную базу из средств общения, на основе которой происходят самообразование и самовоспитание индивида, а также умение управлять своим общением.
  • Коммуникативные возможности развиваются во время невербального общения, что способствует формированию межличностных контактов и открытию новых горизонтов для совершенствования человека.
  • Понимание человеческой речи, а также обучение говорению происходит во время вербального общения, то есть оно является основой интеллектуального и личностного развития индивида.

Влияние общения на жизнь человека

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Функции общения - Справочник студента

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.

Функции общения - Справочник студента

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной.

В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму.

Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить.

Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной.

Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности.

Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Функции общения - Справочник студента

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Видео

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Источник: https://srazu.pro/teoriya/funkcii-obshheniya-v-psixologii.html

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.

Функции общения - Справочник студента

Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.

Коммуникативная

Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.

Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова. Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.

Читайте также:  Статические и динамические электронные эффекты - справочник студента

Интерактивная

Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий.

Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов.

Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.

Перцептивная

В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.

Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное. Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.

Дополнение

Функции общения - Справочник студента

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

  • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
  • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
  • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
  • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
  • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
  • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
  • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
  • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
  • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

Заключение

Функции общения - Справочник студента

Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию.

Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность.

Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/funktsii-obshheniya-v-psihologii.html

Функции и структура общения — Онлайн библиотека

Функции общения. Речь идет о подходе, который выделяет три основные классы таких функций: информационно-коммуникативную, регулятивной-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция общения охватывает все, что имеет отношение к передачи и приема информации человеком. Речь идет не только о готовую информацию, а также и об информации, которая создается.

Регулятивной-коммуникативная функция общения обеспечивает не только познания, но и регуляцию поведения субъектов общения. С этой функцией связаны и способы воздействия людей друг на друга: убеждение, внушение, подражание, заражения, и т.д.

Аффективно-коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сферы личности, определяет ее отношение к явлениям окружающего мира.

Структура общения. Структура общения имеет взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивное.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами общения, т. т. с учетом тех знаний, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: язык (или вербальное общение) и жесты, мимика, интонации (или невербальное общение).

Интерактивная сторона общения: организация субъектами общения общей стратегии взаимодействия. Различают различные программы взаимодействия между людьми (от сотрудничества вплоть до конкуренции). Этот же сторону общения содержит в себе такую значимую переменную, как определение между партнерами статуса в общении т.е. кто из них доминирует, а кто должен подстраиваться.

Перцептивная сторона общения содержит в себе процесс взаимного восприятия и понимания людьми друг друга. Перцепция, это прежде всего, процесс формирования образа другого человека в сознании собеседника.

Это достигается за счет «прочтения» по внешности партнера его психологических черт и возможных особенностей его поведения.

Основными механизмами познания другого человека является идентификация (отождествление) и рефлексия (осознание того, как воспринимают субъекта общения другие люди).

Исходя из описания структуры общения, рассмотрим модель межличностного общения, которая была разработана В. Цукановою.

Схема структурной модели коммуникативного акта представлена в виде спирали, в которой каждый следующий виток (коммуникативный акт) синхронизируется с предыдущим через промежуточные результаты общения. В динамике коммуникативного процесса выделяются три периода: ориентирование, реализация, контроль.

Функции общения - Справочник студента Рис. 21. Схема структурной модели межличностной коммуникации, где: 1 — К-задача; 2 — коммуникативный цикл (единица процесса общения); 3 — промежуточный результат общения; 4 — стратегическая программа; 5 — К-результат; 6 — прямая связь; 7 — тактический план; 8 — обратная связь; К — коммуникатор; Г — реципиент.

Этапы динамики: И — ориентирование, II — реализация, III — контроль.

  • На этапе ориентирование выделяют фазы:
  • • ориентирование в макроструктуре общения (в партнере, в социально-психологической ситуации, в возможности выбрать адекватные средства общения);
  • • формулировка коммуникативной задачи (К-задачи) с учетом каждого из основных параметров общения и выработки на этой основе совместной программы общения — то есть формирование так называемого «совокупного» субъекта общения.
  • На этапе реализации:
  • • реализация плана совместных действий; осуществление К-задачи, совместной стратегии общения; постепенное развертывание коммуникативных циклов.
  • На этапе контроля:
  • • оценивается результативность и эффективность всего коммуникативного процесса, контроль выступает в форме обратной связи на К-задачу, которая была сформулирована на первом этапе коммуникативного процесса.
  • Подведем некоторые итоги.

Общение — важное условие человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным, внешним фактором влияния на человека и, в то же время, формой ее существования индивидуального-психологического бытия.

Общение не является процессом «наложения» друг на друга двух и более коммуникативных стратегий участников взаимодействия.

Общение, это прежде всего взаимодействие субъектов, вступающих в него как равноправные партнеры с целью достижения результата, который устраивает обе переговорные стороны.

Источник: https://banauka.ru/3050.html

Социально-психологические функции общения

  • Речевое общение
  • Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.
  • Исследование речевой деятельности предполагает выяс­нение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения.

Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участ­ников этого процесса.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Рассмотрим эти признаки.

Обмен информацией — это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования — обе стороны передают и получают информацию.

