Формы внеучебной деятельности — справочник студента

Юденкова И.В.1, Горская С.В.2

1ORCID: 0000-0001-7671-2299, Кандидат психологических наук, 2ORCID: 0000-0002-3350-7540, Кандидат педагогических наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), г. Арзамас

Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности

Аннотация

В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе с учетом духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Внеучебная деятельность студентов представлена как один из важнейших факторов, влияющий на формирование их профессиональной компетентности.

Особое внимание авторы статьи уделяют системе кураторства, студенческому самоуправлению и включенности каждого в разнообразные виды деятельности.

Доказана эффективность максимальной погруженности студентов в разностороннюю внеучебную деятельность в целях формирования зрелой личности, компетентной в профессиональной сфере и готовой к реализации нововведений в системе образования.   

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, внеучебная деятельность студентов, педагогическая задача, студенческое самоуправление.

Yudenkova I.V.1, Gorskaya S.V.2

  • 1ORCID: 0000-0001-7671-2299, PhD in Psychology, 2ORCID: 0000-0002-3350-7540, PhD in Pedagogy, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch), Arzamas
  • EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE
  • Abstract

In the article the peculiarities of professional training of future teachers in higher education institution are depicted taking into account spiritual and moral, intellectual potential of the personality. Extracurricular activity of students is presented as one of the most important factors that influence on the formation of their professional competence.

The authors of the article pay special attention to the system of coaching, student’s self-government and everyone’s involvement in various kinds of activity.

The efficiency of the maximum of students’ absorption in versatile extracurricular activity is proved for the formation of the mature personality competent in professional sphere and ready to realization of innovations in the system of education.

Keywords: professional competence, education, extracurricular activity of students, pedagogical problem, student’s self-government.

В настоящее время наша страна находится в состоянии глобальных перемен в различных сферах общества. Это объясняется необходимостью быть конкурентоспособной на мировой арене. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, чтобы ориентироваться в области современных открытий науки, техники, экономики и т.д.

В связи с этим наше общество сегодня остро нуждается в универсальных специалистах различного профиля, способных критически мыслить; мобильно реагировать на все изменения; имеющих свою позицию, способность ее отстаивать, творчески подходить к решению возникающих проблем [1].

В их подготовке огромную роль играет система образования, которая не случайно сегодня претерпевает большие изменения.

Особое внимание в настоящее время уделяется системе вузовской подготовки будущих педагогов, которая, несомненно, наполняется новыми аспектами, основанными на усилении внимания к развитию личности самого будущего педагога.

В результате подобной стратегии впоследствии можно получить учителя или воспитателя, способного развивать личность ребенка, не только  учитывая его интересы и потребности, мобилизуя его внутренние ресурсы, способности, но и удовлетворяя всем требованиям общества к современному типу человека.

Итак, на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании будущего педагога является не только его профессиональная подготовка, но и формирование духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности.

Этот подход может быть реализован не только в рамках учебной деятельности студентов, но и в процессе воспитательной работы вуза (внеучебная деятельность студентов).

Мы покажем возможности реализации указанного подхода на примере деятельности факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ).

Важной составляющей воспитательной работы на факультете является деятельность педагогического коллектива и студенческого сообщества по адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза.

Для них в начале учебного года специалистами психолого-педагогической службы филиала проводятся адаптивные тренинги, а студентами-старшекурсниками «Веревочный курс», направленные на знакомство и сплочение студентов.

На базе Арзамасского филиала действуют такие творческие студии, как: «Вокал», «Театральная студия», «Хореография», «Литературное чтение». Здесь студенты-первокурсники могут раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Достаточно хорошо на факультете развита система кураторства. Кураторы  первого курса больше внимания уделяют адаптации студентов в условиях вуза, созданию и развитию студенческого коллектива, актива группы, положительного микроклимата в группе. Кураторы выпускных групп больше нацелены на работу по трудоустройству выпускников, по подготовке к итоговой государственной аттестации.

Работа куратора направлена на организацию жизнедеятельности студенческой группы. В этом ему помогает актив группы: староста, его заместители, профорг и ребята, входящие в состав различных студенческих объединений: научное, учебное, трудовое, спортивно-оздоровительное, культурно-массовое.

