Функции и задачи педагогической науки — справочник студента

Говоря о системе образования, часто приходится слышать о таком понятии, как «педагогика». Давайте узнаем, что это такое, на каких задачах она сконцентрирована и какие методы применяются для их достижения. А также рассмотрим, что является объектом педагогики, ее предметом и субъектом.

Что такое педагогика

Прежде всего стоит разобраться в значении рассматриваемого термина.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

Существительное «педагогика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с языка этой страны оно означает «вести детей». Дело в том, что «педагогами» в те далекие времена звали рабов, которые по старости лет не могли уже выполнять тяжелую работу по дому, поэтому им поручали заботиться о хозяйских детях.

В современном мире педагогикой именуется наука, которая изучает процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические науки

  • История педагогики. Специализируется на изучении трудов о воспитании и образовании, а также рассматривает опыт в этой сфере предыдущих поколений.
  • Сравнительная педагогика. Ориентирована на изучение и анализ образовательных систем в разных государствах.
  • Специализированная педагогика. Концентрируется на создании методов обучения для личностей с ограниченными возможностями.
  • Лечебная педагогика отличается от предыдущей тем, что направлена не только на предоставление знаний больным ученикам, но и на попытки помочь им выздороветь. Или хотя бы максимально адаптироваться в обществе.
  • Исправительно-трудовая педагогика. Эта система разработана для тех, кто пребывает в заключении. Ее цель не только обучить их, но и перевоспитать, если это возможно.
  • Социальная педагогика. Ориентирована на воспитание вне школы.
  • Возрастная педагогика занимается изучением особенностей психики учеников разного возраста и создает программы, максимально им соответствующие.
  • Профессиональная педагогика ориентирована на практическую деятельность учителей и воспитателей.
  • Общая педагогика рассматривает образовательный процесс в целом.

Краткая историческая справка о развитии педагогики

  • За столетия существования рассматриваемая наука прошла три этапа развития.
  • 1-й этап
  • Это зарождение науки о воспитании как одной из отраслей философии.

В Древней Греции и после нее многие известные мыслители посвящали целые труды теме воспитания подрастающего поколения. Среди них Платон, Аристотель, Сенека, Авиценна, Руссо, Мор, Рабле и другие.

Однако все их размышления носили, как правило, теоретический характер и были неприменимы на практике.

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

2-й этап

Это период формирования педагогических теорий на основе произведений педагогов и мыслителей. Попытки организации с их помощью первых полноценных школ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Закон сохранения энергии электромагнитного поля - справочник студента

Оценим за полчаса!

Начало этого этапа развития ознаменовало произведение Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», в котором он впервые четко описал основные принципы педагогики и способы обустройства образовательного процесса. Стоит отметить, что с его легкой руки эта наука не только сформировалась как отдельное направление, но и стала переходить от теории к практике.

Опыт Коменского наследовали другие педагоги-экспериментаторы будущих веков: Песталоцци, Дистервега и т. п. Несмотря на прогрессивность их идей, эти новаторы все же были более теоретиками, хотя активно стремились стать практиками.

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

3-й этап

Время появления педагогических концепций, основанных на практическом опыте. Формирование с их помощью образовательной системы.

В ХХ в. правительства большинства развитых стран мира пришли к мнению, что все их граждане должны в обязательном порядке получать хотя бы начальное образование. Борьба с неграмотностью предоставила для педагогов огромный полигон для проведения различных образовательных экспериментов. На основе их результатов стала формироваться привычная всем сегодня педагогика.

Таким образом, на данном этапе рассматриваемая наука основывается уже не на теоретических постулатах, а требует практических доказательств целесообразности применения любых новых идей или методик.

Что является предметом педагогики

Как и любая наука, педагогика имеет свой предмет изучения. Им является непосредственно сам воспитательный и учебный педагогический процесс.