Телевизор, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают нам информацию, но мы с ними не об­щаемся.

Нельзя считать естественным, полноценным обще­нием и такие ситуации: один «выговаривается», а другой вы­ступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»). Общение обязательно процесс двусторонний.

Осознанность информационного обмена Информационный обмен должен осуществляться собесед­никами осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интер­претации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем? Какое это имеет значение? Значит, не замужем!).

Целенаправленность передачи информации Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит — ведь он осознанно свое со­общение нам не направляет. Подслушивание разговора дру­гих — не акт общения с ними.

Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собе­седнику, конкретной аудитории.

Возглас «Кто-нибудь, отзови­тесь! «Ау!», «Помогите!» — это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы всту­пить в общение, обратиться за помощью и т. д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу.

Рациональная оформленность информационного обмена Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода — оно долж­но осуществляться общающимися на одном языке, должно со­держать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.

Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно — общения не произойдет, эту информацию не поймут и на нее не отреагируют. Вопли, крики — тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом плане практически неоформленный характер. Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям рациональной языковой оформленности и понятности.

Индивидуализация собеседника Собеседники в акте полноценного общения должны инди­видуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга от­личительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят орга­нами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформи­ровано определенное эмоционально-оценочное отношение — со знаком плюс или минус.

Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствуе­те?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочита­ли» и индивидуализировали.

Читайте также:  Аналитическая психология к.г. юнга - справочник студента

Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из не­скольких потенциальных адресатов, мы.

«читаем» всех и обра­щаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку.

Обратная связь Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуще­ствляется общение.

Говорящий следит за реакцией собеседника, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, со­глашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то во­прос об эффективности общения под вопросом.

С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноцен­ное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.

Эмоциональный контакт с собеседником Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмо­ционального контакта нет, то и общение не может считаться полноценным — это просто информационный обмен.

Именно так, без всяких эмоций, мы получаем информацию по телефо­ну 09, покупаем билет в кино или пакет молока в киоске. Для полноценного общения необходимо установить с собеседни­ком взаимный эмоциональный контакт.

Контакт может быть с эмоциональными знаками «плюс» с обеих сторон, с эмоциональными знаками «минус» или с по­лярными эмоциональными знаками — в любом случае обще­ние так или иначе состоится.

А вот общение без всяких эмо­ций — как машина с машиной, как «функция» с «функци­ей» — не может считаться полноценным.

Оно, кстати, обычно неприятно собеседникам и остается только информационным обменом.

Информационный обмен у нас и с компьютером. Мы мо­жем испытывать к компьютеру эмоции, а он к нам нет.

Функции общения

Функции общения в современном обществе разнообраз­ны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):

  1. социальные — связанные с потребностями общества в целом;
  2. социально психологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);
  3. индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).
  4. Функции общения - Справочник студента Социальные функции общения
  5. Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом.
  6. Функция обмена информацией
  7. Общение используется как средство обмена информацией для совместного труда, как средство координации деятельно­сти членов общества, средство управления совместной дея­тельностью.
  8. Функция передачи знаний

Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным фик­сировать знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано обу­чение — рассказ учителя ученику.

Функция формирования норм

Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения.

В общении люди сообщают друг другу о принятых , в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют эти нормы и обсуждают наблюдаю­щиеся отклонения от норм.

В общении формируется мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов.

  • Социально-психологические функции общения
  • Эти функции связаны с реализацией общественных по­требностей отдельной личности.
  • Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации

Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной само­реализации — человеку нужно, чтобы его услышали, его мне­нием поинтересовались, поняли его позицию — это ему при­ятно, доставляет ему положительные эмоции.

Лишение возможности сообщать свои мнения другим мо­жет очень переживаться человеком и даже приводить к тяже­лым последствиям для личности, особенно в пожилом возрас­те. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения — функции самовыражения личности.

Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему по­дошли, проявили внимание продемонстрировали вежливость, выделили из других, спросили его мнение, обратились за сове­том и т. д. Общение удовлетворяет эту потребность.

Э. Берн писал, что человек в общении удовлетворяет жа­жду ощущений и жажду признания, он получает символиче­ские «поглаживания» от других.

  1. Функция оценки деятельности человека
  2. Общение выступает как средство оценки деятельности человека; в общении друг с другом люди узнают, как оценива­ется их деятельность обществом.
  3. Функция подавления агрессии

Еще 3. Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха возникает агрессия.

Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать, например, разговаривать с проявляющим агрессию ху­лиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику по­ругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т. д.

Функция отождествления себя с группой

Человеку необходимо общаться с себе подобными, и, прежде всего, с людьми своего круга (клубы по интересам, различные артистические и профессиональные «тусовки», группы женщин и пожилых людей у подъездов и во дворах домов, старики в парках на лавочках, молодежные компании и др.).

Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемон­стрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, пока­зать, что я «свой» и по-прежнему нахожусь в группе.

Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности — они собираются в группы для общения и «от нечего делать» совершают правонаруше­ния.

Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми.

Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретив­шись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения — тоже. Это А. Брудный назвал синдикативной функцией — сплочение больших и малых групп в процессе общения.