Куратор, работая в группе, старается организовать студенческую жизнь таким образом, чтобы каждый был максимально погружен в какую-либо иную деятельность, а не только в учебную.

Опыт показывает, что максимальная включенность студента в общественную работу с учетом его возможностей, имеющихся талантов и способностей благотворно сказывается на учебе, а в дальнейшем положительно влияет на профессиональную деятельность.

Особое внимание на факультете отводится воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитиях. Общежитие, в котором проживают  студенты, находится в шаговой доступности.

Регулярно кураторы посещают комнаты своих студентов, отслеживая условия их проживания, особенности взаимодействия в сложившемся коллективе; анализируют имеющиеся проблемы и ищут совместно со студентами и воспитателями общежитий пути их решения.

Кроме того, кураторы имеют возможность посещать мероприятия, проводимые в общежитиях (Осенний бал, День защитника Отечества, Праздник 8 Марта, Масленица, конкурс «Лучшая комната общежития» и др.).

Такую насыщенную всевозможными конкурсами и мероприятиями жизнь студентов, проживающих в общежитиях, безусловно, можно назвать систематической работой по формированию дружного коллектива. Несомненно, такая работа со студентами способствует раскрытию их творческих возможностей, расширению знаний из разных областей, воспитанию уважительного отношения друг к другу, педагогам, формированию представлений о традициях своего народа.

Традиционно на факультете в течение учебного года проходят праздничные вечера, фотовыставки, литературные конкурсы. Студенты посещают музеи, выставочный зал г. Арзамаса, спектакли в ТЮЗе.

Наши студенты участвуют в организации и проведении региональных детских творческих конкурсов «Радуга мастерства», «Мир красками детства» и др.

; проводят социально-значимые акции – «Подари праздник детям» в рамках Международного дня защиты детей, «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья, «День пожилых людей» и др.; участвуют совместно с преподавателями в проектной деятельности.

Участие в подобных мероприятиях позволяет студентам оттачивать профессионально важные умения и навыки, учиться взаимодействовать не только друг с другом, но и с людьми разных возрастных категорий, разного социального статуса, жизненного опыта, что вновь, несомненно, плодотворно работает на становление будущего профессионала в своей области.

Интересно отметить тот факт, что в процессе такого многогранного взаимодействия студентам удается другими глазами взглянуть на самого себя как на личность, на свои возможности, способности, на будущую профессию.

Именно в ходе живого взаимодействия с разными возрастными группами наступает осознание и глубокое понимание студентами сути будущей профессии и своей возможности или невозможности работать в этой сфере [3, с. 98].

В вузе функционируют «Школа молодого ученого», «Школа Карьеры», «Школа вожатого». Студенты с удовольствием их посещают. Здесь ребятам предоставляется возможность доразвить необходимые для будущей профессии умения и навыки, приобрести дополнительные знания, расширить свой кругозор, обрести педагогический опыт.

Как правило, студенты, посещающие дополнительные занятия в рамках того или иного направления, более уверенно потом чувствуют себя в дальнейшем и в плане знаний, и в плане поведения, находясь непосредственно в зоне общения с детьми (летние лагеря в рамках педагогической практики, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и т.д.). В итоге ребята способны грамотно выстраивать свою речь, они имеют свою профессиональную позицию, четко понимают свои педагогические задачи, свой функционал, они способны адекватно оценивать свои личностные особенности и возможности, могут выстраивать линию своего дальнейшего развития и вносить конструктивные изменения в педагогическую практику[2, с. 68].

Таким образом, работа со студентами в нашем вузе представляет собой целостную систему, выстроенную с учетом богатого личностного потенциала человека.

Ключевым аспектом в деятельности педагогического коллектива является объединение образовательной деятельности с деятельностью по формированию многогранной личности, не только теоретически грамотной в своей области, но и  способной ориентироваться в любых педагогических ситуациях, готовой к нововведениям в системе образования, способной к построению педагогической деятельности с учетом собственных новых разработок, которые в дальнейшем смогут послужить базой для модернизации системы образования в стране, отвечающей на вызовы времени.

Литература

  1. Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киров, 2003. – 18 с.
  2. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 12 -4 (40). С. 67-70.
  3. Юденкова И.В., Щенникова С.В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 -2 (36). С. 97-99.

References

  1. Shennikova S.V. Integrativnyj podhod v podgotovke budushhego pedagoga k tvorcheskoj deyatelnosti [Integrative approach in the training of future teacher for creative activity]: Avtoref.dis.kand.ped.nauk [Abstract of the dis. c.p.s.]. – Kirov, 2003. – 18 p. [in Russian]
  2. Shennikova S.V., Yudenkova I.V. Usloviya jeffektivnogo razvitiya professionalnogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Conditions of effective development of professional self-determination of students in a pedagogical institution] // Privolzhskij nauchnyj vestnik [Privolzhsky scientific bulletin]. 2014. #12-4 (40). P. – 67-70. [in Russian]
  3. Yudenkova I.V., Shennikova S.V. K voprosu o realizacii praktikoorientirovannogo podhoda v usloviyah pedagogicheskogo vuza [To the question of realization of practice oriented approach in the conditions of pedagogical higher education institution] // Privolzhskij nauchnyj vestnik [Privolzhsky scientific bulletin]. 2014. #8-2 (36). P. – 97-99. [in Russian]

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/vneuchebnaya-deyatelnost-studentov-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-ix-professionalnoj-kompetentnosti/

Статья на тему: Формы внеурочной деятельности по ФГОС | Социальная сеть работников образования

  • МОУ «СОШ с.Перекопное Ершовского района Саратовской области»
  • Доклад по теме:
  • «Формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
  • Подготовила

Лаврова О.А.,

учитель химии и биологии

1 кв.категории

      «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».    ( Из Конвенции о правах ребёнка)

Читайте также:  Числовые последовательности - справочник студента

Для решения этих задач был  разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС)

     Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в школе.

Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности. В общем-то, внеучебной, внешкольной деятельностью школа занималась всегда.

Однако, она не «стояла» в образовательной программе. Сейчас в программе основной образовательной школы появилась новая графа – «внеурочная деятельность».

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

  1. Основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.
  2. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
  3. — оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  4. — улучшить условия для развития ребёнка;
  5. — учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  6.      В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

      Рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования.

  • Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
  • 1. Общеинтеллектуальное:
  1. Предметные недели;
  2. Библиотечные уроки;
  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.
  5. Участие в олимпиадах
  6. Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

  1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  2. Проведение бесед по охране здоровья.
  3. Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток.
  4. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

3. Социальное:

  1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
  2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
  3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.
  4. Духовно-нравственное:
  5. Беседы, экскурсии.
  6. Участие и подготовка к мероприятиям.
  7. Разработка проектов.
  8. Сюжетно-ролевые игры.

4.. Общекультурное:

  1. Беседы, экскурсии.
  2. Подготовка и участие в конкурсах.
  3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5.. Духовно-нравственное:

  1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
  2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
  3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

  1. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  2. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
  3. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.      
  4. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых  немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  • Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
  • Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
  • 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
  • 2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
  • 3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
  • Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
  • • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
  • • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
  • • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • • оценивать качество программ внеурочной деятельности.
  • Формы представления результатов внеурочной деятельности
  • Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном мероприятии в форме творческой презентации, творческого отчёта, научного исследования, концерта, спектакля и т.д.
  • Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.
  • Для оценки эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям.

     В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.

 Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности должна создаваться своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. И потому важнейшая задача   педагогического коллектива — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.  

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2016/01/24/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-po-fgos

Воспитательная работа во внеучебное время

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения – часть выполняемых им функций.

Степень участия преподавателей, сотрудников и руководителей структурных подразделений во внеучебной работе со студентами может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и как проявлением их нравственно-профессиональной позиции.

  • Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса, осуществляемого в сфере свободного времени, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
  • Внеучебная деятельность в университете состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне вуза, факультетов, кафедр, академических групп и предполагает:
  • · создание объективных условий для творческого становления и развития молодого специалиста;
  • · создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

· формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеучебной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической и т.п.).

  1. Основные направления внеучебной работы:
  2. · работа по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;
  3. · организационная и информационно-методическая работа;
  4. · клубная работа, организация и проведение традиционных мероприятий;
  5. · научно-исследовательская работа студентов;
  6. · физкультурно-оздоровительная работа;
  7. · спорт высших достижений;
  8. · общественно-профессиональная деятельность;
  9. · организация воспитательного процесса в общежитиях.
  10. Непосредственно внеучебную работу со студентами ведут специалисты различного профиля в соответствии с составом воспитательных структур и подразделений.

Для организации внеучебной работы в каждую группу первого и второго курсов, а с третьего курса на каждый поток назначаются кураторы, которые осуществляют свою деятельность на основании утвержденного в вузе Положения «О кураторе учебной группы (потока)».

Реализация основных направлений внеучебной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

  • Наиболее перспективными могут быть такие программы:
  • · патриотическое воспитание студентов;
  • · гражданско-правовое воспитание;
  • · студенческая наука;
  • · студенческое самоуправление;
  • · эстетика вузовской жизни;
  • · этика и этикет;
  • · общественно — полезный труд студентов;
  • · наши традиции;
  • · студенты, преподаватели, сотрудники, ветераны — к юбилею КГТУ;
  • · студент и экология.
  • Способы, технологии, методы внеучебной работы со студентами:
  • · деятельностной практико-ориентированный подход;
  • · целевые программы по важнейшим направлениям внеучебной деятельности;
  • · информационная и пропагандистская деятельность;
  • · лекционно-семинарская работа;
  • · научно-исследовательская деятельность студентов;
  • · культурно-просветительская работа;
  • · деятельность института кураторов;
  • · долгосрочные договоры о сотрудничестве с учреждениями культуры, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями города и области;
  • · профориентационная работа;
  • · организация трудоустройства и вторичной занятости;
  • · социальная поддержка студентов, семей студентов;
  • · спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;
  • · студенческие отряды различного назначения (строительные, охраны правопорядка и др.)
  • · работа с первокурсниками;
  • · корпоративное воспитание студентов;
  • · предупреждение правонарушений, недопущение асоциального и девиантного поведения среди студентов;
  • · клубная работа;
  • · поисковая работа;
  • · кружки по интересам и различным направлениям деятельности студентов;
  1. · повышение квалификации работников вуза по вопросам воспитания.
  2. Развитие студенческого самоуправления.
  3. Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.
  4. Студенческое самоуправление в университете ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.
  5. Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебно-воспитательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для формирования профессиональной и общей культуры будущего специалиста.
  6. Органами студенческого самоуправления в университете являются студенческий парламент, студенческий совет вуза, студенческие советы на факультетах, студенческие советы в общежитиях.
Читайте также:  Определение функции распределения - справочник студента

Студенческое самоуправление в вузе — это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

  • Главными целями студенческого самоуправления являются следующие:
  • · повышение эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
  • · формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;
  • · воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину труд за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;
  • · развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;
  • · дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;
  • · усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и социальной активности.
  • Управление процессом формирования общекультурных
  • Компетенций
  • Управление процессом формирования общекультурных компетенций в вузе осуществляет ректорат, администрация факультетов, Ученый совет вуза, советы факультетов, совет по воспитательной работе со студентами, профсоюзная организация и органы студенческого самоуправления.
  • Ведущая роль в управлении деятельностью по формированию общекультурных компетенций принадлежит Ученому совету университета, который определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование ценностного воспитательного пространства коллектива.
  • Ректорат осуществляет:
  • · организацию работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе, организацию системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности;
  • · обеспечение системности и целенаправленности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов;
  • · разработку и введение в действие основных нормативных, нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательную деятельность вуза;
  • · создание материально- технической базы для обеспечения воспитательного процесса, научно-технической деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы;
  • Совет по воспитательной работе среди студентов:
  • · разрабатывает основные направления воспитательной работы;
  • · координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания;
  • · содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера;
  • · осуществляет обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработку рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания.
  • Администрация факультета:
  • · определяет цели и задачи воспитания студентов факультета;
  • · осуществляет формирование основных направлений воспитания на факультете, разработку планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;
  • · привлекает профессорско-преподавательский состав к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах;
  • · участвует в разработке и проведении общевузовских мероприятий;
  • · осуществляет разработку рекомендаций по совершенствованию системы обучения и воспитания на факультете.
  • Советы студенческого самоуправления осуществляют:
  • Непосредственно руководство воспитательным процессом, как основополагающим элементом социокультурной среды в вузе, осуществляет проректор по воспитательной и социальной работе, а на факультетах заместители деканов по учебно-воспитательной работе.



Источник: https://infopedia.su/12x643b.html

Внеурочные формы учебной работы с различными группами обучающихся, их значение в познавательной деятельности

Наряду с обязательными учебными занятиями в образовательных учреждениях используются и разнообразные формы учебной работы проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными (Смирнова).

Внеурочные формы работы — это различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организованные и проводимые школой во внеурочное время. Внеклассная работа — воспитательная работа проводится классным руководителем, учителем-предметником с учениками после уроков. Внешкольная работа — осуществляется вне учреждения.

  • Цель — формирование и развитие познавательной деятельности.
  • Задачи: формирование интереса, углубление, раскрытие талантов, оказание помощи, культурная организация, досуг, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету, организация свободного времени учащихся с целью общего развития, нравственно-этическое воспитание.
  • Требования: 1) органичная связь урочной и неурочной работы, 2) добровольный характер участия, 3) обязательное выполнение взятых поручений, 4) целенаправленность и регулярность, постоянный состав групп, 5) массовый охват различными видами деятельности, 6) отчет перед другими классами в занимательной форме, 7) яркость, занимательность.
  • «-»: отсутствие строгого учета знания, отсутствие регламентации.
  • «+»: большая самостоятельность и инициатива учащихся.

В настоящее время в школе применяются следующие внеурочные формы учебной работы: экскурсии, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя работа, КВН, турниры, спектакли, выставки, викторины и т.д.

По частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеурочной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого материала, характером участия школьников в работе. Разделение видов внеклассной работы из-за тесной связи между собой условно.

Формы организации внеурочной работы:

  • 1) массовые — КВН, турниры, спектакли, недели знаний по какому-либо предмету, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми, связанными с этим предметом и т.д. Цель — формирование и развитие познавательной деятельности. Требования: яркость, занимательность. К массовой работе привлекаются большое количество учащихся — несколько классов, вся школа.
  • 2) групповая — работа осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, клубах (практические занятия, познавательные игры). Цель — формирование и совершенствование умений и навыков. Требования: периодичность, постоянный состав групп, отчет перед другими классами в занимательной форме.
  • 3) индивидуальная — индивидуальная работа и зависимости от интересов учащихся, обычно связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач повышенной сложности, выполнением экспериментов (чтение книг и журналов, подготовка рефератов, доклады, исследовательские работы). Цель — углубление знаний, формирование творческих способностей. Требования: высокий уровень исследования, творческая деятельность.

Формы внеклассной учебной работы:

1) ЭКСКУРСИЯ — посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем вывода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников и др.

) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и выполняет ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения (в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями); экскурсии позволяют повышать научность обучения и укрепляют его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, т.к. дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. Все проводимые в школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов:

  • — производственные экскурсии — по физике, химии, математике на промышленные предприятия (заводы и фабрики). Помогают изучению производства, способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
  • — естественнонаучные — по ботанике, зоологии, географии, анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.
  • — историко-литературные — по литературе, истории, обществоведению в музеи, исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ и т.д.
  • — краеведческие — с целью изучения природы и истории родного края.

Как правило, экскурсии проводятся при изучении материала по одному предмету, но бывают и комплексные экскурсии — одновременно по нескольким предметам. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала, текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала.

Успех любой экскурсии зависит от тщательной подготовки учителя. При подготовке к экскурсии учитель проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку к экскурсии входит определение ее целей и задач.

После этого учитель выбирает содержание передаваемого материала и виды деятельности, которой учащиеся будут заниматься во время и после окончания экскурсии, выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к рассказу и показу специалистов и пр. В подготовку входит и обучение учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экскурсию и собираемые материалы. До экскурсии учитель распределяет творческие задания для учащихся: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности.

Экскурсия может длиться от 40-45 мин до 2-2,5 ч. В этот промежуток не входит время, затраченное на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и возрастом учащихся.

Закончиться экскурсия может итоговой беседой.

Читайте также:  Развитие психики в онтогенезе - справочник студента

Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе её материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного материала.