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

  1. Стоит отметить, что он рассматривается сегодня не как теоретический, а неотрывно связанный с его практическим воплощением в жизнь в разных странах (при помощи общественно-образовательных систем).
  2. Более простыми словами, предмет педагогики — это то, как в обществе поставлено воспитание и обучение молодого поколения.

Что является объектом педагогики

Если с предметом педагогической науки все более-менее понятно, то по поводу того, что называется ее объектом, долго шли споры.

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

Отдельные исследователи вплоть до середины ХХ в. настаивали, что объектом педагогики является обучаемый (или воспитываемый) ребенок (или даже целый коллектив).

Однако известный специалист в практической педагогике А. С. Макаренко еще в двадцатых годах ХХ в. писал, что такое трактование неверно. Он считал, что настоящим объектом педагогики является общность всех явлений действительности, которые способствуют развитию личности и ее становлению полноценным членом общества.

Упомянутые выше явления сегодня именуются образованием. Таким образом, можно утверждать, что объектом педагогики является образование. Причем и его теоретическая и практическая сторона.

Педагогический субъект

Узнав, что является предметом и объектом педагогики, стоит ознакомиться с ее субъектом. Им является человек, занимающийся педагогической деятельностью.

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

В зависимости от ее вида, выделяется несколько разновидностей субъектов: учитель, воспитатель и педагог. Хотя эти специализации весьма близки между собою, существует разница: учитель обучает, воспитатель воспитывает, а педагог одновременно выполняет обе эти функции.

Основные педагогические категории

Рассматриваемая наука, как и любая другая, имеет ряд категорий. Некоторые отождествляют их с видами деятельности, на которых специализируется педагогика (обучение, воспитание). На самом деле категорий такого рода гораздо больше.

  • Развитие – внутренне качественное и количественное изменение человека, осознание им своих сил и возможностей.
  • Воспитание – целенаправленное формирование личности.
  • Образование – физическое и духовное формирование индивидуальности ученика, его социализация.
  • Обучение – взаимодействие учителя и ученика, в результате которого последний приобретает новые знания и умения.
  • Самообразование – способность личности становиться самому для себя педагогическим субъектом.
  • Педагогический процесс – организованное взаимодействие ученика и педагога с целью приобретения новых знаний, умений и передачи социального опыта и системы общественных ценностей.
  • Педагогическая система – взаимосвязанность структурных компонентов педагогического процесса.
  • Педагогическая деятельность – действия, направленные на достижение образовательных целей.
  • Педагогическая технология – система последовательных действий педагога, которая направлена на достижение образовательных целей.
  • Педагогическое взаимодействие – контакты между учеником и учителем, в результате которых не только приобретаются новые знания и умения, но и формируется система ценностей первого.

Педагогические методы

Как и любая наука, рассматриваемая имеет собственные методы, которые способствуют реализации поставленных задач. Хотя их немало, все они делятся на четыре категории.

  • Методы воспитания.
  • Методы обучения.
  • Методы целостного педагогического процесса.
  • Методы научно-педагогических исследований.

Как понятно из названий категорий, методы первых трех используются для достижения практических результатов.

Относящиеся к четвертой категории применяются в рамках теоретической педагогики. Методы научно-педагогических исследований делятся на две подкатегории: теоретические и эмпирические.

Читайте также:  Учет ндс - справочник студента

Педагогические задачи

Несмотря на большое количество и различия между собою, все перечисленные выше методы применяются для реализации задач педагогики. Каковы же они?

Функции и задачи педагогической науки - Справочник студента

  • Изучение накопленного за тысячелетия практического опыта педагогической деятельности у разных народов и культур, а также анализ и систематизация этих данных.
  • Поиск закономерностей в процессах образования, обучения и воспитания.
  • Поиск новых педагогических методов и систем обучения и воспитания.
  • Разработка новых образовательных программ и стандартов, а также учебных пособий и методических материалов.
  • Повсеместное внедрение результатов педагогических исследований на практике.
  • Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

Все перечисленные выше задачи педагогики можно объединить в одну – это оптимизация эффективности образовательного процесса всеми доступными средствами и методами.