Функция познания людьми друг друга

Через общение люди составляют впечатление друг о дру­ге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга.

Для того, чтобы получить эмоциональное впечат­ление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отно­шение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным (А.

Пиз) до 80 % впечатлений о человеческих качествах личности мы по­лучаем через анализ ее невербального поведения, а для этого

  • надо с данным человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения.
  • Функция формирования и развития межличностных отношений
  • Общение выступает средством формирования определен­ных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских.

Как служебные, так и личные отношения людей во мно­гом определяются характером их общения. Все люди должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие.

Функция распределения (заполнения) времени

Человек в обществе проводит время двумя способами — в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека.

Общение предусмотрено культурой после процедуры зна­комства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответ­ствующее время в перерывах между актами деятельности или для сопровождения определенных видов деятельности (напри­мер, в ситуациях застолья, свидания).

Паузы в общении, особенно в русском, бывают труднопе­реносимы для человека: у россиян за столом не принято мол­чать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s5998t3.html

Разновидности, функции и стили профессионального общения | Студент-Сервис

1.Понятия «разновидности» и «функции общения»
2.Профессиональное общение

Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но во многом и от владения искусством делового общения людей, представляющих этот товар.

В тоже время, само производство товара, его качество и производительность организации находятся в зависимости от удовлетворенности сотрудников тру- дом и благоприятного психологического климата в служебных коллективах.

Важная роль в формировании этого принадлежит характеру общения и взаимоотношений в организации.

В самом общем виде общение – это процесс передачи информации и взаимодействия людей на основе установления и развития между ними контактов и взаимного отражения в сознании друг друга.

– это искусство, но ему можно обучаться. Владение искусством делового общения является важным элементом профессиональной компетентности руководителей и сотрудников любой организации, а также необходимым условием их профессиональной успешности.

Профессиональное общение – это частный случай общения, обусловленный задачами и условиями профессиональной деятельности. Основная цель профессионального общения состоит в выработке и реализации эффективной стратегии взаимодействия и построения отношений, приводящих к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

В отличие от повседневного – бытового, профессиональное общение более нормативно организационно, культурно регламентировано и часто носит вынужденный характер. С соответствующей спецификой его используют бизнесмены, политики, педагоги, юристы, врачи и т. д.

К профессиональному общению относятся деловое, управленческое, юридическое, педагогическое и ряд других, каждое из которых в свою  очередь можно разделить на прямое – осуществляемое при непосредствен- ном контакте, и косвенное – когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В рамках психологии управления да- лее под профессиональным общением мы будем рассматривать преимущественно деловое и управленческое общение.

– это процесс обмена информацией и взаимодействия между партнерами, направленный на решение конкретной задачи или реализацию определенной цели.

Основные формы делового общения: деловая и воспитательная беседы; деловые переговоры; совещания; публичные выступления и т. п.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/raznovidnosti-funktsii-i-stili-professionalnogo-obshheniya/

Общение. Структура, функции и виды общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия.

Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

  • Основные компоненты общения:
  • · субъекты;
  • · средства;
  • · потребности, мотивация и цели;
  • · способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • · результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Читайте также:  Интерпретация физического смысла волновой функции - справочник студента

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу”.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения.

В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму.

Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.

В структуре общения выделяются компоненты: мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы. Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения:«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развитияотражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

  1. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  2. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  3. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Список используемой литературы:

1. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/953.html

Шпаргалка по социальной психологии

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение).

Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

  • 2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
  • 3) интегративная функция – функция объединения людей;
  • 4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
  • 5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
  • 6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;
  • 7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
  • 8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

  1. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
  2. 1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
  3. 2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
  4. Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

  • 1) визуальные средства:
  • а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
  • б) направление взгляда и визуальный контакт;
  • в) выражение лица;
  • г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

  1. 3) тактильные – связанные с прикосновением:
  2. Психология bookap
  3. а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  4. б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl33.shtm

Функции общения

В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

  • • информационно-коммуникативную;
    • регулятивно — коммуникативную;
  • • эффективно — коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя  процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из  несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в
психологический контакт.

Второй уровень — это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других.

Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование — не согласования, сравнение взглядов и т.п.).

Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия.

Происходит процесс так заванного — взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных  людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения.

Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация,  др..

Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Существуют другие классификации функции общения. В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:

  • контактная — установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности;
  • информационная — обмен информацией, мнениями, решениями;
  • побудительная — стимулирование партнера по общению;
  • координационный — взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности;
  • понимание — не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное  понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.);
  • эмотивная — возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний («обмен эмоциями») или изменение своих под влиянием партнера;
  • установление и фиксация отведенного места в системе функций ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду;
  • воздействие — изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.).

Разновидностью ролевого типа общения является так же управленческое общение, т.е. общение между несколькими собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной управленческой иерархии.

А. А. Урбанович определяет следующие основные функции управленческого общения:

  • выдача необходимой распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.);
  • получение ответов обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации;
  • выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.

Первая функция общения в управленческой деятельности присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном случае управленческого общения.
Одной из особенностей функции общения является формирования межличностных отношений.

Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya-delovogo-obscheniya/fynkcii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector