Современное понимание сущности и структуры обучения
Для формирования педагогического мышления очень важно понять сущность, социальные функции, структуру, логику и движущие силы функционирования и совершенствования учебного процесса. Понятие «учебный процесс» часто употребляют как синоним понятия «процесс обучения». Мы полагаем, что дело тут в позиции анализирующего.
Процесс обучения рассматривается как управление учебной деятельностью со стороны учителя, учебный процесс – как сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения.
Речь пока идет о постижении общей абстрактной модели учебного процесса, в которой, отвлекаясь от специфики предмета, от особенностей конкретных ситуаций, можно было бы четко выявить его наиболее глубокие, сущностные характеристики.
Есть, конечно, и иной путь постижения сущности – эмпирический, на основе постепенного накопления и обобщения опыта, все более глубокого его осмысления. Такой подход характерен для многих педагогов-практиков.
Но он долог, труден и не всегда приводит к успеху, часто педагог остается где-то на уровне донаучного или околонаучного, неполного и недостаточно глубокого понимания сути учебного процесса.
Мы полагаем, что если педагог обладает определенным опытом, если у него накопился какой-то багаж его осмысления, то ему целесообразнее взглянуть на собственный опыт с обобщенных, теоретических позиций. Студенту же придется неоднократно возвращаться к анализу ключевых вопросов учебного процесса, чтобы проникнуть в его сущность, структуру, закономерности, многократно соотносить теорию с практикой обучения (и своей, и других педагогов).
В чем же сущность обучения? Чтобы ответить на вопрос, попытаемся двигаться от его внешней структуры к внутренней, а от нее к сущности, от статического представления о его компонентах к анализу динамики процесса.
Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь – предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания(деятельность педагога) и учения(деятельность обучающегося), общение обучающих и обучаемых, даже если речь идет о заочном обучении или самостоятельной работе студента или школьника. В эти виды обучения преподавание включено косвенно, опосредованно, через задания, консультирование, определение источников информации, последующий контроль. А в преподавании даже на этапе подготовки к занятиям включены в качестве ориентиров достигнутый школьниками или студентами уровень деятельности, характер отношения к изучаемому, степень развития способностей, социальной зрелости. Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого(предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории. Между тремя объектами (элементами) обучения существуют и три вида связей, о которых уже шла речь: педагог – ученик, ученик – предмет изучения, педагог – предмет изучения (или в плане динамики обучения — связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом (см. схему 1).
- Схема 1
- Общая структура обучения
Педагог Ученик
- Предмет
- изучения
Однако фиксация наличия трех элементов (компонентов) обучения – лишь регистрация имеющегося. Задача же науки – за внешним, видимым, являющимся вскрыть действительное, внутреннее движение, т.е. сущность изучаемого. Чтобы вскрыть сущность обучения, необходимо выяснить его родовые и видовые признаки, цели, внутреннюю структуру, рассмотреть процесс в динамике.
Несомненно, что обучение, как и воспитание в целом, – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта деятельности и отношений.
Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.
Строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура – духовная и материальная, отражающая всё богатство накопленного человечеством опыта.
Задачи созидания личности требуют, чтобы в процессе обучения человек овладел ведущими элементами этого опыта, включился в реальный процесс его воссоздания и приумножения, а выпускник средней и особенно высшей школы видел бы тенденции общественного прогресса, понимал ключевые идеи развития общества, овладел бы прогрессивными технологиями.
В демократическом обществе, в котором разностороннее развитие личности становится объективной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку в достаточной для его развития мере все основные элементы человеческой культуры. В этом глубокий смысл и всеобщего образования, и складывающейся системы непрерывного образования.
Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют и формируют личность? В работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина убедительно показана четырехкомпонентная структура культуры.
Это прежде всего знания о человеке, обществе, природе, технике, затем (второй компонент) – это установленные и выверенные в опыте способы деятельности, передаваемые через правила, инструкции, алгоритмы и обучение, далее (третий компонент) – это опыт творчества и, наконец, четвертый и очень важный компонент – эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности, духовные ценности и идеалы. Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает (см. схему 2).
- Схема 2
- Состав культуры
-
- · Знания
- · Способы деятельности (умения)
- · Опыт творчества
- · Эмоционально-ценностные
- · отношения
Некоторые критики считают, что приведенный подход устарел, так как в культуре на первом месте – ценности, традиции и творчество как развитие традиций.
Однако приведенный подход и схема полезны тем, что определяют генезис ценностей в индивидуальном развитии. Традиции же заложены в знаниях, способах деятельности, а творчество выделено специально.
Другое дело, что «срез» культуры в статике в каждый отдельный период следует начать с ценностей (человек, жизнь, здоровье, труд, мир и т.д.).
Цели обучениянепосредственно вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, социального заказа общества и государства в конкретных условиях и общественно обусловленного содержания образования.
Они заключаются, во-первых, в том, чтобы привести обучающихся к овладению системой знаний и способов деятельности и, во-вторых, в том, чтобы на этой основе обеспечивать развитие, полноценное формирование личности обучаемых.
Последняя цель более скрыта, она пока еще недостаточно регламентируется и конкретизируется программами, но без необходимого развития мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и других способностей невозможно и само овладение усложняющейся системой знаний, и тем более – вхождение в культуру.
Вот почему значительная часть новых исследований по педагогике и педагогической психологии нацелена на поиски путей повышения развивающего и воспитательного эффекта обучения, его личностную ориентацию.
Таким образом, анализируя социальные функции и цели обучения, мы выявляем определяющие его природу процессы овладения знаниями и развития обучаемых.
Можно сказать, что обучение в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
Реальный эффект обучения, его деятельностное, а не иллюзорное движение (изучен курс, пройдена тема, отработано задание, сдан зачет или экзамен) в решающей степени зависят от соотношения двух ведущих составляющих учебного процесса: от овладения знаниями, способами деятельности, другими элементами содержания образования и развития обучаемых. Развитие происходит на основе овладения знаниями, но также и в процессе овладения культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Эффект развития, в свою очередь, создает предпосылки для основательного овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически. Необходима целесообразная организация обучения, исходящая из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности.
Репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (схема 3).
- Схема 3
- Структура репродуктивного варианта учебной деятельности
-
- Задача
- Восприятие запоминание применение (на
- Материала уровне умений)
- осмысление воспроизведение применение
- творческое
Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) ученик должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, систему повторения изученного.
Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня понимания или до уровня усвоения.
Но наиболее важный материал, а также способы деятельности следует довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа – применения, использования усвоенного либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом).
На этом этапе отрабатываются на основе многократно повторения действий (упражнений) необходимые умения и навыки. Последний этап в обучении, особенно по обществоведческим и гуманитарным дисциплинам, явно недооценивается. Цикл овладения знаниями остается незавершенным.
Продуктивный вариант
Источник: https://infopedia.su/10x136b.html
Движущие силы, условия и источники развития личности | Студент-Сервис
Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.
Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.
Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.
- Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.
- Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.
- Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.
- Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.
Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:
- побуждает поведение;
- направляет и организует его;
- придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).
Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций.
Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.
Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.
Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.
Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка.
Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.
Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.
Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.
- В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.
- В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предмет-но-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).
- Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.
- Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
- Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.
Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития.
Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).
Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений.
Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/dvizhushhie-sily-usloviya-i-istochniki-razvitiya-lichnosti/
Движущие силы учебного процесса, Функции процесса обучения — Педагогика Библиотека русских учебников
Главная Педагогика Педагогика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Во время учебы находят свое выражение законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, переход количественных изменений в качественные. Определенным образом их действие реализуется ся в противоречиях, которые становятся движущей силой обучения. Основными среди них являются противоречия: 1) между растущими требованиями общества к процессу обучения и реальными возможностями этого процесса, потр. Эбуэ своего согласования с уровнем социального заказа общества, 2) между достигнутым учеником уровнем знаний, умений и навыков и тем уровнем, который необходим для решения поставленных задач, 3) между потя ние к индивидуального творчества согласно внутренне интенциональной направленности личности ученика и уровнем усвоения им опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, 4) мы же фронтальной изложением учебного материала и индивидуальным характером его усвоения; 5) между пониманием этого материала учителем и уровнем и особенностями его понимания учащимися; 6) между теоретическими знаниями и умением использовать их на практике; 7) между подлинной направленности ученика и имеющимися возможностями ее реализацииії.
В ходе организации учебного процесса учителю необходимо учитывать эти противоречия, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся
Функции процесса обучения
Они конкретизируются в соответствии с учебной программой при подготовке к каждому уроку. Речь идет об образовательной, воспитательной и развивающую функции
Образовательная предполагает усвоение учащимися определенной системы научных знаний и формирования соответствующих ей умений и навыков.
Знания как главный компонент образования отражают обобщенный опыт человечества в выгля яди научных теорий, идей, законов, закономерностей, правил, выводов, фактов. Различают следующие виды знаний: теории, основные законы науки, основные термины и понятия, научные факты, факты ежедневной.
Действ ости, знания о способах деятельности и методы познания (методологические знания), знания об отношении к различным явлениям жизни (оценочные знанияя).
- Все виды знаний делятся на теоретические и фактические
- Теоретические знания — теории, законы, гипотезы, абстракции, методы науки, система понятий, отдельные понятия
- Фактические знания — единичные понятия (буквы, цифры, знаки, даты, персоналы, события)
- Образовательная функция предполагает такой уровень знаний, который оказался бы достаточным для понимания основных идей, теорий, сложности причинно-следственных связей, выявления динамики развития изученного фрагмента реальности, формирования системности знаний и как результат создания в воображении ученика того непротиворечивого образа мира, который обеспечивает гармонию сосуществования с ни.
- Нередко параллельно со знаниями происходит усвоение умений и навыков
- Умение — углубленный уровень использования знаний с целью выполнения целесообразных действий учебного характера
- навыки — автоматизированное выполнение определенных учебных действий или операций с опорой на подсознательные факторы
- Умение могут переходить в навыки, если их операционная система»тонет»в сфере подсознания, вызывая эффект автоматизации
- Принято различать первичные и вторичные умения
- Первичные-е, обнаруживают тенденцию к автоматизации, но, поскольку такой необходимости в ней нет, остаются на уровне начальной стадии навыки
- Вторичные — действия, не автоматизируются через свой творческий характер. В их состав входят навыки
- Есть теоретические и практические умения и навыки. Теоретические с результатом анализа-синтеза, практические регулируются с помощью формул, моделей, образцов
- Развивающая функция процесса обучения предполагает развитие психической, духовной, социальной и биологической сфер ученика, что связано с развитием мышления, волевых черт характера, учебных интересов, здиб бностей, мотивов, внимания, памятью.
- Особое место среди них принадлежит умственном развитии, который предусматривает формирование таких умений:
- * структурирование (установление смысловых связей между понятиями, ключевыми словами, предложениями, что способствует формированию структуры знаний);
- * систематизации (установление системообразующих связей);
- * конкретизування (применение знаний на практике);
- * варьирования (изменение несущественных признаков определенных понятий или фактов при постоянных существенных);
- * доказывания (целесообразного логического рассуждения);
- * формулирование выводов (упрощение на основе сокращения теоретического выражения);
- * объяснение (сосредоточение мысли об ученике на причинно-следственных связях);
- * классификации (деление понятий на взаимосвязанные классы по существенным признакам);
- * анализа (вычленение признаков, свойств, отношений понятий, нахождения общих и отличительных их свойств);
- * синтезирования (обратная к анализу действие, объединение частей в шлет);
- * сравнения (выделение отдельных признаков понятий, нахождения общих и отличительных их свойств);
- * абстрагирования (определение существенных признаков понятий через отвержение несущественных);
- * обобщения (определение признаков свойств, существенных для нескольких понятий)
Воспитательная функция процесса обучения заключается в воспитательном характере процесса обучения, что проявлялось с древних времен.
Обучение всегда способствовало формированию исторически обусловленного мировоззрения, формированию в воображении чел дины того образа мира, в котором она четко видела свое место и чувствовала собственную значимость.
Такое формирование становилось основой для воспитания различных внутренних качеств личности реализация образовательных й, развивающей и воспитательной функций обучения зависит от уровня профессиональной подготовки педагога, от методологических принципов, на которых он этот процесс выстраиваниевує.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/rushiyni_sili_navchalnogo_protsesu.htm
Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 27Следующая ⇒
Рассмотрение философских основ процесса обучения предполагает выявление основных философских идей, концепций, которые лежат в основе исследования процесса обучения как явления педагогической действительности и которые решающим образом сказываются на интерпретации этих явлений.
Фактически речь идет о методологических основах процесса обучения. Особенно важным при рассмотрении этого вопроса является раскрытие методологических основ учения как деятельности ученика, так как в центре процесса обучения находится, как отмечалось выше, учение школьника.
Поэтому успешное управление учителем этой деятельностью предполагает знание им методологических основ данного педагогического явления.
Рассмотрим, как решается эта проблема в отечественной дидактике.
При исследовании сущности процесса обучения отечественные ученые опираются на материалистическую теорию познания. В русле данной теории процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях.
Эти особенности обосновываются с позиций гносеологии, которая рассматривает познание как процесс активного, а не зеркального отражения объективного мира в сознании человека. В познании находит отражение объективно существующий мир явлений, процессов, причинных и закономерных связей между ними.
Само отражение представляет собой прежде всего субъективный образ объективного мира. Поэтому можно сказать, что отображения являются всегда объективными по содержанию их источника, но субъективными по форме. Процесс познания – это процесс приближения к истине и постижение истины. Учение представляет собой один из видов познания объективного мира.
Учась, ученики познают окружающий мир. Процесс познания в обучении имеет много общего с научным познанием. Подобно научному познанию познание школьника представляет собой процесс постепенного приближения к истине, он также диалектичен, находится в постоянном движении, развитии. Этот процесс противоречив, движимый внутренними противоречиями.
Научному познанию и познанию школьника присущи общие закономерности: структура акта познания в науке и школе имеет общие компоненты, представляющие взаимопереходы живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Вместе с тем процесс учения – это сложное педагогическое явление, которое имеет множество специфических черт и особенностей.
В чем же они состоят? В научном познании новое открытие рассматривается с точки зрения того нового, что оно вносит в науку; в учебном процессе новое знание – «ученическое открытие» — рассматривается прежде всего как скачок в умственном развитии, который произошел в связи с этим «открытием».
Ученик, познавая новое, идет кратчайшим путем. Он познает новое не непосредственно, а под руководством учителя, который и определяет для него этот кратчайший путь.
Таким образом, процесс обучения как целостное явление представляет собой с позиций материалстической теории познания процесс коллективной познавательной деятельности учащихся под руководством и при участии педагога и каждого отдельного школьника, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности каждого школьника. Высокий уровень методологической вооруженности учителя – необходимое условие его творческой деятельности в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.
Психологические основы обучения.Человек развивает свои психические функции в деятельности, в процессе овладения общественно-историческим опытом.
Психолого-педагогическую сущность обучения составляет процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков, в ходе которого происходит развитие психических функций школьника, его внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, воображения, речи и др. Психические процессы опираются на нейрофизиологические процессы головного мозга.
Закономерности в деятельности коры больших полушарий головного мозга, открытые великими русскими физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, имеют первостепенное значение для правильной организации процесса обучения. В терминах физиологии И.П. Павлова научение – это процесс образования условных рефлексов.
Современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений. С точки зрения психологии в процессе учения происходит прежде всего усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства.
В соответствии с психологической теорией деятельности психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности, называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение выступает как внутренний процесс, а учение, обучение – как процесс управления усвоением (это педагогический процесс).
Движущие силы процесса обучения.Успешное управление процессом обучения предполагает знание и использование учителем присущих ему закономерностей. Каковы же эти закономерности?
Исследования отечественных философов (М.Н. Алексеев, Э.В. Ильенков и др.), психологов (Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская и др.), педагогов (Н.В. Гончаров, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Спирин, Г.И. Щукина и др.
) свидетельствуют о том, что движущими силами обучения являются разнообразные, присущие ему противоречия. Вопросы о движущих силах процесса обучения впервые разработал известный советский дидакт М.А. Данилов. Он отмечал, что противоречия в обучении есть факт объективный, непреложный, характеризующий его диалектику.
Определяющее влияние на историческое развитие обучения, согласно исследованиям М.А. Данилова, оказывают объективные требования общества – прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.
В основе этого развития лежат противоречия, возникающие между возрастающими под влиянием социально-экономического прогресса требованиями общества к процессу обучения и данным состоянием этого процесса, которое нуждается в постоянном совершенствовании. В рамках действия этих противоречий проявляются внутренние движущие силы процесса обучения.
Главной движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития школьников.
Задачи выдвигаются именно ходом обучения, его логикой; они обозначаются и принимаются учащимися и могут быть решены при некотором напряжении умственных сил. Иными словами, центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определенной системы знаний, умений и навыков и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.
Согласно исследованиям М.А. Данилова и др.
, противоречие становится движущей силой учения только при наличии следующих условий: 1) понимание учеником трудности и необходимости ее преодоления; 2) посильность, соразмерность трудности познавательным возможностям учащегося; 3) обусловленность и подготовленность противоречий ходом учебного процесса, его логикой; 4) устранение из поля зрения ученика на первом этапе изучения нового материала всего, что отвлекает от поисков решения познавательной задачи; 5) решающим условием становления противоречия движущей силой обучения является то, что оно приобретает внутренний характер, становясь противоречием в сознании самого школьника и осознается им как трудность. Противоречие становится внутренним процессом, характеризующим деятельность сознания.
Таким образом, основным противоречием является постоянно преодолеваемое в совместной деятельности ученика и учителя и возобновлябщееся несоответствие между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, отношения к учению (этот уровень отражается исходной стороной дидактической задачи) и требуемым, закономерно вырастающим из достигнутого (он отражается перспективной стороной задачи).
Основное противоречие выступает в качестве движущей силы потому, что оно неисчерпаемо на протяжении всего обучения.
⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/2×7331.html
Вопрос 3 Движущие силы и логика процесса обучения
Вопрос 1 Понятие о процессе обучения
1 . Обучение— целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания. Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений:✓ преподавания;✓ учения. 2.
В процессе обучения учащиеся усваивают определенные стороны общественно-исторического опыта человечества: идеологию, политику, науку, мораль, труд,и тд.
Обучение как совместная деятельность учителя и учащихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса:✓ преподавание как деятельность учителя;✓ учение как деятельность ученика.
Преподавание слагается из нескольких сторон: знания учителем своего предмета, умения организовать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубокого понимания умственного развития ученика, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств учащихся. 3.
Обучение как для учащихся, так и для учителя является одним из видов познания окружающего мира.
Познание человека проходит ряд этапов:✓ вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, ✓ второй этап — абстрактное познание, овладение системой понятий. Здесь необходимо школьное обучение.
✓ высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов,Обучение в школе вводит ребенка в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков.4.Функции обучения:✓ образовательная — составляет процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений;✓ развивающая — заключается в умственном развитии учащихся. ✓ воспитывающая — состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика; у него формируются патриотические, нравственные качества, взгляды.
Вопрос 2 Федеральный закон об образовании в российской федерации 2012 года.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние .
- К ним относятся:
- – гуманистический характер образования;
- – приоритет общечеловеческих ценностей;
- – свободное развитие личности;
- – общедоступность образования;
- – бесплатность образования;
- – всесторонняя защита потребителя образования.
- Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства.
- Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.
- Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст.
21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.
Прежде всего Закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.
Вопрос 3 Движущие силы и логика процесса обучения
Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.
Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков.
Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.
Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.
Логика учебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса.
Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий.
В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.
- Вопрос 4 Цели и содержание образования
- бразование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта
- Цель образования должна быть такой, чтобы:1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков;2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу;3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества
- Содержание образования:
- 1) опыт познавательной деятельности;
- 2) опыт репродуктивной деятельности;
- 3) опыт творческой деятельности;
- 4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального
- опыта обладает специфическим видом содержания образования:
1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности.
Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед общество.4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов.
Вопрос 5 Базисный учебний план, его структура. Учебный план общеобразовательной организации.
- Базисный планобщеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования.
- Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
- – продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
- – недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования
- – максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося
- – итоговое количество учебных часов, финансируемое государством
Базисный учебный планслужит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Базисный учебный план включает три части, ориентирован*
ные на ступени общего образования: начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению.
Базисный учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеучебная деятельность.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и
национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков .
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Раздел Внеучебная деятельность позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s35490t6.html
2004 ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 СОДЕРЖПНИЕ 1. Общее понятие о дидактике 2. Сущность, структура и движущие силы обучения. 3. Принципы обучения как. — презентация
1 2004 ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
2 2 СОДЕРЖПНИЕ 1. Общее понятие о дидактике 2. Сущность, структура и движущие силы обучения. 3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.
3 3 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ По происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «дидактикос» обозначает поучающий, а «дидаско»- изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке.
В том же значении употреблял термин Я.А.Коменский. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативная наука.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
4 4 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением: Проводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, Устанавливать принципы обучения, Определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, Конструировать новые образовательные технологии Все это черты нормативно – прикладной (конструктивной) функции дидактики. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование».
5 5 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ Как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия: обучение, преподавание,учение, содержание образования, метод обучения и пр. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е.
Общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения.
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
6 6 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
В дидактических исследованиях встречаются понятия из психологии: «восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «мышление». Собственно понятийный аппарат дидактики выступает как упорядоченная система и выстраивается вокруг главных категорий «преподавание» и «учение».
Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении в высшей школе – интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания.
7 7 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ Современные проблемы высшей школы: Дидактическое исследование явлений высшей школы, Выявление закономерностей процесса обучения в высшей школе, Дальнейшая разработка теории высшего образования, Конструирование (модернизация) образовательных технологий, Совершенствование педагогического инструментария.
8 8 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты процесса.
Внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности,отраженными в программах обучения.
Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы – преподавание и учение. Обучение – процесс, социально обусловленный. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.
9 9 СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ Концепция И.Я.Лернера. Структура содержания образования. 1. Знания. 2. Способы деятельности. 3. Опыт творчества.
4 Эмоционально – ценностные отношения к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественно, научной, профессиональной деятельности.
Процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
10 10 СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном ( творческом).
Репродуктивный вариант ( в него входят некоторые продуктивные элементы) включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление, что приводит к пониманию. Основное из понятого студент должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности.
Репродуктивный вариант построения учебного процесса: Постановка и осознание задачи – восприятие явлений, фактов – осмысление – пониманиезапоминаниеусвоениеприменение (репродуктивное, алгоритмическое, творческое).
11 11 СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ Продуктивный вариант построения учебного процесса. 1 этап – ориентировочный: 1. Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи. 2.
Анализ условия задачи. 3. Воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний. 4. Прогнозирование процесса и результатов, формулирование гипотезы. 5. Составление плана (проекта, программы решения).
12 12 СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ 2 этап – исполнительский: 6. Попытка решения задачи на основе известных способов. 7. Переконструирование плана решения, нахождение нового способа.
3 этап –контрольно – систематизирующ0ий. 8. Решение задачи новыми способами. 9. Проверка решения. 10. Введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему. 11. Выход на новые проблемы.
13 13 СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно – познавательные задачи, а содержанием – совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.
Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса.
14 14 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Принципы обучения в высшей школе: Ориентированность во на развитие личности будущего специалиста, Соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и производства, Оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, Рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов, Соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/316135/