  • 2) ДОМАШНЯЯ РАБОТА учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков. Домашняя работа характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем и самостоятельной работой учащихся по выполнению задания. Домашние задания включают в себя:
    • а) усвоение учебного материала по учебнику;
    • б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости данных чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.);

в) выполнение письменных упражнений по предметам;

  • г) выполнение творческих работ по литературе;
  • д) подготовку докладов по изученному материалу в старших классах;
  • е) проведение наблюдений по биологии и географии;
  • ж) выполнение практических лабораторных работ по физике, химии и биологии;
  • з) изготовление таблиц, диаграмм и схем по изучаемому материалу и т.д.
  • 3) ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Как самостоятельная форма организации работы появились в конце 60-х г. во время проведения очередной реформы системы образования.

Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе. Факультативы проводятся параллельно с изучением обязательных предметов в форме урока, экскурсии, семинара, дискуссии и т.д.

Факультативные занятия призваны решать задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальности учащихся.

Содержание факультативных занятий представляет собой дополнение к учебной программе. Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы, либо новые темы, не входящие в школьную программу, но связанные с ней.

Специально для слабо успевающих учащихся проводятся дополнительные занятия — сверхпрограммные занятия с одним или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала.

Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируется. Это может быть занятие-консультация, на которой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не понял его на уроке. Время таких занятий может быть и 20 мин., и 1 ч.

Возможно выполнение учащимися самостоятельной работы, по окончании которой они уходят.

4) Другие формы внеклассной учебной работы. Внеклассная работа носит для учащихся добровольный характер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы.

Для их проведения не требуется полного состава класса. В них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов.

К таким формам внеклассной учебной работы относят предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

ПРЕДМЕТНЫЕ КРУЖКИ И НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА создаются на добровольных началах из учащихся одной параллели или, если желающих немного, из учащихся соседних классов (5-6, 7-8 классов и т.д.

) В них входят учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, проведению опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники. Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся.

Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, ознакомление с жизнью и творчеством выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, ВЫСТАВКИ УЧЕНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА — организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (мат., физ., химии, родному и иностранному языку, литературе) и развитию творческих способностей.

Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее: составляется план проведения таких мероприятий в школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает их интерес к учебному предмету.

Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся.

Все перечисленные виды внеурочной работы тесно связаны между собой. При планировании внеурочной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий.

Источник: https://studwood.ru/1762203/pedagogika/vneurochnye_formy_uchebnoy_raboty_razlichnymi_gruppami_obuchayuschihsya_znachenie_poznavatelnoy_deyatelnosti