Педагогические функции

Рассматриваемая наука выполняет два основных типа функций.

  • Теоретические функции педагогики. Реализуются через изучение опыта предыдущих поколений и проведения различных исследований. Все действия, связанные с ними, осуществляются на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом.
  • Технологические функции педагогики также реализуются с помощью трехуровневой системы: проектный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный.

Педагогические принципы

Чтобы достичь поставленных воспитательно-образовательных целей, каждому учителю необходимо придерживаться восьми принципов педагогики.

  • Природосообразность. Старейший из принципов. Следуя ему, нужно учитывать возраст обучаемого и его индивидуальные особенности, разбираться в психологии личности. Также важно ориентировать учеников на саморазвитие и самообразование в будущем (научить учиться).
  • Гуманизация. К ученику нужно относиться с уважением, как к отдельной личности, невзирая на его возраст.
  • Демократизация. Предоставлять ученику право на обладание собственным мнением, даже если оно ошибочно.
  • Упорядоченность. Все применяемые педагогические методы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели.
  • Единство. Преподаваемое в школе не должно идти вразрез с образом жизни учащегося, а, наоборот, дополнять его.
  • Культуросообразность. Педагогический процесс должен максимально опираться на культурную среду той страны, где находится учебное заведение.
  • Профессиональная целесообразность. Подбирать те методы и приемы, которые будут помогать ученику в овладении будущей профессией.
  • Политехнизм. Предоставление учащимся базовых знаний в разных сферах жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/340955/obyektom-pedagogiki-yavlyaetsya-printsipyi-zadachi-i-funktsii-pedagogiki

Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки

Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки.

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Таким явлением действительности является образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

  • Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
  • Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.
  • Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струтурами.

Задачи педагогики.Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.

Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.

К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику.

Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.

Понятие о педагогической деятельности, ее сущность, структура и основные виды.

Педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

В структуре три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н.В.Кузьмина).

  1. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную, конструктивно-оперативную и конструктивно-материальную.
  2. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
  3. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
  4. Структурными компонентами педагогической деятельности являются:
  5. • цель деятельности;
  6. • субъект деятельности (педагог);
  7. • субъект-объект деятельности (воспитанник);
  8. • объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника);
  9. • содержание деятельности;
  10. • способы деятельности;
  11. результат деятельности.

Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

  • Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
  • Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
  • Классификация общих методов воспитания.
  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция);
  • • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);
  • • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Педагогическое руководство коллективом, его основные принципы. Технология создания и развития коллектива.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки.

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Таким явлением действительности является образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

  1. Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
  2. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.
  3. Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струтурами.

Задачи педагогики.Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.

Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.

К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику.

Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b40738.html

Читать

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

  • В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
  • Источники развития педагогики:
  • – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
  • – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
  • – текущая мировая и отечественная практика воспитания;
  • – данные специально организованных педагогических исследований;
  • – опыт педагогов-новаторов.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Читайте также:  Виды планов - справочник студента

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

  1. Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
  2. – цели обучения (для чего учить);
  3. – содержание обучения (чему учить);
  4. – формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

  • К таким задачам можно отнести:
  • – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
  • – изучение и распространение педагогического опыта;
  • – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
  • – разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
  • – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
  • – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого.

В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

  1. Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
  2. – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
  3. – диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
  4. – прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
  5. – проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
  6. – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
  7. – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=139463&p=3

Педагогика как наука. Предмет педагогики. Функции и задачи

  • Педагогической науки.
  • Во взглядах на педагогику существуют три концепции:
  • 1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. (Однако, такой подход
  • отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку)
  • 2) педагогика – прикладной дисциплина, функция которой состоит в опосредованном
  • использовании знаний, заимствованных из других наук. (Содержание такой педагогики
  • составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических
  • явлений.)
  • 3) педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет
  • изучения

Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разраба­тывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая дея­тельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики, как науки, обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогикиреализуется на трех уровнях:описательном или объяснительном— изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации: проективный — с разработка соответствующих методических материалов; преобразовательный направленный па внедрение достижений пд.науки в практику с целью ее совершенствования, рефлексивный и корректировочный предлагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения .

  1. Задачи педагогической науки связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся ( по Столяренко):
  2. 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в
  3. обществе;
  4. 2) разработка методологии и методики педагогического познания;
  5. 3) создание научной картины педагогической действительности;
  6. 4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным
  7. педагогическим проблемам, разработка адекватных педагогических теорий,
  8. практических рекомендаций;
  9. 5) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы
  10. педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта
  11. старших поколений;
  12. 6) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их
  13. эффективности в соответствии с требованиями времени;
  14. 7) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы
  15. по решению задач воспитания, обучения, образования, развития;
  16. 8) разработка дифференцированных педагогических систем работа с различными
  17. возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;
  18. 9) разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими
  19. системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного,
  20. методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения;
  21. 10) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

Категории педагогикиВоспитание как общественное явление – передача социального опыта от одного поколения другому, возникшее в процессе трудовой деятельности людей, носит исторический характер.

Воспитание как педагогическое явление — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития и формирования.

Воспитание как широкое понятие включает в себя не только воспитание как воспитательный процесс и как стороны направления воспитательного воздействия: эстетическое, нравственное, физическое, умственное, экономическое, экологическое, половое, трудовое, но и обучение и образование (как процесс и результат), различающиеся по уровням, по структуре и по содержанию. По уровням: начальное, среднее, высшее; по структуре: стихийное, формальное; по содержанию: общее, профессиональное, специальное.

Обучение — способ образования, способ взаимосвязанной деятельности учителя (преподавание) и ученика (учение), направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Педагогаческий процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования и воспитания с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования и воспитания, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитой и саморазвитии.

Педагогическая система — это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью развития личности и функционирования в целостном педагогическом процессе. Способами функционирования педагогической системы в целостном педагогическом процессе является обучение и воспитание.

От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах — педагогах и воспитанниках.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии этого процесса, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей воспитания и обучения.

Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Связь педагогики с другими науками и ее структура.Специфика педагогической науки состоит в том, что ее выводы и рекомендации базируются на данных других наук, изучающих человека.

Имея свой предмет исследования, педагогика является самостоятельной наукой, но не может развиваться обособленно от других наук.

Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций; выполняет методологическую функцию по отношению к педагогике, т.е. ф. разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.

Психология –важнейший источник научного обоснования образовательного процесса (В.В.Краевский) (принимаются во внимания свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитываются механизмы, законы психической деятельности и развития личности).

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида: Биология – проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека;

Антропология –п., рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействует потенциал, который накапливался в антропологии, как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт.

  • Медицина – появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
  • Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений:
  • Экономические науки è обособление такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования;
  • Социология è планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах;
  • Политология è педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  1. общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
  2. возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
  3. коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
  4. частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
  5. история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Целостный педагогический процесс (ЦПП) — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования и воспитания с использованием средств образования и воспитания, с целью решения развивающих и образовательных задач, направленное на удовлетворение потребностей личности и общества.

Целостность пед. процесса -внутреннее единство его компонентов, их гармоничное взаимодействие и их относительная автономность.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Это преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, следствием которого явл.

взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.Виды пед.

взаимодействия:взаимные «ученик-ученик», «ученик-коллектив»;педагогические «ученик-учитель»; предметные «учащиеся — объект усвоения».

  • Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
  • Структура ЦПП:
  • · Цель воспитания и образования
  • · Содержание воспитания и образования
  • · Деятельность педагога(её цели, задачи; методы, средства и формы организации)
  • · Деятельность учащихся(её мотивы, цели)
  • · Ожидаемый результат

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14090t2.html

Ссылка на основную публикацию