План внеучебной работы


п/п
Мероприятия Ответственные лица за организацию
и выполнение
Дата
выполнения
  • Привлекаемые
  • сотрудники
  • и студенты
1. Общественно-организационная работа
1 Планирование мероприятий по внеучебной работе ответственный за ВР 20 сентября
2 Организационное собрание со студентами 1 курсов декан ФПИ,
ответственный за ВР
04 сентября зав. кафедрами,
кураторы
3 Собрание со студентами 1 курсов о внеучебной деятельности студентов, клубах и секциях Академии ответственный за ВР сентябрь студенческий клуб, профком студентов, ШСО, ССФ
4 Парад российского студенчества ответственный за ВР 16 сентября студенты 1 курса, кураторы
5 Выборы студенческого актива ответственный за ВР до 22 сентября ССФ
6 Форум сельскохозяйственной молодежи ответственный за ВР 9-11 сентября выпускники
7 Разработка положений о выборе студентов и ППС на звания «Студент года», «Группа года», «Преподаватель года» декан ФПИ,
ответственный за ВР
до 23 октября ССФ
8 Собрание по итогам года. Определение «Студента года» и «Группы года» ответственный за ВР   до 27 октября деканат ФПИ,
ССФ
9 Собрания в учебных группах ответственный за ВР,
кураторы
по мере
необходимости
10 Разработка положения о Студенческом Совете факультета ответственный за ВР до 23 октября ССФ
11 Проведение заседаний Студенческого Совета факультета ответственный за ВР ежеквартально ССФ
12 Анкетирование студентов по вопросам внеучебной работы ответственный за ВР сентябрь, май
13 Обновление галереи творческих работ студентов и преподавателей ответственный за ВР в течение года кураторы, ППС и студенты ФПИ
14 Обновление библиотеки факультета ответственный за ВР в течение года ППС и студенты ФПИ
15 Доклад о деятельности ССФ за учебный год председатель ССФ июнь
16 Отражение Дней рождений студентов и сотрудников факультета редколлегия в течение года
17 Освещение результатов внеучебной работы факультета на информационных стендах и сайте ответственный за ВР в течение года редколлегия
18 Отражение исторических дат  и праздников на информационных стендах редколлегия в течение года учебные группы
2. Трудовое воспитание
1 Проведение субботников по поддержанию порядка и текущего ремонта мебели и оборудования факультета лаборатория кафедр ФПИ в течение года комендант корпуса ФПИ
2 Проведение субботников на Липовой горе ответственный за ВР,
кураторы
по мере
необходимости
3. Спортивная работа
1 Участие в спортивных мероприятиях академии ответственный за ВР, спортивный клуб в течение года ответств. по спортивному направлению студент
2 Занятия в спортивных секциях академии кафедра
физ. воспитания
в течение года
4. Работа по патриотическому воспитанию студентов
1 Лекция о чистоте языка ответственный за ВР октябрь Краснобаев В.А.,
студенты 1 курсов
2 Участие в мероприятиях факультета и академии, посвящённых 1 Мая и Дню Победы ответственный за ВР 1-9 мая ССФ
5. Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, других форм зависимостей от ПАВ, ВИЧ-инфекции среди студентов. Формирование культуры здорового образа жизни
1 Организация бесед по профилактике правонарушений, наркомании,  других форм зависимостей от ПАВ, ВИЧ-инфекции среди студентов ответственный за ВР в течение года
  1. юрисконсульт,
  2. врач мед. пункта,
  3. профком студентов
2 Лекция на тему ответственности ответственный за ВР октябрь Краснобаев В.А.,
студенты 1 курсов
3 Беседа о правах и обязанностях студентов, правилах поведения, учебной дисциплине в Академии декан ФПИ,
ответственный за ВР
октябрь,
март
кураторы
4 Освещение на информационных стендах вопросов, связанных с профилактикой правонарушений редколлегия в течение года ССФ
5 Обучение обучающихся правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве ответственный за ВР, кураторы в течение года
6. Культурно-массовая работа
1 Посвящение в студенты. Выявление талантливых студентов 1-го курса ответственный за ВР 7 сентября ССФ
2 Туристический слет факультетов Академии ответственный за ВР 15 сентября ССФ
3 День первокурсника-2017 ответственный за ВР октябрь
4 День факультета ответственный за ВР,
декан ФПИ
1-2 ноября ССФ
5 Смотр-конкурс художественной самодеятельности «АМИТ-2017» среди студентов первого курса ответственный за ВР ноябрь ССФ студенты ФПИ
6 Новогодний «Капустник» ответственный за ВР декабрь ССФ
7 «Гитарник» ответственный за ВР октябрь, апрель ССФ
8 Фестиваль «Студенческая театральная весна-2018» ответственный за ВР март ССФ
9 Конкурс команд КВН между факультетами ответственный за ВР март ССФ
10 Поздравление выпускников ФПИ-2018 ответственный за ВР июль
  • ССФ, ШСО,
  • спортивный клуб,
  • профком студентов
7. Работа в общежитии
1 Заселение студентов первых курсов в общежития ответственный за ВР сентябрь
2 Обновление списков студентов, проживающих в общежитии ответственный за ВР в течение года
3 Совместные совещания с комендантами общежитий ответственный за ВР по мере
необходимости
4 Смотр-конкурс общежитий ответственный за ВР октябрь
8. Работа с кураторами
1 Закрепление кураторов по учебным группам декан ФПИ,
ответственный за ВР
до 31 августа зав. кафедрами
2 Заслушивание отчетов о работе кураторов декан ФПИ,
ответственный за ВР
в течение года
3 Конкурс на лучшего куратора декан ФПИ,
ответственный за ВР
октябрь-ноябрь
9. Дополнительные мероприятия по предотвращению межнациональных конфликтов
2 Фотоконкурс «Моя малая Родина» ответственный за ВР сентябрь-октябрь КИЦ
2 Проведение встреч со студентами академии в целях популяризации движения студенческих отрядов ответственный за ВР сентябрь,
февраль-март
ШСО

Источник: https://pgsha.ru/faculties/_fpi/nonstudywork/plan/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector